Холикова Д. А.
доцент центра повышения квалификации педагогических кадров высших военных образовательных учреждений Академии Вооруженных
Сил Республики Узбекистан
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТА В НАУЧНОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Резюме: в статье проанализирована история изучения понятия интеллекта в науке, взгляды ученых на интеллект и его виды в психодиагностике. Были изучены мнения восточных и западных ученых по этому вопросу: F. Гальтон, А.Бине, Ч.Спирмен, С.Кольвин, Р.Сноу и Э. Йелоу теории об интеллекте были проанализированы поэтапно.
Ключевые слова: интеллект, понятие интеллекта, история изучения, психодиагностика, типы интеллекта, научный подход, восточные ученые, научная мысль, тесты интеллекта, теория, экспериментальный анализ.
Kholikova D. A.
Associate Professor, Center for Professional Development of Pedagogical Staff of Higher Military Educational Institutions of the Academy of the Armed
Forces of the Republic of Uzbekistan.
THE STUDY OF INTELLIGENCE IN SCIENTIFIC PSYCHODIAGNOSTICS
Abstract: This article analyzes the history of the study of intelligence in science, as well as the perspectives of various scholars on intelligence and its types in psychodiagnostics. It examines the views of both Eastern and Western scholars on the subject, including those of F. Galton, A. Bine, C. Spearman, S. Colvin, R. Snow, and E. Yello. Their theories on intelligence are analyzed in a step-by-step manner.
Keywords: Intelligence, concept of intelligence, history of study, psychodiagnostics, types of intelligence, scientific approach, Eastern scholars, scientific thought, intelligence tests, theory, experimental analysis.
Эффективность учебной деятельности курсантов определяется их умственными познавательными способностями. Проблемы психического познания, проблемы умственной работоспособности, психического развития
- давно изучаемые проблемы в психологии. Понятие разум и восприятия в науке в основном выражается термином интеллекта. Поэтому в статье мы сочли необходимым параллельное применение терминов разум и восприятия
- интеллект. Таким образом тема интеллекта считалась непрерывной проблемой для человечества и существовала в науке еще до развития науки. Такие мыслители античности, как Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель,
Ибн Сина, Беруни, Фараби и Газали, также подчеркивали эти проблемы в своих трудах. В частности, имам Газали утверждал, что «Разум и воображение вместе утверждают совершенство просветления Аллаха», а Ибн Сина утверждал, что разум, это оружие исследования Вселенной. Интерпретируя разум как критерий любого познания и практической деятельности, мыслители считали, что умственное познание человека имеет несколько уровней, проходит четыре основных этапа и наконец находит свое окончательное завершение, приобретая зрелую реальность и соединяясь с разумом. Интерпретирует разум как критерий любого знания и практической деятельности. В своих работах Фараби излагает рассуждения о формах познания душевного состояния человека, о взаимоотношениях души и тела, о логическом мышлении. Он сказал, что человеческие познавательные, экстрасенсорные способности контролируются мозгом, а сердце действует как центр, снабжающий все органы кровью, необходимой для жизни.
Именно интеллектуальное развитие выполняет главную задачу в решении индивидуально-психологических и социальных проблем человека. Интеллект является средством успешной деятельности человека, от его интеллекта зависят социальный статус и социальная ценность индивида, взаимодействие и поведение с окружающими, восприятие, которое является не только ведущим познавательным качеством, но и основой процесса развития человека как «Homo sapiens» (полноценная личность). Через него формируется направленность личности, ее отношение к себе и место в обществе, именно интеллект формирует личностный образ. Интеллект играет важную роль в демонстрации полной индивидуальности. При этом интеллект остается многозначным понятием, отражает способность человека мыслить, проявляет способность к достижению цели, адаптации, решению проблем. Кроме того, понятие интеллекта используется психологами в философии, педагогике, кибернетике, физиологии и других научных областях. Ученые каждой области выдвигают свои субъективные представления и мнения об интеллекте.
В психодиагностике важнейшим объектом изучения являются проблемы интеллекта. Можно сказать, что с появлением научной психодиагностики появление в научной литературе «интеллектуальных тестов» как средства измерения интеллекта само по себе оправдывает то, что эта проблема является наиболее важной в диагностике. В годы становления психодиагностической науки психодиагностики в основном делали упор на интеллектуальные тесты. Возникновение психодиагностики несомненно связано с проблемой изучения определенного количества человеческого интеллекта. Интеллект привел человека из каменного века в эпоху кибертехнологий. Разум - (араб. - сознание) - деятельность человеческого мозга, управляющая отражением мира и отношением человека к действительности, способность мыслить, в то время как понятие «интеллект» (англ.-. intelligence; лат. intellectus - понимать, знать) в конце XIX в. Введенный Ф. Гальтоном в психологию как термин для научного
исследования, хотя эти два понятия не означают что первый очень близок к последнему.
Под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина Гальтон также считал любые индивидуальные различия, то есть психику, как и тело, наследственным фактором. Если раньше существовали взгляды, что порождается только умственная отсталость, то Ф.Гальтон теперь указал на влияние этого фактора на способности на всех уровнях интеллектуального развития - от самых высоких до самых низких уровней одаренности, гениальности и т.д.
Гальтон считает, что все интеллектуальные способности определяются поколением, указывая на роль индивидуальных различий в проявлении интеллекта и отрицая другие внешние социальные требования развития, такие как обучение и воспитание. Эти видения также доминировали в взглядах психологов на протяжении многих десятилетий, даже влияя на измерения методологии. Создатели первых тестов интеллекта А.Бине, Дж.Кеттелл, Л.Термер и другие исследователи выдвинули гипотезу, что мы измеряем способности без каких-либо условий развития, не зависящих от общества.
В XX веке интеллект развивал А.Бине, Ч.Спирмен, С.Кольвин, как способность изучать абстрактные явления, в то время такие исследователи, как Л.Термен, Э.Торн-Дайк, Дж.Петерсон изучали. Как адаптация к новым условиям исследовали В.Штерн, Ед.Клапаред и Ж.Пиаже. Понятие интеллекта как способности к обучению было выдвинуто в начале ХХ века всеми известными психологами. В своих ранних исследованиях А.Бине и Ч.Спириты думали, что интеллект и способность в обучении это одно и то же. В.Хенмон однако, считал, что интеллект - это способность человека приобретать знания и измерять их с помощью имеющихся у него знаний. Для своего времени эти подходы были как раз подходящими для науки, при исследованиях того времени. Мы не должны подходить к их взглядам исходя из научного потенциала более поздних эпох.
Современные психологи также изучают интеллект как критерий способности к обучению, как показатель интеллекта. Но и ученые, придерживающиеся мнения о том, что скорость образовательного процесса является критерием, ошибочны. Р.Сноу и Э.Йелоу утверждают, что разница в интеллекте не определяется скоростью обучения или скорее, решается не одним человеком, а множеством факторов. Действительно, простота или сложность учебного материала, выбранный метод, мастерство педагога, обстоятельства, материальная основа, психические состояния воспитателя и получателя также играют роль в эффективности обучения. Изучение интеллектуальных способностей порождает опыт выполнения одних и тех же задач за другим. Более того, современные психологи далеко не всегда придерживаются мнения, что интеллект, порождающий способность к обучению, является не только стратегией усвоения знаний и умений, но и программным решением различных задач.
Взгляд на интеллект как на способность приобретать знания не совсем удовлетворяет психологов. Учебная деятельность занимает ведущее место в определенном периоде жизни человека в детстве, отрочестве и юности в этот же период первостепенное место занимает ориентация интеллекта на обучение. С другой стороны, интеллект пожилых людей на первом месте в решении проблем, совершенствовании профессиональной деятельности. Профессиональные или социальные проблемы не всегда решаются успехами в учебной деятельности.
Например, что касается А.Эйнштейна, то он был плохим учеником в школе, провалил экзамены в Цюрихском политехническом университете, позже поступил и с трудом закончил учебу, дипломная работа, защита которой также вызвала негативные отзывы. Можно сделать вывод, что получение знаний — это сложная деятельность и ее эффективность зависит от множества факторов, а не только от стадии интеллекта.
Долгое время понятие интеллекта также изучалось как способность адаптироваться к новым условиям. Есть три основных элемента психического самоконтроля: адаптация к окружающей среде, привыкание к новой среде и в-третьих, адаптация и формирование в новой среде. Все три компонента один дополняет другой, в то время как первый является основой для следующего, когда человек решает проблему. Курсанты также проходят процесс адаптации, когда речь идет о процессе военного обучения, который отличается от студенческой жизни, в этой среде формируются навыки и начинается формирование как военный персонал. Стоит сказать, что различие образовательного процесса в школе и военном учебном заведении создает еще одну трудность для курсанта, адаптирующегося из общественной жизни в военную среду.
При изучении вопроса адаптации в аспекте интеллектуальной адаптации важно помнить, что термин «адаптация» многозначен и не одинаково трактуется психологами. В частности, в то время как Г.Спенсер считал, что конкретная адаптация к жизни связана с расовой дифференциацией то, что В.Штерн назвал адаптацией к целенаправленной деятельности. Ч.Спирмен рассматривал достижение результата истины при определенных условиях как адаптацию.
Стоит сказать, что применение понятия «адаптация» с различными значениями в качестве определения сущности интеллекта еще больше усложняет возможность изучения интеллекта. Наличие понятия «интеллект» в нашем обыденном сознании, его сходство в понимании разных групп людей, в том числе и относящихся к разным культурам, а также оценка индивидов в повседневной жизни и различных видах деятельности свидетельствуют об определенности интеллекта, психической идентичности. Во многих исследованиях ученые также рассматривали интеллект как «общую стратегию процесса извлечения информации» или «способность использовать различную информацию».
Теория Р.Штернберга считается самой известной и прекрасно разработанной теорией интеллекта за последнее время. В нем интеллект определяется как информационная система, служащая адаптации человека к окружающему миру. Конечно, разные люди по-разному решают одну и ту же проблему. Это именно то, что мы изучаем - то, что определяет индивидуальность интеллекта. Согласно теории Р.Штернберга, скорость извлечения данных зависит от качества интеллекта человека, а это означает, что анализ данных также легче у человека с сильным интеллектом. Итак, исходя из вышеперечисленных соображений, можно сказать, что интеллект в широком смысле является основой, формирующейся и развивающейся в ходе жизни деятельности человека. Его диагностика будет большим подспорьем в анализе этапов развития личности.
Использованные источники:
1. Акимова М.К. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. -М.: "Питер", 2005.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д., 1983.
3. Jalilova, N.G'ayibova. Umumiy psixodiagnostika. -T.: "Fan va texnologiya", 2018, 260 b.
4. G'azzoliy Kimyoi saodat. -T/: "Adolat", 2005. 233b.
5. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Т. I, Душанбе, 1980.С.193.
6. (https://uz.wikipedia.org/wiki/Forobiy, 2024. 22. Soat: 14 -15).
7. O'zbek tilining izohli lug'ati. 1-J, "O'zbekiston milliy ensiklopediyasi", 2006. -B126.
8. Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев., 1978. - 140 с.
9. Земскова А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России. Автореф. дисс. на соис. уч. степ. кан. псих. наук. - Владивосток. 2020. 25 с.
10. S. Jalilova, N.G'ayibova. Umumiy psixodiagnostika. -T.: "Fan va texnologiya", 2018, 260 b.