Процесс расчета экономических ущербов формализован в виде программы для персонального компьютера, позволяющей автоматизировать процесс расчета, упростить работу пользователя и построить алгоритм в режиме диалога пользователя с компьютером в процессе проведения расчета.
УДК 338.984
Д.П. Маевский
Омский государственный институт сервиса
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КЛАССИФИКАЦИИ СТРАТЕГИЙ
Market relations development determines the necessity of advanced economical apparatus appliance during the business activity. And the most important direction of the economical researches is the elaboration of the enterprise management mechanism adequate to the nowadays market situation.
The conventional concept allowing to develop a complex of means and methods providing organizations adaptation to the market conditions of managing, is the methodology of strategic planning.
Развитие рыночных отношений в России обуславливает необходимость применения передового экономического инструментария в практике хозяйственной деятельности. При этом важнейшим направлением экономических исследований является разработка адекватного существующим рыночным условиям механизма управления предприятиями. Общепризнанной концепцией, позволяющей выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию организаций к рыночным условиям хозяйствования, является методология стратегического планирования.
Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблемам стратегического планирования, многие важные вопросы до сих пор остаются малоисследованными и дискуссионными. Одной из таких проблем является классификация стратегий.
Различное, хотя и похожее, толкование сущности стратегического планирования приводит к затруднениям в его практическом использовании. Исходя из содержательной стороны словосочетания «стратегическое планирование» ключевым является понятие «стратегическое». Понятие «стратегическое» в данном словосочетании определяет направленность процесса планирования, указывает на его особенности. Для определения классификационных признаков попытаемся определить, что же на самом деле представляет из себя стратегия.
Корни стратегии уходят глубоко в историю. Первоначально термин «strategos» относился к роли человека (командующего армией). Впоследствии слово стало означать умение организовывать силы для победы над противником и создавать единую систему управления. Интерес современных исследователей к стратегии в ее экономическом контексте обусловлен сходством экономического и военного противостояний. В конкурентной среде свободной экономики компании конфликтуют друг с другом (производственная конкуренция) и могут также конкурировать с другими силами, такими, как правительственные агентства, профсоюзы, лоббистские группы и т. д. В бизнесе эквивалентом слова «полководец» является «управляющий», который должен реагировать на появляющиеся внешние угрозы или открывающиеся перспективы. Таким образом, экономическая стратегия - это путь, посредством которого предприятие надеется выиграть конфликтную ситуацию.
Первым трактатом о выборе оптимальной стратегии в контексте военного сражения является древнекитайский трактат «Военное искусство» Сунь-Цзы. Его появление датируется примерно 400 гг. до н. э. Данный трактат изучается и в наши дни, особенно велико его влияние в Азии. Другим не менее изучаемым трактатом о стратегии является труд Карла фон Клаузевица «О войне» (1832). Подтверждением этому является вышедшая в свет при поддержке «The Boston Consulting Group» книга «Стратегия управления по Клаузевицу» [8]. Общим в этих произведениях является попытка очертить типы стратегий и соотнести их с внешними, наиболее подходящими условиями. Некоторые отрывки из данных работ демонстрируют насколько глубоко в историю уходят корни современного представления о стратегии.
• «Кропотливые расчеты - условие победы; недостаточные - возможность поражения. Тот же, кто вообще не делает никаких расчетов, имеет наименьшие шансы на победу» [3, с. 76].
• «Одержав победу, я не повторяю свою тактику, а реагирую на обстоятельства бесчисленными вариантами способов» [3, с. 75].
• «Стратегия есть использование сражения для достижения целей войны; следовательно, она должна ставить задачу всей военной деятельности, которая соответствует цели войны» [8, с. 120].
• «В стратегии нет речи о победе... Стратегический успех, с одной стороны, это благотворная подготовка к тактической победе» [8, с. 133].
Дискуссии о том является ли стратегия панацеей от всех проблем либо стратегия не более чем дань моде не затихают и по сей день, особенно в зарубежной литературе. Несмотря на разногласия, объединяет как сторонников, так и противников стратегии стратегический подход в принятии решений. Хотя одни выступают за, а другие против формализации данного процесса. Неоспоримым остается факт, что в любом деле необходим взвешенный подход, так как вредна и чрезмерная формализация и пренебрежение к объективно необходимым процедурам (таблица 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки стратегии
Характеристики стратегии Преимущества Недостатки
1. Задает направление Указывает надежный курс развития в существующих условиях Может заслонить потенциальные опасности
2. Координирует усилия Координирует действия менеджмента Чрезмерная координация ухудшает функциониров ание
3. Характеризует организацию Определяет характер организации, ее отличительные особенности Упрощенное понимание приводит к недооценке сложности системы
4. Обеспечивает логику Устраняет неопределенность и обеспечивает порядок У прощение логики приводит к искажению реальности
Одного общепринятого понятия стратегии не существует. Отечественные и зарубежные ученые по разному дают определение стратегии. Так, американский специалист в области стратегического менеджмента М. Портер определяют стратегию как «создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности» [5, с. 65]. По мнению профессора А.Н. Петрова, под стратегией понимают «определение основных долгосрочных целей и задач ... утверждение курсов действий и распределение ресурсов для достижения этих целей» [7, с. 25]. Профессор В.С. Ефремов определяет стратегию как «образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения организации на достаточно продолжительном историческом интервале» [1, с. 92]. Известный специалист в области стратегического менеджмента К. Эндрюс определяет стратегию как «паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий) принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы» (цит. по [4, с. 76]).
Г. Минцберг в своей работе «Пять “П” стратегии» сделал попытку обобщить весь спектр толкования стратегии. Согласно его толкованию, термин «стратегия» имеет пять различных значений в зависимости от процесса формирования стратегии [3. с. 16]:
• «это план, или нечто в этом роде - руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее»;
• «это принцип поведения (паттерн) или следование некой модели поведения»;
• «это позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках»;
• «это перспектива, т. е. основной способ действия организации»;
• «это ловкий прием, особый “маневр”, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента».
Несмотря на различия в дефиниции «стратегия» Г. Минцберг указывает на взаимосвязь данных определений. «Не все планы становятся принципами поведения, и не все паттерны возникают на основе плана. Некоторые хитрые уловки не поднимаются до уровня позиции, тогда как некоторые стратегии представляют собой нечто большее, чем просто позиция, но все же меньшее, чем перспектива» [4, с. 42]. Таким образом, различные дефиниции понятия «стратегия» дополняют друг друга и позволяют более точно разобраться в исследуемом объекте.
Исходя из многообразия формирования стратегии, определенную трудность составляет классификация существующих стратегий. Она заключается как в различных подходах к формированию стратегии, так и в широком спектре целевых установок и функций предприятий.
Профессор Б.Г. Литвак предлагает классифицировать стратегии по следующим признакам [2]:
1) степень проработанности: определенные и неопределенные;
2) характер изменений в организации: стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания;
3) уровень управления: корпоративные стратегии, стратегии подразделений и пр.;
4) способы достижения конкурентных преимуществ: стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации.
Данная классификация, по нашему мнению, не отражает основной сущности стратегии, так как главной задачей стратегического планирования/управления является адаптация организации к условиям внешней среды.
Американский специалист в области управления Р. Румельт в своей работе «Оценка бизнесстратегии» предложил следующую типологию стратегий [4]. Организации, взаимодействуя с внешней средой, должны: во-первых, соответствовать и приспосабливаться к окружающей их среде; во-вторых, организациям приходиться конкурировать с другими компаниями, которые, в свою очередь, стремятся адаптироваться к внешним условиям.
Исходя из двойственности взаимоотношений организации со средой формируются два типа стратегий. Первый тип получил название генерические стратегии. Данные стратегии рассматривают экономические и социальные условия в прошлом и в долгосрочной перспективе и имеют дело с созданием социально значимой ценности. Второй тип получил название конкурентные стратегии. Данные стратегии фокусируются на выявлении различий между фирмами в данное время и имеют дело с потребностями фирмы в получении прибыли. Различия между этими двумя типами стратегий сведены в таблицу 2 [4].
Таблица 2
Генерические и конкурентные стратегии
Показатели Генерические стратегии Конкурентные стратегии
Вопрос о ценностях Социальная значимость Корпоративная значимость
Ценностные ограничения Ценность для потребителя выше цены Цена выше издержек
Показатели успеха Увеличение объема продаж Рост доходов корпорации
Основные стратегические цели Адаптация к переменам Инновации, угроза имитации, сдерживание конкурентов
Выражение стратегии Определение рынка продукта Преимущества, позиция и поддерживающая их политика
Базовый подход к анализу Изучение развития отрасли в прошлом и ее перспективы Сопоставление с конкурентами
Как видно из таблицы 2, генерические стратегии получили широкое распространение в экономической науке как «портфельные». Таким образом, на сегодняшний день в экономической науке выделяют два основных типа стратегий: «портфельные» и конкурентные.
Российский экономист А.Ю. Юданов предложил разделить все конкурентные стратегии на 4 типа и использовать их как метод сравнительных преимуществ [9]. Все конкурентные стратегии делятся на коммутантные, патентные, виолентные и эксплерентные. Данная теория типов была предложена в биологии российским ученым Л.Г. Раменским еще в 1935 г.; ему и принадлежат используемые А.Ю. Юдановым термины.
Известный швейцарский эксперт X. Фризевинкель предложил наглядные обозначения типов фирм («лисы», «мыши», «львы» и т. д.).
Эти две классификации удачно сочетаются между собой и успешно применяются в экономической науке [9, с. 48].
Коммутантная стратегия (серые мыши) - стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему потребностей рынка.
Патиентная стратегия (хитрые лисы) - стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
Виолентная стратегия (львы, слоны - в зависимости от их мобильности) - стратегия конкурентной борьбы, состоящая в ставке на снижение издержек производства.
Эксплерентная стратегия (ласточки) - конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения.
В таблице 3 представлено распределение конкурентных стратегий по типам, определенным А.Ю. Юдановым.
Таблица 3
Типология конкурентных стратегий
Авторы Виолеитная стратегия Патиеитиая стратегия Коммутаитиая стратегия Эксплереитиая стратегия
Стратегии М. Портера Стратегия лидерства по издержкам Стратегия фокуса (на сегменте рынка) Стратегия дифференциации Стратегия фокуса (на новых товарах)
Стратегии И. Ансоффа Стратегия максимизации доли рынка Стратегия развития рынка Стратегия развития товара Стратегия дифференциации
Стратегии Г.Л. Азоева Стратегия снижения себестоимости Стратегия сегментирования рынка Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка. Стратегия дифференциации продукции Стратегия внедрения новшеств
Стратегии А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда Стратегия лидерства по издержкам Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе более низких издержках Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе дифференциации. Стратегия дифференциации Стратегия наилучшей стоимости
Таким образом, в данном подходе стратегии ориентируют организации на увеличение количественных показателей деятельности, т. е. на рост.
Профессор В.С. Ефремов в своей монографии «Стратегическое планирование в бизнессистемах» предлагает исправить сложившийся перекос в процессе стратегического планирования, так как «портфельные» и конкурентные стратегии не позволяют сформировать целевые установки организации на развитие, т. е. качественное изменение параметров деятельности. Автором была предложена классификация стратегий в зависимости от трех макроустановок поведения организации во внешней среде: на рост («портфельные» стратегии), на защиту (конкурентные стратегии), на развитие (стратегии развития). Модели и методики определения стратегий роста, т. е. «портфельных» стратегий описаны в научной литературе. К ним относятся модели «The Boston Consulting Group», «General Electric / McKeansy», «Shell / DPM» и др.
Российские ученые Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Е.А Егорова предлагают классифицировать стратегии в зависимости от сферы деятельности на внешнюю и внутреннюю [6]. По мнению авторов, это обусловлено влиянием стратегических решений на процессы, протекающие как во внешней, так и во внутренней среде организации. К стратегиям, реализуемым во внешней среде авторы относят товарную стратегию, стратегию ценообразования, стратегию взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов, стратегию поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг, стратегию снижения трансакционных издержек, стратегию внешнеэкономической деятельности. К составляющим стратегии, реализуемым во внутренней среде, относятся: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала.
На основании анализа данных работ предлагаем следующую классификацию стратегий (см. рис.). Основными классификационными признаками являются: сфера деятельности организации, уровень и функции управления.
Рассмотрим основные типы стратегий в предложенной классификации. Стратегии по уровню управления подразделяются на базовые (корпоративные) и стратегии стратегических зон хозяйствования, подразделений и др. - бизнес-стратегии.
К основным стратегиям по функциям управления, определяющим уровень конкурентоспособности организации, относятся: маркетинговые, финансовые, инвестиционные, инновационные.
Стратегии, реализуемые во внешней среде, подразделяются на два класса: генерические и конкурентные. Данные стратегии охватывают целевые установки организации на рост - «портфельные» стратегии, на развитие - стратегии развития и на защиту - конкурентные стратегии.
Одной из важных стратегий, реализуемых во внутренней среде организации, является стратегия стимулирования персонала. Качество разработки и реализации стратегии и любых других как управленческих, так и производственных функций напрямую зависит от квалификации и заинтересованности персонала в конечных результатах работы.
Классификация стратегий
Адаптация организации к условиям внешней среды неизбежно приводит к изменениям организационной структуры, распределению и составу функций управления, организационной культуры и другим составляющим менеджмента организации. Игнорирование процессов, протекающих в организации при разработке и реализации стратегии, может привести к провалу. Поэтому другой основополагающей стратегией, реализуемой во внутренней среде организации, является стратегия организационных изменений.
По нашему мнению, данные классификационные признаки позволяют наиболее полно охватить все стороны хозяйственной деятельности, затрагиваемые в процессе реализации стратегии. Большинство предлагаемых различными авторами стратегий укладываются в рамки предложенной классификации. Так, предложенное в работе [6] выделение товарной стратегии и стратегии ценообразования является нецелесообразным, поскольку вопросы ценообразования и формирования товарного ассортимента целесообразней рассмотреть в рамках маркетинговой стратегии. Количественное же увеличение как классификационных признаков, так и типов стратегий, приводит к усложнению процедуры принятия управленческих решений.
Предложенная классификация призвана осветить основные проблемы, связанные с формированием стратегии, что может оказать как теоретическую, так и практическую помощь в процессе работы над стратегическим планом предприятия. 1
1. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпресс, 2001. 240 с.
2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2002. 392 с.
3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
336 с.
4. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
688 с.
5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. 495 с.
6. СавруковН.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Политехника, 2000. 204 с.
7. Стратегическое планирование / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
200 с.
8. Тиа фон Гикзи, Болко фон Отингер. Стратегия управления по Клаузевицу / Пер. с англ. Под ред. К. Бассфорда. М.: Альпина Паблишер, 2002. 218 с.
9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «Гном-Пресс», 1998. 384 с.