Научная статья на тему 'Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области'

Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области»

Ю. Р. Вишневский , Л. Н. Банникова , Я. В. Дидковская

Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области*

В апреле-мае 1999 года в Екатеринбурге проведено комплексное социологическое исследование "Студент - 1999". Первый этап мониторинга проведен в 1995 году. Исследованием охвачены студенты третьего курса восьми вузов области (всего опрошено 994 респондента). Одним из направлений данного исследовательского проекта явилось изучение проблем профессионального самоопределения студентов на современном этапе.

Профессиональное самоопределение - это выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и др.) и построение профессиональной карьеры. Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере двумя негативными тенденциями для молодежи, прежде всего для выпускников вузов:

• в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием;

• в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется работа высокооплачиваемая, но не требующая высокой квалификации и интеллектуального потенциала.

Такие процессы угрожают потерей для промышленности, науки, образования молодых, перспективных кадров, а для тех, кто уходит в коммерцию, - потерей квалификации. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается в сознании студенческой молодежи: меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы.

В профессиональном самоопределении студенчества можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте. Для первокурсников - это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс (объект нашего изучения) является переходным: адаптационный период завершен, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы.

В сознании третьекурсников формируется система приоритетов, целей, ценностей, наличие (отсутствие) жизненных планов. На их мнения о мотивах выбора профессии и вуза влияет опыт обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность вузом и специализацией. Поэтому в мониторинговом исследовании 1999 года вопрос о мотивах выбора вуза (использованный в 1995 году) был заменен вопросом о значимости будущей работы. Предложенные индикаторы значимости будущей работы (табл. 1) сгруппированы в зависимости от ведущей мотивации:

• Сама специальность, ее содержание: соответствие способностям, знаниям, умениям, возможность профессионального роста, самостоятельность в работе, связь с новейшими технологиями. Такова позиция каждого второго опрошенного.

• Утилитарная, инструментальная или статусная функция будущей специальности значима для трети опрошенных.

• Социальная значимость будущей специальности, ее роль в обществе привлекает каждого пятого.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: Что для вас наиболее значимо в будущей работе,

профессии?*

Критерии значимости Методика А, % от числа Методика Б,% от

респондентов числа ответов

Творческий, интересный характер работы 56 12

Ее соответствие моим 46 10

способностям, умениям

Возможность достичь признания, 34 7

уважения

Возможность получать высокие 77 16

доходы

Возможность занять высокий пост, 17 4

иметь власть

Возможность принести пользу 32 7

людям

Высокий престиж профессии 18 4

Возможность полнее реализовать 32 7

свой потенциал

Возможность профессиональной 47 10

карьеры

Самостоятельность, независимость 36 8

Связь с современной техникой, 20 4

технологией

Хороший, дружный коллектив 51 11

Итого 466 100

Использование двух методик обобщения ответов респондентов на многовариантные вопросы в социологическом отношении имеет определенный смысл. Методика А (в % от числа респондентов) показывает, каково число сторонников того или иного подхода в данном массиве. Методика Б (в % от числа ответов) позволяет определить удельный вес каждого подхода.

Таким образом, сама работа является наиболее значимым фактором для половины респондентов. Для другой половины значимы внешние атрибуты профессии.

Следует подчеркнуть, что мы не спрашивали респондентов 1999 года о мотивах поступления в вуз, но их оценки будущей профессии в главном, определяющем совпали с иерархией этих мотивов в ответах третьекурсников 1995 года.

Подтверждается вывод: сегодня студенты ориентированы, в основном, на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане -оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. Эта ориентация направлена в будущее, а не на сегодняшний день. Образование ценится студентами прежде всего за возможность получения реальных знаний, возможность стать профессионалом, а не только за его формальный атрибут - диплом.

Общее отношение третьекурсников к будущей работе может быть конкретизировано в зависимости от многих факторов:

• по вузам;

• по направлениям обучения;

• месту жительства до поступления в вуз;

• удовлетворенности обучением в вузе.

Содержание будущей работы является определяющим мотивом для студентов УГАХА (для двух третей студентов). Чаще, чем в среднем, важность содержания будущей работы отметили студенты УрГУ. Реже других (один из трех) на эти мотивы указывают студенты УГЛТА. Статусная функция будущей профессии наиболее важна для будущих экономистов (каждый четвертый) и студентов УГЛТА. Для будущих архитекторов этот мотив в три раза менее значим, чем содержательный (отметил один из шести). Еще реже (один из восьми) на этот фактор ссылаются студенты-медики и будущие педагоги. Описывая мотивы выбора профессии, они обычно чаще отмечают социальную значимость, полезность своей профессии, но не рассчитывают на адекватное вознаграждение своего труда, низко оценивают статусную функцию своей профессии. Студенты УГЭУ и УГЛТА чаще, чем все остальные (каждый пятый), рассматривают выбранную профессию как возможность социального продвижения, лифт восходящей мобильности (табл. 2).

Таблица 2

Что для вас наиболее значимо в будущей профессии (вузы, %)?

Мотивы УГТУ УГЛТА УрГУ УГППУ УГМА УАГХА УГЭУ НТГПИ

Творческий, интересный характер работы 11,9 9,3 15,1 10,3 8,6 16,3 12,4 12,9

Ее соответствие моим способностям, умениям 9,1 7,8 10,2 9,7 11,9 9,4 10,1 10,8

Возможность достичь признания, уважения 5,8 9,1 5,8 6,3 11,1 7,4 8,7 7,1

Возможность получать высокие доходы 18,3 17,4 17,6 17,1 10,3 15,3 19,1 12,9

Возможность занять высокий пост, иметь власть 3,7 6,2 2,7 4,4 2,9 2,5 5,3 1,7

Возможность принести пользу людям 6,2 7,5 5,8 5,2 14,2 5,9 3,2 9,5

Высокий престиж профессии 4,3 6,7 2,7 4,8 3,6 1,5 2,9 4,3

Возможность полнее реализовать свой потенциал 6,6 4,7 8,5 5,4 7,7 8,9 6,4 8,4

Возможность профессиональной карьеры 10,0 8,8 8,7 10,9 10,7 9,9 12,3 8,8

Самостоятельность, независимость 7,1 9,3 7,9 8,7 6,3 9,4 7,9 7,1

Связь с современной техникой,технологией 5,1 5,2 3,3 6,7 3,1 5,0 2,0 3,7

Хороший, дружный коллектив 12,1 8,0 11,7 10,5 9,6 8,4 9,7 12,9

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В зависимости от профиля обучения указанная тенденция выглядит так: для студентов-гуманитариев главной ценностью в выборе будущей работы является само содержание, характер работы, ее соответствие способностям, для студентов экономического и технического профиля -социальный статус и содержание профессии, а студенты естественно-научного направления несколько чаще других подчеркивают возможность принести пользу людям. К сожалению, проявляется общая для современной молодежи недооценка связи будущей профессии с современной техникой, технологией. Вероятно, здесь сказывается отражение в молодежном сознании реальной ситуации современной российской действительности: современные технологии и техника внедряются очень медленно и повсеместно соседствует с устаревшими.

Таблица 3

Динамика степени удовлетворенности вузом и профессией

Го д Степень удовлетворенности вузом, % к числу опрошенных Соотноше ние Степень удовлетворенности профессией, % к числу опрошенных Соотноше ние

Удовлетворе нные Неудовлетворе нные Удовлетворе нные Неудовлетворе нные

199 5 46 + 34 = 80 16 + 4 = 20 4/1 46 + 16 = 62 34 + 4 = 38 1,6/1

199 9 62 + 17 = 79 13 + 8 = 21 4/1 62 + 13 = 75 7 + 8 = 25 3/1

1995 ь

1999 £

Вполне

IВ узой - да, профессией - нет Вузом - нет, профессией - да Нет

Рис. 1. Удовлетворены ли избранным вузом, осваиваемой профессией (в % к числу опрошенных)?

Важная проблема: как студенты третьего курса оценивают уже сделанный выбор и изучаемые дисциплины? Насколько образовательные услуги государственных вузов их удовлетворяют? Удовлетворены ли они избранным вузом и будущей профессией? Приведенные на рис. 1 и в табл. 3 данные позволяют оценить изменения, произошедшие за 4 года.

Как видно из таблицы, преобладающая удовлетворенность выбором вуза сохранилась, удовлетворенность осваиваемой профессией в 1999 году по сравнению с 1995 годом даже выросла.

За общими данными прослеживается феномен растущей дифференциации оценок (особенно по выбору вуза): крайних оценок (полная удовлетворенность и неудовлетворенность) стало значительно больше. В целом, по массиву две трети опрошенных считают свой выбор удачным. Причины неудовлетворенности вузом, профессией выявить сложно, можно лишь предполагать, что это - следствие или случайного выбора профессии (особенно педагогической), или неудовлетворенность качеством предлагаемых образовательных программ. Целесообразно проследить удовлетворенность своим выбором отдельно по каждому вузу (табл. 4).

Наиболее довольны своим выбором студенты УГЭУ (четыре из пяти) и УГЛТА (три из четырех). В целом, по массиву только один из тринадцати негативно оценивает свой выбор, чаще это студенты УГППУ (каждый четвертый) и НТГПИ (каждый пятый). Каждый четвертый из опрошенных студентов УГППУ и НТГПИ неудовлетворен еще и получаемой педагогической профессией. Причем студенты УГППУ в два раза чаще среднего отмечают низкое качество профессиональной подготовки.

Каждый пятый студент УГТУ, УрГУ, каждый четвертый студент УГППУ, НТГПИ выбирали не профессию, а вуз: либо известную марку образовательного учреждения, либо просто высшее образование. Неслучайно в жизненных планах студентов именно этих вузов чаще, чем у остальных, присутствует готовность работать не по специальности.

Будущие архитекторы и дизайнеры при выборе профессии больше, чем студенты других вузов, ориентированы на творческий характер, самостоятельность в работе. Каждый второй доволен выбором и вуза, и профессии, но еще четверть опрошенных удовлетворены лишь выбором профессии, но не вуза. В два с половиной раза чаще, чем в целом по массиву, студенты УГАХА отмечают низкое качество получаемой в вузе подготовки. Каждый четвертый из них в свои жизненные планы включил намерение уехать за границу работать или учиться (это почти в восемь раз чаще, чем среднее значение), каждый шестой планирует продолжить образование в аспирантуре или получить второе высшее образование (в полтора раза чаще среднего).

Большинство из будущих медиков (девять из десяти) выбором довольны: двое из трех - и профессией, и вузом, один из четырех - скорее профессией, чем вузом. Жизненные планы медиков отличаются большей нацеленностью на работу по специальности в государственных (в два раза чаще, чем в среднем) и коммерческих структурах.

Весьма довольны выбором профессии студенты УГЛТА (двое из каждых трех удовлетворены и вузом, и профессией), только каждый четвертый не доволен вузом. Студенты УГЛТА также ориентируются на работу по специальности в государственных и коммерческих структурах, на организацию своего дела, их меньше других беспокоят опасения не найти работу.

Таблица 4

Удовлетворены ли вы сейчас избранным вузом, осваиваемой профессией?

УГТУ УГЛТА УрГУ УГППУ УГМА УАГХА УГЭУ НТГПИ

Вполне 67,5 70,0 63,2 40,2 65,5 56,8 80,7 38,4

Вузом, не профессией 25,5 6,2 23,6 19,6 3,4 9,1 11,0 19,2

Профессией, не вузом 4,3 22,5 9,0 15,9 25,2 25,0 5,5 23,2

Нет 2,7 1,2 4,2 24,3 5,9 9,1 2,8 19,2

Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Логика анализа (и логика жизни, поскольку опрашивали мы третьекурсников, уже всерьез думающих о перспективах будущего трудоустройства) подводит нас к движению от оценки удовлетворенности обучением к жизненным планам после окончания вуза. Подавляющее большинство третьекурсников (девять из десяти) имеет определенные планы на будущее. Более того, сегодняшние студенты в большей степени думают о будущем. Если 4 года назад соотношение тех, кто имел и не имел жизненных планов, составляло 8:1, то сегодня оно 10:1. Высока доля неопределившихся среди девушек (указанное соотношение 8 :1). Впрочем, не будем строги в оценках. Возможно, здесь речь идет не столько о беззаботности, сколько о реальной неопределенности (даже за 2 года до окончания вуза) перспектив дальнейшего трудоустройства. Отсутствие перспектив не способствует разработке каких-либо четких жизненных планов. Особенно это относится к студентам, приехавшим из сельской местности (среди них доля не имеющих планов на будущее вдвое больше, чем у жителей крупных городов).

Рис. 2. Жизненные планы студентов:

1 - работать по специальности в государственных структурах; 2 - работать по специальности в коммерческих структурах; 3 - работать не по специальности в государственных структурах; 4 -работать не по специальности в коммерческих структурах; 5 - продолжить образование (аспирантура, 2-е высшее); 6 - заняться научно-исследовательской работой; 7 - основать свое дело; 8 - остаться работать в организации, где подрабатываю; 9 - посвятить себя дому, семье; 10 -уехать за границу учиться или работать; 11 - у меня другие планы на будущее; 12 - у меня еще нет никаких планов на будущее

Тем не менее большинство третьекурсников осознают необходимость планирования своего профессионального будущего.

По аналогии с исследованием 1995 года можно проанализировать ответы сегодняшних студентов, разграничив их на два перспективных выбора (табл. 5).

Таблица 5

Профессиональные планы студентов

Профессиональные планы 1995 1999

Содержание будущей работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По специальности 5,5 4

Не по специальности 1 1

Форма хозяйствования будущей фирмы, организации, предприятия:

Госструктуры 1 1

Коммерческие структуры 2 2

На работу по специальности в государственных структурах предполагает устроиться один из восьми респондентов (в два раза меньше, чем 4 года назад). За прошедшие годы тенденция

падения престижности госструктур укрепилась. На госструктуры ориентируются преимущественно те студенты, что дорожат осваиваемой профессией и готовы работать только по профилю. Среди студентов, проживавших до вуза в селе, в малых и средних городах, более сильно проявляется готовность работать по специальности. В целом по массиву - на работу по специальности, но в коммерческих структурах хотели бы устроиться в два раза большее количество студентов, чем в госструктуры (каждый четвертый).

Работать не по специальности согласен лишь один из десяти опрошенных(предпочтительно в коммерческих структурах). Среди них очень мало будущих медиков, архитекторов, экономистов, лесотехников, но зато готовы забыть осваиваемые ими специальности будущие педагоги (почти каждый пятый). Чаще других сориентированы на смену специальности студенты - гуманитарии. Почти на треть увеличилось число студентов, готовых сменить специальность, лишь бы иметь работу. Коммерческие структуры по-прежнему привлекательны, но доля студентов, предпочитающих коммерческие структуры государственным, не увеличилась.

Прорыночные ориентации студентов стали более трезвыми: в 1995 году каждый четвертый, а сегодня лишь каждый седьмой третьекурсник планирует основать свое дело. Прогноз исследователей во многом оправдывается: установка на создание своего дела без серьезной подготовки оказывается иллюзией для большинства выпускников. Студенты - реалисты, они готовы заниматься бизнесом наверняка и сравнительно неплохо (некоторые на собственном опыте) уяснили: в период с 1995 года государство лишило малый бизнес большинства даже тех немногих льгот и налоговых послаблений, что они имели.

Продолжить образование, заняться научно-исследовательской работой планирует один из семи студентов. Также как и 4 года назад, эта доля неравномерна в различных вузах. На научно-исследовательскую деятельность чаще других ориентируются студенты классического университета, особенно естественно-научного профиля.

За прошедшие четыре года резко уменьшились ориентации на семью: в 1995 году каждый седьмой собирался посвятить себя дому, семье, сегодня - один из сорока. Уточним: основная часть отметивших данный вариант планов на будущее - женщины. дело скорее не в том, что семья становится для них менее значимой ценностью. Просто жизнь все убедительнее доказывает растущую роль женщин в обеспечении достойного материально-бытового статуса семьи. Возникает востребованность деловой женщины. А деловитость (особенно применительно к женщинам) все чаще соотносится с образованностью.

Так же существенно уменьшилось количество студентов, которые планируют уехать за границу учиться или работать. Если в 1995 году это был каждый шестой, то сегодня это один из тридцати. Больше всего желающих - среди будущих архитекторов (каждый четвертый).

Насколько обоснованны, реалистичны жизненные планы третьекурсников? В какой степени их можно рассматривать как конкретные цели, а не благие намерения? Существенный момент - как связаны эти планы с удовлетворенностью вузом и профессией?

• Среди тех, кто вполне удовлетворен выбором и вуза, и профессии, соотношение готовых работать не по специальности и по специальности - 1: 8, 5.

• Среди тех, кто удовлетворен профессией, но не вузом, это соотношение 1: 9,5 , причем та и другая категории респондентов в два раза чаще изъявляют готовность работать в коммерческих структурах.

• Среди удовлетворенных только учебой в вузе, но не осваиваемой профессией, ситуация совершенно иная: здесь это соотношение 1: 1 , то есть каждый второй готов сменить профессию, чтобы получить работу в коммерческих структурах.

Профессиональное самоопределение предполагает не только выбор будущего занятия, но и трудоустройство. Поэтому важно мнение студентов о наиболее оптимальной организации и форме трудоустройства. Каждый второй студент выбрал рыночные, но организованные формы

трудоустройства (табл. 6) - молодежные биржи труда. Чаще других такой вариант выбрали будущие архитекторы и экономисты. Это не случайно, т.к., и уникальные специалисты (архитекторы, дизайнеры), и представители престижных профессий (финансисты) нуждаются в квалифицированном посреднике. Будущие медики и педагоги (каждый второй) предпочли свободный диплом. Видимо, страх централизованного обязательного распределения еще не изжит. Не страшен свободный диплом и студентам УГЛТА. Девушки высказываются за квалифицированное посредничество при трудоустройстве чаще, чем юноши (помня о том, что сегодня у безработицы "женское лицо").

Таблица 6

Как разумнее организовать трудоустройство выпускников вуза?

УГТУ УГЛТА УрГУ УГППУ УГМА УАГХА УГЭУ НТГПИ

Распределение 17,9 21,2 18,6 13,1 16,4 13,6 13,9 2,0

Свободный диплом 34,7 53,8 37,1 34,6 46,6 25,0 32,6 50,5

Биржи труда 47,4 25,0 44,3 52,3 37,1 61,4 53,5 47,5

Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Обобщая результаты сравнения материалов опросов 1995 и 1999 годов, необходимо отметить следующие тенденции: Усилилось инструментальное, утилитарное отношение к высшему образованию, когда для потребителя образовательных программ важно не столько содержание данных программ, сколько их рыночная востребованность. Высшее образование все чаще воспринимается как необходимое условие получения работы, необязательно по осваиваемой специальности. Так, более чем на треть увеличилось число студентов, готовых работать не по профилю, лишь бы иметь работу.

При этом высшее образование воспринимается не столько как средство занять высокое положение в обществе, а скорее как способ получения работы.

Для современных третьекурсников характерно более серьезное, "взрослое" отношение к своему будущему. Это сказывается в уменьшении удельного веса беззаботных студентов, не имеющих определенных жизненных планов, резком уменьшении числа студентов, ориентированных на дом, семью, эмиграцию.

Коммерческие структуры рассматриваются как предпочтительная форма будущей занятости, престиж государственных структур устойчиво снижается. Предпочтение коммерческой сферы, как правило, происходит в ущерб трудоустройству по специальности. В результате студенты, обучающиеся по специальностям, востребованным на рынке труда (относительно конъюнктурным), более сориентированы на работу по своей специальности и характеризуются высокой степенью удовлетворенности профессией (в основном социально-экономического профиля). Иная ситуация сложилась среди студентов технического профиля: для них характерна сравнительно низкая степень удовлетворенности профессией при достаточно высокой степени удовлетворенности вузом. Опасность такой ситуации заключается в том, что технические вузы практически перестанут выполнять свою основную функцию - подготовку специалистов -инженеров. А для студентов снижается возможность реализовать свои профессиональные планы.

За последние четыре года многие вузы заметно продвинулись в развитии таких рыночных механизмов, как создание служб маркетинга, формирование информационного поля своего вуза, проведение профориентационной работы, создание новой школы, отвечающей интересам вуза и перспективным направлениям науки и практики. Соответственно при всех негативных моментах база для профессионального самоопределения студентов укрепилась. Но не будем забывать и то, что речь идет о самоопределении. А это предполагает развитие самостоятельности и активности каждого студента.

© Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Банникова, Я. В. Дидковская, 2000

Вишневский Ю. Р. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области / Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Банникова, Я. В. Дидковская // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2(13). С. 74-80.

В статье используются материалы исследования "Студент-99" (Екатеринбург, 1999).

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.