Научная статья на тему 'Исследование политики обслуживания пожилых людей в современном Китае – на примере Шанхая'

Исследование политики обслуживания пожилых людей в современном Китае – на примере Шанхая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старение / забота о пожилых людях на дому / община / aging / care for the elderly at home / community

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Сюй, Ма Чуань, Цао Иньтин

Чтобы справиться с серьезной проблемой старения населения, в Шанхае была создана структура ухода за пожилыми людьми с общинной службой ухода за пожилыми людьми на дому в качестве основной службы, и административной службой в качестве дополнительной. Пожилым людям предоставляются услуги ежедневного ухода, медицинское обслуживание, медико-санитарное обслуживание, социальная помощь и моральная забота. Службы по уходу за пожилыми людьми на дому за более чем десятилетнюю практику добились определенных результатов, однако, по-прежнему, имеются проблемы и недостатки. Вследствие этого, необходимо увеличить капитальные вложения, совершенствовать согласованность политических установок, повысить мастерство команд обслуживания, совершенствовать механизм оценки в отношении начала деятельности, еще более способствовать развитию общинной службы заботы о пожилых людях на дому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ли Сюй, Ма Чуань, Цао Иньтин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the policy of service for the elderly in modern China – on the example of Shanghai

In order to cope with the serious problem of population aging, an elderly care structure was created in Shanghai with a community service for elderly care at home as the main service, and an administrative service as an additional one. The elderly are provided with daily care services, medical care, health care, social assistance and moral care. Services for the care of the elderly at home have achieved some results over more than a decade of practice, however, there are still problems and shortcomings. As a result, it is necessary to increase capital investments, improve policy coherence, improve the skills of service teams, improve the evaluation mechanism for starting activities, and further promote the development of a community service for caring for the elderly at home.

Текст научной работы на тему «Исследование политики обслуживания пожилых людей в современном Китае – на примере Шанхая»

Ли Сюй

Доцент Института марксизма.

Восточно-Китайский университет политологии и права.

Ма Чуань

Доцент Института марксизма.

Восточно-Китайский университет политологии и права.

Цао Иньтин

Студентка Института иностранных языков.

Восточно-Китайский университет политологии и права.

Исследование политики обслуживания пожилых людей в современном Китае - на примере Шанхая

Процессе ускорения экономического и социального развития Шанхай все чаще сталкивается с проблемами и давлением, вызванными старением населения. В «Демографическом словаре», составленном международным Институтом народонаселения при ООН, дано научное определение старения населения. Когда доля населения старше 60 лет в стране или регионе достигает или превышает 10% от общей численности населения или численность населения старше 65 лет достигает или превышает 7% от общей численности населения, в этом случае, население называется «пожилым населением», а общество считается «стареющим обществом». Шанхай еще в 1979 году, прежде всей страны, стал обществом пожилых людей. В 2019 году в Шанхае проживало 5,1812 млн. человек 60 лет и старше, что составляет 35,2% от общей численности зарегистрированного по месту жительства населения, что на 0,8% выше, чем 34,4% в 2018 году. Старение населения порождает реальную проблему пенсионного обеспечения.

Китай, будучи восточной страной с древними историческими традициями, унаследовал многие традиционные концепции и идеи, среди которых представление о том, что вырастить детей, чтобы обеспечить опору в старости, по-прежнему, очень популярно и превозносится многими пожилыми людьми. Такого рода представление в отношении за-

боты о стариках проявляется, в основном, во многих семьях, придерживающихся семейного образца заботы о старших. Родители и старшее поколение считают, что они сами вскармливали детей до взросления, пока имели такую возможность, поэтому и требуют, чтобы дети и следующее поколение, будучи совершеннолетними, брали на себя ответственность за материальное обеспечение своих престарелых родителей. Однако после реализации политики планирования семьи, из-за изменения демографической структуры китайских семей, сокращения размера семей и выхода молодежи на работу, модель семейного пенсионного обеспечения уже не смогла удовлетворить потребности общества в пенсиях. Институциональные пенсии ограничены нехваткой ресурсов и высокими затратами, нет возможности их широкого внедрения. Учреждение диверсифицированной структуры пенсионного обеспечения с одновременной разработкой модели пенсионного обеспечения по месту жительства является основным способом удовлетворения огромного спроса на пенсионное обеспечение.

1. Процесс развития модели общинной заботы о пожилых людях в Шанхае

Теоретическая основа структуры плюралистического пенсионного обеспечения восходит к концепции плюрализма благосостояния, выдвинутой Уоллвиндом в 1978 году. В своей монографии «Сообщение Уоллвинда о будущем добровольческих организаций» он утверждал и подчеркивал влияние многообразия при вступлении добровольческих сил. Он считал, что социальное обеспечение в интересах общества вливается через множество каналов, и это обслуживает общество. Росс (1986) предложил разные способы пополнения источников благосостояния: государство, рынок и семья - все три компонента сочетаются для построения благосостояния общества. Что касается службы взаимопомощи пожилым людям по месту жительства, предоставление таких услуг не может опираться на одного субъекта, а именно, услуги, ресурсы и обязанности взаимопомощи служб ухода за пожилыми людьми должны предоставляться, инвестироваться и выполняться несколькими субъектами. В то же время несколько субъектов не могут идти разными путями, они должны договариваться и сотрудничать.

Еще в 90-х годах прошлого столетия Китай приобрел статус «ста-

реющего общества», и административные органы на всех уровнях постоянно изучают возможность решения проблемы заботы о пожилых людях и изыскивают модель взаимопомощи социума пожилым людям. Социальная взаимопомощь пожилым людям, осуществляемая в Китае, опирается на всю полноту разнообразных социальных ресурсов, и вместе с тем, предоставляет часть ресурсов и берет на себя некоторые обязанности. Правительство обеспечивает политическую и финансовую поддержку. Волонтеры, особенно пожилые добровольцы, являются основными поставщиками услуг помощи пожилым людям. Другие социальные силы могут участвовать в процессе общинной взаимопомощи пожилым людям различными способами. Социальная взаимопомощь местных общин пожилым людям использует сообщество как носителя, живой инструмент этой помощи. Чтобы сбалансировать отношения между различными поставщиками пенсионного обеспечения и избежать бремени пенсий, возложенных только на правительство и семью, сообщество должно придерживаться принципа плюрализма социального обеспечения и настаивать на многостороннем участии.

В шанхайской модели социальной взаимопомощи пожилым людям существует три типа: "модель парной поддержки", "модель сбережения времени" и "модель пенсионного ухода на дому".

"Модель парной поддержки" относится к модели общинной взаимопомощи пожилым людям, которая инициируется органами власти, такими как правительство и, в основном, опирается на пожилых людей в обществе. Волонтеры, участвующие в парной модели помощи, должны быть объединены в пары согласно единой договоренности в местной общине. Принцип образования пар заключается в том, что в пару входят пожилые дееспособные волонтеры и пожилые люди, потерявшие способность заботиться о себе. Представителем модели парной помощи является пенсионная программа «Старый компаньон», реализованная на улице Цзиньян в Пудуне.

Это план, приведенный в действие Шанхайским бюро по гражданским делам в 2012 году, при содействии правительства, на платформе аукциона социальных проектов государственных служб местной общины, где общинный орган социальных работников и общинные общественные организации объединились для соответствующего социального обслуживания пожилых людей. Установлены роли и функции трех основных субъектов: развитие общинной службы взаимодействия с населением, общественные организации в местной общине являются

исполнительным органом, социальные работники играют роль органа технической поддержки. Местная община предоставляет план поддержки и вспомогательные силы и интегрирует различные ресурсы, общинные общественные организации являются исполнителем плана, управляя организацией и мобилизуя ее активную деятельность, социальные работники (социальные работники органа технической поддержки) являются разработчиками и проводниками профессиональных услуг.

"Модель «сбережения времени» "- «Банк времени», это банк, в который можно депонировать время государственной службы, предоставленной волонтерами. Когда волонтерам понадобится помощь в будущем, они могут «изъять» ранее депонированное время и преобразовать его в соответствующее время для личного обслуживания, это модель государственной службы «фьючерсного» характера. Эта модель имеет определенные стимулы, обеспечивая накопление времени обслуживания и обмен временем обслуживания. При необходимости вы можете использовать сэкономленное время, обменяв его на безвозмездную помощь других волонтеров или на какие-то материальные вещи. «Сбережение времени» - это активная пенсионная модель, основной рабочей идеей которой является также взаимопомощь между пожилыми людьми, в особенности, взаимопомощь между соседями, и которая воплощает систему ценностей взаимопомощи и взаимовыручки соседей.

В 1988 году районный комитет Цзиньян округа Хункоу в Шанхае стал первым сообществом, внедрившем «Сбережение времени». После более чем 20 лет изучения и практики пенсионная модель «Сбережения времени» перешла из лидирующей позиции в районной общине к правительству и обществу. В 2014 году в Шанхае был учрежден Центр развития общественного благосостояния «Банк времени». Чтобы заботиться о пожилых людях районная община создала сетевую платформу общественной помощи соседям, основанную на традиционной модели заботы о пожилых людях в сочетании с «Интернет+». Бюро по гражданским делам района Хункоу разработало мини-приложение «Банк времени обслуживания пожилых людей района Хункоу» с использованием функции WeChat. Соответствующие условиям поставщики услуг могут в мини-приложении подавать заявку на участие, чтобы стать членом сообщества, а участники могут «принимать заказы» на нужды, размещенные

в мини-приложении, то есть предоставлять соответствующие услуги согласно опубликованному заказу.

Основой модели ухода на дому является то, что пожилые люди проживают дома, а районная община предоставляет место для коллективных мероприятий. Проводя групповые мероприятия в центрах деятельности, пожилые люди могут утешать и заботиться друг о друге. В Шанхае много старомодных жилых районов с высокой плотностью населения и большим количеством пожилых людей. В этих общинах много пожилых людей с ограниченной подвижностью, людей преклонного возраста, нуждающихся в помощи. Район Путо активно проводил пилотную работу по страхованию на случай потребности в уходе. Страхование на случай длительного ухода это страхование, которое может предоставлять услуги по уходу, и компенсирует затраты на уход, когда человек из-за преклонного возраста, болезни или увечья и инвалидности не может позаботиться о себе и, находясь дома, в доме престарелых или больнице, нуждается в длительном присмотре и уходе других лиц или услугах патронажной службы.

Ядром услуг по уходу за пожилыми людьми на дому является семья, опирающаяся на местную общину, и полагающаяся на профессиональное обслуживание. Пожилые люди, участвующие в этом проекте могут получить более высококачественные услуги. В будущем все больше и больше семей и пожилых людей будут выбирать услуги по уходу за пожилыми людьми на дому, что поможет китайскому обществу активно справляться с давлением заботы о пожилых людях. Британский трастовый фонд «Жизнь» впервые предложил «Умный уход за пожилыми людьми», который использует современные технологии и обладает характеристиками интеллекта. Благодаря «умному уходу» пожилые люди могут наслаждаться качественной жизнью, не будучи скованными временем и пространством в своей повседневной жизни.

В 2017 году была запущена Платформа умного ухода за пожилыми людьми «Община Сладкий источник счастья». Создана база данных для управления информацией о сообществе пожилых людей, которая содержит различную информацию о пожилом населении и услугах для пожилых людей, она подключается через защищенный терминал. Система мониторинга Платформы постоянно совершенствуется, и использует научно-технические средства для помощи в уходе за одинокими пожилыми людьми.

2. Проблемы, существующие в модели общинного ухода за пожилыми людьми

Качество волонтерских услуг низкое, в местной общине мало профессионального медицинского и сестринского персонала. Развитие общинной взаимопомощи в уходе за пожилыми людьми неотделимо от неустанной самоотверженности волонтеров, однако низкое качество услуг добровольцев сдерживает развитие общинной помощи пожилым людям в Шанхае. Многие волонтеры не обладают некоторыми профессиональными медицинскими и сестринскими навыками. Судя по результатам анкетирования уровень образования респондентов относительно низкий. Среди них только около 70% пожилых людей, получивших обязательное девятилетнее образование, 42,3% пожилых людей не прошли обучение оказанию помощи пожилым людям, 80,4% пожилых людей заявили, что готовы оказывать услуги только менее двух часов в день. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что волонтеры недостаточно профессиональны и их срок службы сравнительно короткий.

Услуги, предоставляемые командой местной общины по уходу за пожилыми людьми в Шанхае, относятся к уровню повседневного ухода и душевного комфорта, однако трудно удовлетворить потребности некоторых пожилых людей в медицинском и сестринском уходе на дому, недостаточно элементарных познаний в оказании первой неотложной помощи. Поскольку группы добровольцев не были обучены, их умение заботиться и правильно реагировать слабо, к тому же многие службы взаимопомощи ограничены региональной общиной, что приводит к неспособности решать задачу помощи пожилым людям. Местная община не обладает привлекательностью для вовлечения молодых людей и несовершеннолетних для участия в обслуживании и взаимопомощи пожилым людям. Вместе с тем, беспорядок в текущем управлении и механизмах стимулирования также отразились на улучшении качества обслуживании и повышении уровня взаимопомощи и ухода за пожилыми людьми.

Отсутствие постоянного мониторинга, потенциальный кризис доверия правительству. Духовное стремление волонтеров и взаимное доверие между жителями микрорайона являются основной опорой нынешней модели местной взаимопомощи пожилым людям в Китае. Из-за отсутствия политических гарантий, в процессе развития взаимопомощи

в уходе за пожилыми людьми существует потенциальный кризис доверия. В Шанхае были случаи, когда невозможно было продолжать использовать «Банк времени», кроме того ныне существующая модель «Банка времени», все еще работает на первичной пилотной стадии. Возможность непрерывного и эффективного внедрения этой модели требует поддержки правительственной политики. Почти 10,3% пожилых людей заявили, что готовы участвовать в мероприятиях по оказанию помощи другим пожилым людям за вознаграждение. В то время как 24,2% пожилых людей заявили, что не желают участвовать в общественной взаимопомощи пожилым людям, так как это не было оплачено, 41,2% пожилых людей боялись, что столкнуться с невыплатой, поэтому не участвовали. 19,1% пожилых людей заявили, что нынешняя социальная взаимопомощь пожилым людям нуждается в усилении правительственного контроля.

Это в полной мере демонстрирует, что в нынешней ситуации у общинных групп пожилых людей в отношении действующего механизма общественной взаимопомощи пожилым людям имеются потенциальные тревоги и кризис доверия. Они боятся, что не смогут обменять время, сохраненное в «Банке времени», также они боятся, что не смогут получить гарантий их выгоды и безопасности в процессе оказания взаимопомощи. Возможно, они опасаются, что самой системе взаимопомощи в ее современном варианте недостает полного контроля.

Кроме того, низкая степень прозрачности использования финансовых средств в модели ухода за пожилыми людьми, нестандартные методы управления и отсутствие процедур надзора за участием общественных организаций в услугах по уходу за пожилыми людьми, все это привело к недовольству населения органами власти и снижению общественного доверия, так что развитие модели взаимопомощи пожилым людям может принести неблагоприятный эффект.

Отсутствие политического курса и единых правил в политике общинной заботы о пожилых людях. С точки зрения политики правительства, сравнительно мало соответствующих политических установок по уходу за пожилыми людьми по месту жительства. Хотя правительство подчеркивало важность развития направления заботы о пожилых людях, по состоянию на сегодняшний день мы имеем всего лишь «Закон КНР об обеспечении прав и интересов пожилых людей» и «Критическое замечание об усилении и усовершенствовании работы по общественному обслуживанию». На законодательном уровне указывается, что народные органы власти всех рангов согласно политическому курсу должны

осуществлять строительство объектов общественной инфраструктуры, здравоохранения и других объектов в соответствии с условиями пожилых людей, при этом роль местной общины - давать указания в процессе строительстве, всего лишь давать обычные разъяснения.

Отсутствуют соответствующие конкретные меры и проекты по улучшению качества услуг для пожилых людей и инновационные модели ухода за пожилыми людьми, что приводит к отсутствию нормативных правил и регламентов, к которым могли бы обращаться местные правительственные учреждения. Наряду с этим, пожилые люди добровольно вступают в отряды взаимопомощи, но пожилые волонтеры отличаются от обычных волонтеров. Ныне действующий «Закон о защите прав и интересов пожилых людей» и «Административные меры в отношении зарегистрированных волонтеров» не могут в полной мере защитить права и интересы пожилых волонтеров, что неизбежно повлияет на готовность и выбор других волонтеров и пожилых людей, которые хотят присоединиться к местной взаимопомощи пожилым людям. В этом случае, дальнейшее развитие модели взаимопомощи и заботы о пожилых людях сильно ограничивается.

Недостаточно точный статус правительства, нечеткое разграничение полномочий и ответственности. Хотя местные муниципалитеты в Шанхае начали пытаться продвигать модель местной взаимопомощи пожилым людям, есть два проблемы, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, неясны функции органов власти и обязанности всех вовлеченных сторон, во-вторых, отсутствует подготовка органами власти волонтеров, участвующих в местной общественной взаимопомощи пожилым людям, корень этих двух проблем кроется в неверном позиционировании органов власти.

Взаимопомощь пожилым людям по месту жительства в Шанхае находится на экспериментальном этапе. Согласно анкетному опросу, более 30% опрошенных считают, что правительство должно увеличить капиталовложения. На экспериментальной стадии взаимопомощи пожилым людям необходимо четко разграничить полномочия и обязанности местной общины и других административных ведомств, иначе при возникновении проблемы с взаимопомощью, неизвестно в какой именно отдел следует обратиться за помощью. Однако, если органы власти полностью отстранятся от развития деятельности и участия во взаимопомощи пожилым людям, местная община будет расцениваться как основное раздаточное окно управления, при этом местная община будет не толь-

ко ограничена в правах, но ей придется решать множество проблем по требованию вышестоящих организаций, отчитывающихся перед правительством. У местной общины не хватает практического надзора и опыта руководства, отсутствуют совершенные правила и нормы функционирования организации, соответствующая финансовая система, системы защиты и обслуживания фондовых средств, управленческой аттестации и системы поощрений и наказаний, план действий в чрезвычайных ситуациях и т.д. Поэтому организации взаимопомощи пожилым людям в местных общинах сталкиваются в процессе выживания и развития с огромными вызовами.

Согласно исследованию, только 6,2% участников считают, что волонтерам, оказывающим помощь пожилым людям, не хватает обучения. Ни респонденты, ни органы власти не уделяют особого значения роли обучения. Поскольку уход за пожилыми людьми требует профессиональных знаний, а органы власти уделяют недостаточно внимания подготовке волонтеров в области профессиональных знаний и навыков, профессиональные услуги по уходу могут оказывать все меньше и меньше волонтеров.

Активность местной общины невысока, отсутствует механизм защиты от рисков. Выясняя у каждой местной общины, создан ли у них центр по обслуживанию пожилых людей, мнения разделились на 64% и 19%, которые соответственно заявили «не создан» и «не уверены, создан ли центр»; на вопрос « какова ситуация в центре обслуживания пожилых людей в местной общине по Вашему месту жительства?» соответственно 38%, 37%, 46% и 36% респондентов, высказались, что качество обслуживания в их местной общине обычное или не особенно хорошее. И, по меньшей мере, 17% респондентов сказали, что их община по месту жительства почти никогда не проводила мероприятий, связанных с проблемой старения и заботы о пожилых людях. Также можно увидеть, что развитие деятельности добровольных организаций по уходу за пожилыми людьми на базе местных общин и их энтузиазм весьма невысоки.

В этом процессе квартальные комитеты жителей являются основными исполнителями служб взаимопомощи местной общины, однако некоторые районные комитеты не имеют автономии. Органы власти ради показателей политических достижений назначают местным общинам отдельные обязанности и задачи, не соответствующие реальному положению дел. Предлагают некоторым местным общинам превратиться в объекты, которые не только не удовлетворяют потребности пожилых людей в ухо-

де, но даже вынуждают членов местных общин оставить саму мысль о присоединении к службе взаимопомощи пожилым людям.

Наряду с этим, в то время как местная община и органы власти регулируют решение жизненных трудностей пожилых и одиноко живущих стариков, они пренебрегают защитой от рисков пожилых волонтеров, несущих эту службу. Большинство пожилых добровольцев считают, что, так как они добровольно помогают пожилым людям, то в случае, если во время службы они столкнуться с рисками или будет нанесен урон их правам и законным интересам, они сами берут на себя ответственность за полученные последствия. Районный комитет жителей был вынужден прибегнуть к своего рода новой модели защиты прав и законных интересов волонтеров, они просят волонтеров, участвующих в мероприятиях, подписать по собственной инициативе соглашение об обслуживании: «присоединившись добровольно, нести последствия на свой страх и риск». Разработка такого рода договоренности снижает энтузиазм пожилых людей вступать в ряды добровольцев.

3. Оптимизация ответных мер для работы механизма ухода за пожилыми людьми на дому в Шанхае

Полностью раскрыть роль правительства как основной действующей силы, совершенствовать соответствующие системы и политические установки. Правительство должно играть ведущую роль, например, региональные правительства в разных местностях могут издавать соответствующие инструкции по функционированию местной помощи пожилым людям для обеспечения им правовых и политических гарантий. Предоставляя предприятиям политические льготы, стимулируя предприятия участвовать в помощи местных общин пожилым людям, и других мероприятиях, могут призвать больше общественных сил для активного участия в развитии социальной помощи пожилым людям и предоставления им финансовых гарантий. Однако, лидерство правительства не означает, что органы власти должны делать всё, а руководство местной помощи пожилым людям должно следовать принципу служения.

И это не означает, что правительство «единолично узурпирует власть», а зависимое общество собирается косвенным образом отказаться от энтузиазма участников, не означает, что правительство полностью опускает руки и не обращает внимания на тенденции развития заботы о пожи-

лых людях по месту жительства и будущего функционирования этого направления. Правительство придерживается честности и справедливости в принципах руководства, гарантирует, что правительственные ведомства позаботятся о максимальном преумножении благосостоянии, а также гарантирует, что организации взаимопомощи, такие как местная община и учреждения, на основе определенных суверенных прав, в полной мере реализуют свою ценность. Также правительство гарантирует, что обеспечит рациональность и сбалансированность распределения работы между государством и местной общиной.

Прежде всего, государство должно превратить службу поместной помощи пожилым людям в основное звено системы политических гарантий заботы о пожилых людях и оказания им поддержки. Во-вторых, необходимо научно-обоснованное законодательство, ясно и недвусмысленно определяющее права и обязанности пожилых добровольцев, участвующих в местных службах взаимопомощи пожилым людям; улучшение механизма финансирования местной общины и других организаций помощи пожилым людям, твердо установленный процесс и механизм вовлечения других общественных сил (например, общественных организаций) в поместную заботу о пожилых людях, а также регулирование распределения различных упорядоченных и объединенных ресурсов в процессе работы местной общины взаимопомощи пожилым людям. Взяв в качестве примера проект «Банк времени», издание Закона о волонтерах службы «Банк времени» гарантирует разумные и целесообразные права обеим сторонам: добровольцам и получателям услуг, а в случае возникновения споров в процессе обслуживания предоставляет правовое основание для разрешения конфликтной ситуации. И, таким образом, можно гарантировать, что обслуживаемые пожилые люди получат надлежащее содержание и качество услуг, а предоставляющие услуги люди получат разумное «вознаграждение» по оплате труда, и это стимулирует воодушевление и удовлетворение обеих сторон. Наконец, правительство должно включить уход за пожилыми людьми на дому в планирование и утверждение государственного бюджета, и использовать финансовые расходы для поддержки развития поместной взаимопомощи пожилым людям. Финансовые гарантии правительства не могут быть достигнуты раз и навсегда только за счет капиталовложений, необходимо рационально планировать использование средств, чтобы местная община имела больше возможностей и больше разнообразных способов по уходу за пожилыми людьми.

Подчеркнуть доминирующее положение местной общины и создать механизм защиты от рисков. Роль местной общины в обслуживании пожилых людей и, особенно, во взаимопомощи пожилым людям, становится все более и более очевидной. Поэтому необходимо, во-первых, четко определить обязанности местной общины и полностью задействовать роль самоуправления на низовом уровне. Развитие общинной взаимопомощи пожилым людям требует от правительства передачи некоторых полномочий низовым организациям, административная власть служб социальной поддержки постепенно делегируется из центра на места, а далее передается от местных органов власти в местную общину. Когда местная община действует как массовая самоуправляемая организация для взаимопомощи пожилым людям, община обладает большей автономией и берет на себя большую ответственность за пожилых людей. Когда местная община становится основным органом развития местной взаимопомощи пожилым людям, она должна следовать принципу «человек превыше всего». Местная община, в соответствии с реальной региональной ситуацией (финансовое положение общины, конкретные условия пожилых людей и т.д.), оперативно следует политическому курсу вышестоящих инстанций и привносит соответствующие инновации, активно организует взаимосвязи и взаимодействие пожилых людей внутри общины, усиливает у населения чувство сопричастности, принадлежности сообществу. Политические гарантии и методы активной мобилизации могут позволить большему числу населения микрорайона быть вовлеченными в мероприятия по взаимопомощи пожилым людям, чтобы взаимная помощь пожилым людям в местной общине на основе непрерывных количественных изменений, в конечном счете, претерпела качественные изменения.

Во-вторых, объединить и упорядочить ресурсы местной общины и расширить пространство для взаимопомощи пожилым людям. Ресурсы, получаемые местной общиной для помощи пожилым людям, поступают не только из государственного финансирования, но и включают в себя широкий спектр благотворительных пожертвований. Эффективная интеграция этих ресурсов может расширить пространство обслуживания пожилых людей местной общины, повысить качество обслуживания и улучшить механизм функционирования.

Поощрение общественных сил к вступлению и созданию общественного пенсионного фонда. Развитие модели взаимопомощи пожилым людям по месту жительства не может полагаться исключительно

на финансовые инвестиции и политическую поддержку правительства. Привлечение общественного капитала (например, финансовая поддержка благотворительных организаций, корпоративные или индивидуальные пожертвования) способствует улучшению способности аккумулировать денежные средства организацией взаимопомощи, оптимизирует механизм функционирования модели местной взаимопомощи пожилым людям. Правительство также может пропагандировать и претворять в жизнь целый ряд преференциальных политических направлений для поощрения и привлечения различных общественных сил, направляя предприятия, учреждения и отдельных лиц, которые заботятся об общественном благосостоянии, активно жертвовать средства на проекты местной взаимопомощи пожилым людям или предоставлять услуги помощи пожилым людям. Поступление социального капитала не ограничивается финансовой помощью, но также может быть распространено на материалы, инфраструктуру, добровольные услуги и т.д., все это может достичь цели расширения социального капитала в организациях взаимопомощи пожилым людям.

Поощрять организации взаимопомощи пожилым людям к тому, чтобы они в определенной степени отстранились от государственного управления и сотрудничали с общественными организациями, предприятиями, учреждениями и отдельными людьми с тем, чтобы собирать благотворительные средства по разным каналам, стимулировать равноправное сотрудничество местных органов власти, где работают местные организации помощи пожилым людям, с неправительственными организациями внутри страны и за рубежом ( Красный Крест, Международный детский фонд и т.д.), чтобы деятельность по оказанию помощи пожилым людям могла получить больше частных пожертвований. Гарантировать проекту помощи пожилым людям стабильное снабжение фондовыми средствами, обеспечить пожилых людей, участвующих в программе ухода за пожилыми людьми, разнообразными высококачественными услугами из разнообразных источников.

Стабильный источник средств является основой нормальной работы проекта взаимопомощи пожилым людям в местной общине, но после того, как средства собраны, очень важно распоряжение ими и распределение средств. Таким образом, создается общественный фонд взаимопомощи пожилым людям в местной общине, и это своего рода научный и эффективный способ. Источник фондовых средств должен полагаться не только на небольшие государственные финансовые субсидии, но и

расширять каналы финансирования. В дополнение к этому, необходимо поощрять общественные организации и отдельных людей к тому, чтобы они активно проявляли заботу о пенсионном деле в Китае и оказывали финансовую поддержку для взаимопомощи пожилым людям. Правительство также может эмитировать благотворительную лотерею, чтобы обеспечить достаточные средства для долгосрочного развития дела взаимопомощи пожилым людям. В то же время, необходимо повысить прозрачность управления и расходов общественного фонда взаимопомощи пожилым людям, придерживаться принципа открытости и прозрачности, и принимать контроль и надзор со стороны всех слоев общества. Правительство также должно регулярно контролировать и оценивать использование общественного фонда взаимопомощи пожилым людям, поднимать эффективность использования средств, оперативно исправлять проблемы, обнаруженные в ходе проверок, и строго расследовать и наказывать за незаконное использование средств общественного фонда взаимопомощи пожилым людям.

Таким образом, по мере усиления тенденции к старению населения, разработка модели общинной взаимопомощи пожилым людям является эффективным методом снижения нагрузки на службы по уходу за пожилыми людьми и сокращения вложений капитала, а также плодотворной оптимизацией механизма функционирования системы взаимопомощи пожилым людям в местной общине, что позволяет сделать модель общинной взаимопомощи пожилым людям своего рода долгосрочной, устойчивой пенсионной моделью. Благодаря большому количеству теоретических и практических исследований было проведено сравнительное всестороннее и систематическое обследование и анализ всех аспектов работы местных общин взаимопомощи пожилым людям в Шанхае. Эти исследования показали, что шанхайская модель поместной общинной взаимопомощи пожилым людям стала своего рода новой моделью заботы о пожилых людях, играющей положительную роль в снижении современного давления старения населения. Однако, вопрос о том, сможет ли модель взаимопомощи пожилым людям в местной общине стать независимой частью в государственной пенсионной системе гарантий, и смогут ли ее возможности обслуживания быть сопоставимы с моделью семейного ухода и моделью институциональной пенсии, еще предстоит проверить на практике. На начальном этапе осуществления, взаимопомощь пожилым людям в местных общинах Шанхая компенсирует недостаток семейной и институциональ-

ной помощи пожилым людям и существует в качестве вспомогательного средства.

Из всего вышеизложенного следует, что для раскрытия в полной мере потенциальной социальной роли общинной взаимопомощи пожилым людям, правительство и общество должны уделять этому больше внимания, активно пропагандировать идею добровольной взаимопомощи, поощрять общественные силы и пожилых людей вступать в их ряды, непрерывно обобщать и учитывать опыт, регулировать механизм функционирования, чтобы общинная взаимопомощь стала зрелой и надежной моделью ухода за престарелыми, повысить долгосрочность, эффективность и устойчивость использования ресурсов обслуживания пожилых людей, и поддержать дальнейшее благотворное развитие деятельности пенсионного обеспечения в Шанхае.

Список литературы / Bibliography

1. 2015.

2. вШШ, 2019-04-04.

3. 2017.

4. шмш.*2017.

5. 2020.

6. Lutz W., Skirbekk V., & Testa M. The Low-fertilityTrap Hypothesis: Forces That May Lead to FurtherPostponement and Fewer Births in Europe. ViennaYearbook of Population Research, 2006.

.7. Xie J, Sreenivasan S, Korniss G, Zhang W, Lim C &Szymanski BK. Social consensus through the influenceof committed minorities. Physical Review E. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.