RESEARCH OF THE PRACTICE OF SOCIO-CULTURAL BRANDING OE THE TERRITORY BASED ON THE FESTIVAL MOVEMENT
Miroshnichenko Elena Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor Posokhova Natalya Viktorovna, PhD of Sociological Sciences, Associate Professor Kiishchenko Elena Sergeevna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod
The purpose of the study is to substantiate the potential of the festival movement in the process of sociocultural branding of the territory. The scientific novelty of the research lies in the fact that: a comprehensive study of the problem of sociocultural branding of territories by means of the festival movement has been carried out in the historical, theoretical, organizational aspects; the specific characteristics of the regionalfestival movement are highlighted, its role in the process of socio-cultural branding of the territory is substantiated; the problem of theoretical analysis of the potential of the festival movement iis a factor of socio-cultural branding of the territory at the regional level is posed, the conditions for the development of the festival movement on the territory of a particular territory are substantiated. As a result, it was concluded that it is necessary to intensify the festival practice at the regional level as an effective technology of territorial positioning.
Keywords: festiva l; festiva I movement; brand; territory; socio-cultural branding. DOI 10.34933/2305-8757.2021-8.8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БРЕНДИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Цель исследования заключается в обосновании потенциала фестивального движения в процессе социокультурного брендирования территории. Научная новизна исследовании заключается в том, что: осуществлено комплексное исследование проблемы социокультурного брендирования территорий средствами фестивального движения в историческом, теоретическом, организационном аспектах; выделены специфические характеристики регионального фестивального движения, обоснована его роль в процессе социокультур!юго брендирования территории; поставлена проблема теоретического анализа потенциала фестивального движения как фактора социокультурного брендирования территории на региональном уровне, обоснованы условия развития фестивальШго движения на территории конкретной территории. В ¡результате сделан вывод о необходимости активизации фестивальной практики на региональном уровне как действенной технологии территориального позиционирования. Ключевые слова,: фестивШь; фестивальное движение; бренд; территория; социокультурное брендирование.
Введение
ШШуальность темы исследования. Практика брендирования территорий набирает популярность у государственных и общественных органов власти, которые систематически осуществляют поиск индивидуальной, уникальной конкурентной ниши, которая расширит возможности привлечения крупных финансовых инвестиций, популяризации внутренних ресурсов, росту туристских потоков.
В настоящее время в различных сферах деятельности феномен бренда значительно активизируется. Этот термин и явление активно разрабатываются в сфере современного научного
УДК 379.831 ВАК 24.00.01
© Мирошниченко Е.В., 2021 © Ilocoxoea Н.В., 2021 © Кущенко Е.С., 2021
МИРОШНИЧЕНКО Елена Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент
ПОСОХОВА Наталья
Викторовна, кандидат социологических наук, доцент
КУЩЕНКО Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент
Белгородский государственный институт искусств и культуры, Велг01хк)
знания, а также имеется заслуживающий внимания накопленный практический опыт брендирования зарубежных и отечественных территорий. Бренд является творческим элементом, формирующим генотип развития места. Брендинг территорий является эффективным способом популяризации, который расширяет возможности для экономического и социально-культурного развития, что обусловливает успех использования этого механ изма многими современными территориями, которые запускают собственные бренди нговые программы.
На региональном уровне практика социокультурного брендирования территории имеет недостаточное развитие, чтообуслов-лено многими причинами объективного и субъективного характера. Создание бренда любой местности влияет в первую очередь на самих жителей. От этого зависит то, кем они будут себя чувствовать и станут ли поддерживать и вовлекаться в реализацию стратегии позиционирования бренда [1].
Б процессе позиционирования и социокультурного продвижения особую роль играют фестивали. Фестивальное движение активно развивается и представляет собой особую культуротворческую систему, в рамках которой осуществляются важные социальные функции.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный характер исследования потребовал обращения к научным трудам отечественных и зарубежных авторов, в которых тема бренда и бренди ига получила разноаспектное освещение. Среди наиболее известных исследователей можно назвать следующие имена: С. Анхольт, Д. Алессанд-IX), А. Бадьин, Н.Б. Бекетов, Л.А. Белоусова, A.C. Брусовая, И.С. Важенина, Д. Визгалов, О. Гусева, A.M. Годин, А. Инш, М. Макашев и другие.
Проанализирована проблема детализации и брендирования территорий в данном исследовании благодаря трудам как зарубежных, так и отечественных ученых А. Инш, Жан-М. Линн Кап фе pep, H.A. Левочкиной,
Ж.Ж. Ламбен, Т.Ю. Никифоровой, И.А. Суш-иен ковой, Г.Я. Хосперс, Я. Эллувуда и других.
Общие вопросы организации и проведения фестивалей освещены в публикациях В.Г. Бабкова, О.Я. Гойхман, Е.Д. Ериной, Д. Кланч, Л.А. Раздобариной, З.П, Рыжковой и других.
Региональные практики развития фестивального движения освещены достаточно фрагментарно, среди исследований в этом аспекте можно назвать работы Г.Я. Лаптевой, Н. Белобоцкого, Б. В. Периль, Г.В. Нла-хина и других.
Среди значительного количества публикаций, работ по комплексному исследованию фестивального движения как фактора социокультурного брендирования территории недостаточно, что также обусловливает актуальность темы исследования.
Цель, задачи и предмет исследования. Целыо исследования является обоснование потенциала фестивального движения в процессе социокультурного брендирования территории, что потребовало решения таких задач, как изучение социокультурного брендирования в контексте стратегии регионального развития территории; рассмотрение фестивального движения как условия социокультурного брендирования территории; исследование практики социокультурного брендирования территории Белгородской области на основе фестиваль:! о го движения; выявление и обоснование социально-культурных условий развития фестивального движения как фактора брендирования территории.
Научная новизна исследования заключается в том, что: осуществлено комплексное исследование проблемы социокультурного брендирования территорий средствами фестивального движения в историческом, теоретическом, организационном аспектах; выделены специфические характеристики регионального фестивального движения, обоснована сто роль в процессе социокультурного брендирования территории; посгав-
лена проблема теоретического анализа по-тенциала фестивального движения как фактора социокультурного брендирования территории на региональном уровне, обоснованы условия развития фестивального движения на территории конкретной территории.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных специалистов и практиков, посвященные вопросам брендирования территорий. В основе исследования лежит взаимодействие системно-функцио-нального, деятельностного и культурологического подходов извести ых отечествен*! ых ученых в области педагогики (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); культурологии (М.А. Ариарский); социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселёва, 10.Д. Красилышков, А.В. Соколов); теории управления (Ж. Бодрийяр, А.Е. Кирюнин, Д. Холт, В.М. Чижиков).
Базой для исследования процесса социокультурного брендирования территорий средствами фестивалей послужили теоретические выводы В,Г. Бабкова, Е.Д. Ери ной, Д. Кланч, Л.А. Раздобари-пой, 3,11. Рыжковой и других.
Характер исследования обусловил использование комплекса методов. Общенаучные методы способствовали осмыслению источников из раз-пых областей знаний; источниковедческий и сравнительный методы позволили провести анализ специальной литературы по исследуемой теме; методологический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, заключающийся в
ФЕСТИВАЛЬ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЮ БРЕНДИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОТРАЖАЕТ ТАКИЕ ВАЖНЫЕ КРИТЕРИИ, КАК УНИКАЛЬНОСТЬ МЕСТНОСТИ, ЕЁ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕМ, ПОЗИТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, ВНУТРЕННЯЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ, СПЛОЧЕННОСТЬ СООБЩЕСТВА,
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕНТИЧНОСТИ.
определении понятия социокультурного брендирования сначала как абстрактного, в дальнейшем его практических форм реализации в фестивальном движении; компаративный метод был направлен на выявление общих и различных характерисгик бренда как социокультурного явления, атак же при изучении традиционной технологии проведения фестивалей; этнографический метод применен при исследовании фестивального движения на территории Белгородской области, возможности его развития как фактора социокультурного брендирования.
Основная часть
Фестивальное движение позволяет решать несколько задач одновременно - во-первых, развитие творческого потенциала широких разных слоев населения, приобщение к культурным ценностям, актуализации заложенных в человеке творческих способностей. Во-вторых, позволяет обратить внимание широких слоев общественности, органов государственного управления, коммерческого сектора и других субъектов со-циально-культурной среды на огромный пласт культуры определённой местности, ее особенности и потенциал [2]. Многие территории в форме фестивалей создают собственный бренд, который в свою очередь становится их важным популяризирующим фактором.
Фестиваль как фактор социокультурного брендирования территории отражает такие важные критерия, как уникальность местности, её идентификация и тождественность восприятия населением, позитивность восприятия, внутренняя ло-
С-1
ч
г-.
-г.
V
О
с©
X
т ш
Н
Г
7<
яльность жителей данной территории, сплоченность сообщества, практический потенциал идентичности. Заявленный и принимаемый образ территории, позиционируемой средствами фестивалей, может изменить, утвердить и уточнить ценности народа, привлечь новых жителе! и дополнительные инвестиции в регион.
Уникальность социально-культурного брендирования подчеркивает необходимость осуществления выбора для последующего продвижения непохожего на другие, выдающегося культурного явления и вместе с тем территории, на которой это явление проявляется. Выбор осуществляется среди многих других на основе признака неповторимости, того, что не встречается нигде или, во всяком случае, на сопредельных территориях. Или же он может уникальным образом транслировать некие общие трендовые объединяющие людей исторические и социально-культурные смыслы.
Культурп ый брепддолжен уч иты вать то, что подобные объекты могут находиться где-то на других территориях. Бренд с его дополняющим окружением должен бытьуникальным, выгодно подчеркивающим значимость данного места, выделяющим его из других мест. Уникальность социально-культурного бренда характеризуется неповторимостью не только данного места и данного народа, но и исключительностью всего или всех, что или кто имел отношение к данному феноменальному явлению или был в соответствующих местах.
Особая роль в процессе социально-куль-турного брендирования территории отводится фестивальному движению как форе массового творчества людей и комплексному способу маркетинговых коммуникаций.
Технология культурного брендирования актуально в современных еоциально-куль-турных условиях как способ продвижения и социально-культурного развития территории. Главная цель создания культурного брэнда состоит в повышении привлекатель-
ности и создании новой стоимости позиционируемой территории. В этом случае неотъемлемыми требованиями к брэнду являются:
1. Бренд должен гарантировать предоставление основного набора услуг и поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии для удовлетворения нужд жителей, деловых кругов и посетителей.
2. Создание новых факторов привлекательности для обеспечения внешней поддержки государства, бизнеса, населения.
3- Донесение информации для всех потенциальных клиентов об особенностях и преимуществах территории.
Проведенное нами исследование дает основание с полной уверенностью рассматривать фестиваль как эффективный способ социокультурного брендирования. Это в значительной степени обусловливает активизацию деятельности по развитию фестивального движения на территории Белгородской области в последние десятилетия-
Сегодня фестивальное движение в области является способом формирования и продвижения брендов территории, привлечения туристов, рекламирования товаров и услуг, формирования имиджа региона, города, сельского поселения.
В условиях фестивального движения создаются дополнительные возможности для привлечения в единый социокультурный процесс новых разнообразных форм, жанров и видов искусства (музыка, хореография, театр, декоративно-прикладное творчество) и другое.
Понимая важность фестивалей как комплексной формы социально-культурп ого творчества, Белгородским государственным центром народного творчества в 2013 году разработан и ежегодно выпускается "Фестивальный календарь Белгородской области". Календарь содержит информацию о наиболее важных фестивальных мероприятиях, планируемых с перспективой на год, даётся краткая характеристика темы и содержания фестиваля, указываются место, время его проведения [3, С. 84].
Анализ развития фестивального движения показал, что за истекший год на территории Белгородской области было проведены фестивали различной тематики (табл.).
Таблица - Анализ развития фестивального движения
В перечень фестивальных событий календаря, безусловно, включены далеко не все, проводимые на территории области фестивали, представлены только наиболее известные и популярные события. "Фестивальный календарь Белгородской области"
можно рассматривать основанием для дальнейшей деятельности специалистов сферы культуры п< > социокультурному бре! 1 днрова-нию территорий муниципальных образований, как фактор продвижения и социаль-но-культурного развития.
Для более полной картины развития фестивального движения нами были проанализированы поведенные на территории Белгородской области фестивали по следующим критериям: тематика, сезонность, возраст участников, локация.
Согласно фестивального календаря Белгородской области, тематически фестивали по кол ичествем ному составу представлены следующим образом (диаграмма 1).
Помимо фестивалей, приведенных в диаграмме, в регионе проводятся такие мероприятия, как фестиваль русской усадебной кул ь-туры "Юсуповские собрания" - 1 ед„ фестиваль-праздник "Русь матрёшечная" - 1 ед., фестиваль творчества народов мира "Синергия", гастрономический фестиваль "Фестиваль вареников" - к Как видим, большинство фестивалей имеет народно-художественную направленность, что обусловлено приоритетными задачами региональной культурной политики. Белгородская область уникальна и самобытна по своей культуре. Богатая история края, населенного носите-
lili Наименование фестиваля Тематика BpéM я проведения Место проведения
J Фестиваль вареников гасД^номический 11-12 января т. Белгород, Соборная площадь
г Маланья зимни народности и исторических реконструкций 15 февраля Прохорове кг (f¡ район, парк регионального значения .....КЛЮЧИ:»
i BslgörodMusicFest музыкальный «Борис лав Струл£в и друзья» 29 февраля т. Белгород, Белгородская государственная фплармо-ша
4 BelgorodMusicFesl музыкальный «¿Борис лав Струлй и ........... 1 -7 мзрта т. Белго[юд, Белгородская государственная филармония
На соискание премии M.C. Щепкина театральный 14-15 марта Губкинский городской округ, губкинский театр дня детени молодежи
С Театральная весна ТеаТралЬНЫЙ 3-4 апреля Грайворонскпй городской OKpví, с , Головчнно, ЦКР
7 Фомина жишш народного творчества 2 мая т, НовыйОскол
Я Земля мастеровая народного творчества 24 мая Чернянский район, с. Оль-шанка. открытая площадка дгс
í> фт CTßlü-EOii СЛОООДЫ начало казачьей нес™ 30 мая и. Ровеньки, рекреационная зона «Бульвар Прибрежный»
№ Синергия творчества народов мйрз 29-31 мая f. ШебеЕино
11 Лето красное фольклорный 7 iiKiíui Чернянский район, с. Холки
13 Маланья народности и исторических реконструкций 6 нюня Прозоровский район. Парк регионального значения .....KjBO'íii»
ЕД Русь матрёшечная фестиваль-праздник 4 шоля Крас нояру жск! й район, п. Красная Яруга, парс Победы
14 BS род! як МаничкишШ фольклорной 18 шоля ,\лексеевск<[й городской округ, с. Подсереднее,
15 Крестьяннн.ги фестпваль-состязаште 25 шоля Волоконовский район, с . Tíoвоива новка. Мельнечный комплекс
lí Белая маска городской фестиваль 4 августа. г. Белгород Парк Победы
17 Пртплашает Стршунов-ское Лукоморье! фестиваль-ярмарка 15 августа Борисовский район, с. Сгрп- ТУНТ.1
IS Орешкины потешки состязательный 29 августа Красненский район, с. Красное
1? Юсуповские собрания русской усадебной культуры 12 сентября Ракитянский район п. Ракитное. усадьба юйзей Юсуповых
Яблочные осенины фестиваль-ярма рка 19 сентября г, Короча, гшощадь Василье-ва
21 Посвящение Земляку -Mi гашлу Щепкину театральный 14-15 ноября Яковлевский городской OKpyi, музей-усадьба М.С. Щепкина, Центральная, 54
п Кубок Белогорья исполнительский (народные инструменты) 23-27 ноября г. Белгород
23 MopttiFesl городской фести-валь 19 декабря к Ст. Оскол, площадь Побе-ды
лями различных культурных традиции, приграничная расположенность, благоприятные климатические условия создали неповторим ые образцы материалыюй и духовной культуры. На территории области Проживают носители аутентичной культуры, традиции которой изучаются и транслируются в современных формах социаль-по-кул ьтурпой деятел ьности.
исторических
реконстр;."кций музыканые
нарезного творчеспз
театральные
фестиваль-ярм арии городские фестивали • фестивали-состязания
Диаграмма 1 - Тематика фестивалей Белгородской области
Культурное наследие предков остается важным фактором воспитания и формирования личности на территории Белгород-чипы. Б этой связи, сохранение и актуализация ценностей народной художественной культуры остается одним из приоритетных направлений деятельности субъектов культурной политики региона.
По критерию сезонности можно отметить, что большинство фестивалей проводится в летний период (диаграмма 2).
Диаграмма 2 _ Сезонность проведения фестивалей в соотношении
Благоприятные условия, теплый и комфортный климат Белгородской области
является обусловливающим фактором сезонности проведения фестивалей в весенне-летний период. Транспортная доступность в места фестивальных мероприятий способствует большому количеству не только отечественных гостей, но и иностранных зрителей и участников проводимых фестивалей.
Фестивальное движение в Белгородской области становится одним из важных способов культурного брендиро-вания территории. В каждой местности имеются самобытные образцы культурного наследия, которые могут стать объектом не только социальных. но и экономических инвестиций.
По возрастному критерию было отмечено следующее. Большая часть фестивалей для различных категорий населения. На наш взгляд, не достаточно фестивалей для моложёной аудитории.
По признаку локации проведения фестивалей можно наблюдать следующее (диаграмма з).
■Белгородский район, г Белгород
■ Губкннс^ий ГО
■Прохоровский р-н ТраГворонский р-н
■ Н Оскол Ст. О скол Бориссвскзй р-н Краснянскнй р-н Краснояружский р-н
/диаграмма3 Тсрритоиальная локация фестивалей в %-ом соотношения
Как видно из данных диаграммы, большинство фестивалей анализируемого календаря проводятся в городе Белгороде и Белгородском районе. Это говорит о том, что на уровне районов эта форма не достаточно позиционируется.
Проведенный анализ фестивального календаря показывает, что форма фестивалей достаточно популярна на территории Белгородской области. Фестивальное движение
обусловливаетсяфакторами сезонности, территориальным бытованием.
Однако анализ фестивального календаря не дает полной картины развития фестивального движения в Белгородской области. В настоящее время большинство муниципальных образований в практике социально-культурной деятельности используют фестивали, В том числе как способ территориального брендирования.
В фестивальный календарь не включена большая часть проводимых на практике фестивалей различной тематической направленности. Как мы отмечали выше, летний период особенно благоприятен для проведения таких мероприятий. Среди фестивалей, проводимых в летние месяцы, можно отметить музыкальный фестиваль "Мельни-ца" (Крас1 юяружский р-н., с. Колоти ловка). В рамках проводимого мероприятия работают торговые ряды, расположившиеся вдоль всей фестивальной площади. На сцене фестиваля проходят выступления артистов и музыкальных групп в стилях фолк и русской народной музыки.
На территории Краснояружского района проходит фестиваль "На Ивана, на Купалу". Это востребованный вариант семейного отдыха, с погружением в традиции наших предков. Весь день до самого завершения играет музыка, организованы площадки с интерактивами для детей и подростков в стиле игр ХУШ-ХШ веков. У каждого посетителя мероприятия есть прекрасная возможность прожить этот день по всем историческим традициям и правилам, как это было принято на Руси. Огонь, травы и вода являются главными атрибутами праздника. Без них не обходится ни один обряд, большая часть которых проводится ночью [4].
Посещение фестиваля является не толь-коспособом проведения досуга, но и знакомства с традициями русского народа, местными обрядами и творчеством.
Фестиваль "Казачий разгуляй", который проводится в летний период в Староосколь-ском городском округе, городе Старый Ос-
кол, направлен на возрождение, сохранение и пропаганду самобытной культуры казачества, формирование чувства патриотизма и любви к Отечеству.
В программу фестиваля включены выступления вокальных и хореографических коллективов и солистов; выставка-продажа изделий народных промыслов и ремесел, работ самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного творчества; презентации казачьих подворий, показ обряда из жизни казаков с использованием предметов быта, казачьей одежды, дегустация казачьей кухни; демонстрация элементов казачьей воинской подготовки; демонстрация костюмов (история и современное исполнение казачьего костюма).
В фестивале принимают участие профессиональные и самодеятельные коллективы и отдельные исполнители, пропагандирующие казачью культуру, а также коллективы и исполнители, имеющие в своем репертуаре произведения различных жанров казачьего народного творчества, бытующего на территории Белгородской области.
В поселке Пятницкое Волоконовского района проходит фестиваль "Музыкальная слобода", который объединяет любителей народной музыки, песен, частушек и народного танца. Фестиваль направлен на пропаганду народного творчества.
Театрализованное открытие фестиваля проходит на центральной площадке, где выступают лучшие творческие коллективы Волоконовского района и гости из соседних областей и районов: творческие коллективы с баянами и гармошками, балалайками и ложками. Гостей встречают сказочные персонажи Медведь и Балалайка. На прилегающей территории представлены работы мастеров декоративно-прикладного творчества, организованы "вкусная музыкальная ярмарка", интересные конкурсно-игровые программы для детей и взрослых, функционируют торговые точки с продукцией местных производителей. Всем гостям фестиваля вручают яркие символические
ленточки с логотипом "Музыкальной слободы" и добрыми пожеланиями.
На территории Ивнянекого района Белгородской области популярными являются такие фестивали, как областной фестиваль народных традиций "Крещенские морозы", который проводится в зимний период времени. Тематическая направленность мероприятия раскрывает традиции местного населения, обряды зимних праздников, особенности музыкально-исполнительского творчества территории. Не менее популярным является фестиваль-праздник "Верхо-пенский вернисаж", который проводится в рамках создания и продвижения культурных брендов Ивнянекого района.
Патриотическую направленность носит открытый фестиваль-конкурс "Войны не знали мы, но все же...". Героическая история Белгородчины нашла свое отражение в программе фестиваля. Мероприятие способствует не только социально-культурному брендированию территории, но и воспитывает патриотические качества, формирует чувство причастности к славному прошлому русского народа.
Ценностный потенциал народной культуры и спортивных традиций заложен в фестивале казачьей культуры и спорта "Станица Ивнянская", который популярен не только среди жителей Ивнянекого района, но и гостей. Знакомство с традициями казачества, участие в спортивных состязаниях оставляет глубокие впечатления у посетителей фестивальных мероприятий.
Также на территории Ивнянекого района проводится отрытый фестиваль современного искусства и спорта "Вектор на столетие", который организуется в целях социокультурного брендирования территории.
Закл ючеиме
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать выводы. Одним из приоритетных направлений государственной культурной политики на уровне региона является создание культурных брендов
как способа продвижения уникальной культуры и самобытных традиций населения Белгородской области. В этом аспекте формой эффективного социально-культурного брендирования территории можно рассматривать фестивали. Развитие фестивального движения на территории Белгородской имеет поддержку со стороны органов управления и коммерческого сектора. В бол ьшинетве му-ниципальных районов созданы и проводятся брендовые фестивал и с разнообразны ми программами и различной тематической направленности.
Можно отметить, что территориальное бытование фестивалей не однородно. Целесообразно активизировать деятельность по развитию фестивального движения с максимальным охватом муниципальных территорий Белгородской области, так как соци-ально-культурный региональный потенциал в сфере культурного брендирования выступает ресурсом развития не тол ько территории, но и страны в целом. В сгратегии активизации фестивального движения как фактора социально-культурного брендирования территории должны быть выделены основные этапы, из которых состоит процесс территориального брендинга: описание основных характеристик территории этнокультурного брендирования, определение-целей и задач, выбор внешних и внутренних целевых аудиторий, проведение аналитических и социологических исследований по ожиданиям потребителей бренда, выбор культурных образов, персоналий и событий для формирования территориального бренда, создание визуального образа, выбор каналов коммуникации для продвижения и развития.
Примечания;
1. Рождественский ДА Вовлекающие технологии в геобрендинге / ДА Рождественский, B.C. Пухт-вент // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия: Ухтинский государственный технический уни1>ерси га 2019. С. 193-198.
2. Кузнецов К. А. Роль фестивального движения в развитии любительского хореографического искусства в России [Электродный ресурс] / ЕА Кузнецов // Кулыура: теория и практика: Мсхжше-
кий государственный институт культурй, - 2017.
- № 4. - Электрон, 'текст, данные - URL: https:// www.elibrary.ni/item.asp?itL=ip 30298 7 (дата Обращения: 02.09.202!}
3. Мирошниченко Е.В. Туристский потенциал как условие эффективного развития региональной туриндустрпи(на примере Белгородскоййблаф ти) / Е.В, Мирошниченко, Н.В. Ефремова, Н.В.По-сохова, Е.С. Штапько // Вестник университета российской академии образования.-2018кг № 4.
- С. 83-88.
4. Праздники, фестивали и праздники. Праздники Крас ноя ру же кого района [Электронный ресурс], Электрон, текст, данные - URL: https:// www .с iil tu ге. in/event s/99 708 4 / ifes t ivai -na-ivana-na-kupalu (дата обращения: 29,08.202т).
5. Морозова И.Л. Проблемы управления социально-экономическими процессами региона / ИЛ. Морозова, А,П. Соколов // Регионология. -2015. - №3. - С. 27-35.
6. Плахин Г, В. Организация фестивал внеконкурсных самодеятельного тво]змества/ Г. В. Плахин // Культура и социум: матер. Всерос. конф. ( 33-14 апр. 2000 года)". - Тюмень : ТГУ. 2000. -С. 23-25.
7. Проект портала Губернатор и Правительство Белгородской области / Белгород / История. [Электронный ресурс]. - Электрой, текст дай. -Режим доступа: http://old.beiregion.j4i/region/ districts/gorod/history/ (дата обращения 17. 01.202т).