Научная статья на тему 'ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА / ПРОДУКТИВНЫЙ И НЕПРОДУКТИВНЫЙ СПОСОБЫ / АФФИКСАЦИЯ / СЛОВОСЛОЖЕНИЕ / СОКРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова Е.А., Мартышкина М.Я.

В статье рассматриваются грамматические способы словообразования и их становление в истории английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

пособие. - Челябинск: Взгляд, 2011.

4. Перфильева Л.П., Трапезникова Т.В., Шаульская Е.Л., Выдрина Ю. А. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие. - Челябинск: Взгляд, 2011.

5. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей. - Челябинск: ЮУРГУ, 2012.

6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. - СПб.: Наука, 2011.

7. Юревич Е.И. Основы робототехники. - Ленинград: "Машиностроение, ленинградское отделение", 1985.

Давыдова Е. А., к.филол.н.

доцент

кафедра «Лингвистики и перевода» ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Мартышкина М. Я. студент 5 курса факультет «Иностранных языков»

Россия, г. Саранск ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В

АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Аннотация: в статье рассматриваются грамматические способы словообразования и их становление в истории английского языка.

Ключевые слова: словообразование, производные слова, продуктивный и непродуктивный способы, аффиксация, словосложение, чередование, сокращение.

Keywords: derivation, formative words, productive and unproductive methods, affixation, composition, sound interchange, shortening, abbreviation.

Обычно, говоря о лексическом составе языка, подчеркивают его открытый характер, то есть возможность пополнения новыми единицами, связывая эту возможность, прежде всего, с действующими словообразовательными процессами, или словообразованием. Это, несомненно, верно, ибо словообразование по своей сущности и природе наилучшим образом отвечает потребностям номинации, используя при этом имеющийся в языке запас слов и наименований вообще.

В процессах коммуникации говорящие широко используют возможность составления новых лексических единиц на базе существующих в ответ на постоянно возникающие и расширяющиеся потребности передачи новой информации самого различного плана.

Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных

словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими [4, с. 101].

Одной из основных функций словообразования по праву является пополнение словарного состава языка. Словообразование находится на "службе" у грамматики, выполняя ряд коммуникативных функций. Важнейшей из них является перекатегоризация слов, или образование слова с другими частеречными характеристиками (напр., swim 'плавать' — swimming 'плавание', smoke 'курить' - smoking 'курение', move 'двигаться' — movement 'движение' и др.) с целью придания им новых синтаксических ролей [4, с. 82].

Н. Н. Амосова, раскрывая вопрос о механизме использования и комбинации языковых элементов, избираемых для словообразования, подчёркивает, что ведущим процессом в развитии словарного состава английского языка на всех его этапах было словопроизводство, то есть образование слов из наличествующего словарного материала [1, с. 101].

По мнению Н. Н. Амосовой, преувеличенное внимание к явлениям заимствования слов из других языков и пренебрежение к другим процессам в области словарного состава приводит некоторых лексикологов и историков английского языка к убеждению, что в результате длительного воздействия других языков английский язык претерпел полное перерождение [1, с. 95]. В своей работе «Этимологические основы словарного состава современного английского языка» ей описываются такие словообразовательные приёмы, как аффиксальное словообразование (деривация), словосложение, конверсия, сокращение слов (аббревиация), чередование гласных (аблаут) и чередование (сдвиг) ударения.

По мнению Ефремовой Т. Ф., слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим [3, с. 438].

По утверждению З. А. Харитончик, производящим, мотивирующим выступает слово или более сложная единица, на основе структуры и семантики которой строится новое наименование. С формальной точки зрения она может подвергаться различным операциям: полному повторению звуковой формы, свертыванию исходной формы, развертыванию или расширению структуры за счет специально существующих в языке словообразовательных средств, что позволяет выделить в системе конкретного языка действующие способы словообразования [4, с. 70]. Например, в английском языке прилагательные atomic 'атомный', beautiful 'прекрасный', carpetless 'не покрытый ковром' произведены от соответствующих существительных atom 'атом', beauty 'красота' carpet 'ковер' (ср. рус. партизанить, рыбачить, любопытствовать и другие.) [4, с. 73]. Все рассмотренные единицы производны потому, что они обнаруживают формальную и семантическую зависимость от соответствующих исходных, производящих единиц.

В английском языке исследователи традиционно выделяют

продуктивный и непродуктивный способы словообразования. Как продуктивное, так и непродуктивное словообразование основываются на одинаковых методах словообразования: аффиксальное словопроизводство, словосложение и сокращение. К непродуктивному способу относится словообразование при помощи непродуктивных аффиксов, которых признают действительно омертвевшими (например, древние глагольные суффиксы -1е, -ег, именные суффиксы -d, -l (-le), -en, -ing, -kin, -osk, префикс and-) не только потому, что они давно утратили свою словообразовательную силу, но и потому, что они в подавляющем большинстве случаев не осознаются как морфемы (префиксы with-, for-, а-, суффиксы -red, -some и другие). Утратив мотивированность своего присутствия в составе слова, они, если и не сливаются с корнем, превращаются в фактически невыделяемые морфемы [1, с. 48 - 50].

И. В. Арнольд считает, что под общим названием словообразование (word-building) объединяются очень различные способы обогащения словарного состава языка. Важнейшим из них является морфологический способ, при котором новые слова создаются путём сочетания морфем. Новое слово при этом оформляется и новым звуковым комплексом, то есть новой комбинацией уже существовавших в языке элементов [2, c. 106].

Морфологический способ словообразования в свою очередь подразделяется на несколько подтипов, a именно,

1) Аффиксальное словопроизводство или, как этот способ также называют, аффиксация или деривация (derivation).[2, c. 107] Так, например, слово lucky образовано путем присоединения к непроизводной основе luck суффикса -y, а слово unlucky путем присоединения к производной основе lucky префикса un-. Путем присоединения к производным основам lucky и наречного суффикса -ly образуются соответствующие наречия: luckily, unluckily.

2) Словосложение (composition) - продуктивный способ создания новых слов путем объединения двух или более основ в одно целое [1, c. 107] : black + board = blackboard, ink + pot = inkpot, text + book = textbook.

3) Чередование (sound interchange) - непродуктивный способ словообразования, при котором изменяется фонетический состав корня: bite v., - bit, п.; food, n. - feed v., sing, v. - song, n [2, c. 108].

4) Сокращение (shortening, abbreviation), при котором исходное слово теряет один или несколько звуков: vacation - vac; telephone - phone [2, c. 108].

5) Удвоение (reduplication) с повторением основы: murmur [2, c. 109].

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что словообразование

является крайне важным аспектом языка, и от уровня сформированности навыков словообразования зависит способность общения на иностранном языке.

Ведущие исследователи сходятся во мнении, что аффиксация, конверсия и словосложение — основные способы образования слов в современном английском языке, представленные разветвленной системой

словообразовательных моделей.

Использованные источники:

1. Амосова Н. Н. Этимологические основы словарного состава. / Н. Н. Амосова - М. : Изд-во лит. на иностр. яз., 1956. — 218 с.

2. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка : Учебное пособие / И. В. Арнольд. - 2-е изд., перераб. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. -376 с.

3. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. - 658с.

4. Харитончик З. А. Лексикология английского языка / З. А. Харитончик -Мн.: Вышэйшая школа, 1992. - 197 с.

Жегульская Ю. В., к.педаг.н.

доцент

кафедра социально-культурной деятельности Кемеровский государственный институт культуры

Россия, г. Кемерово

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Представлены итоги научно-методической конференции по вопросам взаимодействия вуза культуры с работодателями в целях обеспечения соответствия профессионального образования потребностям сферы культуры и искусства, прошедшей в КемГИК 6 - 19 февраля 2016 г. Краткий отчет о работе секций.

Ключевые слова: вузы культуры, высшее гуманитарное и художественное образование, образовательные программы, образовательные стандарты, научно-методическая конференция, работодатели, целевая подготовка кадров сферы культуры и искусства.

SCIENTIFIC METHODOLOGY CONFERENCE "COLLABORATION WITH EMPLOYERS IN IMPLEMENTATION OF CURRICULA FOR HIGHER EDUCATION"

This is the summary of the Scientific Methodology Conference on the interaction of the university of culture with employers in order to ensure the vocational training needs of the sphere of culture and art, held in KemSUC (Kemerovo State University of Culture) from February 6 to February 19, 2016. It contains the conference program, the summary of the sections and the information about conference participants.

Keywords: universities of culture, higher humanitarian and art education, curricula, educational standards, scientific methodology conference, employers, staff training and development for the sphere of culture and art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.