Научная статья на тему 'Тенденции развития опыта по применению пословиц в качестве воспитательного средства в школах Турции'

Тенденции развития опыта по применению пословиц в качестве воспитательного средства в школах Турции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ ТУРЦИИ / ПОСЛОВИЦЫ / ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенан Алтынкая

В статье обобщается опыт школ Турции по использованию пословиц в качестве средств обучения и воспитания школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития опыта по применению пословиц в качестве воспитательного средства в школах Турции»

- включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.

Литература

1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания [Текст]: Методическое пособие / Е. А. Стеблева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др.-2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2004. - с. 128.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко // Книга для воспитателя детского сада -2-е изд. - М.: Просвещение,1991. - с. 160.

3. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова и др. - Ярославль: Академия развития, 2000. - с. 192.

Тенденции развития опыта по применению пословиц в качестве воспитательного средства в школах Турции

Кенан А.

Кенан Алтынкая /Kenan Altunkaya - аспирант, кафедра педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье обобщается опыт школ Турции по использованию пословиц в качестве средств обучения и воспитания школьников.

Ключевые слова: школы Турции, пословицы, воспитание, учитель, учащиеся.

В педагогической научной среде Турции всегда были актуальными вопросы широкого применения пословиц в воспитании молодого поколения как отражение национальных духовных ценностей в них, объяснение несколькими словами большого значения и легкое запоминание. К примеру, исследователь Акжуз Яхайа, особо отмечая значимость применения пословиц, обращается к молодому поколению: «В эпоху развития текстов, включающих в себя культурные ценности общества, где живут люди, важную роль имеют слова, словосочетания, фразеологизмы и пословицы, применяемые для передачи их индивидам» [3, с. 18].

А точка зрения А. Ойдуна [7, с. 18] по этому вопросу следующая: «Пословицы знакомят молодежь и молодое поколение с историей и предками на основе мыслительной и разговорной силы народа; призывают к пониманию стариков, не интересующихся сегодняшними новостями; советуют действовать, опираясь на опыт отцов и дедов, не повторяя их ошибок». Он этими словами показывает, как пословицы связывают друг с другом будущее и прошлое. На самом деле пословицы могут связывать не только будущее и прошлое, но также связывать друг с другом нации. Эту истину Озкул Чобаноглу подтверждает следующим образом: «Факт, что в пословицах тюркских народов, исторически населявших земли, довольно далеко расположенные друг от друга, было одинаковое мышление, доказывает, что они относятся к одной нации и имеют единую социальную психологию [5, с. 34].

В своей основе мудрые пророческие заключения и выводы в пословицах, унаследованные от древних прадедов, проникают в душу каждого тюркского ребенка, помогая становлению их в качестве гражданина. Указывают путь для легкого

преодоления различных трудностей и препятствий, встречающихся на разных ступенях жизни. В. Ташделен также, отмечая важное место пословиц в современном воспитательном деле, пишет: «Педагогические знания в пословицах обеспечивают гармоничную жизнь общества с природой, убеждая учиться в течение всей жизни. В этом смысле знания в пословицах - явное явление народной педагогической деятельности, составляющей личность и нацеленной на воспитание «хорошего человека» [8, с. 84].

Для того чтобы молодежь не стала равнодушной к своей культуре, не отдалилась от духовных корней своего народа, пословицы должны изучаться ими в качестве элемента национальной культуры. Воспитание молодежи посредством общенациональных культурных ценностей - обязанность семьи и педагогов. Молодежь должна убедиться в том, что национальная культура является историческим и культурным наследием, путь к мировой культуре начинается с национальной культуры.

Наличие у каждого народа своих пословиц - это доказательстсво того, что потребность молодого поколения народа в получении из опыта и назиданий старшего поколения как пищи для жизни является объективной закономерностью. Этот вопрос отмечается исследователями Bozkurt, Fuat следующим образом [4, с. 82]: «Человек, изучающий пословицы, научится назиданиям, возникшим из мудрых изречений тысячи человек, применит опыт прадедов, сформированный в течение тысячелетий».

Если речь пойдет о месте пословиц в школьной учебно-воспитательной работе, особенно в учебных программах, мы невольно вынуждены признать следующие факторы.

Как подтверждается в наших трудах и трудах других исследователей, до последнего времени пословицам придавалось значение только на уроках обучения турецкого языка. Вместе с этим, хотя пословицы и были необходимы в учебниках в текстах на нравственные темы, они не использовались на должном уровне.

Исследователи Гуфта и Кан (2001) выявили, что в учебнике турецкого языка для 7 классов, изданном Министерством образования Республики Турция, только в одном тексте имеется пословица. Факт, что пословицы отсутствуют в других темах, ограничивают учащихся от освоения волшебных ценностей родного языка. Так как учащиеся по учебнику ни в одном тексте не встречают пословиц, являющихся зеркалом богатства и культуры родного языка [7, с. 93].

Но, несмотря на такую печальную ситуацию, сложившуюся в учебниках турецкого языка, учителя старались заполнить эти пробелы в своей деятельности. Анализ опыта 38 учителей турецкого языка, работающих в различных наших школах, дает возможность сделать следующие выводы.

В целом, в современных школах по применению пословиц на уроках турецкого языка широко распространены следующие методы: применение внутри предложения услышанных/увиденных слов, фразеологизмов и пословиц; уяснение путем применения в необходимых местах пословиц, фразеологизмов и слов по способности беседовать; применение вновь изученных слов, фразеологизмов и пословиц; применение внутри предложения слов, фразеологизмов и пословиц, использованных в прочитанных текстах.

В настоящее время в начальных школах Турции вновь появившиеся предметы «Религия и нравственность», «Народная культура», «Знания жизни» открыли широкие возможности для применения пословиц в воспитательных целях.

В качестве соответствующих отдельным ценностям, возможным для применения в учебниках по дисциплине «Религия и нравственность», мы представляем следующие пословицы: «içleyen demir pas tutmaz» - «Используемое железо не ржавеет (трудолюбие)», «iki çahin dalaçsa, bir kargaya yem olur» - «Если два сокола спорят, то станут жертвой для одной вороны (мир, согласие, единство)», «Her için baçi saglik» и др.

Согласно подписанному между ЮНЕСКО и Турцией в 2003 году «Договоре об охране нематериальных культурных ценностей», начиная с 2006 года, в 6, 7 и 8 классах изучается предмет «Народная культура» как предмет по выбору.

Цель и задачи предмета «Народная культура» созвучны, родственны с целями и задачами этнопедагогического образования. Его цели и задачи тоже направлены на обеспечение возникновения турецкой народной культуры и национального самосознания в процессе глобализации, на знакомство молодого поколения с элементами турецкой народной культуры.

По предмету «Народная культура» в 6 классе учащиеся участвуют в следующих учебно-воспитательных мероприятиях, связанных с пословицами: собирают пословицы в окружающей среде и определяют их роль внутри культуры; уточняет значение собранных/услышанных/изученных пословиц; обращают внимание на восприятие и применение пословиц в качестве духовной ценности. В 7-8 классах эти мероприятия углубляются и совершенствуются в следующем порядке: осваивают место, функции всех образцов устного народного творчества во главе с пословицами, переходящими из поколения в поколение народной культуры; участвует в сборе и обобщении образцов устного народного творчества.

Подводя итоги, мы можем сказать, что наш анализ в связи с применением пословиц в школах Турции в качестве воспитательного средства, показал, что эта работа еще не поставлена в системное русло.

Вместе с этим, с точки зрения полного и эффективного применения воспитательного потенциала пословиц, у учителей выявлена недостаточная профессиональная педагогическая компетентность. В программах подготовки учителей Турции недостаточно спроектировано содержание их этнопедагогической подготовки.

Литература

1. Алимбеков А. Педагогический потенциал пословиц и поговорок // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. - Бишкек, 2000. - № 5-6. - С. 129-140.

2. Волков Г. Н. Педагогические воззрения чувашского народа в поговорках и пословицах / Учен. зап. ЧНИИ. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1954. - Вып. X. - С. 183-208.

3. Akyüz Yahya, Türk Egitim Tarihi (M. Ö 1000 - M. S. 2007), Pegem A Yayincilik, Gözden Gegirilmi§ 11. Baski, 2007.

4. Bozkurt, Fuat, 1995, «Türk Halk Kültüründe Ho§görü», Uluslararasi Ho§görü Kongresi Bildirileri (10-12 Haziran 1995), Antalya.

5. Duymaz R. (2005). Atalar Sözü Müntehebat-i Durub-i Emsal. istanbul: Gökkubbe Yayinlari.

6. Güfta H. ve Kan, M. O. (2011). «ilkögretim 7. Simf Türkge Ders Kitabimn Dil ile ilgili Kültür Ögeleri Agisindan incelenmesi». Mustafa Kemal Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, 15, 239-256. s: 254.

7. OyAydin 1972, Tarih Boyunca, Türk Atasözleri. i§ Bankasi yay: istanbul.

8. Ta§delen V. (2000). «Türk Atasözlerinde Egitim». Ankara Üniversitesi Egitim Bilimleri Fakültesi Dergisi. 33.1. s: 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.