Научная статья на тему 'Исследование потребительского рынка г. Пскова с целью повышения конкурентных преимуществ предприятия'

Исследование потребительского рынка г. Пскова с целью повышения конкурентных преимуществ предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование потребительского рынка г. Пскова с целью повышения конкурентных преимуществ предприятия»

И. А. Дагаева, В. В. Нотченко

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА г. ПСКОВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Развитию потребительского рынка в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания, поэтому переход к рыночным отношениям вызвал необходимость смещения приоритетов от массового производства не всегда востребованных товаров к стремлению более полно удовлетворить не только традиционные, но и специфические, уникальные потребности покупателей.

В период до 1999-2000 гг., когда наблюдался спад производства и снижение уровня реальных доходов населения, возникла необходимость предпринять меры по насыщению потребительского рынка товарами с низкими ценами. В это время особенно явно проявились преимущества малого бизнеса перед крупным бизнесом, причем, развитие малый бизнес получил, в основном, в сфере торговли, поскольку торговое предпринимательство не требует значительных затрат по сравнению с производственным предпринимательством.

За последующий период становления рыночных отношений торговлю коснулось множество изменений, касающихся как количественных, так и качественных ее характеристик.

В частности, происходили изменения в формах проявления торговли, выразившиеся в увеличении доли продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках: 1992 г. эта доля составляла 13,8%, к 2002 г. она выросла до 30,2%. Такое увеличение могло быть связано, в первую очередь, с ростом числа предпринимателей, осуществляющих торгово-закупочную деятельность. Но, в то же время, в крупных городах обозначилась тенденция оттока покупателей с вещевых, смешанных и продовольственных рынков в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров торгующими организациями.

Кроме того, на протяжении последнего десятилетия наблюдается устойчивый рост оборотов розничной торговли негосударственного сектора, о чем свидетельствует следую-

щее: если в 1992 г. негосударственный сектор розничной торговли составлял 78%, то к 2001 г. он уже составил 95%.

Следует обратить внимание также на то, что удельный вес крупных и средних предприятий розничной торговли снижается, а доля крупных и средних предприятий оптовой торговли увеличивается.

Необходимо отметить и изменения в инфраструктуре торговли, связанные с дифференциацией денежных доходов населения страны в начале перехода к рыночной экономике, что в свою очередь вызвало дифференциацию в потребностях. Именно на данном этапе цена выступила в качестве определяющего фактора при совершении покупки. Так, население с низкими доходами стремилось найти наиболее дешевые товары, часто руководствуясь в своих действиях эффектом замещения. В свою очередь, покупатели с высоким уровнем дохода отдавали предпочтение дорогостоящим товарам, как средству самовыражения и подтверждения своего социального статуса. При этом и в том и в другом случае цена не рассматривалась как атрибут соответствующего качества товара. Естественно, что подобное расслоение общества привело к появлению верхней и нижней ступеней многоуровневой системы предложения потребительских товаров: от супермаркетов с ценами выше среднего уровня до недорогих магазинов и вещевых, смешанных и продовольственных рынков.

К середине 1990-х гг. появились потребители, предъявлявшие спрос на качественные и относительно недорогие товары. Появление нового типа потребителей привело к возникновению магазинов со средним уровнем цен, отвечающим новым требованиям. Отличительное преимущество таких магазинов - это качество товара, разнообразный товарный ассортимент, приемлемая цена.

Таким образом, можно сделать вывод, что все формы торговли развивались и про-

должают развиваться весьма динамично, в торговле происходят преобразования, связанные с совершенствованием организации торгового процесса, направлениями которого являются создание сети магазинов, торгующих широким ассортиментом товаров. Розничная торговля занимает все возрастающую роль в сфере малого бизнеса, как по количеству предприятий, так и по количеству предпринимателей, осуществляющих торгово-закупочную деятельность.

Описанные выше тенденции характерны для крупных городов с большими объемами товарооборота, для небольших городов характерно запаздывание этих процессов по причине специфических особенностей региональных рынков, что характерно и для г. Пскова. Для анализа псковского потребительского рынка используем данные статистического сборника «Социально-экономическое положение г. Пскова» за разные годы.

К особенностям развития псковского рынка можно отнести то, что в г. Пскове на фоне снижения промышленного производства происходил рост стоимостных объемов розничной торговли, как торговых организаций, так и вещевых, смешанных и продовольственных рынков. С 2000 г. наблюдается рост не только стоимостных показателей объемов торговли, но и рост физического товарооборота. Однако необходимо отметить, что развитие торговли на рынках происходит более интенсивно, о чем свидетельствует рост удельного веса уличных рынков в общем объеме розничной торговли (удельный вес рынков г. Пскова в 2000-е гг. достиг 40%). Также необходимо подчеркнуть, что в макроструктуре товарооборота значительно преобладают продовольственные товары (более 60%), хотя в среднем по России этот показатель находится на уровне 45-50%. Это свидетельствует о более низких денежных доходах населения Псковской области, что доказывают и данные, предоставляемые Федеральной службой госстатистики. В частности, в 2004 г. средняя заработная плата в Псковской области составляла 5026,9 руб., что существенно ниже средней зарплаты по России (7584,3), а по разнице между зарплатой и потребительскими расходами (1232,4 руб.) Псковская область находится на 80 месте среди всех регионов России.

Анализ динамики темпов роста цен в главных сферах деятельности показал, что наибольший скачок цен произошел, как и можно было бы ожидать, в 1999 г.: на продукцию сельского хозяйства цены выросли на 97%, и на продукцию промышленности - на 36,5%. После 1999 г. темпы роста потребительских цен, цен промышленности и сельского хозяйства снижаются и в настоящее время установились на уровне, близком к среднему по России.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что население г. Пскова имеет более низкий денежный доход, поэтому большая часть денежного дохода расходуется на приобретение продовольственных товаров. В этих условиях более активно, чем в среднем по России, предпринимательская деятельность используется как источник получения доходов. Удельный вес этого источника денежного дохода сравним с удельным весом оплаты труда. В связи с этим предпринимательскую деятельность можно рассматривать как вынужденную меру населения в целях получения дохода.

По оценкам экспертов, в настоящий момент времени нет оснований говорить об ослаблении конкуренции между торгующими организациями. Большинство предпринимателей (67%) по-прежнему оценивают уровень конкуренции как «высокий» и «очень высокий». Усилившаяся конкуренция ускорила процесс расширения ассортимента товаров, о чем свидетельствует то, что сами предприниматели высоко оценивают расширение ассортимента как способа конкурентной борьбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в г. Пскове происходят активные процессы развития торговли. По причине того, что денежные доходы населения г. Пскова нельзя определить как высокие, конкуренция в сфере торговли носит преимущественно ценовой характер, но предприятия торговли стремятся также к расширению ассортимента предлагаемых товаров. В связи с этим в настоящий момент, особенно для розничных продавцов, становятся актуальными вопросы создания и обеспечения преимуществ перед своими конкурентами, вследствие чего возрастает важность сегментирования потребительского рынка.

Первым шагом процесса сегментирования является формирование общего представления о потенциальных потребителях, то есть проведение макросегментации. Макросегментацию следует проводить с учетом не только общепризнанных критериев (географических, демографических, социоэкономических), но и с учетом сферы деятельности предпринимателя. Так, например, для розничного продавца запасных частей легковых автомобилей в качестве макросегмента будут выступать владельцы легковых автомобилей, проживающие в конкретном городе и его пригородах, с определенным уровнем доходов и определенного социального статуса, при этом также необходимо учитывать марку легкового автомобиля. Таким образом, например, для предпринимателя, который в г. Пскове занимается

реализацией запчастей для автомобилей ВАЗ различных моделей, в качестве макросегмента будут выступать владельцы данных автомобилей, проживающие в г. Пскове и его пригородах. После того как определен макросегмент, следует приступать к более детальному исследованию потребителей, что позволит выделить микросегмент рынка интересующего нас товара по критериям, более точно характеризующим потребителя таким, как возраст покупателя, пол, трудоустроенность, возраст автомобиля, предпочтения места покупки (специализированные магазины, рынок). Использование исследования потребительского рынка и дальнейший его анализ с применением методов сегментирования является путем развития цивилизованных форм конкуренции на потребительских рынках.

Н. К. Иванцов, В. Г. Пушкарев, Л. И. Яловик

АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ НА ПОСЕВАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проблема засоренности посевов сельскохозяйственных культур является главнейшей в деле оптимизации фитосанитарного состояния агроценозов. В настоящее время, к сожалению, неоспоримым фактом является средняя и сильная степень засорения практически всех полей во всех регионах России. Особенно трудоемкой является борьба с многолетними сорняками. Установлено, что в различных зонах страны от 40 до 70% общих потерь сельскохозяйственной продукции от сорных растений приходится на долю корнеотпрысковых. Пырей ползучий снижает урожай льнопродукции на 15-20%, а при высокой засоренности - до 50%, иногда и более. При существующем дефиците трудовых ресурсов в аграрном секторе и возрастающем спросе на продукты питания в зоне не обойтись без применения гербицидов в технологиях возделывания культур. Гербициды существенно снижают затраты труда и средства на

борьбу с сорняками, способствуют повышению урожая сельскохозяйственных культур.

Применение гербицидов необходимо рассматривать как способ управления вредоносностью сорных растений в агроценозе. Поскольку гербициды являются биологически активными веществами небезразличными для агроценоза, то их применение требует жесткого постоянного экологического контроля. В настоящее время нет единого методологического подхода к оценке степени опасности гербицидов для агроценоза и окружающей среды. В наших исследованиях была использована методика, разработанная М. С. Соколовым и М. А. Глазовской [5]. В основу этой методики положены двенадцать экотоксико-логических и гигиенических показателей, в которой использованы такие основные показатели, как персистентность в почве, действие на почвенные ферментативные процессы и биоту, миграция, транслокация, реакция на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.