Дубинина Э.В., к. с.н.
доцент
кафедра торгового дела и организации общественного питания
Корытова В.Е. студент 4 курса Рожкова А.А. студент 4 курса Скуря Н.Г. студент 4 курса Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия, г. Уфа
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МАРОК
ОДЕЖДЫ В ГОРОДЕ УФА
Аннотация: В статье приводятся результаты маркетингового исследования предпочтений уфимских потребителей относительно марок одежды, а также влияния степени известности предпочитаемых марок на выбор респондентов.
Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок одежды, потребительские предпочтения, бренды одежды, известность марок
На сегодняшний день развитие рынков вышло на тот уровень, когда производители любых товаров и услуг вынуждены прибегать к поиску новых способов привлечения внимания потенциальных потребителей к своему товару. Для большинства предприятий бренд стал одним из самых дорогих активов в стоимости компании по сравнению с ее производственными мощностями, и именно такой подход будет сохраняться еще долгое время.
По данным Госкомстата Российской Федерации за период январь -сентябрь 2015 года розничный оборот одежды в России (не включая одежду из меха) составил 1 193 млрд. рублей или 20,13 млрд. долларов (по данным ЦБ РФ).
Таким образом, за период январь - сентябрь 2015 года доля розничного товарооборота одежды в общей структуре розничного товарооборота России составила 6% (за аналогичный период 2014 года - 6,2%). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года оборот одежды в Российской Федерации увеличился на 3% в рублевом эквиваленте, но если учитывать изменение курса доллара, то в долларовом эквиваленте розничный оборот одежды в стране за период январь - сентябрь 2015 года на 38% ниже по сравнению с январем - сентябрем 2014 года [2].
Несмотря на вышесказанное, люди покупали одежду всегда, так как потребность в ней является естественной. И, несмотря на затронувший Россию кризис, респонденты не меняли своих предпочтений относительно
различных брендов одежды.
Проведенное авторами в октябре 2015 года маркетинговое исследование содержит информацию о потребительских предпочтениях марок одежды в городе Уфа. Формирование выборки производилось невероятностным методом на основе квот по полу и возрасту. Респондентами являются мужчины и женщины в возрасте от 16 до 30 лет, проживающие в городе Уфа. Сбор данных производился с помощью электронного опроса.
Для выявления потребительских предпочтений марок одежды необходимо определить, где респонденты предпочитают приобретать одежду.
В ходе опроса исследуемой группы потребителей относительно места совершения покупки одежды было установлено, что наибольшее число опрошенных (64,2%) приобретает товары в крупных торговых центрах, 14,7 % - в бутиках, которые находятся не в торговом центре. Доля остальных респондентов, которые предпочитают магазинам вещевые рынки и приобретение одежды через интернет, разделилась пополам (по 10%) [1].
Выяснив, что наибольшее количество респондентов покупает одежду в крупных торговых центрах, необходимо понять зависит ли решение потребителей по поводу покупки одежды от степени известности её бренда. Диаграмма ответов респондентов представлена на следующем рисунке:
□ Да, покупаю только известные бренды (10%)
□ Покупаю по-разному как брендовые вещи, так и совсем неизвестных производителей (60%)
□ Не обращаю внимания на бренды (30%)
Рис. 1. Влияние известности брендана покупку одежды Рисунок 1 демонстрирует, что самая большая доля (60%) приходится на респондентов, покупающих как брендовые вещи, так и вещи совсем неизвестных производителей. 30% ответивших вообще не обращают внимания на бренды, а 10% покупают одежду только от известных производителей.
Далее был проведен детальный анализ влияния среднего уровня дохода респондентов на решение покупки. Данные представлены в виде перекрестной таблицы 1.
Таблица 1
Влияние среднего дохода респондентов на решение покупкибрендов
одежды
Зависимость решения покупки одежды от степени известности бренда Средний доход на человека в семье в месяц
до 10 000 руб. 11 000-20 000 руб. 21 000-30 000 руб. 31 000-40 000 руб. более 41 000 руб.
Да, покупаю только известные бренды 6,7% 0% 18,75% 25% 20%
Покупаю по-разному, как брендовые вещи, так и совсем неизвестных производителей 33,3% 73,08% 62,5% 50% 80%
Не обращаю внимания на бренды 60% 26,92% 18,75% 25% 0%
Итого 100% 100% 100% 100% 100%
Из таблицы 1 мы видим, что градация «да, покупаю только известные бренды» ярче представлена в группах со средним доходом на человека в месяц от 31 000 до 40 000 рублей и более 41 000 рублей (25% и 20% соответственно). Среди респондентов, предпочитающих как известные бренды, так и вещи совсем неизвестных производителей, самый большой процент у группы с доходом свыше 41 000 рублей (80%), а также у группы с доходом от 11 000 до 20 000 рублей (73,08%). В градации «не обращаю внимания на бренды» преобладает категория респондентов со средним уровнем дохода менее 10 000 рублей на человека в месяц (60%).
Таким образом, чем выше среднемесячный доход в семье у респондента, тем наиболее важным фактором при покупке одежды для него становится степень известности бренда.
В ходе данного маркетингового исследования были также выявлены бренды одежды, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей города Уфа. Результаты ответов представлены на рисунке 2.
Другие марки Colins Zarina Gap Reserved Твое Gucci Massimo Dutti Tom Tailor LOVE REPUBLIC Mohito Concept Club Terranova INCITY Calvin Klein Nike Gloria Jeans House New Yorker Stradivarius Reebok Ostin Cropp Town Befree Mango Pull&Bear Bershka Adidas Zara H&M
12,8%
6,0% 6,4% 6,9%
9,6% 10,1%
Рис. 2. Наиболее предпочтительные марки одежды Наибольшей популярностью среди респондентов пользуются бренды мужской и женской одежды «H&M» - 10,1% и «ZARA» - 9,6% (средний ценовой сегмент). Также достаточно большая доля опрошенных предпочитает магазин спортивной одежды «Adidas» - 6,9% (ценовой сегмент выше среднего). Примерно на одном уровне по предпочтениям покупателей находятся бренды «Bershka» (6,4%) и «Pull&Bear» (6%). Далее список предпочитаемых брендов расположился в таком порядке: «Mango» (4,6%), «Befree» (4,1%), «CroppTown» и «Ostin» (по 3,7%), «Reebok» (3,2%) и т.д.
Среди других марок были указаны такие марки, как «Koton», «Lime», «Lacoste», «AnnKristine», «FinnFlare», «Bosco», «Спортмастер», «Monki», «Dior», «Chanel», «Intimissimi», «Massimodutti», «Pavlotti», «Grinders», «Guess», «Vis-a-vis», «Pelican» и т.д.
Также респондентам был задан вопрос относительно их последней покупки одежды. На рисунке 3 представлены магазины одежды, в которых респонденты приобрели последнюю покупку.
Другое Lime Gucci Pelican Bosco sport Intimissimi Stradivarius LOVE REPUBLIC Calzedonia House Спортмастер Reebok Bershka Terranova Ostin ТВОЁ Zolla Colin's Mango Cropp INCITY Pull&Bear New Yorker Befree Adidas Zara H&M
14,3%
1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4%
2,9% 2,9% 2,9%
□ 5,7%
7,1%
10%
12,9%
15,7%
Рис.3. Магазин одежды, в котором была приобретена последняя
покупка
Наибольшее количество респондентов приобрело последнюю покупку в таких магазинах как «H&M» (15,7%), «Zara» (12,9%), «Adidas» (10%), которые также являются лидерами среди брендов по ответам респондентов на предыдущий вопрос. Далее список предпочитаемых брендов расположился в таком порядке: «Befree» (7,1%), «NewYorker» (5,7%), «Pull&Bear», «INCITY» и «Cropp» (по 2,9%) и т.д. Кроме этого 14,3% опрошенных не смогли вспомнить, где они приобрели последнюю вещь, либо приобрели её в магазинах, предлагающих одежду малоизвестного производителя.
Для того чтобы определить важность марки изготовителя для покупателей при выборе одежды, мы задали респондентам соответствующий вопрос, ответ на который представлен на рисунке 4.
□ Абсолютно важно (20%)
□ Важно (19%)
□ Затрудняюсь ответить (38%)
□ Неважно (17%)
□ Абсолютно неважно (6%)
Рис.4. Степень значимости для респондентов марки изготовителя Анализируя данный рисунок, мы наблюдаем ситуацию, в которой для 19% марка изготовителя является важным фактором, а для 20% при выборе одежды она важна абсолютно. Большинство респондентов не смогли определить степень значимости марки изготовителя, поэтому ответ «затрудняюсь ответить» в данном вопросе оказался наиболее популярным -38%. При этом для 17% опрошенных марка одежды не имеет значения, а для 6% она абсолютно не важна. Таким образом, марка изготовителя все-таки имеет значение для большей доли респондентов.
В ходе исследования было выявлено, что открывать новую торговую точку следует в местах большой проходимости людей, например в торговых центрах, так как наибольшее число респондентов (64,2%) обычно покупают одежду именно в них.
Также в ходе исследования покупательских предпочтений брендов одежды было выявлено, что самая большая доля ответивших (60%) приходится на респондентов, которые покупают как брендовые вещи, так и вещи совсем неизвестных производителей. Доля респондентов, не обращающих внимания не бренды, составляет 30%.
Исходя из того, что наибольшее количество респондентов покупают как брендовые вещи, так и одежду совсем неизвестных производителей, но, тем не менее, считают марку изготовителя достаточно важным фактором при выборе одежды, мы предлагаем обратить внимание на сотрудничество с такими брендами, которые имеют достаточную популярность среди покупателей и в то же время ориентированы на средний ценовой сегмент. Вследствие этого, приняв решение об открытии магазина, можно рассмотреть вариант приобретения франшиз таких известных брендов, как «H&M», «ZARA», «Bershka» и «Pull&Bear». Данные бренды не только пользуются наибольшей популярностью среди респондентов (по результатам проведенного исследования), но и предлагают одежду среднего ценового диапазона, тем самым успешно привлекая покупателей.
Использованные источники: 1. Корытова В.Е., Рожкова А.А., Скуря Н.Г. Исследование покупательского
поведения на рынке одежды // Теория и практика современной науки, 2015,
№ 6(6) [Электронный ресурс]. URL: http://modern-j.ru/_6_6_dekabr_2015
(дата обращения: 06.12.2015)
2. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.12.2015)
Дубровина И.И. магистрант НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА Статья посвящена теоретическим подходам к исследованию государственного аудита. Рассмотрели понятие государственного аудита.
Ключевые слова ( государственный аудит, бухгалтерская отчетность, учредительные документы, контрольно-ревизионная служба).
На сегодняшний момент в РФ сформированы основные институциональные составляющие современного демократического общества. К последним относится государственный финансовый контроль -система, которая по формальным признакам перешла по наследству от административно-командной экономики, однако приобрела качественно новые характеристики, выполняющие в современных условиях соответствующие функции. Перед системой государственного управления возникают качественно новые задачи, которые существенно влияют на процессы ее функционирования и развития. На сегодняшний день остро ощущается необходимость во внедрении инноваций в работе государственных контролирующих органов. Система имеющегося государственного контроля нуждается в качественно новой и эффективной форме, которая бы одновременно была способна оценить существующее положение дел на объекте контроля, выявить недостатки в работе, проанализировать причины их появления, предложить пути устранения и предупреждения в будущем. Такой формой стал государственный финансовый аудит.
Теоретические вопросы, по аудиту, как коммерческой деятельности физических и юридических лиц в РФ и за рубежом исследуются значительным количеством специалистов, среди них Г. Адамс [1], И.П. Богданов [2], Ю.Ю.Максимов [3], С.В. Степашин [5] и ряд других ученых. Однако изучение широкого круга публикаций позволило выявить, что на сегодняшний день сформировано общее понятие аудита как формы финансового контроля, определены цели и задачи аудита и намечены его методы и приемы. Вместе с тем основательного исследования, касающегося определения содержания понятия "государственный финансовый аудит", которое бы определяло его предмет, цель проведения, основные задачи,