Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
254
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ / КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гончар А.А., Абрамова О.Ф.

В данной работе будет проведено исследование предметной области и анализ осуществимости разработки коммуникационной ПС для сотрудников и обучающихся высшего учебного заведения, в рамках которогоопределена миссия компании, а именно Волжского политехнического института, составлен альбом моделей предметной области, состоящий из организационной, функционально-технологической и процессно-ролевой моделей. Так же детально рассмотрено аппаратное и программное обеспечение ВУЗа и выполнен анализ осуществимости проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гончар А.А., Абрамова О.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE SUBJECT AREA AND EXAMINED THE FEASIBILITY OF DEVELOPING A COMMUNICATION SOFTWARE SYSTEM FOR THE UNIVERSITY

In this work, a study of the subject area and an analysis of the feasibility of the development of a communication PS for staff and students of a higher education institution will be carried out. The mission of the company, namely, the Volzhsky Polytechnic Institute, compiles an album of domain models consisting of organizational, functional, technological and process- Role models. The hardware and software of the university are also considered in detail, and the feasibility of the project is analyzed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВУЗА»

Использованные источники

1.Гражданская деятельность компании Boeing / Copyright © 1995-2016 Boeing / Официальный сайт компании Boeing. - 2017. - Режим доступа: http://www.boeing.ru/

2.Припадчев А. Д. Комплексный экономический анализ парка воздушных судов [Электронный ресурс] / Припадчев А. Д., Султанов Н. З., Припадчева Л. В. - ОГУ, 2012. С 120-127.

3.Methods of state regulation of aviation / International Air Transport Association © IATA 2016 / Официальный сайт Международной ассоциации воздушного транспорта. - 2017. - Режим доступа: http://www.iata.org/Pages/default.aspx

УДК 004

Гончар А.А.

студент 2 курс, факультет «Инженерно-экономический»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Абрамова О. Ф.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Gonchar A.A. student

2 year, Faculty of Engineering and Economics Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of Volgograd State Technical University

Russia, Volzhsky city Abramova O.F.

The senior lecturer of faculty «Computer science and technology of

programming», Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of Volgograd State Technical University

Russia, Volzhsky city ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВУЗА Аннотация: В данной работе будет проведено исследование предметной области и анализ осуществимости разработки коммуникационной ПС для сотрудников и обучающихся высшего учебного заведения, в рамках которогоопределена миссия компании, а именно Волжского политехнического института, составлен альбом моделей

предметной области, состоящий из организационной, функционально-технологической и процессно-ролевой моделей.

Так же детально рассмотрено аппаратное и программное обеспечение ВУЗа и выполнен анализ осуществимости проекта.

Ключевые слова: институт, автоматизация, анализ, коммуникация, модель, проектирование, исследование предметной области, IDF0, UML.

THE STUDY OF THE SUBJECT AREA AND EXAMINED THE FEASIBILITY OF DEVELOPING A COMMUNICATION SOFTWARE

SYSTEM FOR THE UNIVERSITY

Annotation: In this work, a study of the subject area and an analysis of the feasibility of the development of a communication PS for staff and students of a higher education institution will be carried out. The mission of the company, namely, the Volzhsky Polytechnic Institute, compiles an album of domain models consisting of organizational, functional, technological and process- Role models.

The hardware and software of the university are also considered in detail, and the feasibility of the project is analyzed.

Keywords: institute, automation, analysis, communication, model, design, domain research, IDF0, UML.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

В качестве объекта информатизации был выбран Волжский политехнический институт, а именно работа одной кафедры учебного заведения, на примере деятельности которой рассмотрены типовые процессы и потоки данных в рамках внутривузовских коммуникаций.

В рамках исследования предметной области была определена и сформулирована миссия компании: расширить границы знания и обучения, обеспечить подготовку выпускников-профессионалов, улучшить качество жизни населения России и способствовать сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Руководствуясь данной постановкой миссии, были сформулирована модель целеполагания вуза (рис.1).

АЛЬБОМ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Организационная модель кафедры моет быть представлена в следующем виде (рис. 2)

Заведующий кафедрой

> г 1 г г

Методист Секретарь Преподаватели

Студенты

Рисунок 2. Организационная модель

Стоит отметить, что это не полная модель организации, и сама она довольна объемная, но для проектирования системы вполне достаточно рассмотреть работу одной кафедры.

Матрица организационных проекций

Организационная структура кафедры

3 и в Й

о "1" '-V & Й о к с=с § о -г о

£ сп о и н о о о. 1= и

3 о. Учебно-воспитательная деятельность он II

ЕС о й Социальная деятельность О II

Методическое обеспечение он II

о о о шг о С Управление персоналом ОН

Управление финансами II ОII

1 о о = Рарзаботка инновационных технологии обучения он II

С! К и Повышение квалификации персонала о II II

О - ответственный И - исполнитель

Функционально-технологическая модель.

Коммуникация между студентом и преподавателем осуществляется по следующему принципу

1. Преподаватель выдает задание

2. Студент анализирует задание

3. Если у студента появляются вопросы, то он должен прийти на консультацию, которую назначил преподаватель

4. Если студент пропустил консультацию, то ему нужно ждать, когда назначат следующую и идти на нее

5. После консультации студент возвращается к выполнению задания

6.

пункт 3

7.

8.

Если опять возникают вопросы, студент возвращается на

После выполнения задания студент идет на сдачу работы Если студент не сдал вовремя работу, то он ждет, пока преподаватель назначит дату, когда он сможет ее сдать

9. Преподаватель проверяет работы студентов

10. Если работу необходимо переделать, преподаватель возвращает работу студенту, и назначает новую дату сдачи работы

11. Студент возвращается на пункт 2

12. Если студент все-таки сдает правильную работу, преподаватель назначает дату выставления баллов

13. Студенты приходят в назначенную дату, и получают баллы

Процессно-ролевая модель работы кафедры

Рисунок 3. Модель деятельности кафедры в общем виде

На рисунке 3 представлена схемадеятельности кафедры в общем виде. Эта схема наглядно демонстрирует разделение на две сферы деятельности -образовательную и социальную. Образовательная деятельность регулирует учебный процесс, а социальная ответственна за активную жизнь студентов и преподавателей во внеучебное время.

Модель образовательной деятельности

I II -1

Рисунок 4. Модель образовательной деятельности Образовательная деятельность (рис. 4) состоит из важных процессов, основывающихся на коммуникации преподавателей и студентов. Данная модель имеет большой документооборот, помогающий контролировать

деятельность кафедры. Модель показывает неэффективность способов коммуникации внутри кафедры.

Рисунок 5. Модель управленческой деятельности

Данная модель (рис. 5) описывает алгоритм управления кафедры: происходит составление плана нагрузки, расписания, индивидуальных отчетов преподавателей и отчетов работы кафедры.

Методист - человек планирующий работу преподавательского коллектива, координирующий его деятельность, занимающийся повышением квалификации преподавателей, организующий семинары, конференции, учебные курсы и т.д.

Рисунок 6. Модель процесса методического обеспечения Модель (Рис. 6) описывает работу методистов, заключающуюся в обеспечении преподавателей материалом для образовательной деятельности.

Рисунок 7. Модель социальной деятельности

На модели (Рис. 7) показано, как происходит организация внеучебных мероприятий. Мероприятие- различные события, такие как конференции, праздники, выезды на природу и т.д. и стоит учесть, что не обязательно все объекты этой схемы должны участвовать, но если участвуют, то именно в таком порядке, что подтверждает неудобность только устного общения между людьми.

Аппаратное и программное обеспечение компании

Для коммуникаций в вузе используется электронная почта, официальный сайт институтауо1р1.ги, сайт Учебно-методических комплексов дисциплин, телефонная связь, социальные сети. Казалось бы, достаточное количество вариантов, в каждом из этих вариантов возникают определенные трудности.

Чтобы позвонить студенту по телефону, необходимо идти на кафедру и в архивах искать анкету студента с его номером телефона, и, если он не изменился, то можно будет позвонить. Электронные почты так же могут быть уже не действительными.

Проблема сайтов уо1р1 и ишкё в том, что на них не все заходят, и информацию можно получить не вовремя. При этом это общие сайты, рассчитанные на одностороннюю передачу информации, исключающую полноценную коммуникацию между сотрудником и студентом.

Далеко не все зарегистрированы в социальных сетях. Так же социальных сетей довольно много, и это разнообразие мешает найти человека, и передать ему информацию

Выводы

Для повышения эффективности работы вуза необходимо упростить систему коммуникаций внутри персонала и между студентами.

Этого возможно добиться с помощью социальной сети для института, с помощью которой студенты могли бы консультироваться с преподавателями, не нуждаюсь в очном общении, а время донесение информации от руководства до преподавателей и студентов могло бы

сократиться за счет сообщений отправленных определенной, нужной группе людей.

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ ПРОЕКТА

Для Волжского политехнического института требуется автоматизировать процессы, связанные с коммуникацией, так как это поможет увеличить эффективность работы ВУЗа за счет упрощения двустороннего процесса передачи информации различного типа между сотрудниками и обучаемыми. Организация системы для коммуникации внутри высшего учебного заведения может быть реализована по принципу социальных сетей, но с существенными отличиями и уточнениями. Основное внимание требуется уделить передаче разнородной информации в обе стороны: как образовательной (лекционные, методические материалы, выполненные задания), так и внеучебной (тематические форумы, новостные рассылки и т.п.)

Требования по автоматизации выделенных бизнес-процессов

Приоритетные требования: необходимые отмечены (!), желательные отмечены (*), дополнительные отмечены (+).

1. Функциональные требования:

1.1. Система должна предоставлять определенный набор функций для каждой выделенной роли пользователей (студент, преподаватель, заведующий кафедрой, администратор) (!)

1.2. В системе должна быть реализована возможность обмена информацией различного рода между сотрудниками и студентами (!)

1.3. В система должна быть функция обмена файлами различного типа (.doc, .docx, .pdf, аудио и видеоформаты) (*)

1.4. В системедолжна быть функция отслеживания своих баллов для студентов (+)

1.5. В системе должна быть возможность создания видеоконференций

(!)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.6. Система должна предоставлять инструменты для общей и индивидуальной новостной рассылки (!)

1.7. Система должна отслеживать текст сообщений на предмет использования в них запрещенных слов (*)

1.8. Система должна хранить определенные данные согласно выделенным категориям (лекции, методические материалы, лабораторные работы, контрольные работы, дополнительная информация) (!)

1.9. Система должна предоставлять инструментарий для аналитики: отметка о просмотре сообщений, количество посетителей, история добавления данных и т.п. (!)

2. Требования к удобству:

2.1. Регистрация в системе происходит автоматически (для студентов по номеру зачетки при зачислении, для сотрудников по номеру телефона при приеме на работу) (*)

2.2. В системе должна быть иерархия пользователей (руководство, факультеты, кафедры, группы) (!)

2.3. Система может иметь мобильную версию для смартфонов (+)

2.4. Система должна быть проста и понятна для всех пользователей (минималистический дизайн, скроллинг, эргономичный интерфейс) (!)

3. Требования к надежности:

3.1. Система не должна иметь систематических сбоев (!)

3.2. При сбое системы не должны быть утеряны данные пользователя

(!)

3.3. При сбое система должна быть легко восстановлена и введена в строй (!)

3.4. Все данные пользователя должны быть защищены (!)

4. Требования к производительности:

4.1. Система должна быть легкой и не ресурсоемкой, для работы на слабых аппаратах, чтобы все пользователи могли ей пользоваться (!)

4.2. Система должна быстро обрабатывать запросы пользователя (!)

5. Требования к поддержке:

5.1. Система должна работать в браузере InternetExplorer, GoogleChrome и MozillaFirefox (!)

5.2. Система может быть выполнена как приложения на ПК под управлением Windows (+)

5.3. Возможно дальнейшее развитие системы (*)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над любым проектом, фундаментальным является этап проектирования. Правильно спланированный проект позволяет затратить минимум, получив максимум, определить все необходимые ресурсы до начала реализации правильно распределить нагрузку между участниками проекта, а в итоге получить качественный продукт. К сожалению, этот процесс порой производится поверхностно и не полно, т.к. представляет собой построение сложных моделей учитывающих множество различных объектов и связей между ними. Описанные выше факторы, подводят нас к необходимости автоматизации всех процессов, в которых есть процессы коммуникации.

Было бы нечестно утверждать, что на рынке нет программ подходящих для решения поставленной задачи. В качестве примера может выступать любая социальная сеть, электронная почта и мессенджер. Однако довольно сложно внедрить какую-то стороннюю соц. сеть на уровне ВУЗа так, чтобы ей смогли пользоваться все, и пользовались все.

Новая система должна быть локальной для ВУЗа, и охватывать всех, кто с ним связан. Она не должна иметь ничего лишнего, но, в то же время, должна служить интересам ВУЗа и помогать в реализации его стратегической модели целеполагания.

Использованные источники:

1.Абрамова О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / О.Ф. Абрамова // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - С 109-110.

2.Абрамова О.Ф. К вопросу о повышении эффективности функционирования тренажёрно-обучающих систем / О.Ф. Абрамова, М.Л. Цыганкова // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4. - С 34-39.

3.Александрина А.Ю. Разработка специализированных программных продуктов как форма научно-исследовательской работы студентов направления «Химическая технология» / А.Ю. Александрина, В.Ф. Каблов, О.Ф. Абрамова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2015. - № 4. - С 59-66.

4.Васильев С.С. Исследование и анализ проблем в области автоматизации бизнес-процессов отдела снабжения [Электронный ресурс] / С.С. Васильев, О.Ф. Абрамова, А.С. Адамов // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 5 (9). - 14 с. - Режим доступа : Ы*р:/ЯЬгиш-nauka.ru/_5_9_тау_2017/

5.Завадин В.А. Проектирование веб-системы электронного документооборота с интеграцией облачного хранилища [Электронный ресурс] / В.А. Завадин, О.Ф. Абрамова, Д.Н. Лясин // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 5 (9). - 18 с. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/9/Zavadin.pdf.

6.Сулейманов А.Ю. Анализ проблем автоматизации бизнес-процессов многопрофильных образовательных учреждений [Электронный ресурс] / А.Ю. Сулейманов, О.Ф. Абрамова // Современная техника и технологии. -2015. - № 6. - Режим доступа : http://technology.snauka.ru/2015/06/6792.

7.Абрамова О.Ф. Формирование образа мышления современного специалиста с помощью CASE-технологий / О.Ф. Абрамова // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 10 :межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - № 13 (116). - С. 10-12.

УДК 13058

Гордеев В.А.

слушатель факультета руководящих кадров Академии ГПС МЧС России Россия, г. Москва ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ В МНОГОСВЕТНОМ ПОМЕЩЕНИИ (АТРИУМЕ) ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ Аннотация: В Российской Федерации идет масштабное строительство торгово-развлекательных центров, в частности с атриумами. Из-за больших торговых площадей и находящейся там пожарной нагрузки существует проблема пожарной опасности и распространения опасных факторов пожара по всему объему здания. Так как атриум является своеобразным ядром торгово-развлекательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.