Научная статья на тему 'Факторы актуализации профессиональных планов студенческой молодежи'

Факторы актуализации профессиональных планов студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / PROFESSIONAL PLAN / PRIMARY PROFESSIONALIZATION / STUDENTS / PROFESSIONAL EDUCATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесина Л.А.

В статье представлен анализ динамики профессиональных планов студенческой молодежи в Свердловской области с 1995 по 2016 гг. Выявлена зависимость структурированности и четкости профессиональных планов от числа лет обучения в вузе. Определены основные факторы, способствующие актуализации сформированных профессиональных планов студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE PROFESSIONAL PLANS OF THE STUDENTS

The article presents an analysis of the dynamics of professional plans of students in the Sverdlovsk region from 1995 to 2016. We have revealed the dependence of the structuredness and clarity of professional plans from the number of years of study at the university. The article identifies the main factors contributing to the actualization of the formed professional plans of students.

Текст научной работы на тему «Факторы актуализации профессиональных планов студенческой молодежи»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-387-392

ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Лесина Я.А.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

В статье представлен анализ динамики профессиональных планов студенческой молодежи в Свердловской области с 1995 по 2016 гг. Выявлена зависимость структурированности и четкости профессиональных планов от числа лет обучения в вузе. Определены основные факторы, способствующие актуализации сформированных профессиональных планов студенческой молодежи.

Ключевые слова: профессиональный план; первичная профессионализация; студенческая молодежь; профессиональное образование; рынок труда.

THE FACTORS OF ACTUALIZATION

OF THE PROFESSIONAL PLANS OF THE STUDENTS

Lesina L.A.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

The article presents an analysis of the dynamics of professional plans of students in the Sverdlovsk region from 1995 to 2016. We have revealed the dependence of the structuredness and clarity of professional plans from the number of years of study at the university. The

article identifies the main factors contributing to the actualization of the formed professional plans of students.

Keywords: professional plan; primary professionalization; students; professional education; labor market.

Актуальность и постановка проблемы

В прикладных социологических исследованиях последних лет фиксируются отчетливо проявляющиеся негативные тенденции, характеризующие процесс формирования и реализации профессиональных планов: уменьшается доля студенческой молодежи, связывающей свои профессиональные планы с работой по полученной специальности, снижается ориентация молодых людей на трудоустройство и, как следствие, сокращается экономически активное население на локальном рынке труда. Сложившиеся проблемы определяют практическую необходимость исследования процесса конструирования профессиональных планов студенчества более детально и углубленно с целью внесения корректив в региональную и муниципальную политику занятости молодежи.

Методология и методы исследования

Российские социологи уделяют значительное внимание различным вопросам конструирования профессиональных планов молодежи. Их работы посвящены изучению влияния социокультурных ориентации молодежи на профессиональное самоопределение [1, с. 289-315], практикам конструирования профессиональных планов как структурного элемента жизненных планов личности [2, с. 109-117].

Анализ особенностей процесса формирования профессиональных планов и оценка значимости факторов их актуализации, предпринятые в статье, базируются на материалах семи этапов исследовательского проекта «Социокультурный портрет студенчества Свердловской области», реализованного с 1995 по 2016 гг. под руководством Ю.Р. Вишневского и при непосредственном участии автора статьи [3, с. 89-155]. На всех этапах мониторинга был сохранен без изменения объект исследования — студенты третьих курсов вузов.

В 2016 г. по репрезентативной гнездовой выборке было опрошено 1827 студентов-третьекурсников и 120 магистрантов из 14 государственных и негосударственных вузов Свердловской области.

Важно было выяснить динамику и структуру профессиональных планов, степень их определенности, оценку значимости для реализации планов студенческой молодежи различных факторов: социального капитала, наличия собственности, финансового капитала, полученного профессионального образования, личностных качеств и др.

Результаты анализа

Данные мониторинга показывают, что за двадцать лет количество студентов вузов, планирующих работать по выбранной специальности, в Свердловской области сократилось почти вдвое (таблица). Так, в 1995 г. собирались трудоустраиваться по осваиваемой специальности 66% опрошенных студентов, а в 2016 г. - только 34%. Зафиксированная в ходе мониторинга тенденция обусловлена необходимостью приспособления студенческой молодежи к ситуации социально-экономической неопределенности, напряженности, структурному дисбалансу профессий на локальном рынке труда. Однако для выпускников вузов работа по специальности является непременным условием завершения первичной профессионализации, иначе утрачиваются сформированные компетенции, возникают сложности с воспроизводством традиционных и новых социально-профессиональных общностей.

Заметно сократилось число студентов, ориентированных на предпринимательскую деятельность (с 24 % в 1995 г. до 14 % в 2016 г), что обусловлено ростом рискогенности предпринимательства, затяжными кризисными явлениями в российской экономике. Статус и стабильная оплата труда квалифицированных профессионалов для студенческой молодежи выглядят привлекательнее неустойчивых доходов индивидуальных предпринимателей. Таким образом, только половина опрошенных студентов планируют после окончания вуза либо работать по найму, либо организовать собственное дело.

Таблица

Профессиональные планы студентов после окончания вуза, в %

Профессиональные планы 1995 1999 2003 2007 2009 2012 2016

Работать по специальности 66 46 48 42 44 43 34

Работать не по специальности 12 12 12 10 7 6 6

Продолжить образование (магистратура, второе высшее) 11 13 23 11 10 9 21

Заняться научно-исследовательской работой 5 2 5 3 3 1 1

Основать свое дело, заняться предпринимательством 24 17 29 19 16 14 14

Посвятить себя дому, семье 14 3 8 3 4 3 1

Поехать за границу работать или учиться 16 9 15 7 10 9 6

Жить за счет случайных заработков 5 4 1 1 1 1 1

Еще нет никаких планов на будущее 11 11 18 14 14 4 12

С 1995 по 2016 гг. почти в два раза увеличилось число желающих продолжить образование в вузе (магистратура, второе высшее). Возможно, это следствие сохраняющейся негативной ситуации на рынке труда из-за введения уровневой системы профессионального образования: работодатели, по большей части имеющие диплом специалиста, с недоверием относятся к бакалаврам.

Обратимся к результатам седьмого этапа мониторинга, в ходе которого оценивалась важность различных факторов для реализации профессиональных планов студенческой молодежи. Выбор ресурсов, способствующих актуализации профессиональных планов, зависит от их содержания. Студенты с ориентацией в будущем на работу по специальности чаще, чем остальные, подчеркивают значимость для реализации своих профессиональных планов качества полученного образования, сформированных в ходе обучения профессионально-значимых компетенций, личностных характеристик (активности, трудолюбия). Молодые люди, ориентированные на работу не по специальности, большее значение придают наличию

социальных ресурсов (нужных связей, влиятельных знакомых, родственников). Если профессиональные планы четко не определены, не структурированы, то, по мнению студентов, возможность их реализации напрямую зависит от репутации вуза и престижности осваиваемой профессии.

Если оценивать четкость и структурированность профессиональных планов в зависимости от уровня получаемой профессиональной подготовки (в зависимости от числа лет обучения в вузе), то здесь наиболее позитивная картина наблюдается среди студентов-магистров. Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более определенные и структурированные профессиональные планы, нежели бакалавры. Большинство магистров (75%) полагают, что сегодня у них имеются достаточно ясные представления о содержании и характере будущей профессиональной деятельности, тогда как среди бакалавров таких в лучшем случае 59%. Очевидно, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко, обдуманно сконструировать четкие профессиональные планы. Это, в свою очередь, не лучшим образом может отразиться на намерении строить свою карьеру в рамках полученного профессионального образования.

Заключение

Представленный анализ продемонстрировал, что значительная доля студентов опирается на нечеткие, расплывчатые представления о будущей профессиональной деятельности. Студенты, ориентированные на работу по выбранной специальности, чаще рассчитывают на собственные силы, сформированные компетенции, а не на внешние обстоятельства, обладают большим потенциалом субъектности при реализации профессиональных планов. Социологическое осмысление процесса планирования профессионального будущего студенческой молодежи, анализ значимых факторов реализации сконструированных планов следует учитывать при проектировании профориентационных технологий в образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В .Т. Социология молодежи. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 430 с.

2. Симонова А. А., Рубина Л.Я. Модернизация педагогического образования: осмысление опыта // Педагогическое образование в России. 2015. №9. С. 109-117.

3. Студент - 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга / Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 332 с.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-392-399

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Орлова В.В.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск, Российская Федерация

Предметом исследования стало научно-техническое творчество студентов технического университета. Участвуя в научно-техническом творчестве, студенты вырабатывают у себя творческий подход к решению научно-технических проблем, возникающих перед современным специалистом, в процессе они учатся использовать научно-техническую информацию, самостоятельно формулировать задачи и выводы по результатам проведенных работ. Основным источником эмпирических данных стал опрос студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в апреле 2016 г.

Ключевые слова: творчество; научно-техническое творчество; студенты; творческое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.