Дидковская Я. В. Студенчество конца XX - начала XXI в.
УДК 316.477-057.875
Я. В. Дидковская
СТУДЕНЧЕСТВО конца XX - начала XXI в.: ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения молодежи в трансформирующемся российском обществе. Анализируются наиболее важные проблемы современного студенчества: мотивация и удовлетворенность выбором профессии и вуза, профессиональные планы. Выявлены основные тенденции профессионального самоопределения конца XX - начала XXI в.
This article deals with the problems of youth professional self-identification in transforming Russian society. We analyze the most important problems of university students: professional activity motivation, satisfaction with professional choice and professional plans. We examine the main tendencies in professional self-identification of the late 1990s - early 2000s.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенты, мотивация профессиональной деятельности, профессиональные планы.
Keywords: рrofessional self-identification, students, professional activity motivation, professional plans.
Изменения социально-профессиональной структуры общества, формирование рынка труда и образовательных услуг, произошедшие с 90-х гг. XX в., привели к необходимости изучения новых рыночных механизмов регулирования процесса профессионального самоопределения молодежи на уровне социальных групп, организаций, общностей, институтов и общества в целом. На рубеже XX-XXI вв. общество и социально-гуманитарная наука столкнулись с рядом негативных тенденций -кризисом системы профессионального образования, снижением качества профессиональной подготовки специалистов, «утечкой мозгов» - массовым оттоком наиболее перспективной в профессиональном плане молодежи в зарубежные университеты и компании, падением интереса молодежи к занятости в сфере науки и образования и, наконец, развалом сферы наукоемких производств и технологий. В связи с этим сегодня приходит осознание того, что не только свободный рынок и субъективные устремления личности могут регулировать сложный процесс профессионального становления молодежи, но и государственные и общественные структуры в сотрудничестве с коммерческими и некоммерческими организациями (работодателем) должны участвовать в данном процессе. Одновременно гуманизация общества, внимание к вопросам свободного развития и саморазвития личности, ее индивидуальности ставит проблему профес-
© Дидковская Я. В, 2009
сионального самоопределения как сложное противоречие развития общества и личности, в котором взаимодействуют множество заинтересованных субъектов - личность, социальные группы, государство, предприятия, фирмы и общественные организации, научные сообщества и вузы.
Самоопределение личности в профессии в социологической и гуманитарной литературе трактуется в узком смысле как выбор профессии или серия последовательных профессиональных выборов и в широком - как профессиональный путь личности, реализация себя в профессии в течение всей жизни. На уровне общества самоопределение означает интеграцию определенных слоев молодежи в социально-профессиональную структуру.
Таким образом, профессиональное самоопределение - это сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, реализующийся на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития. Субъективно результат самоопределения оценивается личностью как удовлетворенность различными аспектами профессиональной деятельности и своим профессиональным становлением в целом. На основе данной оценки личность формирует свои профессиональные и жизненные планы, намерения и идеалы, которые являются мотиваторами актуальной профессиональной активности (учебы, повышения квалификации, получения дополнительного образования и др.). На каждом этапе данного процесса трансформируется его содержание; а на уровне общественных отношений меняется субъект профессионального самоопределения. Длительность процесса профессионального самоопределения позволяет выявить ряд ключевых моментов, каждый из которых обладает своей уникальной значимостью для субъекта самоопределения. Мы сосредоточили свое внимание, на наш взгляд, на одном из наиболее существенных этапов самоопределения молодежи -студенческом.
Студенческая молодежь, являясь политическим, культурным, социальным ресурсом современного общества, его образовательным и интеллектуальным потенциалом, представляется весьма интересным объектом исследования профессионального самоопределения. Студенчество можно рассмотреть и как социальную группу - субъект профессионального становления, но, с другой стороны, студенчество - это и определенный этап в социально-культурном созревании личности. С поступлением в вуз вопросы профессионального выбора, поиска своего профессионального пути не только не перестают интересовать молодежь, напротив, студенты переосмысливают свой выбор, оценивают его с учетом новых знаний, полученного опыта учебы в вузе по выбранной профессии, взаимодействия с
преподавателями, студентами старших курсов, од-ногруппниками.
В данной статье предлагается анализ современных проблем профессионального самоопределения студентов на основе эмпирических материалов исследовательского проекта «Студент -2009». Проект является мониторинговым исследованием, которое осуществляется со второй половины 90-х гг. XX в. по настоящее время. К 2009 г. проведено четыре этапа мониторинга, что позволяет исследовать проблемы студенчества в динамике [1]. В 2009 г. в проекте участвовало 13 вузов Свердловской области, среди которых были представлены как государственные, так и негосударственные вузы, крупные технические университеты, готовящие специалистов для промышленности региона, классические, гуманитарные и экономические университеты, отраслевые, медицинские и педагогические вузы и др. Использовалась квотная выборка вузов по профилю подготовки специалистов и статусу вуза (университеты, академии, институты). Внутри вузов отбор студенческих групп проводился в случайном порядке. Всего на последнем этапе мониторинга опрошено более 1500 студентов третьего курса. Результаты мониторинга сопоставлялись с материалами исследований по сходной проблематике, проводимых при участии автора, в частности с проектом «Стратегия повышения престижности профессий социальной сферы в условиях трансформирующейся профессионально-стратификационной структуры российского общества» (грант РГНФ № 08-03-00028А) [2].
Обратимся к анализу мотивов выбора студентами будущей профессии. Согласно результатам исследования, в 2009 г. иерархия мотивов сохраняется в сравнении с предыдущими этапами мониторинга, особенно остается сходной с результата-
ми этапа 2007 г. Радикальных изменений не произошло, однако прослеживается тенденция более равномерного распределения мотивов, наметившаяся уже к 2007 г. Резкого отрыва мотивации высоких заработков, характерного для ситуации 1999 и 2003 гг., уже с 2007 г. не наблюдается, хотя данный мотив профессионального выбора по-прежнему на первом месте и для 2009 г. составил 58%.
Возможно, по мере ощущения последствий экономического кризиса этот мотив снова приобретет высокую актуальность для молодежи, как после дефолта 1998 г. Кроме высоких заработков для третьекурсников сегодня важен творческий характер работы (почти 50%), возможность профессиональной карьеры (36%) и соответствие профессии способностям (36%). Значимость дружного коллектива ощутимо снизилась в период с 2003 по 2007 г. (с 53% до 38%) и сегодня остается примерно на том же уровне (33%). Очевидно, это связано с распространением за последнее десятилетие постсоциалистических ценностей индивидуализма, особенно среди молодежной аудитории. Прослеживается снижение разброса мнений от этапа к этапу, что отражает процесс постепенной стабилизации структуры мотивов профессиональной деятельности после рыночных реформ начала 90-х гг. XX в.
Мотивы профессионального выбора несколько различаются в зависимости от профиля подготовки студента в вузе.
Творчество в профессиональной деятельности больше ценят гуманитарии (54%), а высокие заработки - студенты социально-экономического и технического профиля (соответственно 66% и 65%), правда, для будущих экономистов в сравнении с будущими инженерами несколько более важна возможность карьеры.
Таблица 1
Мотивы профессионального выбора студентов (% от числа ответивших)
Что для Вас наиболее значимо в будущей работе? 1999 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г.
Возможность получать большие заработки, высокие доходы 77 80 65 58
Творческий, интересный характер работы 56 60 51 49
Возможность карьеры, достижения высокого уровня профессионализма 47 48 41 36
Соответствие профессии моим способностям, знаниям, умениям 46 38 40 36
Возможность достичь признания, уважения 34 36 30 33
Возможность работать в хорошем, дружном коллективе 51 53 38 33
Возможность полнее реализовать свой потенциал 32 35 31 30
Возможность принести пользу людям 32 22 25 28
Высокий престиж профессии 16 18 17 20
Возможность занять высокий пост, иметь власть над другими людьми 17 15 14 17
Самостоятельность, независимость, отсутствие мелочной опеки, регламентации 36 30 19 16
Связь с современной техникой, новейшими технологиями 20 15 15 14
Итого ответивших: 464 450 386 370*
* Сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.
Дидковская Я. В. Студенчество конца XX - начала XXI в...
Таблица 2
Зависимость мотивов профессионального выбора от профиля подготовки в вузе (данные 2009 г., %)
Что для Вас наиболее значимо в будущей работе? Каков профиль Вашей подготовки в вузе?
гумма-нит. соц-эко-ном. естествен-нонауч. технич. в целом:
Творческий, интересный характер работы 54 46 46 45 49
Соответствие профессии моим способностям, знаниям, умениям 35 40 42 30 36
Возможность достичь признания, уважения 33 33 38 29 33
Возможность получать большие заработки, высокие доходы 55 67 48 65 58
Возможность занять высокий пост, иметь власть над другими людьми 17 23 13 18 17
Возможность принести пользу людям 28 22 42 24 28
Высокий престиж профессии 20 21 25 17 20
Возможность полнее реализовать свой потенциал 31 26 32 30 30
Возможность карьеры, достижения высокого уровня профессионализма 35 40 39 35 37
Самостоятельность, независимость, отсутствие мелочной опеки, регламентации 16 24 11 16 16
Связь с современной техникой, новейшими технологиями 8 7 23 22 14
Возможность работать в хорошем, дружном коллективе 31 31 29 40 33
Итого: 100 100 100 100 100
Коэффициент Крамера [0..1]: 0,091, вероятность ошибки: 0,10%
Насколько третьекурсники удовлетворены своим профессиональным выбором и выбором вуза? Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 3. Как и в предыдущие этапы мониторинга, в 2009 г. студенты в большинстве случаев вполне довольны выбором и вуза, и профессии. Однако в той или иной степени недовольных, разочарованных достаточно много - 34% (более трети опрошенных). Как показывают результаты, удовлетворенность не связана с профилем подготовки в вузе, но в каждом вузе прослеживается своя специфика.
Таблица 3
Удовлетворены ли Вы сейчас избранным вузом, осваиваемой профессией? (%> от числа ответивших)
Варианты ответа 2003 2007 2009
Вполне 65 66 67
Вузом - да, профессией - нет 19 14 15
Вузом - нет, профессией - да 9 13 12
Нет 7 6 6
Итого ответивших: 100 100 100
Уже на этапе студенчества многие начинают свою профессиональную карьеру, устраиваются на работу по специальности, осваиваемой в вузе, либо на работу, не связанную с ней. Как социальная практика совмещение работы с учебой в вузе получило развитие со второй половины 90-х гг. XX в.
и с точки зрения социологов имеет свои и негативные, и позитивные аспекты. С одной стороны, несомненно, занятость студента на работе сказывается на бюджете времени: известно, что посещаемость аудиторных занятий «работающего студента» чаще всего низкая, а это отражается на освоении теоретического материала. С другой стороны, приобретая профессиональный и социальный опыт, студент получает и преимущества в освоении учебных программ, особенно если его работа связана с получаемой профессией. Кроме того, по оценке самих же студентов, начало трудовой карьеры еще в вузе повышает их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда. По данным исследования, около 15% третьекурсников уже работают на постоянной основе, а еще 25% имеют временную работу или приработки. Примерно такая же доля работающих студентов наблюдалась на предыдущих этапах мониторинга. К сожалению, практически у половины занятых студентов работа совсем не связана с их будущей профессией и почти у 30% отдаленно связана.
Менее четверти опрошенных считают, что они применяют полученные в вузе профессиональные знания и навыки в своей работе. Возможно, такая ситуация отражает недостаточно развитые связи вузов с производственными предприятиями, отсутствие эффективного систематического взаимодействия с работодателями. Занятость студентов во многом носит стихийный характер, как правило,
Таблица 4
Профессиональные планы после окончания вуза (%)
Чем бы Вы хотели заниматься после окончания вуза? 1999 2003 2007 2009
Работать по специальности 46 48 42 44
Основать свое дело, бизнес 17 29 19 16
Будущее в плане работы туманно и неопределенно, нет планов 11 18 15 14
Продолжить образование (второе высшее образование) 13 23 11 10
Поехать за границу работать или учиться 9 15 7 10
Работать не по специальности 12 12 10 7
Посвятить себя дому, семье 3 8 3 4
Заняться научно-исследовательской работой 2 5 3 3
Другое 4 1 1 1
Итого ответивших: 117 159 111 110
студенты самостоятельно (при помощи родственников, знакомых) находят себе временные, случайные заработки, которые позволяют им повысить свою финансовую самостоятельность, но не накапливать «профессиональный капитал». Роль системы вуз - работодатель в этом процессе пока невысока.
Получая профессиональную подготовку в вузе, студенты уже на третьем курсе планируют свою будущую профессиональную карьеру. Только 14% третьекурсников, согласно результатам опроса, не имеют определенных профессиональных планов на ближайшее будущее. Существенная часть студентов (почти половина) связывают его с работой по выбранной специальности. Если сопоставить структуру профессиональных планов с 1999 по 2009 г. (за 10 лет), то в целом резких изменений не произошло (табл. 4). Полагаем, что экономический кризис, существенно повлиявший на рынок труда, внесет свои коррективы в планы студенческой молодежи, но, видимо, это произойдет не раньше, чем на рынок труда выйдет первый «кризисный» выпуск. Пока же ситуация во многом повторяет положение 2007 г. Основные изменения профессиональных планов студентов произошли в период с 2003 по 2007 г. За это время, можно сказать, возросла реалистичность намерений молодежи: резко снизилось число студентов, планирующих открыть свой бизнес (с 29% до 19%), получить второе высшее образование (с 23% до 11%), устраиваться за границей (с 15% до 7%). Эти тенденции, наметившиеся в 2007 г., прослеживаются и сегодня.
Как и в 2007 г., студенты не слишком оптимистично смотрят в будущее: только 16% уверены, что легко смогут найти хорошую работу по своей специальности, а большинство (61%) высказывают сомнение, 12% считают, что работу им будет найти трудно.
Подводя итоги проведенного анализа профессионального самоопределения третьекурсников, отметим тенденции, которые нам удалось выявить.
В целом ситуация в профессиональном самоопределении студенческой молодежи Свердловской
области в 2009 г. пока остается сходной с 2007 г. Проявившиеся тогда тенденции наблюдаются и сегодня.
В мотивации профессионального выбора доминирует мотив высоких заработков, хотя по сравнению с 1999 и 2003 гг. его доминирование снижается. По-прежнему ведущими мотивами выбора профессии, кроме возможности получать высокую зарплату, остаются творческий характер работы, возможность профессиональной карьеры и соответствие профессии способностям.
Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных выбором вуза и профессии остается стабильным: примерно на двух довольных своим выбором студентов приходится один разочаровавшийся. Удовлетворенность выбором и профессии и вуза существенно варьирует в зависимости от того, в каком вузе учится студент и, соответственно, какой профессии.
У существенной части работающих студентов сама работа не связана с получаемой в вузе специальностью, что, с нашей точки зрения, негативно влияет на ситуацию профессионального самоопределения и объясняется во многом неразвитостью взаимодействия вузов и работодателей.
Структура профессиональных планов студентов остается стабильной с 2007 г. Значительная часть студентов планирует в дальнейшем работу по специальности, но более половины третьекурсников либо не связывают свои перспективы с полученной профессией, либо пока не имеют четких планов на будущее. Таким образом, феномен вторичного профессионального самоопределения, т. е. повторный выбор профессии, смена деятельности, распространившийся с середины 90-х гг., сегодня достаточно прочно закрепляется в обществе и проявляется не только после окончания вуза, но и на этапе студенчества.
Примечания
1. «Студент-2009»: Информационно-аналитический отчет по результатам исследования / под ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009.
Хвостов А. А. Ужасы 6 жизни учащейся молодёжи
2. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа: информационно-аналитический отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.
УДК 316.3
А. А. Хвостов УЖАСЫ В ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Данная статья посвящена социологическому опросу школьников и студентов Приволжского федерального округа по проблеме ужаса. На основе полученных анкетных данных показаны роль и место ужаса в жизни российских учащихся и в связи с этим рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной молодёжи.
This article is devoted to the results of a social survey carried out among pupils and students of the Volga Region Federal District concerning the problem of horror. On the basis of these results the author shows the role and place of horror in the life of Russian pupils and considers the most actual problems of modern youth.
Ключевые слова: ужас, молодёжь, социальные проблемы, телевидение, фильмы ужасов.
Keywords: horror, youth, social problems, television, horror movies.
Мистический ренессанс в XXI в. далеко не случайное явление. Давно замечено, что потребность к ужасам и мистике возрастает во времена глубоких общественных кризисов. За последние несколько лет многие жители России (вольно или невольно) сталкиваются с понятием «ужас». Книжные лотки переполнены всевозможной литературой ужасов. В кинематографе большой популярностью пользуется жанр «фильмов ужасов». На отечественном телевидении этот жанр тоже имеет высокий рейтинг, не говоря уже о выпусках новостных программ с ужасными кадрами катастроф, стихийных бедствий и преступлений. А одним из самых известных видов преступлений на сегодняшний день является терроризм (с английского языка слово «terror» тоже переводится как «ужас»). И с этим проявлением ужаса в последнее время на всей планете мы сталкиваемся всё чаще и чаще.
Помимо прочего ужас твёрдо вошёл в наш быт и лексикон. При общении людей на различные темы можно часто услышать такие словосочетания, как «ужасная жизнь», «ужас, что творится в стране», «ужас как выглядишь» и многие другие подобные выражения. По стране появляются многочисленные шоу, театры, балаганчики, аттракционы ужасов; открываются так называемые «магазинчики ужасов», торгующие соответствующей продукци-
© Хвостов А. А., 2009
ей (кошмарные маски, одежда, предметы и т. д.). В молодёжной среде продолжает вызывать интерес и так называемый «чёрный юмор». Всё вышеперечисленное представляется сравнительно малоисследованным сюжетом в социологическом знании.
Поэтому нами было проведено пилотажное социологическое исследование на территории Приволжского федерального округа (ПФО). Цель исследования - определить на основе данных социологического опроса (в форме анкетирования) роль и место ужаса в жизни учащейся молодёжи. Опрос проводился среди студентов-очников вузов и старшеклассников школ в следующих 7 регионах ПФО: Республика Татарстан, Оренбургская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Пензенская область, Саратовская область.
Данная категория людей (учащаяся молодёжь) была выбрана не случайно. Во-первых, многочисленные исследования интересов школьников и студентов, опубликованные в научной литературе, дали возможность констатировать, что жанр ужасов среди лиц молодёжного возраста надёжно занимает по популярности высокие позиции. Во-вторых, учащихся обычно гораздо легче и быстрее можно массово опросить (например, в классе школы или в аудитории вуза), чем остальных представителей молодёжи.
Всего было опрошено 800 человек (366 студентов и 434 школьника). Возраст респондентов (старшеклассников и студентов) был в пределах от 13 до 23 лет.
Число представителей мужского пола составило 347 человек, а женского - 453 человека. Но такова демографическая ситуация в нашей стране - женщин в нашей стране больше, чем мужчин. И в учебных заведениях также - девочек больше, чем мальчиков. Их и прежде (во времена СССР) было больше. Помните старую песню, где «на десять девчонок по статистике девять ребят»? А сейчас женского пола ещё больше в процентном сравнении с мужским (например, см. ежегодные статистические данные Госкомстата). И разве это уже не ужас? Ведь заранее сегодня можно предсказать, что много девушек со временем останется одинокими (ведь на всех не хватит парней), и социальные проблемы в связи с этим ещё больше обострятся в нашем обществе.
Далее обратимся к ответам на открытые вопросы нашей анкеты. На вопрос «Читаете ли Вы в свободное время книги про мистику и ужасы?» лишь 9,1% респондентов дали положительный ответ. Очень редко их читают 44,4%. Остальные опрошенные не читают подобных книг вообще. Это говорит о том, что нынешняя учащаяся молодёжь не очень настроена на чтение ужасов. Возможно, это связано с тем, что школьники и студенты слиш-