Научная статья на тему 'ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА / ПРОДУКТИВНЫЙ И НЕПРОДУКТИВНЫЙ СПОСОБЫ / АФФИКСАЦИЯ / СЛОВОСЛОЖЕНИЕ / СОКРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова Е. А., Мартышкина М. Я.

В статье рассматриваются грамматические способы словообразования и их становление в истории английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Давыдова Е. А., к.филол.н.

доцент

кафедра «Лингвистики и перевода» ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Мартышкина М. Я. студент 5 курса факультет «Иностранных языков»

Россия, г. Саранск

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В

АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация: в статье рассматриваются грамматические способы словообразования и их становление в истории английского языка.

Ключевые слова: словообразование, производные слова, продуктивный и непродуктивный способы, аффиксация, словосложение, чередование, сокращение.

Keywords: derivation, formative words, productive and unproductive methods, affixation, composition, sound interchange, shortening, abbreviation.

Обычно, говоря о лексическом составе языка, подчеркивают его открытый характер, то есть возможность пополнения новыми единицами, связывая эту возможность, прежде всего, с действующими словообразовательными процессами, или словообразованием. Это, несомненно, верно, ибо словообразование по своей сущности и природе наилучшим образом отвечает потребностям номинации, используя при этом имеющийся в языке запас слов и наименований вообще.

В процессах коммуникации говорящие широко используют возможность составления новых лексических единиц на базе существующих в ответ на постоянно возникающие и расширяющиеся потребности передачи новой информации самого различного плана.

Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими [4, с. 101].

Одной из основных функций словообразования по праву является пополнение словарного состава языка. Словообразование находится на "службе" у грамматики, выполняя ряд коммуникативных функций. Важнейшей из них является перекатегоризация слов, или образование слова с другими частеречными характеристиками (напр., swim 'плавать' — swimming 'плавание', smoke 'курить' - smoking 'курение', move 'двигаться' — movement 'движение' и др.) с целью придания им новых синтаксических ролей [4, с. 82].

Н. Н. Амосова, раскрывая вопрос о механизме использования и комбинации языковых элементов, избираемых для словообразования,

подчёркивает, что ведущим процессом в развитии словарного состава английского языка на всех его этапах было словопроизводство, то есть образование слов из наличествующего словарного материала [1, с. 101].

По мнению Н. Н. Амосовой, преувеличенное внимание к явлениям заимствования слов из других языков и пренебрежение к другим процессам в области словарного состава приводит некоторых лексикологов и историков английского языка к убеждению, что в результате длительного воздействия других языков английский язык претерпел полное перерождение [1, c. 95]. В своей работе «Этимологические основы словарного состава современного английского языка» ей описываются такие словообразовательные приёмы, как аффиксальное словообразование (деривация), словосложение, конверсия, сокращение слов (аббревиация), чередование гласных (аблаут) и чередование (сдвиг) ударения.

По мнению Ефремовой Т. Ф., слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим [3, c. 438].

По утверждению З. А. Харитончик, производящим, мотивирующим выступает слово или более сложная единица, на основе структуры и семантики которой строится новое наименование. С формальной точки зрения она может подвергаться различным операциям: полному повторению звуковой формы, свертыванию исходной формы, развертыванию или расширению структуры за счет специально существующих в языке словообразовательных средств, что позволяет выделить в системе конкретного языка действующие способы словообразования [4, с. 70]. Например, в английском языке прилагательные atomic 'атомный', beautiful 'прекрасный', carpetless 'не покрытый ковром' произведены от соответствующих существительных atom 'атом', beauty 'красота' carpet 'ковер' (ср. рус. партизанить, рыбачить, любопытствовать и другие.) [4, c. 73]. Все рассмотренные единицы производны потому, что они обнаруживают формальную и семантическую зависимость от соответствующих исходных, производящих единиц.

В английском языке исследователи традиционно выделяют продуктивный и непродуктивный способы словообразования. Как продуктивное, так и непродуктивное словообразование основываются на одинаковых методах словообразования: аффиксальное словопроизводство, словосложение и сокращение. К непродуктивному способу относится словообразование при помощи непродуктивных аффиксов, которых признают действительно омертвевшими (например, древние глагольные суффиксы 4е, -е^ именные суффиксы -d, -l (-le), -en, -ing, -kin, -osk, префикс and-) не только потому, что они давно утратили свою словообразовательную силу, но и потому, что они в подавляющем большинстве случаев не осознаются как морфемы (префиксы with-, for-, а-, суффиксы -red, -some и другие). Утратив мотивированность своего присутствия в составе слова, они, если и не сливаются с корнем, превращаются в фактически невыделяемые

морфемы [1, с. 48 - 50].

И. В. Арнольд считает, что под общим названием словообразование (word-building) объединяются очень различные способы обогащения словарного состава языка. Важнейшим из них является морфологический способ, при котором новые слова создаются путём сочетания морфем. Новое слово при этом оформляется и новым звуковым комплексом, то есть новой комбинацией уже существовавших в языке элементов [2, с. 106].

Морфологический способ словообразования в свою очередь подразделяется на несколько подтипов, a именно,

1) Аффиксальное словопроизводство или, как этот способ также называют, аффиксация или деривация (derivation).[2, с. 107] Так, например, слово lucky образовано путем присоединения к непроизводной основе luck суффикса -y, а слово unlucky путем присоединения к производной основе lucky префикса un-. Путем присоединения к производным основам lucky и наречного суффикса -ly образуются соответствующие наречия: luckily, unluckily.

2) Словосложение (composition) - продуктивный способ создания новых слов путем объединения двух или более основ в одно целое [1, c. 107] : black + board = blackboard, ink + pot = inkpot, text + book = textbook.

3) Чередование (sound interchange) - непродуктивный способ словообразования, при котором изменяется фонетический состав корня: bite v., - bit, п.; food, n. - feed v., sing, v. - song, n [2, c. 108].

4) Сокращение (shortening, abbreviation), при котором исходное слово теряет один или несколько звуков: vacation - vac; telephone - phone [2, c. 108].

5) Удвоение (reduplication) с повторением основы: murmur [2, c. 109]. Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что словообразование является крайне важным аспектом языка, и от уровня сформированности навыков словообразования зависит способность общения на иностранном языке.

Ведущие исследователи сходятся во мнении, что аффиксация, конверсия и словосложение — основные способы образования слов в современном английском языке, представленные разветвленной системой словообразовательных моделей.

Использованные источники:

1. Амосова Н. Н. Этимологические основы словарного состава. / Н. Н. Амосова - М. : Изд-во лит. на иностр. яз., 1956. — 218 с.

2. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка : Учебное пособие / И. В. Арнольд. - 2-е изд., перераб. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. -376 с.

3. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. - 658с. 4. Харитончик З. А. Лексикология английского языка / З. А. Харитончик - Мн.: Вышэйшая школа, 1992. - 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.