Научная статья на тему 'Необходимость профилактики насилия в образовательных организациях'

Необходимость профилактики насилия в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ / ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ / VIOLENCE AT EDUCATIONAL ORGANIZATION / VIOLENCE RESEARCH / VIOLENCE OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические основы насилия как феномена, проявляющегося в образовательной организации, приводятся результаты исследований насилия, подтверждается актуальность профилактики насилия в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of violence preventive care at educational organizations

Theoretical foundations of violence as a phenomenon occurring at educational organizations are discussed, violence research results are presented and topicality of violence preventive care in educational environment is proved.

Текст научной работы на тему «Необходимость профилактики насилия в образовательных организациях»

5. Sokolova K.A. Possibilities of use of animated films in the process of gender socialization of preschoolers. Psikholog v deskom sadu, 2010. № 4. P. 71-77. [in Russian].

6. The Federal state educational standard of preschool education. Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 October 2013. № 1155. [in Russian].

7. The Federal state educational standard primary education. Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 October 2009 r. № 373. In ed. of orders of 26 November. [in Russian].

Сведения об авторe: Гареева Зинера Кадимовна,

ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Gareeva Zinera Cadimovna,

Assistant lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work,

Bashkir State University, Birsk branch Birsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 371 ББК 74.00

Л.А. Глазырина

необходимость профилактики насилия в образовательных организациях

В статье рассматриваются теоретические основы насилия как феномена, проявляющегося в образовательной организации, приводятся результаты исследований насилия, подтверждается актуальность профилактики насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: насилие в образовательной организации, исследование насилия, профилактика насилия, последствия насилия.

L.A. Glazyrina

necessity of violence preventive care at educational organizations

Theoretical foundations of violence as a phenomenon occurring at educational organizations are discussed, violence research results are presented and topicality of violence preventive care in educational environment is proved.

Key words: violence at educational organization, violence research, violence outcomes.

Проблеме насилия в образовании долгое время не придавалось особого значения, хотя это явление было широко распространено, хорошо известно и нередко описывалось в художественной литературе. Первые систематические исследования травли в школах начались

в 70-80-х годах прошлого века в Норвегии и других скандинавских странах.

В России научные исследования этого вопроса появились около десяти-пятнадцати лет назад. И сегодня, во многом благодаря публикациям в средствах массовой информации, особенно в Ин-

тернете, ширится понимание актуальности этой проблемы. Только в поисковой системе «Яндекс» можно обнаружить 3 миллиона ответов на ключевое словосочетание «насилие в школе» [1, с. 5]. Частота упоминаний этой проблемы указывает на то, что она все чаще привлекает внимание людей, становится темой для активного обсуждения.

Школьные учителя, психологи, социальные педагоги признают актуальность проблемы насилия в школе, при этом о случаях насилия в своих школах говорят лишь как об исключительно редких происшествиях. Ответы, полученные в ходе интервьюирования педагогических работников, указывают на несколько зон напряжения в образовательной организации: это отношения между самими школьниками (между одноклассниками, между старшеклассниками и учениками младших классов); насилие учителей над школьниками; насилие школьников над учителями; насилие, проявляемое родителями по отношению к детям, причем не только к своим; отношения между родителями и учителями. Однако подобные явления, как отмечают учителя, - единичные случаи. Опрошенные респонденты замечают, что насилие в подростковой среде -дело обычное, вполне укладывающееся в разряд допустимого при соблюдении определенных условий.

Между тем сложная и болезненная по характеру, эта проблема до недавнего времени широко не обсуждалась мировой общественностью. Во Всемирном докладе ООН о насилии в отношении детей отмечается, что каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в школе, и этот показатель ежегодно растет. Исследование 2009-2010 годов «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», которое проводится каждые четыре года в странах Европы и Северной Америки, показало, что в среднем до трети опрошенных учащихся в возрасте от 11 до 15 лет сталкивались с насилием в школе - участвовали в драках, становились жертвами причинения обид или причиняли обиды слабым. Такое же исследование, проведенное в 2013-2014 го-

дах, выявило, что жертвами буллинга (систематического насилия, травли) становилось от 8 до 13 % учащихся в возрасте от 11 до 15 лет, а в роли обидчика выступало от 7 до 9 % учащихся того же возраста [3, с. 7].

В школах Российской Федерации насилие в разных формах его проявления нарастает. Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по совершенствованию системы защиты детства и снижению случаев жестокого обращения с детьми, широкое общественное и экспертное обсуждение школьного насилия, проблема остается актуальной.

По данным статистики детского доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений, связанных с насилием над ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. - 4330 обращений; в 2014 г. - 15556; из них: в семье -1800 и 6498, вне семьи - 843 и 2113, среди сверстников - 1463 и 5955 соответственно) [3, с. 5].

По данным общероссийского репрезентативного исследования, проведенного в 2011 году среди детей и молодых людей в возрасте 11-24 лет, 5,8% всех опрошенных подвергались насилию в образовательных учреждениях. В почти трети случаев (27,2%) это было насилие со стороны учителей в отношении учащихся, в остальных 72,8% случаях насилие совершалось среди учащихся. На долю оскорблений нецензурной бранью, грубыми словами, необоснованных обвинений, обзываний и угроз пришлось 55,3% всех случаев насилия над детьми и подростками, происходящих в школе. Каждый третий случай такого насилия исходил от учителей. С побоями и другими проявлениями физического насилия было связано 15,8% случаев; в 13,0% случаев оно исходило от учителей. На унижения с помощью мобильных телефонов и Интернета пришлось 12,3% от общего числа случаев насилия среди школьников. Доля запретов, публичных нравственных унижений среди всех видов насилия составила 6%, и в 77,8% случаев инициаторами такого насилия были учителя. Школьники также сталкивались

X к

го

со ^

X

ГО ^

о

-О X

-О ^

си I-го ш о

со

го

Ю О

Сй

К

ь

го с;

о ^

с .0

н о о

о

£

0 ф

1

го

X

.0

со

ГО £

<

с унижениями по половому, национальному и религиозному признакам. На долю таких форм насилия пришлось 7,9% всех случаев насилия в школе. Среди разных видов насилия в школе встречалось и сексуальное, доля которого составила 2,7% среди всех случаев [3, с. 11].

Согласно данным исследования HBSC-2014 в России в 2013-2014 годах в драках в школе участвовало 24% мальчиков в возрасте 11 лет и 16% мальчиков в возрасте 15 лет; доля девочек колебалась от 5% в 15 лет до 7% в 11 лет. Российские мальчики и девочки в 11 и 13 лет становились жертвой буллинга в среднем в два раза чаще, чем их сверстники в 42 странах и территориях Европы и Северной Америки. Так, 27% мальчиков и 23% девочек в возрасте 11 лет и 21% мальчиков и 15% девочек в возрасте 13 лет подвергались в школе буллингу как минимум 2-3 раза в месяц. Причиняли обиды 19% мальчиков и 13% девочек среди 11-летних школьников, а среди 13-летних - 24% мальчиков и 14% девочек. К 15 годам доля обижаемых среди мальчиков сократилась до 15%, а девочек - до 12%, но доля обидчиков (22% мальчиков и 13% девочек) осталась практически такой же, как в 13-летнем возрасте [1, с. 12].

Российские 11-, 13- и 15-летние школьники в среднем в 1,5-3 раза чаще своих сверстников из стран и территорий Европы и Северной Америки сталкивались с кибербуллингом в 20132014 годах. По числу 11-летних школьников, подвергшихся кибербуллингу, Россия заняла первое место среди 42 стран и территорий, принявших участие в исследовании HBSC-2014: о травле в Интернете и с помощью СМС-сообщений сообщили 11% девочек и 8% мальчиков из России [1, с. 12].

Насилие в образовательных учреждениях - глобальная проблема, которая распространена повсеместно и имеет серьезные последствия. В некоторых культурных традициях агрессивное поведение детей в образовательных учреждениях или применение учителями причиняющих боль или унижающих достоинство физических и психологических мер воздействия на учеников

считаются допустимыми, «стандартной практикой». Однако установлено, что насилие отрицательно влияет на посещаемость, способность и мотивацию учащихся к обучению и, в конечном итоге, на их академическую успеваемость. Из-за насилия дети преждевременно оставляют образовательное учреждение, тем самым лишаются возможности реализовать свое право на образование в полной мере.

Взаимоотношения среди детей, между детьми и взрослыми в образовательной организации оказывают огромное влияние на становление личности обучающихся и их дальнейшую социализацию. Последствия насилия сказываются на протяжении всей жизни человека, отражаясь на его эмоциональном и когнитивном развитии, физическом и психическом здоровье и поведении. Дети, которые демонстрируют в школе агрессивное поведение и ввязываются в драки, чаще других подвергают свое здоровье риску из-за курения, чрезмерного употребления алкоголя и травм; их отличает пониженная удовлетворенность жизнью. По применению силы и проявлению агрессивности в школьной среде можно прогнозировать будущие сексуальные домогательства, агрессивное поведение в семейной жизни, жестокое отношение к детям и старикам.

Насилие ослабляет привязанность обучающихся к образовательному учреждению, вызывает у них чувство страха и отсутствия безопасности, что само по себе противоречит задачам воспитания, идет вразрез с правом учиться в безопасной и доброжелательной среде.

Большинство случаев насилия в образовательных учреждениях никак не регистрируется и часто остается незамеченным. В некоторых ситуациях агрессивные действия учеников или учителей осуждаются, но руководство образовательного учреждения не предпринимает должных мер для их прекращения и дальнейшего недопущения.

Государственные и общественные деятели тему насилия в образовательных учреждениях затрагивают не часто, а средства массовой информации не уде-

ляют ей должного внимания. Широкую огласку получают только случаи крайних форм насилия в школах с применением оружия, драками, захватом заложников, к счастью, довольно редкие.

Несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики насилия. Ее профессиональный

и организационный ресурс, сфера ее социального влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на всех участников образовательного процесса в целях формирования модели поведения, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в межличностных отношениях и совместной деятельности.

Библиографический список

1. Предотвращение насилия в образовательных организациях [Текст]: информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. Л.А. Глазыриной. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 140 с.

2. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.Е. Епояна. - М., 2015. - 144 с.

3. Школа без насилия [Текст]: методическое пособие / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райф-шнайдер. - М.: АНО «ЦНПРО», 2015. - 150 с.

Referencеs

1. Violence prevention at educational organizations: information methodological guide for administrators and teachers of general education organizations. Ed. by L.A. Glazyrina. Chelyabinsk: Izd-v- Chelyab. gos. ped. un-ta, 2016. 140 p. [in Russian].

2. Glazyrina L.A., Kostenko M.A. Violence prevention at educational organizations. Methodological guide for teachers. Ed. By T.E. Ekopyan. M., 2015. 144 p. [in Russian].

3. School without violence. Methodological guide. Ed. By N.Yu. Siniagina, T.Yu. Raifshnaider. M.: ANO "TsNPRO", 2015. 150 p. [in Russian].

Сведения об авторе: Глазырина Лариса Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the author: Glazyrina Larisa Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Technology,

Pedagogical and Psychological Disciplines,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

x

к ^

J

го

to s X

го

Œ

о

.0 X .0

си I-го

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

го

ю о

CQ CK

Ё го с; s

о с .0 I-

о о

о

£

о ф

tu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.