А.Т. ГАСПАРИШВИЛИ кандидат философских наук, доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*
М.Я. ТИШКЕВИЧ старший преподаватель Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины**
Связи с общественностью и транспарентность органов местного управления и
самоуправления: социологический аспект
Поддержание сложившегося в Республике Беларусь организационного порядка, экономической и социальной стабильности общества основывается в том числе и на объективном, постоянном, оперативном анализе общественных процессов, прогнозировании и выявлении локальных проблем местного управления и самоуправления. Основными инструментами такого анализа являются социологические исследования. Современное социологическое исследование (ССИ), по мнению Д.Г. Ротмана, выступает в качестве «синтезатора и поставщика информации, используемой для принятия важнейших управленческих решений»1.
Управленческая деятельность органов местной власти -это сложные информационно-коммуникационные взаимодействия по направлениям - G2G (англ. government to government) - коммуникации между властными институтами в процессе осуществления управленческих функций, а также G2C (англ. government to citizen) - коммуникации ор-
* Гаспаришвили Александр Тенгизович, e-mail: [email protected]
** Тишкевич Михаил Яковлевич, e-mail: [email protected] 1 Ротман Д.Г. Новые подходы к сбору и анализу информации (из опыта полевых исследований) // СОЦИС, 2015, № 5, с. 145-149.
ганов местной власти с локальными сообществами граждан, ассоциациями гражданского общества. Включенность в обсуждение властных решений гражданами «напрямую» является важнейшим условием и механизмом повышения эффективности управления.
Общественной средой и стимулирующим фактором участия граждан в обсуждении и принятии властных решений выступает транспарентность органов местного управления и самоуправления. Транспарентность в широком смысле трактуется как состояние и процесс информационной открытости, прозрачности всех аспектов деятельности органов государственной власти1. По мнению авторов статьи, транспарентность местных органов власти включает в себя следующие основные составляющие:
- открытость информации для заинтересованной общественности. Расширение каналов легального, открытого взаимодействия граждан, ассоциаций гражданского общества с органами местной власти, участие в процессах местного управления и воздействие на них;
- доступность информации о деятельности местных органов управления и самоуправления для жителей, что повышает возможности участия граждан в подготовке и принятии управленческих решений;
- систематический характер и оперативность информирования - предоставление информации в режиме on-line или с минимальными временными запаздываниями. В данном случае обеспечивается «гибкость» реакций общественности, участие в обсуждении принимаемых решений;
- уровень информированности - полнота охвата, скоор-динированность и совместимость технологий, инструментов и каналов информационной политики местных органов власти. Как следствие повышается доверие к органам местного управления и самоуправления, улучшается репутация соответствующих органов и их представителей.
Основной технологией, обеспечивающей постоянное взаимодействие местных органов управления и самоуправления по направлениям G2G и G2C в демократическом обществе, являются связи с общественностью (Public Relations) как неотъемлемая составляющая управленческой деятельности.
1 См./ Пызина Г.В. Транспарентность как категория политической науки: основные подходы // Социология власти, 2005, № 5, с. 118.
Анализ деятельности органов местного управления и самоуправления Гомельской области по связям с общественностью представлен результатами социологического исследования «Мнение населения Гомельской области о работе органов исполнительной власти», проведенного под руководством доктора социологических наук, профессора Д.Г. Ротмана в мае-июне 2016 г. Данное исследование представляло собой опрос общественного мнения, носило массовый характер, проводилось в 21 административном районе Гомельской области. По многоступенчатой стратифицированной комбинированной выборке методом личного интервью по месту жительства респондентов было опрошено 1100 человек, представляющих 16 социальных групп населения Гомельской области. Ошибка выборки не превышает 3%. В рамках данного исследования выявлена эффективность деятельности по связям с общественностью, степень транспарентности органов местного управления и самоуправления в условиях перехода к информационному обществу.
Анализируя различные аспекты деятельности органов местной власти Гомельской области, удалось определить степень их значимости для респондентов. Из девяти определённых аспектов деятельности исполнительной власти респонденты выделили несколько групп. В первую группу попали следующие показатели: принятие решений (51,1% ответивших), контроль над исполнением принятых решений (49,0%) и «обратная связь» с населением (44,5%).
Высокая оценка общественным мнением показателя «обратная связь» определенно указывает на большую заинтересованность населения области в развитии связей с общественностью. Обратная связь как базовый принцип и технологический инструмент связей с общественностью определяет эффективность деятельности органов местного управления и самоуправления по удовлетворению потребностей населения области и одновременно артикулирует требования и раскрывает ожидания жителей относительно институтов власти.
Властные структуры также нуждаются в точной обратной информации о реакциях общественного мнения на свои решения, а наличие обратной связи с обществом в целом или с целевыми группами подтверждает управленческие эффекты технологии связей с общественностью.
Вторая группа фокусирует интересы респондентов относительно работы госслужащих (38,6% ответов), реализации установленных показателей социально-экономического развития области (28,1%), заинтересованности в эффективности осуществляемых региональных социальных программ и проектов (26,9%).
В третью группу ответов респондентов по интересующим их аспектам деятельности местной исполнительной власти вошли следующие: деятельность первых лиц администрации (24,3%), интерес к кадровой политике на местном уровне (22,6%) и деятельность по реализации принципа «одного окна» (22,6%).
Затруднились определить, какой аспект в деятельности исполнительной власти их интересует, 10,7% опрошенных. Неопределенность практически десятой части респондентов сложно объяснить индифферентностью заметной части населения, скорее такая неопределенность характеризует ресурс развития деятельности органов местной власти по связям с общественностью для вовлечения жителей в процесс управления. Эту задачу определяет Указ Президента Республики Беларусь № 135 от 23 марта 2015 г.: «Стимулировать заинтересованность людей в развитии своих регионов, способствовать формированию канала обратной связи с населением, в том числе посредством общественных обсуждений интересующих граждан вопросов»1. Повышение уровня заинтересованности жителей в развитии своих регионов осуществляется путем постоянных коммуникаций и партнерских взаимоотношений между местными сообществами и органами власти, обеспечения обратной связи между структурами гражданского общества и государственной властью как субъектом, регулирующим общественные отношения. Условием реализации обратной связи на практике, по мнению авторов статьи, выступает транспарентность или информационная прозрачность, открытость решений и действий органов местной власти.
Такие составляющие транспарентности органов местного управления, как доступность информации, систематическое
1 О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 марта 2015 г., № 135 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
информирование общественности о предполагаемых или принятых властью решениях, осуществление гражданами контроля над принимаемыми решениями, в ответах респондентов распределились следующим образом: информационную открытость местных исполнительных органов охарактеризовали как достаточную 29,1% респондентов, скорее достаточную - 33,8%, скорее недостаточной и недостаточной ее считают соответственно 17,6% и 9,8% респондентов. Затруднились ответить на этот вопрос 9,6%. Доступность информации является достаточной по мнению 23,4% ответивших и скорее достаточной по мнению 42,0% респондентов. Недостаточной и скорее недостаточной доступность информации представляется для 8,3% и 18,7% респондентов. Не определились в этом вопросе 7,6% ответивших.
Систематичность информирования граждан о предполагаемых или принятых местными органами исполнительной власти решениях оценили как достаточную и скорее достаточную соответственно 16,6% и 34,2% респондентов, а 26,4% и 11,7% опрошенных соответственно указали на скорее недостаточную и недостаточную системность информирования граждан.
Ответы респондентов относительно возможностей осуществления гражданами контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц распределились таким образом: достаточные и скорее достаточные соответственно 11,9% и 27,5%. Считают недостаточными и скорее недостаточными свои возможности получения информации для осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц 19,0% и 24,8% опрошенных. Затруднились оценить свои возможности в этом вопросе 16,8% респондентов.
Исследовательские данные, полученные в процессе опроса населения Гомельской области, позволяют выявить формы связей с общественностью, практикуемые местной властью. В числе восьми наиболее практикуемых форм связей с общественностью жители Гомельской области выделили те, которые непосредственно связаны с участием представителей органов местного управления и самоуправления. На первой позиции со значительным отрывом от других форм связей с общественностью - «прямая линия» контактного телефона - 64,4% респондентов. Востребованность этого канала связей с общественностью объясняется
регулярностью (еженедельно, по субботам), относительно менее забюрократизированным характером взаимодействия жителей территорий с ответственными чиновниками и возможным оперативным решением проблем, связанных с такими обращениями.
На второй позиции - теле- и радиопередачи с участием руководителей госучреждений (41,1%). На третьей - выступления руководителей госучреждений в городской и районных газетах (40,1%). На четвертой - выездные приемы граждан руководителями органов государственного управления (39,0%).
В качестве значимой составляющей деятельности по связям с общественностью жители Гомельской области называют выступления руководителей органов государственного управления в трудовых коллективах. На эту форму работы органов местной власти указали 37,6% опрошенных. Мнения граждан о наиболее активно практикуемых формах работы власти по связям с общественностью в различных группах респондентов распределились следующим образом: «прямая линия» контактного телефона: 16,8% респондентов - это жители сельских населенных пунктов, 23,0% - жители городов области и 24,6% респондентов - жители областного центра. Эту форму работы выделило 56,7% респондентов-женщин и 43,3% респондентов-мужчин. Теле- и радиопередачи с участием руководителей госучреждений: 4,8% ответивших проживают в сельской местности, 19,0% - жители городов области и 17,3% респондентов - жители областного центра; 52,0% респондентов-женщин и 48,0% респондентов-мужчин.
Выступления руководителей госучреждений в городских и районных газетах отметили 9,5% сельских жителей, 16,8% жителей городов области и 13,8% респондентов, проживающих в Гомеле. В гендерных группах свои предпочтения по данному вопросу высказали 54,9% женщин и 45,1% мужчин.
Данные проведенного исследования показывают, что деятельность по связям с общественностью местных органов управления и самоуправления Гомельской области технологически и инструментально осуществляется в формах публичных выступлений должностных лиц на производстве и в организациях, устных или письменных сообщений, публикаций в прессе, информирования обществен-
ности посредством Интернет-ресурсов и др. По мнению участников опроса, наиболее практикуемыми оказались формы работы по связям с общественностью, которые носят характер прямого взаимодействия и быстрой обратной связи и осуществляются с использованием наиболее доступных каналов коммуникации, таких как «прямая линия» контактного телефона.
В новых условиях общественного развития, в соответствии с требованиями информационного общества, уровнем развития современных информационно-коммуникативных технологий, стремлением к информационной открытости актуализируются электронная публикация документов, распространение обзоров, брошюр о различных аспектах государственного управления, правах и возможностях участия граждан в местном управлении и самоуправлении. Публичное раскрытие информации о деятельности органов местного управления и самоуправления в удобных и доступных для граждан формах, с использованием технологичных и востребованных инструментов информирования, инициирует диалог с гражданским обществом, привлечение граждан к принятию решений и участию в местном управлении и самоуправлении. Степень транспарентности органов местной власти, в том числе с осуществлением «обратной связи» от граждан к институтам управления и самоуправления, увеличивается при общении субъектов властных полномочий с заинтересованными группами не только по их собственной инициативе в регламентированном служебными обязанностями формате, но и, что особенно важно, по инициативе самих граждан.
Гаспаришвили А.Т., Тишкевич М.Я. Связи с общественностью и транспарентность органов местного управления и самоуправления: социологический аспект. В статье рассматривается важная проблема местного управления и самоуправления Республики Беларусь - взаимодействие местных органов власти и общественности. На основе анализа материалов социологического исследования определены эффективность деятельности органов местной власти по связям с общественностью и уровень транспарентности органов местного управления и самоуправления.
Ключевые слова: местное управление, самоуправление, связи с общественностью, транспарентность, общественное
мнение, информационно-коммуникационные взаимодействия, G2G, G2C, оперативность информирования.
Gasparishvili A.T., Tsishkevich M.Y. Public relations and transparency of local government and self-government: sociological aspect. The article reviews the current state of interaction and cooperation between local government and self-government and community in the Republic of Belarus. Based on the sociological research the authors analyze the current effectiveness of PR activities and the level of transparency of local government and self-government.
Keywords: local government, self-government, PR, transparency, public opinion, informational interactions, G2G, G2C, prompt of information.