Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ / НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ / МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркан Эфилти, Назира Эрнисбек Кызы

Целью настоящей работы является- изучение положения эффективного получения знаний учащихся средних классов. Данная работа осуществлена методом общего поиска. Рабочую группу исследования составляют ученики г.Бишкек и Нарынского района 5, 6, 7 и 8 классов 2020-2021 учебного года, 101 девочка, 85 мальчиков, итого 186 учащиеся. В качестве сбора данных использовалась анкета на вопрос: «Вы умеете эффективно учиться?». При изучении результатов исследования, можно обнаружить, что оценка навыков в обучении, учащихся средних классов, не дифференцируется в значительной степени в зависимости от полового признака. В результате исследования было установлено, что оценки учебных навыков, учеников средних классов существенно различаются в зависимости от класса. В соответствии с результатами настоящей работы, было рекомендовано организовать мероприятия, направленные на развитие учебных навыков, а также предоставлять учащимся консультационные услуги со стороны учителей-предметников или ассистентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE SİTUATİON OF EFFECTİVE KNOWLEDGE ACQUISTON MIDDLE SCHOOL STUDENTS

The purpose of this work is to study the position of the effective obtaining the knowledge of secondary school students. This work was carried out by the general search method. The working group of the study consists of students of Bishkek end Naryn district of grades 5, 6, 7 and 8 of the 2020-2021 academic year, 101 girl, 85 boys, a total of 186 students. The questionnaire for the question was used as a data collection: “Do you know how to learn effectively?” when studying the results of the study, it can be found that the assessment of learning skills of middle school students does not differ significantly depending on gender. The result of the study was it is established that the assessment of educational skills of middle school students is significantly higher, they differ depending on the class. In accordance with the results of this it was recommended to organize activities aimed at: develop learning skills, and provide students with counseling services, services provided by subject teachers or assistants.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ»

№ 6 (84)

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2021 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Эркан Эфилти

доцент, д-р наук, Kыргызско-Турецкий Университет «Манас», Гуманитарный Факультет, Отделение педагогики, Республика Кыргызстан, г. Бишкек E-mail: erkan.efilti@manas.edu.kg ORCID: 0000-0003-1158-5764

Назира Эрнисбек кызы

магистрант программы педагогическо-психологической консультации и помощи,

Kыргызско-Турецкий Университет «Манас», Гуманитарный факультет, Отделение педагогики, Республика Кыргызстан, г. Бишкек E-mail: ernisbekovanazi@smail.com \ ORCID: 0000-0002-6228-3056

RESEARCH ON THE SITUATION OF EFFECTIVE KNOWLEDGE ACQUISTON

MIDDLE SCHOOL STUDENTS

Erkan Efilti

Assoc. Dr., Kyrgyz-Turkish University "Manas", Faculty of Humanities, Department of Pedagogy,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nazira Ernisbek kyzy

Kyrgyz-Turkish University "Manas", Faculty of Humanities, Department of Pedagogy, Master's student of the program ofpedagogical and psychological counseling and assistance,

Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей работы является- изучение положения эффективного получения знаний учащихся средних классов. Данная работа осуществлена методом общего поиска. Рабочую группу исследования составляют ученики г.Бишкек и Нарынского района 5, 6, 7 и 8 классов 2020-2021 учебного года, 101 девочка, 85 мальчиков, итого 186 учащиеся. В качестве сбора данных использовалась анкета на вопрос: «Вы умеете эффективно учиться?». При изучении результатов исследования, можно обнаружить, что оценка навыков в обучении, учащихся средних классов, не дифференцируется в значительной степени в зависимости от полового признака. В результате исследования было установлено, что оценки учебных навыков, учеников средних классов существенно различаются в зависимости от класса. В соответствии с результатами настоящей работы, было рекомендовано организовать мероприятия, направленные на развитие учебных навыков, а также предоставлять учащимся консультационные услуги со стороны учителей-предметников или ассистентов.

ABSTRACT

The purpose of this work is to study the position of the effective obtaining the knowledge of secondary school students. This work was carried out by the general search method. The working group of the study consists of students of Bishkek end Naryn district of grades 5, 6, 7 and 8 of the 2020-2021 academic year, 101 girl, 85 boys, a total of 186 students. The questionnaire for the question was used as a data collection: "Do you know how to learn effectively?" when studying the results of the study, it can be found that the assessment of learning skills of middle school students does not differ significantly depending on gender. The result of the study was it is established that the assessment of educational skills of middle school students is significantly higher, they differ depending on the class. In accordance with the results of this it was recommended to organize activities aimed at: develop learning skills, and provide students with counseling services, services provided by subject teachers or assistants.

Ключевые слова: учащиеся средних классов, навыки эффективного получения знаний, методы продуктивного получения знаний.

Keywords: middle school students, Effective communication skills knowledge acquisition, Methods of productive knowledge acquisition

Библиографическое описание: Эркан Э., Эрнисбек к.Н. Исследование положения эффективного получения знаний учащихся средних классов // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2021. 6(84). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/11815

№ 6 (84)

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2021 г.

Введение. На сегодняшний день быстрые изменения приводят к быстрым изменениям и в науке и технологии. Такие частые смены в мире вызывают постоянные и основательные изменения и в сфере образования. В 21-веке, веке высоких технологий, развитие образовательной системы в этом направлении-является обязательным условием. В период быстрых изменений, каждый должен обладать навыками эффективного получения знаний и эффективной реализации полученных знаний. Можно сделать вывод, что человек, который не следует подходящему правильному методу получения знаний, почувствует влияние этой ситуации не только в студенческие годы, но и на протяжении всей своей жизни.

В мире, где информация и технология развиваются в быстром темпе, меняются потребности общества и отдельных лиц. Для того, чтобы идти в ногу со временем, уметь пользоваться технологиями, овладеть определенными информациями, следует получить качественное образование. По этой причине, образовательные учреждения должны поддерживать учеников, чтобы те смогли эффективно получить образование. Получение знания желаемого качества, может быть достигнуто путем обучения учащихся обучению. (Avci ve Nazli, 2006) [26]. На этом этапе учебные навыки и методы учащихся в процессе получения знаний и информаций, являются важными элементами постоянного обучения, следовательно и успеха.

Людям, живущим в информационную эпоху, необходимо знать способы доступа к материалам, уметь использовать их и производить новую информацию. Самый эффективный способ приобретения этих качеств - это возможность узнать каким образом люди будут получать знания (Ozer, 1998) [149]. Успеваемость учащихся зависит от степени образовательных навыков и умении использовать их целесообразно (Tay, 2005) [6 (1) 210].

Эффективный метод работы должен способствовать к развитию успеваемости, обладать перманентным качеством и способностью передавать знания. Не следует забывать, что все ученики отличаются друг от друга. Каждый обладает сильным потенциалом, нуждающимся в развитии. Выбор подходящих методов работы способствует раскрытию потенциалов. Неправильный выбор метода работы приведет к трудностям в самостоятельной работе ученика. Ученики, обладающие навыками эффективного и продуктивного получения знаний, облегчают себе процесс обучения, тем самым повысив их успеваемость (Gunaydin, 2011) [69]. Продуктивная работа- это систематическое и эффективное испольпользование своего времени учащимися в соответствии с установленными целями и приоритетами (Ye§ilyaprak, 2003) [129]. Навыки получения знаний могут включать в себя широкий спектр областей поведения и отношений, таких как использование времени, формы умственного хранения, регулирование информации, мотивация и концентрация ее на задачах, которые она берет на себя (Gadzella & Williamson, 1984) [54:

925]. Каждому свойственна своя уникальная форма обучения. Те, кто обладают сильной визуальной памятью, хорошо обучаются читая, а обладающие сильной слуховой памятью, хорошо обучаются слушая. Некоторые предпочитают хорошо структурированные ресурсы и действия, в то время как другие могут предпочесть работать самостоятельно и исследовать решение открытых проблем. Особенности учебной среды, такие как громкость, теплота, свет, а также предпочтения относительно формы осанки тела, также различаются в зависимости от людей (Agikgóz, 2005) [56]. В процессе «учения обучению» учащиеся должны знать и практиковать подходящие им методы работы.

Согласно Улугу (1981) [89], обучащийся должен изучать свои уроки в определенных программах, на систематической основе и регулярно, уделяя внимание; с любопытством и интересом, решая проблемы, стоящие перед ним, чтобы упорствовать до полного завершения работы и не отставать от других в обучении, что создает основные принципы эффективных методов получения знаний.

Ученик должен сначала пересмотреть свои собственные учебные навыки. После этого он должен определить эффективные методы работы и отказаться от своих вредных, бесполезных рабочих привычек. Учащийся должен стремиться к просвещению и выбирать методы работы, соответствующие его / ее способности реализовывать обучение. Если не выбрать подходящие методы получения знаний, ученику предстоит сложный путь в самостоятельном изучении. Учащиеся, обладающие эффективными и продуктивными методами получения знаний, повышают свою успеваемость, облегчая и поддерживая данный процесс. Под продуктивным получением знаний подразумевается приобретение навыков поведения и привычек, таких как уметь слушать на уроке, изучение темы, а также подготовка домашних заданий, которые играют важную роль в успеваемости ученика. (Tan, 1992) [65]. Задачей настоящего исследования является определение степени владения навыками получения знаний учащихся, важность которой подчеркивается в литературе.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является исследование положения эффективного получения знаний учащихся средних классов. Достижение данной цели требует решение следующих задач:

1. Дифференцируются ли положение эффективного изучения учащихся средних классов в зависимости от гендерной принадлежности?

2. Дифференцируются ли положение эффективного изучения учащихся средних классов в зависимости от класса?

МЕТОД

Исследование осуществлено методом общего поиска. Метод поиска включает в себя порядок изу-

чения сообщества или определенной группы, состоящие из большого количества элементов, с целью получить общую информацию (Karasar, 1995) [86]. Такой тип исследования раскрывает особенности событий, явлений, объектов, организаций и т.д. (Kaptan, 1998) [69]. В настоящей работе использовался количественный метод исследования, в котором был применен также метод поиска. Исследование, в котором наблюдения и измерения могут повторяться, быть объективными, называется количественным (числовым) ("Quantitative") исследованием. С помощью количественного метода работы получают количественные результаты из выборки, представляющие элементы, которые являются объектом исследования. Исследования, проводимые в рамках позитивистской парадигмы для получения объективной и обобщаемой информации, определяются как количественные исследования (Ku§, 2009) [3:105]. В количественных подходах явления объективизируются путем абстрагирования их от процессов и факторов окружающей их среды, а затем трансформируются в наблюдаемые и измеримые свойства. Таким образом, предполагается, что с помощью точных измерений и тщательной количественной оценки реальность может быть определена и понята (Erdogan, 2003) [27].

Рабочая группа

Рабочую группу исследования составляют ученики г.Бишкек и Нарынского района 5, 6, 7 и 8 классов 2020-2021 учебного года, 101 девочка, 85 мальчиков, итого 186 учащиеся.

Средство сбора данных

В данной работе использована анкета с вопросом «А вы умеете продуктивно учиться?», разработанная для определения степени эффективности получения знаний учащихся, использованная в нескольких исследованиях. Анкета состоит из 19 вопросов. Ученики, участвовавшие в опросе, отмечают ссответствующие ответы на 19 вопросов знаком (X ). В основном были заданы вопросы относительно того, насколько они обладают навыками методов продуктивного и регулярного получения знаний. Данная форма анкеты изначально была подготовлена на турецком языке, после получения заключения эксперта вопросы формы были окончательно доработаны. Для применения анкеты на практике, она была переведена на кыргызский язык. Форма анкеты, переведенная на кыргызский язык, была проверена специалистами. Коэффициент Альфа Кронбаха (коэффициент надежности) по шкале составляет 0,703.

Анализ данных

При анализе данных настоящей работы использовался количественный анализ исследования, один из подходов анализа данных. Поскольку данными не было установлено равномерное распределение, были применены непараметрические тесты. Для анализа данных методом поиска использовался программный пакет SPSS 23.

Полученные результаты

В этом разделе приведены статистические расчеты данных, производенные в соответствии с целью исследования, которые были получены в ходе исследования.

Таблица 1.

Распределение выборки эффективного обучения учащихся средних классов по демографическим различиям

Группа Итого

N % N %

Пол женский 101 54,3 186 100

мужской 85 45,7

5 42 22,6

Класс 6 54 29

7 58 31,2 186 100

8 32 17,2

Как видно из таблицы 1, общее количество участников составляет 186 учащихся. 101 из них -ученицы и 85 - ученики. По демографическим различиям (54,3%) участники - девочки; (45,7%) -

ученики мужского пола. В соответствии с их классами участвовали 42 (22,6%) ученика 5-го класса, 54 (29%) ученика 6-го класса, 58 (31,2%) учеников 7-го класса и 32 (17,2%) ученика 8-го класса.

Таблица 2.

Оценка эффективности получаемых знаний учащихся средних классов по половому признаку

Пол N x Min Max Ss.

Эффективность Женский 101 15,53 6 19 3,02

получения знании Мужской 85 15,45 5 19 2,68

Согласно таблице 2, было определено, что средний балл, полученный по шкале, измеряющей продуктивность обучения девочек-учениц, составил 15,53, в то время как средний балл учеников-мальчиков составил 15,45. Кроме того, ученицы с минимальной оценкой 6 показывают о низкой степени обладания навыками эффективного обучения, и с максимальной оценкой 19, показывают о высокой степени обладания навыками эффективного получения знаний. Ученики-мальчики с минимальной оценкой 5 показывают о низкой степени обладания

навыками эффективного обучения и с максимальной оценкой 19 показывают о высокой степени владения навыками эффективного получения знаний. Между мальчиками и девочками не наблюдается большой разницы в знании эффективных способов обучения. Общие оценки использовались при подсчете баллов в исследовании. Принято считать, что набранный высокий балл-показатель владения навыками эффективного обучения в высокой степени, набранный низкий или очень низкий балл-показатель владения навыками эффективного обучения в низкой степени.

Таблица 3.

Эффективность обучения учащихся средних классов по классу

Класс N X Мт Мах 8«

5 42 14,64 8 19 2,92

Эффективность обучения 6 7 54 58 16,16 14,81 5 6 19 19 2,61 3,24

8 32 16,75 12 19 1,54

Согласно таблице 3, средний балл, полученный по шкале, измеряющей положение эффективного обучения учащихся 5-го класса, составляет 14,64, у учащихся 6-го класса - 16,16, у учащихся 7-го класса - 14,81, а у учащихся 8-го класса - 16,75. Кроме того, учащиеся 5-х классов с минимальным показателем 8 демонстрируют, что они обладают навыками продуктивного получения знаний в средней степени, с максимальным показателем 19 демонстрируют владения навыками эффективного получения знаний в высокой степени. Учащиеся 6-класса с минимальным баллом 5 показывают о низкой степени владения навыками эффективного получения знаний, а также показатель учеников набравших максимальный балл 19 показывают о высокой степени обладания навыками эффективного полу-

чения знаний. Учащиеся 7 класса с минимальной отметкой 6, показывают о низкой степени обладания навыками эффективного получения знаний, а также ученики с максимальной отметкой 19 показывают о высокой степени обладания навыками эффективного получения знаний. Учащиеся 8 класса с минимальными 12 баллов, показывают о высокой степени обладания навыками эффективного получения знаний, а также ученики с максимальным баллом 19 показывают о высокой степени обладания навыками эффективного получения знаний.

Результаты и-теста Манна-Уитни, проведенного для определения степени владения навыками эффективного обучения, учащихся средних классов по типу гендерной принадлежности, представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты и теста Манна-Уитни по типу гендерной принадлежности

Пол N X 8« Р

Эффективность обуче- Женский 101 15,53 3,02 0,509

ния Мужской 85 15,45 2,68

При изучении таблицы 4, наблюдается, что положение эффективного обучения учащихся не различаются в значительной степени в зависимости от гендерной принадлежности (р>0,05). Учитывая среднее значение порядка для гендерных различий, можно сказать, что средние значения учащихся-девочек и мальчиков близки друг к другу. Другими словами, можно сказать, что девочки немного хорошо владеют навыками получения знаний по сравнению с мальчиками. Считается, что это может

быть связано с социально-культурной структурой регионов, где проводятся текущие исследования, а также методами воспитания девочек в семье или обязанностями мальчиков вносить свой вклад в семейный бюджет.

Результаты теста Краскела - Уоллиса, проведенного для определения степени владения навыками эффективного обучения учащихся средних классов, в зависимости от класса, приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты теста Краскела-Уоллиса по типу класса

Класс N х Ss p

5 42 14,64 2,92 0,003

Эффективность обуче- 6 54 1616 261

ния ' '

7 58 14,81 3,24

8 32 16,75 1,54

Как видно из таблицы 5, результаты теста Краскела-Уоллиса показывают, что эффективные способы обучения значительно различаются в зависимости от различия класса (р <0,05). Принимая во внимание средний балл различного класса, было определено, что учащиеся 5-го класса меньше всего знают о способах эффективного обучения в соответствии с баллами, полученными учащимися 6-го класса. Согласно оценкам учеников 8-го класса, ученики 7-го класса меньше владели навыками эффективного способа обучения. В целом было установлено, что баллы учащихся 8-го класса по сравнению с баллами 5,6,7-го классов были высокими, что подтверждает о высокой степени владения навыками продуктивного получения знаний.

Заключение, диспут и рекомендации

В ходе исследования были обнаружены, что способы получения знаний учеников средних классов в целом находятся на высоком уровне. Отмечено, что положение эффективности обучения учащихся средних классов существенно не различаются в зависимости от гендерной принадлежности. Принимая во внимание среднюю успеваемость по гендерному различию, было обнаружено, что в среднем девочки обладают более высоким показателем, чем мальчики. Другими словами, можно сказать, что девочки-ученицы лучше владеют навыками эффективного получения знаний по сравнению с мальчиками-учениками. Стоит учесть, что такая ситуация может быть связана с социокультурной структурой регионов, в которых проводилось текущее исследование, взглядом родителей на воспитание девочек или трудностью мальчиков вносить свой вклад в экономику семьи.

При изучении соответствующей литературы обнаружены схожие исследования с результатами, аналогичными результатам текущих исследований. Четин (2009) [8 (1) 214] в своем исследовании обнаружил, что уровни учебных навыков учащихся средних классов существенно не различались в зависимости от пола. Исследование показало, что девочки больше обладают навыками регулярного обучения, чем мальчики.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что уровень учебных навыков учащихся средних классов существенно различается в зависимости от различий класса. Этому свидетельствуют показатели учеников 8-го класса, которые набрали самые высокие баллы, следовательно показывающие о владении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

навыками эффективного получения знаний в высокой степени. Причиной низкого уровня учебных навыков учащихся пятого и шестого классов может заключаться в результате плохой адаптации, начавших ходить в средние классы, как в школьной среде, так и в обучении. Ученики седьмых классов могли иметь низкий уровень обучения в связи с тем, что они вступили в подростковый возраст, и поэтому их интерес сместился в другие сферы жизни.

Демирезен и Ахан (2012) [12] в своем исследовании обнаружили, что учащиеся владеют методами и приемами обучения. Демироглу (2007) [117] в своем исследовании пятиклассников начальной школы обнаружил, что ученики в целом любят учиться и осознают важность учебы для хорошего будущего. Эти результаты подтверждают текущие результаты исследования. В настоящем исследовании видно, что ученики владеют учебными навыками и знают их.

В ходе исследования при изучении соответствующей литературы обнаружено, что есть результаты исследований, которые не соответствуют результатам текущих исследований. Енилмез и Озбей (2007) [7 (2) 15] обнаружили, что ученики шестого и седьмого классов обладают навыками регулярного усвоения знаний лучше, чем ученики восьмого класса. В исследовании Эрен (2011) [70] было обнаружено, что учебные навыки шестиклассников были на более высоком уровне, по сравнению с восьмиклассниками. В исследовании Гунгёр (2010) [68] было определено, что уровень знания учебных навыков шестиклассников существенно отличается от такового у учеников седьмого и восьмого классов. Полученную такую разницу можно объяснить тем, что эти исследования в литературе проводились на учащихся средних классов в Турции и прошло много времени с момента их реализации, а настоящее исследование проводилось на учащихся средних классов, обучающихся в Кыргызстане.

Согласно результатам исследования можно сделать следующие рекомендации:

1. Организовать мероприятия, направленные на развитие учебных навыков, а также предоставлять учащимся консультационные услуги со стороны учителей-предметников или ассистентов.

2. Определять консультантами в каждом учебном году посредством инвентаризации продуктивное использование учащимися эффективных учебных навыков

3. Информирование родителей об увеличении учащимися навыков усвоения знаний.

№ 6 (84)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2021 г.

Список литературы:

1. Agikgöz K.Ü. (2005). Aktif Ögrenme. izmir: Egitim Dünyasi Yayinlan.

2. Avci y. Ve Nazli, S. (2006). Ders Cali§ma Ali§kanliklari, Akademik Ba§arilari ve Sinav Kaygilari Üzerindeki Etkisi.

3. Qetin B. (2009). £ali§ma ali§kanliklan ölgeginin ilkögretim 4. Sinif ögrencilerinin akademik ba§arisina yordamasi. ilkögretim Online. 8(1). 212-223. http://dergipark.ulakbim.gov.tr /ilkonline/ article/view/5000038198/5000037055 (Eri§im Tarihi: 26.02.2021).

4. Demirezen S. & Akhan N.E. .(2012). ilkögretim ögrencilerinin ders gali§ma üzerine algilari. Akdeniz üniversitesi egitim fakültesi dergisi.

5. Demiroglu Memi§ A. (2007). Ders gali§maya ili§kin ögrenci görü§leri. Milli egitim dergisi.s. 112-121

6. Erdogan i. (2003). Pozitivist metodoloji: Bilimsel ara§tirma tasarimi istatistiksel yöntemler analiz ve yorum. ERK: Ankara.

7. Eren O. (2011). ilkögretim 6. 7. ve 8. sinif ögrencilerinin ders gali§ma ali§kanliklari ile fen ve teknoloji dersi arasindaki ili§ki. Yayinlanmami§ Yüksek Lisans Tezi, Ankara Üniversitesi, Ankara.

8. Gadzella b. M. And Williamson, D.W. (1984). Study Skills, Self-Concept, and Academic Achievement. Psychological Reports. 54, 923-929.

9. Güngör G. (2010). ilkögretim düzeyindeki ögrencilerin benlik kavramlarinin ve gali§ma ali§kanliklarinin degerlendirilmesi. Yayinlanmami§ yüksek lisans tezi. Gazi Üniversitesi. Ankara.

10. Günaydin F. (2011). ilkögretim 4. ve 5. sinif ögrencilerinin ögrenme stilleri ile ders gali§ma ali§kanliklari arasindaki ili§kinin incelenmesi. Yayinlanmami§ Yüksek Lisans Tezi. Marmara Üniversitesi. istanbul.

11. Kaptan S. (1998). Bilimsel Ara§tirma ve istatistik Teknikleri. (11. Baski). Ankara: Tek i§ik Web Ofset Tesisleri.

12. Karasar N. (1995). Bilimsel Ara§tirma Yöntemi. (19. Baski). Ankara: Alkim Yayinlari.

13. Ku§ E. (2009) Nicel-nitel ara§tirma teknikleri: Sosyal bilimlerde ara§tirma teknikleri nicel mi? Nitel mi? (3. Baski). Ani Yayincilik: Ankara.

14. Özer B. (1998). Ögrenmeyi Ögretme. A. Hakan (Ed.). Egitim Bilimlerinde Yenilikler. Eski§ehir: Anadolu Üniversitesi Agikögretim Fakültesi.

15. Tan H. (1992). Psikolojik dani§ma ve rehberlik. istanbul: Alkim Yayinevi.

16. Tay B. (2005). Sosyal Bilgiler Ders Kitaplarinda Ögrenme Stratejileri. Gazi Üniversitesi Kir§ehir Egitim Fakültesi Dergisi. 6(1), s. 209- 225

17. Ulug F. (1981). Verimli Qali§ma Ali§kanliklari Kazandirma Konusunda Yapilan Rehberligin Okul Ba§arisina Etkisi. Tezi. Ankara Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü. s. 89

18. Yenilmez K. ve Özbey, N. (2007).ilkögretim ögrencilerinin ders gali§ma ali§kanliklarinin bazi degi§kenler agisindan incelenmesi. AiBÜ Egitim Fakültesi Dergisi.7(2), 1-16.

19. Ye§ilyaprak, B. (2003). Egitimde Rehberlik Hizmetleri. 6. Baski. Ankara: Nobel Yayinlari. s.129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.