УДК 316
DOI 10.23672/SAE.2023.96.95.001
Вахрушева Елена Юрьевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры социальной работы, Донской государственный технический университет [email protected]
Мезинова Галина Николаевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры социальной работы, Донской государственный технический университет [email protected]
Дорогинин Юрий Валерьевич
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры социальной работы, Донской государственный технический университет [email protected]
Elena Yu. Vakhrusheva
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Social Work,
Don State Technical University
Galina N. Mezinova
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Social Work,
Don State Technical University
Yuri V. Doroginin
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Social Work,
Don State Technical University
Исследование проблем влияния
общественного мнения на институты власти
Research of the problems
of the influence of public opinion on the institutions of power
Аннотация. Делая вступление в историческую интерпретацию природы и роли мнения общества, нужно указать, каким большим и функциональным многообразием подходов характеризуется этот феномен в жизни общества. Общий, сравнительный анализ с различных точек мировоззрения, дает возможность подойти к пониманию сущности данной категории, через такие понятия, как «субъект» и «объект» общественного мнения. Для определения эффективности учета общественного мнения в системе властных институтов, необходимо акцентировать внимание на режимы содействия, которые обладают рядом критериев: прозрачность системы выборов, характер мнения людей, частота обращения власти к рассуждениям людей, высказывание мнений граждан, характер развития взаимодействия общества и власти по поводу актуальных проблем, конечный показатель. Общественное мнение - это сложное разноплановое мнение, выступающее одним из механизмов совершенствования властных структур.
Ключевые слова: оценочные мнения, трансформационное общество, социальный организм, оценочные мнения, правительственные институты, социа-лизационная практика, бунтарский дух, массовое мнение, интерпретированность природы, обмен мнениями.
Annotation. Making an entry into the historical interpretation of the nature and role of public opinion, it is necessary to indicate how large and functional diversity of approaches this phenomenon is characterized in the life of society. A general, comparative analysis from different points of view makes it possible to approach the understanding of the essence of this category through concepts such as «subject» and «object» of public opinion. To determine the effectiveness of taking public opinion into account in the system of government institutions, it is necessary to focus on assistance regimes that have a number of criteria: transparency of the election system, the nature of people's opinions, the frequency of the authorities' appeal to people's reasoning, the expression of citizens' opinions, the nature of the development of interaction between society and the authorities on topical issues, the final indicator. Public opinion is a complex diverse opinion that acts as one of the mechanisms for improving power structures.
Keywords: evaluative opinions, transformational society, social organism, evaluative opinions, government institutions, socialization practice, «rebellious spirit», mass opinion, interpretation of nature, «exchange of opinions».
Р
етроспектива исследования природы и роли общественного мнения указывает на
многообразие подходов, характеризующих данный феномен. Делая вступление в историческую
интерпретацию природы и роли мнения общества, нужно указать, каким большим и функциональным многообразием подходов характеризуется этот феномен в жизни общества. Общий, сравнительный анализ с различных точек мировоззрения, дает возможность подойти к пониманию сущности данной категории, через такие понятия, как «субъект»и «объект» общественного мнения. Различные, многоплановые объекты массового мнения разделяются на объекты-факты, объекты-явления, объекты-события [5]. Не сложный объект для реакции общественного мнения - это некоторый факт действительности. Событие выступает одной из наиболее сложных мишеней для анализа обществом, так как оно достаточно часто идет в разрез с теми понятиями, которые составляют его содержательную сторону. Самым сложным и важным объектом мнения общества следует признать явление [5]. Для его анализа требуется определенный объем знаний и навыков мышления.
Таким образом, к объектным зонам общественных мнений людей можно отнести процессы общественного бытия и объективной действительности, например, экономические перемены, условия материального положения, а также политические отображения субъективной действительности, социальные и психологические процессы общественного понимания, различные системы морального кодекса и ценностей.
Главным в познании мнения общества как разностороннего по содержанию, следует признать дальнейшее развитие социального организма и инструментария, одним из элементов которых является институт государственной власти [2].
Для власти и политики мнение масс зачастую проявляет себя с «высокой» остротой и активностью. Особенно это свойственно для современного общества, с его структурами власти и демократическими институтами, выражающим и внутреннюю, и внешнюю политическую, и экономическую нестабильность.
Общеизвестная функция общественного мнения, которая касается проблем политики и власти, называется оценивающей. Она отображается через ценностные суждения общества о действиях правящих властных институтов и их руководителей, характере формирующейся в обществе ситуации. Критика масс, выполняющих оценивающий функционал, несет в себе чувственную эмоциональную содержательность.
За множественными и оценочными мнениями прослеживается огромный социальный опыт масс: сравнения, размышления, народная проникновенность, сомнения, дебаты и, наконец, житейская мудрость. Также, общественное мнение в сфере отношений с властью реализуется через функцию контроля. Ее идентичность заключается в том, что по каждому из ведущих для субъекта вопросов, она занимает одну из господствующих позиций и стремится к тому, чтобы государственные структуры дали ответ на важный для субъектов общественного мнения запрос [3]. К контролирующему функционалу, по своей сути, и
характеру, близка протективная функция, которая защищает общественное мнение граждан. Речь идет о том, что, высказывая свое мнение, общество, с помощью своей уверенной позиции по насущным вопросам, может бороться за свои права личности, её интересы и свободы. Занижение властями значимости реализации прогрессивных реформ и перспективных программ, впоследствии становится фактом непрерывно продолжающейся реакции общественного недовольства, а, в иных случаях, недовольство перерастает в протест, через который значительная часть населения отстаивает свои жизненный позиции и интересы.
Несмотря на то, что власть, по существу, оказывается в руках государственных правительственных институтов, гражданская позиция находится в превалирующем превосходстве над ними, контролируя их деятельность [3]. Причем, мнение людей используется как метод прессинга, продуктивность которого проявляется в процессе отслеживания за деятельностью или, наоборот, абсолютной бездеятельностью власти. Можно отметить, что взаимоотношения между властью и широкими слоями неудовлетворенного общества, бывают затруднительными.
Укрепляющим механизмом по совместной деятельности общественных масс и власти является функция консультативная. Она заключается в том, что мнение людей может быть выражено в форме референции, предложения, консультации и передано органу государственного управления, деятельность которого является важной для разрешения насущных политических, социальных, экономических и иных проблем [3].
Реализация комплексной функции общественного мнения связана с внутриполитической государственной практикой. Эту функцию ещё называют регулятивной. Речь идет о действии общественного мнения людей и его влиянии на институты власти в формате оценки, контроля, императива и совета, которые прямо или косвенно присоединяются к процессу координирования отношений как внутри власти, так и за ее пределами [4]. В этом заключается самостийность общественного мнения, его способность формировать, политический курс, который влияет на деятельность властных институтов и чиновников.
Вопрос о характере взаимодействия общества и государства, его границах и условиях, были всегда одной из, не терпящих промедления, повесткой. К этой теме неуклонно обращались величайшие умы разных эпох, начиная с античности, исследовавшей природу «публичного обсуждения». Когда уровень доверия масс становится преференциальным институтом, тогда он определяет не только продуктивность политики, но и развитие в будущем всего общества, лично граждан и их социального обличия.
В Средневековье, взаимодействие между властью и гражданским обществом сформировали сословно-классовую структуру, которая отчетливо проводила красную черту между господствующим и угнетенным классами. В составе
закрепощенного класса всегда находилась группа с повышенным градусом классовых противостояний. Эта группа характеризовалась «бунтарским духом», протестуя против неравенства, несправедливости и несвободомыслия. Обращаясь к истории нашей страны, можно, например, выделить сталинские репрессии 1930-х - 1950-х гг. Их следует квалифицировать как жестокое подавление, с позиции институтов власти, общественного мнения, особенно касающегося социальных и политических позиций.
Анализируя систему отношений власти и общества, их можно воспринимать как фарисейство социального и политического положения.
Во-первых, социальные слои, имеют возможность полноправно влиять на государственную политику, высвечивая через общественные оценки самые острые и важные проблемы для граждан.
Во-вторых, общественное мнение людей, указанное в формах общенациональных универсальных законопроектов, суждениях, результатах референдумов, петициях могут использоваться властью для ее развития [6].
Для определения эффективности учета общественного мнения в системе властных институтов, необходимо акцентировать внимание на режимы содействия, которые обладают рядом критериев. Среди них существенно выделяются:
- прозрачность системы выборов, а также законодательной базы. Основой данного критерия является постулат плюралистической системы управления государством, что является основанием и дает гражданам право на активное и непосредственное участие в управлении делами государства [1] как непосредственно, так и через уполномоченных [4];
- характер фиксированности роли нормативов и привилегированности мнения людей, то есть, высказывание на законодательном уровне некоторых животрепещущих вопросов, решение которых опирается на мнение общественности, что значительно сужает деятельность исполнительной власти, и, в то же время, формирует социально-принципиальные позиции мнения общества, определяет его независимость, как социального, так и политического института [4];
- частота обращения власти к оценочным и ценностным помышлениями рассуждениям
Литература:
1. Гаспаришвили А.Т. Власть общественного мнения в афинской демократии: трибунал или рациональность / А.Т. Гаспаришвили // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 134-143.
2. Кузнецов Д.В. Из истории опросов общественного мнения в США / Д.В. Кузнецов // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. 2015. № 15. С. 311.
людей. Чем больше обращений и шире их тематический спектр, тем вероятнее возможность претворения в реальность общественной позиции;
- высказывание мнений граждан через соответствующие каналы. В той или иной степени, власть показывает определенное звено, через которое совершается режим кооперирования между гражданским обществом и властью [3];
- характер развития диспутов общества и власти по поводу тех или иных самых актуальных проблем [1]. Сам процесс беседы двух сторон, в рассматриваемых условиях делает участников - государства и общества прозрачными;
- конечный показатель - социальная и конкретная область, охваченная оценками и отзывами граждан на властные решения, которые могут дать итоговый результат реакции со стороны власти.
Иногда, приводятся еще и такое понятие как «подготовленность», которая является определяющей степенью компетентности людей по тем или иным вопросам восприятия добропорядочности общества [3]. Возникающие в нем мнения, позволяют углубляться в разносторонние процессы, которые во многом зависят от людей и их зрелости.
На основе совокупных систем изложенных характеристик в рамках отдельного общества можно определить три основных критерия взаимодействия власти и общества: олигархический, консервативный и либеральный.
Характеризуя общественную позицию нельзя не указать на ее спорность и многозначность. Совокупность событий фактов, явлений, касающихся коллективных интересов, к сожалению, не всегда могут задавать направление в развитии общества. Но они способны возбуждать поэтапную реакцию обмена мнениями. Некоторые авторы отмечают необходимость компетентной подготовки для обмена мнениями. Общественное мнение -это сложное разноплановое мнение, выступающее одним из механизмов совершенствования властных структур. Оно является внезапным и спонтанным способом выражения и восприятия, посредством которого выражается духовно-нравственное отношение к процессам и явлениям действительности, которые на сегодняшний день являются актуальным его событием и фактом.
Literature:
1. Gasparishvili A.T. The power of public opinion in Athenian democracy: tribunal or rationality / A.T. Gasparishvili // Sociological Journal. 2014. № 2. P. 134-143.
2. Kuznetsov D. V. From the history of public opinion polls in the USA / D.V. Kuznetsov // Readings in memory of Evgeny Petrovich Sychevsky. 2015. № 15. P. 311.
3. Неизвестное «Открытое правительство». 2015. URL : http://fom.ru/Politika/10500
4. Открытое правительство. 2015. URL : http:// open.gov.ru/opengov
5. Политическая социология : учебник / Ж.Т. То-щенко [и др.]. М. : Юнити-Дана, 2015. 496 с.
6. Фокина Н.Ю. Общественное мнение в системе властных отношений / Н.Ю. Фокина, А.В. Фокина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. Сборник статей по матер. ХУШ Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2016. № 2(54). С. 4150.
3 . Unknown «Open Government». 2015. URL : http ://fom. ru/Pol itika/10500
4. Open Government. 2015. URL : http://open.gov. ru/opengov
5. Political Sociology : textbook / Zh.T. Toshchenko [et al.]. M. : Unity-Dana, 2015. 496 p.
6. Fokina N.Yu. Public opinion in the system of power relations / N.Yu. Fokina, A.V. Fokina // Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history: collection of articles on mater. XVIII International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk : SibAK, 2016. № 2(54). P. 41-50.