Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТИПОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна, Стульник Татьяна Дмитриевна

В статье представлены результаты исследования проблемы низкой эффективности организации взаимодействия предприятия с целевыми студентами Московского авиационного института (МАИ). Проведен анализ общих характеристик целевых студентов, процесс целевой подготовки специалистов с высшим образованием. Был проанализирован процесс отбора претендентов для заключения контракта на целевое обучение. В ходе анкетирования целевых студентов, интервью со специалистами организации и метода анализа документов было выявлено, что средние баллы целевых студентов при поступлении в университет в среднем ниже средних баллов абитуриентов, поступающих по общему конкурсу. Отсутствие кадровых методов отбора претендентов для заключения контракта на целевое обучение и подготовку компетентных инженерных специалистов снижает педагогическую эффективность образовательного процесса. К существенным недостаткам целевого обучения относятся: отсутствие системы материального стимулирования, недостаточная вовлеченность в исследовательскую и проектную деятельность по профилю предприятия, отсутствие дополнительных образовательных программ, а также низкая степень участия целевой аудитории в корпоративных мероприятиях типового предприятия в рамках работы Молодежного совета. Обоснована необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технического персонала, занятого на производстве, что напрямую связано с процессами целевой подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна, Стульник Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PROBLEMS OF TARGETED TRAINING OF ENGINEERING STUDENTS

The article presents the results of a study of the problem of low efficiency of the organization of interaction of the enterprise with target students of the Moscow Aviation Institute (MAI). The analysis of the general characteristics of target students, the process of targeted training of specialists with higher education is carried out. The process of selecting applicants for a contract for targeted training was analyzed. During the survey of target students, interviews with specialists of the organization and the method of analyzing documents, it was revealed that the average scores of target students upon admission to the university are on average lower than the average scores of applicants entering the general competition. The lack of personnel methods for selecting applicants for a contract for targeted training and training of competent engineering specialists reduces the pedagogical effectiveness of the educational process. The significant disadvantages of targeted training include: the lack of a system of financial incentives, insufficient involvement in research and project activities in the profile of the enterprise, the lack of additional educational programs, as well as a low degree of participation of the target audience in corporate events of a typical enterprise within the framework of the Youth Council. The need for the organization of continuous professional education of engineering and technical personnel employed in production is justified, which is directly related to the processes of targeted training of specialists.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Исследование проблем целевой подготовки студентов инженерных специальностей

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Национального исследовательского университета) E-mail: di37tap1@mail.ru

Стульник Татьяна Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Национального исследовательского университета) E-mail: di37tap1@mail.ru

В статье представлены результаты исследования проблемы низкой эффективности организации взаимодействия предприятия с целевыми студентами Московского авиационного института (МАИ). Проведен анализ общих характеристик целевых студентов, процесс целевой подготовки специалистов с высшим образованием. Был проанализирован процесс отбора претендентов для заключения контракта на целевое обучение. В ходе анкетирования целевых студентов, интервью со специалистами организации и метода анализа документов было выявлено, что средние баллы целевых студентов при поступлении в университет в среднем ниже средних баллов абитуриентов, поступающих по общему конкурсу. Отсутствие кадровых методов отбора претендентов для заключения контракта на целевое обучение и подготовку компетентных инженерных специалистов снижает педагогическую эффективность образовательного процесса. К существенным недостаткам целевого обучения относятся: отсутствие системы материального стимулирования, недостаточная вовлеченность в исследовательскую и проектную деятельность по профилю предприятия, отсутствие дополнительных образовательных программ, а также низкая степень участия целевой аудитории в корпоративных мероприятиях типового предприятия в рамках работы Молодежного совета. Обоснована необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технического персонала, занятого на производстве, что напрямую связано с процессами целевой подготовки специалистов.

Ключевые слова: целевые студенты; подготовка инженеров; высшее образование, типовое предприятие; трудоустройство.

Введение

Проблема обеспечения национальной безопасности страны в её комплексном, многоаспектном преломлении становится на современном этапе одной из самых актуальных. Она затрагивает интересы как государства и областей жизнедеятельности общества, так и конкретного региона, мегаполиса, компании и каждой отдельной личности. Ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны занимает оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России. Учитывая нынешнюю возрастную структуру персонала (отсутствие работников среднего возраста) в большинстве стратегических отраслей российской экономики, предприятия оборонно-промышленного комплекса нуждаются в притоке молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего образования инженерно-технической направленности в целях снижения риска заключения контракта с незаинтересованными и малоэффективными кандидатами [1]. Предприятия ОПК долгое время не получали системных, пролонгированных во временной перспективе заказов для нужд силовых ведомств, что привело к ряду проблем:

• сокращению количественного и качественного состава персонала;

• отставанию уровня заработной платы на предприятиях ОПК от зарплаты в промышленности на 15-20%;

• старению персонала (средний возраст работников в промышленности составляет приблизительно 50 лет, работников - 53 года);

• оттоку молодых кадров;

• сложностями с развитием компетенций при реализации инновационных и инвестиционных проектов.

Одним из важнейших критериев оценки эффективности вуза является процент выпускников, работающих по специальности. Данный критерий имеет высокое значение для вузов, реализующих в значительных объемах целевую подготовку студентов [3]. Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют право осуществлять целевой прием абитуриентов по двум линиям. Во-первых, в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее - администрациями) в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля. Во-вторых, в рамках го-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см 03

сударственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса.

Российские и зарубежные исследователи отмечают высокую значимость раннего планирования карьеры с целью развития профессионального самоопределения на этапе поступления в высшее учебное заведение [4; 5; 12]. В настоящее время на федеральном уровне управления осуществляется ежегодный мониторинг деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Пороговое значение среднего балла Единого государственного экзамена (ЕГЭ), определяющее «успешность» российского вуза, составляет 60 баллов - средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение). Таким образом, влиять на качество абитуриентов, зачисленных в рамках государственного плана подготовки специалистов для отрасли, вуз не имеет возможности. Однако этот показатель оказывает прямое влияние на показатели эффективности образовательного учреждения [7].

Исследователи отмечают, что система отбора абитуриентов для целевого направления в высшие учебные заведения требует серьезного реформирования [2]. Мониторинг набора абитуриентов в Московский авиационный институт (МАИ) в течение 5 лет позволяет выделить основные преимущества и недостатки поступления в аэрокосмический вуз по целевому направлению для абитуриентов.

Основные преимущества: зачисления в вуз проводятся на бюджетные места и по отдельному конкурсу; целевики одновременно поступают в вуз и заключают договор с предприятием, что гарантирует их дальнейшее трудоустройство; возможность совмещения обучения в университете и работы по специальности; студенты проходят производственную практику на своем предприятии и со временем начинают совмещать занятия с работой; учащимся в большинстве случаев выплачивается дополнительная стипендия от организации;

дипломные и курсовые проекты выполняются по тематике предприятия-заказчика; выпускники целевого приема получают достойную зарплату;

в перспективе - получение отсрочки от призыва в Вооруженные Силы после окончания вуза на период работы;

предусматривается возможность целевой подготовки по очно-заочной, вечерней и заочной формам обучения, что позволяет совмещать учебу и работу.

Основные недостатки поступления по целевому направлению:

• обязанность трудоустройства на предприятие, выдавшее целевое направление, по окончании обучения в вузе;

• для региональных абитуриентов необходимость возвращения в регионы без возможности построения карьеры в крупных городах.

Исследование работы со студентами-целевиками в период их обучения в МАИ

По условиям контракта о целевой подготовке МАИ и организации вуз обязуется и организует студентам все виды практик в соответствии с учебным планом по специальности и планом стажировки: учебная; производственная; преддипломная. Данный контракт касается большинства факультетов, в том числе и студентов института «Радиоэлектроники, инфокоммуникации и информационной безопасности».

Виды взаимодействия предприятия и студентов-целевиков в зависимости от курса обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды взаимодействия типового предприятия и студентов-целевиков МАИ в зависимости от курса обучения.

Виды взаимодействия типового предприятия и студентов-целевиков МАИ

1 курс • вводные лекции; • экскурсии по предприятию и опытному производству.

2 курс • профильные лекции; • распределение студентов по отделам; • учебная практика.

3 курс • профильные лекции; • учебная практика; • возможность работы на предприятии на условиях неполного рабочего дня.

4 курс • профильные лекции; • производственная практика; • возможность работы на предприятии на условиях неполного рабочего дня.

5 курс • возможность работы на предприятии на условиях неполного рабочего дня; • производственная практика; • преддипломная практика.

Кроме этого, предприятие обеспечивает студентов всей необходимой документацией и информацией необходимой для выполнения курсовых работ и проектов, в том числе дипломного. Начиная с 3-го курса предприятие предоставляет целевикам рабочие места на условиях неполной занятости по срочному договору. Стоит отметить, что до 2011 года в соответствии с определенным Положением предприятия студентам высших профессиональных учебных заведений, обучающихся по направлению целевой подготовки и успевающим по всем предметам на «хорошо» и «отлично» выплачивалась надбавка к государственной стипендии; в 2011 году Положение о надбавке

было отменено. В настоящее время на предприятии не существует единой базы данных учета студентов-целевиков, что затрудняет процесс коммуникации организации со своими потенциальными сотрудниками и значительно увеличивает время, требуемое для подготовки сводной отчетности по процессам целевой подготовки специалистов на предприятии.

Исследование проводилось с применением следующих методов: анкетного опроса студентов-целевиков с целью исследования их общей заинтересованности в дальнейшей работе на предприятии и определения их уровня успеваемости в вузе, оценки их мнения об основных недостатках процесса целевой подготовки; интервью со специалистами организации с целью выявления основных этапов отбора абитуриентов для заключения договора о целевом обучении; анализа основных локальных правовых актов, регламентирующих процесс целевой подготовки на предприятии; для выявления основных видов взаимодействия организации со своими целевикам и ор-ганиазации учета целевиков на предприятии; для изучения методов работы профильных подразделений со студентами-целевиками; социально-педагогического анализа общих характеристик студентов-целевиков, а также процесса целевой подготовки специалистов в организации; экспертного опроса студентов-целевиков, обучающихся в МАИ, с целью изучения их мнения по организации процесса целевой подготовки.

По данным с 2016 по 2021 год просматривается положительная тенденция в увеличении числа абитуриентов, поступающих в МАИ по целевому направлению от предприятия. На данный момент в МАИ по целевому направлению обучается 87 человек. Однако несмотря на это, квотные места предприятия в среднем заполняются лишь на 40%. Что касается уровня профессиональной подготовки, основную часть целевиков составляют студенты, обучающиеся на специалитете: их 59%. В результате исследования было выявлено, что уровень подготовки абитуриентов, поступающих по целевому направлению ниже, уровня подготовки абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение (вуз) по общему конкурсу.

Одним из признаков сложившейся на предприятии проблемной ситуации является отсутствие четко выстроенной системы взаимодействия со своими студентами-целевиками, обучающимися в МАИ. Необходимо отметить, что как таковой отбор абитуриентов для получения целевых направлений на предприятии отсутствует. В связи с тем, что квотные места реализуются не полностью, то есть ежегодно складывается ситуация недобора «целевиков», на предприятии практически не определены критерии отбора лиц на целевые места и не организована работа по данному этапу. Это связано с серьезным недобором студентов-целевиков и оказывает влияние на общий уровень подготовки специалистов, приходящих работать на предприятие. Целевое направ-

ление дает возможность гарантированного поступления в вуз на бюджетной основе, при необходимости с предоставлением общежития. В связи с этим оно пользуется наибольшей популярностью среди плохо успевающих абитуриентов. Оно дает им уверенность в гарантированном поступлении независимо от результатов ЕГЭ.

Кроме того, существуют определенные проблемы с заинтересованностью студентов-целевиков в работе на предприятии. Практически 70% абитуриентов при получении целевого направления имели своей целью поступить в престижный аэрокосмический вуз - МАИ, и только лишь оставшаяся часть (25% опрошенных) выбирали будущего работодателя.

Большинство опрошенных изначально воспринимали предприятие как средство поступления в вуз, в связи с чем мы можем сделать вывод о низкой заинтересованности студентов-целевиков в работе на предприятии. Этот вывод подтверждает тот факт, что порядка 10% студентов-целевиков однозначно не собираются продолжать работу на предприятии по окончании обучения и ещё 27% опрошенных планируют сменить место работы вскоре после получения диплома. В ходе исследования было выявлено, что основной формой взаимодействия между предприятием и целевиками является практика. Предприятие организует для студентов-целевиков ознакомительные экскурсии и проводит все виды практик: учебную, производственную и преддипломную. Фактически, если не учитывать трудоустройство, на этом список мероприятий, которые предприятие организует для студентов-целевиков, заканчивается. По результатам европейских исследований, что касается приверженности к учебе, то между работающими и неработающими студентами нет существенной разницы, но, независимо от страны, студенты, которые регулярно работают, имеют гораздо более тесные связи с преподавателями [8; 14]. Также следует заметить, что наряду с развитием профессиональных навыков большую роль играют социально ориентированные компетенции, востребованные в современных производственных условиях [6; 16].

Педагогическая работа со студентами, обучающимися по целевому направлению, отличается от подготовки обычных студентов. Работа с ними начинается с участия в Днях открытых дверей в МАИ, привлечении и информировании абитуриентов. В дальнейшем, в начале обучения проводятся ознакомительные экскурсии по предприятию и вводные лекции.

На протяжении основного обучения в рамках бакалавриата, специалитета и магистратуры работа со студентами заключается в предоставлении возможности прохождения практик и стажировок студентов всех курсов и специальностей. Практики целевики проходят на своем предприятии, как и стажировки. Организация предоставляет возможность трудоустройства студентам в соответствующие подготовке отделы предприятия

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

начиная с 3-го курса на условиях неполного рабочего дня по срочному трудовому договору.

Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что на предприятии отсутствует база данных учета студентов-целевиков. В случае необходимости, это существенно затрудняет процесс установления контакта взаимодействия организации со своими целевиками. Процесс поиска информации о том или ином студенте-целевике, его направлении подготовки и курсе обучения существенно растянут во времени, так как хранится только лишь на бумажных носителях в архивных папках.

Однако в процессе трудоустройства и прохождения практики существует ещё одна проблема: целевики распределяются по отделам предприятия не в соответствии со своими направления подготовки. Например, не по специальности «радиоэлектроника» или «информационная безопасность». Данные анкетного опроса показывают, что большинство респондентов (57%) работают на предприятии не по своей специальности. Четверть опрошенных работает в рамках своей области знаний и всего 18% респондентов по специальности, которую они изучают вузе. Можно предположить, что данная тенденция отражает степень заинтересованности преподавателей в применении инновационных методов обучения, ориентированных на максимальную приближенность теоретического курса лекций к формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся [13; 15]. Зарубежные исследователи подтверждают необходимость того, что высшие учебные заведения должны предлагать студентам больше возможностей трудоустройства, связанных с учебой, в то время как работодатели также должны придавать большее значение профессиональному опыту, приобретенному наряду с обучением в вузах [10; 11 ].

Специалисты, работающие на предприятии, не принимают во внимание тот факт, что отсутствие распределения целевиков по профильным отделам существенно снижает интерес студентов в прохождении практики и дальнейшем трудоустройстве на предприятии. Помимо трудоустройства формы взаимодействия предприятия со студентами недостаточно разнообразны. По данным анкетного опроса студентов-целевиков основой процесс взаимодействия целевиков с предприятием заключается в прохождении практики: 59 опрошенных проходят практику на предприятии, ещё 19 человек ходили на ознакомительные лекции и всего 4 принимают участие в неформальной жизни предприятия. Работа с целевиками в рамках обучения в МАИ возможна при тесном сотрудничестве с организацией, обеспечивает участие студентов в работе и жизни предприятия. Работа может развертываться как в плане организа-5 ции дополнительных занятий и научной работы, о так и в плане вовлечения в общественную жизнь й предприятия.

° Сами студенты-целевики отмечают, что нали-ав чие дополнительных образовательных программ

(79% опрошенных), вовлечение целевиков в научную (73%) и неформальную (34%) жизнь предприятия, а также материальное стимулирование успевающих студентов (91%) могут существенно повысить привлекательность предприятия в качестве работодателя.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно выделить следующие недостатки процесса целевой подготовки студентов:

• труднодоступность и ограниченность информации о целевом приеме на официальном сайте организации;

• отсутствие информации о целевом наборе предприятия на сайте приемной комиссии МАИ;

• отсутствие формализованных критериев отбора абитуриентов на квотные места целевого приема;

• несоответствие существующей на предприятии типовой формы «Контракта, заключаемого между абитуриентом и предприятием в рамках целевой подготовки» Постановлению Правительства РФ;

• отсутствие на предприятии базы данных для учета своих студентов-целевиков;

• отсутствие системы материального стимулирования студентов-целевиков, хорошо успевающих в процессе обучения;

• отсутствие работы, связанной с вовлечением студентов-целевиков в научно-исследовательскую и проектную деятельность по профилю предприятия;

• недостаточное вовлечение студентов-целевиков в неформальную жизнь предприятия.

Для решения сложившихся проблем разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации процесса целевой подготовки в данном предприятии:

• обновление интернет-сайтов организации и МАИ;

• разработка и внедрение системы отбора абитуриентов при целевом наборе;

• разработка и внедрение типового договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием в соответствии с Постановлением Правительства РФ;

• внедрение и ведение системы учета целевиков на предприятии;

• внедрение системы материального стимулирования студентов-целевиков;

• проведение среди студентов-целевиков научно-исследовательских конкурсов и дополнительных образовательных программ по профилю предприятия;

• создание и ведение «ВКонтакте» общей группы для студентов-целевиков. Предложенные мероприятия рекомендуются

для всех институтов МАИ, являются экономически эффективными, имеют социальную значимость и не противоречат законодательству РФ. С целью уменьшения периода адаптации целевиков, приходящих работать на предприятие, а также с це-

лью более раннего и глубокого погружения студентов в профессию, необходимо привлекать целевиков к научно-исследовательской и проектной деятельности по профилю предприятия ещё во время их обучения в вузе [9].

Необходимо отметить, что в системе высшего технического образования в процессе освоения знаний эффективным является проблемное обучение - педагогическая технология, позволяющая студентам всех уровней подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура) развивать и проявлять свой социальный и эмоциональный интеллект, а также аналитические и креативные способности (Таблица 2).

Таблица 2. Этапы проблемного обучения в вузе

Окончание

Этапы проведения мероприятия

Действия преподавателя Действия студента

1. Создает проблемную ситуацию (например, на основе кейса) 1. Осознает противоречия в изучаемом явлении

2. Стимулирует размышления над проблемой и ее формулировкой 2. Формулирует проблему и размышляет над ней

3. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления

4. Организует проверку гипотезы 4. Проверяет гипотезы в решении задач, эксперименте

5. Организует обобщение результатов 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания на практике

Проблемные кейсовые задания должны быть адаптированы под образовательную специфику Московского авиационного института.

Описание мероприятия «Проведение конкурса научно-исследовательских проектов среди студентов-целевиков» и этапов его реализации представлены в таблице 3.

Таблица 3. Мероприятие, направленное на вовлечение студентов-целевиков в научную жизнь авиационного предприятия

Этапы проведения мероприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановка задачи. Совет Молодежи предприятия разрабатывает задание на проект. Задание тесно связано с основным

профилем деятельности предприятия, может заключаться в оптимизации какого-либо процесса, совершенствованию конструкций или решению каких-либо проблем, существующих на предприятии. Определяются сроки и форма сдачи проекта.

Ответственные за реализацию этапа

Председатель Совета Молодёжи. По своему усмотрению Председатель может сформировать инициативную группу, которой будет поручено подготовить задание на проект.

2. Формирование команд. Директивным образом из студентов-целевиков 2-6 курсов формируется несколько групп, бригад по 5-7 человек. Группы формируются таким образом, чтобы в них входили специалисты разных направлений подготовки. В итоге каждая группа являет собой подобие небольшого КБ. Назначаются Кураторы групп из состава членов Совета Молодежи и руководители групп из состава целевиков.

Ответственные за реализацию этапа

Члены совета Молодёжи совместно со специалистами отдела персонала формируют команды. Председатель Совета Молодёжи назначает кураторов групп.

Заключение

По результатам проведенного исследования было выявлено, что студенты-целевики во время их обучения недостаточно вовлекаются в научно-исследовательскую жизнь предприятия, что сами абитуриенты отмечают как недостаток системы взаимодействия предприятия со своими целевиками. В рамках данного мероприятия предлагается внедрить в процесс взаимодействия организации со своими целевиками несколько новых элементов, в частности, проведение конкурса научно-исследовательских проектов среди студентов-целевиков, а также организация для студентов-целевиков дополнительных образовательных программ по направлениям подготовки.

Планомерное и систематическое взаимодействие предприятия со своими студентами-целевиками в рамках целевой подготовки является одной из важнейших составляющих кадровой работы на предприятии, так как в условиях сложившейся возрастной структуры персонала предприятия нуждается в притоке молодых специалистов с высшим профильным образованием.

Внедрение формализованного процесса отбора абитуриентов для заключения договора о целевом обучении позволит повысить общий уровень подготовки специалистов, приходящих работать на предприятие, а также даст возможность заключать договоры с наиболее заинтересованными в работе на предприятии абитуриентами. Распространение информации о целевой подготовке в организации в различных интернет-источниках позволит увеличить приток абитуриентов, приходящих на предприятие для заключения договора о целевом обучении. С целью уменьшения периода адаптации целевиков, приходящих работать на предприятие, а также интегрированного глубокого «погружения» обучающихся в профессию, необходимо мотивировать, активно привлекать таких студентов к научно-исследовательской и проектной деятельности по профилю предприятия на всех этапах вузовской подготовки.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

Литература

1. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К. Повышение конкурентоспособности вуза на основе организации целевой подготовки работников для оборонно-промышленного комплекса страны // Известия МГТУ «МАМИ». 2013. № 1. С.145-150.

2. Аникин В. М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А.. Целевое обучение как целенаправленная система деятельности// Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 35-49.

3. Вишнякова Е.А, Исаев Ю.Н., Маслова Т.Д., Хо-луянов К.К. Анализ организации и управления целевым приемом (на примере СПБГЭТУ) // Проблемы науки и образования. 2012. № 13. С. 410-413.

4. Коган Е.А., Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профо-риентационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. т. 29. № 10. С. 135-143.

5. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.

6. Малова М.М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). С. 150165.

7. R.S. Nagovitsyn, A. Yu. Osipov, M.D. Kudryavt-sev, and V.S. Bliznevskaya. A High Score for the Unified State Examination for an Applicant - A «Quality» Graduate for the Educational System in the Future? // European Journal of Contemporary Education. 2020. 9(1). pp.89-101. DOI: 10.13187/ ejced.2020.1.89

8. R. Arifin, M. Binti. Influence of social environment on student's behaviour // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2018. vol. 8 (7). pp. 930-939.

9. Career Counselling Constructivist approaches. M. McMahon, Eds. Oxford: Routledge, 2016. 300 р.

10. H. Fenyes. Paid Work alongside Higher Education Studies as an Investment in Human Capital // Center for Educational Policy Studies Journal. 2020. vol.11(2). P. 231-250. D0I:10.26529/ cepsj.691

11. Z. Kocsis, G. Pusztai. Learning or Earning: Impact of Student Employment on Student Careers in the Eastern Region of the European Higher Education Area // The New Educational Review. 2021. Vol.65. P. 149-161. DOI: 10.15804/tner.2021.65.3.12

12. A. Kumar. Personal, Academic and Career Development in Higher Education. Oxford: Routledge, 2008. 328 р.

13. F. J. Pozuelos-Estrada, F.J. García-Prieto, and S. Conde-Vélez. Learning Styles in University Students: Types of Strategies, Materials, Supports, Evaluation and Performance. Case Study // European Journal of Contemporary Education. 2020. vol.9(2). P. 394-416. DOI: 10.13187/ ejced.2020.2.394

14. L.A. Savchenko, K.Y. Savchenko, A.A. March-enko, and R.A. Pylnik. Innovative technologies of pedagogical diagnostics as a means of improving the quality of future specialists' education // Revista Espacios. 2018. vol.39(49). P. 20.

15. T.L.A. Vu. Approach training programmes against challenges of industrial revolution 4.0 for engineering and technology development // International Journal of Engineering Research and Technology.

2018. vol.11(7). P. 1129-1148.

16. R. Zdero. Practical Career Advice for Engineers. Personal Letters from an Experienced Engineer to Students and New Engineers. US: Boca Raton: CRC Press, 2021, 198 p.

STUDYING THE PROBLEMS OF TARGETED TRAINING OF ENGINEERING STUDENTS

Ponomareva D.I., Stulnik T.D.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article presents the results of a study of the problem of low efficiency of the organization of interaction of the enterprise with target students of the Moscow Aviation Institute (MAI). The analysis of the general characteristics of target students, the process of targeted training of specialists with higher education is carried out. The process of selecting applicants for a contract for targeted training was analyzed. During the survey of target students, interviews with specialists of the organization and the method of analyzing documents, it was revealed that the average scores of target students upon admission to the university are on average lower than the average scores of applicants entering the general competition. The lack of personnel methods for selecting applicants for a contract for targeted training and training of competent engineering specialists reduces the pedagogical effectiveness of the educational process. The significant disadvantages of targeted training include: the lack of a system of financial incentives, insufficient involvement in research and project activities in the profile of the enterprise, the lack of additional educational programs, as well as a low degree of participation of the target audience in corporate events of a typical enterprise within the framework of the Youth Council. The need for the organization of continuous professional education of engineering and technical personnel employed in production is justified, which is directly related to the processes of targeted training of specialists.

Keywords: target students; training of engineers; university education, typical enterprise; employment.

References

1. O.N.Andrukh, A.S. Sidorova, and M.K. Chaduneli. Improving the competitiveness of the university based on the organization of targeted training of workers for the country's military-industrial complex // Izvestiya MSTU «MAMI». 2013. No. 1. P. 145-150. (In Russ., abstract in Eng.)

2. V. M. Anikin, B.N. Poizner, and E.A. Sosnin. Targeted training as a purposeful system of activity // Higher education in Russia.

2019. No. 3. P. 35-49. (In Russ., abstract in Eng.)

3. E.A.Vishnyakova, Yu.N. Isaev, T.D. Maslova, and K.K. Kholuy-anov. Analysis of the organization and management of target reception (on the example of SPBSETU) // Problems of science and education. 2012. No.4(44). P. 410-413. (In Russ., abstract in Eng.)

4. E.A.Kogan, D.I. Ponomareva. The experience of organizing research circles in schools as a direction of career guidance work

of the university department // Higher education in Russia. 2020. vol. 29. No. 10. P. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)

5. L.V. Kochneva, D.I. Ponomareva. The study of career preferences as a prerequisite for developing professional self-consciousness among students of the technical and humanitarian faculties of the universities // Initsiativy XXI veka [Twenty-First Century Initiatives], 2018, No. 3-4. P. 74-76. (In Russ., abstract in Eng.)

6. M. M. Malova. The role of «soft» skills in modern professional activity // Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2019. № 4 (44). P. 150-165. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10 (In Russ., abstract in Eng.)

7. R.S. Nagovitsyn, A. Yu. Osipov, M.D. Kudryavtsev, and V.S. Bliznevskaya. A High Score for the Unified State Examination for an Applicant - A «Quality» Graduate for the Educational System in the Future? // European Journal of Contemporary Education. 2020. 9(1). P. 89-101. DOI: 10.13187/ejced.2020.1.89

8. R. Arifin, M. Binti. Influence of social environment on student's behaviour // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2018. vol. 8 (7). P. 930-939.

9. Career Counselling Constructivist approaches. M. McMahon, Eds. Oxford: Routledge, 2016. 300 p.

10. H. Fényes. Paid Work alongside Higher Education Studies as an Investment in Human Capital // Center for Educational Poli-

cy Studies Journal. 2020. vol.11(2). P. 231-250. D0l:10.26529/ cepsj.691

11. Z. Kocsis, G. Pusztai. Learning or Earning: Impact of Student Employment on Student Careers in the Eastern Region of the European Higher Education Area // The New Educational Review. 2021. Vol.65, pp. 149-161. DOI: 10.15804/tner.2021.65.3.12

12. A. Kumar. Personal, Academic and Career Development in Higher Education. Oxford: Routledge, 2008. 328 p.

13. F. J. Pozuelos-Estrada, F.J. García-Prieto, and S. Conde-Vélez. Learning Styles in University Students: Types of Strategies, Materials, Supports, Evaluation and Performance. Case Study // European Journal of Contemporary Education. 2020. vol.9(2). P. 394-416. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.394

14. L.A. Savchenko, K.Y. Savchenko, A.A. Marchenko, and R.A. Pylnik. Innovative technologies of pedagogical diagnostics as a means of improving the quality of future specialists' education // Revista Espacios. 2018. vol.39(49). P. 20.

15. T.L.A. Vu. Approach training programmes against challenges of industrial revolution 4.0 for engineering and technology development // International Journal of Engineering Research and Technology. 2018. vol.11(7). P. 1129-1148.

16. R. Zdero. Practical Career Advice for Engineers. Personal Letters from an Experienced Engineer to Students and New Engineers. US: Boca Raton: CRC Press, 2021. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.