Научная статья на тему 'Исследование проблемы насилия в подростковой среде'

Исследование проблемы насилия в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
778
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PHYSICAL VIOLENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / EMOTIONAL VIOLENCE / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е.Г., Мацуева М.А.

В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, виды насилия в подростковой среде и характеристики участников насильственных действий. Подведены итоги проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE PROBLEM OF VIOLENCE IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

The article examines the characteristics of adolescence, the types of violence in the teenage environment and the characteristics of participants in violent actions. The results of the conducted research are summarized

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы насилия в подростковой среде»

Современное развитие общества создает продвинутых посетителей, которые привыкли пользоваться новыми технологиями и жить в интерактивном пространстве. Поэтому музею важно обращать внимание на создание интерактивных экспозиций с сенсорными дисплеями, мультимедийными программами, электронными экскурсоводами, виртуальными панорамами и интерактивными электронными книгами отзывов.

Интерактивные формы работы музея с аудиторией предполагают самостоятельную активность зрителей, способствующую творческому закреплению знаний. Интерактивная форма работы берет свое начала за рубежом в 1960-е годы при участии швейцарского психолога Ж. Пиаже. Суть ее заключена в тезисе «знать предмет - значит действовать с ним». Российские музеи начинают осваивать интерактивные технологии с 1990-х годов.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Современный музей в идеальном варианте - это эффективная практическая работа со всеми категориями посетителей: от детсадовского возраста до возраста пенсионного. Сделать образовательный, познавательный и развлекательный процесс, основанный на музейно-педагогических принципах и методах, непрерывным и полезным для посетителей - трудная задача, которая решается в настоящее время в музеях России и мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1965.-87 с.

2. Грусман В. М. Становление и развитие социально культурной функции российских музеев. - СПб.:РЭМ, 2001. -182с.

3. Копылов Е.Ф. Окрик памяти. Книга вторая. - Тюмень, 2001.-352с.

4. Лапин Н. И. Культурные ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические

исследования. - 1994. - №5. - С. 3-8.

5. Мышева Т.П. Музей в пространстве культуры. Сб. науч. тр. «Теоретические и практические проблемы социальной педа-

гогики». - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пединститута, 1992. - С. 48-57.

6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте Дис. ... канд. пед. наук.

Таганрог, 2008. 194 с.

7. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - К» 4. - С. 27-34.

8.Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде. Сб. матер. / Под ред. В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса, В.Ф.Вишняковой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2004.-Вып. 14.- С. 45-47.

9. Разгон А.М. Место музееведения в системе наук // Музей и современность.-М., 1986.- С.67 -88.

10. Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. М., 1997. - С. 213 -227.

Е.Г. Петрова, М.А. Мацуева ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, виды насилия в подростковой среде и характеристики участников насильственных действий. Подведены итоги проведенного исследования.

Ключевые слова. Насилие, физическое насилие, эмоциональное насилие, подростковый возраст.

E.G. Petrova, M.A. Matsueva

INVESTIGATION OF THE PROBLEM OF VIOLENCE IN THE ADOLESCENT

ENVIRONMENT

Annotation. The article examines the characteristics of adolescence, the types of violence in the teenage environment and the characteristics of participants in violent actions. The results of the conducted research are summarized.

Key words: Violence, physical violence, emotional violence, adolescence.

Подростковый период - период от 11-12 до 14-15 лет. Этот период нередко именуют критическим, переходным, тем самым подчеркивают трудности личного развития самого ребенка.

У детей данного возраста отмечается бурный физический рост организма, который выражается в резком изменении показателей роста и веса, что сопровождается скачками пропорций тела. Организм растет неравномерно: сначала "взрослых" размеров достигают голова, кисти рук и ступни, потом конечности, удлиняются руки и ноги, и только потом размеры увеличивает туловище.

Отмечается интенсивный рост костей, прибавка в росте составляет рекордные 4-7 см в год, рост скелета опережает развитие мускулатуры. Это, естественно, приводит к определенной непропорциональности тела и всем знакомой подростковой неуклюжести и угловатости. Дети в такой период нередко осознают себя некрасивыми, неловкими, неумелыми, несовершенными в моторике.

В пубертатном периоде именно в связи с таким интенсивным физическим развитием подростка появляются перебои в функционировании различных физиологических систем: сердечнососудистой, органов дыхания, эндокринной, выделительной. Это объясняет перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые могут приводить к резким изменениям состояния ребенка, а также к лабильности эмоционально-аффективной сферы.

Наблюдается неуравновешенность в функционировании процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Преобладают процессы возбуждения, которые приводят к повышенной возбудимости, вспыльчивости, аффективным бурным реакциям, сильным реакциям на тревожащие действия, после которых резко наступает упадок сил и апатия.

В среднем у девочек прыжок роста и остальные биологические конфигурации происходят на два года раньше, чем у мальчиков. Как правило, пик физиологического развития у мальчиков приходится на 14 лет, а у девочек на 12 лет [1,2,3,4,6].

В подростковой среде на фоне подобных особенностей возрастного развития резко увеличивается частотность случаев агрессивного поведения, связанного с насилием. в нашей работе прежде всего мы обращаемся к феномену эмоционального насилия.

К видам эмоционального насилия относятся:

• насмешки, издевательство, изобретение оскорбительных и уничижительных кличек, субъективные негативные оценки, высмеивание, унизительные действия на глазах свидетелей и пр.;

• отторжение, изоляция, бойкот, игнорирование жертвы, ее попыток включиться в общение, ее эмоций и действий.

К подобному виду насилия можно отнести и шантаж, который чаще всего связан с угрозой выставить жертву в нелицеприятном виде, раскрыть какую-то постыдную тайну, публично опозорить, рассказать что-то запретное друзьям или взрослым [5].

Вербальная форма агрессивного поведения чаще используется подростками в межличностном общении. Причем часто обзывают или оскорбляют не только самого ребенка, но и его вещи, одежду, увлечения, близких и родных ему людей. Последнее, пожалуй, ранит ребенка больнее, чем собственное прозвище.

Существуют гендерные закономерности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Как правило, мальчики бывают организаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки больше в целом атакуют девочек, а в случае травли мальчика они или делят единую точку зрения, или даже принимаются защищать изгоя. Больше всего в основе преследования кого-либо лежит желание самоутвердиться, выделиться. Весьма нечасто травля - это итог индивидуальной мести за что-либо.

Чаще всего инициаторами агрессивного поведения, направленного на сверстника, становятся:

• активные, инициативные, амбициозные подростки, претендующие на место лидера в классе;

• школьники в повышенной агрессивностью, выбравшие для самоутверждения безответную жертву;

• подростки, желающие любой ценой добиться внимания сверстников, быть центром компании;

• дети, воспитанные с чувством собственного превосходства над окружающими;

• психопатические личности, не способные чувствовать эмоции других людей, не способные к состраданию;

• максималисты, непримиримые идеалисты, не способные идти на компромисс (это характерная черта многих подростков).

Зачинщиков отличает следующее:

• завышенная самооценка и высокий уровень притязания;

• патологическое стремление любой ценой быть в центре внимания;

• стремление достичь справедливости.

Остальные участники агрессивных действий имеют различные мотивы для поддержания организованной травли сверстников.

Во-первых, большая часть детей подчиняется группе, не оценивая критически собственные действия, испытывая в сплоченной группе деиндивидуализацию, размытое чувство ответственности за происходящее, что является общим психологическим феноменом для человека в группе, а у

подростка усиливается в силу возрастных особенностей и низкого уровня абстрактного мышления и морального сознания.

Во-вторых, некоторые участвуют в подобных акциях в надежде завоевать расположение лидера класса.

В-третьих, некоторые воспринимают подобное поведение как развлечение, игру, не принимая в расчет чувства жертвы.

В-четвертых, часть подростков травят изгоя из страха самому оказаться в роли жертвы, это обычно дети, сомневающиеся в собственном статусе и ищущие одобрения группы.

Наконец, есть дети, самоутверждающиеся за счет агрессивного поведения. Имея власть над кем-то боле слабым, они сами проживают свою неуверенность, слабость, неуспех, чувство незащищенности.

Интересно проследить типичные характеристики жертвы. В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть находящихся вокруг, вызвать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами ребята с очевидными трудностями. Скорее всего, подвергнется агрессии со стороны сверстников ребенок:

• с нестандартной, необычной внешностью (шрамы, непривычный цвет кожи, физический дефект);

• страдающий заболеваниями с неприятными проявлениями (например, страдающий энурезом либо энкопорезом (недержанием мочи и кала));

• тихий, застенчивый, беззащитный, не способный дать отпор;

• отличающийся внешне от большинства сверстников, неопрятный, грязный, неряшливый;

• занимающий в учебной деятельности крайнюю позицию (либо хронически неуспевающий, либо «круглый» отличник),

• имеющий сложности в коммуникации.

Отвергаемые ребята могут отличаться как низкой самооценкой и низким уровнем притязания, так и повышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно возвышенно по тем характеристикам, по которым они, несомненно, менее успешны, чем их одноклассники (к примеру, по числу приятелей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом уверены, что окружающие их недооценивают (родители или педагоги считают их менее удачными в учебе либо имеющими меньше приятелей, чем на самом деле).

Претендуя на значительную успешность (стремясь являться наиболее лучшими по абсолютно всем характеристикам), подобные ребята в процессе выполнения теста на определение уровня притязания (решение задач различной сложности с помощью матриц Равена) зачастую выбирают сложные задачи, а уже после провала выбирают ещё наиболее трудные задачи [7,8].

На основании изученного материала нами была разработана анкета для выявления отношения респондентов к насилию, наличия у них личного опыта, связанного с насилием, и результатов рефлексии по поводу собственного участия в ситуациях, связанных с насилием. Было проведено исследование в МОБУ СОШ г. Таганрога. Было опрошено 117 человек - 76 девочек и 41 мальчик -в возрасте от 1 1 до 15 лет. Результаты нашего исследования представлены на следующих диаграммах.

Источники информирования о насилии

Интернет. 24»

Нине 13%

.Газеты

Рис.1. Источники получения информации о насилии.

Как мы видим, больше 50% информационного потока о насилии приходится на СМИ (24% телевидение, 13% кино и 24% интернет). Следующим по значимости источником является круг общения сверстников (11%).

Рис.2. Отношение к насилию. Интересно, сто при подавляющем большинстве возмущенных случаями насилия бороться с ним, предпринимать что-либо для изменения ситуации готова только треть опрошенных (61% против 33%).

Применялосьли к Вам насилие?

Рис.3. Личный опыт переживания насильственных действий. Не может не тревожить тот факт, что признаются в том, что испытали по отношению к себе насилие практически половина опрошенных подростков.

Рис.4. Характеристика школьного насилия.

Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?

Рис.5. Переживание личного опыта школьного насилия. При этом в школе треть детей испытывала на себе эмоциональное насилие. И почти все случаи были персонифицированы, т. е. связаны с определенным лицом.

Испытывали ли Бы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, сверстников, взрослых?

Да

Нет

82%

Рис.6. Источники насильственных действий. Одновременно жестоким обращением подростки признают не любой случай насилия. По все видимости, эмоциональное насилие, как и насилие вообще, имеет для детей свои степени проявления и отличается по уровню проявленной жестокости.

Пыталисьли Вы себя защитить?

Да

12%

Нет /

88%

Рис.7. Поведение жертвы.

Как мы уже видели выше, активно противодействовать насилию готов только каждый третий. Тревожит тот факт, что защищать себя готов только каждый 9-й подросток. Интересно выяснить, связано это с позицией жертвы и нежеланием обострять отношения, которые и так складываются неблагополучно, или с особенностями и статусом нападающего.

Сталкивались ли Вы с домашним насилием и в какой форме?

5%

Рис.8. Представленность семейного насилия. Почти половина опрошенных имеет представление о домашнем насилии, причем почти четверть сама является жертвами.

Рис.9. Характеристика семейного насилия. Типичными жертвами домашнего насилия являются женщины и дети, определенный процент жертв - это животные. К отцу и пожилым родственникам насилия, по результатам опроса, не применялось в семьях респондентов.

Рис.10. Посредничество при насилии. Попытки и желание защитить жертв насилия касаются каждого опрошенного.

Какие чувства Вы испытывали, наблюдая жестокое обращение?

5% Ужас цч

11%

Рис.11. Эмоциональные реакции на насилие.

Как мы можем видеть, сама ситуация насилия, даже если она не относится напрямую к опрашиваемому, вызывает целую гамму негативных эмоций (13% страх, 13% злоба, 13% подавленность, 11% ужас и 11% незащищенность). Каждый пятый испытывает по отношению к жертвам сострадание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кому Вы могли бы рассказать о ситуации, связанной с жестоким обращением?

Рис.1 2. Информационное поле насильственных действий.

Интересным является распределение тех людей, к которым может обратиться жертва насилия. Большинство подростков (33%) поделятся со сверстниками, с друзьями, четверть обратится к родителям. Жаль, что учителям и специалистам не доверяет большинство школьников, а ведь значительная часть случаев насилия связана со щколой и домом, и тут нужен независимый объективный помощник, эксперт, специалист. Им бы мог стать психолог, социальный работник, врач.

Делились ли с Вами друзья, одноклассники, другие дети перенесенным насилием?

Рис.13. Круг общения жертвы насилия. Как мы видим, и в этом случае друзья представляются наиболее надежными собеседниками и помощниками, хотя их влияние на ситуацию насилия представляется ограниченным.

Рис.14. Участие в ситуациях, связанных с насилием. Нередки случаи насилия и среди сверстников, дети достаточно откровенно признаются, что бывали не только в позиции жертвы, но и сами были инициатором насилия.

Рис.15. Анализ видов насилия. Интересно, что сами респонденты классифицируют свое насилие по отношению к другим людям, а следовательно, достаточно хорошо понимают специфику различных форм насильственных действий.

1-Избиение, побои, таскание за волосы; 2-Толкание, щипки; 3-Принуждение к принятию алкоголя; 4-Принуждение к принятию наркотиков; 5-Угрозы, запугивание; 6-Запрет встречаться с родными, друзьями; препятствия в общении с ними; 7-Отказ в деньгах для приобретения жизненно

Рис.16. Оценка насильственных действий .

Как мы можем видеть, случаи насилия нередки в подростковой среде. Половина ре спонден-тов считают себя жертвами насильственных дейсавий, более 70% опрошенных является зачинщиками или исполнителями насилия по отношению к сверстникам. При этом в качестве защитника не выступал ни один опроше нный. Тревожным представляется факт риспространения насилия не только в среде подростков, но и в семье и в образовательных учреждениях, причем эмоциональное насилие в разы превосходит физическое. Как можно увидеть из анализа результатов анкетирования, насилие вызывает бурнлге эмоцаональные реакоии у всех участников насильственных дейст-

вий, однако реальное поведение подростков по защите себя или других от насилия не соответствует их желаниям и отношению.

Огромное влияние на поступки подростка оказывает группа ровесников, с которыми он общается, особенно одноклассников. С возрастом данное влияние становится все более сильным, в частности у школьников. При этом подростки наиболее решительно предъявляют требования членам собственной группы и добиваются их исполнения более сурово, нежели старшие в своей среде. Достойное положение в группе ровесников, дающее подростку моральное удовольствие, — важное обстоятельство его обычного психического развития.

Выяснить предпосылки отклоняющегося поведения ученика в коллективе не так уж легко. Зачастую ученик скрывает настоящие мотивы своего поведения. Таким образом, отстающий ученик, для того чтобы избежать эпитетов «тупой», «слабый», «неспособный», зачастую изображает хулигана, лодыря либо клоуна.

Данное исследование было проведено на сравнительно небольшой выборке, однако в планах осуществить более широкое изучение этой темы, так как в настоящий момент времени она весьма злободневна. Интересно было бы провести сравнительный гендерный анализ агрессивного поведения и отношения к насилию, а также сравнить поведение младших и старших подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.

3. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.

4. Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.

5. Петрова Е.Г. Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде/ Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2015. — № 2. — С. 283-288.

6. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 814 с.

7. Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — .№20. — С. 626-631. — URL https://moluch.ru/archive/124/33987/ (дата обращения: 15.03.2018).

8. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.

Н.Е. Поляничко

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СТАТУС ШКОЛЫ И СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РДШ (опыт Ростовской области)

Аннотация. В статье представлен опыт Ростовской области по оптимизации работы с образовательными организациями региона, реализующими направления деятельности Российского движения школьников.

Ключевые слова: образовательная организация, Российское движение школьников, Ростовская область.

N. E. Polyanichko

OPTIMIZATION OF WORK WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE STATUS OF

THE SCHOOL AND DEGREE OF PARTICIPATION IN IMPLEMENTATION OF DIRECTIONS OF ACTIVITY RDS (the experience of the Rostov region)

Abstract.The article presents the experience of Rostov region on optimization of work with educational organizations implementing Russian Movement of Schoolchildren activities.

Keywords: educational organizations, Russian Movement of Schoolchildren, Rostov region.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу Президентом Российской Федерации издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»1. (№ 536 от 29 октября 2015 г.)

1 https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.