Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ'

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1269
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сингаевская Марина Владимировна

Общественное мнение является своеобразным способом существования и проявления массового сознания, посредством которого выражается духовное или духовно-практическое отношение народного большинства (субъекта общественного мнения) к актуальным для него фактам, событиям, явлениям и процессам действительности (объекта общественного мнения). Данный подход к определению общественного мнения позволяет в данной статье рассмотреть его сущностную структуру и проявление функций в политике.Рассмотрев комплексную характеристику общественного мнения как социологической категории и его функции, можно прийти к выводу о том, что общественное мнение является важным и неотъемлемым фактором политической жизни. Оно имеет целый арсенал способов воздействия на властные институты - от простого одобрения или неодобрения до диктования институтам власти и управления путей и способов проведения политики, решения конкретных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND FUNCTIONS OF PUBLIC OPINION IN POLITICS

Public opinion is a peculiar way of existence and manifestation of mass consciousness, through which the spiritual or spiritual-practical attitude of the majority of the people (the subject of public opinion) to the facts, events, phenomena and processes of reality (the object of public opinion) that are relevant to it is expressed. This approach to the definition of public opinion allows in this article to consider its essential structure and manifestation of functions in politics.Having considered the complex characteristics of public opinion as a sociological category and its functions, one can come to the conclusion that public opinion is an important and integral factor in political life. It has a whole arsenal of ways to influence government institutions - from simple approval or disapproval to dictating to the institutions of power and management the ways and means of conducting policy, solving specific problems.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ»

Структура и функции общественного мнения в политике

Сингаевская Марина Владимировна,

аспирант кафедры политологии и социологии политических процессов МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Общественное мнение является своеобразным способом существования и проявления массового сознания, посредством которого выражается духовное или духовно-практическое отношение народного большинства (субъекта общественного мнения) к актуальным для него фактам, событиям, явлениям и процессам действительности (объекта общественного мнения). Данный подход к определению общественного мнения позволяет в данной статье рассмотреть его сущностную структуру и проявление функций в политике.

Рассмотрев комплексную характеристику общественного мнения как социологической категории и его функции, можно прийти к выводу о том, что общественное мнение является важным и неотъемлемым фактором политической жизни. Оно имеет целый арсенал способов воздействия на властные институты - от простого одобрения или неодобрения до диктования институтам власти и управления путей и способов проведения политики, решения конкретных проблем.

Ключевые слова: общественное мнение, структура общественного мнения, объект общественного мнения, субъект общественного мнения, функции общественного мнения в политике.

В анализе структуры и функций общественного мнения мы будем придерживаться динамической концепции М.К. Горшкова. В его концепции общественное мнение представляет собой "систему, причём систему целостную, динамичную, целесообразную"1. Специфика структуры общественного мнения заключена в её центральном звене, в качестве которой выступает отношение субъекта к объекту общественного мнения, в процессе установления данного отношения становится возможным зарождение, формирование и возникновение феномена общественного мнения и становится выраженной внутренняя организация системы общественного мнения, её содержательные, сущностные начала, которые принято обозначать в рамках динамической концепции общественного мнения понятиями рационального, эмоционального и волевого. Выделение субъекта и объекта является одним из важнейших моментов теоретического анализа общественного мнения и уже последуюшего рассмотрения структуры общественного мнения и проявления его функций в политике.

"Следует признать, - отмечает М.К. Горшков, единственным субъектом - всеобщим творцом общественного мнения является народ - подлинный носитель общественных интересов, основная сила, творящая и революционно преобразующая социальное бытие, подлинный субъект истории"2.

Помимо этого, качественная определённость субъекта общественного мнения неразрывно связана с его количественной определённостью. Она выражается понятием "большинство". По мнению М.К. Горшкова, иначе быть не может, "ибо массы и представляют

1 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 203.

2 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 186.

186

собой большинство народа, большинство населения, выражающее в своём общественном мнении интересы и стремления всех трудящихся или их подавляющей части"3.

При этом понятие "большинство" имеет свои качественные и количественные характеристики. Например, и 51% и 99% граждан, которые занимают определенную позицию по конкретному социально-политическому событию или вопросу, считаются большинством. Поэтому, понятие "большинство" используется с такими дополнительными характеристиками, как «относительное большинство», "абсолютное большинство" и др.

Объектом выступает то, по поводу чего складывается общественное мнение. К ним относятся в соответствии с динамической концепцией общественного мнения М.К. Горшкова различные факты, события, явления, представляющие общественный интерес и имеющие высокую степень актуальности. Д.П. Гавра также полагал, что "объектом общественного мнения являются события, явления, социальные факты, затрагивающие интересы субъекта мнения"4. По степени сложности объекты общественного мнения дифференцируются на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы)5.

Наиболее простым объектом реакции общественного мнения выступает тот или иной факт действительности. Однако, несмотря на внешнюю простоту "с точки зрения своей коммуникативной функции, т.е. как средство хранения и передачи определённой информации, он включается в систему взаимодействия людей и может выполнять роль стимула социальной активности, её ограничителя и т.п."6. К фактам об-

3 Там же. С. 187.

4 Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП, 1995.С 10-12.

5 См.: Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 577.

6 Ракитов А.И. Историческое познание:

системно-гносеологический подход. М.: Политиз-

дат, 1982. С.211.

щественного мнения можно отнести те факты социальной реальности, которые существуют вне субъекта общественного мнения и воздействуют на них. В качестве примера можно привести теракт, произошедший в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 г. Трагедия в питерском метро привлекла внимание абсолютного большинства населения России7.

Событие выступает достаточно сложным объектом общественной оценки, включающим в себя спектр определённых сведений (фактов), составляющих содержание объекта общественного мнения. Так, совокупность социальных фактов создает качественно новый объект оценок и суждений -событие, которое является более информативным. В качестве примера одного из главных политических событий в мире в 2021 году можно привести разработку вакцин от коронавируса8.

Самым сложным объектом общественного мнения выступает явление (процесс), включающее в себя набор событий и фактов, которые необходимо рассматривать в динамике. Являясь отражением взаимодействия различных социальных сил, ориентированных друг на друга и имеющих собственную ценностно-мотивированную структуру, они требуют от субъекта умения видеть анализировать явления в динамике и развитии. Полиструктурность, сложность социальных процессов для полного и глубокого отражения в общественном мнении требуют от людей остроты внимания, диалектического мышления, определённого объёма знаний.

Сущностная структура общественного мнения включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: рациональный, эмоциональный, оценочно-ценностный и волевой. Рациональный компонент выступает опреде-

7 См. об этом подробн.: ВЦИОМ: Теракт в Санкт-Петербурге: первые оценки. // Пресс-выпуск № 3350. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116155 (дата обращения: 05.08.2021 г.).

8 См об этом подобн.: https://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4834415 (дата обращения: 05.08.2021 г.

187

ляющим в этой структуре и образуется из конкретных сведений, которые относятся к области рационального знания, имеющиеся у людей о фактах и событиях, явлениях и процессах, ставших объектом пристального общественного внимания и общественного интереса. Рукавишников В.О. следующим образом определяет данный компонент: "Заключение насчет рационально мыслящей общественности можно делать при соблюдении следующих условий: 1. Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь - это вопрос о коррективности, и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2. готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3. если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах"9.

Эмоциональный компонент связан с настроениями, чувствами, эмоциями, которые возникают по поводу объекта общественного мнения. Эмоциональный компонент представляет собой своеобразный динамический синтез массового ощущения, массового настроения и социальных чувств, выраженных в непосредственном пристрастном переживании жизненного смысла фактов и явлений действительности, которые оказались объектом общественного внимания10. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей в структуре общественного мнения делает его более доступным для психологического давления и возможностей манипулирования.

Рациональный и эмоциональный компоненты неразрывно связаны в общественном мнении, "всегда представ-

9 Рукавишников В.О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии // СОЦИС. 1994. № 1.

10 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 205.

лены в сознании в единстве и взаимопроникновении, выступают в структуре общественного мнения как знание и переживание"11.

При исключении рационального компонента из сущностной структуры, общественное мнение может даже не возникнуть, ибо оно представляет собой некий результат дискуссионного сравнения познанных и значимых для субъекта объектов, а сравнения, в свою очередь, как верно отмечают М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги основываются именно на знаниях. Данное сравнение, по мнению учёных, опирается на конкретные критерии, мерила и нормы. В подобном качестве выступают знания, представления и ощущения субъекта о предмете. Сравнения и оценки помогают субъекту прийти к оценочному суждению -мнению12.

В результате взаимодействия и взаимопроникновения рационального и эмоционального складывается оценочно-ценностная сторона общественного мнения, именуемая зачастую социальной оценкой. Социальная оценка представляет собой "выражение одного из видов отношения объектов к субъекту, отношение, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям,им выдвигаемым"13.

Социальная оценка проявляется через конкретные оценочно-ценностные суждения общественного мнения, воспроизводит позицию масс по тем или иным вопросам языком общественных суждений и выступает духовно-оценочным отношением. "Социальная оценка, выражение отношения в форме одобрения или осуждения является стержнем общественного мнения"14.

11 Там же.

12 См. об этом подробн.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебн. Пособие для вузов. М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2003. С. 106-107.

13 Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 13.

14 Там же. С. 20.

188

В качестве исходной формы общественное мнение выступает как оценочное суждение, то есть как духовный феномен. При определённых условиях мнение может преобразоваться в поведенческих акт (например, политическая акция в поддержку текущего политического курса и т.д.). Рассматривая сущностную структуру общественного мнения, мы не можем ограничиться только его характеристиками как духовной реальности, необходимо выделить в структуре и компонент, который выражает проявление "позиции людей", "переход от слов к действию". Таким компонентом выступает воля. Так, значимость общественного мнения проявляется тогда, когда оно выражается в действии и это связано с политической волей, которую выражают граждане.

Волевая составляющая структуры общественного мнения формируется на основе социальной оценки и характеризует направленность субъекта на практическую деятельность ("переход от слов к действию") по реализации интересов, связанных с содержанием объекта. Иными словами, в волевых побуждениях людей запечатлевается факт глубокого понимания ими значимости занятой социально-политической позиции и, как следствие, готовность провести её в жизни. Воля, как таковая, представляет собой "способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления"15.

Волевой компонент позволяет раскрыть активную, деятельную сторону изучаемого объекта. Благодаря общественной воле и психологическому настрою реализуются на практике те представления, взгляды и знания, которые составляют рациональный (интеллектуальный) костяк содержания общественного мнения. Как отмечал А.К. Уледов, "активное начало проявляется главным образом в позиции

15 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. URL: https://readtiger.com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (дата обращения: 05.08.2021)

людей в отношении предмета мнения, в переходе от слов к действию"16. Тем самым волевые начала способствуют превращению общественного мнения в явление духовно-практическое; стимулируют к деятельности, обеспечивают воздействие на политическую систему. Так, общественное мнение, будучи изначально духовым отношением, обладает способностью стимулировать практическую деятельность людей и выступать уже как духовно-практическое отношение.

Становление и кристаллизация общественной воли - это длительный и сложный процесс. Он во многом обусловлен такими качествами субъекта, как сознательность, целеустремлённость, решительность и настойчивость. Эти качества свойственны далеко не каждому человеку, а для перехода общественного мнения на данный уровень необходимо, чтобы вышеизложенные качества были присущи большинству. В случае преобразования, "общественное мнение как единство социальной оценки и общественной воли способно выполнять роль организатора совместной деятельности своих субъектов, направленной на удовлетворение их интереса"17.

Таким образом, общественное мнение без наличия волевого компонента выступает лишь как духовное отношение, неспособное оказывать воздействие на социальную действительность, неспособное проявить себя как "социальную силу". Общественное мнение так и может остаться существовать в качестве социальной оценки, в виде некоего духовного образования. В качестве примера такой ситуации можно привести данные социологического опроса, приведённые в известной книге Э. Ноэль-Нойман18. Один из опросов, заданных респондентам, был о том, что каждый хотел сделать для партии, наи-

16 Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 216-217.

17 Там же. С. 217.

18 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мне-

ние. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. С. 70-71.

189

более близкой к его воззрениям. Помимо общих вариантов ответов, предлагались и варианты для застенчивых, чтобы и они могли проявить свою лояльность без публичного выражения симпатии, например, пожертвования денег. Результаты пилотажного опроса оказались довольно неожиданными. Респонденты ответили, что они ничего из перечисленного не стали бы делать для партии, которой симпатизируют19. Данный пример иллюстрирует то, что общественное мнение может проявляться лишь как оценочные суждения, в качестве только духовного образования.

Теперь, после того, как мы раскрыли сущностные структурные компоненты общественного мнения, можно утверждать, что взаимопроникая, дополняя и уравновешивая друг друга, эти компоненты структуры общественного мнения наделяют его качеством духовно-практической целостности. В таком разнокачественном образовании, общественное мнение становится стороной деятельности людей, реализуется в их практических делах и поступках. Разнокачественная сущность общественного мнения может проявляться в социальной практике на трёх уровнях - духовном, духовно-практическом и практическом субъектно-объектном. Триединая сущность общественного мнения, его способность перекидывать "мостик" между духовными и практическими началами людей дают основание считать его не только разнокачественным отношением масс к действительности, но и своеобразным конкретно-историческим механизмом связи массовых оценочно-ценностных суждений и массовых поведенческих актов, массового сознания и массовых действий.

Поправки в Конституцию Российской Федерации, которые были утверждены большинством россиян 1 июля 2020 г., определили в числе прочих дополнений новый вектор развития закрепленного в ст. 7 Конституции России 1993 г. принципа социального государства, что подразумевает под собой исполнение государством своих соци-

19 См.: Там же. С. 71.

альных обязательств в полном объеме и качественно, а также более эффективную реализацию концепции социального государства,. Иными словами, в обществе остается актуальным запрос на социально-ответственное государство, которое ставит в центр своей политики благополучие каждого человека.

Активность граждан в вопросах отстаивания своей гражданской позиции, прав и интересов является важной характеристикой гражданского общества. В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом Таким образом, в соответстви с Конституцией Российской Федерации, общественное мнение становится стороной деятельности людей, реализуется в их практических делах и поступка.

Отечественный исследователь Д.П. Гавра20 предлагал рассматривать общественное мнение как институциональное образование. Стоит отметить, что говорить об общественном мнение как социальном институте можно лишь тогда, когда оно обладает зрелостью, функциональной ориентированностью, действенностью. "Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", то есть, власти, наделённой волей и способностью подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия"21. Общественное мнение в данном случае рассматривается как социально-политическая сила, которая участвует в регулировании общественных отношений через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций и т.д. Таким образом, общественное мнение можно определить как специфический соци-

20 См.: Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП, 1995.

21 Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 14.

190

альный институт, обладающий своими функциями.

Как отмечает В.К. Падерин, "общественное мнение, выражая позицию одобрения или осуждения по общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Оно действует как в рамках общества в целом, так и социальных групп"22.

Для того чтобы закрепить за общественным мнением признак функционирования, необходимо выяснить совокупность взаимосвязанных функций, иными словами социальных ролей, которые возникают из самого его движения, функционирования и развития.

В отечественной литературе детально вопрос о функциях общественного мнения представлен в концепции М.К. Горшкова. Учёный полагает, что "разнокачественная природа общественного мнения переходит в многообразие форм его реализации, в результате чего можно выделить частные, отраслевые функции общественного мне-ния"23.

Способы и формы воздействия общественного мнения на властные институты весьма многообразны. Так, в данной научной статье будут рассмотрены следующие относительно самостоятельные функции общественного мнения в политике: регулятивная, воспитательная, оценочная, контрольная, защитная, консультативная, директивная и познавательная.

Регулятивная функция является основной, интегративной функцией общественного мнения. Содержание регулятивной функции, как следует из её названия, заключается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты, каковыми могут быть индивиды, социальные общности и социальные институты. Общественное

22 Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества. М.: Знание, 1987. С. 42.

23 См.: Горшков М.К. Общественное мнение:

История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 215-223.

мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определённых норм общественных отношений, выработанных самостоятельно, либо привнесённых извне. Эта основная, интегративная функция общественного мнения, она проявляется в том, что в реальной практике различные функции общественного мнения взаимопроникают и дополняют друг друга, обусловливая главный смысл его существования.

Механизм регулятивной функции основывается, прежде всего, на методе общественного воздействия. Данный метод стремится свести воедино правовые, нравственные и другие виды социальных норм, существующие в обществе, он апеллирует к сознанию людей, приводя их действия и поступки в соответствие с требованиями вырабатываемого им самим свода так называемых общечеловеческих неписанных законов24.

Воспитательная функция общественного мнения состоит в том, что мнение является важнейшим фактором, средством, условием социализации личности, её вхождения в социальную жизнь, обретения комплекса качеств социального существа. В рамках регулятивной функции можно выделить регулятивно-воспитательную (социализирующую) функцию, которая способствует формированию в каждом члене общества (социальной общности) социально одобряемую систему ценностей и норм поведения.

Распространённой является оценочная функция общественного мнения, которая затрагивает проблемы политики и власти. Акцент на оценочной функции общественного мнения объясняется преимущественным пониманием его роли как индикатора системы ценностей, превалирующих в массовом сознании в конкретный исторический отрезок времени.

В компетенцию оценочной функции входит выражение ценностного отно-

24 См. об этом подробн.: Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. Там же. С. 216.

191

шения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц. Можно говорить об организованной и неорганизованной форме подобной оценки. В неорганизованной, т.е. стихийной форме подобные оценки присутствуют в домашнем или рабочем кругу людей, в их неформальном общении, в дискуссиях о политической "злобе дня". "В организованной форме данные оценки чаще всего выявляются путём опросов общественного мнения, инициируемые структурами действующей власти, различными общественными организациями, партиями, движениями и иными негосударственными заказчиками"25.

В России опросы общественного мнения демонстрируют, что социальная оценка гражданами деятельности политиков, которые занимают высшие политические должности, во многом характеризует взаимоотношения между обществом и государством и специфику легитимации политического режима страны. Учитывая высокий уровень персонализации государственной власти в России, можно полагать, что отношение к решениям главы Российской Федерации оказывает влияние на уровень доверия россиян ко всему государственному аппарату в целом.

В качестве примера проявления данной функции могут служить данные всероссийских социологических опросов, проводимых ИСПИ РАН, ВЦИОМ и др.".

Согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, в 2021 г.,26 россияне в кризисный пери-

25 Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 585.

26 Использованы материалы социологическо-

го мониторинга «Как живешь, Россия?», который

проводится Центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН с 1992 года. Исследовательский коллектив 51 этапа мониторинга: д-р соц.н. В.К. Левашов (руководитель), д-р полит.н. Н.М. Великая, канд. социол. наук И.С. Шушпанова, ст. науч. сотр. В.А. Афанасьев, мл. науч. сотр. О.В. Гребняк, ст. науч. сотр. О.П. Но-

од в развитии общества выше оценили политическую деятельность президента В.В. Путина по сравнению с деятельностью премьера М.В. Мишустина (6,09 против 5,2 баллов). Однако, позитивных оценок в массовом сознании деятельности ведующих политических лидеров в 2021 г. было больше, чем в 2020 году. Следует отметить, что повышение оценки деятельности М.В. Мишустина более заметно, по сравнению с В.В. Путиным

Весьма показательно, что данные социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, свидетельствуют о росте доли респондентов, чье мнение о главном политическом лидере страны В.В. Путине изменилось в худшую сторону по сравнению с 2018 годом, например (с 16% до 36% соответственно). Падение рейтинга Президента мы фиксируем с 2015 года. В 2021 году процент негативно настроенных респондентов оказался беспрецедентно высок, что коррелирует с сокращением почти вдвое количества людей, заявивших об улучшении своего отношения к Путину (с 39% в 2018 до 19% в 2021).

В известном смысле высокий уровень персонализации власти и высокие рейтинги лиц, занимающих высшие государственные и политические должности, определяют и степень до-

воженина, мл. науч. сотр. И.А. Полякова. В исследованиях использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорции между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности в июле 2021 г. составил 1609 респондентов. Опрос населения проведен в период 28.05.2021-18.06.2021 в следующих регионах Российской Федерации: Ур-ФО (Челябинская область, Екатеринбург. Свердловская область), СФО (Новосибирская область), ЮФО (Ростов-на- Дону, Азов, Краснодарский край), СКФО (Ставропольский край), ЦФО (Ярославская область, Москва, Московская обл.), ПФО (Нижегородская область, Татарстан), ДФО (Владивосток), СЗФО (Санкт-Петербург, Ленинградская область). Полевой этап в регионах осуществляли Общество с ограниченной ответственностью «Ю. Си. Пи.аР. - Ресерч».

192

верия к тем или иным властным институтам. Согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, в 2021 г, в общем рейтинге доверия лидерами в России на протяжении последних 20 лет являются Президент, Армия и Церковь, в разные годы занимающие места в первой тройке. Индикатор доверия в рамках социально-политических исследований имеет особое значение, поскольку в данной работе доверие рассматривается и как социальный капитал, и как культурный ресурс27, обеспечивающий социальное взаимодействие в обществе и позволяющий объективно оценить уровень публичной легитимности политической системы в целом и степень развитости гражданского общества в стране.

Напротив, рейтинги органов законодательной власти, в лице Совета Федерации, Государственной Думы и политических партий демонстрировали определённую устойчивость. Можно отметить, что с 2019 года прослеживается тенденция роста доверия к определенным политическим партиям. Вероятнее всего это связано с тем, что некоторые политические партии заявляли о несогласии с государственной политикой в сфере ограничений при режиме самоизоляции, резко критиковали экономические меры правительства РФ и выступили против обязательной и принудительной вакцинации населения.

Особенно активны в этой связи были партии Справедливая Россия и КПРФ, активно настаивающие на бесплатном тестировании на COVID и на антитела28, а позднее данные партии выступили против принудительной вакцина-ции29, запустив соответствующие акции

27 Штомпка П. Доверие - основа общества / Пер. с пол. Н.В. Морозовой. Москва: Логос, 2012. 445 с.

28 Сергей Миронов: тестирование на антитела к COVID должно быть массовым и бесплатным // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». 23 марта 2021. URL: https://spravedlivo. ru/11102910 (дата обращения 15.07.2021).

29 Всероссийская пресс-конференция «Особенности принудительной вакцинации. Прививаться нужно, увольняться нельзя// Официальный сайт

в ряде регионов, что способствовало выходу людей на митинги по всей стране30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЦИОМ 1 октября 2021 г. опубликовал результаты опроса с представленным рейтингами доверия. Уровень поддержки и одобрения партии "Единая Россия" составил в данный период 29,5%, КПРФ - 23,3%, ЛДПР - 7,6%, "Справедливая Россия - Патриоты -За правду" - 6,4% и "Новые люди" -8,4% соответственно31.

ВЦИОМ ежегодно представляет данные исследований о том, как жители Республики Крым и всей страны в целом относятся к воссоединению Крыма с Россией. Спустя 7 лет в ходе опроса ВЦИОМ 2021 г. было выявлепно, что основное чувство, которое испытывают россияне от вхождения Крыма и Севастополя в состав России, это гордость (48%). Также большинство россиян оценивают присоединение Крыма к России положительно (81%) и полагают, что Крым может стать курортом мирового уровня, по мнению 62% опрошенных32.

партии «Справедливая Россия». 28 июля 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11392310 (дата обращения 30.07.2021).

30 Старикова М. «Нагнетается определенный психоз»: Митинг КПРФ против принудительной вакцинации кончился задержаниями// Коммерсант. 26.06.2021. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4877504 (дата обращения 15.07.2021).

31 Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной случайной (вероятностной) выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает для данных, собранных в течение семи дней (11200 человек), 1%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 1600 опрошенных. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. До 17 июня 2018 г. включительно опрашивалось ежедневно 1000 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ. С 18 июня 2018 г. ежедневно опрашивается 1600 респондентов. Приведено среднее значение за семь дней опроса.

32 Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 10 марта 2021 г. В опросе

приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выбор-

193

Как Вы в целом оцениваете воссоединение Крыма с Российской Федерацией: положительно или отрицательно? (закрытый вопрос, один ответ,% от всех опрошенных)

Таблица 1. Как Вы в целом оцениваете воссоединение Крыма с Российской Федерацией, в%

Крым 2019 Крым 2020 Крым 2021

Безусловно положительно 69 66 46

Скорее положительно 24 27 35

Скорее отрицательно 2 3 6

Бесспорно отрицательно 1 1 7

Затрудняюсь ответить 4 3 6

Примечание: См.подробности на сайте ВЦИОМ URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10726 (дата обращения: 05.10.2021)

Достаточно часто общественное мнение реализуется в сфере властных отношений через контрольную функцию. Через данную функцию общественное мнение требует принятия и исполнения принятых решений. Своеобразие данной функции заключается в том, что общественное мнение по любому значимому для себя вопросу занимает определённую позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность властных органов и их руководителей33.

ке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. См под-робн. на сайте ВЦИОМ: https://old.wciom.ru/index. php?id=236&uid=10726

33 См.: Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 585.

Выступая в своей контрольной функции, общественное мнение является "двигателем" механизма обратной связи в политической системе, выражая требования или поддержку. Знание общественных настроений в целом позволяет властям принимать правильные решения по отдельным вопросам, даже если общественное мнение по ним не выявлено или вообще не сформировалось. Проведение успешного политического курса предполагает выявление отношения людей не только к конкретным управленческим решениям, но и к более общим вопросам, к тому, что можно назвать "духом" государственной политики.

Сложившееся общественное мнение занимает определённую позицию по любому значимому для большинства людей вопросу. В силу своей массовости и внутреннего единства оно приобретает характер силы и способность "вставать над властью", с пристрастием следить за их деятельностью, а возможно даже навязать свою волю имеющимися моральными санкциями и рычагами давления. В виду этого, в ходе принятия политических и иных решений, правящие органы вынуждены учитывать общественное мнение.

В виде полноценной концепции социальный контроль как функция общественного мнения рассматривается в рамках демоскопической теории "спирали молчания" Э. Ноэль-Нойман34. Скрытая функция общественного мнения как социального контроля, полагает учёный, целью которой является интеграция общества и обеспечение достаточного уровня согласия. В качестве примера контрольной функции можно указать на оценку текущего положения дел в стране.

Защитная функция общественного мнения достаточно близка по своей сути и характеру к контрольной функции; она является частным её проявлением, когда духовно-практическая составляющая общественного мнения выраже-

34 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мне-

ние. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996.

194

на наиболее ярко. Активность граждан в вопросах отстаивания своей гражданской позиции, прав и интересов является важной характеристикой гражданского общества. В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом.

Именно через защитную функцию общественное мнение служит связующим звеном между социальными умонастроениями масс и их практическими действиями. Ибо через выражение мнения, с помощью чётко обозначенной позиции по насущным вопросам люди могут отстаивать собственные интересы, помимо этого защищать свои собственные права и свободы. В нашей постсоветской истории есть немало примеров того, как граждане путём выражения общественного мнения защищали свои права и свободы (например, массовые протесты граждан в начале 2005 г., вызванные монетизацией льгот; массовые акции протеста в декабре 2011 г., вызванные многочисленными нарушениями на выборах Государственной Думы 4 декабря, и др35.).

Коронавирусная пандемия, которая началась в начале 2020 года, определила кризисный период в развитии общества и существенно обострила социально значимые для россиян проблемы и сложившиеся в социуме противоречия. По сравнению с 2020 годом в сложилась новая тенденция вы общественном мнении и несколько уменьшилась доля тех, кто потенциально может выйти на митинг или демонстрацию и тех, кто готов взять в руки оружие, если потребуется. Ряд ученых полагает, что цифровизация может существенно влиять на протестное поведение, формы его реализации и реализацию защитной функции общественного мнения. Чаще всего речь в данном контексте идет о возможностях протестной тех-

35 См подробн.: Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010, Волков Д, Протестные митинги в России конца 2011 - начала 2012 гг.: запрос на демократизацию политических институтов, „Вестник общественного мнения", 2012, № 2, с. 73.

нологии мобилизации общественного мнения и вовлечении молодежи в про-тестное движение. Однако, существуют основания полагать, что с распространением информационных технологий выражение политических и протестных активностей может «уходить» в виртуальное пространство с реализацией технологии формирования общественного мнения в Интернете36. Данная тенденция приобретает особую значимость в условиях самоизоляции, в которых роль информационных и медиа-технологий стремительно возросла. Стоит отметить, что количество россиян, считающих, что их интересы достаточно защищены, стало больше, чем в прошлом году, возрос и процент тех, кто для защиты своих интересов готов подписать обращение к властям37.

Почти половина (43%) россиян, согласно результатам социологического исследования, проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в июне 2021 года, не склонны предпринимать ни одну из предложенных форм защиты своих собственных интересов. Примечательно, что в 2021 году был выявлен самый высокий уровень неготовности граждан отстаивать свои интересы38. Данную пассивную позицию среди россиян можно объяснить нежеланием граждан находиться среди большого скопления людей на митингах и демонстрациях в условиях сложной эпидемологиче-ской ситуации из-за боязни заражения коронавирусом. Однако, существуют разные мнения и ряд экспертов полагает, что напротив, окончание очередной волны коронавируса дает россиянам надежду на спокойную жизнь, что сказывается на нежелании наших сограждан выходить на митинги и демонстра-

36 Игнатовский Я.Р. Роль цифровизации в трансформации российского политического протеста // Власть. 2021. Т. 29, N0 1. С. 84-90.

37 Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года / В.К. Левашов, Н.М. Великая, И.С. Шушпанова [и др.]; Отв. ред. В.К. Левашов. ФНИСЦ РАН. М.: Перспектива, 2020.

38 Там же.

195

ции39. Возможно, что в нынешней ситуации влияет и роль вероятного усиления разрозненности общества вследствие введения режима самоизоляции в 2020 году.

Следует отметить еще одну причину стремления избегать активных действий по отстаиванию своих прав, которая связана с возможным ростом страхов граждан в связи с ужесточения политического режима в стране. Подавление протестов, целая серия судебных заседаний и обвинительных приговоров после протестов в 2020-2021 гг. (в поддержку А. Навального) не могла не отразиться на «сворачивании» про-тестной активности в России.

Консультативная функция укрепляет механизм взаимодействия общества и власти. Не обязывая управляющих действовать тем или иным образом, общественное мнение может в то же время выступать в качестве морально-этического ориентира работы государственных структур, выполняя консультативную функцию. Данная функция позволяет носителям власти учитывать общественные настроения и прогнозировать потенциальную реакцию общественности на принимаемые решения.

Властным органам стоит учитывать общественным мнение потому, что оно не только определяет отношение больших групп людей к тем или иным явлениям, но и регулирует их поведение и практическую деятельность. Это своего рода народная мудрость, которая может помочь властному органу в решении сложных социальных, экономических и иных проблем. "Функция общественного мнения, - утверждает Е. В Тихонова, - обратить внимание социальной системы на те дисбалансы в её структуре, которые требуют особого отношения"40. Подключение широких слоёв населения к процессу выработки

39 Барышева Е. 5 фактов о протестных настроениях в России в 2021 году // Deutsche Welle: [сайт]. 31 марта 2021. URL: https://p.dw.com/p/3rNLB (дата обращения 11.10. 2021).

40 Тихонова Е.В. Общественное мнение и управление социальными процессами в современном российском обществе. М.: Дело, 2000. С. 42.

и принятия политико-управленческих решений значительно усиливает их социальную легитимность, утверждает в понимании народа факт их принятия сообща, всем миром.

Директивная функция общественного мнения подразумевает под собой, что общественное мнение народных масс может диктовать, предписывать органам социального управления; выносить решение по тем или иным проблемам общественной жизни, имеющим императивный характер. Даная функция проявляет себя, когда решение кардинальных вопросов государственной и общественной жизни выносится на всенародное голосование (референдум) и при проведении избирательных кампаний, когда люди делают свой политический выбор и определяют лицо новой власти. На всенародном голосовании, итоги которого являются обязательными, и при проведении избирательных кампаний императивный характер выраженного общественного мнения вытекает из конституционного населения народа ролью верхового суверена и главного источника власти.

Именно в ходе выборов (как процедуры легитимации власти) реализуется директивная функция общественного мнения. Однако все это справедливо только в том случае, если выборы (включая предвыборную кампанию и непосредственный процесс голосования) не превращаются в формальную процедуру, лишенную реального политического содержания, и не фальсифицируются, как это часто случается в авторитарных режимах. В качестве примера можно привести выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, которые состоялись в период 17-19 сентября с завершением в единый день голосования 19 сентября 2021 года. По итогам обработки 100% итоговых протоколов в Госдуму VIII созыва прошли пять партий и три непарламентских партии представлены в ней одномандатниками.

196

В результате "Единая Россия" не- хранила большинство, набрав по парт-сколько ухудшила свои показатели

по сравнению с 2016 годом, однако со- спискам 49,8% (рис. 1).

Рис. 1

Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (дата обращения 11.10. 2021)

Более того, Единая Россия провела в Госдуму сразу 198 одномандатников (всего ее кандидаты были зарегистрированы в 217 округах из 225).В итоге партия Единая Россия получила на 19 мест меньше, чем по итогам думских выборов 2016 года: 324 места из 450. Вместе с тем, она провела в Госдуму

сразу 198 одномандатных депутатов (всего ее кандидаты были зарегистрированы в 217 округах из 225). Партия КПРФ соответственно провела 9 одномандатных депутатов, "Справедливая Россия - За правду" - 8 одномандатных депутатов и партия ЛДПР - 2 одноман-дтника (рис. 2).

Рис. 2. Распределение депутатских мест Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (дата обращения 11.10. 2021)

Явка избирателей на выборах в Госдуму 2021 составила 51,7% против 47,9% на думских выборах 2016 года (рис. 3).

Однако, результаты выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва и данные условия по-

197

зволяют утверждать что сложившаяся модель рекрутирования политической элиты является мало-альтернативной и имеет застойный характер с отсутствием включения в список селектора-та новых людей. Несменяемость власти

на федеральном, региональном и местном уровне в политических партиях снижает конкурентность политического процесса в стране, не способствует легитимности органов власти и развитию гражданского общества.

Рис. 3. Изменение явки на выборах

Источник: URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (дата обращения 11.10. 2021).

В качестве примеров референдумов, в которых напрямую реализуется директивная функция, можно привести референдум в Крыму о статусе автономии, который состоялся 16 марта 2014 г. Стоит особо отметить, что проведение референдума в Крыму являлось легитимным, исходя из положений Декларации о принципах международного права 1970 года, в которой достаточно чётко прописано право народа на самоопределение. Также ярким примером является референдум в Англии по случаю выхода Великобритании из ЕС ("Брексит").

Возможности познавательной функции "определяются синтезом теоретического и обыденного сознания, выражающим гносеологическую природу общественного мнения"41. Все функции общественного мнения органично взаимосвязаны. За каждой из названных функций стоит реальная практика функционирования общественного мнения. Все они в той или иной мере несут в себе регулятивный и воспита-

41 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. С. 222.

тельный заряд и, будучи тесно взаимосвязанными в итоге интегрируются в единую регулятивно-воспитательную функцию.

Рассмотрев комплексную характеристику общественного мнения как социологической категории и его функции, можно прийти к выводу о том, что общественное мнение является важным и неотъемлемым фактором политической жизни. Оно имеет целый арсенал способов воздействия на властные институты - от простого одобрения или неодобрения до диктования институтам власти и управления путей и способов проведения политики, решения конкретных проблем. Дальнейшее исследование проблемы общественного мнения в структуре механизма функционирования социально-политических систем требует раскрытия роли и места общественного мнения в механизме "обратной связи" функционирования политических систем.

Литература

1. Барышева Е. 5 фактов о протест-ных настроениях в России в 2021 го-

198

ду // Deutsche Welle: [сайт]. 31 марта 2021. URL: https://p.dw.com/p/3rNLB (дата обращения 11.10. 2021).

2. ВЦИОМ: Теракт в Санкт-Петербурге: первые оценки. // Пресс-выпуск № 3350. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid = 116155 (дата обращения: 05.02.2021 г.).

3. ВЦИОМ URL: https://old.wciom.ru/ index.php?id=236&uid=10726 (дата обращения: 05.10.2021)

4. Всероссийская пресс-конференция «Особенности принудительной вакцинации. Прививаться нужно, увольняться нельзя// Официальный сайт партии "Справедливая Россия". 28 июля 2021. URL: https:// spravedlivo.ru/11392310 (дата обращения 30.07.2021).

5. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП, 1995. - 235 с.

6. Гавра Д.П. Общественное мнение в системе социального управления: дисс ... докт. соц.наук. СпБ, 1995. -039 с.

7. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 383 с.

8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебн. Пособие для вузов. М.: ФГАНУ "Центр социологических исследований", Институт социологии РАН, 2003. -312 с.

9. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

10. Игнатовский Я.Р. Роль цифровиза-ции в трансформации российского политического протеста // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 84-90.

11. Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. - 222 с.

12. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010, Волков Д, Протест-

ные митинги в России конца 2011 -начала 2012 гг.: запрос на демократизацию политических институтов, „Вестник общественного мнения", 2012, № 2, С. 73.

13. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. - 352 с.

14. Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества. М.: Знание, 1987. -127 с.

15. Политическая социология: учебник/ под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 623 с.

16. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. -303 с.

17. Рукавишников В.О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии // СОЦИС. 1994. № 1.

18. Сафаров Р.А. Общественное мнение в системе советской демократии М.: Знание, 1982. - 063 с.

19. Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 14.

20. Сергей Миронов: тестирование на антитела к COVID должно быть массовым и бесплатным // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». 23 марта 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11102910 (дата обращения 15.07.2021).

21. Старикова М. «Нагнетается определенный психоз»: Митинг КПРФ против принудительной вакцинации кончился задержаниями// Коммерсант. 26.06.2021. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4877504 (дата обращения 15.07.2021).

22. Тихонова Е.В. Общественное мнение и управление социальными процессами в современном российском обществе. М.: Дело, 2000. -318 с.

23. Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. - 391 с.

199

24. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. URL: https://readtiger. com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (дата обращения: 05.03.2021).

25. URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/pJtogi/ (дата обращения 11.10. 2021).

STRUCTURE AND FUNCTIONS OF PUBLIC OPINION IN POLITICS

Singaevskaya M.V.

Lomonosov Moscow State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Public opinion is a peculiar way of existence and manifestation of mass consciousness, through which the spiritual or spiritual-practical attitude of the majority of the people (the subject of public opinion) to the facts, events, phenomena and processes of reality (the object of public opinion) that are relevant to it is expressed. This approach to the definition of public opinion allows in this article to consider its essential structure and manifestation of functions in politics. Having considered the complex characteristics of public opinion as a sociological category and its functions, one can come to the conclusion that public opinion is an important and integral factor in political life. It has a whole arsenal of ways to influence government institutions - from simple approval or disapproval to dictating to the institutions of power and management the ways and means of conducting policy, solving specific problems.

Keywords: public opinion, structure of public opinion, object of public opinion, subject of public opinion, functions of public opinion in politics.

References

1. Barysheva E. 5 facts about protest moods in Russia in 2021 // Deutsche Welle: [website]. March 31, 2021. URL: https://p. dw.com/p/3rNLB (accessed 10/11/2021).

2. VTsIOM: Terrorist attack in St. Petersburg: first assessments. // Press release No. 3350. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116155 (date of access: 02/05/2021).

3. VTsIOM URL: https://old.wciom.ru/index. php?id=236&uid=10726 (date of access: 05.10.2021)

4. All-Russian press conference "Peculiarities of compulsory vaccination. You need to be vaccinated, you can't quit // Official website

of the Just Russia party. July 28, 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11392310 (accessed 07/30/2021).

5. Gavra D.P. Public opinion as a sociological category and social institution. St. Petersburg: ISEP, 1995. - 235 p.

6. Gavra D.P. Public opinion in the system of social management: diss ... dokt. social sciences St. Petersburg, 1995. - 039 p.

7. Gorshkov M.K. Public Opinion: History and Modernity. M.: Politizdat, 1988. - 383 p.

8. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Applied sociology: Textbook. Allowance for universities. M.: FGANU "Center for Sociological Research", Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2003. - 312 p.

9. Grushin B.A. Opinions about the world and the world of opinions. Problems of public opinion research methodology. M.: Politizdat, 1967. - 400 p.

10. Ignatovsky Ya.R. The role of digitalization in the transformation of Russian political protest // Power. 2021. Vol. 29, No. 1. pp. 8490.

11. Korobeinikov V.S. Pyramid of opinions. Public opinion: nature and functions. M .: Young Guard, 1981. - 222 p.

12. Clement K., Miryasova O., Demidov A. From the townsfolk to the activists. The emerging social movements in modern Russia. Moscow: Three squares, 2010, Volkov D, Protest rallies in Russia in late 2011 - early 2012: a request for the democratization of political institutions, Bulletin of Public Opinion, 2012, no. 2, p. 73.

13. Noel-Neumann E. Public opinion. The opening of the spiral of silence. Moscow: Progress-Academy; All World, 1996. -352 p.

14. Paderin VK Public opinion in the political system of the Soviet society. M.: Knowledge, 1987. - 127 p.

15. Political sociology: textbook / ed. J.T. Tosh-chenko. M.: Yurait Publishing House, 2015. - 623 p.

16. Rakitov A.I. Historical knowledge: system-epistemological approach. M.: Politizdat, 1982. - 303 p.

17. Rukavishnikov V.O. Is public opinion on environmental issues rational? // SOCIS. 1994. No. 1.

18. Safarov R.A. Public opinion in the system of Soviet democracy M.: Knowledge, 1982. -063 p.

19. Safarov R.A. Political status of public opinion // Sociological research. 1979. No. 4. S. 14.

200

20. Sergei Mironov: testing for antibodies to COVID should be massive and free // Official website of the Just Russia party. March 23, 2021. URL: https://spravedlivo.ru/11102910 (accessed 07/15/2021).

21. Starikova M. "A certain psychosis is being pumped up": the CPRF rally against forced vaccination ended in arrests // Kommersant. 06/26/2021. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4877504 (accessed 07/15/2021).

22. Tikhonova E.V. Public opinion and management of social processes in modern Russian society. M.: Delo, 2000. - 318 p.

23. Uledov A.K. Public opinion of the Soviet society. M.: Sotsekgiz, 1963. - 391 p.

24. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: Soviet Encyclopedia, 1989. URL: https:// readtiger.com/terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (date of access: 03/05/2021).

25. URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (accessed 11.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.