УНАЧЕВА Д.М.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ЗЕРНОВОГО РЫНКА
Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др.
При этом следует учитывать критерии конкурентоспособности, которая как и конкурент-Си ный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих. ^ К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой о системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, ис-X пользуемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, что создает общий уровень технико-технологического обес-^ печения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности регио-1Л на - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и | простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и др. К Ь этим же признакам относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного |\ механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и по-□ литическое оформление и социальные характеристики.
[■ц К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и институциональную ее ^ составляющую - наличие разного вида инфраструктур региона, - от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потен-2 циальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими ££ регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона необходима $ для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффекте тивного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности. о Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимо° действуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной ф действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона ^ оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одно-^ временно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности < региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, £ реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная со-о ставляющая конкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия на-о званных выше признаков конкурентоспособности.
§ Содержание конкурентоспособности, таким образом, представляет собой совокупность £ базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институ-о циональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона отражает эф-^ фективность взаимодействия системы производительных сил определенной территории, £ хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, ф осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.
Инфраструктура продовольственного рынка включает производственную, торговую, ^ банковскую, страховую, транспортную и др. Рассмотрим подходы к формированию и регули-ю рованию производственной и торговой инфраструктур, как наиболее экономически и техно-| логически связанных друг с другом. Производственная состоит из предприятий, производя-£ щих сельскохозяйственное сырье, продукты переработки и пищевую продукцию. Хаотичное 9 развитие производственной инфраструктуры привело в последние годы к возникновению ^ мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряду с этим крупные товаро-
производители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям.
Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого развития кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания, а также инвентаризацию производственных мощностей по их выпуску и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребителям, закрепив ее за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) на постоянной основе, прошедшими квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством; способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур. ^
Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Основные задачи .о государственного регулирования торговли - формирование конкурентной среды, поддержка о отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребите- ® лей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд. ?
Важной составляющей инфраструктуры продовольственного рынка является обществен
И
ное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования Ш экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания ^ на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Заметна тенденция к сверты- I-
ванию лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка на данных предприятиях. □
Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей; о восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечива- | ющих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, кол- о
N □
□
Ш
О
леджей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений. ш
Также следует более активно осуществлять бюджетное финансирование проектов по сле- ^
дующим направлениям: о
- использование определенных бюджетных средств на поддержание высокого уровня о расходов населения и государственных организаций на приобретение продуктов пи- ^ тания (и соответствующего увеличения совокупного спроса в этом секторе рынка) при Е? соразмерном сокращении части прямых субвенций и субсидий непосредственным пот- а ребителям и производителям; с
- выделение средств на социальное обустройство села посредством предоставления сель- о скохозяйственным работникам дополнительных средств напрямую для строительства ^ современного жилья собственными силами по нормам строительства социального жи- о лья в городской местности (это позволит как задействовать дополнительные ресурсы о социального развития, так и начать формировать многостороннюю систему стимулов для жизни в сельской местности); о
- финансирование развития промышленной и транспортной инфраструктур агропро- ^ мышленного комплекса, особенно в части сельского и зернового хозяйства, выделяя х бюджетные средства непосредственным производителям под строгое целевое исполь зование. Если учесть, что основные потери зерна происходят при вывозке урожая с по лей и при его перевалке на обработку, то сами зернопроизводители более рационально § построят дороги и перерабатывающие мощности, чем сторонние специализированные ф организации. Эффект от предотвращения потерь зерна сравним с полуторократным | увеличением его производства; о
- создание новой системы финансовой инфраструктуры на селе, гарантийную систему 9 которой должны составить договора поручительства сельхозтоваропроизводителей. В ^
о ф
со
эту систему целесообразно включить кредитные и страховые институты с государственным участием, что не только будет способствовать финансовой самодостаточности сельских товаропроизводителей, но и может существенно диверсифицировать занятость на селе;
- разработка и создание единой общегосударственной информационной системы о ценах по сделкам на сельхозпродукты, продукты питания и товары, предназначенные для сельского хозяйства, с обеспечением бесплатного доступа к ней всех состоящих на налоговом учете сельхозтоваропроизводителей. Это будет весомый вклад государства в непосредственное создание условий для принятия более рациональных управленческих решений на всех уровнях. Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2], - Система государственного информационного обеспечения в сфере сельско-^ го хозяйства.
.о В этой статье говорится, что, во-первых, создание системы государственного информационен ного обеспечения в сфере сельского хозяйства и обеспечение ее функционирования осуществля-® ются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного ? комплекса и рыболовства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ^ Во-вторых, основой системы государственного информационного обеспечения в сфере Ш сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, разме-| щаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, осущест-I- вляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре-^ гулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа □ исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статис-^ тической информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. о В-третьих, в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельско-| го хозяйства в обязательном порядке включается следующая информация:
0 1) о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;
ш 2) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;
1 3) о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об о энергопотреблении;
о 4) о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве; ^ 5) о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения; Е? 6) о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций; £1 7) о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации < и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению растро-
ен странения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней живот-
ф ных, вредителей растений;
о 8) о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций; о 9) о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности; ¡2 10) о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании;
0 11) о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и про-о_
^ довольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материаль-
| но-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями.
^ Регламент предоставления информации устанавливается федеральным органом ис-
полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной по-
1 литики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комп-ф лекса и рыболовства.
| В-четвертых, к информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не о реже чем один раз в квартал на официальном сайте федерального органа исполнительной 9 власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-^ правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в сети
«Интернет» и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет», относится информация:
1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
2) об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;
3) об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
4) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и в
Ш
субъектах Российской Федерации (ежемесячные отчеты о посевах сельскохозяйствен- .о
ных культур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и другой о
сельскохозяйственной продукции); ®
5) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими ? промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары; ^
6) об обобщении результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи на регио- Ш нальном уровне; ^
7) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции I-
N □
□
Ш
О
на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных
интервенций, товарных интервенций; □
8) об объёме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года ежегодно) в целом по Российской Федерации;
9) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продо вольствия для государственных нужд; о
10) об иной установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществля- |
ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому о
регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информации. ш
В-пятых, указанная в части 4 рассматриваемой статьи информация предоставляется бес- ^
платно. Всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней. д
Важной является и так называемая социальная структура на селе. Примечательно, что на о
селе практически нет среднего класса (это в современном мире основная масса управленцев, ^
вырабатывающих и принимающих большинство управленческих решений) [1]. По данным Е?
института социологии РАН основная часть российского среднего класса, составляющая более а
его половины, занята в госсекторе, что само по себе очень специфично. Немногим более 20% с
занято в электроэнергетике, на транспорте и в строительстве, около шестнадцати процен- о
тов - в образовании, в армии и правоохранительных органах - около тринадцати процентов, ^
около одиннадцати процентов в торговле. А вот в сельском хозяйстве всего только 1%. С о
учетом доли занятых в сельском хозяйстве, налицо явное смещение в стороны более низких о доходных и социальных групп населения.
Для завершения институциональных преобразований в аграрном секторе России необ- о
ходимо осуществление следующих мер: ^
- приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в со- х ответствие с гражданским законодательством Российской Федерации, создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей, развитие законодательства по холдингам в аграрном секторе; §
- решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры и освобож- ф дение сельскохозяйственных предприятий от такого рода затрат; |
- обеспечение прав собственников земельных участков и долей, развитие прав аренды о и залога сельскохозяйственной земли, принятие законодательства, регулирующего эф- 9 фективный земельный оборот; ^
о ф
со
- государственная поддержка развития информационной системы в АПК, позволяющей эффективно собирать, обрабатывать и распространять данные о состоянии сектора, аг-ропродовольственных рынков, положении сельского населения и т.д.;
- разработка нормативно-правовых документов, определяющих особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий и ферм, передачи их сельскохозяйственных угодий и других ресурсов более эффективным пользователям;
- формирование единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции; поддержка сельскохозяйственных производителей на основе формирования государственных программ, ориентированных не на отдельные организационно-правовые формы, а на производителей определенных размеров, специализации или территориального размещения;
- разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости; введение упрощенных проце-
qj дур регистрации малого предпринимательства и получения мелкого кредита; _о - государственная поддержка кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабже-ц ния, переработки и т.п.
Таким образом, действенная политика в области формирования перспективной инфраструктуры зернового рынка представляет собой наиболее эффективное приоритетное направление регулирования зернового рынка в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства. Ш На этом основании становится возможным решение экономических и организационно-| управленческих проблем зернопроизводящих и зерноперерабатывающих предприятий Юга I- России, что положительным образом скажется на формировании прогрессивных тенденций ^ развития российского агропромышленного комплекса.
□ Благодаря повышению эффективности функционирования зернового рынка, сложатся
^ условия для укрепления зерновой независимости и продовольственной безопасности страны
и ее регионов. Соответственно, начнут формироваться основы устойчивости и социально-
экономической сбалансированности региональной экономики в современных российских
ö условиях. ф
I—
о ЛИТЕРАТУРА
а
ш 1. Татуев А.А. Функциональная стратегия развития АПК региона. Ростов н/Д: Ростиздат, ? 2006.
0
1 I
ф
со
I—
О
а
ö <
> о
2. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
о ФЕДОРОВ Н.Ю., ШЕРЕНЦ Х.Х.
§ ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИЕ:
§ ТЕНДЕНЦИИ РОСТА
о
I—_
о о о.
^ После длительного кризиса в российской промышленности можно наблюдать относи-£ тельно устойчивый рост объемов производства. В машиностроении в 2004-2005 гг. объём ф продукции составил 72-80% относительно среднегодового объема производства 1975-1980 гг. (в сопоставимых ценах), несколько превышая этот показатель по промышленности в це-^ лом (73-78%), но все же отставая от энергетической (85-86%), топливных (90-97%) и метал-ю лургических (84-89%) отраслей.
| Одновременно в машиностроении (вкупе с металлообработкой), как и во всей промышлен-£ ности, растет износ основных фондов. Тенденция старения основных фондов стала доминирую-§ щей. Нормальный уровень износа, характерный для 1970 г. (около 25%), ещё до начала реформ сменился его значительным превышением в 1980-1990 гг.: в машиностроении он повысился