Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования аграрного производства региона'

Механизм государственного регулирования аграрного производства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСПРОГРАММА / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ / STATE SUPPORT / AGRICULTURAL PRODUCTION / FOOD SECURITY / PROGRAMME SUPPORT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапрыкина Наталья Венидиктовна, Холодова Марина Александровна

В статье рассмотрен механизм государственного регулирования аграрного производства региона. Обоснованы направления совершенствования его инновационной составляющей в условиях взятого курса на импортозамещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanism Of State Regulation Of Agricultural Production In The Region

The article considers the mechanism of state regulation of agricultural production in the region. The directions of improvement of its innovative component in terms of the existing policy of import substitution.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования аграрного производства региона»

Сапрыкина Н.В., Холодова М.А. Механизм государственного регулирования аграрного производства региона // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/424-00173. - ISSN 2413-4066

УДК 338.43

Сапрыкина Наталья Венидиктовна

Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО Донской ГАУ, п. Персиановский [email protected]

Холодова Марина Александровна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Донской ГАУ, п. Персиановский [email protected]

Механизм государственного регулирования аграрного производства региона

Аннотация: В статье рассмотрен механизм государственного регулирования аграрного производства региона. Обоснованы направления совершенствования его инновационной составляющей в условиях взятого курса на импортозамещение.

Ключевые слова: господдержка, аграрное производство, продовольственное обеспечение, Госпрограмма, механизм поддержки.

В условиях обострения геополитической обстановки в мире, наметившийся макроэкономической нестабильности в стране, обусловленной снижением курса национальной валюты и падением цены на нефть, особую актуальность приобретает политика импортозамеще-ния продуктов питания, стратегический вектор, которой направлен на обеспечение продовольственной независимости России.

В августе 2014 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации был введен запрет на импорт определенного перечня продовольственных товаров из ряда зарубежных стран. Эмбарго оказало существенное влияние на ситуацию на продовольственном рынке России.

Несмотря на непростую экономическую обстановку в стране основу продовольственной безопасности Российской Федерации составляет стабильное отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия (табл. 1).

Таблица 1

Динамика объема производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации за 2008-2015 гг. *_

Показатель Годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к преды- 110,8 101,4 88,7 123,0 95,2 105,8 103,7 102,6

дущему году

индекс производства продукции растениеводства а в хозяйствах всех 118,0 98,6 76,2 146,9 88,3 111,2 105,0 103,1

категорий

в т.ч. индекс производства продукции животноводства в 103,0 104,6 100,9 102,3 102,7 100,6 102,1 102,2

хозяйствах всех категорий

По данным источника [11]

По сути дела в условиях макроэкономической нестабильности сельскохозяйственное производство является единственной точкой роста в российской экономике. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации индекс производства продукции сельского хозяйства в 2014 г. составил 103,7 %; в 2015 г. - 102,6 %. Рост производства продукции сельского хозяйства обеспечили как рекордные показатели валовых сборов сельскохозяйственных культур (в 2014 г. рост - на 5,0%; 2015 г. - на 16,2%), так и отрасли мясного животноводства (в 2014 г. рост - на 2,1 %; 2015 г. - на 4,2%).

Рост отечественного производства обусловил постепенное снижение зависимости внутреннего рынка Российской Федерации от импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия и поддержание стабильных объемов экспортных поставок. Так, если с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в 2014 году импортировано продовольственных товаров и сырья для их производства на 8,0% меньше чем в 2013 году, то в 2015 г. объем импорта продовольственных товаров сократился на 33,7 % в сравнении с 2014 г. составив 26,5 млрд. дол.

В структуре импорта РФ в 2015 г. отмечено сокращение по сравнению с предыдущим годом объемов закупок мяса свежего и мороженого на 26,7 %, тогда как в 2014 г. сокращение составляло 21,5%; мяса птицы на - 44,2 % против 14,1% в 2014 г.): рыбы свежей и мороженой - на 38,3(в 2014 г. - на 16,2%); сливочного масла на 37,3 %; зерновых культур - на 37,2 %; консервов из мяса в 3,3 раза; масла подсолнечного в 2,6 раза; сахара сырца - на 23,9 %; продуктов, содержащих какао на 44,3 %. В целом, доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импортных поставок составила 13,9%.

Стоимость продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме экспортных поставок в 2015 году увеличилась до 20 млрд. долл. против 15 млрд. долл. в 2014 г., что составило 40,0 % от объема экспорта российского газа (50 млрд. долл.). В структуре экспорта сырья и продовольствия РФ преобладали зерновые культуры, масло подсолнечное, хлопок, соевое и рапсовое масла [11].

Достигнутые результаты обусловлены пристальным вниманием государства к проблемам сельскохозяйственного производства. За последнее десятилетие в политике государственного регулирования социально-экономического развития в страны наблюдаются кардинальные изменения. Так, создана правовая база нового аграрного курса, о чем свидетельствует вступивший в силу Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», разработаны и реализуются Концепция развития сельских территорий, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Выбор национальных приоритетов, среди которых национальный проект «Развитие АПК» трансформировавшийся в среднесрочную, а затем и в долгосрочную Государственную программу развития сельского хозяйства на период 20132020 гг., способствовал положительной динамике роста качества жизни населения, развитию

социальной инфраструктуры села, и обеспечению устойчивого развития аграрного производства в целом.

Основу методологии формирования системы государственного регулирования аграрного сектора в России в современный период составляет стратегическое планирование в форме программ и прогнозов развития АПК, от которого государственные органы власти необоснованно отказались в период перехода к рынку, ошибочно считая его пережитком административно-командной экономики (рис.1)

В данном случае роль государства сводится к активному участию в формировании институциональной среды путем разработки и совершенствования социально-экономических программ. Естественный отбор институтов не всегда оставляет лучшие и оптимальные варианты. Данный факт наглядно демонстрирует экономическая политика СССР и непродуманные, спонтанные экономические реформы современной России [5].

Кондрашев К., Майталь Ш., Ремезков А.А., Серегина С.Ф. [4; 6; 7], единодушны во мнении, что посредством социально-экономических программ государство вмешивается в жизнь рынка в той степени, которая необходима как для поддержания устойчивости и макроэкономического равновесия, а так и для обеспечения действия механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы.

Особый практический интерес представляет разработка аграрной политики для регионального уровня. Агропромышленный комплекс региона является специфическим субъектом и объектом мезоагроэкономики. На региональном уровне механизм реализации национальной аграрной политики адаптирован к федеральным методам государственного регулирования развития аграрного бизнеса с учетом региональной специфики, экономического потенциала АПК и факторами институциональной и социально-экономической среды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Нормативно-правовая основа развития аграрного производства страны

Разработка мониторинга бюджетного финансирования из аграрного

сектора федерального бюджета

Целевые ориентиры социально-экономического

развития АПК (стратегические прогнозы, программы и показатели, развития АПК) Разработка федеральной программы поддержки аграрного сектора

-ш-

Мониторинг контроля реализации проектов (целевое использование средств и эффективность освоения бюджетных средств)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Нормативно-правовая основа развития аграрного производства региона

Контроль адресности и эффективности использования бюджетных ресурсов выделенных на поддержку регионального сектора

Целевые ориентиры социально-экономического развития АПК региона

Разработка региональной программы поддержки

аграрного сектора (оперативные, тактические и стратегические направления поддержки, планы и проекты)

Разработка мониторинга бюджетного финансирования отраслевым министерством

РАЙОННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) УРОВЕНЬ

Нормативно-правовая основа развития аграрного производства района

Контроль за адресностью и эффективностью использования бюджетных ресурсов выделенных на поддержку сектора районной эконо-

Целевые ориентиры социально-экономического развития АПК района

Разработка местной программы поддержки

аграрного сектора (оперативные, тактические и стратегические направления поддержки, планы и проекты)

Разработка мониторинга финансирования из бюджетов различного уровня и контроля реализации проектов

Рисунок 1- Методология формирования системы государственной поддержки сельского хозяйства России*

*) Разработано по материалам исследования

Научной основой методологии региональной государственной поддержки аграрного сектора служит организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства, который, с одной стороны, представляет собой сложную систему отношений, возникающих между региональными органами власти и субъектами хозяйствования по поводу создания необходимых условий для их эффективного функционирования в условиях рынка, с другой -систему мер господдержки, посредством которой инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство обеспечивает мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе [2]. В последнем случае направления государственной поддержки должны опираться на систему, включающую отраслевую, страховую, налогово-бюджетную и прочие составляющие (рис.2).

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА

Рисунок 2 - Классификация направлений государственной поддержки аграрного производства региона*

По данным источника [2]

По данным рисунка 2 видно, что направления расходования средств в бюджете региона на поддержку аграрного производства дублируются с расходами федерального бюджета. Данный факт объясняется недостаточностью выделяемых из федерального бюджета средств для поддержки приоритетных направлений.

Так сложившийся организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства региона, состоящий из определенных взаимосвязанных элементов и компонентов, оказывает многоуровневое, системное воздействие на экономическое положение сельхозто-варопроизводитей.

Анализируя данные о масштабах господдержки сельскохозяйственного производства в Ростовской области за период 2008-2015 гг. (табл.1.), следует отметить, что совокупный объем государственной помощи варьировали в пределах 4,0 %. Максимальный объем финансовой помощи от государства на региональный АПК приходился на 2010 г. и 2012 г. в размере 5,4 % от величины общих расходов.

Годовая поддержка сельхозпроизводства в денежном выражении из бюджета региона в расчете на одного постоянного жителя динамично увеличилась с 676,8 руб. в 2008 г. до 1904,5 руб. в 2015 г.

Таблица 2

Динамика финансирования сельскохозяйственного производства в Ростовской области из регионального _бюджета *_

Показатели 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2014 2015

Численность постоянного населения Ростовской области на начало года, тыс. чел. 4297,6 4284,8 4260,6 4245,5 4242,1

Общие расходы областного бюджета, млн. руб. 75 450,4 93 163,7 122 698,3 193286,2 195247,6

Расходы сельхозпроизводства из областного бюджета, млн. руб. 3 771,7 4817,5 6461,5 7557,2 8081,2

Удельный вес затрат на развитие сельского хозяйства в общих расходах областного бюджета, % 3,9 5,2 5,4 3,9 4,1

Поддержка сельхозпроизводства Ростовской области из областного бюджета, в расчете на 1 чел, руб. 676,8 1124,3 972,0 1780,1 1904,5

По данным источника [8]

Исследования показали, что фактические выделяемые на поддержку аграрного производства денежные средства ежегодно оказывались меньше показателей плана. Процент выполнения плана варьировал по годам от 77,1 %в 2008 г. до 93,1 % в 2015 г. (табл.2).

Таблица 3

Анализ исполнения раздела «Сельское хозяйство и рыболовство» бюджета Ростовской области*

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г.

Всего расходов на поддержку сельского хозяйства из бюджета Ростовской области, млн. руб. план 3 771,7 3 508,1 4 935,9 5 545,8 7557,2 8081,2

факт 2 908,5 3 096,7 4 817,5 4 141,4 6322,1 7527,1

% выполнения 77,1 88,3 97,6 74,7 83,9 93,1

По данным источника [11]

Современное состояние агропродовольственного рынка Ростовской области свидетельствует о том, что регион занимает лидирующие позиции в сфере агропромышленного производства страны. Так, в 2015 году по урожаю зерновых культур Ростовская область занимает 2-е место в России, подсолнечнику - 4 место, овощам - 5-е место.

По производству яиц область занимает 1-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, молока - 5-е место в России и 2-е по ЮФО, мяса - 13-е и 2-е соответственно.

Удельный вес регионального АПК в валовом региональном продукте за период действия санкционного режима увеличился с 15,0 % до 16,6 %.

По итогам 2015 года доля донских производителей в общих ресурсах Ростовской области составляет: по зерну 87%, по мясу - 71%, молоку - 83%, яиц - 97%. Вместе с тем, по-

казатели (кроме яиц) пока ниже показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (рис.3). По мясу нужно стремиться к 85%, по молоку - к 90%.

мясо и молоко и зерно яйца рыбная

мясо- молоко- продукция

продукты продукты

в Минимальный удельный вес собственного производства, % | и Значение показателя в Ростовской области, %_

Рисунок 3 - Производство основных видов продовольствия в Ростовской области в 2015 г.*

По данным источника [8] Значительный научный и практический интерес представляет оценка фактического производства и среднедушевого потребления региона и его экспортного потенциала по основным продуктам питания.

Так, уровень самообеспеченности региона по основным видам продукции животноводства имеет разнонаправленную тенденцию (табл. 4). За период с 2006 по 2015 гг. уровень самообеспеченности по мясу увеличился с 87,0 % до 98,0 %.

Таблица 4

Уровень самообеспеченность населения Ростовской области основными видами

продукции животноводства за 2006-2015 гг.*

Год Производство на душу населения Потребление на душу населения Уровень самообеспечения, %

Мясо и мясопродукты, кг

2006 48,0 55,0 87,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 60,0 65,0 92,0

2011 60,0 68,0 88,0

2015 67,0 68,0 98,0

Молоко и молокопродукты, кг

2006 214 230 93,0

2008 234 254 92,0

2011 238 268 89,0

2015 253 268 94,0

Яйцо и яйцеп родукты, шт.

2006 335 293 114,0

2008 329 278 118,0

2011 396 307 129,0

2015 444 307,0 145,0

По данным источника [8]

Уровень производства и потребления молока также увеличился за исследуемый период на 18,0 и 23,6% соответственно. При этом уровень самообеспечения по молоку в регионе составил в 2013 г. 94,0%. Производство и потребление яиц в регионе имеет стабильную тенденцию роста, при этом уровень самообеспеченности региона составляет 145,0%.

Необходимо отметить, что потребление основных видов продуктов питания населением региона также значительно ниже рациональных норм их потребления (табл. 5). Так, в 2015 г. потребление мяса и мясных продуктов составляет 89,0% от рекомендуемых норм, молока - 87,0 %. Данная негативная тенденция свидетельствует о низком уровне и качестве жизни населения региона.

Таблица 5

Производство основных видов продукции животноводства региона в соответствии с

их рациональным потреблением*

Продукты питания Рациональная норма потребления РАМН 2015 г.

Производство на душу населения % к норме

Мясо и мясопродукты, кг 75,0 67,0 89,0

Молоко и молокопродукты, кг 340,0 253,0 87,0

Яйцо и яйцепродукты, шт. 292,0 444,0 152,0

По данным источника [11]

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что в настоящее время отрасль мясного и молочного скотоводства Ростовской области не может обеспечить население региона основными продуктами питания в необходимом объеме. В регионе, судя по уровню самообеспечения по фактической емкости, есть возможности для увеличения собственного производства или для ввоза из других регионов мяса и мясопродуктов, молока, а также для экспорта яиц.

Курс на импортозамещение в сфере продуктов питания, инициированный федеральным правительством, требует пересмотра программы господдержки регионального сельского хозяйства Ростовской области на 2017-2020 гг. Введение правительством РФ ограничений на импорт продуктов питания ставит задачу расширения производства говядина, свинина и мяса птицы, молочных продуктов и развития перерабатывающей промышленности на основе модернизации сельскохозяйственного комплекса региона. Так, в Ростовской области производится более 800 тыс. тонн овощей, а реально перерабатывается чуть больше одной трети.

Современная модернизация в любой, в том числе в агропромышленной сфере деятельности, не возможна без опоры на инновационную составляющую [10]. Инновационность есть императив развития обеспечения продовольственной безопасности региона и регионального АПК.

Инновационное развитие требует решения как стратегических, так и возникающих тактических задач. Среди них обратим внимание на проблему взаимодействия основных субъектов инновационной сферы АПК, выражающуюся в несформированности системы институциональных отношений: аграрная наука-образование-агробизнес-региональный АПК-сельские территории. Необходимость законодательной поддержки инновационных региональных кластеров в АПК как форм интеграции аграрной науки, образования, агробизнеса и государства объясняется возможностью получать положительные синергетические эффекты и снижать отрицательные даже в условиях минимального финансирования; обеспечивать межотраслевое взаимодействие; согласовывать экономические интересы субъектов инновационного процесса. Агропромышленные кластеры содержат потенциал инновационного саморазвития и трансформации в более сложные и эффективные формы интеграции - такие как, например, агрохолдинги; они формируют агропромышленно-инновационный потенциал развития регионов.

На наш взгляд, проблема эффективного взаимодействия основных субъектов агро-промышленно-инновационной сферы мезоуровня экономики может быть решена на базе превращения вузов региона в научно-образовательные и исследовательские центры, укрепления их материально-технической базы, повышения роли государства в формировании институциональных условий инновационного развития.

Важнейшими мерами стимулирования инновационной активности субъектов экономики могут стать: снижение налоговой составляющей в цене инновационного продукта как стимулятор расширения спроса на данную продукцию; создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу в области природоохранной деятельности, создания наукоемких, ресурсосберегающих и малоотходных агротехнологий; стимулирование инновационных и наукоемких предприятий в области природоохранной и природовосстановительной деятельности.

В сложившихся условиях необходимыми представляются меры «насаждения» инноваций посредством внедрения различного рода стандартов и регламентов. Обеспечение устойчивого инновационного развития предполагает необходимость формирования определенного механизма, способствующего экономическому росту на инновационной основе [9].

Механизм обеспечения инновационного развития регионального АПК предполагает три укрупненных этапа: этап формирования методики и информационной базы; этап планирования; этап реализации и контроля.

На первом этапе дается комплексная развернутая оценка инновационного развития регионального АПК по всем значимым ее компонентам. На втором этапе по результатам всестороннего мониторинга инновационного развития определяют стратегические приоритеты развития регионального АПК, которые должны определять стратегию устойчивого развития агропромышленных предприятий и сельских территорий с обоснованием долгосрочных целей и задач обеспечения развития на инновационной основе. К таким приоритетам могут быть отнесены: модернизация предприятий АПК на основе инновационных технологий с целью производства конкурентоспособной продукции; реструктуризация социально-экономической, пространственной, транспортной систем в соответствии со стандартами функционирования инновационного развития АПК; экологические стандарты развития АПК, обеспечиваемые в процессе реализации инноваций; создание региональной инновационной системы АПК. На этом же этапе после утверждения стратегии разрабатывается программа социально-экономического развития регионального АПК на инновационной основе, включающий приоритетные социально-экономические проекты и целевые программы.

Одним из приоритетных направлений обеспечения инновационности аграрного сектора региона является повышение эффективности механизмов прямой государственной поддержки предприятий АПК, в первую очередь, льготное кредитование инновационной деятельности предприятий АПК из средств федерального и регионального бюджетов, а также прямое субсидирование целевых продовольственных программ и процентных ставок по коммерческим кредитам.

Среди наиболее эффективных инструментов институционального обеспечения инновационного развития регионального АПК являются программы модернизации производственно-технологической базы предприятий регионального АПК; льготное кредитование модернизации производственно-технологической базы предприятий АПК, лизинг, налоговые льготы малому и среднему агробизнесу, производящих и реализующие инновации; амортизация политика, стимулирующая ускорение обновления производственного потенциала предприятий АПК; проекты, обеспечивающие реструктуризацию сельских территорий; комплексные транспортно-логистические схемы, создающие условия для нормального функционирования предприятий регионального АПК; программы развития сельских территорий, основу которых составляют инновационные технологии, обеспечивающие развитие коммунальной системы, энерго- и водоснабжения, водоотведения; региональный инновационный фонд АПК (финансирование мероприятий по развитию рынка инновационных продуктов, покупке и трансферта инновационных технологий); нормативно-правовая база, в полной ме-

ре учитывающая приоритеты инновационного развития АПК; консолидация административных и предпринимательских структур; система Грантов на развитие инновационной структуры регионального АПК; государственный (федеральный, региональный, муниципальный) заказ на услуги, обеспечивающие развитие инновационное развитие АПК; частно-государственное партнерство (учреждение грантов на развитие инновационной структуры АПК); центр трансферта инновационных технологий как элемент инновационной системы регионального АПК.

На третьем этапе осуществляется реализация, мониторинг и контроль исполнения мероприятий по обеспечению инновационного развития регионального АПК.

Концептуальное обоснование стратегии перехода регионального АПК к инновационно-ориентированному должно определить долговременные цели и приоритеты устойчивого развития реального сектора экономики села и повышение на этой основе качества жизни сельского населения Ростовской области.

Подготовительная стадия обеспечивает формирование условий для реализации стратегии, а именно создание институциональных условий для развития инновационного потенциала регионального АПК. К основным задачам данного этапа относятся: разработка нормативно-правовой базы, в полной мере учитывающей условия развития АПК, регламентирующей состояние регионального АПК; формирование региональной инновационной системы и ее интеграция в региональную и федеральную инновационные системы; выявление предприятий АПК, имеющих относительно высокий инновационный потенциал, разработка программ модернизации их производственно-технологической базы; решение наиболее острых проблем регионального АПК.

Стадия стабилизации и перехода к активному инновационному социально-экономическому развитию обеспечивает стимулирование и наращивание инновационного потенциала регионального АПК посредством целеориентированного создания и трансферта инноваций, востребованных предприятиями АПК. Задачи данного этапа: интенсивное развитие частно-государственного партнерства и инновационного научно-

производственного агропромышленного кластера; создание «очаговой» инновационной структуры регионального АПК; расширение региональных бюджетных и налоговых стимулов для увеличения частного финансирования инноваций; комплексная модернизация основных фондов инновационно-ориентированных предприятий АПК и плавный переход агропромышленного производства на новый технологический уровень; участие инновационно-ориентированных инфраструктурных предприятий в обустройстве сельских территорий в соответствии с требованиями стандартов; комплексное решение экологических проблем регионального АПК.

На третьей стадии предполагается формирование многополюсной социально-экономической системы регионального АПК, создание «полюсов роста» инновационного развития агропромышленных предприятий, вовлечение их в процесс формирования системной инновационной среды. Для этого надо решить задачи по обеспечению устойчивого развития инновационных предприятий АПК; по внедрению достижений науки в производство; способствовать организации научно-производственных комплексов различных форм собственности и сфер деятельности в высокотехнологичных секторах аграрной экономики с высокой добавленной стоимостью; завершить модернизацию инфраструктуры сельских территорий; сформировать устойчивые агроэкосистемы.

Решение этих задач позволит перейти к четвертой стадии реализации концепции перехода к инновационно-ориентированному развитию регионального АПК, обеспечивающей эффективное функционирование многополюсной инновационной экономики АПК, достижение нового качества жизни сельского населения региона. Для этого необходимо завершить интеграцию инновационной экономической системы регионального АПК, включение его в региональное и международное разделение труда; завершить формирование устойчивых агроэкосистем; сформировать комфортную среду сельских территорий, обеспечить высокое качество жизни сельского населения.

Реализация комплекса предложенных мер будет содействовать переходу регионального АПК к развитию на инновационной основе, что позволит повысить уровень самообеспеченности Ростовской области продовольствием, свести к минимуму его импорт, способствовать росту конкурентоспособности на мировом рынке, увеличить количество рабочих мест на селе и способствовать развитию сельских территорий.

Ссылки на источники:

1. Братцев В. Государственное регулирование сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление,-2012.- №6.- С. 45-52.

2. Кирсанова О.В. Совершенствование организационно-экономического механизма государственной поддержки страхования в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России.- 2012.- № 1.- С. 43-45.

3. Кондрашев К. К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования // Экономист. - 2000. - № 11. - С.86-88.

4. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей. - М.: Дело, 1996. - 416 с.

5. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография. - С-П.: Лань, 2009 -553 с.

6. Ремезков А.А. Государственное регулирование инвестиционного процесса и рост экономики АПК / А.А. Ремезков, В.В. Говдя // Сельские зори. - 2004. - № 5. - С. 10-13.

7. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: Синергетический подход. - М.: Дело и сервис, 2002. - 288 с.

8. Статистический сборник «Агропромышленный комплекс Ростовской области 2000-2013 год»: Стат. сб./ Ростовстат. - Ростов н/Д, 2014. - 59 с.

9. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] ИйрУ/Ьаве^агаШ. гц/12172719/#1х27362е82Кк

10. Сапрыкина Н.В. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного развития регионального агропромышленного комплекса как условие обеспечения продовольственной безопасности региона // В сборнике: Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях Материалы научно-практической конференции: в 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2014. С. 220-222.

11. т^оуегте^.ги/тГо

Natalia Saprykina

doctor of economic Sciences, Professor FSBEI the don GAU Marina Kholodova

Ph. D., associate Professor, head. DEP. FSBEI the don GAU

The Mechanism Of State Regulation Of Agricultural Production In The Region

Abstract: the article considers the mechanism of state regulation of agricultural production in the region. The directions of improvement of its innovative component in terms of the existing policy of import substitution.

Keywords: state support, agricultural production, food security, Programme support mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.