Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК ОДЕЖДЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВЫБОР ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубинина Э.В., Корытова В.Е., Рожкова А.А., Скуря Н.Г.

В статье приводятся результаты маркетингового исследования поведения покупателей на рынке одежды в городе Уфа. Рассматриваются факторы, влияющие на выбор респондентов при покупке одежды, предлагаются соответствующие рекомендации по итогам данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дубинина Э.В., Корытова В.Е., Рожкова А.А., Скуря Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ»

образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 150-152.

12. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 55-60.

13. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2009. - 990 с.

15. Скворцов, А.И., Строгова, Л.П., Шагова, О.А. - «Владимир». Ярославль, Верхнее-волжское книжное издательство, 1993 г.

16. Сысоев, Н.Д. «Природа нашего края». Владимирское книжное издательство, 1989 г.

17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирская_область. УДК 308

Дубинина Э.В., к. с.н.

доцент

кафедра торгового дела и организации общественного питания

Корытова В.Е. студент 4 курса Рожкова А.А. студент 4 курса Скуря Н.Г. студент 4 курса Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Уфа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ

ОДЕЖДЫ

Аннотация: В статье приводятся результаты маркетингового исследования поведения покупателей на рынке одежды в городе Уфа. Рассматриваются факторы, влияющие на выбор респондентов при покупке одежды, предлагаются соответствующие рекомендации по итогам данного исследования.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок одежды, потребительские предпочтения, выбор одежды

Рынок одежды является одним из самых распространенных сегментов торговой отрасли. По прогнозам аналитиков Y-Сonsulting российский рынок одежды ждет рост на 3,5-4% в денежном выражении (т.е. примерно до 3,213,22 трлн рублей) [1].

Данная тенденция наблюдается из-за того, что, несмотря на экономические трудности, россияне продолжают тратить большое количество денег на одежду (больше, чем жители европейских стран, — 11,5% в общем объеме потребительских расходов) [2].

Рынок одежды можно разделить на женскую, мужскую и детскую одежду. Сегмент женской одежды является самым крупным, так как на его долю приходится около 60% продаж. На мужскую одежду приходится около 23% рынка [3].

Исследование, проведенное авторами в октябре 2015, представляет интерес для розничных торговых компаний, так как описывает покупательское поведение респондентов при выборе одежды. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 16 до 30 лет, проживающие в городе Уфа. Формирование выборки производилось на основе квот по полу и возрасту.

Для выявления потребительских предпочтений жителей города Уфа на рынке одежды, а также составления портрета потребителя, необходимо определить, какое значение имеет процесс покупки одежды для респондентов (рисунок 1).

Рис. 1. Значение для потребителей процесса покупки одежды Как видно из рисунка 1, практически половина опрошенных покупателей (45%) считает покупку одежды необходимостью. Для 36% данный процесс является приятным времяпровождением. 15% респондентов, выбирая одежду, снимают стресс, в то время как 4% считают походы по магазинам бесполезной тратой времени.

В ходе опроса относительно места совершения покупки одежды было установлено, что наибольшее число опрошенных (64,2%) приобретает товары в крупных торговых центрах, 14,7 % - в бутиках, которые находятся

□ Приятное времяпровождение (36%)

□ Необходимость (45%)

□ Снятие стресса (15%)

□ Бесполезная трата времени (4%)

не в торговом центре. Доля остальных респондентов, которые предпочитают магазинам вещевые рынки и покупку одежды через интернет, разделилась пополам (по 10%).

Помимо выявления наиболее популярных мест покупки одежды, также были определены источники, из которых респонденты узнали о магазине, в котором совершили последнюю покупку (рисунок 2).

60

50,7%

Случайно Реклама От знакомых Через Не помню Находится

увидел в интернет около дома

торговом центре

Рис.2. Источники, из которых респонденты узнали о магазине Как видно из рисунка, половина опрошенных узнала о магазине случайно, находясь в торговом центре, либо проходя мимо (50,7%). От своих знакомых (родственников, друзей) о магазине узнало 15,4%. На равных позициях оказались ответы «не помню» и «реклама» (по 9,9%). 8,5% респондентов узнали о магазине через интернет, и 5,6% - благодаря близкому месторасположению магазина.

Также в ходе исследования было выявлено, каким принципом при выборе одежды пользуются опрошенные покупатели. Так, более половины опрошенных (56%) вдумчиво выбирают и ищут подходящий в данный момент вариант того или иного вида одежды, 23% респондентов покупают вещи быстро, так как четко знают, что они хотят, а 18% - совершают импульсивные покупки того, что им понравилось.

Наличие большого процента опрошенных людей, вдумчиво выбирающих одежду, связано с тем, что любой потребитель хочет иметь более качественную и подходящую ему вещь по доступной цене, вследствие чего выбор покупки проходит очень тщательно.

В ходе исследования проведен детальный анализ выбора принципов покупки одежды в зависимости от пола и возраста респондентов (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Распределение лиц разного пола по принципу покупки одежды

Принцип при покупке одежды Пол респондента Все опрошенные

Женский Мужской

% % %

Покупаю быстро и импульсивно то, что понравится 14,3 22,9 18

Покупаю быстро, т.к. четко знаю, что хочу 14,3 31,4 23

Вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант 68,6 42,9 56

Другое 2,8 2,8 3

Итого 100 100 100

Данные, представленные в таблице 1, демонстрируют, что градация «вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант» больше выражена у женщин (68,56 против 56% в целом по выборке). Остальные градации: «покупаю быстро, так как четко знаю, что хочу» (31,43 против 23% в целом по выборке) и «покупаю быстро и импульсивно то, что понравится» (22,85 против 18% в целом по выборке) в основном присущи мужчинам. Таким образом, женщины более серьезно подходят к выбору покупки одежды и тратят на нее большее количество времени, чем мужчины.

Таблица 2

Распределение лиц разного возраста по принципу покупки одежды

Принцип при покупке одежды Возраст респондента Все опрошенные

16 - 20 лет 21 - 30 лет

% % %

Покупаю быстро и импульсивно то, что понравится 8,3 20,7 18

Покупаю быстро, т.к. четко знаю, что хочу 0 27,6 23

Вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант 83,4 50 56

Другое 8,3 1,7 3

Итого 100 100 100

Как видно из таблицы 2, градация «вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант» ярче представлена в возрастной группе от 16 до 20 лет (83,34 % против 56% в целом по выборке). Остальные градации принципов при покупке одежды (кроме варианта «другое») ярче выражены в возрастной категории от 21 до 30 лет.

Таким образом, можно говорить о том, что более взрослые респонденты четко знают, что они хотят приобрести, а также имеют большую склонность к быстрым покупкам.

Одной из задач исследования является выявление факторов, оказывающих влияние на покупателей при выборе одежды (рисунок 3).

□ Цена (32%)

□ Качество (38%)

□ Известность марки (9%)

□ Удобное месторасположение магазина (11%)

□ Отсутствие альтернативы в других магазинах (10%)

Рис.3. Факторы, влияющие на выбор одежды

Из рисунка 3 видно, что наиболее важными факторами, влияющими на выбор одежды, являются качество и цена (38% и 32% соответственно). Удобное месторасположение магазина подвигло к покупке 11% респондентов. Следующим по количеству ответов (10%) находится вариант покупки одежды из-за отсутствия альтернативы необходимого товара в других магазинах. На последнем месте - влияние на выбор респондентов известности марки производителя (9%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что ассортиментная и ценовая политика торгового предприятия должна быть в фокусе внимания его руководства.

В ходе исследования покупательского поведения на рынке молодежной одежды было выявлено, что для молодежи процесс покупки одежды в основном является необходимостью и приятным времяпровождением (45% и 36% соответственно).

При выборе места расположения магазина и его оформления необходимо учитывать тот факт, что наибольшее число опрошенных (64,2%) приобретает товары в крупных торговых центрах. Кроме того, более половины респондентов (50,7%) узнали о магазине, в котором сделали последнюю покупку, случайно, проходя мимо этого магазина в торговом центре. Поэтому особую роль для привлечения покупателей может сыграть грамотное использование инструментов визуального мерчандайзинга, как при оформлении входной зоны, так и торгового зала в целом.

Наличие большого процента опрошенных, вдумчиво выбирающих одежду (56%), связано с тем, что любой потребитель хочет иметь качественную и подходящую ему вещь по более доступной цене, вследствие чего выбор одежды проходит очень тщательно. При этом женщины серьезнее подходят к покупке одежды и тратят на нее большее количество времени, чем мужчины. Данные особенности покупательского поведения

необходимо учитывать как персоналу, так и руководителю торговых предприятий, так как именно от качества работы сотрудников, их мотивации и отношений внутри коллектива зависит развитие магазина и предприятия в целом.

Использованные источники:

1. Ежедневная деловая газета «Ведомости» https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 15.11.2015)

2. Портал «Экономика и жизнь» [сайт]. URL: http://www.eg-online.ru (дата обращения: 15.11.2015)

3. Российская Газета. Официальный сайт [сайт]. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 17.11.2015)

УДК 364.4

Дьяченко А. Д. студент 4 курса факультет «Социальных наук» Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск Еремеева Т.С., к.пед.н. доцент кафедры «Социальная работа» Амурский государственный университет г. Благовещенск, Амурская область ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

В статье рассматривается необходимость использования такой технологии социальной работы с пожилыми гражданами как приемная семья. Выявлена актуальность её применения. Рассмотрены проблемы пожилых граждан.

Ключевые слова: приемная семья для граждан пожилого возраста, демографическое старение населения.

В последние десятилетия в России, как и во многих развитых странах, усилилось демографическое старение, т.е. увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. Причиной демографического старения служат длительные изменения в характере воспроизводства населения. Различают «старение снизу», которое, как правило происходит из-за постепенного сокращения числа рождающихся детей, и «старение сверху», вызываемое ростом числа старых людей в результате сокращения смертности в старческом возрасте при низкой рождаемости.

В России уже в 1990г. доля пожилых людей составляла 19,5% от общей численности населения, а к 2000г. почти в половине субъектов РФ доля пожилых граждан достигла 20-26%. В 2007г. каждый пятый житель России находился в пенсионном возрасте, возраст каждого седьмого - 65 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.