Научная статья на тему 'Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста'

Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2368
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕЛЛЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / COGNITIVE SPHERE / INTELLECT / GIFTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сотникова Ирина Дмитриевна

В статье содержатся результаты исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, проводимого в течение 2005/2007 учебного года в детских дошкольных учреждениях г. Борисоглебска детский сад №11 и Центр внешкольной работы. Изученные в исследовании вопросы непосредственно связаны с совершенствованием процесса подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возрастаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сотникова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article results of research of features of development of the cognitive sphere at children of the senior preschool age spent during 2005/2007 in children's preschool establishments of Borisoglebsk a nursery school №11 and Out-of-School work Center contain. The problems investigated in the research are directly connected with the improvement of the preschool preparatory process of teaching at children of the senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.922.7

И.Д. Сотникова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воронежский государственный педагогический университет

На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим в развитии сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальная задача образовательных учреждений. Своевременное выявление и комплексное обследование таких детей уже является проблемой современной возрастной и педагогической психологии.

Почти все исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, на первый план выдвигают интеллектуальные (умственные) способности, целостную характеристику которых часто обозначают термином «интеллект». Необходимо отметить, что интеллект употребляется и как синоним понятия «умственная одаренность».

В мировой психологии всегда особый интерес вызывала проблема раскрытия природных основ умственных способностей и одаренности. Данной проблемой занимались и многие отечественные психологи [1-6 и др.]. Исходя из этого, центральное место в науке занимает проблема раскрытия законов умственного и личностного развития детей и взрослых, а также исследование интеллектуального потенциала в более раннем (дошкольном) возрасте.

В последнее время в психологии наметились два подхода к раскрытию природных основ умственных способностей, традиционно измеряемых тестами интеллекта: редукционистский и системно-структурный. Первый подход связан с поиском небольшого числа простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций, свойства которых могли бы лежать в основе успешности - неуспешности решения множества задач, как входящих в типы интеллекта, так

и встающих перед индивидом в его учебной и профессиональной деятельности [7].

Системно-структурный подход, широко представленный работами Н.И. Чуприковой и Т.А. Ра-тановой [8-9], объясняет умственные способности с точки зрения развития способов репрезентации знаний и связан с уровнем дифференциации, интеграции и иерархической организации когнитивных структур, а также с качеством и быстротой анализа воспринимаемой информации.

В основе развитого интеллекта взрослых людей лежат сложные многоуровневые когнитивные структуры, которые развиваются из более простых нерасчлененных глобальных структур путем их многократной и многоаспектной дифференциации [9]. Под когнитивными структурами следует понимать относительно стабильные психологические системы репрезентации знаний в самом широком смысле этого слова, являющиеся системами извлечения и анализа текущей информации. Когнитивные структуры - это складывающаяся в процессе жизни стабильная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Только хорошо структурно организованная, богато внутренне расчлененная система репрезентации знаний может обеспечить гибкость и подвижность мышления, возможность движения мысли в самых разных направлениях, возможность соотнесения, мысленного сопоставления самых разных объектов и явлений и в самых разных отношениях и аспектах.

До настоящего времени в психологии множество различных определений одаренности сводится к тому, что она (одаренность) не исчерпывается только высоким ^, хотя ^-критерий практически неизбежен для оценки явно выраженной или по-

И.Д. Сотникова. Исследование познавательных особенностей детей старшего..

тенциально имеющейся одаренности. Чтобы приблизиться к пониманию того, что же собой представляет детская одаренность, рассмотрим некоторые когнитивные и личностные особенности детей с ускоренным умственным развитием и обратимся к специфике хода возрастного развития обычных детей старшего дошкольного возраста.

Среди специфических черт, характеризующих особенности личностного и когнитивного развития незаурядных детей, наряду с глубинными, природными, много и таких, которые проявляются в поведении ребенка, в особенностях его игровой и учебной деятельности.

Многие ученые выделяют такую особенность познавательной сферы детей с опережающем развитием, как высокую познавательную потребность.

Н.С. Лейтес пишет, что «... особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны» [1, с. 63].

Одаренных детей дошкольного возраста отличает также и хорошая память. Такие дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки и многое другое.

Кроме того, многие зарубежные и некоторые отечественные исследователи к особенностям когнитивного развития одаренных детей относят: 1) сверхчувствительность к проблемам; 2) склонность к задачам дивергентного типа; 3) гибкость мышления; 4) способность к прогнозированию; 5) перфекционизм (стремление к совершенству).

Для нас особый интерес представляет исследование особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием в сравнении с их обычными сверстниками. Именно поэтому целью нашего исследования являлось выявление и сопоставление интеллектуальных особенностей детей 6-7 лет с высоким

уровнем развития интеллекта и их сверстников с условно-нормальным развитием.

До настоящего времени выявление детей с опережающим развитием является сложной и многоаспектной проблемой. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата еще в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Именно тогда высокий интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности.

В современной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки (традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Стенфорд - Бине или более 120 по тесту Д. Векслера); второй - на комплексной оценке. Примером комплексного подхода может служить «резервуар-ная модель» Гауэна, включающая множество оценочных процедур (тестирование, рекомендации учителей, опрос родителей и т.д.). Еще В.С. Юрке-вич было отмечено, «что дети в 6-7 лет уже, безусловно, делились на одаренных и обыкновенных» [6, с. 14].

Исследование проводилось в течение 20062008 годов на базе подготовительных групп Борисоглебского центра развития ребенка - детского сада № 11. В экспериментальную группу для проведения исследования было отобрано 27 детей, получивших по тесту Д. Векслера 10 от 117 до 142 баллов и имеющих третий или четвертый уровень по методике «Прогрессивные матрицы» Дж. Раве-на. В контрольную группу были отобраны дети в случайном порядке в количестве 24 человек.

В качестве экспериментальных методик использовался детский вариант теста Д. Векслера (адаптированный вариант) и «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.

Результаты экспериментов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

экспериментальной и контрольной групп

Показатели Группа Величина

(тест Векслера) экспериментальная контрольная Т- критерия

1. Осведомленность 15.66 11.16 5.858***

2. Понятливость 17.29 12.25 8.686***

3. Арифметический 14.74 11.54 4 585***

4. Сходство 17.22 12.91 8.326***

5. Словарь 12.4 9.54 6.166***

6. Повторение цифр 11.77 9.41 4 74***

7. Недостающие детали 14.85 11.79 5.867***

8. Послед. картинки 15.4 12.95 3.617***

9. Кубики Косса 17.92 14.83 5.83***

10. Сложение фигур 14.22 12.08 3.678***

11. Кодирование 12.25 12.66 0.774

15. Матрицы Равена 28.95 24.04 7 847***

Примечания: * -р < или = 0.05; ** -р < или = 0.01; *** -р < или = 0.001

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79)

Как видно из таблицы, показатели по 6 вербальным и 4 невербальным субтестам выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Значительные различия можно наблюдать при сравнении показателей вербальных субтестов «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство», «Словарь». Если у детей с опережением в развитии они составляли 15.66, 17.29, 17.22 и 12.4, то эти же показатели у обычных детей соответственно равны 11.16, 12.25, 12.91 и 9.54.

По показателям невербальных заданий значительное опережение выявлено по субтестам «Недостающие детали», «Последовательные картинки» и «Кубики Кооса». В экспериментальной группе эти показатели составили 14.85, 15.4 и 7.92; в контрольной - 11.79,12.95 и 14.83. Таким образом, разница показателей экспериментальной и контрольной выборок по вербальным и невербальным субтестам значима на высоком уровне статистической надежности при р меньше или = 0.001. Исключение составил субтест «Кодирование», где нет значимой разницы между показателями. В экспериментальной и контрольной группах показатель по данному субтесту соответственно равен 12.25 и 12.66. При выполнении задания данного субтеста осуществляется контроль умений точно скопировать образец и выявляется уровень произвольности управления психическими функциями. Так как у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольность всех психических процессов, то можно предположить, что именно поэтому не выявлено значимой разницы по данному субтесту между детьми экспериментальной группы и контрольной.

Интегральные показатели вербального, невербального и общего интеллекта также значительно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Если эти показатели в группе детей с опережающим развитием составили 115.29, 116.96 и 126.14, то в контрольной группе величина вербального, невербального и общего интеллекта соответственно равна 96.25, 104.25 и 106.75. При этом анализ показал, что величины различий показателей между детьми экспериментальной и контрольной групп статистически значимы на высоком уровне достоверности при р меньше или = 0.001. Необходимо отметить, что именно показатель общего интеллекта в экспериментальной группе, равный 126.14, попадает в зону «высокого уровня интеллектуального развития» (по Векслеру) и является определяющим при отборе детей для данной выборки.

Таким образом, групповой анализ полученных данных по интеллектуальным показателям у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать основной вывод - уровень развития интеллекта у детей экспериментальной группы значительно выше, чем у обычных детей той же возрастной группы. Дети старшего дошкольного возраста, составившие экспериментальную выборку, имеют более высокие показатели вербального (115.2), невербального (116.9) и общего интеллекта (126.1); наивысший уровень успешности решения матричных задач. Кроме того, у этих детей отмечается такая особенность структуры интеллекта, как приблизительное равенство показателей вербального и невербального интеллекта.

Поступила в редакцию 25.04.2008

Литература

1. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.

2. Матюшкин А.М. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопр. психологии. 1984. № 3.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

4. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

5. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. № 5.

6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. М., 1996.

7. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психологии. 1995. № 1.

8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

9. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.