Научная статья на тему 'Исследование показателей морально-этической ответственности личности студентов Приамурского государственного университета им. Шолом-алейхема'

Исследование показателей морально-этической ответственности личности студентов Приамурского государственного университета им. Шолом-алейхема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
688
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна

В данной статье представлено исследование морально-этической ответственности личности студентов, участвующих и не участвующих в общественных организациях. Результаты получены на основе методики диагностики уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП) И.Г. Тимощука. Данные свидетельствуют о более высокой степени сформированности нравственной сферы и морально-этической ответственности у студентов, участвующих в общественных организациях, чем у не участвующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей морально-этической ответственности личности студентов Приамурского государственного университета им. Шолом-алейхема»

SCIENCE TIME

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИАМУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ.ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА

Баженова Наталья Геннадьевна, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

E-mail: n-bazhenova@yandex.ru

Аннотация. В данной статье представлено исследование моральноэтической ответственности личности студентов, участвующих и не участвующих ^ в общественных организациях. Результаты получены на основе методики • диагностики уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП) И.Г. Тимощука. Данные свидетельствуют о более высокой степени сформированности нравственной сферы и морально-этической ответственности у студентов, участвующих в общественных организациях, чем у не участвующих.

Ключевые слова: личность, ответственность, общественная организация.

Многие компоненты морально-этической сферы личности проявляются в определённых ситуациях требующих конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках, что может выражаться в широком диапазоне поведения. В настоящий момент многие молодые люди вступают в различные общественные организации, и это не может не отразиться на их психологических характеристиках. Правильный учет таких обстоятельств позволяет спланировать всю работу отделов по внеучебной работе вузов. Поэтому проведение такого исследования актуально.

Проблемами изучения психологических характеристик личности занимались различные ученые. К.А. Абульханова-Славская [1], Д.И. Фельдштейн [2], А.А. Реан [3], Е.К. Веселова [4], Е.Ю. Коржова, М.Я. Дворецкая [5] показали многие аспекты описываемой проблемы. И. Тимощук разработал диагностический инструментарий для исследования морально-этической ответственности [6]. Это позволило применить его в различных сферах. Б.П.

13

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Яковлев и В.В. Власов изучали психологическое содержание профессиональной ответственности личности будущего учителя физического воспитания [7]. О.Б. Михайлова рассматривала психологические характеристики инновационности личности современных руководителей [8]. Особенности подготовки арбитражных управляющих в современных условиях затронуты В.Л. Гурджиян и Т.Г. Жамкова. Проблемы самоорганизации и самоуправления показаны в исследованиях российских и зарубежных ученых: С.А. Богомаз [10], А.И. Ватолиной [11], С.С. Котовой и О.Н. Шахматовой [12], Н.Г. Баженовой [13-17], J.

D. Finn и K.S. Zimmer [18], D. Porta и M. Diani [19], J.E. Roueche и S.D. Roueche [20] и др.

Весной 2015 г. был проведен пилотный эксперимент в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема. В нем участвовало 175 студентов разных курсов и направлений. Для сбора результатов анкетирования создавался опросник [6], реализованный на сервере опросов [21]. В него дополнительно включили возможность ответа на вопросы о поле респондента и степени его участия в различных общественных организациях. После выгрузки с сервера опросов данные были обработаны в средах MS Excel и IBM SPSS [22, _ 23, 24]. В исследовании было выделено 98 студентов участвующих в организациях (группа №1) и 77 студентов не участвующих в организациях (группа №2). Для определения статистической различимости результатов опроса между участниками и не участниками организаций нами использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

О наличии выраженной позитивной нравственной направленности личности студентов, участвующих в общественных организациях, свидетельствуют результаты, показавшие наличие достоверно более высоких показателей по всем параметрам (во всех случаях р<0,05), как по общему уровню сформированности морально-этической ответственности, так и по показателям моральной рефлексии, нравственной интуиции, экзистенциальному аспекту ответственности, выраженности альтруистических эмоций, моральноэтических ценностей, социальной желательности. Отметим, что социальная желательность в соответствии со структурой методики обратно пропорционально связана с составляющими морально-этической

ответственности, а в нашем исследовании указанный показатель, как и составляющие морально-этической ответственности, достоверно выше у студентов, участвующих в самоуправлении (табл. 1 и 2).

а

14

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Таблица 1

Средние показатели диагностики морально-этической сферы личности

в двух группах студентов

Показатели морально-этической сферы личности Студенты, участвующие в общественных организациях N=98 Студенты, не участвующие в общественных организациях N=77 Уровень статистической значимости по U-критерию Манна-Уитни

Моральная рефлексия 2,40±0,939 2,01±1,198 P<0,05

Нравственная интуиция 2,47±1,133 2,14±1,200 P<0,05

Экзистенциальный аспект ответственности 1,63±1,152 2,03±1,246 P<0,05

Альтруистические эмоции 2,60±1,322 2,14±1,325 P<0,05

Морально-этические ценности 2,35±1,167 2,00±1,112 P<0,05

Социальная желательность 2,28±0,972 1,96±1,044 P<0,05

Достоверность результатов по шкале лжи 0,59±0,494 0,74±0,441 P<0,05

Уровень сформированности морально-этической ответственности 1,39±0,636 1,22±0,503 P<0,05

Таблица 2

Процентная доля студентов в двух группах, показавших высокий, средний или низкий уровень сформированности морально-этической ответственности*

Уровень сформирован-ности моральноэтической ответственности Студенты, участвующие в общественных организациях N=98 Студенты, не участвующие в общественных организациях N=77

Количество Доля, % Количество Доля, %

Высокий 23 39,7 10 17,54

Средний 29 50,0 44 77,19

Низкий 6 10,3 3 5,27

Всего 58 100,0 57 100,0

* В таблице приведены данные только по респондентам, правдиво ответившим на вопросы методики. Доля правдиво ответивших респондентов равна для 1-й группы 58/98=59,2% , для 2-й группы 57/77=74,03%

В группах респондентов были выделены студенты, обучающиеся на младших и старших курсах, и проведена обработка полученных данных. Были получены на уровне P<0.05 статистически различимые по критерию Манна-Уитни у студентов младших курсов, участвующих и не участвующих в общественных объединениях (N=48, N=42), данные по шкале «Моральноэтические ценности» (для N=48 2,38±1,142; для N=42 1,90±1,055) и «уровень сформированности морально-этической ответственности» (для N=48 1,38±0,672; для N=42 1,17±1,049). Можно отметить, что уже на младших курсах наблюдается

а

15

о

Щ SCIENCE TIME Щ

более высокий уровень морально-этических ценностей и сформированности ответственности у студентов, участвующих в самоуправлении. У студентов-старшекурсников (N=50, N=35) получились следующие статистически

различимые результаты на уровне P<0,05 по непараметрическому критерию Манна-Уитни: «моральная рефлексия» (для N=50 2,42±0,883; для N=35 2,03±1,2), «нравственная интуиция» (для N=50 2,6±0,926; для N=35 2,11±1,43), «экзистенциальный аспект ответственности» (для N=50 1,56±1,013; для N=35 2,29±1,25). У старшекурсников участвующих в самоуправление выше значения по моральной рефлексии и нравственной интуиции, по экзистенциальному аспекту ответственности ниже.

Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о более высокой степени сформированности нравственной сферы и морально-этической ответственности у студентов, участвующих в общественных организациях, чем у не участвующих. У них выражена способность анализировать мотивы поведения других людей, собственное поведение, учитывать, как собственные слова и поступки отразятся на других людях; преобладают внутренняя мотивация ответственности, принцип «я должен» над принципом «мне нравится». Можно согласиться с авторами, считающими, что молодежь, участвующая в деятельности общественных организаций приобретает уникальный опыт взаимодействия с различными социальными институтами, развивает свои коммуникативные, профессиональные навыки и становится более личностно зрелой. И это не только повышает уровень общественной активности молодых людей, но и обеспечивает успешную социализацию.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 27-48.

2. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Высшая школа, 1994. 129 с.

3. Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. 288 с.

4. Веселова Е.К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.

5. Коржова Е.Ю., Дворецкая М.Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.

а

16

о

Щ SCIENCE TIME Щ

6. Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37-40.

7. Яковлев Б.П., Власов В.В. Психологическое содержание профессиональной ответственности личности будущего учителя физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2007. № 12. С. 1-6.

8. Михайлова О.Б. Психологические характеристики инновационности личности современных руководителей // Вестник НГУ. Серия «Психология». 2012. №. 2. С. 38-43.

9. Гурджиян В.Л., Жамкова Т.Г. Особенности подготовки арбитражных управляющих в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.science-education.ru/pdf/2015/1/814.pdf

10. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.

11. Ватолина А.И. Особенности взаимосвязи доверия к себе, жизнестойкости и самоорганизации деятельности у инновационно-ориентированных молодых людей // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 34. С. 45-47.

12. Котова С .С., Шахматова О.Н. Психологические особенности

самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.

13. Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.

14. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247254.

15. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.

16. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.

17. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.

18. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? // Handbook of research on student engagement. Springer US, 2012. С. 97-131.

19. Porta D., Diani M. Social movements: An introduction. John Wiley & Sons, 2009.

20. Roueche J. E., Roueche S. D. High Stakes, High Performance: Making Remedial Education Work. Washington: American Association of Community Colleges, 1999.

a

17

о

Щ SCIENCE TIME Щ

21. Анкета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://simpoll.ru/run/ survey/9a8e827d

22. Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).

23. Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.

24. Иллюстрированный самоучитель по SPSS. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.learnspss.ru/handbooks.htm

о

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.