Научная статья на тему 'Исследование политико-идеологической маргинальности студенческой молодежи'

Исследование политико-идеологической маргинальности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / АБСЕНТЕИЗМ / ФОКУС-ГРУППА / MARGINALITY / POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL AND IDEOLOGICAL MARGINALIZATION / ABSENTEEISM / FOCUS GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черная С.Е.

Статья посвящена описанию исследования социальной и политической маргинализации молодежи процессу, который наблюдается во многих странах, в том числе и в России. Содержится краткий обзор зарубежных и отечественных источников, раскрывающих эту проблематику. Предлагается новый термин: «политико-идеологическая маргинализация». Основными методами исследования были анкетирование и фокусированные интервью студентов разных специальностей в нескольких вузах Крыма. В итоге, удалось обозначить некоторые особенности знаний, восприятия, отношения и мотивации относительно политики и идеологии. Выяснилось, что лишь незначительной части крымских студентов свойственно активное политическое поведение. При этом, установки и мотивация, направленные на различные формы политического участия, редко носят протестный характер и никак не наполнены идеологически. Большинство студентов политически индиферрентны, либо негативистски ориентированы относительно каких бы то ни было вариантов политического участия, имеют размытые представления об идеологиях и не склонны связывать их со своими личными ценностными ориентациями. Приходится констатировать, что по результатам исследования можно говорить о существующей тенденции к политико-идеологической маргинализации студентов, выражающейся в электоральном абсентеизме, политической пассивности и идеологической диффузности. В то же время маргинализация в сторону идеологической радикализации и деструктивной политической активности не обнаружена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL MARGINALITY AMONG STUDENTS

The article is devoted to the description of the study of the social and political marginalization of youth. This process is observed in many countries, including Russia. The article provides a brief review of foreign and domestic sources revealing this issue. A new term is proposed: "political and ideological marginalization". The main research methods were questionnaires and focused interviews with students of various specialties in several Crimean universities. As a result, it was possible to identify some features of knowledge, perception, attitude and motivation regarding politics and ideology. It has been found that only a small part of Crimean students may be characterized by active political behavior. At the same time, attitudes and motivation aimed at various forms of political participation are rarely protesting and are not ideologically filled. Most students are politically indifferent, or negatively oriented towards any options for political participation, have vague ideas about ideologies and are not inclined to associate them with their personal value orientations. We have to admit that according to the results of the study, we speak about the current trend towards political and ideological marginalization of students, expressed in electoral absenteeism, political passivity and ideological diffuseness. At the same time, marginalization towards ideological radicalization and destructive political activity was not detected.

Текст научной работы на тему «Исследование политико-идеологической маргинальности студенческой молодежи»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 4. С. 102-118.

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

Черная С. Е.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: chernayasophia@gmail.com

Статья посвящена описанию исследования социальной и политической маргинализации молодежи -процессу, который наблюдается во многих странах, в том числе и в России. Содержится краткий обзор зарубежных и отечественных источников, раскрывающих эту проблематику. Предлагается новый термин: «политико-идеологическая маргинализация». Основными методами исследования были анкетирование и фокусированные интервью студентов разных специальностей в нескольких вузах Крыма. В итоге, удалось обозначить некоторые особенности знаний, восприятия, отношения и мотивации относительно политики и идеологии. Выяснилось, что лишь незначительной части крымских студентов свойственно активное политическое поведение. При этом, установки и мотивация, направленные на различные формы политического участия, редко носят протестный характер и никак не наполнены идеологически. Большинство студентов политически индиферрентны, либо негативистски ориентированы относительно каких бы то ни было вариантов политического участия, имеют размытые представления об идеологиях и не склонны связывать их со своими личными ценностными ориентациями. Приходится констатировать, что по результатам исследования можно говорить о существующей тенденции к политико-идеологической маргинализации студентов, выражающейся в электоральном абсентеизме, политической пассивности и идеологической диффузности. В то же время маргинализация в сторону идеологической радикализации и деструктивной политической активности не обнаружена.

Ключевые слова: маргинальность, политическая социализация, политико-идеологическая маргинализация, абсентеизм, фокус-группа.

ВВЕДЕНИЕ

Словосочетания «молодежная маргинальность», «маргинализация молодежи» звучат настораживающе, если не пугающе. Тем не менее, в том или ином варианте эта смысловая связка и соответствующее содержание устойчиво занимают место в политологических и социологических исследованиях. И в меньшей степени - в психологических. Опубликованный в Лондоне в 2017 году сборник «Молодежная маргинальность в Британии. Современные исследования аскетизма» включает более десятка статей, посвященных таким острым темам как социальная маргинализации молодежи, неравенство и социальная изоляция, в том числе, по отношению к иммигрантам, ромам и особым группам: несовершеннолетним матерям, субкультурам бедности, аддиктам [1].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31507

102

В ряде статей подчеркивается апатия и отстраненность молодых людей от политического участие, дистанцирование от политической жизни в целом [2]. В научной литературе последнего десятилетия активно переосмысливаются процессы, свойственные политической социализации молодежи и приводящие, в числе прочего, к разным формам политической маргинализации [3]. Никто не оспаривает тот факт, что традиционная модель политической социализации молодежи в семье, общине и школе устарела, поскольку молодежь становится частью разных реальностей, в том числе, виртуальных и подвержена влиянию многочисленных векторов и факторов. При этом, не ясно, насколько молодые люди способны быть активными субъектами этого процесса. Важен результат этого процесса: какие установки будут сформированы у молодых людей относительно политического участия - от принадлежности к политическим партиям и непосредственного электорального поведения до протестных форм политического поведения [4].

Исследуется связь между социальной и политической маргинализацией. Предполагается, что социальное отчуждение приводит и к отчуждению политическому, рассматриваемого как сочетание низкого политического интереса и низкого политического доверия [5].

В то же время, появляются работы, в которых намечаются пути и возможности стимулировать активность молодежи за счет трансформации форм семейного общения и превращения дома в «мощный инкубатор гражданственности» [6, 7].

Встречаются исследования, в которых приводятся данные о том, как тенденция к политическому абсентеизму молодежи может быть остановлена (правда, на примере Сингапура) [8].

Отечественные исследователи отмечают процесс маргинализации молодежи как одну из наиболее острых социально-политических проблем. Основной причиной является трансформационные процессы, происходящие в экономике и общественно-политической жизни. В частности, социальная дифференциация и поляризация ограничивают возможности реализации жизненных планов. Отмечается, с одной стороны, «рост маргинальной молодежи, пополняющей ряды субкультурных, экстремистских, преступных организаций [9, с. 43], а с другой -«рост социальной апатии, ценностного отчуждения, культурного релятивизма, забвения исторической памяти и культурных ценностей российского общества» [10]. Достаточно обширен список социологических исследований, раскрывающих особенности маргинализации российской молодежи [11-13]. Исследованием политической маргинальности плодотворно занимается политолог А. М. Вафин, но это исследования лидерской маргинальности [14].

Итоги самых «свежих» исследований показывают почти повсеместное снижение электоральной и, в целом, политической активности молодежи. Но лишь немногие исследователи отмечают дифференциацию молодежи на политически пассивную, придерживающуюся абсентеистской позиции и оппозиционно-агрессивно настроенную по отношению к действующей избирательной системе и ее участникам [15, с. 6]. Большинство социологов на основании результатов региональных исследований вполне аргументированно доказывают, что превалирует все же пассивное поведение [16-18 и многие другие].

103

В то же время, психологических исследования политической или, тем более, политико-идеологической маргинализации, обнаружить не удалось, за исключением сравнительного исследование уровня политической социализации молодежи в Крыму в 2007 и 2019 гг. В статье отмечается снижение уровня политической социализации, что может являться косвенным признаком тенденции к политической маргинализации молодежи в сторону отчуждения от сферы политики и многие другие [19].

В нашем понимании политико-идеологическая маргинализация - это личностно обусловленный процесс дистанцирования от превалирующих в социуме ценностей, декларируемых большинством людей, а также формирование поведенческих паттернов, затрудняющих или исключающих легитимные формы политического участия. Политико-идеологическая маргинализация - это результат искаженной политической социализации, дезадаптации, фрустрированности, протеста и отчужденности относительно социальных общностей, от объективной политической реальности в целом. Разноплановые трансформационные процессы в обществе являются катализатором динамики всей совокупности конструктивных и деструктивных социально-психологических процессов: аномии и выстраивании новой нормативной системы бытия, разрушении прежних ценностей и формировании новой аксиологической системы. Положение молодежи, в определенном смысле, всегда носит транзиторный характер, но если в относительно стабильные периоды трансляция ценностей и поведенческих норм была вертикальной, от старших к младшим (хотя и не без естественного сопротивления), то теперь и старшее поколение нередко пребывает в растерянности относительно политики, идеологий и их ценностной основы. При этом потребность в социальной идентификации, свойственное человеку как социальному существу, никуда не исчезла и подталкивает к поиску. Но в какой группе молодой человек осознает и почувствует себя ее частью? Конечно, всегда есть выбор. Это может быть условная или реальная группа молодежи, которой присуща активная гражданская позиция, просоциальные поведенческие нормы и соответствующая идеология. Либо группа, в которой реально или виртуально включенным в нее людям, свойственны неопределенность, социальная апатия, идеологическая и ценностная размытость, политический абсентеизм, а возможно и девиантные или делинквентные формы поведения.

Основной целью проведенного исследования был поиск причин, по которым одни молодые люди склонны выбирать жизненную активность, в том числе, политическую, конструктивные формы самореализации, несмотря на имеющиеся сложности, а другие выбирают путь, ведущий к отчуждению и маргинализации, в том числе, политической. Впрочем, нельзя было исключать и на первый взгляд, парадоксальную возможность выявления в маргинализации и каких-то конструктивных оснований, поскольку маргинальность сложный и разноплановый феномен, а его переходный характер таит в себе поливалентный потенциал.

Цель статьи - описать процесс и результаты исследования особенностей знаний, восприятия, отношения и мотивации студенческой молодежи Крыма относительно политики и идеологии. Основная гипотеза исследования состоит в

104

предположении о том, что общемировой и, соответственно, общероссийский процесс отчуждения молодежи от реального политического участия, в той или иной мере затрагивает и молодых людей в Крыму, определяя тенденции к политико-идеологической маргинальности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В октябре-ноябре 2019 г. исследование проводилось в Таврической академии и в Гуманитарно-педагогической академии КФУ имени В. И. Вернадского, а также в Крымском инженерно-педагогическом университете. Однако студенты представляли разные районы Крыма. Средний возраст студентов - 21 год, средний возраст работающих специалистов, опрошенных в Симферополе, Ялте, Феодосии, Керчи, а также в нескольких селах и поселках Крыма - 26 лет.

Таблица 1

Характеристики выборки

ВОЗРАСТ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РЕСПОНДЕНТОВ (п=280)

Студенты 18-23 года

Специалисты 24-30 лет

у с с к и е

У кр а и н ц ы

Я

тр ы

Н 3 а

рс ык

и

е

г и

е *

у с с к и е

У кр а и н ц ы

я

тр ы

Н 3 а

рс ык

и

е

г и

е *

82

38

38

26

38

26

25

7

184

96

*Всего 33 человека: белорусы - 2, евреи - 2, армяне - 4, греки - 2; буряты - 2, болгары - 3, узбеки - 1, таджик - 1 + 18 человек были также отнесены к этой категории, т.к. не назвали свою этническую принадлежность или назвали себя крымчанами, славянами и проч.

Методы исследования и результаты.

В рамках комплексного исследования, поддержанного РФФИ проекта «Этнокультурные особенности политической и гражданской социализации молодежи в условиях трансформации политико-идеологической идентичности (на примере Крыма)» была разработана анкета, включающая несколько методик, и проведены соответствующие исследования, соотносящиеся с представленным в данной статье материалом [19-22]. Однако в данной статье сопоставляются результаты проведения нескольких фокус-групп и ответы респондентов на вопросы анкеты, соответствующие поставленной цели.

105

1. Фокус-группы.

Поскольку исследование носило комплексный характер, каждая фокус-группа предполагала несколько топик-гайдов и целей внутри них. Предполагалось выяснить, понимают ли молодые люди, что такое маргинальность, в том числе политико-идеологическая и, если да, то как они к относятся к этому феномену. Эталонной группой были выбраны студенты-политологи, хотя сама методология фокусированных интервью не предполагает работу с профессионалами. Это правило было нарушено намеренно: необходимо было выявить различия в характере политической социализации и, в частности, в знаниях относительно политики и идеологии, а также в восприятии политики и идеологии, отношению к ним. Выяснилось, что действительно, политологов нельзя считать мало или плохо социализированными в сфере политики, их политико-идеологические предпочтения, установки и мотивы выглядят достаточно осознанными, определенными и внутренне обоснованными. Поэтому, далее приводится материал фокус-групп, проведенных с «обычными» студентами: психологами, культурологами, инженерами, педагогами.

После краткого вступления и налаживания контакта, работа начиналась примерно одинаково. Приведем расшифровку аудиозаписей работы нескольких фокус-групп. Поскольку основные вопросы в каждом топик-гайде были примерно одинаковыми, считаем уместным привести смонтированную стенограмму. Вопросы модераторов выделены курсивом. Как вы полагаете, что такое идеология?

И. Это система взглядов и идей в политике.

Ал. Это мировоззрение.

Ф. Это система взглядов, навязываемая государством, властью.

И. То, к чему мы стремимся... то, к чему хочется максимально приблизиться...

Вл. Это не то, к чему стремимся мы, а то, к чему настраивают нас те самые

политики. У государства идеология. Если есть идеология, то такое общество

легче контролировать. На чем основана идеология?

Н. На правилах, соответствующих этой идеологии.

И. Идеология основана на каком-то учении.

И. Правила, стереотипы, штампы. Ценности.

Л. Идеология - это не только политика, но и, например, религия.

П. Многие компании имеют свою идеологию.

Л. В основе религии - идея о Божественном.

Ф. В религии единый смысл, единые правила, единые ценности и единый бог.

П. В мусульманских странах ислам - это идеология.

A. Свод моральных законов, то есть, этика.

B. В основе идеологии ценности.

Л. Ценности религии - православия, монархии, а также слепок с предыдущих

идеологий. Вы лично принимаете такую идеологию?

Б. Нет, наше поколение не религиозно и самодержавие тоже не принимается.

106

А. Скорее, идеология патриотизма. Мы должны себя чувствовать гражданами этого государства, России. Б. Хотя мы и родились в Украине.

П. Но это было давно. И не дай Б-г. Точно было бы хуже. Чем хуже?

A. Например, санатории были просто «убиты», а теперь понемногу возрождаются. То же с дорогами. Однако цены на продукты очень высокие, хотя мост вступил в строй.

Б. Непонятно, почему рыба дорогая? Неужели ее всю везут с материка? П. А что у нас поймаешь?

B. У меня мама учитель. Учителя получали в Украине копейки, а теперь за 2 месяца можно отложить деньги из зарплаты на что-то, например, купить телефон.

Есть ли в России идеология?

А. Нет. После распада СССР идеология только формируется. Ф. Да, есть попытки выстроить идеологию.

О. Да, есть попытки и много красивых слов, но мы для этого ничего не делаем и поэтому ничего не поменяется.

Е. Да, раз мы стремимся к чему-то, значит есть идеология. Но вот какая? Не знаю...

М. Мне кажется, идеология любого государства - это сохранить мир, чтобы не было трагедий каких-то, террористических актов. Вл. Ну, это скорее, цель.

З. Я думаю, в России идеология на уровне слов. Например, толкаются речи о том, что должна быть здоровая нация. Но, при этом, мало действий в эту сторону совершается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Конституции России прямо сказано, что никакая идеология не может быть ведущей. Считаете ли вы это правильным? Молчание.

Но есть ли страны, где такая ведущая идеология есть?

Е. Да, Великобритания. Там монархия, идеология традиций. Они этим гордятся. Тем, что это страна лордов, аристократов. О. Северная Корея - коммунистическая идеология. Знакомы ли вы с названием идеологий? Е. Да, коммунистическая, нацистская. З. Фашистская.

Н. «Либерастическая», демократическая. А в чем суть этих идеологий, кто-нибудь знает?

(Общее молчание) Идеологии как-то связаны с политикой, на ваш взгляд?

Н. Политик утверждает, что государству, людям в результате реализации этой идеологии будет хорошо. П. И в результате всем еще хуже. Б. Ну, не всем. (Общий смех)

107

Вл. Политикам нужно больше власти. Власти над всеми. Кто-то из вас все же хочет быть политиком?

Нет (Хором) А почему?

Грязное дело.

Ассоциация сразу идет: это нечестные люди. А есть ли у нас какие-то альтернативные не мейнстримные идеологии?

Е. Может быть, космополиты, которые отрицают деление на страны. Но это не поддерживается государством. Известно ли вам, как называется парламент в России? (Общее молчание)

А в какие властные структуры мы недавно выбирали депутатов, помните?

Ф. Вы выбирали (Общий смех) Ну кто-то же из вас точно участвовал в выборах? В. Я.

То есть, вы все устраняетесь?

О. Мы не устраняемся, а просто не знаем зачем это. И вообще, политика - дело

непонятное.

Ф.И грязное.

Е. В 2014 году много говорили о политике. Когда Крым присоединялся к России. Тогда были серьезные разборки прямо внутри семей. В школе. Потом все как-то поутихло. То есть, пик вашей политической социализации пришелся на 13-14 лет? Е. Да. Точно.

А в чем суть политической социализации, как вы считаете?

Вл. Адаптация или подстраивание под идеологию правящей партии. Или лидирующей в том или ином регионе. Вы считаете себя политически социализированными людьми?

Хором - Нет. То есть, эта сфера жизни - не ваша?

Хором - Да. И вы не слишком доверяете политикам. Ф. А с чего бы им доверять? И. Нет, конечно.

О. Сложно ответить. Обмана много. Вы конкретно сталкивались с обманом?

Ф. Нет, мы до этого не доводим. Потому что не даем никому такой возможности.

О. Мы просто не приходим.

А можно ли иметь активную жизненную позицию и не быть, при этом включенным в политику?

М. Да, конечно. Нужно начинать с себя. Если я борюсь за экологию, то я буду сортировать мусор, макулатуру. Это может проявляться во всех сферах жизни.

108

Можно участвовать в различных добрых делах, быть волонтерам, помогать людям. Политика здесь ни при чем.

Вл. Есть позиция гражданская., то есть моя определенность относительно тех или иных сфер общества. как я могу проявить свою позицию? И могу ли? Чаще всего граждане, которые пытаются отстоять свою позицию, арестовываются. Если митинг, то приезжает ОМОН. Если эта идеология не устраивает государство. То есть, проявить свою позицию можно только в качестве некоего протеста? О. Есть мирные митинги.

Ф. Можно самим что-то делать. Есть некоммерческие организации. Можно такую создать и создать какую-то идеологию и развивать ее в каком-то регионе. А потом по всей России и таким образом изменить что-то. выставить свою идеологию.

Вл. Опять-таки, если такая идеология не будет идти рядом с идеологией страны, то вряд ли можно будет ее развивать. Это факт. А гражданское общество - оно противостоит государственной системе или оно является частью государственной системы?

Вл. Оно не может идти против государственной системы. А есть случаи в мире, когда гражданское общество противостоит государственной системе? Или имеет силы противостоять?

Вл. Конечно, в последние пять лет это очень актуально в странах Европы. А в Соединенных Штатах?

Вл. Там государство более лояльно, по-моему. Но все равно не дадут развиваться. Хотя там зависит от того, какой штат. А бывает ли наоборот, когда люди или гражданское общество начинают влиять и как-то начинают влиять на идеологию?

Н. Мне кажется, это зависит от количества людей.

А. Мне кажется, это фантазм самого общества и людей - что они как-то повлияли на идеологию государства.

М. А мне кажется, уже такое было. Когда женщины начали бороться за свои права. Это и было проявление гражданской позиции.

Ф. В творчестве можно проявлять свою позицию тоже. И это есть в нашей культуре. Раньше многое запрещалось в СССР. Сейчас более лояльно. И есть интернет, так что это доступно. Поэтому Россия хочет сделать свой интернет, как в Китае.

Вам знакомо понятие маргинальность? Н. Нет. Не очень.

О. Это, по-моему, люди не имеющие гражданства.нет, что-то связанное с гражданством. или с местом жительства. что-то такое.

Какой оттенок есть в этом слове? Позитивный - я маргинал? Или негативный, как вы чувствуете?

Хором - негативный.

Вы опасаетесь кого-то обидеть? Представьте, вы скажете кому-то: ты -маргинал?

109

З. Мне кажется, что есть маргиналы, и есть самая последняя ступень - это люмпены. Это низшие слои общества, которые не придерживаются социальных норм. Маргиналы - это люди, выброшенные из этого общества.

В вашей жизни вы сталкиваетесь с людьми, которых можно назвать маргиналами?

Б. Да, вот я, например (общий смех).

О. Ну, это нечто негативное - социальное дно: бомжи, проститутки,

алкоголики.

П. ЛГБТ - сообщество.

И. Да, ладно, чего это ты?

П. А что?

О. Наркоманы, безработные. Общество считает, что это плохо. Какие у них проблемы?

Н. Бездействие. Безволие. Лень.

A. Не всегда, чаще всего это вынужденная ситуация. Те же мигранты: потеряли работу, дом, им нужно обустраиваться.

О. Жизнь так сложилась.

B. Живой пример - мой друг. Поступил в университет, но не учился и он уже отчислен, но родители не знают и обеспечивают его. И он целыми днями сидит и играет. Чистый маргинал.

А. Но нужно понять, почему он не учился? Б. Ленивый. Он ничего не пытается, он завис.

А. Может у него есть какие-то переживания. Может, конфликты в группе. И. Возможно, есть что-то внутри него, что не дает ему правильно жить. Быть как все. Как большинство, по крайней мере.

П. Вот у меня тоже есть знакомый, он закончил университет и стал архитектором. Но он не хочет там работать и родители его содержат. Попытался учиться и стать экономистом, но у него не вышло. И теперь он говорит, что ему скучно.

Мы можем назвать маргиналами людей, которые ищут себя или у которых что-то не получилось?

Б. Ну, я бы не назвал маргиналами людей, которые ищут себя. Они что-то делают. Они находятся в поиске. Опасны ли эти люди для общества?

A. Если у людей нет убеждений и они не относят себя к какой-либо социальной группе, то им можно навязать и какую-то идеологию и какие-то действия. Он может стать террористом.

B. Вот на тех же митингам полно безработных Им платят.

А. В России у многих нет каких-то четко сформулированных позиций. Они опасны, потому что их легко завлечь?

А. Да, но их можно привлечь не на митинг, а на что-то полезное, например, привлечь к волонтерству.

И. При этом не обязательно платить, можно накормить, дать им какой-то приют.

110

Мы сейчас говорим о бездомных?

И. Нет, необязательно. О студентах. многие ходят на конференции ради бутербродов. Смех. Испытывали ли вы в своей жизни состояние, когда вы находитесь между, на периферии культур?

Б. Да, есть какая-то тревожность. Евпатория превратилась для меня в какое-то скопище урок. Много бурс. Я смотрю на поведение своих сверстников. Небезопасно. Идут толпой и кричат матерными словами. Вы считаете их маргиналами? Б. Я считаю их идиотами.

В. Они пытаются выделится таким способом, потому что не знают другого. Им нужно материться, драться - так они выражают свою маскулинность. Приходилось ли вам чувствовать себя на границах разных культур? Понимаете ли вы, что чувствует иммигрант?

Б. Не знаю, мне здесь некомфортно. Я бы в Канаду уехал. Там порядок, за каждого человека отвечает полиция. Зарплата, уровень жизни. Да, чувствую угрозу своей безопасности, ограничения в развитии. Например, не всегда могу заплатить банковской картой.

А. Мы, студенты-культурологи, еще не определились, кем мы хотим быть. Так что, вы находитесь в маргинальном статусе?

А. Нет. Мы не должны говорить, что я культуролог, а нужно говорить, что мы умеем делать. Культуролог - это досуговая деятельность, можно, например, экскурсии водить.

И. Сейчас я с людьми очень тяжело общаюсь, если они бескультурны. Они меня не понимают. Я к той популяции стремлюсь, где меня понимают. А где вас понимают - вот этот круг? И. Нет.

Б. Я чувствую себя гораздо комфортнее со взрослыми людьми. Они более предсказуемые?

Б. Да, и поэтому я хочу куда-то туда. В ту же Канаду. В Австрию. В Данию. В Европе больше людей пожилого возраста.

Как вы думает, маргинальная личность это:

а) Маргинальная личность - это продукт маргинальной ситуации (внешних условий: миграции; смены статуса, роли, жизненных обстоятельств... и т.д.).

б) Маргинальность - это личностная особенность, внутреннее состояние.

A. Скорее, и то, и то.

И. Иногда это состояние душевной определенности. А иногда это ситуация.

B. Но временный статус на то и временный, что он закончится.

Считаете ли вы, что есть люди более склонные к такому состоянию неопределенности, размытости и есть люди менее склонные? О. Да.

А кто из вас причисляет себя к тем людям, которые все-таки менее склонны к этим состояниям? Или вы все находитесь в ситуации, когда эта внутренняя неопределенность проявляется?

111

В. Да, это бывает у каждого. Даже если он не признается в этом. Он рефлексирует.

Вы думаете, что люди так рефлексивны?

В. Нет. Но кто-то менее чувствителен, а кто-то более. О. Вообще, это зависит от душевной организации.

Вот вы были подростками, то есть, этот возраст так и называют иногда -переходным. А теперь вы ближе к взрослости и находитесь в возрасте, который называется юность. И вот это состояние размытости, неопределенности было больше выражено тогда или сейчас? Хором - сейчас.

A. В том возрасте было гораздо больше определенности. Я, например, точно знал, что я буду делать, когда и где.

B. До 18 ты мечтатель по своей сути и все идеализируешь. Ты думаешь, что все будет и так, и этак. Теперь гораздо больше удручают мысли о будущем.

О. В подростковом возрасте мы все учились в воображаемом Питере. В более престижном учебном заведении. И думали: «В моем будущем все будет восхитительно! ».

Б. Я был профессиональным футболистом и думал, что в 27 буду играть в Лиге

чемпионов.

А. Но тебе еще не 27.

Б. Не 27, но я сейчас по лестнице поднимался.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. Это все отговорки. Когда люди четко формулировали, у них были четкие ценности.

О. Они просто знали, что они хотят. Не было выбора. А теперь выбор ограничен. Точнее, чем больше выбор, тем больше мучений.

B. Ты делаешь выбор, а на тебя давит социум.

Почему вы не радуетесь такому количеству возможностей? Б. Потому что мы их не видим.

О. Потому, что их так много, что сложно выбрать и страшно пойти не туда.

2. Вопросы анкеты, касающиеся маргинальности вообще, принадлежности к маргиналам, отношению к ним.

Существуют ли, на Ваш взгляд, маргинальные группы, т.е., находящиеся на периферии современного общества, зачастую не понимаемые и не принимаемые большинством людей?

3,9% респондентов выбрали вариант «в современном обществе нет таких групп»; 77,6% выбрали ответ: «наверное, есть, но не могу их назвать» и 18,4 ответили утвердительно и назвали такие группы. Маргинальные группы такие как:

50% респондентов назвали ЛГБТ; 2% назвали программистов и чуть больше 8% «набрали» остальные группы: безработные, иммигранты, сектанты, фанатики, население стран третьего мира, душевнобольные.

Как лично Вы относитесь к тем или иным маргинальным группам?

112

Положительно относятся к маргинальным группам (в том числе, те, кто не знает об их существовании, либо не может привести пример) - 10,2%; скорее положительно, чем отрицательно - 6,8%; скорее отрицательно, чем положительно -3,4%; отрицательно - 10,2%; индифферентно - 69,5%.

Чувствуете ли свою принадлежность к той или иной маргинальной группе?

Да - 3,9%, нет - 96,1%.

3. Пункты анкеты, включающие незаконченные предложения, на основании завершения этих предложений предполагалось выявить те или иные причины социально-психологической дифференциации, а возможно, маргинализации молодежи. Приводим наиболее характерные ответы большинства респондентов. Количественный анализ не представляется возможным, поскольку каждый ответ по-своему уникален в своей конкретике, хотя по сути есть похожие ответы и взяты только те, которые встречались более 2-3 раз. По возможности, попытаемся сгруппировать и систематизировать ответы по группам (признакам).

Молодежь в нашем регионе делится на:

- психологические признаки - адекватную и неадекватную; стремящуюся к развитию и инертную; умную и глупую; активную и пассивную; религиозных фанатиков и миролюбцев, толерантную и интолерантную;

- политические признаки - по оценке факта вхождения Крыма в состав РФ, политически активных и пассивных; понаехавших и ассимилированных; воздержавшихся, националистов и нейтральных; по партийным пристрастиям;

- экономические признаки - обеспеченных и малообеспеченных; учащуюся, работающую и безработную;

- социологические признаки - социальные группы; деградантов и интеллигентов (интеллектуалов); образованную и не образованную; мальчиков и девочек; придерживающихся ЗОЖ и наркоманов; тусовщиков и работяг; российскую, украинскую и крымскотатарскую;

нравственных и маргинальных.

Сегодня отношения между людьми строятся на:

- позитив - доверии; взаимоуважении; взаимопонимании; взаимопомощи; общем стиле жизни; умении общаться;

- негатив - недоверии; личных интересах; взаимной выгоде; принуждении;

- нейтральность - люди разные; по-разному, смотря между кем и кем; политических взглядах; религиозных убеждениях; общих интересах.

«Своими» среди сверстников я считаю: тех, с кем хорошо общаюсь; людей, которые меня понимают; кто готов мне помочь; тех кому доверяю; адекватных и позитивных людей; со сформировавшимися взглядами; близких по мировоззрению; смышленых людей моей национальности; образованных людей, студентов; никого; друзей, имеющих цели в жизни; уважающих свою нацию и родину; занимающихся одним делом; своих; практикующих ислам крымских татар; кто относится ко мне открыто и хорошо; честных и искренних людей; с аналогичной жизненной позицией.

113

Мне сложно общаться с людьми, которые: неадекватны; с которыми не хочу; на которых нельзя положиться; менее интеллигентны; лгут; зацикленных на себе; с завышенной самооценкой; далеки от меня, консервативны; ограничивают свободу других; не хотят думать; раздражают; нет жизненных целей; молчат; либералов; не способных на конструктивный диалог; не уважают меня и традиции моего народа; атеистов; зацикленных на политике; не понимают меня; часто обижаются; религиозных; лезут в личные границы.

Политическая реальность в Крыму вызывает у меня разные чувства. Основные - это:

- позитивные - радость, что нет войны; ремонт дорог; спокойствие; гордость; стабильность; положительные; заинтересованность; сила;

- негативные - неэффективность; разочарование; печаль, тоска; все слишком бредово для реальности; страх; недовольство; этно-национальные конфликты; негативно; тревога; отвращение; несправедливость; недоверие; рост цен; переживания; апатия;

- нейтральные - никаких чувств.

Сейчас жизнь молодых людей в Крыму представляет собой:

- позитивные - неплохое существование; самореализация в различных сферах общественной жизни; общественное развитие; спокойную жизнь; увлекательное и познавательное времяпрепровождение; стабильность; мирную жизнь без военного положения;

- негативные - боль и печаль; не развитое в сфере ИТ; слегка тяжелая, рутинная; нет перспектив; ничего не представляет; неопределенность и отсутствие выбора; рутину; стремление уехать; выживание; заняты собой и стремятся к заработку; борьба за права коренного народа; борьбу друг перед другом; угрозы;

- неоднозначные (продиктованные объективными факторами) -возможность уехать на материк (РФ) учиться и там остаться; частичный крах, но при этом развитие;

- нейтральные - как и была прежде; обучение; как в целом по РФ; мероприятия;

Я надеюсь, что будущее Крыма: успешное; признанное (отмена санкций); изменится в лучшую сторону; мир и согласие; будет более развитым; в хороших руках; станет лучше, но не точно; более продвинутым в сфере обучения; наступит когда-нибудь; будет; обретет некую определенность; связано с РФ; зависит только от Крыма; будет лучше; будет ближе к Крымской мечте; будет полной противоположностью наших реалий; не будет зависеть от страны, которая стремиться депортировать крымских татар; автономия в составе другого государства; процветание; с другой властью.

ВЫВОДЫ

В результате сопоставления и анализа результатов анкетирования и фокус-групп можно утверждать, что для принявших участие в исследовании студентов, в значительной степени свойственны негативные переживания относительно политической реальности и жизни молодежи в Крыму. Студенты - представители

114

разных этнических групп и учебных специальностей отмечают неэффективность политики и политиков, недоверие к ним, разочарование и отсутствие веры в справедливость в сфере политики. Идеологических предпочтений у большинства молодых людей нет, так же, как и систематизированных, а нередко даже и отрывочных знаний о существующих идеологиях, политических организациях. Только около 5% респондентов признают для себя возможность активного участия в политике в качестве лидеров и лишь 20% видят смысл в своем участии в электоральном процессе.

Материал исследования дает основания с высокой долей вероятности предполагать, что основными причинами негативного или индифферентного восприятия политико-идеологической сферы, отчуждения и политической апатии являются:

1. Непонимание эмоций и чувств молодежи (включая детей и подростков) относительно содержания и форм гражданско-патриотической работы, которая с ними проводится со стороны школьных и вузовских педагогов, инициаторов и непосредственных организаторов разного рода мероприятий, призванных направленно социализировать молодых людей в сфере идеологии и политики. Зачастую, это дежурные, заорганизованные мероприятия, приуроченные к определенным датам и проводимые без основательной психологической подготовки, нередко в приказном порядке. Учитывая протестный характер восприятия молодыми людьми всего навязанного, или, во всяком случае, напрямую не связанного с их потребностями и переживаниями, такой подход к реализации, несомненно, благих целей, приводит к обратному результату.

2. Внутренний протест, вызванный замаскированным в идеологическую обертку принуждением, наряду с необходимостью проявлять конформистское поведение там, где его социально опасно не проявлять, вызывают внутриличностный конфликт и стремление дистанцироваться от сферы жизни, связанной с психологическим дискомфортом. Усугубляет ситуацию нередко встречающаяся неискренняя позиция взрослых организаторов и/или ведущих этих мероприятий. Действительно, ли они транслируют свои настоящие ценности и действуют по велению души или их гражданственность и патриотизм манифестируется по приказу свыше и тоже являются формой конформизма? Но люди и особенно дети мгновенно улавливают фальшь, и тогда диссонанс между должным и сущим крепчает.

3. Качественный анализ аудиозаписей, а затем стенограмм фокусированных интервью, позволяет утверждать, что именно эти психологические причины, а не экономическая ситуация или какие-то локальные события являются основной причиной политико-идеологическая маргинализации, то есть личностно обусловленного процесса дистанцирования от превалирующих в социуме ценностей, декларируемых большинством людей, а также формирования поведенческих паттернов, затрудняющих или исключающих легитимные формы политического участия. Известно, что искренняя вера в идеалы и ценности, активная включенность в общественную жизнь действительно какое-то время имели

115

место в истории нашей страны, да и других стран, несмотря на гораздо более сложную экономическую и всякие иные непростые ситуации.

4. Еще одним доказательством этого утверждения служит тот факт, что часть студентов, хотя, к сожалению, незначительная, отличается и вполне осознанными, выверенными идеологическими предпочтениями, и конструктивной политической активностью. Но чаше всего, это молодые люди, ориентированные на участие в политической жизни в качестве политиков или политологов, собственно, обучающиеся этой специальности.

5. И последний, внушающий оптимизм вывод: практически все участники исследования, независимо от их отношения к идеологии, политике, политикам, политической реальности и нынешней ситуации, в которой, по их мнению, находится крымская молодежь, верят в перспективы светлого будущего Крыма.

Список литературы

1. Youth Marginality in Britain Contemporary Studies of Austerity, Edited by Shane Blackman and Ruth Rogers. - Bristol University Press, Policy Press. - 2017. - 312 р.

2. Manning N. The relational self and the political engagements of young adults / N. Manning // Journal of Sociology. - 2014. - No 50(4). - P. 486-500.

3. Gordon H. R. Rethinking youth political socialization: Teenage activists talk back / H. R. Gordon, J. K. Taft // Youth and Society. - 2011. - No 43(4). - P. 1499-1527.

4. Habashi Janette. Political Socialization of Youth: A Palestinian Case Study / Janette Habashi. - New York: Palgrave Macmillan, 2017. - 224 p.

5. Oskarson Maria. Social and Political Marginalization in Hard Times. Department of Political Science University of Gothenburg Sweden. URL: https://mafiadoc.com/social-and-political-marginalization-in-hard-times_5a0c94e61723dd3c321e042f.html

6. McDevitt M. From top-down to trickle-up influence: Revisiting assumptions about the family in political socialization / M. McDevitt, S. Chaffee // Political Communication. - 2002. - No 19(3). - Р. 281-301.

7. McDevitt M. Active political parenting: Youth contributions during election campaigns / M. McDevitt, S. Kiousis // Social Science Quarterly, 2015. - No 96 (1). - P. 19-33.

8. Warren R. Political Socialization: Modeling Teen Political and Civic Engagement / R. Warren, R. H. Wicks // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2011- No 88. - Р. 156-175.

9. Исаева М. А. Предпосылки и источники молодёжного экстремизма / М. А. Исаева // Власть. - 2007. - № 12. - С. 43. - С. 39-46.

10. Касьян З. А. Маргинализация молодежи в современном российском обществе: социологический анализ: диссертация ... кандидата социолог. наук / З. А. Касьян. - Новочеркасск, 2010. - 155 с.

11. Вишневский Ю. А. Парадоксальный молодой человек / Ю. А. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 26-36.

12. Зубок Ю. А. Самоорганизация в проявлениях молодёжного экстремизма / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 54-61.

13. Лескова И. В. Маргинальность и культурная идентификация молодёжи / И. В. Лескова // Социальная политика и социология. - 2008. - № 2. - С. 252-259.

14. Вафин А. М. Политические маргиналы в России и Европе: Лимонов, Фортейн, Кон-Бендит и другие случаи / А. М. Вафин. - М.: Канон+, 2016. - 156 с.

15. Бессонова В. В. Значение электоральной культуры молодежи в условиях современного гражданского общества / В. В. Бессонова // Человек и его ценности в современном мире: IX Международная научно-практическая конференция. - Чита: Изд-во ЗабГУ, 2017. - С. 5-10.

16. Бетехтина А. В. Электоральное поведение молодежи: почему молодежь не ходит на выборы? / А. В. Бетехтина, Н. В. Олухов // Вопросы управления. - 2012. - № 1. - С. 12-20.

116

17. Головацкая М. В. Исследование электорального поведения студенческой молодежи (на материале юго-востока Московской области) / М. В. Головацкая // Вестник Московского государственного областного университета. - М., 2016. - № 1. - С. 1-9.

18. Каримов Р. А. Детерминанты электоральной пассивности молодежи РФ (на примере Республики Башкортостан) / Р. А. Каримов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Казань, 2014. - Т. 156, № 6. - С. 238-245.

19. Черный Е. В. Политическая социализация крымской молодежи в динамике / Е. В. Черный // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2019. - Т. 5 (71), № 4. - С. 137-151.

20. Черный Е. В. Психологический анализ становления политико-идеологической и гражданской идентичности молодежи (на примере крымского региона) / Е. В. Черный, М. А. Латышева // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - Т. 5 (71), № 4. - С. 117-132.

A STUDY OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL MARGINALITY AMONG STUDENTSm

Chernaya S. Y.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: chernayasophia@gmail.com

The article is devoted to the description of the study of the social and political marginalization of youth. This process is observed in many countries, including Russia. The article provides a brief review of foreign and domestic sources revealing this issue. A new term is proposed: "political and ideological marginalization". The main research methods were questionnaires and focused interviews with students of various specialties in several Crimean universities. As a result, it was possible to identify some features of knowledge, perception, attitude and motivation regarding politics and ideology. It has been found that only a small part of Crimean students may be characterized by active political behavior. At the same time, attitudes and motivation aimed at various forms of political participation are rarely protesting and are not ideologically filled. Most students are politically indifferent, or negatively oriented towards any options for political participation, have vague ideas about ideologies and are not inclined to associate them with their personal value orientations. We have to admit that according to the results of the study, we speak about the current trend towards political and ideological marginalization of students, expressed in electoral absenteeism, political passivity and ideological diffuseness. At the same time, marginalization towards ideological radicalization and destructive political activity was not detected.

Keywords: marginality, political socialization, political and ideological marginalization, absenteeism, focus group.

[1] The research has been financially supported by RFFR and ANO EISR within the scientific project № 19011-31507

117

References

1. Youth Marginality in Britain Contemporary Studies of Austerity, Edited by Shane Blackman and Ruth Rogers, 312 p. (Bristol University Press, Policy Press, 2017).

2. Manning N., The relational self and the political engagements of young adults, Journal of Sociology, 50(4), 486 (2014).

3. Gordon H. R. and Taft J. K. Rethinking youth political socialization: Teenage activists talk back, Youth and Society, 43(4), 1499 (2011).

4. Habashi Janette, Political Socialization of Youth: A Palestinian Case Study, 225 p. (Palgrave Macmillan, New York, 2017).

5. Oskarson Maria, Social and Political Marginalization in Hard Times. Department of Political Science University of Gothenburg Sweden. URL: https://mafiadoc.com/social-and-political-marginalization-in-hard-times_5a0c94e61723dd3c321 e042f.html

6. McDevitt M. and Chaffee S. From top-down to trickle-up influence: Revisiting assumptions about the family in political socialization, Political Communication, 19(3), 281 (2002).

7. McDevitt M. and Kiousis S. Active political parenting: Youth contributions during election campaigns, Social Science Quarterly, 96(1), 19 (2015).

8. Warren R. and Wicks R. H. Political Socialization: Modeling Teen Political and Civic Engagement, Journalism & Mass Communication Quarterly, 88, 156 (2011).

9. Isaeva M.A., Background and sources of youth extremism, Power, 12, 43 (2007).

10. Kasyan Z.A., The marginalization of youth in modern Russian society: a sociological analysis: the dissertation ... candidate of sociological sciences, 155 p. (Novocherkassk, 2010).

11. Vishnevsky Yu. A. and Shapko V.T., Paradoxical young man, Sociological studies, 6, 26 (2006).

12. Tooth Yu.A. and Chuprov V.I., Self-organization in the manifestations of youth extremism, Sociological studies, 1, 54 (2009).

13. Leskova I.V., Marginality and cultural identification of youth, Social policy and sociology, 2, 252 (2008).

14. Vafin A.M., Political marginals in Russia and Europe: Limonov, Forteyn, Kon-Bendit and other cases, 156 p. (Canon +, M., 2016).

15. Bessonova V.V., The value of the electoral culture of youth in modern civil society, Man and his values in the modern world: IX International scientific and practical conference (Publishing House of ZabSU, Chita, 2017), P. 5-10.

16. Betekhtina A.V. and Olukhov N.V., Electoral behavior of youth: why youth do not go to the polls?, Management issues, 1, 12 (2012).

17. Golovatskaya M.V., The study of the electoral behavior of students (based on the material from the southeast of the Moscow region), Bulletin of Moscow State Regional University, 1, 1 (2016).

18. Karimov R.A., Determinants of electoral passivity of youth of the Russian Federation (on the example of the Republic of Bashkortostan), Uchenye zapiski Kazan University. Series: Humanities, 156, 6, 238 (2014).

19. Cherniy Y.V., Political socialization of Crimean youth in dynamics, Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology, 5 (71), 4, 137 (2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Chernyi Y.V. and Latysheva M.A., Psychological analysis of political and ideological identity formation among youth (by the example of the crimean region), Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology, 5 (71), 4, 117 (2019).

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.