Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫБОРА ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫБОРА ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
388
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ВЫБОРА / ТЕМА ВКР / МОДЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕШЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / DOMAIN ANALYSIS / CHOICE SUPPORT INFORMATION SYSTEM / SUBJECT OF THE THESIS / MODEL OF SOLUTION / REQUIREMENTS / USE CASES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тимохин А.А., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А.

В статье приводятся результаты исследования этапов выбора темы выпускной квалификационной работы на примере кафедры технического вуза, а также приводятся результаты анализа осуществимости проектирования и разработки информационной системы поддержки выбора темы ВКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMAIN ANALYSIS AND MODELING OF THE CHOICE SUPPORT INFORMATION SYSTEM FOR THE SUBJECT OF THE THESIS

This article contains the stages analysis of choice process of the subject of the thesis. Also it begins modeling process of the choice support information system.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫБОРА ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

УДК 004.415.28

Тимохин А.А. студент бакалавриата Абрамова О. Ф. доцент

кафедра «Информатика и технология программирования»

Рыбанов А. А., к.тн. доцент, зав. кафедрой «Информатика и технология

программирования»

Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

Россия, г. Волжский АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫБОРА ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Аннотация: в статье приводятся результаты исследования этапов выбора темы выпускной квалификационной работы на примере кафедры технического вуза, а также приводятся результаты анализа осуществимости проектирования и разработки информационной системы поддержки выбора темы ВКР.

Ключевые слова: анализ предметной области, информационная система поддержки выбора ,тема ВКР, модель предлагаемого решения, требования, варианты использования.

Timohin A.A. bachelor's student The Volzhskypolytechnical institute of VolgGTU

Volzhsky, Russia Abramova O.F., associate Professor associateprofessor of "Computer science and programming " department

The Volzhskypolytechnical institute of VolgGTU

Volzhsky, Russia scientific director:

Rybanov A.A., Candidate of Sciences, associate Professor head of "Computer science and programming" department The Volzhskypolytechnical institute of VolgGTU

Volzhsky, Russia DOMAIN ANALYSIS AND MODELING OF THE CHOICE SUPPORT INFORMATION SYSTEM FOR THE SUBJECT OF THE

THESIS

Abstract: this article contains the stages analysis of choice process of the subject of the thesis. Also it begins modeling process of the choice support information system.

Keywords: domain analysis, choice support information system, subject of the thesis, model of solution, requirements, use cases.

Введение

Выбор темы ВКР является одним из наиболее важных этапов в учебной жизни. Поэтому информатизация и упрощение выбора в этой области является актуальной и важной задачей для большого круга учебных заведений и студентов по всей стране.

За основу анализа взята работа кафедры технического вуза, которая непосредственно представляет рассматриваемую предметную область и рамками внедрения проектируемой информационной системы.

Результаты исследования включают различные модели

функционирования предметной области, анализ процессов, входящих в состав исследуемого процесса, а так же требования к системе и модель предлагаемого решения в виде модели вариантов использования (шесаБе).

Исследование предметной области

Миссия учебного заведения: подготовка квалифицированных выпускников по различным направлениям подготовки, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных и в полной мере владеющих необходимыми для работы и научной деятельности знаниями.

Для упрощения анализа далее мы будем анализировать работу на примере одной кафедры конкретного вуза. Подвергнем детальному анализу интересующий нас аспект деятельности: выбор темы выпускной квалификационной работы.

Организационная модель

Рис. 1. Организационная модель Основное взаимодействие происходит между сотрудниками кафедры (научные руководители, зав. кафедрой) и студентами (рис. 1). В процессе составления списка тем на начальном этапе активно взаимодействуют сотрудники внутри кафедры: заведующий кафедрой и преподаватели на кафедре (которые готовы стать научными руководителями). Матрица организационных проекций:

Функциональная область Предложение тем ВКР Формирование списка тем Выбор темы для ВКР Утверждение списка тем

Заведующий X X

кафедрой

Научные руководители X

Студенты X X

Заведующий кафедрой отвечает за организацию всего процесса: направляет запрос о предложении новой темы преподавателям, формирует списки тем (сначала без указания научного руководителя, а потом с указанием), и утверждает окончательный список тем на заседании кафедры.

Научные руководители, после получения запроса от заведующего кафедрой, направляют на кафедру свои предложения о возможных темах.

Студенты анализируют составленный список тем, выбирают подходящую и оформляют заявление по установленной форме у научного руководителя для утверждения за ним выбранной темы. Студент также может предложить и свою тему.

Функционально-технологическая модель

1) Запрос с кафедры преподавателям о предложении темы для ВКР (по e-mail).

2) Направление темы ВКР со стороны преподавателя на кафедру (по email).

3) Формирование на кафедре списка тем без указания научных руководителей.

4) Выбор студентом темы ВКР из списка либо предложение своей

темы.

5) Формирование на кафедре списка тем с указанием для каждой темы научного руководителя и студента.

6) Подача студентом заявления научному руководителю об утверждении выбранной темы.

7) Утверждение окончательного списка тем и формирование служебной записки на заседании кафедры.

8) Окончательное утверждение тем ВКР приказом по институту. Процессно-ролевая модель

Рис. 2. Диаграмма процессов выбора темы ВКР Запрос о предложении тем инициируется заведующим кафедрой (рис. 2). Научные руководители предлагают варианты тем ВКР и на их основе

формируется предварительный список тем. Студент должен выбрать заинтересовавшую его тему из предлагаемого списка, либо предложить свой вариант, после чего он пишет заявление на имя руководителя на утверждение темы. Окончательное отверждение тем происходит приказом по институту.

Модель документооборота

Составляемый документ _ . „ Операция (исходящий документ) Документы- Кто составляет основания , ч , Накопитель (исполнитель) (входящие документы)

1 Письмо-запрос о Запросить Заведующий А1.

предложении тему кафедрой Почтовый

темы ВКР ящик

2 Письмо-ответ с Предложить Научный 1 - письмо-запрос

темой ВКР тему руководитель о предложении

темы ВКР

3 Список тем ВКР Сформирова Заведующий 2 - письмо-ответ с А2.

ть список кафедрой темой ВКР Компьютер

тем; кафедры

4 Заявление об Выбрать Студент 3 - список тем ВКР

утверждении тему

темы

заявление об утверждении темы

Рис. 3. Модель документооборота

Анализ осуществимости разработки

На основе проведенных исследований был рассмотрен процесс выбора темы ВКР студентами кафедры.

В процессе задействовано не так много людей и документов, однако в текущей модели процесс имеет слабую информационную поддержку и не автоматизирован. В текущей модели слишком много действий требуется делать вручную (обмен информации по темам по e-mail, формирование и печать списка тем, опрос студентов для выбора тем, составление заявления и тому подобное). Также студенты практически не имеют возможности подбирать себе тему ВКР заранее, возможности задать интересующие их вопросы научным руководителям.

Модель предлагаемого решения

Основной процесс, который нам нужно автоматизировать это

формирование списка тем ВКР и их выбора студентами (рис. 4).

образовательный стандарт

логин и пароль зав кафедрой

логин и пароль научного руководителя

логин и пароль студента

логин и пароль ад министратора

зав. научный студент

кафедрой руководи ТеЛ ь

администратор

Рис 4. Модель «как должно быть» Требования по автоматизации выделенных бизнес-процессов Приоритет: необходимо (!), желательно (*), дополнительно (+). 1. Функциональные требования:

1.1. (!) Система должна включать четыре группы пользователей: студенты, научные руководители, заведующий кафедрой и администратор.

1.2. (!) Научные руководители могут предлагать свои темы.

1.3. (!) Администратор должен добавлять учетные записи зав. кафедр.

1.4. (!) Система должна иметь скрытый и открытый список тем (открытыми становятся после ободрения зав. кафедрой).

1.5. (*) Студент может задать вопрос научному руководителю по

темы ВКР

заявление на

информационная система поддержки утверждение темы

выбора темы ВКР

рейтинг тем

поводу предложенной темы.

1.6. (+) Научные руководители могут просматривать и комментировать темы других руководителей (в том числе из скрытого списка).

1.7. (+) Система ведёт рейтинг популярности тем и оценивает их уникальность.

2. Требования к удобству:

2.1. (*) Система должна быть простой в использовании и иметь удобный интерфейс.

2.2. (*) Система должна генерировать заявление на утверждение темы

ВКР.

2.3. (*) В теме выпускной указывается область, краткое описание, ссылки на литературу и т.п.

2.4. (+) Студенты могут добавлять темы в избранное.

3. Требования к надёжности:

3.1. (!) Система должна иметь адекватную обработку ошибок и не допускать повреждения данных в их результате.

4. Требования к производительности:

4.1. (!) Система должна обеспечивать одновременное обслуживание достаточно большого числа пользователей (сотни).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2. (*) Малое время отклика при работе с системой.

5. Требования к поддержке:

5.1. (*) Система должна быть легко масштабируемой.

Заявленные требования на разработку программно-информационной системы можно представить в виде модели шесаБе (рис. 5).

Рис 5. Модель системы. Общая модель предлагаемого решения.

Система имеет четыре типа пользователей: научный руководитель, заведующий кафедрой, студент и администратор.

Главная задача научного руководителя - предложить новую тему для

ВКР.

Предлагаемые темы скрыты от студентов, пока их не посмотрит и не одобрит заведующий кафедрой. Также заведующий кафедрой может добавлять аккаунты научных руководителей.

Студент регистрируется в системе, периодически просматривает список тем (открытый список содержит только одобренные зав. кафедрой темы), добавляет интересное в избранное, задаёт уточняющие вопросы руководителю-автору темы, и выбирает себе подходящую. У студента есть возможность распечатать заявление на утверждении выбранной темы.

Администратор следит за системой в целом и имеет право добавлять зав. кафедр и управлять правами доступа и содержимым в целом

Выводы по модели предлагаемого решения

Система позволит преподавателям структурировать темы дипломных работ, предоставит удобное средство презентации этих тем студентам, и поможет студенту выбрать подходящую для него тему.

У студентов появится возможность заранее «присматривать» себе темы, иметь быструю обратную связь, что существенно облегчит непростую задачу выбора темы.

Сотрудникам кафедры же система позволит практически полностью

автоматизировать документооборот и иметь централизованный реестр текущих тем ВКР, а также оперативно следить за информацией по предложению новых тем и выборам студентов. Заключение

По результатам анализа предметной области можно заключить, что автоматизация процесса выбора тем ВКР является необходимой задачи для успешного прохождения студентами обучения.

Данные анализ показал существенные недостатки текущей модели процесса, а также возможность успешной его автоматизации посредством разработки программно-информационной системы поддержки выбора темы ВКР.

Использованные источники:

1. Абрамова О.Ф. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения дисциплине "Компьютерная графика" / О.Ф. Абрамова, С.В. Белова // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 3. - C. 90

2. Зорин Д.Ю. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации корпоративной разработки ИТ-проектов [Электронный ресурс] / Д.Ю. Зорин, О.Ф. Абрамова // Форум молодых учёных : электрон.науч. журнал. - 2017. - № 7 (11). - 20 с. - Режим доступа http://forum-nauka.ru/domains_data/files/11/ZORIN%20 D.Yu.-1 %20ABRAM0VA%200.F. -2%20K0R0TK0VA%20N.N. -3.pdf

3. Завадин В.А. Проектирование веб-системы электронного документооборота с интеграцией облачного хранилища [Электронный ресурс] / В.А. Завадин, О.Ф. Абрамова, Д.Н. Лясин // Форум молодых учёных : электрон.науч. журнал. - 2017. - № 5 (9). - 18 с. - Режим доступа : http: //forum-nauka.ru/domains_data/files/9/Zavadin.pdf.

4. Агафонкин М.А. Исследование методов и разработка автоматизации создания интегрированного архива документов [Электронный ресурс] / М.А. Агафонкин, А.А. Рыбанов, О.В. Свиридова // Международный студенческий научный вестник : электрон.науч. журнал. - 2018. - № 3, ч. 4. - C. 613-615. -Режим доступа :https://www.eduherald.ru/ru/issue/view?id=185

5. Маслова М.А. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации проектирования образовательных программ в соответствии с профессиональными образовательными стандартами [Электронный ресурс] / М.А. Маслова, О.Ф. Абрамова // Форум молодых учёных : электрон.науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). - 17 с. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/Maslova%20M.A..pdf.

6. Кащенко Я.В. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для учёта учебных и научных достижений студента вуза [Электронный ресурс] / Я.В. Кащенко, О.Ф. Абрамова, А.А. Рыбанов // Форум молодых учёных : электрон.науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). - 17 с. - Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/Kashenko%20Ya.V..pdf.

7. РыбановА.А. Educational information quantization for improving content quality in learning management systems [Электронныйресурс] / А. А. Рыбанов // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2014. - Vol. 15, No. 4. - C. 303320. - Режимдоступа : http://tojde.anadolu.edu.tr/

УДК 316.4

Тимченко А.С. студент

кафедра социальных технологий научный руководитель: Бубликов В.В., к.социолог.н.

доцент

кафедра социальных технологий

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Аннотация. Обеспечение безопасности населения Российской Федерации является приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти. Под безопасностью в данном контексте подразумевается как общественная, так и экономическая, экологическая и даже социальная безопасность населения. В настоящее время подробно регламентированы меры по обеспечению безопасности на национальном уровне, однако, реализация политики обеспечения безопасности на муниципальном уровне слабо изучена, что на наш взгляд, является существенной ошибкой, поскольку местные органы власти наиболее близки к населению.

Ключевые слова: местное самоуправление, безопасность, муниципальная безопасность, общественная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность.

Timchenko A.S.

Student of the Chair of Social Technologies Belgorod State University Russia, Belgorod Advisor:Bublikov V. V. Candidate of Sociology Associate Professor of the Chair of Social Technologies

Belgorod State University Russia, Belgorod ENSURING THE SAFETY OF THE POPULATION AT THE MUNICIPAL LEVEL Annotation: Ensuring the safety of the population of the Russian Federation is a priority in the activities of public authorities. Security in this context means both public and economic, environmental and even social security of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.