Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чурзина Е.О., Абрамова О.Ф.

В данной работе отражены результаты исследования предметной области и проведен анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации деятельности налоговой службы по работе с физическими лицами. Составлен альбом моделей предметной области, состоящий из организационной, функционально-технологической, процессно-ролевой моделей и модели документооборота. В качестве вспомогательной литературы использован сайт налоговой службы Российской Федерации, ресурс iRecommend для более детального изучения возможностей программы и сбора опыта пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чурзина Е.О., Абрамова О.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE SUBJECT OBLAST AND ANALYSIS OF THE REALIZATION OF THE PS DEVELOPMENT FOR AUTOMATION OF THE TAX SERVICE ACTIVITY ON THE WORK WITH PHYSICAL PERSONS

This paper reflects the results of research on the subject area and analyzed the effectiveness of the software system for automating the activities of the tax service in dealing with individuals. An album of domain models is made, consisting of organizational, functional-technological, process-role models and workflow models. As a supporting literature, the tax service website of the Russian Federation was used, the resource iRecommend for a more detailed study of the possibilities of programs and the collection of user experience.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ»

УДК 004

Чурзина Е. О. студент

2 курс, факультет «Инженерно-экономический» Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Абрамова О. Ф.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПС ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Аннотация. В данной работе отражены результаты исследования предметной области и проведен анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации деятельности налоговой службы по работе с физическими лицами. Составлен альбом моделей предметной области, состоящий из организационной, функционально-технологической, процессно-ролевой моделей и модели документооборота. В качестве вспомогательной литературы использован сайт налоговой службы Российской Федерации, ресурс iRecommend для более детального изучения возможностей программы и сбора опыта пользователей.

Ключевые слова. Исследование предметной области, UML, IDEF0, разработка программной системы.

Churzina E. O.

Student

2 year, Faculty of Engineering and Economics Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of VSTU Russia, Volzhsky city

Abramova OF

Assistant Professor of Informatics and Programming Technology

Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of VSTU

INVESTIGATION OF THE SUBJECT OBLAST AND ANALYSIS OF THE REALIZATION OF THE PS DEVELOPMENT FOR AUTOMATION OF THE TAX SERVICE ACTIVITY ON THE WORK WITH PHYSICAL

PERSONS

Annotation. This paper reflects the results of research on the subject area and analyzed the effectiveness of the software system for automating the activities of the tax service in dealing with individuals. An album of domain models is made, consisting of organizational, functional-technological, process-role models and

workflow models. As a supporting literature, the tax service website of the Russian Federation was used, the resource iRecommend for a more detailed study of the possibilities ofprograms and the collection of user experience.

Keywords. Domain research, UML, IDEF0, software system development.

Исследование предметной области

Налоговая служба Российской Федерации является монополистом на рынке в своей предметной области. Поэтому их программа может конкурировать только со сторонними, неофициальными программами, созданными по подобию зарегистрированной версии.

Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.

Стратегические цели

Упрощение процесса получения вычетов заявителем

Альбом моделей предметной области

Работа налоговых инспекций по налогообложению физических лиц имеет свою специфику, которая заключается в том, что налоговое законодательство различает просто граждан и индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям относятся также физические лица,

самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое 'получение дохода от оказания платных услуг (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).

Учетом налогоплательщиков — физических лиц занимаются специально выделенные сотрудники отдела организации учета налогоплательщиков. Учет поступлений в бюджет налоговых платежей физических лиц и начислением пеней на просроченные выплаты возложен на специально выделенных сотрудников Отдела учета, отчетности и анализа. Взысканием недоимки по налогам, а также неуплаченных пеней и налоговых санкций занимаются сотрудники Отдела по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам и Юридического отдела.

Существуют следующие бизнес-функции:

1. Учёт физических лиц

2. Учет индивидуальных предпринимателей

_На их основании построим матрицу проекций бизнес-функций._

Бизнес 1 Бизнес 2 Бизнес 3 Бизнес 4

Учет физических лиц Учет поступлений в бюджет налоговых платежей физических лиц и начислением пеней на просроченные выплаты Взыскание недоимки по налогам, пеней и санкций Выдача ИНН и внесение отметки в паспорт Выплата вычетов

Учет индивидуальных предпринимателей Регистрация индивидуальных предпринимателей Внесение изменений в регистрационные данные ИП Прекращение деятельности ИП

Построим список основных функций менеджмента

Учетник Аналитик Коллектор Регистратор Оформите ль

Сбор информац ии Собирает информацию по всем физическим лицам, уплачивающим налоги Фиксирует информаци ю, поданную учетникам и, и информаци о о денежных поступлени ях Учетники передают им информацию о задолжниках Собирают информацию об индивидуальн ых предпринимате лях Собирает у заявителя все необходим ые документ ы и вносит их в базу данных

Реализац ия Работа с налогоплательщи ками Учёт поступивш их Требование долгов с неплательщи Регистрируют ИП, изменяют информацию о Оформляе т вычеты

финансов ков них в базе, реализуют прекращение их деятельности

Учет Внутренняя база данных по налогоплательщи кам Внутрення я база данных по финансам Внутренняя база данных по задолжникам Внутренняя база данных по индивидуальн ым предпринимате лям База данных учетников, аналитико в и коллектор ов

Контроль Передают информацию по задолжникам коллекторам Передают информаци ю о финансах учетникам и регистрато рам Ведут учет неплательщи ков и требуют оплатить задолженнос ти Могут направить информацию коллекторам, либо личное письмо предпринимате лю Сверка с БД в первую очередь коллектор ов, потом аналитико в и, наконец, учетников

Для упрощения работы можно воспользоваться представлением организационной структуры предприятия в виде иерархической схемы:

Организационная модель

Сформирует матрицу организационных проекций. Она нужна для того, чтобы по каждой функции найти исполняющие её подразделения или сотрудника._

Учет налогоплат ельщиков Учет финансо в Выплат а вычето в Выда ча ИНН Взыска ние долгов Регистра ция ИП Измене ние сведен ий об ИП Оформле ние прекращ ения деятельн ости ИП

Учётник х х

Оформи тель х

Аналити к х

Коллект °р х

Регистра тор х х х

Для разбора этого и некоторых последующих пунктов перейдем к конкретной работе ФНС с физическими лицами: получение вычетов. Их можно получить как через программу о вычетах, при этом практически не затрагивая сотрудников налоговой службы, так и, собрав все необходимые документы, явившись в налоговую лично.

Составим диаграмму use case функционала значимых для автоматизации подразделений предприятия.

Составим диаграмму use case функционала сотрудников-участников автоматизируемых процессов.

Функционально-технологическая модель

Если вы хотите оформить имущественный вычет, например, при покупке жилья, то к декларации по форме 3-НДФЛ прикладываете следующие документы:

справка 2-НДФЛ; заявление о возврате налога; договор купли-продажи жилья;

договор участия в долевом строительстве жилого дома; акт приема-передачи; свидетельство о праве собственности; платежные документы;

Заполнить декларацию заявитель может либо самостоятельно с помощью программы, либо заплатить некоторую сумму налоговым служащим, чтобы они сделали это за него.

Для получения вычетов с помощью программы пользователь выполняет следующие действия:

1. Скачивает программу «Декларация 2016» с официального сайта

2. Устанавливает её на свой компьютер

3. Заполняет вкладку «Задание условий», а именно номер инспекции

4. Записывает свой адрес

5. Заполняет сведения о декларанте

6. На вкладке «Доходы, полученные в РФ» заполняет окно «Источники выплат»

7. Заполняет сам налоговый вычет в нижнем окне

8. Печатает полученную декларацию

9. Собирает необходимые документы

10. Приходит в налоговую и получает свои вычеты

Если же заявитель все-таки отдает право заполнения декларации налоговому служащему, то это происходит так:

1. Заявитель собирает вышеперечисленный пакет документов

2. Является в налоговую службу, закрепленную за его местом жительства

3. Предоставляет все документы оформителю

4. Оформитель проверяет его документы, информацию о нём во внутренних БД, сверяет их достоверность

5. Оформляет декларацию

6. Если все прошло успешно и запрос был одобрен, то заявитель получает свои вычеты

Для более наглядного представления информации построим матрицу

распределения функций по подразделениям.

Оформитель Заявитель Аналитик, Учетник, Коллектор

Сбор пакета документов х

Проверка информации х

Передача данных о заявителе с БД х

Заполнение декларации х х

Проверка достоверности информации х

Одобрение заявки х х

Выдача вычета х

Занесение сведений о заявителе в БД х

На основе приведенной таблицы построим ЦМЪ-диаграмму по распределению функций между сотрудниками организации.

Процессно-ролевая модель

Рассмотрим основные бизнес-процессы исследуемой предметной области.

Перечень необходимых

Перечень необходимых , документов

документов Сбор пакета документов

Пакет документов

J к Сбор по инстанциям

Пакет документов

Перечень необходимых

документов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка документов

Одобренные шаблоны документов

Сверка

Базы данных других Информация, содержащаяся в документах

подразделений Сбор информации с БД

Информация о заявителе

J к Поиск в БД

Информация о заявителе

Информация о заявителе, , Одобренный

пакет документов Проверка достоверности документов

информации

i к Сверка

Имеющийся пакет документов , Шаблон, программа для декларации

Заполнение декларации

Декларация

к Внесение данных

Готовый пакет документов

Перечень необходимых

документов Справка о подтверждении

Одобрение заявки

получения вычета -►

Проверка данных

Справка о подтверждении получения вычета

Законы, положения

Оформление вычета

Документ о получении вычета, вычет

Работа с документацией

Перечень необходимых

Информация о заявителе, документов г

вычете Внесение информации в

-р -^

БД о вычетах Информация в БД

к Работа с БД

Описание бизнес-процессов:

1. Сбор пакета документов. Вход: перечень необходимых документов. Выход: пакет документов. Управляющий модуль: перечень необходимых документов. Механизм получения: сбор по инстанциям.

2. Проверка документов. Вход: пакет документов. Выход: одобренный пакет документов. Управляющий модуль: перечень необходимых документов. Механизм получения: сверка.

3. Заполнение декларации. Вход: имеющийся пакет документов. Выход: декларация. Управляющий модуль: программа для создания декларации. Механизм получения: внесение данных.

4. Одобрение заявки. Вход: готовый пакет документов. Выход: справка о подтверждении получении вычета. Управляющий модуль: перечень необходимых документов. Механизм получения: проверка данных.

5. Оформление вычета и внесение информации в базу данных. Вход: справка о подтверждении получения вычета. Выход: информация в базе данных. Управляющий модуль: законы, положения. Механизм получения: работа с документацией и базой данных.

Составим процессно-потоковую модель оформления вычета — декомпозируем процессы.

Перечень необходимых документов БД законы и постановления

Запрос на вычет

-^ Оформление вычета

Вычет

1

А

Оформ^ель Заявитель Диаграмма процесса «Оформление вычета».

Диаграмма подпроцесса «Сбор документов».

Диаграмма подпроцесса «Проверка документов».

Диаграмма подпроцесса «Заполнение декларации» для заявителей.

Диаграмма подпроцесса «Заполнение декларации» для оформителей.

Диаграмма подпроцесса «Одобрение заявки».

Закош и положешя

Офариитет»

Диаграмма подпроцесса «Оформление вычета и запись в базу данных». Модель документооборота

Составим таблицу модели документооборота._

Диаграмма Составляемый Операци Кто Документы-основания Реестр, в

и номер на документ я составляе котором

диаграмме т регистриру ется документ

1.2 Справка о Одобрен Оформит Заявление о возврате Реестр

подтверждении ие ель налога, договор купли- справок

документов докумен тов продажи жилья, договор участия в долевом строительстве жилого дома, акт приема-передачи, свидетельство о праве собственности, платежные документы

1.3 Декларация 3- Заполнен Оформит Заявление о возврате Реестр

НДФЛ ие ель или налога, договор купли- деклараци

декларац заявитель продажи жилья, договор й

ии участия в долевом строительстве жилого дома, акт приема-передачи, свидетельство о праве собственности, платежные документы, справка о подтверждении документов

1.4 Справка о Оформле Оформит Справка об одобрении Реестр

получении ние ель заявки на вычет справок

вычета вычета

Аппаратное и программное обеспечение компании

1. «1С: Предприятие 7.7»

2. Собственная разработка для ведения баз данных

3. «Декларация 2016» для самостоятельного заполнения деклараций заявителем

Программное обеспечение отдела учета финансов:

1. Excel, Access

2. «1С: Предприятие 7.7» для учета финансов

Программное обеспечение отдела по взысканию недоимок: Excel, Access

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что налоговая служба Российской Федерации достаточно обеспечена программным обеспечением, которое облегчает работу заявителям и сохраняет их деньги. Но также это ПО можно автоматизировать — например, перевести в онлайн-режим, в котором будет множество подсказок и справок для того, чтобы даже самый непродвинутый пользователь смог самостоятельно разобраться с процессом заполнения декларации. Также перевод в онлайн-режим решит проблему мобильности. Будет совсем необязательно иметь под рукой компьютер или ноутбук: заполнить декларацию можно через браузер в телефоне или же мобильное приложение.

Функции и процессы в рассматриваемой сфере распределены достаточно органично, так как всю работу выполняет, по большей части, один сотрудник. Все сторонние данные у него автоматически подгружаются из баз данных. Поэтому не возникнет такой проблемы, как бесполезные сотрудники.

Анализ осуществимости проекта

Перечень и обоснование выбора бизнес-процессов для автоматизации

Для ФНС России предполагается автоматизация следующих процессов:

1. Перевод программы в онлайн-режим

2. Добавление выгрузки данных из экселя

3. Добавление выгрузки декларации не только во внутреннем формате, но и в формате .pdf или .doc

4. Добавление поиска в категориях

5. Добавление справок и подсказок по каждому пункту в декларации

Требования по автоматизации выделенных бизнес-процессов

Приоритетные требования: необходимые отмечены (!), желательные

отмечены (*), дополнительные отмечены (+).

Сгруппированные требования к системе, согласно ГОСТ:

3.11 К структуре системы:

• Автоматизация процесса получения вычетов. (!)

3.12 К режимам функционирования:

• Система должна функционировать круглосуточно. (!)

3.13 К персоналу:

• Сотрудники должны пройти курсы по повышению квалификации в данной сфере.(*)

• Сотрудникам необходимо иметь высшее образование.(*)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Обеспечить сотрудникам доступ к контролю бесперебойной работы системы.(+)

• Система должна обеспечить заявителей необходимыми подсказками.(!)

3.14 К надежности:

• Обеспечить устойчивость к техническим сбоям.(*)

3.15 К безопасности:

• Система электропитания автоматически отключается при перегрузке сети.(*)

3.16 К эргономике и технической эстетике:

• Все экранные формы для пользователей должны быть выполнены в одном графическом дизайне.(*)

• Управление системой должно быть реализовано как в полной версии, так и в мобильной.(!)

• Сопровождение видео-обучением.(+)

3.17 К транспортабельности:

• Адаптивный дизайн приложения (просмотр информации как с компьютеров, так и с телефонов.)(+)

3.18 К эксплуатации и техническому обслуживанию:

• Еженедельная внешняя и внутренняя очистка всех технических средств.(+)

3.19 К защите информации от несанкционированного доступа:

• Обеспечить защиту от кибератак.(!)

• Обеспечить сохранность введенных пользователем данных.(!)

3.20 К сохранности информации при авариях:

• В случае сбоя происходит резервное копирование БД.(!)

Заключение

Еще раз подчеркнем выделенные автоматизируемые процессы. Автоматизированная система поможет заявителям без какой-либо сторонней помощи оформить вычеты. В первую очередь необходимо реализовать онлайн-версию программы, включая версию для мобильных устройств или приложение. Во-вторых, будет осуществлена интеграция с эксель-файлами. По одному клику пользователь сможет загрузить свои данные из файла х1бх. Также на данный момент у заявителей стоит такая проблема: если дома у них не имеется принтера, то без программы на другом компьютере с принтером они распечатать декларацию не смогут. Всё из-за внутреннего формата. Будет добавлена возможность сохранить файл во множестве разных форматов.

Если вы неопытный пользователь и с компьютером на «Вы», то для Вас в нашей системе найдутся подсказки и дополнительная справка по каждому разделу, а также обучающий видеоролик. А для еще большего упрощения работы будет реализован поиск по категориям.

В целом можно сделать такой вывод о системе: да, программа, которая помогает только заполнить декларацию, уже существует, но она не выполняет всех необходимых функций, чтобы максимально облегчить работу заявителя. Поэтому приходит на помощь наша система.

Миссия компании звучит так:

Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.

Система может помочь в достижении миссии налоговой службы. Она поможет предоставить высокое качество услуг и комфортное получение денег.

С помощью автоматизации процесса получения вычетов будет меньше людей пользоваться услугами специалистов, а, следовательно, они могут выполнять не только эту, но и другую работу. Уменьшатся очереди в налоговой службе. Заявителям будет просто самостоятельно разобраться с нужной информацией, так как на каждом шагу их будут ждать подсказки.

Использованные источники:

1.Федеральная налоговая служба, официальный сайт: https://www.nalog.ru/rn77/

2.Специфика работы налоговой инспекции с физическими лицами// Электронный ресурс: http://www.libsid.ru/nalogovoe-administrirovanie/metodi-i-formi-nalogovogo-admmistrirovaniya-v-rf/spetsifika-raboti-nalogovoy-inspektsii-s-fizicheskimi-litsami

3.IRecommend.ru - отзывы обо всем// Электронный ресурс: http://irecommend.ru/

4.Абрамова О.Ф. Формирование образа мышления современного специалиста с помощью case-технологий/ О.Ф. Абрамова // Актуальные вопросы профессионального образования - 2013. - №13. - с. 10-12.

5.Абрамова О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / О.Ф. Абрамова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - C. 109-110.Пустовой Д. Ю. Эффективные коммуникации: будущее за веб-конференциями // Управление развитием персонала № 1 — 2012, с. 82-87

6.Абрамова О.Ф. К вопросу о повышении эффективности функционирования тренажёрно-обучающих систем / О.Ф. Абрамова, М.Л. Цыганкова // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4. - C. 34-39.

7.Александрина А.Ю. Разработка специализированных программных продуктов как форма научно-исследовательской работы студентов направления «Химическая технология» / А.Ю. Александрина, В.Ф. Каблов, О.Ф. Абрамова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2015. - № 4. - C. 59-66.

8.Васильев С.С. Исследование и анализ проблем в области автоматизации бизнес-процессов отдела снабжения [Электронный ресурс] / С.С. Васильев, О.Ф. Абрамова, А.С. Адамов // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 5 (9). - 14 с. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/_5_9_may_2017/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.