Научная статья на тему 'Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях'

Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Д. А., Яшин С. Н.

В данной статье предложен инструментарий для составления моделей портфельного анализа. В основу инструментария заложены элементы методологии портфельного анализа, что позволяет формировать и создавать различные модификации его моделей. Достоинства такого подхода к стратегическому планированию на предприятии заключаются в том, что он позволит составить модель портфельного анализа, которая бы отвечала специфике бизнеса и учитывала ключевые факторы внешней и внутренней среды компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнилов Д. А., Яшин С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях»

16 (49)-2005

/¿Нлли^ сшрлтегигеасага

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Д.А. КОРНИЛОВ, кандидат экономических наук, доцент

С.Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор Нижегородский госудорственный технический университет

Методы портфельного анализа (ПА) применяют при стратегическом планировании деятельности диверсифицированной компании.

Портфельный анализ является инструментом, который позволяет выявить привлекательность отраслей, конкурентоспособность имеющегося бизнес-портфеля компании и ответить на вопросы:

• следует ли избавиться от убыточных или непривлекательных подразделений;

• какие имеются у компании возможности и угрозы;

• куда инвестировать и др.

Методы ПА для решения задач стратегического управления на корпоративном уровне начали разрабатывать в 1960-е гг. на основе теорий жизненного цикла товара, полученных экспериментальных кривых зависимости издержек и объемов производства, PIMS-анализа (the Profit Impact of Market Strategy).

Толчком к развитию ПА послужила модель, предложенная Boston Consulting Group (BCG), которая быстро получила признание у теоретиков и практиков.

В последующие годы были предложены различные модификации этой модели, что послужило формированию методов ПА в стратегическом планировании. Среди наиболее известных методов (моделей, матриц, концепций) можно назвать:

• концепцию General Electric / McKinsey&Co;

• концепцию конкуренции Shell / DPM;

• концепцию ADL / LC;

• модель HOFFER / SCHENDEL и др.

Методология ПА предполагает разработку

структуры, принципов и методов изучения и формирования выборки объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту, отрасли, кластеру или региону на основе анализа конкурентоспособности и стратегического положения выбранных объектов на рынке.

В данной работе будут коротко рассмотрены и заложены отдельные элементы методологии ПА, а именно: цель ПА, алгоритм составления портфельных матриц, объекты и методы исследования, достоинства и недостатки ПА, комплексный многомерный ПА и адаптация ПА к российским условиям.

1. Цель портфельного анализа

В словаре по экономике дано следующее определение портфеля (portfolio) — набор ценных бумаг, таких как акции и облигации, принадлежащих инвестору. Обычно инвестор стремится держать различные ценные бумаги, чтобы уменьшить свой риск. Некоторые бумаги приносят высокие краткосрочные дивиденды, другие предполагают долгосрочное повышение их ценности за счет роста их рыночной стоимости.

Цель портфельного анализа — оценка товарно-рыночных возможностей организации за рамками ее настоящей деятельности и вынесение окончательного решения: должна ли организация

2

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ ъ тсрякшсха

Анеыиу. стрхинегигеасага

16 (49)-2005

изменить границы своего портфеля с помощью диверсификации, интернационализации или и того и другого вместе.

Сформулируем, что будет предполагаться под целью ПА в данной работе. Цель портфельного анализа — сформировать оптимальный портфель из различных продуктов, ценных бумаг, бизнесов и т.д. на основе анализа стратегического положения на рынке и обеспечения диверсифицированности портфеля с учетом рисков, жизненного цикла и других параметров.

2. Алгоритм составления портфельных матриц

При разработке предложенного алгоритма составления портфельных матриц во внимание принимались три основные момента:

1) какие принципы должны быть заложены в составление матриц? Принципы должны обеспечить эффективность использования результатов портфельного анализа для поставленных целей;

2) какие факторы будут использоваться для проведения портфельного анализа? Набор факторов откладывается на двух осях координат портфельной матрицы, поэтому для автоматизации процесса составления матриц необходимо составить классификацию факторов и определить весь их набор;

3) что можно выбрать в качестве основного объекта исследования? Какие характеристики объекта можно считать основными для цели исследования?

В качестве ответов на эти три вопроса сделаны следующие предложения.

2.1. Основные принципы составления матриц:

• по осям матрицы должны откладываться факторы, между которыми нет строгой функциональной зависимости, а иначе теряется смысл составления матриц, — формирование оптимального портфеля;

• объективность;

• информативность;

• достоверность;

• единство и согласованность;

• сопоставимость;

• практическая значимость.

2.2. Основные принципы формирования оптимального портфеля:

• диверсифицированность портфеля по рискам;

• диверсифицированность портфеля по стадиям жизненных циклов объектов;

• диверсифицированность портфеля по объектам инвестирования и донорам;

• риск / доходность;

• рост / доля;

• привлекательность / потенциал;

• стратегическое положение / привлекательность рынка.

2.3. Составим классификацию факторов, используемых при портфельном анализе.

2.3.1. Внешние и внутренние факторы;

2.3.2. Количественные и качественные факторы;

2.3.3. Относительные и абсолютные;

2.3.4. Одно- и многофакторные (комплексные и некомплексные показатели осей координат портфельной матрицы);

2.3.5. Текущие, динамические, прогнозные показатели;

2.3.6. Моментные или интервальные показатели;

2.3.7. Финансовые, экономические, технологические, маркетингово-стратегические и т.д.;

2.3.8. Принадлежность показателей к какому-либо объекту исследования: продукту, бизнес-линии, акции, компании, рынку, отрасли, территории и т.д.

Пример формирования отдельных пунктов классификации факторов ПА для бизнес-портфе-лей продуктов диверсифицированного предприятия представлен в табл. 1 и 2.

2.4. Варианты выбранных объектов исследования:

• бизнес-портфель компании (например, портфель продуктов);

• пакеты акций ряда компаний (портфель акций);

• набор предприятий одной отрасли в регионе, в РФ или в мировом масштабе (отраслевой портфель предприятий);

• набор предприятий различных отраслей в регионе, в РФ или в мировом масштабе (региональный портфель предприятий);

• различные отрасли одного региона или РФ (портфель отраслей, формирование кластеров отраслей);

• кластеры отраслей в регионе, в РФ или в мировом масштабе (портфель кластеров);

• различные регионы (субъекты Федерации, экономические районы) РФ (портфель регионов).

Основные характеристики исследуемого объекта. Ключевые характеристики исследуемого объекта могут найти отражение через площадь (диаметр) окружности и через площадь сегмента окружности на пузырьковой диаграмме. Эти показатели могут быть выбраны из п. 2.1.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жготш -и ъ&ектсм

з

/¿Яалиу. Ыфхтегигеасаго-

16 (49) - 2005

Таблица 1

Классификация внутренних и внешних факторов бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия

на количественные и качественные факторы

Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции

предприятия

Количественные факторы: Количественные факторы:

размер рынка (в стоимостном и/или натуральном вы- . доля рынка;

ражении); относительная доля рынка;

индекс роста объемов продаж (в стоимостном и/или рост доли рынка;

натуральном выражении); рост относительной доли рынка;

индекс роста потребности (в стоимостном и/или нату- индекс роста курса акций предприятия;

ральном выражении); доходность акций;

норма прибыли в отрасли; доля продаж продукта (бизнеса) в общем объеме продаж

индекс роста прибыли в отрасли; фирмы;

размеры убытков в отрасли; доля прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме

вероятность банкротства в отрасли; прибыли фирмы;

интенсивность инвестирования; индекс роста продаж (в стоимостном и натуральном

отраслевой индекс роста курса акций выражении) продукта (бизнеса);

Количественно-качественные факторы: индекс роста прибыли продукта (бизнеса);

эластичность цен; рост доли продаж продукта (бизнеса) в общем объеме

дифференциация продукции; продаж фирмы;

ценовой диапазон продукции; рост доли прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме

длительность использования продукции; прибыли фирмы;

количество и сила конкурентов (степень монополизации); рентабельность продаж, продукции, инвестиций и т.д. по

число покупателей; видам продукции (бизнеса);

насыщенность рынка; общая рентабельность инвестиций, перманентного ка-

сезонность спроса; питала, собственного капитала, инвестированного капитала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стабильность цен; и т.д.;

уровень дохода потребителя; производительность труда;

уровень и срок использования технологии; показатели ликвидности и платежеспособности;

продолжительность освоения технологий; показатели финансовой устойчивости;

уровень использования мощностей; показатели деловой активности

степень риска Количественно-качественные факторы:

Качественные факторы: стабильность доли на рынке;

стадия жизненного цикла рынка; колебания доли в зависимости от сегмента рынка;

цикличность спроса; широта ассортимента (число бизнес-направлений);

покупательная способность; охват дистрибьюторской сети;

угроза появления продуктов-заменителей; эффективность сети дистрибьюции

частота смены ассортимента продукции; диапазон охвата сегментов потребителей;

барьеры входа и выхода в отрасли; ширина и глубина товарной линии;

неценовая конкуренция; экономия масштаба производства;

роль имиджа; уровень использования мощностей;

степень вертикальной интеграции; относительное качество продукта;

влияние поставщиков в отрасли; относительный средний уровень оплаты труда служащих;

характер закупок (разовая, постоянная); относительная цена;

финансовое состояние потребителя; относительные прямые издержки

наличие специальных требований; Качественные факторы:

доступ к источникам сырья; воспринимаемая дифференциация качества, цен и обслу-

потребность в патентах, лицензиях; живания;

потребность в квалификации персонала; имидж организации;

мощность индустрии; преданность потребителя продукции фирмы;

влияние государства в отрасли; преданность потребителя торговой марке;

антимонопольное регулирование; послепродажное обслуживание;

налоги, акцизы, субсидии, дотации; технологические преимущества;

наличие договорной дисциплины в отрасли; патенты, ноу-хау на технологии, изделия, процессы;

имидж отрасли в обществе; научно-исследовательский потенциал;

теневая экономика в отрасли; дополнительные производственные возможности;

степень коррумпированности отрасли широта производственных линий;

расположение и эффективность производства;

квалификация персонала;

гибкость;

кривая опыта;

налаженность поставок и сбыта

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ ЪРАхтгсхА

Аялли^. стрлтешгахсаго-

16 (49)-2005

Таблица 2

Классификация внутренних и внешних факторов бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия на рыночные,

маркетинговые, экономические и другие факторы

Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции

предприятия

Общие рыночные факторы: Общая позиция на рынке:

размер рынка (в стоимостном и/или натуральном вы- доля рынка;

ражении); стабильность доли на рынке;

рост объемов продаж (в стоимостном и/или натуральном относительная доля рынка;

выражении); рост доли рынка;

рост потребности (в стоимостном и/или натуральном рост относительной доли рынка;

выражении); колебания доли в зависимости от сегмента рынка

стадия жизненного цикла рынка; Формирование оптимального портфеля:

насыщенность рынка; широта ассортимента (количество бизнес направлений);

эластичность цен; доля продаж продукта (бизнеса) в общем обЕсме продаж

цикличность спроса; фирмы;

сезонность спроса; доля прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме при-

покупательная способность были фирмы;

Продукция: индекс роста продаж (в стоимостном и натуральном выра-

дифференциация продукции; жении) продукта (бизнеса);

ценовой диапазон продукции; индекс роста прибыли продукта (бизнеса);

длительность использования продукции; рост доли продаж продукта (бизнеса) в общем объеме

угроза появления продуктов-заменителей; продаж фирмы;

частота смены ассортимента продукции рост доли прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме

Особенности конкуренции: прибыли фирмы;

барьеры входа и выхода в отрасли; рентабельность продаж, продукции, инвестиций и т.д. по

стабильность цен; видам продукции (бизнеса);

неценовая конкуренция; воспринимаемая дифференциация качества, цен и обслу-

роль имиджа; живания

количество и сила конкурентов (степень монополизации); Маркетинговые преимущества:

степень вертикальной интеграции; имидж организации;

влияние поставщиков в отрасли преданность потребителя продукции фирмы;

Потребитель: преданность потребителя торговой марке;

число покупателей; охват дистрибьюторской сети;

характер закупок (разовая, постоянная); эффективность сети дистрибьюции;

уровень дохода потребителя; диапазон охвата сегментов потребителей;

финансовое состояние потребителя; ширина и глубина товарной линии;

наличие специальных требований послепродажное обслуживание

Технологии: Преимущества производства:

доступ к источникам сырья; технологические преимущества;

потребность в патентах, лицензиях; патенты, ноу-хау на технологии, изделия, процессы;

потребность в квалификации персонала; научно-исследовательский потенциал;

уровень и срок использования технологии; экономия масштаба производства;

продолжительность освоения технологий; дополнительные производственные возможности;

мощность индустрии; уровень использования мощностей;

уровень использования мощностей относительное качество продукта;

Экономические факторы широта производственных линий;

норма прибыли в отрасли; расположение и эффективность производства

рост (постоянство) прибыли в отрасли; Преимущества менеджмента:

степень риска; квалификация персонала;

размеры убытков в отрасли; гибкость;

вероятность банкротства в отрасли; относительный средний уровень оплаты труда служащих;

интенсивность инвестирования; кривая опыта;

капиталоемкость отрасли (затраты на НИОКР, произ- налаженность поставок и сбыта

водство, рекламу и т.д.) Экономические и финансовые преимущества:

отраслевой индекс роста курса акций; относительная цена;

Государственные, правовые и прочие макроэкономические относительные прямые издержки;

факторы: производительность труда;

влияние государства в отрасли; рентабельность инвестиций, перманентного капитала,

антимонопольное регулирование; собственного капитала, инвестированного капитала и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налоги, акцизы, субсидии, дотации; показатели ликвидности и платежеспособности;

наличие договорной дисциплины в отрасли; показатели финансовой устойчивости;

имидж отрасли в обществе; показатели деловой активности;

теневая экономика в отрасли; индекс роста курса акций предприятия;

степень коррумпированности отрасли доходность акций

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя не црАхт-икА

5

/tfuzMCj. стряшегигеасаго ал<гЯира(ЬгЯи$ь

16 (49)-2005

3. Иерархия уровней исследования

Выделим основные объекты исследования на различных уровнях анализа:

• макроуровень — анализ различных регионов, отраслей,стран;

• мезоуровень — анализ различных предприятий, в том числе их акций;

• микроуровень—анализ бизнес-портфелей (продуктов) диверсифицированного предприятия.

4. Методы исследования факторов

портфельной матрицы

Применяются следующие методы:

• экспертный и балл ьн ый методы для качествен -ных факторов;

• методы ранжирования;

• приведение показателей к безразмерному виду;

• использование принципа доминирования;

• использование принципа Парето;

• методы прогнозирования.

5. Результаты портфельного исследования для принятия стратегических решений

Результат портфельного анализа состоит в формировании набора стратегических решений. Составим максимально полный перечень стратегий, которые предлагаются на основе портфельного анализа по наиболее известным концепциям: Boston Consulting Group, General Electric / McKinsey&Co, Shell / DPM, ADL / LC, HOFFER / SCHENDEL и др. Для этого следует провести классификацию стратегий ПА для развития бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Классификация стратегий ПА для развития бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия

1. Конкурентные стратегии:

1.1. Стратегия лидер бизнеса.

1.2. Стратегия снятия сливок.

1.3. Стратегия вытеснения конкурентов.

1.4. Стратегия усиления конкурентных преимуществ.

1.5. Защита сильных сторон.

1.6. Укрепление (ликвидация) слабых сторон.

1.7. Стратегия использования возможностей внешней

среды.

1.8. Стратегия устранения угроз внешней среды.

1.9. Консолидация позиций.

1.10. Управление рынком.

1.11. Стратегия захвата рынка.

1.12. Формирование спроса.

1.13. Рационализация бизнеса.

1.14. Стратегия низких цен.

1.15. Стратегия высокого качества.

Продолжение табл. 3

1.16. Стратегия риска.

1.17. Виолентная («силовая») стратегия.

1.18. Патиентная («нишевая») стратегия.

1.19. Коммутантная («приспособительная») стратегия.

1.20. Эксплерентная («пионерская») стратегия.

2. Стратегии развития или изменения рынка или продукта:

2.1. Те же продукты/те же рынки.

2.2. Те же продукты/новые рынки.

2.3. Новые продукты/те же рынки.

2.4. Новые продукты/новые рынки.

2.5. Стратегия сфокусированной дифференциации.

2.6. Стратегия дифференциации.

2.7. Горизонтальная диверсификация.

2.8. Концентрическая диверсификация.

2.9. Конгломеративная диверсификация.

2.10. Глобальная диверсификация.

2.11. Поиск новых привлекательных сегментов.

2.12. Проникновение на рынок.

2.13. Смена сегментов.

2.14. Сегментация рынка (раздел рынка).

2.15. Поиск своей ниши (специализация).

2.16. Обновление ассортимента.

2.17. Стратегия дополнительных услуг.

2.18. Рационализация ассортимента продукции.

2.19. Рационализация бизнесов.

2.20. Стратегия развития рынка.

2.21. Стратегия развития продукта.

2.22. Национализация рынка.

2.23. Экспорт продукции.

2.24. Развитие бизнеса за рубежом.

2.25. Развитие производственных мощностей за рубежом.

2.26. Лицензирование за рубежом.

3. Стратегии роста:

3.1. Стратегия ограниченного роста.

3.2. Стратегия роста.

3.3. Стратегия сокращения.

3.4. Наращивание производственных мощностей

3.5. Прямая интеграция.

3.6. Обратная интеграция.

3.7. Горизонтальная интеграция.

3.8. Стратегия увеличения доли на рынке.

3.9. Увеличение доли на рынке до максимума.

4. Стратегии НИОКР:

4.1. Стратегия инновационных «прорывов».

4.2. Стратегия новатора.

4.3. Стратегия последователя.

4.4. Стратегия закупок новых технологий.

4.5. Стратегия заказов новых технологий.

4.6. Защитные НИОКР.

4.7. Отказ от НИОКР.

5. Стратегии производства и его организации.

5.1. Рационализация системы ресурсного обеспечения.

5.2. Рационализация системы сбыта.

5.3. Эффективная технология.

5.4. Синхронизация производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.5. Повышение гибкости.

5.6. Управление материальными потоками.

6

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя и -пыъжъх*

/¡Яалиу спфлтешгеасого а^яира&лиия.

16 (49)-2005

Продолжение табл. 3

6. Достоинства и недостатки портфельного анализа

Выявление достоинств и недостатков зависит от вариантов проведения анализа и сравнения методов.

6.1. Сравнения внутри группы:

• разработка новых портфельных матриц;

• сравнение различных видов портфельных матриц;

• определение лучших способов портфельного анализа.

6.2. Сравнения вне группы:

• сравнение портфельного анализа с другими методами и подходами;

• формирование набора стратегических решений.

В качестве одного из недостатков ПА следует отметить, что анализ данных производится в основном за один период и на данный момент. Поэтому результаты ПА необходимо регулярно пересматривать и периодически корректировать выбранные стратегии.

7. Комплексный многоаспектный портфельный анализ

Комплексный многоаспектный ПА предполагает формирование набора портфельных матриц (в том числе и из комбинированных показателей), наиболее характерных для объекта и цели исследования на основе имеющейся внутренней и внешней информации. Например, принято проводить определенную связь между отдельными портфельными матрицами и этапами жизненного цикла. Комплексный многоаспектный ПА позволяет учесть различные типы кривых жизненного цикла, а также обеспечивает анализ различных типов бизнеса (рынков): высококонцентрированный, высокотехнологичный, венчурный, капиталоемкий, динамичный, инновационный, аутсорсинговый, инсорсинговый, виртуальный и т.д.

Многостороннее изучение объекта исследования на основе сформированного набора портфельных матриц позволяет учесть максимальное число факторов, сформировать оптимальный портфель и определить комплексную стратегию развития.

8. Проблемы в области стратегического планирования на российских предприятиях

На многих российских предприятиях отсутствует комплексная система сбора и накопления данных. Одна из причин этого явления — финансовая, психологическая и техническая неготовность к внедрению и разработке комплексных корпоративных информационных систем.

Наиболее популярными стратегиями среди российских предприятий можно считать повышение качества, сокращение издержек, загрузку производственных мощностей или выбор одновременно сразу всех этих стратегий.

Изменение или выбор новой стратегии в большинстве случаев предполагает частичное или существенное изменение структуры управления. Стратегия определяет структуру. При этом необходимо наличие соответствия между структурой и средой, в которой функционирует организация. На ряде предприятий организационная структура не меняется годами, а если и происходят какие-либо организационные изменения, то они носят фор-

5.7. Стратегия использования современного

оборудования.

5.8. Традиционная эффективность.

5.9. Снижения стоимости (издержек).

5.10. Эффект масштаба.

5.11. Инсорсинговый способ интеграции в бизнес-

пространство.

5.12. Аутсорсинговый способ интеграции в бизнес-

пространство.

5.13. Виртуальный способ интеграции в бизнес-

пространство.

б. Инвестиционные стратегии:

6.1. Максимальные инвестиции.

6.2. Инвестировать для роста.

6.3. Селективное инвестирование.

6.4. Реинвестировать доход — расти.

6.5. Минимальные инвестиции.

6.6. Стратегия деинвестирования.

6.7. Стратегия сокращения активов.

7. Стратегии извлечения дохода:

7.1. Стратегия увеличения прибыли.

7.2. Стратегия увеличения нормы отдачи.

7.3. Извлечение дохода для других видов продукции

(бизнесов).

7.4. Защита своих позиции в наиболее прибыльных

сегментах.

7.5. Рассмотрение вариантов продажи бизнеса.

7.6. Извлекать доход — сокращаться.

7.7. Извлекать доход — ликвидировать.

7.8. Контроль получения дохода или приостановление

инвестиций.

7.9, Приемлемость даже низкой нормы прибыли.

8. Стратегии выжидания:

8.1. Формирование плана действий на случай

непредвиденных обстоятельств.

8.2. Переход в более привлекательный сегмент.

8.3. Стратегия сохранения денежной наличности.

8.4. Чистое выживание.

8.5. Стратегия частичного свертывания.

8.6. Отказ от производства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгот>ЪЯ к ЪЖКМЪ'М

7

16 (49)-2005

мальный характер, например изменение названия отдела «сбыта» на «маркетинговый» отдел.

Наибольшее внимание высшего управленческого звена уделяется оперативной деятельности, и как следствие — отсутствие эффективной стратегии развития в долгосрочном периоде, низкая организационная культура. Например, «миссия» на большинстве российских предприятий либо не формулируется, либо является чем-то формальным, не имеющим практического значения.

Эффективность стратегического планирования во многом определяется анализом и рассмотрением всех возможных вариантов стратегий предприятия. Для этого необходимо составление классификации стратегий.

Под классификацией стратегий предприятия следует понимать распределение их на конкретные группы по определенным критериям (основаниям).

Классификация стратегий предприятия в конечном итоге должна предоставлять возможность делать адекватные выводы об оптимальности той или иной схемы стратегического управления.

В общем случае основными, на наш взгляд, являются следующие критерии (основания) для составления классификации стратегий предприятия:

• -по уровню иерархии и степени декомпозиции;

• по методам построения;

• по степени реализации;

• по направленности;

• по степени конкретизации;

• по степени согласованности;

• по степени активности;

• - по глобальности.

В данной статье предложен инструментарий для составления моделей портфельного анализа.

В основу инструментария заложены элементы методологии ПА, что позволяет формировать и создавать различные модификации его моделей. Достоинства такого подхода к стратегическому планированию на предприятии заключаются в том, что он позволит составить модель портфельного анализа, которая отвечала бы специфике бизнеса и учитывала ключевые факторы внешней и внутренней среды компании.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Аз-рилияна. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Ин-т новой экономики, 1997.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Изд-во "Питер", 1999. - 416 с. - (Серия "Теория и практика менеджмента").

3. Минцберг Г., Альстренд Б., ЛэмпелД. Школы стратегий.

— СПб: Изд-во «Питер», 2000.

4. Томпсон A.A. т., Стрикленд А.Дж. ///.Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. Девятое издание.

- М.:ИНФРА-М, 2000.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.

6. http://www.cfin.ru/ads/cfin/special/ Бандурин A.B., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации

7. Чуб Б.А., Бандурин A.B. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. - М. — 2-е изд., испр. и доп. 272 с.

8. http://wwwcfin.ru/ads/cfin/special/ Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования.

9. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования/Учебное пособие. — М: Издательство "Финпресс", 1998 г.- 192с.МесконМ.Х„ Альберт М„ Хедоури Ф. Основы менеджмента, пер. с англ. — М.: "Дело", 1992.-702 с.

10. http://www.cfin.ru/press/management/1998-3

11. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. -669 с.

8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ тгРАХЖгсМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.