Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАНИИ'

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психология личности / профессиональная деятельность / эффективность / человеческий фактор / общество / потребности / психологический аспект / мотивация / показатель качества / психологическая диагностика / потребности / историческое развитие / научные исследования / научная психодиагностика / практическая психодиагностика / методы диагностики / история науки / проблемы психодиагностики / диагностика / опыт диагностов / недостатки в их практике. / Personal psychology / professional activity / efficiency / human factor / society / needs / psychological aspect / motivation / quality indicator / psychological diagnostics / needs / historical development / scientific research / scientific psychodiagnostics / practical psychodiagnostics / diagnostic methods / history of science / problems psychodiagnostics / diagnostics / experience of diagnosticians / shortcomings in their practice.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Холикова Д.

Изучение психологии человека – один из способов повышения эффективности профессиональной деятельности. Поскольку человеческий фактор является основной движущей силой общества, изучение его потребностей и психологических аспектов и обеспечение мотивации гарантирует качество любой деятельности. В данной статье рассматриваются требования психологической диагностики личности, историческое развитие диагностического процесса в психологии. В статье анализируются научные исследования и подходы ученых в этой области. Раскрыты две задачи психодиагностики: разработка методов, вторая – их практическое применение, научно-практические направления психодиагностики, история диагностических методов. Проанализированы проблемы психодиагностики, создания методологии, недостатки культуры использования диагностики, опыта и практики диагностов, даются выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICALDIAGNOSTIC WORK IN EDUCATION

Studying human psychology is one of the ways to increase the effectiveness of professional activities. Since the human factor is the main driving force of society, studying its needs and psychological aspects and providing "Экономика и социум" №4(119)-1 2024 www.iupr.ru 1210 motivation guarantees the quality of any activity. This article discusses the requirements of psychological diagnostics of personality, the historical development of the diagnostic process in psychology. The article analyzes scientific research and approaches of scientists in this area. Two tasks of psychodiagnostics are revealed: the development of methods, the second is their practical application, scientific and practical directions of psychodiagnostics, the history of diagnostic methods. The problems of psychodiagnostics, the creation of methodology, the shortcomings of the culture of using diagnostics, the experience and practice of diagnosticians are analyzed, conclusions and suggestions are given.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАНИИ»

Холикова Д., канд. филол. наук, доцент

доцент

Центр повышения квалификации преподавательских кадров ВОУАкадемии Вооруженных Сил Республики Узбекистан

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Изучение психологии человека - один из способов повышения эффективности профессиональной деятельности. Поскольку человеческий фактор является основной движущей силой общества, изучение его потребностей и психологических аспектов и обеспечение мотивации гарантирует качество любой деятельности. В данной статье рассматриваются требования психологической диагностики личности, историческое развитие диагностического процесса в психологии. В статье анализируются научные исследования и подходы ученых в этой области. Раскрыты две задачи психодиагностики: разработка методов, вторая - их практическое применение, научно-практические направления психодиагностики, история диагностических методов. Проанализированы проблемы психодиагностики, создания методологии, недостатки культуры использования диагностики, опыта и практики диагностов, даются выводы и предложения.

Ключевые слова: Психология личности, профессиональная деятельность, эффективность, человеческий фактор, общество, потребности, психологический аспект, мотивация, показатель качества, психологическая диагностика, потребности, историческое развитие, научные исследования, научная психодиагностика, практическая психодиагностика, методы диагностики, история науки, проблемы психодиагностики, диагностика, опыт диагностов, недостатки в их практике.

Kholikova D., Ph.D., associate professor

assistant professor

Center for Advanced Training of Teaching Personnel of the Higher Educational Institution of the Academy of the Armed Forces of the Republic

of Uzbekistan

REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL-DIAGNOSTIC WORK IN EDUCATION

Annotation. Studying human psychology is one of the ways to increase the effectiveness ofprofessional activities. Since the human factor is the main driving force of society, studying its needs and psychological aspects and providing

motivation guarantees the quality of any activity. This article discusses the requirements of psychological diagnostics of personality, the historical development of the diagnostic process in psychology. The article analyzes scientific research and approaches of scientists in this area. Two tasks of psychodiagnostics are revealed: the development of methods, the second is their practical application, scientific and practical directions ofpsychodiagnostics, the history of diagnostic methods. The problems ofpsychodiagnostics, the creation of methodology, the shortcomings of the culture of using diagnostics, the experience and practice of diagnosticians are analyzed, conclusions and suggestions are given.

Key words: Personal psychology, professional activity, efficiency, human factor, society, needs, psychological aspect, motivation, quality indicator, psychological diagnostics, needs, historical development, scientific research, scientific psychodiagnostics, practical psychodiagnostics, diagnostic methods, history of science, problems psychodiagnostics, diagnostics, experience of diagnosticians, shortcomings in their practice.

ВВЕДЕНИЕ

Систематическое изучение психики человека является важным подходом при изучении механизмов и закономерностей взаимодействия психических явлений, а психодиагностика входе учебного процесса эмоциональных состояний и когнитивных процессов курсантов является важным фактором обеспечения боевой-духовной подготовки.

С теоретической точки зрения диагностика взаимосвязи психических явлений, их влияния друг на друга важна для понимания и практического изучения всей целостности психической деятельности, формирования и развития психических функций, регуляции психической деятельности. В этом смысле вопрос диагностики учебной деятельности является наиболее актуальной темой психологических исследований и всегда был актуален в развитии психологических наук. Ряд ведущих ученых мира по психологии такие, как М.К. Акимова, К.К. Платонов, В.А. Ядов, А.Г. Шмелев, Г.П. Логинова, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, И.Г. Беспалко, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, А.А. Бодалев, В.Э. Каган, Е.А. Климов, Я. Лаак, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Л. Бфиеллак, Г. Блюм, Д. Кеттелл, Э. Эриксон, Дж. Гилфорд узбекские психологи М.Г. Давлетшин, Э. Гозиев, З.Т. Нишонова, С. Джалилова, М. Салаева, Н. Гаибова в своих научных исследованиях в определенной степени изучили развитие личности, познавательную деятельность и влияние на нее эмоциональных состояний и выработали предложения.

Вопросы психодиагностики в военном образовании всестороне изучены со стороны Н.И. Росколодко, М.А. Бабухина, Р.А. Биденко, А.А. Земсковой, Д. Мещерякова, О.Ю. Демченко, Ю.Н. Видюк, А.В. Караван, Н.С. Слепухиной, Л.В. Синицыной.

Психодиагностика военно-учебной деятельности способствует повышению эффективности учебной деятельности курсантов, открывает возможность создания разумных методов управления ситуациями и активизации познавательных процессов в учебном процессе. Интеллект и его диагностика позволяют анализировать параметры индивидуальных способностей человека к обучению, рассматривать их в контексте динамического развития индивидуальных особенностей. Стоит отметить, что, несмотря на важность этой проблемы для военного образования, ее изучению уделялось мало внимания.

На основании вышеизложенного можно сказать, что несмотря на малочисленность и разрозненность научных взглядов на эту тему, абстрактность четких теоретических представлений о связи интеллекта и индивидуальности, их диагностика показывают наличие противоречий в статусе психологических взглядов. Разрешение противоречивых мнений по данной проблеме и тот факт, что тема не исследована конкретно применительно к военным учебным заведениям, показывает актуальность изучения основных особенностей и закономерностей диагностики учебной деятельности курсантов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Повышение эффективности обучения в военных образовательных учреждениях Вооруженных Сил Республики Узбекистан, вопрос подготовки современных военных кадров является одним из актуальных вопросов современности. Процесс подготовки будущего военного специалиста включает в себя широкий спектр навыков военно-профессиональной подготовки, овладение способами применения военно-технических средств, проведение расчетов, разработку и оформление служебных документов, выполнение образовательных нормативов [1. - С 115].

Эффективность военная образования зависит от многих факторов. К этим факторам можно отнести такие, как научно-методический потенциал, компетентность педагога, учебно-материальная база образовательного учреждения, современность управления образованием, интеллектуальный потенциал, психологические качества курсантов, также множество других необходимых факторов. Если все вышеперечисленные факторы будут качественными, изучены психологические стороны личности курсанта, организовано обучение, то качественные результаты гарантированы. Для этого необходима психологическая диагностика параметров личности. Для изучения того, является ли психологическая диагностика важным фактором военного образования, используются методы наблюдения и сравнительный анализ.

От диагностики их склонностей и интересов во многом зависит отношение курсантов к учебе, их интерес к военно-профессиональной деятельности, их становление как настоящий специалист своего дела.

Постановка правильного диагноза зависит от того, насколько хорошо вы знаете диагностическую область психологии. Психологическая диагностика - это совокупность знаний о классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также целях использования этих методов на практике, методах оценки и измерения. Психологическая диагностика имеет научную и практическую сущность. Проще говоря, «психодиагностика - это наука о психологической диагностике» [2. - С 7]. Роль Фрэнсиса Гальтона в возникновении психологического диагноза бесподобна. «Именно Гальтон стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, творчества, таланта, предложил основные методы и методы, которыми исследователи пользуются до сих пор, но главное - и его работы кристаллизовали основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и развитие психологии, которые сегодня решаются исследователями» [3. - С 8].

Научная психодиагностика - это научно-исследовательская область психологии, которая охватывает разработку и практическое применение методов психодиагностики. Научная психодиагностика требует объективности и точности. Методы разрабатываются на основе установленных правил и проверяются по нескольким критериям. Прежде всего, это делается для оценки их качества, практической необходимости и пригодности для решения дополнительных задач. Психодиагностические методы - это специальные психологические инструменты, предназначенные для оценки и определения индивидуальных психологических особенностей людей.

Другую функцию психодиагностики, то есть прикладной психологии, выполняют прикладные психологи, использующие разработанную психодиагностическую методику. Практики-психодиагностики оценивают, измеряют, анализируют индивидуальные особенности людей или выявляют различия между группами людей, объединенными какими-то общими симптомами. Этот вид деятельности практикующих психологов называется диагностикой и осуществляется для решения конкретных дополнительных задач. Слово диагноз происходит от греческого слова («diagnósticos» -способный определить) и означает идентифицировать, распознавать, находить признаки [4. -С 604].

Задача психодиагностики двоякая: первая - разработка методов, вторая - их практическое применение. При этом практикующие психологи не только используют разработанные диагностические методы, но и сталкиваются с такими задачами, как биографическое анкетирование, разработка тестов достижений, вопросы диагностического интервью, разработка карт наблюдения. Поэтому практикующие военные психологи должны уметь пользоваться такими методами. Когда военный психолог выбирает методику, должен понимать, что необходимо выбирать,

необходимое военнослужащему и курсанту в военной сфере. Выбранная методика обязательно должна быть адаптированы к менталитету и интеллектуальному уровню курсантов.

Еще одним фактором, объединяющим создателей методик и практиков, является то, что заниматься психодиагностикой невозможно без глубоких научных знаний психодиагностики, без знания принципов и законов психологии. В этом смысле теоретические психологические знания также очень важны для практического психолога [5. -С]. Анализируя взгляды западной психологии, психолог Э. Гозиев пишет: «Известно, что поиск решения проблемы осуществляется различными психологическими средствами. Тестологи мира стремятся изучать способности, мышление, знание, умение и навыки у объектов исследования в смешанном виде, не учитывая их эмоциональное состояние и здоровье» (6. -С 52).

Теперь, чтобы заниматься психологической диагностикой в процессе военного образования, необходимо обладать не только общепсихологическими знаниями, но и знаниями и практическими навыками, касающимися требований и процессов преподавания военных наук наряду с военной психологией.

К вопросу правильной оценки результатов диагностики диагносту необходимо подойти как к очень важной и сложной задаче. Диагностический и прогностический результат, полученный с использованием методики, может быть осуществлен только в случае квалифицированного обследования и полного понимания сущности. Кроме того, как уже говорилось выше, невозможно поставить правильный диагноз, не зная основных законов психологии и требований военного образования. Например, по закону апперцепции человек воспринимает только те ситуации, которые он пережил в течение своей жизни, может сравнивать только те события, которые он пережил. Следовательно, диагностические показатели не могут быть оценены без научных психологических знаний и поддержки.

Следует признать, что развитие психологической диагностики в военном образовании не только способствует развитию других направлений психологических наук, но и играет важную роль в организации занятий по военным предметам обучения. Дело в том, что необходимо уметь оценивать психологическое разнообразие курсантов, поэтому психологический закон состоит в том, чтобы определить границы правил, приблизить их к конкретной жизни, сделать их полезными на практике. По мнению известного психолога Б.М. Теплова, если индивидуальное различие не смешалась с психологической закономерностью, то исчезает их практическое значение, она становится абстрактной [7. -С 211].

Еще одна из проблем психологической диагностики в военной сфере является повышение профессионального уровня специалистов. Конечно, нетрудно понять, к каким последствиям может привести занятие этим

людьми, не владеющие методами психодиагностики на профессиональном уровне, просто любителями, далекими от психологии и психодиагностики. При использовании методов диагностики неспециалистами, прежде всего, будет неправильно оцениваться уровень психологических способностей людей, что подорвет доверие к психодиагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время стоит задача подготовки квалифицированных психодиагностов. Качество работы психологов, использующих методы диагностики, обязательно должны постоянно контролироваться.

Новшества, происходящие в мире, не обходят вниманием и нашу Республику. Количество поставщиков «психологической помощи» в различных блогах, сетях Instagram, Telegram, Facebook увеличивается с каждым днем. На сегодняшний день требуется контроль работы многих прикладных психологов, которые сейчас активны в социальных сетях. Потому что это не только вредит репутации психологии, но и может оказать негативное влияние на жизнь людей. Еще одним признаком их низкого уровня профессиональной подготовки является так называемая «диагностомания», при которой они максимально быстро ставят диагноз и делают выводы по неясным, неполным признакам. Диагностомания -низкая квалификация психодиагноста. Это проявляется в неумении правильно использовать специальные психологические термины, легко и понятно объяснять диагностические показатели, опираясь на адекватные выводы [8. - С 228].

Еще одним проявлением низкой психодиагностической профессиональной подготовки является использование

психодиагностического метода и дача в заключении одинаковых неизменных рекомендаций. То есть прийти к выводу без учета других индивидуальных особенностей человека. К низкой профессиональной подготовке можно отнести и неверные представления о возможностях используемых психодиагностических инструментов. Такой диагност считает, что он может прогнозировать диагностические показатели обследуемого, прогнозировать его образовательные и профессиональные достижения, может до конца определить его дальнейшую работу, и выражает твердое мнение [9. -С 222]. Специалист-психодиагностик понимает возможности и пределы этих методов, ограничения, допускаемые при их разработке, пределы связанных с ними выводов, а также ошибки, которые можно ожидать при использовании разных методов. Специалист-диагност знает, что существуют проблемы теоретической психологической диагностики, к факторам таких проблем относятся социокультурный фактор, влияющий на диагностические показатели, возможность прогнозирования результатов диагностики, связь диагноза и данных.

Итак, психодиагностика представляет собой сложную область со многими нерешенными проблемами. Без понимания этого невозможно правильно понять методы диагностики. Настоящим врагом

психологической диагностики в Узбекистане является растущее число неквалифицированных переводов литературы, основанной на этих диагностических методах. Данная литература является плагиатом и публикуется без согласия авторов. Любой психодиагност должен настаивать на том, чтобы его методология не распространялась. Цель этого - не допустить попадания методов диагностики в руки непрофессионалов. Диагностик не может поставить правильный диагноз человеку, уже знакомому с психологической методологией. Отсутствие контроля за продажей методов, их легкая продажа делает профессиональных диагностов слабыми и безоружными перед профессиональными практическими задачами. Тех, кто публикует сборники методов диагностики, нельзя считать психодиагностами [8]. Дело в том, что они не профессионалы, как бы красиво они ни называли выпускаемые сборники, но допускают массу невнятных ошибок - «Кто вы?» (2013 «ДАВР-ПРЕСС»), «Группа крови определяет твой характер» (2014 «ДАВР-ПРЕСС»), «Мир внутри тебя» (2014 «ДАВР-ПРЕСС»). Такая непрофессиональная публичная литература негативно влияет на престиж науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что психологическая диагностика как учебный предмет появилась в Узбекистане не так давно. Существует еще много проблем, связанных с развитием психодиагностических методов и их применением. В 90-е годы прошлого века этот предмет начали серьезно изучать, особенно в военной сфере, а с 2012 года его преподают в военно-учебных заведениях. В настоящее время в Вооруженных Силах существует большая потребность в военных психологах, прикладных психологах и социологах. Изучение истории психодиагностики в нашей республике, понимание условий современного положения и актуальных задач науки, перспективных тенденций и их прогноза является одной из необходимых задач развития науки. Разработка и создание психодиагностики возникает сама собой во внутренней логике общепсихологических проблем. Потребность общества вызывает появление и быстрое распространение новых отраслей психологии, и этот процесс будет продолжатся.

Использованные источники:

1. Юнусов З.М. Особенности деятельности профессорского-преподавательского состава при подготовке военных специалистов. Published in Volume 2, Issue 9. 2023.

2. Джалилова С., Гаибова Н. Общая психодиагностика. -Т.: «Наука и технологии», 2018, 260 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих хоббистей -СПб.: "Питер", 2000. -368 с.

4. Аннотированный словарь узбекского языка, том 1. - Ташкент: «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2006. - 680 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

6. Акимова М. К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика. - М.: «Питер», 2005. -С.

7. Гозиев Э. Общая психология. - Т. «Национальное общество философов Узбекистана». 2010, 544 с.

8.Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1-2. - М., 1985. 248 с.

9. Психодиагностика и психокоррекция. Под ред. А.А. Александрова. СПб: Питер, 2008. 384 с.

10. Климов Ю.А. Общая психология. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -511с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.