DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-84 УДК 338.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Голощапова Т.В.
В промышленных городах, имеющих предпосылки развития туристско-гостиничной индустрии, возникает проблема обоснования эффективности и перспектив развития данного направления. Целью работы является разработка рекомендаций и предложений по развитию туризма эффективному функционированию гостиниц в промышленном городе. В статье приведена модель организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии на основе исследования туристского потока, и разработана модель прогнозирования эффективности функционирования гостиничной индустрии, а также предложены рекомендации по развитию туристско-гостиничного сектора на примере г. Тольятти. Реализация рекомендаций и предложений позволит значительно улучшить социально-экономические показатели города и региона.
Ключевые слова: организационно-экономическое обеспечение3 организационная составляющая, экономическая составляющая, прогнозирование туристских потоков, программа развития гостиничной индустрии, Ассоциация гостиничных предприятий.
RESEACH OF PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HOTEL INDUSTRY AND RECOMMENDATION ABOUT FORECASTING OF EFFICIENCY OF ITS FUNCTIONING
Goloshchapova T.V.
In the industrial cities having preconditions of development of the tourist and hotel industry, there is a problem of justifying the effectiveness and prospects of development of this direction. The purpose of work is to develop recommendations and proposals for the development of tourism efficient functioning of hotels in the industrial city. The article presents a model of organizational and economic support for the functioning of the hotel industry based on a study of tourist flow, and the model of forecasting of efficiency of functioning of the hotel industry is developed, and also recommendations about development of tourist and hotel sector on the example of Togliatty are offered. The implementation of the recommendations and suggestions will greatly improve the socio-economic indicators of the city and the region.
Keywords: organizational and economic providing 3 organizational component, economic component, forecasting of tourist flows, program of development of the hotel industry, Association of the hotel enterprises.
Развитие отрасли гостиничного хозяйства в крупных центральных городах предопределено богатством историко-культурного наследия. Тольятти в этом аспекте нельзя назвать конкурентоспособным городом в силу того, что он очень молодой. Идея создания на территории города центра туризма, связанного с альтернативными видами отдыха (экологическим, активным, автомобильным, деловым), позволит Тольятти гармонично войти в общенациональную индустрию гостеприимства.
На развитие гостиничных предприятий города Тольятти оказывает влияние ряд факторов как внутренней, так и внешней среды, которые либо способствуют, или наоборот мешают продвигаться вперед в данном направлении.
К факторам внутренней среды можно отнести следующие:
1. Наличие в городе крупнейших в России промышленных предприятий автомобилестроения (АВТОВАЗ) и большой химии (КуйбышевАзот, Тольят-тиАзот, Синтезкаучук). Данное обстоятельство является весомой предпосылкой для развития в Тольятти такого направления, как деловой туризм.
2. Хорошее, по российским меркам, состояние инфраструктуры, которое напрямую влияет на развитие гостиничных предприятий города.
3. Наличие в городе спортивных объектов международного уровня. Г.о. Тольятти сегодня многими рассматривается как подходящее место для проведения крупных престижных соревнований не только на уровне страны, но Европы и мира.
4. Появление в Тольятти учебных заведений, готовящих специалистов в области социально-культурного сервиса и гостиничного хозяйства в частности.
5. Криминогенная обстановка оказывает крайне негативное воздействие на развитие гостиничных предприятий Тольятти. Деловые люди зачастую просто боятся вести дела, которые предполагают долгосрочное партнерство и возвращение кредитов в перспективе.
На формирование тура и организацию туристического обслуживания большое влияние оказывает цель поездки. В зависимости от цели поездки в г.о. Тольятти получили свое развитие или имеют потенциал к развитию следующие разновидности туризма:
• Познавательный или культурно-развлекательный - путешествия с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями людей посещаемой страны, а также связанный с посещением организованных
мероприятий, посвященных определенным событиям (например, фестивали, праздники).
• Научно-деловой - поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, церемониях, посещение конгрессов, симпозиумов, изучение языка;
• Этнический - целью которого является посещение родственников, места рождения своего или родителей;
• Религиозный - представляет собой передвижение людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников;
• Спортивный - поездки для участия в спортивных состязаниях или в качестве зрителя.
• Рекреационный - туризм с целью отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека;
• Экзотический - связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Предпосылками развития экзотического туризма являются уфологические аномалии на территории Самарской Луки, которые представляют интерес для иностранных туристов. С целью развития данного вида туризма необходима организация каких-либо мероприятий, например, уфологического фестиваля;
• Экологический - организованный отдых в экологически чистых районах;
• Экстремальный - путешествия с элементами экстрима, то есть, походы, которые сопряжены с трудностями для человеческого организма и опасностью.
• Целевой туризм. Для г. о. Тольятти, являющегося автомобильной столицей России, можно отметить поток туристов, целью которых является покупка автомобилей.
Туризм признается перспективным направлением в РФ, в Самарской области и в г.о.Тольятти, однако, анализ гостиничной индустрии в г.о.Тольятти выявил слабые стороны в функционировании гостиниц на территории городского округа, которые могут создать проблемы в аспекте дальнейшего развития внутреннего туризма.
Во-первых, несоответствие номерного фонда мировым стандартам -33% номерного фонда соответствуют уровню 3-4 звезды и соответствуют требованиям, предъявляемым к гостиницам для деловых туристов и иностранных гостей.
Во-вторых, устаревшая материальная база гостиниц является тормозом в развитии туризма в Самарской обл. и г.о.Тольятти. В г.о.Тольятти около 40% номерного фонда находится в зданиях, построенных в 60-х, 70-х годах прошлого века, капитальный ремонт зданий не проводился, соответственно, обладая изношенными и морально устаревшими коммуникациями, эти гостиницы не могут создавать нормальную конкуренцию относительно новым гостиничным предприятиям при развитии внутреннего туризма. Реконструкция и модернизация данных объектов потребует значительных инвестиций, а в некоторых случаях гостиничные предприятия будет выгоднее закрыть, чем вкладывать в них инвестиции.
В-третьих, в гостиничном хозяйстве г.о.Тольятти преобладают бескате-горийные номера, хотя согласно ГОСТ Р 28681-95 «Классификация гостиниц», они соответствуют одно, двух, а некоторые и трехзвездочному уровню. Причинами того, что гостиничные предприятия не считают необходимым проведение сертификации услуг, является неотработанность механизма и процедуры проведения сертификации, а также отсутствие стимулирующего механизма для проведения сертификации. В г.о.Тольятти отсутствуют высококлассные пятизвездочные отели, хотя в последнее время наблюдается рост спроса на качественные дорогие услуги средств размещения с развитой инфраструктурой.
В-четвертых, непоследовательная политика в области развития внутреннего и въездного туризма, как на территории РФ, так и на территориях субъектов, отсутствие поддержки турфирм, занимающихся въездным и внутренним туризмом не способствовали росту туристских потоков, и как следствие, в г.о.Тольятти наблюдается низкая загрузка гостиниц, составляющая в среднем 49%. Решение проблемы низкой загрузки становится одной из основных задач гостиничных предприятий, которую трудно решить в рамках одного предприятия в связи с отсутствием единого туристского информационного пространства.
В-пятых, в гостиницах г.о.Тольятти отмечена низкая доля персонала, имеющего профильное образование.
На рис. 1 представлена модель организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии.
Под организационно-экономическим обеспечением функционирования системы понимается процесс организации деятельности в определенных условиях развития экономики на макро-, мезо- и микроуровнях, осуществляющийся через системное взаимодействие организационной и экономической составляющих, объединенных единой целью своего функционирования, на основе выявления и внедрения наиболее эффективных способов управления и взаимодействия элементов системы. Данная модель предусматривает последовательное изменение экономической составляющей под воздействием организационной составляющей и факторов внешней среды и происходящих в них изменений.
Рис. 1. Модель организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии
Алгоритм реализации модели управления можно представить следующим образом:
Шаг 1. Изучение и анализ изменений, произошедших во внешней среде, в частности в правовой, макро- и мезоуровнях за период исследования, определение возможностей и угроз, связанных с изменениями нормативно-правовой базы.
Шаг 2. Проведение комплексного анализа туристско-гостиничной индустрии по направлениям [4]:
1. Основные экономические показатели (количество и размеры фирм: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Линда; объем производства, число покупателей и их финансовые возможности; спрос и степень его удовлетворения, потенциал роста; условия инвестирования и пр.).
2. Стадия жизненного цикла, тенденции развития и изменений, факторы, влияющие на них: возникновение новых долгосрочных тенденций экономического роста; появление новых потребителей и продуктов; выход на рынок и уход с него крупных фирм, меняющий соотношение сил продавцов и покупателей; смена потребительских предпочтений, общественных ценностей и образа жизни людей.
3. Территориальное распределение производственных мощностей.
4. Обеспеченность ресурсами.
5. Уровень развития материально-технической базы и технологий.
6. Характеристика кадрового и интеллектуального потенциала.
7. Требуемые технологические и производственные навыки (привлекательны те отрасли, где они совпадают с возможностями фирмы).
8. Потребности в капитале (предпочтительны отрасли, где она мала).
9. Характер и территориальное распределение спроса на продукцию, его стабильность в случае экономических колебаний (показатели эластичности спроса по цене и доходу).
10. Общие проблемы стратегического характера, степень риска и неопределенности, связанные с будущим развитием.
11. Устойчивость по отношению к воздействию внешних факторов - сезонных, циклических, социальных, политических, экологических и прочих (привлекательны отрасли, где она максимальна); возможность использовать благоприятные факторы и противостоять неблагоприятным.
12. Стратегическое соответствие другим отраслям, в которые диверсифицирована компания; интеграционные процессы.
13. Опасность вторжения крупных производителей, что снижает привлекательность отрасли, или наоборот, их ухода, что увеличивает свободу действий.
14. Угроза появления услуг-заменителей, которая зависит от их цены и психологической готовности переориентироваться на замену.
15. Уровень и структура отраслевых издержек; зависимость издержек от стадии жизненного цикла услуги, возможности экономии на масштабах, степени загрузки мощностей и пр.
16. Система сбыта услуг, преобладающие каналы и степень контроля фирмы над ними, наличие альтернатив.
17. Финансовое состояние, прибыльность и перспективы ее изменения.
18. Направления и темпы технологических изменений.
19. Входные и выходные барьеры (наличие рыночной власти отдельных фирм, показатели рыночной власти: индексы Тобина, Ротшильда, Лернера).
20. Природа, острота, динамика, масштабы конкуренции, в которой участвуют фирмы отрасли.
21. Конкурентные силы, действующие в отрасли и степень их влияния.
22. Компании, имеющие наиболее сильные и слабые конкурентные позиции.
23. Ключевые факторы успеха - общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить
конкурентные позиции предприятия: производство, маркетинг, НИОКР, финансы, квалифицированный персонал, низкие затраты, эффективная реклама, имидж и пр.
24. Общегосударственные и региональные программы развития отрасли, объем возможных государственных инвестиций и их источники.
Шаг 3. Проведение анализа структуры и величины туристского потока. Спецификой прогнозирования туристского потока заключается в том, что величину туристского потока формируют качественно различные группы туристов, классифицированных по целям пребывания. На формирование каждой группы туристов влияют различные факторы, и условия внешней среды. Исходя из специфики, предлагается следующая схема прогнозирования величины туристского потока и показателей гостиничной деятельности:
1. Определение видов туризма, имеющих значение для развития гостиничных предприятий;
2. Сбор статистических данных по количеству туристов, останавливающихся в гостиницах по целям пребывания за и-ное количество периодов;
3. Подбор модели тренда для каждого вида туристских потоков при неизменности внешних факторов;
4. При вероятностном изменении внешней среды необходимо применение методов экспертной оценки для определения туристских потоков, на величину которых могут влиять изменения, и определения степени влияния;
5. Суммирование прогнозных величин для определения количества туристов, пользующихся гостиничными услугами;
6. Сопоставление туристского потока и номерного фонда в средствах размещения;
7. Формирование рекомендаций при выявлении структурных несоответствий;
8. Разработка корреляционно-регрессионной модели для прогнозирования бюджетной эффективности.
Шаг 4. Разработка прогноза туристского потока и принятие решения о выборе приоритетных направление развития гостиничной индустрии.
Шаг. 5. Формулировка рекомендаций для разработки программы развития гостиничной индустрии на период до двух лет.
Шаг 6. Разработка программы развития гостиничной индустрии городского округа с учетом принципа преемственности, с учетом целей и задач программ социально-экономического развития городского округа и программы развития туризма на территории городского округа.
Шаг 7. Разработка мероприятий развития гостиничной индустрии.
Шаг 8. Сбор данных о ходе процесса реализации программы, как на уровне отдельных гостиничных предприятий, так и на уровне индустрии в целом.
Шаг 9. Определение экономических результатов реализации программы на микроуровне формирование на их основе экономических результатов на ме-зоуровне.
Шаг 10. Корректировка мероприятий программы с учетом происходящих изменений и поступающей информации. При истечении срока реализации программы - возврат к шагу 1, в противном случае - корректировка может осуществляться в зависимости от содержания изменений: если происходят изменения в организационной подсистеме, то возврат к шагу 1, если происходит изменение состава участников рынка гостиничных услуг, то к шагу 2, при изменении рынка туристских услуг - к шагу 3, в остальных случаях - к шагу 7.При прогнозировании показателей развития гостиничной индустрии решающую роль играет величина и структура туристского потока. Возможность применения экономико-математических методов прогнозирования обусловлена следующими факторами:
- по результатам исследования структуры и величины туристского потока, можно сделать вывод, что в его динамике не наблюдается резких изменений, так как факторы, влияющие на величину и структуру туристского потока, остаются практически неизменными на протяжении периода 2008 - 2012 гг.;
- прогнозные расчеты являются основой для формирования мероприятий программы развития гостиничной индустрии, которая разрабатывается на период до 3 лет, поэтому в данном конкретном случае применимы методы краткосрочного прогнозирования;
- в результате исследования туристско-гостиничного кластера городского округа нами получены данные, которые могут составить основу прогнозной модели.
Разработка экономико-математической модели основана на регрессионном анализе, который представляет собой статистический метод исследования зависимости случайной величины Y от переменных Xj (j = 1, 2, ..., k), рассматриваемых в регрессионном анализе как неслучайные величины независимо от истинного закона распределения Xj.
Линейное уравнение регрессии, которое имеет вид:
Y = во + frxn + fe + ... + РкХж (1)
Коэффициент регрессии Pi показывает, на какую величину в среднем изменится результативный признак Y, если переменную Xj увеличить на единицу его измерения, то есть является нормативным коэффициентом.
В модели оценки эффективности функционирования гостиничной индустрии в качестве зависимой величины Y выступает рентабельность, в качестве переменных Xj - организационная составляющая, обобщающий показатель кадрового потенциала, цена на гостиничные услуги, а также составляющая, характеризующая изменение показателя во времени.
Сведем данные для разработки модели оценки эффективности организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии в таблицу 1.
Таблица 1
Исходные данные для разработки модели множественной регрессии
Показатель Обозначение 2008 2009 2010 2011 2012
Рентабельность оказания Y 3,2 3,5 5,4 6,1 6,7
гостиничных услуг, %
Обобщающий показатель Х1
организационной состав- 23,1 22,4 23,7 24,1 24,3
ляющей, %
Обобщающий показатель Х2 52,0 53,4 51,0 50,0 49,2
кадрового потенциала
Средняя цена услуги, руб. Х3 816 925 935 958 1050
Используя программу Excel, составим уравнение множественной регрессии, которое будет отражать значение оценки эффективности организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии:
Y = -130,089 + 3,1125х1 + 1,1031х2 + 0,004х3 + 0,4575t (2)
Таким образом, увеличение показателя организационной составляющей на 1% приводит к росту рентабельности на 3,1125%, рост показателя кадрового потенциала на 1% - на 1,1031%, рост средней цены на 100 рублей - на 0,004%, влияние остальных факторов отражено в составляющей времени t, значит при неизменности факторов х1, х2, х3 в следующем периоде времени рентабельность увеличится на 0,4575%. Отрицательная величина свободного члена означает, что результативный признак - рентабельность - становится нулевой задолго до достижения нулевых значений всех факторов. В результате исследования нами выявлено, что эффективность деятельности гостиничной индустрии в большей степени зависит от организационной составляющей и от уровня использования кадрового потенциала, именно на реализацию и развитие этих факторов должно быть направлены дальнейшие научные и практические изыскания.
Основным органом, регулирующим функционирование гостиничной индустрии, является ассоциация гостиничных предприятий, объединяющая производителей гостиничных услуг на определенной территории, для решения
возникающих проблем. Ассоциации принадлежит определяющая роль при реализации шагов 1-5, 8-11.
Членами Ассоциации могут быть как юридические лица, так и предприниматели без образования юридического лица, работающие в сфере гостиничного, ресторанного, туристического и сопутствующего им бизнеса, а также представители и органы власти, разделяющие цели и задачи Ассоциации и содействующие их достижению и реализации.
Целью Ассоциации является совместное продвижение на рынке гостиничных услуг гостиниц городского округа. К одной из основных задач, решаемых Ассоциацией, можно отнести повышение профессионального уровня и квалификации работников гостиниц города, а одним из важнейших направлений деятельности Ассоциации является профессиональное обучение, проходящее в форме семинаров, индивидуальных консультаций и презентаций.
Также Ассоциация позволит решить ряд следующих задач:
- сформировать единые организационные и методические подходы к функционированию средних и малых предприятий в области гостеприимства;
- создать нормативно-техническую документацию (стандарт или ТУ), содержащую обоснованные и современные требования к качеству услуг, предоставляемых средствами размещения;
- создать единое информационное пространство средств размещения городского округа;
- провести мероприятия по формированию статистической базы средств размещения;
- сформировать единую стратегию развития малого предпринимательства в области средств размещения, как на национальном, так и территориальном уровнях.
Ассоциация является некоммерческой организацией, образованной на основе добровольных имущественных взносов участников, выразивших поддерж-
ку целям Ассоциации и (или) её конкретным акциям. Членские взносы для вступления в Ассоциацию рассчитываются исходя из стоимости совместных проектов, реализуемых в каждом году.
Члены Ассоциации будут иметь льготы по налогообложению, так как в целях исчисления налога на прибыль, согласно п.15 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений).
Основным документом, определяющим направление развития и экономическую целесообразность мероприятий в области гостиничной индустрии, должна стать «Программа развития гостиничной индустрии в г.о.Тольятти». Программа должна подвергаться корректировке в зависимости от изменения факторов внешней микросреды, а также результатов прогнозов развития величины туристического потока. Разработку программы осуществляет Городская Дума совместно с Мэрией и Торгово-промышленной палатой.
Программа развития гостиничной индустрии, является элементом программы комплексного социально-экономического развития и представляет собой прогнозно-аналитический документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий и проектов, направленных на достижение намеченных целей.
Необходимость разработки программы развития гостиничной индустрии г.о.Тольятти обусловлена наличием структурных проблем, которые не представляется возможным решить в рамках отдельно взятого гостиничного предприятия.
«Программа развития гостиничной индустрии г.о.Тольятти» ориентирована на решение ряда задач:
- удовлетворение спроса потребителей на услуги гостиничных комплексов;
- развитие материальной базы индустрии туризма путем привлечения инвесторов для реконструкции действующих и строительства новых средств размещения;
- развитие и продвижение новых видов гостиничных услуг;
- создание информационной базы данных средств размещения, инвестиционных проектов и инноваций в сфере гостеприимства;
- осуществление активной деятельности, по повышению квалификации и подготовке кадров для сферы гостеприимства г.о.Тольятти;
- осуществление деятельности по формированию имиджа г.о.Тольятти как региона, привлекательного с точки зрения делового и рекреационного туризма;
- совершенствование статистической отчетности по индустрии гостеприимства.
Исходя из перечисленных задач, можно сформировать две группы мероприятий Программы: первая группа мероприятий направлена на решение проблем конкретных гостиниц: расширение ассортимента услуг, реконструкция, модернизация, ремонт номерного фонда, создание туристско-гостиничных комплексов, строительство новых отелей и т.д. Вторая группа мероприятий направлена на решение проблем развития гостиничной индустрии в целом: создание информационной базы по гостиницам городского округа, инвестиционным проектам, реализация мероприятий по формированию имиджа г.о.Тольятти с целью привлечения бизнес- и рекреационных туристов; повышение квалификации и подготовка кадров для гостиничной индустрии, совершенствование статистической отчетности и мониторинг деятельности гостиничной индустрии.
Эти меры в дальнейшем позволят объединить все гостиницы в хорошо сбалансированные системы, обладающие единой технической и технологиче-
ской политикой, едиными критериями технологии производства и предоставления услуг, единой политикой в области сервиса, обучения персонала, методов продаж и взаимодействия с ведущими туристскими агентствами.
Экономическое обоснование мероприятий программы для города выражается в дополнительном налоговом отчислении в бюджеты всех уровней, связанных с ростом объема реализации и прибыли предприятий-членов Ассоциации, а также с ростом объема реализации смежных отраслей, который рассчитывается исходя из значения мультипликаторов. Среднее значение мультипликатора по туристскому потоку составляет 2,84.
В результате выполнения мероприятий Программы: - налоговые поступления от индустрии гостеприимства в бюджеты разных уровней увеличатся не менее, чем на 3,5 млн. руб.;
- увеличение объема реализации смежных отраслей на 27 519 тыс. руб.
- загрузка гостиничных предприятий увеличится на 2%;
- объем инвестиций, привлеченных в индустрию туризма, превысит 400 млн. руб.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, подготовку и переподготовку кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь, молодежи.
Основной проблемой, препятствующей развитию туризма в г.о.Тольятти, является недостаточное организационно-экономическое обеспечение функционирования гостиничной индустрии. В структуре гостиничной индустрии г.о.Тольятти выявлены следующие недостатки: несоответствие номерного фонда мировым стандартам; устаревшая материальная база гостиниц; гостиничные предприятия не считают необходимым проведение сертификации услуг; непоследовательная политика в области развития внутреннего и въездного
туризма, как на территории РФ, так и на территориях субъектов, отсутствие поддержки турфирм, занимающихся въездным и внутренним туризмом; низкая доля персонала, имеющего профильное образование. Предложенная модель организационно-экономического обеспечения функционирования гостиничной индустрии позволила провести комплексный анализ и разработать модель оценки эффективности функционирования гостиничной индустрии. Для повышения организационно-экономического обеспечения предложены рекомендации для разработки программы развития гостиничной индустрии, реализация мероприятий которой приведет к росту организационной и экономической составляющих, а следовательно и рентабельности гостиничной индустрии.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : части 1 и 2 : с изм. и доп. Дата обновления: 18.07.2011. Доступ из системы ГАРАНТ
2. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [Принят Государственной Думой 23 июня 1995 года] : офиц. текст : по состоянию на 20 июля 1995 г. - 11 кб.
3. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения [Электронный ресурс] : [Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21 июня 2003г.] : офиц. текст : по состоянию на 21 августа 2003г. - 131 кб.
4. Веснин, В. Р. Стратегическое управление [Текст]: Учебник. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 328 с.
5. Голощапова Т.В. Организационно-экономическое обеспечение функционирования гостиничной индустрии: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.В. Голощапова. - Тольятти, 2006. - 161с.
6. Голощапова Т.В. Организационно-экономическое обеспечение функ-
ционирования гостиничной индустрии: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.В. Голощапова. - Тольятти, 2006. - 20с.
7. Панкратьева, Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики [Текст] // Вопросы статистики. - 1998. - 4. - С. 16-20.
References
1.Tax code of the Russian Federation [Electronic resource]: parts 1 and 2: with amendment and additional. Updating date: 18.07.2011. Access from system the GARANT
2.The federal law "About the state forecasting and programs of social and economic development of the Russian Federation" [Electronic resource]: [It is accepted by the State Duma on June 23, 1995]: ofitsa. text: as of July 20, 1995 - 11 kb.
3.Provision on the state system of classification of hotels and other means of placement [Electronic resource]: [Are approved as the Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of June 21, 2003]: ofitsa. text: as of August 21, 2003 - 131 kb.
4.Vesnin V. Strategic management [Text]: Textbook. - M: TK Velbi, Publishing house Prospect, 2006. - 328 p.
5.Goloshchapova T. Organizational and economic ensuring functioning of the hotel industry: PhD thesis in econ. sciences: 08.00.05 / T. Goloshchapova. - Togliat-ti, 2006. - 161 p.
6.Goloshchapova T. Organizational and economic ensuring functioning of the hotel industry: Avtoref. of PhD thesis in econ. sciences: 08.00.05 / T. Goloshchapova. - Togliatti, 2006. - 20 p.
7.Pankratyeva N. Sistema of services sector statistics as sectors of economy [Text]//Statistics Questions. - 1998 . - 4 . - p. 16-20.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Голощапова Татьяна Викторовна, доцент кафедры «Экономика и управление», кандидат экономических наук
Поволжский государственный университет сервиса
ул. Гагарина, д.4, г. Тольятти, Самарская область, 445677, Россия
e-mail: gol155@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Goloshchapova Tatiana Viktorovna, associate professor of Economy and Management Departmement, Ph.D in Economic Sciences
Volga State University of Service
4, Gagarin street, Togliatty, Samara Region, 445677, Russia e-mail: gol155@yandex.ru