Управление рисками
Удк 336.77:330.131.7 (045)
исследование понятия «рейтинговая система оценки кредитного риска»
м. в. бордакова,
аспирант кафедры банков и банковского менеджмента E-mail: marinabordakova@yandex. ru Финансовый университет при Правительстве рФ
В статье отмечается, что в связи с предполагаемым внедрением в российскую банковскую практику рекомендаций Базеля II, в числе которых особое место отводится оценке кредитного риска заемщика на основе внутренних рейтинговых систем, проблема теоретико-методического обеспечения этого направления приобретает особую актуальность. Рассмотрены концептуальные основы формирования данных систем, определены основные элементы и систематизирован понятийный аппарат в данной области исследования. Предлагается модель построения внутренней рейтинговой системы оценки кредитного риска, которая состоит из унифицированного и специального блоков. Сделан вывод о том, что рейтинговая система оценки кредитного риска является многомерным понятием, требующим комплексного теоретического исследования ее содержания и ее основных элементов, что, в свою очередь, позволит повысить качество используемых в российской практике рейтинговых систем оценки кредитного риска.
Ключевые слова: рейтинг, система, кредитный риск, оценка кредитного риска, внутренние рейтинговые системы.
Стремительное развитие банковской деятельности в РФ обусловливает необходимость совершенствования практики кредитования корпоративных заемщиков в части снижения кредитного риска как одного из главных рисков, присущих банковской деятельности. В связи с развитием международной
практики в области оценки кредитного риска и внедрением требований Базельского комитета в практику коммерческих банков одним из наиболее востребованных методов оценки кредитного риска корпоративного заемщика становится рейтинговая система. Анализ современной банковской практики в сфере оценки риска контрагента показывает, что российские и зарубежные денежно-кредитные институты опираются в оценке риска на внутренние рейтинговые системы. В то же время это направление в настоящее время в большинстве российских коммерческих банков только начинает развиваться, что обусловливает потребность в теоретико-методическом обосновании построения внутренних рейтинговых систем оценки кредитного риска.
В этой связи целесообразно остановиться на понятии «рейтинговая система оценки кредитного риска» и определить ее основные элементы, поскольку, как показывают анализ и обобщение научной литературы, а также современной практики, единства мнений по этому блоку вопросов пока не достигнуто.
Изучение различных представлений о типах систем1 и понятии системы позволяет ее охарак-
1 Новиков В. А. Толковый словарь по рыночной экономике. М.: Экономистъ, 2007. С. 279; Александров В. В. Развивающиеся системы. В науке, технике, обществе и культуре. Ч. 1. Теория систем и системное моделирование: СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. С. 55.
теризовать:
1) как комплекс процессов и явлений, существующих объективно, независимо от наблюдателя; «система» рассматривается как объект исследования и управления;
2) как способ исследования процессов и явлений (система как некоторое отображение реальных объектов);
3) как комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, экономической или технической задачи. При этом следует отметить, что исследователь не только выделяет систему из среды, но и создает ее модель. Учитывая, что внимание уделяется рейтинговой системе оценки, обратимся к содержанию понятия «рейтинг».
Основные определения понятия «рейтинг» представлены в таблице.
Общим в приведенных определениях является рассмотрение рейтинга как некой оценки состояния изучаемого объекта и метода его ранжирования. В некоторых определениях содержится указание на параметры, которые подлежат оценке. Например, рейтинг ценных бумаг оценивает уровень кредитного риска, присущего заданной группе ценных бумаг, а кредитный рейтинг определяет кредитоспособность и платежеспособность контрагента. Одновременно рейтинг подразумевает наличие классификационной шкалы, в соответствии с которой оценивается рейтингуемый объект.
Интеграция России в мировую экономику предопределяет повышение прозрачности хозяйственной деятельности предприятий и организаций в рамках общепризнанных в зарубежной практике стандартов предоставления экономической информации. В этой связи независимая оценка финансового состояния субъектов экономики, выраженная в присвоении кредитного рейтинга,
становится важной задачей на пути повышения доверия к контрагентам и оценки риска потенциальных инвестиций. Результатом такой оценки является присвоение рейтинга, отражающего ранг предприятия по уровню финансового состояния контрагента.
Профессор А. М. Карминский рассматривает понятие «рейтинг» как комплексную оценку состояния хозяйствующего субъекта, позволяющую отнести его к определенной категории или классу, в том числе характеризующую риски, присущие деятельности данного субъекта.
Следует одновременно подчеркнуть, что информация, которая используется для составления рейтинга, относится к самым разнообразным сферам деятельности: экономике, финансам, спорту, политике и т. д. В финансовой сфере рейтинги определяются для ранжирования стран, отдельных регионов, хозяйствующих субъектов экономики, и т. д. На разработке и присвоении приведенных видов рейтингов специализируются международные рейтинговые агентства, которые накопили значительную статистику и продвинулись в методическом обеспечении. В этой связи целесообразно обратиться к зарубежной практике.
Согласно определению рейтингового агентства Standard & Poor's кредитные рейтинги — это суждение об уровне кредитного риска, присущего контрагенту, сделке. Рейтинги агентства Standard & Poor's выражают мнение относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Рейтинг не следует рассматривать как точную оценку кредитного качества компании или точную оценку вероятности дефолта компании. Важнейшей составляющей при рейтинговании компании является анализ не только настоящих результатов ее де-
трактовка понятия «рейтинг»
Понятие Определение
Рейтинг Оценка (от англ. rating), отнесение к классу, разряду или категории*
Рейтинг Распределение объектов по выделенным признакам**
Рейтинг банков Система оценки деятельности банков, основанная на сравнении финансовых показателей работы и данных баланса разных банков
Кредитный рейтинг Комплексная оценка кредитоспособности и платежеспособности заемщиков, выражаемая через специально рассчитываемый сводный индекс
Рейтинг ценных бумаг Сравнительная оценка уровней кредитного риска по ценным бумагам одного типа
* Финансово-кредитный словарь / гл. ред. Н. В. Гаретовский. М.: Финансы и статистика, 1988. С. 456.
** Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл. авторов; под общ. ред. А. Г. Грязновой. М. Финансы и статистика, 2002. С. 835.
ятельности, но и прошлых показателей и событий, с учетом потенциальных возможных изменений в будущем. Таким образом, кредитный рейтинг — это экспертное мнение, сформированное не только на определенную дату, но и учитывающее ближайшую перспективу (до трех лет) способности заемщика выполнять свои финансовые обязательства перед кредитором.
Однако предлагаемая трактовка в целом схожа с авторским представлением о кредитном риске. С точки зрения автора, рейтинг представляет собой интегральный показатель, характеризующий присущий контрагенту кредитный риск с позиции вероятности дефолта контрагента. Другими словами, кредитный рейтинг — это ранжирование контрагентов на основе интегрального показателя, вычисляемого на основе параметров их деятельности в зависимости от заданной вероятности их дефолта.
Исследование рейтинговой системы применительно к банковской практике требует определенного концептуального обоснования с учетом жизненного цикла рейтинговой системы, используемой при оценке кредитного риска. Жизненный цикл каждой системы состоит из нескольких этапов, начиная с момента определения целей и задач создаваемой системы и завершая регулярным мониторингом ее эффективности.
В зарубежной литературе выделяют следующие
« « 2 этапы жизненного цикла рейтинговой системы2:
1. Определение рейтинговой системы — создание системы начинается с определения целей и задач, которые в свою очередь определяются требованиями бизнеса либо менеджмента или стратегией банка. Кроме того, цели рейтинговой системы могут быть определены внешними факторами, например требованиями Базельского комитета. На данном этапе определяются ответственные лица за развитие, внедрение и поддержание рейтинговой системы, определяются пользователи данной системы (для принятия кредитного решения, для целей резервирования, расчета достаточности капитала и т. д.).
2. Сбор и хранение данных - определяются источники данных, происходит сбор количественных и качественных данных по изучаемому объекту, определяются переменные (рентабельность активов, долговая нагрузка, пр.) и целевые параметры
2 Tony Van Gestel, Bart Baesens. Crédit Risk Management. Oxford University Press. 2008. P. 4.
(вероятность дефолта, уровень потерь, пр.).
3. Развитие рейтинговой системы - данный этап является сложным техническим заданием. На нем определяется тип системы, который будет использован: новая система, частично скорректированная текущая модель, покупка новой внешней модели и пр. Применяемые модели могут быть экспертными, статистическими, смешанными и т. д. Выбор типа модели ограничен массивом накопленных данных.
4. Внедрение рейтинговой системы - после создания модели необходимо обеспечить ее внедрение на практике. Для этого важным становится создание ИТ-системы, позволяющей работать в рамках рейтинговой системы с большим массивом данных с минимальным количеством ошибок. Необходимо также создание процедур, правил и инструкций по работе с системой.
5. Использование рейтинговой системы -после внедрения системы происходит длительный этап использования разработанной рейтинговой модели. Данный этап является наиболее длительным в жизненном цикле системы. Результаты рейтинговой системы в коммерческом банке позволяют оценить уровень кредитного риска новых и существующих клиентов, принимать кредитные решения, а также производить расчет достаточности капитала.
6. Последующий анализ рейтинговой системы - в течение периода использования эффективность применяемой рейтинговой модели непрерывно оценивается для повышения достоверности применения модели. Процесс валидации (оценки) модели включает в себя контроль качества (осуществляется на постоянной основе) и оценку прогнозной силы модели (осуществляется ежегодно). На основе полученных результатов анализа рейтинговой системы принимается решение о дальнейшем использовании применяемой рейтинговой модели либо о необходимости ее корректировки (переход к первому этапу цикла).
Схематично жизненный цикл рейтинговой системы представлен на рис. 1.
Обобщая рассмотренные ранее понятия «рейтинг» и «концептуальные основы построения рейтинговой системы», автору представляется, что рейтинговая система представляет собой набор методов и процедур, используемых для оценки состояния изучаемого объекта не только с учетом исторических данных, но и прогнозных ожиданий об изменении его способности исполнить обяза-
Сбор и хранение статистических данных
Ввод данных (количественных и качественных). Определение ключевых параметров
Развитие рейтинговой системы
Определение типа модели:статистическая, экспертная, и т.д.
Определение рейтинговой системы
Цели и задачи. Периметр охвата
Жизненный цикл рейтинговой
системы
Внедрение рейтинговой системы
Инструкции по использованию. Процедуры и положения. Создание соответствующей ИТ-системы
Последующий анализ рейтинговой системы
Мониторинг результатов. Ежегодная оценка эффективности рейтинговой системы.
Контроль качества. Непрерывная валидация системы
Использование рейтинговой системы
Принятие кредитных решений. Мониторинг кредитного риска. Расчет достаточности капитала
рис. 1. Жизненный цикл рейтинговой системы
тельства. Результатом оценки в рамках рейтинговой системы является ранжирование исследуемых объектов по определенным рейтинговым шкалам. Рейтинговая же шкала представляет собой упорядоченное ранжирование возможных групп оценок состояния объекта.
В этой связи под рейтинговой системой оценки кредитного риска следует понимать комплекс взаимодействующих элементов, позволяющих оценить уровень кредитного риска контрагента с помощью интегрального показателя, отражающего ранг по заданной шкале рейтинговой оценки. Элементами рейтинговой системы оценки являются субъект, объект, методы и инструменты, рейтинговая шкала:
1) субъект рейтинговой оценки — к этому показателю рейтинговой оценки относятся коммерческие банки, рейтинговые агентства, экспортные кредитные агентства и другие субъекты, являющиеся непосредственными пользователями данной системы, принимающие решение об оценке уровня кредитного риска конкретного контрагента. Мнение рейтинговых агентств об уровне кредитного риска того или иного контрагента широко используются внешними инвесторами. Поскольку такие
кредиторы, как банки, работают в основном на привлеченных ресурсах, они должны выстраивать систему кредитования с учетом результатов оценки кредитного риска заемщика (контрагента) на основе внутренней рейтинговой шкалы;
2) объект рейтинговой оценки - объектом исследования рейтинговой системы является контрагент. При анализе контрагента рассматриваются различные характеристики его деятельности на основе количественных (финансовых) и качественных показателей.
В расчете кредитного рейтинга может использоваться определенный набор финансовых показателей. При этом этот набор может быть не строго определенным, он будет различаться в зависимости от используемой модели. В практике российских коммерческих банков используют следующие группы финансовых коэффициентов: ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности (прибыльности). При этом оптимальные критерии оценки показателей целесообразно определять с учетом колебаний в различных видах экономической деятельности. Одновременно целесообразно рассматривать данные показатели в динамике и анализировать их количественные
изменения в секторальном разрезе.
Автор полагает, что ключевыми факторами качественных характеристик контрагента являются:
а) страновой риск - оценка макроэкономических рисков, в которых ведет операционную деятельность контрагент;
б) секторальный риск — изменения в определенном секторе промышленности, цикличность бизнеса, моральный износ продукции, изменения в предпочтениях потребителей, изменения в технологии, сокращение барьеров вхождения в сектор экономики или обострение конкуренции;
в) конкуренция — рыночная доля компании на соответствующем рынке, позиционирование продукта компании, влияющие на возможность компании получать доход и поддерживать цены на продукцию на определенном уровне;
г) диверсификация производства и рынков сбыта продукции — концентрация реализации продукции на одном, ограниченном списке покупателей ставит существование и успех операционной компании в прямую зависимость от покупателя;
д) менеджмент и собственники компании. Здесь можно выделить следующие качественные характеристики менеджмента:
— готовность руководства полностью раскрывать информацию о деятельности компании;
— достоверность предоставляемой информации;
— раскрытие внутренней информации;
— открытое обсуждение стратегии развития и операционных планов.
Финансовое положение собственников компании, как и группы в целом, является также предметом оценки кредитного риска компании в целом (этот вид оценки определяет финансовую устойчивость компании);
3) методы и инструменты - под методом понимается способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. В свою очередь инструмент — это средство, способ, применяемый для достижения чего-либо, т. е. методы содержат определенные инструменты.
К методам, применяемым в процессе оценки кредитного риска заемщика, можно отнести: метод финансовых коэффициентов, метод экспертного анализа, статистический метод.
Метод финансовых коэффициентов оценки кредитного риска предполагает подразделение заемщиков на группы в зависимости от их категории,
которые выявляются с помощью набора рассчитываемых коэффициентов. К примерам применения такого метода относятся разработанные модели оценки кредитного риска зарубежными учеными Э. Альтманом и Чессером. Данные методы оценки были основаны на использовании набора финансовых коэффициентов, рассчитанных на основании данных финансовой отчетности компаний. Полученный итоговый показатель соотносится с установленным критерием рискованности финансового положения компании. Однако применение таких моделей, особенно в российской практике, сталкивается с определенными трудностями. Так, анализ исключительно финансовой отчетности не может дать полной характеристики заемщика в условиях, когда финансовая отчетность не всегда отвечает реальному финансовому положению компании. Необходимо учитывать секторальную и межсекторальную специфику компаний, делающую представленные модели довольно громоздкими. Таким образом, основными недостатками таких моделей являются:
— учет только количественных показателей деятельности компании;
— произвольность выбора системы базовых количественных показателей;
— большая вероятность недостоверности исходных данных (финансовой отчетности, что особенно характерно для российских компаний).
Метод экспертного анализа основан на субъективной оценке отдельных параметров заемщика. Наиболее общим примером экспертной системы оценки является правило 5-ти Си (five Cs): эксперт анализирует данные пяти ключевых параметров, придавая им субъективную значимость (вес) и принимая конечное решение.
Несмотря на то, что многие финансовые институты США широко применяют экспертные системы, данные системы сталкиваются с двумя главными проблемами, к которым относятся факторы:
— постоянства (какие факторы являются наиболее важными для анализа различных групп заемщиков?).
— субъективности (каков оптимальный уровень значимости каждого фактора?).
На практике субъективная оценка каждого показателя приводит к невозможности проведения сопоставимой оценки заемщиков.
Статистические методы оценки кредитного риска дифференцируют заемщиков в зависимости
от вероятности дефолта. Статистические методы определяют вероятность возникновения потерь на основе статистических данных предшествующих периодов о финансовом состоянии заемщиков. Достоинством статистических методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком этих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик, ориентировка на исторические данные, так как большинство изучаемых показателей рассчитывается на основе данных отчетности за прошедшие периоды. Будущие события могут быть учтены с применением экспертных оценок.
Использование статистических методов в российской практике ограничено в силу отсутствия достаточной и полной статистической базы данных по предприятиям;
4) рейтинговая шкала - получив определенный результат, необходимо определить степень кредитного риска, присущего компании. Для этого каждая рейтинговая система включает рейтинговую шкалу. Например, в практике рейтингового агентства Standard & Poor's используется буквенная шкала, которая позволяет показать рейтинги, отражающие мнение агентства об относительном уровне кредитного риска в диапазоне, например, от ААА до D. Составляя мнение о кредитном риске, рейтинговые агентства, как правило, опираются на выводы аналитиков или математические модели (либо на то и другое).
С учетом изложенного выделим основные черты, присущие рейтинговой системе оценки кредитного риска.
Во-первых, рейтинговую систему оценки кредитного риска следует отнести к открытым системам, взаимодействующим с другими системами. Следует отметить, что рейтинговая система оценки кредитного риска функционирует в некоторой среде. Для любой системы, в том числе рейтинговой, такой средой являются другие системы (с которыми она находится во взаимодействии), которые опосредованно участвуют в формировании ее качества. Например, итоговым результатом функционирования рейтинговой системы оценки кредитного риска является кредитный рейтинг, который, в свою очередь, определяет уровень создаваемых банком резервов на возможные потери по ссудам. Таким образом, рейтинговая система влияет на систему
отдельного банка в целом, и наоборот. Так как любой коммерческий банк является частью банковской системы, можно определить, что средой, в которой функционирует рейтинговая система, является банковский сектор.
Во-вторых, рейтинговую систему оценки нужно отнести к сложным системам, сочетающим в себе элементы детерминированных систем и систем динамического типа. Сложность рейтинговой системы объясняется наличием взаимодействующих составляющих (подсистем), влиянием на другие системы через результат своей деятельности — кредитный рейтинг. Рейтинговая система относится к детерминированным, так как оценка финансовых показателей заемщика основана на использовании определенных математических моделей, выходы которых строгим образом зависят от входов информации. В то же время набор используемых показателей (количественных и качественных), используемых в рейтинговой системе, постоянно изменяется с развитием и совершенствованием рейтинговой системы оценки. Таким образом, рейтинговую систему оценки можно отнести к типу динамических систем.
Результатом работы любой системы является некий интегральный показатель — параметр, котрый характеризуется реакцией системы на изменения в окружающей среде неких локальных параметров, элементов системы. Так, например, индекс Доу-Джонсона есть интегральный показатель — параметр функционирования такой системы, как фондовый рынок.
С развитием рейтинговых систем оценки кредитного риска изменялась и структура данных систем, а именно, изменялся набор используемых в расчете показателей. Первоначально данные системы включали только количественную характеристику (набор финансовых коэффициентов, взвешенных в определенной пропорции). Однако в настоящее время рейтинговая система оценки кредитного риска включает в себя как количественную составляющую, так и качественную характеристику заемщика.
Рейтинговая система оценки кредитного риска корпоративного заемщика представляет собой комплекс количественных и (или) качественных показателей заемщика, имеющих определенный риск (вес). Итоговым результатом вводимых значений оцениваемых показателей является расчетный рейтинг, который, в свою очередь, выражает мнение о способности заемщика обслуживать свои долговые обязательства.
Рейтинговая оценка кредитного риска — это попытка дать количественную меру предполагаемого риска возникновения убытков по каждой ссуде, каждому заемщику или портфелю в целом.
На основе изложенной информации можно схематично представить элементы рейтинговой системы оценки кредитного риска коммерческого банка как взаимодействующую систему объекта исследования (заемщика), субъекта рейтингования (кредитно-аналитический департамент коммерческого банка) и комплекса методов и инструментов оценки (модели присвоения рейтингов). Результатом взаимодействующих элементов является расчетный рейтинг, который определяет уровень кредитного риска по заданной шкале. Элементы рейтинговой системы оценки кредитного риска представлены на рис. 2.
Автор полагает, что рейтинговая система оценки кредитного риска корпоративного заемщика должна учитывать специфику не только финансового состояния заемщика, оценка которого проводится на основе определенного набора финансовых показателей, но и качественных показателей, отражающих такие важные компоненты перспектив деятельности заемщика, как структура собственности и качество управления компанией. Набор количественных и качест -венных показателей деятельности заемщика, а также итоговый результат оценки кредитного риска — расчетный кредитный рейтинг формируют блоки информационной базы данных рейтинговой системы. Сбор и хранение данной информации позволяют оценивать динамику финансового положения заемщика, а также формировать большой массив данных, который используется для оценки эффективности работы рейтинговой системы оценки кредитного риска.
Среди показателей, отражающих качество управления автор выделил такие, как позиция компании на рынке, прозрачность деятельности, степень диверсификации покупателей и поставщиков продукции, вход на рынок реализуемых товаров и продуктов. Эти общие показатели одновременно должны отражать профиль компании, имея в виду сферу ее деятельности, что позволило автору выделить в системе построения кредитного рейтинга унифицированный и специфический блоки. Специфический блок должен учитывать особенности сферы деятельности. В качестве примера приведены составные элементы данного блока (см. рис. 2).
Например, для предприятий розничной торговли элементами специфического блока должны стать:
- количественные показатели: оборачиваемость запасов (дни), валовая рентабельность;
- качественные показатели: оценка колебаний спроса на реализуемые товары, географическая диверсификация сети магазинов/точек продаж, организация процесса продаж (мерчендайзинг).
Для предприятий, работающих на рынке недвижимости элементами специфического блока должны стать:
- количественные показатели: коэффициент обслуживания долга (Операционный денежный поток /Расходы по обслуживанию долга); LTV (loan-to-value): соотношение предоставленной ссуды с рыночной стоимостью имущества;
- качественные показатели: диверсификация договоров аренды по срокам, диверсификация договоров аренды по валютам, класс недвижимого имущества, местоположение объекта.
Для производственных компаний элементами специфического блока должны стать:
- количественные показатели: отношение свободного денежного потока FCF к долговым обязательствам (FCF рассчитывается как разница между операционным денежным потоком и капитальными вложениями заемщика за отчетный период), рентабельность активов;
- качественные показатели: оценка технологии производства, диверсификация выпускаемой продукции.
В процессе исследования содержания рейтинговой системы оценки кредитного риска заемщика и характеристики ее основных элементов автор пришел к выводу, что это многомерное понятие, основными составляющими которого являются набор используемых показателей и методов оценки кредитного риска. Учитывая особенности данного типа системы, динамичность ее развития, можно определить, что качественное развитие рейтинговой системы в России может быть обеспечено при наличии накопленной статистики по секторам экономики, использовании зарубежного опыта, использовании сложных и более чувствительных к риску методов оценки.
Одним из этапов развития российской банковской системы является внедрение внутренних рейтинговых систем в соответствии с рекомендациями Базельского комитета. Понимание теоретических основ построения данных систем позволит опти-
Унифицированный блок
Субъект
Объект
Методы и инструменты
Кредитно-аналитический департамент коммерческого банка
Количественные показатели
v§
'К
а
¡8
№ S
5
6
Общие показатели
Коэффициент покрытия Структура акционеров.
процентных платежей. Менеджмент.
Открытость и прозрачность компании.
Период амортизации финансового Позиция компании на рынке
долга (Долг / EBITDA). и конкуренция.
Диверсификация поставщиков
Рентабельность по EBITDA и покупателей.
Барьеры входа в сектор
Специфические показатели
Розничная торговля:
- оборачиваемость запасов (дни); - валовая рентабельность - оценка колебаний спроса на реализуемые товары; - географическая диверсификация сети магазинов/точек продаж; - организация процесса продаж (мерчендайзинг)
Предоставление недвижимости в аренду:
- коэффициент обслуживания долга (Операционный денежный поток / Расходы по обслуживанию долга); - LTV (loan-to-value): соотношение предоставленной ссуды с рыночной стоимостью имущества - диверсификация договоров аренды по срокам; - диверсификация договоров аренды по валютам; - класс недвижимого имущества; - местоположение объекта
Производственная компания:
- отношение свободного денежного потока ЕСЕ к долгу (ЕСЕ = Операционный денежный поток — Капитальные вложения); - рентабельность активов - оценка технологии производства; - диверсификация выпускаемой продукции
Количественные показателе
Качественные показатели
т г ч
А, В, С, D, E, F, G... Дефолт
Рейтинговая шкала
рис. 2. Элементы рейтинговой системы оценки кредитного риска
мизировать внутрибанковские процессы и повысить качество применяемых рейтинговых систем оценки кредитного риска заемщика коммерческого банка.
Список литературы 1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 826.
2. Карминский А. М. Рейтинги в экономике: методология и практика / А. М. Карминский, А. А. Пе-ресецкий, А. Е. Петров. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 239.
3. The New Basel Capital Accord: An Explanatory Note (CP2). Annex 2. Clarification of Some Basic Terms. Basel: Secretariat of the Basel Committee on Banking Supervision, January 2001.
SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит
Управлять программными активами —
выгодно и просто.
Закажите консультацию прямо сейчас:
Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: [email protected] Сайт: www.sam-audit.ru
soul ine
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru