Научная статья на тему 'Проблема насилия в современной школе Германии'

Проблема насилия в современной школе Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
418
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВОЕ НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ / ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ / ТРОЛЛИНГ / МАССОВАЯ ССОРА / ЗАПУГИВАНИЕ / ТРАВЛЯ / СПЛЕТНИ / ПРОВОКАЦИЯ / VIOLENCE IN SCHOOL / DEVIANT BEHAVIOR / PHYSICAL AND EMOTIONAL VIOLENCE / VIOLENCE ON THE INTERNET / NETWORK VIOLENCE / VIOLENCE IN CYBERSPACE / PREVENTION OF SCHOOL VIOLENCE / TROLLING / MASS QUARREL / INTIMIDATION / BULLYING / GOSSIPING / PROVOCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурдыкина Наталья Николаевна

В статье представлен аналитический обзор работ немецких исследователей по проблеме насилия в современных школах Германии; выявлены формы и причины проявления детской агрессии, а также охарактеризованы рекомендации немецких ученых по профилактике насильственных действий учащихся в школе. Немецкие авторы выделяют физическое насилие в школе, которое проявляется в форме преднамеренных нападений, включая применение оружия; групповых нападений; сексуальных посягательств; избиений; ударов. Эмоциональное насилие часто имеет форму различных насмешек, навешивания ярлыков и кличек, необъективных замечаний, публичных унижений, остракизма и изоляции ученика. Явные виды насилия менее опасны по сравнению с латентными, так как последние не сразу попадают в поле зрения учителя и могут продолжаться длительное время, вызывая постоянное эмоциональное напряжение жертвы и снижая ее самооценку. Информационные технологии способствовали появлению нового вида насилия в школьной среде, которое именуется в научных исследованиях немецких авторов сетевым насилием, насилием в сети Интернет, насилием в киберпространстве. Наиболее распространенными формами сетевого насилия немецкие ученые считают троллинг, массовую ссору, запугивание, травлю, сплетни, провокацию. Главными причинами насилия в школе ученые считают неблагоприятную атмосферу в семье, пагубное воздействие средств массовой информации и молодежных субкультур на поведение ребенка, наличие учеников-мигрантов в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF VIOLENCE IN THE MODERN SCHOOL OF GERMANY

The article presents an analytical review of the works of German researchers on the problem of violence in modern German schools; identifies the forms and causes of manifestations of children's aggression, as well as the recommendations of the German scientists on the prevention of violent acts of students in school. The German authors highlight physical violence at school, which manifests itself in the form of deliberate attacks, including the use of weapons; group attacks; sexual assault; beatings; and assaults. Emotional abuse often has different forms of ridicule, name-calling and nicknames, biased comments, public humiliation, ostracism and isolation of the student. Explicit types of violence are less dangerous than latent ones, since the latter are not immediately visible to the teacher and can last for a long time, causing constant emotional stress to the victim and reducing her self-esteem. Information technologies have contributed to the emergence of a new type of violence in the school environment, which is called in the scientific research of German authors network violence, violence on the Internet, violence in cyberspace. German scientists believe that trolling, mass quarrel, intimidation, bullying, gossip, provocation belong to the most common forms of network violence. The scientists believe that the main causes of violence at school are the unfavorable atmosphere in the family, the harmful impact of the media and youth subcultures on the behavior of the child, the presence of migrant students in the classroom.

Текст научной работы на тему «Проблема насилия в современной школе Германии»

Burdykina Natalia Nikolaevna THE PROBLEM OF VIOLENCE ..

pedagogical sciences

УДК 376.5

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ

© 2018

Бурдыкина Наталья Николаевна, учитель иностранных языков

Волгоградский медицинский колледж (400064, Россия, Волгоград, улица Репина, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор работ немецких исследователей по проблеме насилия в современных школах Германии; выявлены формы и причины проявления детской агрессии, а также охарактеризованы рекомендации немецких ученых по профилактике насильственных действий учащихся в школе. Немецкие авторы выделяют физическое насилие в школе, которое проявляется в форме преднамеренных нападений, включая применение оружия; групповых нападений; сексуальных посягательств; избиений; ударов. Эмоциональное насилие часто имеет форму различных насмешек, навешивания ярлыков и кличек, необъективных замечаний, публичных унижений, остракизма и изоляции ученика. Явные виды насилия менее опасны по сравнению с латентными, так как последние не сразу попадают в поле зрения учителя и могут продолжаться длительное время, вызывая постоянное эмоциональное напряжение жертвы и снижая ее самооценку. Информационные технологии способствовали появлению нового вида насилия в школьной среде, которое именуется в научных исследованиях немецких авторов сетевым насилием, насилием в сети Интернет, насилием в киберпространстве. Наиболее распространенными формами сетевого насилия немецкие ученые считают троллинг, массовую ссору, запугивание, травлю, сплетни, провокацию. Главными причинами насилия в школе ученые считают неблагоприятную атмосферу в семье, пагубное воздействие средств массовой информации и молодежных субкультур на поведение ребенка, наличие учеников-мигрантов в классе.

Ключевые слова: насилие в школе, девиантное поведение, физическое и эмоциональное насилие, насилие в сети Интернет, сетевое насилие, насилие в киберпространстве, профилактика школьного насилия, троллинг, массовая ссора, запугивание, травля, сплетни, провокация.

THE PROBLEM OF VIOLENCE IN THE MODERN SCHOOL OF GERMANY

© 2018

Burdykina Natalia Nikolaevna, a foreign languages teacher

Volgograd Medical College (400064, Russia, Volgograd, Repina str., 7, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents an analytical review of the works of German researchers on the problem of violence in modern German schools; identifies the forms and causes of manifestations of children's aggression, as well as the recommendations of the German scientists on the prevention of violent acts of students in school. The German authors highlight physical violence at school, which manifests itself in the form of deliberate attacks, including the use of weapons; group attacks; sexual assault; beatings; and assaults. Emotional abuse often has different forms of ridicule, name-calling and nicknames, biased comments, public humiliation, ostracism and isolation of the student. Explicit types of violence are less dangerous than latent ones, since the latter are not immediately visible to the teacher and can last for a long time, causing constant emotional stress to the victim and reducing her self-esteem. Information technologies have contributed to the emergence of a new type of violence in the school environment, which is called in the scientific research of German authors network violence, violence on the Internet, violence in cyberspace. German scientists believe that trolling, mass quarrel, intimidation, bullying, gossip, provocation belong to the most common forms of network violence. The scientists believe that the main causes of violence at school are the unfavorable atmosphere in the family, the harmful impact of the media and youth subcultures on the behavior of the child, the presence of migrant students in the classroom.

Keywords: violence in school, deviant behavior, physical and emotional violence, violence on the Internet, network violence, violence in cyberspace, prevention of school violence, trolling, mass quarrel, intimidation, bullying, gossiping, provocation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Насилие в школьной среде относится к проблемам, которые привлекают внимание педагогической общественности и родителей во многих странах мира. Германия в данном случае не является исключением. Статья представляет аналитический обзор исследований современных немецких ученых проблемы насилия в школе.

Данная проблема начала активно обсуждаться на страницах немецкой научной печати в 1970-1980-е годы, но главным образом она затрагивала случаи нарушения школьной дисциплины и вандализма [1, 2]. В 1990-е годы характер исследований заметно изменился. Педагогическая общественность и родители высказывали серьезное беспокойство по поводу проявления случаев насилия в школе, при этом учащиеся начальных и средних школ рассматривались учеными не только в качестве жертв насилия, но и правонарушителей [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Немецкие исследователи (М. Фукс (M. Fuchs), М. Брустен (M. Brüsten), К. Харельман (K. Hurrelmann)) оценивают насилие в школах как делинквентное поведение молодежи, которое нарушает общие социальные правила [1, 3]. В целом, насилие в школе рассматривается немецкими авторами

как серьезная социальная проблема, поскольку, если преступность среди несовершеннолетних начинает проникать в один из главных институтов социализации -школу, будущее нации находится под угрозой, так как учащиеся, воспитанные в такой среде, будут усваивать насильственные модели поведения в качестве нормы.

Обратимся к определению основного понятия, заявленного в теме статьи - «насилие в школе» (нем. «Gewalt in der Schule»). В научных публикациях по этой теме авторы по-разному характеризуют данное понятие. «Насилием в школе» или «школьным насилием» немецкие ученые в целом называют такое поведение, которое характеризуется применением физической силы или эмоционального давления по отношению к учащимся со стороны сверстников или учителей. К видам физического насилия относятся «преднамеренные физические нападения, включая использование оружия» [3, 4]; «групповое нападение» [5]; «сексуальные посягательства, избиения, нанесение ударов, шлепков и т.п.» [6]. Эмоциональное насилие характеризуется «различными насмешками, навешиванием ярлыков, кличек» [2]; «необъективными замечаниями, публичным унижением» [5]; «остракизмом и изоляцией ученика» [7].

В дополнение к отсутствию единой трактовки понятия «школьного насилия», среди немецких ученых нет консенсуса относительно определения лиц, виновных в совершении подобных действий, а также лиц, которые

педагогические науки

Бурдыкина Наталья Николаевна ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ ...

несут ответственность за случаи насилия в немецких школах [8]. Следует подчеркнуть, что данные статистики по этому вопросу являются неточными, так как большинство проанализированных исследований приводят статистику случаев проявления насилия только в стенах школы; насильственное поведение учащихся вне школы не учитывается [9]. Большинство авторов определений понятия «насилие в школе» разделяют общую идею, согласно которой насилие приводит к причинению физического или психологического вреда или ущерба потерпевшему. При этом в подходах авторов отсутствует четкое разграничение между физическими и психологическими видами насилия, так как оба вида воздействия могут нанести тяжелую травму выбранной «жертве».

Большинство исследований начала 1990-х годов касалось масштабов насилия в школах Германии, с тем, чтобы дополнить информацию из СМИ эмпирическими данными о распространенности подобных случаев в школах. Как следствие, исследования того периода не опирались на теоретические концепции, рассматривались вне связи с исследованиями данной проблемы в психологии, социологии и других областях знания, поэтому не содержали научного обоснования причин такого поведения учащихся.

Со временем ситуация изменилась и с начала 2000-х гг. эмпирические исследования данной проблемы активно проводятся на междисциплинарном уровне, учитывая данные из области психологии, социологии, криминологии, медицины и др. [10]. К примеру, криминология и социологические исследования фокусируются на индивидуальных, контекстуальных и социальных причинах школьного насилия и рассматривают случаи, не относящиеся к уголовному праву. Кроме того, эта группа исследований способствовала научному представлению проблемы школьного насилия среди сверстников, а также анализировала социально-экономические причины такого поведения школьников. В результате учеными были выявлены группы учащихся, которые несут ответственность за значительную долю зарегистрированных случаев насилия в школе - несовершеннолетние ученики мужского пола из неблагополучных социальных слоев [8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является выявление форм и причин проявления детской агрессии, а также характеристика рекомендаций немецких ученых по профилактике насильственных действий учащихся в школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно мнению немецких учителей и родителей, в 2000-х гг. случаи насильственных действий в школьной среде между учениками и их интенсивность увеличились по сравнению с 1990-ми гг. [11]. Виды насилия, по результатам опросов учащихся и учителей, весьма разнообразны: от явных проявлений до латентных. Последние, как считают психологи, являются не менее опасными, так как они могут продолжаться в течение длительного периода и не сразу попадают в поле зрения учителя. При этом «жертва» не всегда признается, что терпит издевательства и унижения от сверстников, которые способствуют постоянному эмоциональному напряжению и снижению самооценки [6]. Изменилась и гендерная идентичность обидчиков: по данным исследований 1990-х гг., более половины участников насильственных действий были мальчики, с начала XXI в. их ряды пополнились девочками, которые отличались не меньшей агрессивностью и изобретательностью по отношению к выбранной «жертве».

Развитие информационных технологий в XXI в. способствовало появлению нового вида насилия в ученической среде, и соответствующих понятий в научных исследованиях немецких авторов - «сетевое насилие» или «насилие в сети Интернет», «насилие в киберпро-странстве» (нем. «Netzwerkgewalt», «Gewalt im Internet»,

«Gewalt im Cyberspace») [11]. Формы подобного насилия очень разнообразны и различаются по интенсивности и длительности воздействия на жертву. Они могут начинаться с безобидных приколов и постепенно перерасти в серьезную травлю, последствия которой могут оказаться трагическими.

Появление сетевого насилия, по мнению ученых (С. Пфайфер (C. Pfeifer), М. Клейнман (M. Kleinmann)), способствовало снижению случаев явной физической агрессии в школах, но значительно увеличило количество латентных проявлений агрессии, поэтому в целом нельзя говорить об исчезновении проблемы насилия в школе, правильнее утверждать об изменении ее формы [12]. К наиболее распространенным формам сетевого насилия немецкие ученые относят следующие:

1. «Троллинг» (нем. «Trolling»), считающийся самой безобидной формой. Лицо, именующее себя «провокатором» или «троллем» пишет провокационные сообщения на Интернет - форумах, цель которых заключается в том, чтобы вызвать исключительно негативные чувства у всех участников сообщества.

2. «Массовая ссора» (нем. «Massenstreit»), являющаяся продолжением «троллинга». Ее суть заключается во взаимных оскорблениях, которые в итоге вовлекают всех участников и принимают форму массовой перепалки. Ссора имеет хаотичный характер и не направлена против конкретного лица.

3. «Запугивание» (нем. «Einschüchterung») - это длительные агрессивные преследования индивида группой, часто приводящие к трагедии.

4. «Травля» (нем. «Hetzjagd» - дословно «охота на зайца с гончими») отличается регулярно повторяющимися оскорблениями, которые адресованы конкретному лицу. Данные действия имеют спланированный, целенаправленный характер, поэтому являются наиболее опасными.

5. «Сплетня» (нем. «Klatsch») - это распространение ложной информации о человеке одновременно в нескольких сообществах с размещением фото или видеоизображений, зачастую поддельных, порочащих этого человека.

6. «Провокация» (нем. «Provokation»). Агрессор рассылает информацию провокационного характера от имени жертвы, которая не подозревает, что таким образом наживает врагов.

Нельзя не согласиться с мнением немецких ученых, что Интернет-насилие может оказывать на жертву более сильное воздействие, чем физическая агрессия, так как пострадавший не имеет возможности знать в лицо своего обидчика, что вызывает чувство полной беспомощности и изолированности в периоды атаки.

Одной из главных причин насильственных действий школьников по отношению к своим сверстникам немецкие психологи называют насилие в семье со стороны родителей или старших детей [7]. Также есть результаты исследований школьников из семей с разным социально-экономическим статусом. Было выявлено, что дети из социально неблагополучных семей более жестоки, чем дети, воспитанные в более обеспеченных семьях. Особенно это касается семей, где родители остались без работы и вследствие жизненных трудностей находятся в подавленном состоянии, вымещая свои негативные эмоции на ребенке [Там же]. Однако сами исследователи высказывают сомнение относительно того, являются ли экономические трудности непосредственной причиной девиантного поведения ребенка, поскольку дети из вполне благополучных семей также могут быть жестокими по отношению к сверстникам. В целом, было установлено, что учащиеся, испытавшие насилие со стороны родителей, демонстрировали подобное поведение в отношении своих одноклассников.

Ряд исследований продемонстрировали воздействие внешних факторов на причину насилия в школе. В частности, в школьной среде существуют различные под-

Burdykina Natalia Nikolaevna

THE PROBLEM OF VIOLENCE .

pedagogical sciences

ростковые субкультуры со своими нормами поведения. Поэтому происходит конфликт между школьными нормами и представителями субкультур, которые не желают подчиняться уставу школы [13]. Исследователями было выявлено, что некоторые особо агрессивные ученики являются членами уличных хулиганских групп. Данный факт стимулировал новые исследования, касающиеся выявления причин вступления подростков в уличные банды и соответственно влияние этого окружения на агрессивное поведение подростка в школе [9]. Однако следует отметить, что причинно-следственные связи пока не доказаны - ученые полагают, что желание ученика вступить в уличную банду можно объяснить по-разному: стремление самоутвердиться в молодежной среде, неблагоприятная атмосфера в школе или дома и др. [Там же].

Ряд исследований называют причиной насилия в школах пагубное воздействие СМИ на психику ребенка, так как дети начинают копировать поведение тех персонажей, которые отличаются физическим превосходством и агрессией, и привлекают внимание ребенка яркими сценами сражений и т.п. [12].

Распространенность насилия в школах, где учатся дети - мигранты также исследуется немецкими учеными. В целом, ученые выявили, что учащиеся - мигранты, особенно мальчики, более склонны к физическому насилию в том случае, когда они представляют численное большинство в классе или в школе. В коллективе, где ученик-мигрант находится в численном меньшинстве, он скорее будет являться жертвой насилия [14].

Актуальным в данной связи является вопрос профилактики школьного насилия. По мнению немецких ученых, решение данной проблемы зависит от правильного отношения к ней взрослых [9]. Недопустимо безучастное и терпимое отношение учителя к агрессивному поведению школьников. Учащиеся, не получившие вовремя профессиональную психологическую поддержку, по мере взросления могут оказаться втянутыми в криминальные группировки.

Самым распространенным видом насилия в школьной среде немецкие ученые называют травлю, которая состоит в том, что жертва подвергается насмешкам, демонстративному отвержению и изоляции. Одной из причин такого поведения психологи называют стремление лидера окружить себя преданными людьми, чтобы почувствовать собственную силу и значимость. Другой причиной может быть стремление восстановить справедливость и таким образом мстить выбранной жертве. Травлю трудно скрыть от окружающих, поэтому учителю следует быть внимательным к взаимоотношениям учащихся в классе, чтобы не допустить трагического случая. Травля может проявляться и в противоположной форме, т.е. в полном игнорировании жертвы большинством сверстников, что также может сделать жизнь ребенка невыносимой.

Немецкие психологи (М. Фукс (M. Fuchs), Дж. Лудтке (J. Luedtke)) советуют учителю консолидировать свои действия с родителями, чтобы совместными усилиями наладить отношения между учениками в классе [9]. В качестве рекомендаций приводятся следующие действия:

- учителю следует пресекать любые насмешки и презрительные замечания в ученической среде, своевременно проводить беседы с агрессивными учениками с целью выявления причин их озлобленности и девиантного поведения;

- учителю необходимо своевременно прилагать усилия для поднятия авторитета непопулярных учеников, которые являются потенциальными жертвами насилия, выявляя их интересы и способности, укрепляя их веру в себя, а также помогая одноклассникам понять и оценить их неординарность;

- учитель не должен допускать обсуждения и оценки личностей учеников в присутствии одноклассников, а также публично сравнивать учащихся;

- мудрый учитель всегда будет помнить, что хвалить учеников нужно публично, но критиковать только приватно, при этом критике может подвергаться только конкретный поступок, а не личность ученика;

- учителю следует всегда стараться сплачивать детей в классе посредством участия в совместных мероприятиях, осторожно поощряя при этом лидеров для проявления способностей, но не за счет подавления других учащихся;

- необходимо организовывать работу в классе так, чтобы все ученики чувствовали себя востребованными, своевременно корректировать ход работы, чтобы ни один ребенок не оказался отвергнутым;

- совместные мероприятия могут проходить в здоровой соревновательной атмосфере, но не в духе соперничества;

- привлекать к разрешению проблемных ситуаций родителей и «школьные службы помощи», состоящие из команды учеников-волонтеров этой школы, которые предварительно прошли специальный курс подготовки. Практика привлечения последних очень распространена в Германии и доказала свою эффективность, так как случаются ситуации, когда ребенку легче довериться сверстнику, чем взрослому.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги изложенному выше, следует подчеркнуть важные моменты рассматриваемой проблемы. Насилие в школьной среде относится немецкими учеными к серьезной проблеме не только психолого-педагогического, но и социального характера, которая таит в себе угрозу благополучию всего общества. Современные исследования этого вопроса проводятся на междисциплинарном уровне с учетом данных из разных научных областей. В XXI веке латентные формы насилия (интернет-насилие) в школах пришли на смену явным физическим формам проявления детской агрессии, что позволило представительницам слабого пола вступить в ряды обидчиков. К распространенным причинам насилия среди школьников ученые относят неблагоприятную атмосферу в семье и унижение ребенка взрослыми; влияние молодежных субкультур отрицательной направленности на поведение ребенка; демонстрация агрессии в СМИ; присутствие учеников-мигрантов в классе. В качестве профилактических мер насилия в школе немецкие ученые рекомендуют максимально привлекать родителей к воспитанию ребенка, так как часто агрессия среди детей возникает в случаях, когда ребенок испытывает эмоциональную неудовлетворенность в семье из-за невнимания взрослых. Учителю необходимо выстраивать грамотную тактику поведения с учащимися: выявлять причину агрессии обидчика и помогать повысить самооценку непопулярным ученикам, одновременно вовлекая их в совместные дела для сплочения классного коллектива. Заслуживает внимания практика организации школьных служб помощи из учеников - волонтеров, которые способны облегчить нагрузку учителя и повысить психологическую безопасность в классе. Педагогическая работа по искоренению и профилактике насилия в школьной среде должна включать целенаправленные, системные действия всех участников учебно-воспитательного процесса, а также учитывать элементы зарубежного опыта. Считаем, что педагогический опыт немецких коллег будет полезным для российских специалистов в деле решения этой сложной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Brusten M., Hurrelmann K. Abweichendes Verhalten in der Schule. Eine Untersuchung zu Prozessen der Stigmatisierung. München: Juventa, 1973.

2. Klockhaus R., Habermann-Morbey B. Sachzerstörung an Schulen und schulische Umwelt // Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie. 1986. Vol. 16. S. 47-56.

3. Fuchs M. Jugendbanden, Gangs und Gewalt an Schulen // Soziale Probleme. 1995. Vol. 1. S. 62-83.

4. Funk W. Nürnberger Schüler-Studie 1994: Gewalt an Schulen. Regensburg: Roderer, 1995._

педагогические науки

Бурдыкина Наталья Николаевна ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ ...

5. Lanek S. Jugendgewalt in unserer Gesellschaft // Gegenwartskunde. 2000. Vol. 49 (2). S. 237-264.

6. Halm D. Tradition, soziale Ungleichheit und Devianz // Kriminologisches Journal. 2000. Vol. 32 (4). S. 286-292.

7. Mansel J. Familiale Erziehung und Gewalterfahrungen. Hintergründe und Folgen der Viktimisierung // Zeitschrift für Familienforschung. 2001. Vol. 13 (3). S. 27-51.

8. Fuchs M. Impact of school context on violence at schools. A multi-level analysis //International Journal on Violence and Schools. 2009. Vol. 7 (1). P. 20-42.

9. Fuchs M., Luedtke J. Jugendbanden und gangbezogene Verhaltensweisen, in Scheithauer R. H., Hayer T., NiebankK., Ed., Problemverhalten und Gewalt im Jugendalter. Erscheinungsformen, Entstehungsbedingungen und Möglichkeiten der Prävention, Stuttgart: Kohlhammer, 2008. S. 74288.

10. Wetzstein T., Erbeldinger P., Hilgers J., Eckert R. Selbstbildung und Gewalt in jugendlichen Cliquen // Zeitschrift für Pädagogik. 2003. Vol. 49. S. 837-855.

11. Fuchs M. Bewirkt Mediengewalt Jugendgewalt? //Unsere Jugend. 2003. Vol. 4. S. 170-178.

12. Pfeifer C., Kleinmann M. Medienkonsum, Schulleistungen und Jugendgewalt//TVDiskurs. 2006. Vol. 2 (10). S. 42-47.

13. Zinnecker J. Schul- und Freizeitkultur der Schüler, in Helsper W., Bohme J., Ed., Handbuch Schulforschung. Opladen: VSVerlag, 2004. S. 501-528.

14. Baier D. & Pfeifer C. Türkische Kinder und Jugendliche als Täter und Opfer, in BrumlikM., Ed., Ab nach Sibirien? Wie gefährlich ist unsere Jugend? Weinheim: Beltz, 2008. S. 62-104.

Статья поступила в редакцию 30.08.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.