Научная статья на тему 'Исследование проблем формирования инфраструктуры зернового рынка'

Исследование проблем формирования инфраструктуры зернового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уначева Д. М.

Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др. При этом следует учитывать критерии конкурентоспособности, которая как и конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем формирования инфраструктуры зернового рынка»

УНАЧЕВА Д.М.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др.

При этом следует учитывать критерии конкурентоспособности, которая как и конкурент-Си ный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих. ^ К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой о системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, ис-X пользуемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, что создает общий уровень технико-технологического обес-^ печения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности регио-1Л на - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и | простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и др. К Ь этим же признакам относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного |\ механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и по-□ литическое оформление и социальные характеристики.

[■ц К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и институциональную ее ^ составляющую - наличие разного вида инфраструктур региона, - от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потен-2 циальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими ££ регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона необходима $ для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффекте тивного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности. о Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимо° действуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной ф действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона ^ оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одно-^ временно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности < региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, £ реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная со-о ставляющая конкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия на-о званных выше признаков конкурентоспособности.

§ Содержание конкурентоспособности, таким образом, представляет собой совокупность £ базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институ-о циональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона отражает эф-^ фективность взаимодействия системы производительных сил определенной территории, £ хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, ф осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

Инфраструктура продовольственного рынка включает производственную, торговую, ^ банковскую, страховую, транспортную и др. Рассмотрим подходы к формированию и регули-ю рованию производственной и торговой инфраструктур, как наиболее экономически и техно-| логически связанных друг с другом. Производственная состоит из предприятий, производя-£ щих сельскохозяйственное сырье, продукты переработки и пищевую продукцию. Хаотичное 9 развитие производственной инфраструктуры привело в последние годы к возникновению ^ мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряду с этим крупные товаро-

производители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям.

Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого развития кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания, а также инвентаризацию производственных мощностей по их выпуску и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребителям, закрепив ее за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) на постоянной основе, прошедшими квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством; способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур. ^

Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Основные задачи .о государственного регулирования торговли - формирование конкурентной среды, поддержка о отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребите- ® лей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд. ?

Важной составляющей инфраструктуры продовольственного рынка является обществен

И

ное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования Ш экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания ^ на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Заметна тенденция к сверты- I-

ванию лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка на данных предприятиях. □

Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей; о восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечива- | ющих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, кол- о

N □

Ш

О

леджей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений. ш

Также следует более активно осуществлять бюджетное финансирование проектов по сле- ^

дующим направлениям: о

- использование определенных бюджетных средств на поддержание высокого уровня о расходов населения и государственных организаций на приобретение продуктов пи- ^ тания (и соответствующего увеличения совокупного спроса в этом секторе рынка) при Е? соразмерном сокращении части прямых субвенций и субсидий непосредственным пот- а ребителям и производителям; с

- выделение средств на социальное обустройство села посредством предоставления сель- о скохозяйственным работникам дополнительных средств напрямую для строительства ^ современного жилья собственными силами по нормам строительства социального жи- о лья в городской местности (это позволит как задействовать дополнительные ресурсы о социального развития, так и начать формировать многостороннюю систему стимулов для жизни в сельской местности); о

- финансирование развития промышленной и транспортной инфраструктур агропро- ^ мышленного комплекса, особенно в части сельского и зернового хозяйства, выделяя х бюджетные средства непосредственным производителям под строгое целевое исполь зование. Если учесть, что основные потери зерна происходят при вывозке урожая с по лей и при его перевалке на обработку, то сами зернопроизводители более рационально § построят дороги и перерабатывающие мощности, чем сторонние специализированные ф организации. Эффект от предотвращения потерь зерна сравним с полуторократным | увеличением его производства; о

- создание новой системы финансовой инфраструктуры на селе, гарантийную систему 9 которой должны составить договора поручительства сельхозтоваропроизводителей. В ^

о ф

со

эту систему целесообразно включить кредитные и страховые институты с государственным участием, что не только будет способствовать финансовой самодостаточности сельских товаропроизводителей, но и может существенно диверсифицировать занятость на селе;

- разработка и создание единой общегосударственной информационной системы о ценах по сделкам на сельхозпродукты, продукты питания и товары, предназначенные для сельского хозяйства, с обеспечением бесплатного доступа к ней всех состоящих на налоговом учете сельхозтоваропроизводителей. Это будет весомый вклад государства в непосредственное создание условий для принятия более рациональных управленческих решений на всех уровнях. Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2], - Система государственного информационного обеспечения в сфере сельско-^ го хозяйства.

.о В этой статье говорится, что, во-первых, создание системы государственного информационен ного обеспечения в сфере сельского хозяйства и обеспечение ее функционирования осуществля-® ются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного ? комплекса и рыболовства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ^ Во-вторых, основой системы государственного информационного обеспечения в сфере Ш сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, разме-| щаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, осущест-I- вляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре-^ гулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа □ исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статис-^ тической информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. о В-третьих, в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельско-| го хозяйства в обязательном порядке включается следующая информация:

0 1) о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;

ш 2) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;

1 3) о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об о энергопотреблении;

о 4) о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве; ^ 5) о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения; Е? 6) о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций; £1 7) о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации < и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению растро-

ен странения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней живот-

ф ных, вредителей растений;

о 8) о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций; о 9) о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности; ¡2 10) о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании;

0 11) о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и про-о_

^ довольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материаль-

| но-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями.

^ Регламент предоставления информации устанавливается федеральным органом ис-

полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной по-

1 литики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комп-ф лекса и рыболовства.

| В-четвертых, к информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не о реже чем один раз в квартал на официальном сайте федерального органа исполнительной 9 власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-^ правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в сети

«Интернет» и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет», относится информация:

1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

2) об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;

3) об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и в

Ш

субъектах Российской Федерации (ежемесячные отчеты о посевах сельскохозяйствен- .о

ных культур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и другой о

сельскохозяйственной продукции); ®

5) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими ? промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары; ^

6) об обобщении результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи на регио- Ш нальном уровне; ^

7) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции I-

N □

Ш

О

на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных

интервенций, товарных интервенций; □

8) об объёме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года ежегодно) в целом по Российской Федерации;

9) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продо вольствия для государственных нужд; о

10) об иной установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществля- |

ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому о

регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информации. ш

В-пятых, указанная в части 4 рассматриваемой статьи информация предоставляется бес- ^

платно. Всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней. д

Важной является и так называемая социальная структура на селе. Примечательно, что на о

селе практически нет среднего класса (это в современном мире основная масса управленцев, ^

вырабатывающих и принимающих большинство управленческих решений) [1]. По данным Е?

института социологии РАН основная часть российского среднего класса, составляющая более а

его половины, занята в госсекторе, что само по себе очень специфично. Немногим более 20% с

занято в электроэнергетике, на транспорте и в строительстве, около шестнадцати процен- о

тов - в образовании, в армии и правоохранительных органах - около тринадцати процентов, ^

около одиннадцати процентов в торговле. А вот в сельском хозяйстве всего только 1%. С о

учетом доли занятых в сельском хозяйстве, налицо явное смещение в стороны более низких о доходных и социальных групп населения.

Для завершения институциональных преобразований в аграрном секторе России необ- о

ходимо осуществление следующих мер: ^

- приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в со- х ответствие с гражданским законодательством Российской Федерации, создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей, развитие законодательства по холдингам в аграрном секторе; §

- решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры и освобож- ф дение сельскохозяйственных предприятий от такого рода затрат; |

- обеспечение прав собственников земельных участков и долей, развитие прав аренды о и залога сельскохозяйственной земли, принятие законодательства, регулирующего эф- 9 фективный земельный оборот; ^

о ф

со

- государственная поддержка развития информационной системы в АПК, позволяющей эффективно собирать, обрабатывать и распространять данные о состоянии сектора, аг-ропродовольственных рынков, положении сельского населения и т.д.;

- разработка нормативно-правовых документов, определяющих особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий и ферм, передачи их сельскохозяйственных угодий и других ресурсов более эффективным пользователям;

- формирование единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции; поддержка сельскохозяйственных производителей на основе формирования государственных программ, ориентированных не на отдельные организационно-правовые формы, а на производителей определенных размеров, специализации или территориального размещения;

- разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости; введение упрощенных проце-

qj дур регистрации малого предпринимательства и получения мелкого кредита; _о - государственная поддержка кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабже-ц ния, переработки и т.п.

Таким образом, действенная политика в области формирования перспективной инфраструктуры зернового рынка представляет собой наиболее эффективное приоритетное направление регулирования зернового рынка в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства. Ш На этом основании становится возможным решение экономических и организационно-| управленческих проблем зернопроизводящих и зерноперерабатывающих предприятий Юга I- России, что положительным образом скажется на формировании прогрессивных тенденций ^ развития российского агропромышленного комплекса.

□ Благодаря повышению эффективности функционирования зернового рынка, сложатся

^ условия для укрепления зерновой независимости и продовольственной безопасности страны

и ее регионов. Соответственно, начнут формироваться основы устойчивости и социально-

экономической сбалансированности региональной экономики в современных российских

ö условиях. ф

I—

о ЛИТЕРАТУРА

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш 1. Татуев А.А. Функциональная стратегия развития АПК региона. Ростов н/Д: Ростиздат, ? 2006.

0

1 I

ф

со

I—

О

а

ö <

> о

2. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

о ФЕДОРОВ Н.Ю., ШЕРЕНЦ Х.Х.

§ ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИЕ:

§ ТЕНДЕНЦИИ РОСТА

о

I—_

о о о.

^ После длительного кризиса в российской промышленности можно наблюдать относи-£ тельно устойчивый рост объемов производства. В машиностроении в 2004-2005 гг. объём ф продукции составил 72-80% относительно среднегодового объема производства 1975-1980 гг. (в сопоставимых ценах), несколько превышая этот показатель по промышленности в це-^ лом (73-78%), но все же отставая от энергетической (85-86%), топливных (90-97%) и метал-ю лургических (84-89%) отраслей.

| Одновременно в машиностроении (вкупе с металлообработкой), как и во всей промышлен-£ ности, растет износ основных фондов. Тенденция старения основных фондов стала доминирую-§ щей. Нормальный уровень износа, характерный для 1970 г. (около 25%), ещё до начала реформ сменился его значительным превышением в 1980-1990 гг.: в машиностроении он повысился

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.