Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК ОДЕЖДЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВЫБОР ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корытова В.Е., Рожкова А.А., Скуря Н.Г.

В статье приводятся результаты маркетингового исследования поведения покупателей на рынке одежды в городе Уфа. Рассматриваются факторы, влияющие на выбор респондентов при покупке одежды, предлагаются соответствующие рекомендации по итогам данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОДЕЖДЫ»

УДК 308

Корытова В.Е. студент 4 курса Рожкова А.А. студент 4 курса Скуря Н.Г. студент 4 курса

Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова

Научный руководитель: Дубинина Э.В., к. с.н.

доцент

кафедра торгового дела и организации общественного питания Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Уфа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ

ОДЕЖДЫ

Аннотация: В статье приводятся результаты маркетингового исследования поведения покупателей на рынке одежды в городе Уфа. Рассматриваются факторы, влияющие на выбор респондентов при покупке одежды, предлагаются соответствующие рекомендации по итогам данного исследования.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок одежды, потребительские предпочтения, выбор одежды

Рынок одежды является одним из самых распространенных сегментов торговой отрасли. По прогнозам аналитиков Y-Consulting российский рынок одежды ждет рост на 3,5-4% в денежном выражении (т.е. примерно до 3,213,22 трлн рублей) [1].

Данная тенденция наблюдается из-за того, что, несмотря на экономические трудности, россияне продолжают тратить большое количество денег на одежду (больше, чем жители европейских стран, — 11,5% в общем объеме потребительских расходов) [2].

Рынок одежды можно разделить на женскую, мужскую и детскую одежду. Сегмент женской одежды является самым крупным, так как на его долю приходится около 60% продаж. На мужскую одежду приходится около 23% рынка [3].

Исследование, проведенное авторами в октябре 2015, представляет интерес для розничных торговых компаний, так как описывает покупательское поведение респондентов при выборе одежды. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 16 до 30 лет, проживающие в городе Уфа. Формирование выборки производилось на основе квот по полу и возрасту.

Для выявления потребительских предпочтений жителей города Уфа на рынке одежды, а также составления портрета потребителя, необходимо

определить, какое значение имеет процесс покупки одежды для респондентов (рисунок 1).

□ Приятное времяпровождение (36%)

□ Необходимость (45%)

□ Снятие стресса (15%)

□ Бесполезная трата времени (4%)

Рис. 1. Значение для потребителей процесса покупки одежды Как видно из рисунка 1, практически половина опрошенных покупателей (45%) считает покупку одежды необходимостью. Для 36% данный процесс является приятным времяпровождением. 15% респондентов, выбирая одежду, снимают стресс, в то время как 4% считают походы по магазинам бесполезной тратой времени.

В ходе опроса относительно места совершения покупки одежды было установлено, что наибольшее число опрошенных (64,2%) приобретает товары в крупных торговых центрах, 14,7 % - в бутиках, которые находятся не в торговом центре. Доля остальных респондентов, которые предпочитают магазинам вещевые рынки и покупку одежды через интернет, разделилась пополам (по 10%).

Помимо выявления наиболее популярных мест покупки одежды, также были определены источники, из которых респонденты узнали о магазине, в котором совершили последнюю покупку (рисунок 2).

60

50,7%

50

40 30 20 10

Случайно увидел в торговом центре

Реклама От знакомых Через

интернет

Не помню Находится около дома

Рис.2. Источники, из которых респонденты узнали о магазине

0

Как видно из рисунка, половина опрошенных узнала о магазине случайно, находясь в торговом центре, либо проходя мимо (50,7%). От своих знакомых (родственников, друзей) о магазине узнало 15,4%. На равных позициях оказались ответы «не помню» и «реклама» (по 9,9%). 8,5% респондентов узнали о магазине через интернет, и 5,6% - благодаря близкому месторасположению магазина.

Также в ходе исследования было выявлено, каким принципом при выборе одежды пользуются опрошенные покупатели. Так, более половины опрошенных (56%) вдумчиво выбирают и ищут подходящий в данный момент вариант того или иного вида одежды, 23% респондентов покупают вещи быстро, так как четко знают, что они хотят, а 18% - совершают импульсивные покупки того, что им понравилось.

Наличие большого процента опрошенных людей, вдумчиво выбирающих одежду, связано с тем, что любой потребитель хочет иметь более качественную и подходящую ему вещь по доступной цене, вследствие чего выбор покупки проходит очень тщательно.

В ходе исследования проведен детальный анализ выбора принципов покупки одежды в зависимости от пола и возраста респондентов (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Распределение лиц разного пола по принципу покупки одежды

Принцип при покупке одежды Пол респондента Все опрошенны е

Женский Мужской

% % %

Покупаю быстро и импульсивно то, что понравится 14,3 22,9 18

Покупаю быстро, т.к. четко знаю, что хочу 14,3 31,4 23

Вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант 68,6 42,9 56

Другое 2,8 2,8 3

Итого 100 100 100

Данные, представленные в таблице 1, демонстрируют, что градация «вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант» больше выражена у женщин (68,56 против 56% в целом по выборке). Остальные градации: «покупаю быстро, так как четко знаю, что хочу» (31,43 против 23% в целом по выборке) и «покупаю быстро и импульсивно то, что понравится» (22,85 против 18% в целом по выборке) в основном присущи мужчинам. Таким образом, женщины более серьезно подходят к выбору покупки одежды и тратят на нее большее количество времени, чем мужчины.

Таблица 2

Распределение лиц разного возраста по принципу покупки одежды

Принцип при покупке одежды Возраст респондента Все опрошенные

16 - 20 лет 21 - 30 лет

% % %

Покупаю быстро и импульсивно то, что понравится 8,3 20,7 18

Покупаю быстро, т.к. четко знаю, что хочу 0 27,6 23

Вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант 83,4 50 56

Другое 8,3 1,7 3

Итого 100 100 100

Как видно из таблицы 2, градация «вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант» ярче представлена в возрастной группе от 16 до 20 лет (83,34 % против 56% в целом по выборке). Остальные градации принципов при покупке одежды (кроме варианта «другое») ярче выражены в возрастной категории от 21 до 30 лет.

Таким образом, можно говорить о том, что более взрослые респонденты четко знают, что они хотят приобрести, а также имеют большую склонность к быстрым покупкам.

Одной из задач исследования является выявление факторов, оказывающих влияние на покупателей при выборе одежды (рисунок 3).

□ Цена (32%)

□ Качество (38%)

□ Известность марки (9%)

□ Удобное месторасположение магазина (11%)

□ Отсутствие альтернативы в других магазинах (10%)

Рис.3. Факторы, влияющие на выбор одежды Из рисунка 3 видно, что наиболее важными факторами, влияющими на выбор одежды, являются качество и цена (38% и 32% соответственно). Удобное месторасположение магазина подвигло к покупке 11% респондентов. Следующим по количеству ответов (10%) находится вариант покупки одежды из-за отсутствия альтернативы необходимого товара в

других магазинах. На последнем месте - влияние на выбор респондентов известности марки производителя (9%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что ассортиментная и ценовая политика торгового предприятия должна быть в фокусе внимания его руководства.

В ходе исследования покупательского поведения на рынке молодежной одежды было выявлено, что для молодежи процесс покупки одежды в основном является необходимостью и приятным времяпровождением (45% и 36% соответственно).

При выборе места расположения магазина и его оформления необходимо учитывать тот факт, что наибольшее число опрошенных (64,2%) приобретает товары в крупных торговых центрах. Кроме того, более половины респондентов (50,7%) узнали о магазине, в котором сделали последнюю покупку, случайно, проходя мимо этого магазина в торговом центре. Поэтому особую роль для привлечения покупателей может сыграть грамотное использование инструментов визуального мерчандайзинга, как при оформлении входной зоны, так и торгового зала в целом.

Наличие большого процента опрошенных, вдумчиво выбирающих одежду (56%), связано с тем, что любой потребитель хочет иметь качественную и подходящую ему вещь по более доступной цене, вследствие чего выбор одежды проходит очень тщательно. При этом женщины серьезнее подходят к покупке одежды и тратят на нее большее количество времени, чем мужчины. Данные особенности покупательского поведения необходимо учитывать как персоналу, так и руководителю торговых предприятий, так как именно от качества работы сотрудников, их мотивации и отношений внутри коллектива зависит развитие магазина и предприятия в целом.

Использованные источники:

4. Ежедневная деловая газета «Ведомости» https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 15.11.2015)

5. Портал «Экономика и жизнь» [сайт]. URL: http://www.eg-online.ru (дата обращения: 15.11.2015)

6. Российская Газета. Официальный сайт [сайт]. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 17.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.