Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / КАФЕДРА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ДОКУМЕНТАЦИЯ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Холкин Д.О., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А.

В данной работе была исследована предметная область и выполнен анализ осуществимости разработки программного средства для автоматизации процесса учета материальных ценностей кафедры вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Холкин Д.О., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE SUBJECT AREA AND ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF DEVELOPING SOFTWARE FOR AUTOMATING THE PROCESS OF ACCOUNTING FOR MATERIAL VALUES OF THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY

In this paper, the subject area was studied and an analysis was made of the feasibility of developing a software tool for automating the process of accounting for material values in the department of the university.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА»

УДК 004

Холкин Д.О. студент

2 курс, факультет «Инженерно-экономический» Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Абрамова О. Ф.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Рыбанов А. А., к.т.н.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА Аннотация. В данной работе была исследована предметная область и выполнен анализ осуществимости разработки программного средства для автоматизации процесса учета материальных ценностей кафедры вуза.

Ключевые слова. Материальная ценность, кафедра, автоматизация, документация, модели.

Kholkin D.O. student

2 course, department of Engineering and Economics

Volzhsky Polytechnic Institute branch of VSTU Russia, Volzhsky Abramova O.F.

Associate Professor at the Department of Informatics and programming

technology Volzhsky Polytechnic Institute branch of VSTU Russia, Volzhsky Rybanov A.A., Candidate of Engineering Sciences Associate Professor at the Department of Informatics and programming

technology Volzhsky Polytechnic Institute branch of VSTU Russia, Volzhsky

RESEARCH OF THE SUBJECT AREA AND ANALYSIS OF THE FEASIBILITY OF DEVELOPING SOFTWARE FOR AUTOMATING THE PROCESS OF ACCOUNTING FOR MATERIAL VALUES OF THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY.

Abstract. In this paper, the subject area was studied and an analysis was made of the feasibility of developing a software tool for automating the process of accounting for material values in the department of the university.

Keywords. Material value, department, automation, documentation, models.

Исследование предметной области

Миссия компании: «Обеспечение качественного, доступного, современного образования, подготовка научно-технической элиты города. Выполнение функций не только образовательного и научного, но и воспитательного, культурного и социального учреждения».

Ценности кафедры вуза:

• Высокое качество подготовки выпускников, соответствующее требованиям общества и государства

• Ответственность за эффективность выполнения задач университетом, возложенных на него государством и обществом, за качественное обеспечение запросов потребителей образовательных и прочих услуг

• Основополагающая роль образовательной и научной деятельности как фундамент высококачественной подготовки обучающихся.

• Непрерывность и преемственность, единство обучения, научных исследований и воспитательного процесса в стенах университета

• Уважение личности, соблюдение социального, национального, религиозного и других принципов равенства сотрудников и обучающихся, создающие комфортные условия для творчества и развития

• Наличие инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих высокое качество образовательной, научной, культурной и социальной деятельности университета

• Интеграция в мировое образовательное, научное и культурное пространство

Стратегическая модель целеполагания:

Альбом моделей предметной области

Организационная модель Кадровая модель кафедры вуза:

Для простоты определения функции и ее исполнителя, составим матрицу организационных проекций:_

Решение о доставке ценности в определе нную аудитори ю Списа ние объек та Ремо нт объе кта Приняти е материал ьных ценносте й Присвое ние инвента рного номера Подтверж дение наличия (недостач ) ценностей Составл ение заявки на закупку Проверк а техниче ского состоян ия

Зав. кафед рой X X X X X

Комис сия X

Инже нер X

Техни к X

Диаграмма ше саБе функционала сотрудников кафедры представлена на рисунке:

Функционально-технологическая модель

Кафедра вуза реализует процесс закупки, учета, инвентаризации, списания материальных ценностей.

Процесс закупки реализуется по следующему алгоритму:

1. Заведующий кафедрой, на основе отчетности за прошедший период проводит анализ и составляет заявку на приобретение материальных ценностей на имя директора.

2. Директор, ознакомившись с заявкой инициализирует создание тендера на закупку.

3. Зам. директора по административно-хозяйственной части, проводит аукцион на основе тендера с дальнейшим приобретением необходимых материальных ценностей.

4. Заведующий кафедрой, подает заявку на доставку закупленных материальный ценностей на территорию кафедры.

Процесс учета:

1. После доставки оформляется акт приемки передачи по форме №ОС-1 в одном экземпляре.

2. Объекту присваивается инвентарный номер, соответствующая запись заносится в акт. Копия акта с указанным инвентарным номером остается у материально-ответственного лица (заведующего кафедрой). В инвентарную опись заносится соответствующая запись.

3. Объект направляют в необходимую аудиторию, перемещение фиксируют.

Процесс инвентаризации:

1. Инициируется проверка всех объектов, выявляются недостачи.

2. Проверяется состояние объектов. В случае необходимости инициируется процесс ремонта, выносится решение о списании.

Процесс снятия с эксплуатации:

1. По истечению срока эксплуатации, либо по причине поломки принимается решение о списании мат. средства.

2. Составляется акт о выводе из эксплуатации, производится фотографирование списанного объекта, уничтожение записи.

Процессно-ролевая модель

На данной схеме отображен весь цикл учета материальных ценностей. От закупки, до списания.

Тв1я Учет «игврмпкмм цичяс1»|> еяфадры Iтуи

Общая схема учета материальных ценностей

Декомпозиция учета материальных ценностей. После закупки, мат. ценность принимается на кафедре материально-ответственным лицом (заведующим кафедрой). Далее объекту присваивается инвентарный номер, заносится соответствующая запись в инвентарную карточку (журнал учета), и доставляется в необходимую аудиторию.

Учет поступления материальных ценностей

Декомпозиция процесса инвентаризации. Комиссией, производится учет всех материальных ценностей, проводится сверка с инвентарными карточками, выявляются недостачи. В случае недостач, составляется список закупок. Проводится проверка технического состояния объектов, в случае поломок принимается решение о списании, либо о ремонте.

Мрмгжа о "рооцтии

И*мш1га|мт ~ Л Пи 1 Ат и ПрвяаА<мим ГЬпмои

•ИИос Г«* -- 'Л у Ииымг Пс*хм>«ммм1 и |«м»мк 4 Ант а пачии» 0<рМ«1И11>МЧ>

Змняг» •«■ —. мрмобр«

. гг-аг.т-гс сг—1 имим / —т-

Но4» М Э 14 . Утя ивймрм Та«ммм | ИЦ ]

Инвентаризация

Процесс учета материальных ценностей включает в себя 4 основных

этапа:

1. Закупка материальных ценностей. На основе списка требуемых материальных ценностей открывается аукцион. Закупленные ценности доставляются в места назначения.

2. Учет поступления материальных ценностей. Составляется акт приемки-передачи, каждому объекту присваивается инвентарный номер.

3. Инвентаризация. Проверяется наличие недостач, состояние объектов. В случае надобности инициируется процесс ремонта, принимается решение о списании, составляется список закупок.

4. Процесс списания материальных ценностей. Составляется акт о списании, уничтожаются записи об объекте.

_Модель документооборота_

Диаграмм а и номер на диаграмм е Составляемы й документ Операция Кто составляет Документы-основания Реестр, в котором регистрируетс я документ

2.2 Запись об объекте Присвоить инвентарны й номер Заведующи й кафедрой Акт-приемки передачи Инвентарная карточка (журнал учета)

3.4 Заявка на приобретение мат. ценности Составление заявки на закупку Заведующи й кафедрой Акт о недостаче Реестр заявок

3.2 Акт о списании Проверка техническог о состояния Заведующи й кафедрой Акт о проведенной инвентаризаци и Инвентарная карточка (журнал учета)

Аппаратное и программное обеспечение компании

Кафедрой вуза активно используется пакет офисных приложений Microsoft Office 2003, в частности Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft Access.

Также компьютеры оборудованы современными интернет-браузерами. В частности, Google Chrome.

Компьютеры находятся под управлением операционной системы Windows XP.

Анализ осуществимости проекта

Перечень и обоснование выбора бизнес-процессов для автоматизации.

Для кафедры Волжского политехнического института предлагается автоматизировать следующие процессы:

• Автоматизация документооборота

• Присвоение инвентарного номера

• Определение местоположения объекта

• Учет материальных ценностей, хранение информации

Требования по автоматизации выделенных бизнес-процессов

Приоритетные требования: необходимые отмечены (!), желательные

отмечены (*), дополнительные отмечены (+).

1. Требования к системе в целом:

1.1. К структуре системы:

1.1.1. Автоматизация документооборота в рамках деятельности кафедры. (!)

1.1.2. Автоматизация учета материальных ценностей. (!)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2. К режимам функционирования:

1.2.1. Внесение записей об объекте: инвентарный номер, имя, прочие данные. (!)

1.2.2. Создание шаблонов записей по категории материальной ценности. (!)

1.2.3. Автоматическое внесение записи инвентарного номера объекта и информации о нем. (+)

1.2.4. Режим редактирования записей. (!)

1.2.5. Сохранение информации в единую базу данных. (!)

1.2.6. Возможность слияния нескольких баз данных. (+)

1.2.7. Создание и заполнение шаблонов документации. (*)

1.2.8. Хранение и редактирование информации о местоположении объекта. (!)

1.2.9. Фильтры для поиска объекта в базе данных: по категориям, по срокам введения в эксплуатацию.

1.2.10. Создание QR-кода с инвентарным номером и краткой информацией об объекте. (*)

1.2.11. В мобильном приложении: просмотр информации об объекте путем сканирования QR-кода. (+)

1.3. К персоналу:

1.3.1. Обеспечить заведующему кафедрой полную информацию и управление учетом материальных ценностей. (!)

1.4. К надежности:

1.4.1. Обеспечить устойчивость к техническим сбоям. (*)

1.5. К безопасности :

1.5.1. Система должна быть защищена от несанкционированного входа. (!)

1.5.2. Система должна быть защищена от потери данных путем создания бэкапов. (!)

1.6. К транспортабельности:

1.6.1. Приложение должно быть мультиплатформенным: desktop, мобильные системы. (*)

1.7. К эргономике и технической эстетике:

1.7.1. Весь интерфейс приложения должен быть создан в едином графическом стиле. (+)

1.7.2. Адаптивный дизайн. (!)

1.8. К сохранности информации при авариях:

1.8.1. При потере информации в случаях сбоя, производиться восстановление данных с заранее созданного бэкапа. (!)

Выводы

Подытожим список процессов, подлежащих автоматизации. Во-первых, необходимо реализовать автоматизированную работу с документами. Это поможет сильно упростить и ускорить работу. Во-вторых, необходимо создать удобный интерфейс по работе с базой данных учета материальных ценностей. И наконец, мобильную версию приложения, для доступа к информации о материальной ценности в любое время, находясь непосредственно рядом с ней.

Заключение

Учет материальных ценностей - процесс, который будет оставаться актуальным всегда, до тех пор, пока существует организация. Этот процесс связан с работой с большим количество информации и документов, в связи с чем упрощение и частичная автоматизации этого процесса является одной из приоритетных задач. Ведь это облегчит работу заведующего кафедрой, а, значит, уменьшит возможность появления ошибок и повысит общее качество работы.

Использованные источники:

1.Абрамова О.Ф. Формирование образа мышления современного специалиста с помощью case-технологий/ О.Ф. Абрамова // Актуальные вопросы профессионального образования - 2013. - №13. - с. 10-12.

2.Абрамова О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / О.Ф. Абрамова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - C. 109-110.Пустовой Д. Ю. Эффективные коммуникации: будущее за веб-конференциями // Управление развитием персонала № 1 — 2012, с. 82-87

3.Абрамова О.Ф. К вопросу о повышении эффективности функционирования тренажёрно-обучающих систем / О.Ф. Абрамова, М.Л. Цыганкова // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4. - C. 34-39.

4.Александрина А.Ю. Разработка специализированных программных продуктов как форма научно-исследовательской работы студентов направления «Химическая технология» / А.Ю. Александрина, В.Ф. Каблов, О.Ф. Абрамова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2015. - № 4. - C. 59-66.

5.Васильев С.С. Исследование и анализ проблем в области автоматизации бизнес-процессов отдела снабжения [Электронный ресурс] / С.С. Васильев, О.Ф. Абрамова, А.С. Адамов // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 5 (9). - 14 с. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/_5_9_may_2017/.

6.Антипцев Д.А. Подходы информационной поддержки сотрудников отдела технического обслуживания компьютеров / Д.А. Антипцев, А.А. Рыбанов // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 6. - C. 78-79.

7.Рыбанов А.А. Исследование web-системы информационной поддержки специалиста ИТ-отдела ООО «Волгабас Волжский» [Электронный ресурс] / А.А. Рыбанов, А.А. Абрамов // Форум молодых учёных : междунар. науч. -практ. периодическое сетевое издание. - 2017. - Вып. 1 (5) (январь). - C. 513519. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domams_data/files/5/Rybanov%20A.A..pdf.

8.Либин Г.А. Анализ функций web-систем средних профессиональных учебных заведений [Электронный ресурс] / Г.А. Либин, А.А. Рыбанов // Постулат: : электрон. журнал. - 2016. - № 12 . - Режим доступа : http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/245/260.

УДК- 005.95/.96

Хоменко О.А. студент магистратуры 2 курс факультет «Менеджмент, логистика и таможенное дело»

ИрГУПС Россия, г. Иркутск Научный руководитель: Молчанова М. Л., к.э.н. доцент

зав. кафедрой «М» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: Статья посвящена внедрению профессиональных стандартов в Российские организации. В статье рассматривается насколько эффективно применение профессиональных стандартов в деятельности предприятия. Рассказывается о том, что важнейшую роль в стратегическом управлении персоналом играет развитие корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.