Научная статья на тему 'Особенности инвестирования предприятий гостиничного хозяйства Украины в современных условиях'

Особенности инвестирования предприятий гостиничного хозяйства Украины в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРПРОДУКТ / TOURIST PRODUCTS / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURIST INFRASTRUCTURE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ / PUBLIC METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подзигун Светлана Николаевна

В статье определены современные проблемы развития гостиничного хозяйства. Рассматривается современное состояние, перспективы и пути решения проблем инвестиционной привлекательности развития гостиничного хозяйства Украины. Даются предложения относительно привлечения инвестиционного капиталовложения в туристскую индустрию страны. Обоснованы правовые, финансовые, административные и социально-экономические методы государственного влияния на развитие гостиничного хозяйства Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HOTEL ENTERPRISES INVESTMENT IN UKRAINE IN MODERN CONDITIONS

The article defined the modern problems of development of the hotel industry. The current status, perspectives and ways of solving problems for investment attractiveness of the development of the hotel industry in Ukraine are being looked upon. Propositions concerning capital investment in the travel industry of the country are given. Founded legal, financial, administrative and socio-economic methods of state influence on the development of the hotel industry in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестирования предприятий гостиничного хозяйства Украины в современных условиях»

С.Н. Подзигун

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ..

УДК 338.48: 658

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2015

С.Н. Подзигун, кандидат экономических наук кафедры «Технологии и организации туризма

и гостинично-ресторанного дела» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация. В статье определены современные проблемы развития гостиничного хозяйства. Рассматривается современное состояние, перспективы и пути решения проблем инвестиционной привлекательности и развития гостиничного хозяйства Украины. Даются предложения относительно привлечения инвестиционного капиталовложения в туристскую индустрию страны. Обоснованы правовые, финансовые, административные и социально-экономические методы государственного влияния на развитие гостиничного хозяйства Украины.

Ключевые слова: гостиничное хозяйство, гостиничный бизнес, туризм, турпродукт, туристическая инфраструктура, государственные методы.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Украина имеет огромные инвестиционные перспективы, этому способствуют значительные курортно-рекреационные ресурсы, историко-культурный и природный потенциалы, которые могут использоваться инвесторами для развития туристской инфраструктуры. Но главной проблемой развития гостиничного хозяйства является создание благоприятного инвестиционного климата и поиск источников финансирования для строительства новых и реконструкции уже действующих предприятий временного размещения.

Актуальность вопроса о привлечении инвестиций в Украину является безусловным, поскольку это мощное средство выхода из экономического кризиса и один из методов решения крупных производственных и социальных проблем. Именно инвестиционная политика является средством восстановления нестабильной экономики страны в условиях изменения отечественного законодательства, а также не контролируемого роста цен и дефицита ресурсов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ вопросов инвестиционной привлекательности развития гостиничного хозяйства Украины и поиск методов решения проблем капиталовложения в туристскую отрасль страны.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Основной составляющей в структуре туризма является гостиничное хозяйство, представляет собой материально-техническую базу отрасли, в наибольшей степени влияет на уровень туристического сервиса и формирования туристической инфраструктуры, а также определяет вид, особенности и качество турпродукта.

Проблемы развития туристской отрасли и привлечения инвестиций в гостиничное хозяйство рассмотрели в своих работах такие украинские и зарубежные ученые, как С.А. Бистров, В.С. Боголюбов, Л.А. Бовш, С.И. Байлик, Ю.В. Лаврова, А.В. Любицева, С.П. Мальська, С.А. Севастьянова и др. Однако, в условиях современного состояния экономики страны нужно углубленное изучение проблем привлечения инвестиций в туристскую и гостиничную индустрию.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Во всем мире большое внимание придают важность развития туризма и гостиничного хозяйства как одного из эффективных средств развития и повышения эффективности национальной экономики благодаря способности этого сектора обеспечивать валютные поступления, создавать значительное количество новых рабочих мест и повышать имидж государства.

Спецификой гостиничного сектора является то, что он целиком и полностью ориентирован на потребителя и зависит от состояния туристической отрасли и на-

правления деловой активности в стране. Между показателями развития гостиничного бизнеса и туризма прослеживается высокая корреляционная связь, т.е. развитие одного приводит к развитию другого и от него же и зависит. Вместе туристические компании, развивая свою деятельность в определенной стране, ориентируются прежде всего на состояние гостиничного сектора. Строительство новых гостиничных комплексов может значительно повысить привлекательность турпродукта в любом регионе, способствовать увеличению притока туристов, и наоборот, устарела гостиничная база, может стать причиной спада турактивности в регион и снижение его конкурентоспособности на туррынке [11, с. 23;

4].

Макроэкономическая ситуация в Украине сегодня нестабильна и имеет все основания к ухудшению. Так, по данным Госкомстата, спад ВВП в первом квартале 2014 по сравнению с соответствующим кварталом 2013 (в постоянных ценах 2007 года) составил 5,3% [1]. Однако, по оптимистическому сценарию Всемирного банка в случае прекращение военных действий на востоке Украины можно ожидать замедления негативных тенденций: небольшой рост экономики в 2015 году на 2,5% и в 2016 году - на 4% [2]. Пессимистический прогноз Минэкономразвития предполагает спад на 6,5% [3].

Социально-экономическим фоном этого показателя является усиление рисков внешнего рефинансирования, неопределенность относительно объемов и сроков международной финансовой помощи, рост расходов на военные потребности (около 5% ВВП), социально-экономическое упадок сил населения. Кроме того, ущерб, причиненный жилым локациям, инфраструктуре и производству Донецкого и Луганского регионов, рост социальных выплат участникам АТО и пострадавшим от конфликта, сдерживать рост в 2015 году, результатом чего, по нашему мнению, станет длительный экономический спад и затяжная рецессия.

Ожидать посторонней помощи, по нашему мнению, не следует. Восстановление станет основной проблемой, потребует усиленного внимания государства и значительных средств. Следует отметить, что Украина экономически связана со многими другими странами, в том числе туристическими потоками. Поэтому инвестиции рассчитывать стоит, ведь отечественные ресурсы являются привлекательными для владельцев капитала. Сегодня же геополитическое напряжение вокруг Украины «вымывает» около 7 процентных пунктов из общего показателя рост экономик стран-партнеров Украины. Поэтому инвесторов следует искать на других континентах. Так, вложение средств в регион Европы и Центральной Азии за пять месяцев 2014 уже упали на 42% - до 26 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [2], что демонстрирует негативные ожидания инвесторов даже по перспективным европейских стран.

Оценивая результаты хозяйственной деятельности субъектов гостиничного хозяйства, следует отметить,

С.Н. Подзигун

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ...

что объем оказанных услуг на начало 2014 составил 30322,4 млн. грн., в том числе юридическими лицами - 16 726, 9 млн. грн., или 0,4% от общего объема реализованной в экономике Украины продукции; физическими лицами предпринимателями - 13595, 5 млн. грн., или 4,8%. Загруженность отелей составила около 35% [1]. Отечественный рынок гостиничных услуг также подвергается кризисным явлениям и несет убытки, ведь развитая в Евро-2012 инфраструктура не используется в полной мере, а в Донецке полностью разрушена.

Гостиничный сектор Киева является наиболее развитым среди других городов Украины. В нем сконцентрировано большое количество качественных отелей всех сегментов и международных субъектов гостиничной деятельности. Так, в столице находится 8 из 16 гостиниц Украины, входящих в крупную международную сеть (Fairmont, Intercontinental, Hyatt, Radisson Blu, Holiday Inn, Ramada Encore, Ibis). При этом данный рынок продолжает развиваться, обладая достаточно большим потенциалом роста [6].

Столичный сектор гостеприимства все еще отстает по количественно-качественным характеристикам от рынков Европы, Азии и Северной Америки. Так, в Киеве на 1000 приезжих, по оценкам ABHG, приходится 0,54 номера в гостиницах города.

Данный показатель не только в разы уступает таким городам, как Варшава, Будапешт, Прага, Берлин, Вена, но и не по превышающей аналогичные показатели во Львове и Одессе. А если учесть, что номерной фонд и сервис многих киевских гостиниц не дотягивают до европейского уровня, то дефицит качественного предложения становится еще более явным. Отсутствие на данный момент ощутимой конкуренции практически во всех сегментах гостиничного рынка позволяет качественным отелям достигать высоких операционных показателей.

Согласно данным Главного управления статистики Киева, на конец 2014 года в городе функционировало 185 объектов на 17490 мест в организационно-правовой форме юридических (160 единиц) и физических (25 единиц) лиц. Среди них, туристам и гостям города предлагаются: гостиницы различных категорий, 27 действующих комплексов апартаментов, более 50 малых гостиниц на 20 и меньше номеров, 36 хостелов, общежития гостиничного типа, санатории и другие средства размещения [4].

Ежегодно гостиничный фонд Киева пополняется в средненем одним высококлассным отелем (upscale -luxury), 13 отелями среднего ценового сегмента и 3-4 отелями категорий economy и budget, что дает среднегодовой прирост общего номерного фонда на 3-5 %. Исключением из этой 10-годовой динамики стал 2012 год, за который открылось 29 новых отелей, что привело к росту объема предложения в столице за четыре квартала около 30%. По уточненным данным Главного управления статистики в Киеве сегодня гостиничное предложение столице составляет 11883 гостиничных номеров, структуру которых формируют гостиницы категории 5 звезд - 10%; отели категории 4 звезды - 18%; отели категории 3 звезды - 42%; 1-2 звезды отели занимают 30% [6-9].

Научно обоснованная инвестиционная политика государства играет решающую роль в обеспечении стабилизации и устойчивого развития экономики страны. Она определяет приоритетность, направления, источники и структуру инвестиций, создает условия для реализации общегосударственных, региональных и местных экономических, социальных и технических проектов, формирует благоприятный инвестиционный климат для эффективного привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций, ведь инвестиции в основной капитал - это базовый показатель развития экономики страны.

Инвестиционная политика Украины несовершенна и

имеет перечень весомых недостатков, а именно:

- нормативно-правовая база в сфере инвестирования является чрезвычайно изменчивой, ибо закон Украины «Об инвестиционной деятельности» менялся фактически каждый год, а «Об иностранном инвестировании» в течение 10 лет - 25 раз. Если учитывать постановления, декреты Кабинета Министров Украины, Указы Президента, поправки и другие подзаконные акты, то такое положение дел отпугивает как отечественных, так и иностранных инвесторов. Законодательство должно быть однозначным и законы должны трактоваться однозначно;

- нестабильность экономической ситуации в стране мешает привлечению инвесторов гостиничного хозяйства. Стабильная политическая среда дает инвесторам уверенность в том, что законы и нормативные акты, касающиеся инвестиций и рынков, не будут меняться в течение достаточно длительного времени;

- в Украине сложился неблагоприятный имидж в области предоставления рекреационно-туристических услуг, благодаря предоставлению некачественных услуг, не соответствующих европейским стандартам, и не обеспечивают защиту и безопасность туристов;

- что касается налоговых льгот для инвесторов в Украине, по развитию гостиничной индустрии, то они мизерные или абсурдны. На сегодняшний день по данным Государственной службы туризма и курортов, система налогообложения поглощает 70-85% прибыли туристских фирм [8];

- в украинской туристской индустрии практически не работают европейские стандарты качества и ассортимента предоставляемых услуг, функционирования институтов, подготовки туристских кадров, законодательства по туризму. Именно поэтому качество услуг часто достаточно невысокая, хотя цены и превышают среднеевропейские [5; 12].

Указанные проблемы нельзя решить без поддержки государства. Поэтому на данном этапе к первоочередным задачам государственных органов управления в области гостиничного хозяйства можно отнести создание эффективных условий для работы предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, выработки единой концепции развития, создание благоприятных условий для инвестирования в строительство и модернизацию, содействие в создании рекламно-информационной инфраструктуры и т.д.

Все методы государственного влияния на развитие гостиничного хозяйства можно объединить в четыре большие группы: правовые, финансовые, административные и социально-экономические.

К правовым методам регулирования развития гостиничного хозяйства относится разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере: законов и других законодательных актов, системы стандартизации, сертификации и категоризации гостиниц, общегосударственных и региональных программ развития гостиничного бизнеса и т.д. Основной целью разработки таких законодательных актов является регламентация правовых, экономических и организационных основ создания и дальнейшего функционирования предприятий гостиничного бизнеса [4-6].

Как свидетельствует мировой опыт, действенным инструментом регулирования развития гостиничного хозяйства являются программы гостиничного строительства. По такой программе правительство Великобритании специальным актом установил специальные субсидии и льготные займы, предусматривающие покрытие правительством 20% расходов на новое строительство или субсидию в 1000 фунтов стерлингов на каждый гостиничный номер. В результате за два года удалось построить 70000 гостиничных номеров.

В Китае реализация такой программы за 7 лет (19801987 гг) позволила привлечь значительные иностранные инвестиции и построить 1283 гостиницы на 184 700 но-

С.Н. Подзигун экономические

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ... науки

меров [5].

С целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей среды разрабатываются и постоянно совершенствуются Государственные стандарты Украины, на основании и с учетом которых проводят сертификацию гостиничных услуг.

Однако большинство из таких стандартов являются морально устаревшими и не соответствуют современным требованиям. В связи с этим целесообразно разработать новые стандарты и ввести общую обязательную сертификацию гостиничных услуг с целью обеспечения стабильности качества обслуживания в средствах размещения и гармонизации критериев классификации отечественных предприятий гостиничного хозяйства с рекомендациями ВТО и с учетом существующей зарубежной практики [6, с. 41].

Что касается общего законодательства, то считаем целесообразным более четко прописывать направления и пути развития каждой составляющей инфраструктуры туризма, разработать и утвердить программу развития гостиничного хозяйства Украины. Актуальным также является принятие отдельного Закона Украины «Об отелях и гостиничную деятельность». Справедливо будет отметить, что уже в течение некоторого времени рассматривается проект такого нового Закона.

Не способствует развитию законодательных инициатив в сфере гостиничной индустрии постоянная реорганизация ведомства, продолжается в течение всего периода независимости и обеспечивает государственное регулирование туристической деятельности. Положительным моментом было вообще создание органа центральной исполнительной власти, к полномочиям которого входило осуществление организаторских и координирующих функций по внедрению государственных решений по работе отрасли [5].

К финансовым методам регулирования развития гостиничного хозяйства относятся прежде всего обеспечение благоприятной кредитной и инвестиционной среды и действующая налоговая система (включая льготы и преференции), создание инвестиционного климата в результате содействия привлечению крупных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса и его инфраструктуры, открытие специальных кредитных линий.

До недавнего времени основной финансовой базой для строительства гостиниц было банковское кредитование - в виде непосредственного кредитования или проектного финансирования. В большинстве случаев предпочтение отдавалось именно проектному финансированию из-за того, что банк в таком случае финансирует проект на индивидуальной основе. При этом, как источник возврата предоставленных кредитных ресурсов, банк рассматривает преимущественно финансовый поток, генерируемый самим проектом [2].

Итак, для стимулирования застройщиков государство могло бы компенсировать инвесторам часть расходов на строительство гостиниц, хотя бы в объеме уплачиваемых процентов по банковским кредитам (подобный опыт уже есть в аграрной сфере, при молодежном кредитовании жилья). В свою очередь, это снизило бы рискованность таких операций для банков. Однако в условиях дефицита госбюджета реализовать подобные идеи нельзя, хотя предложенный механизм необходимо разработать, а реализовать в условиях финансово-экономической стабилизации в стране.

Обозначенные проблемы обусловливают необходимость разработать комплекс мер для улучшения условий инвестирования отрасли должны базироваться на упрощении разрешительных процедур (административный регулятор) и разработки системы налоговых преференций банкам-кредиторам и инвесторам, реализующим проекты по строительству и модернизации гостиниц.

К административным методам регулирования развития гостиничного хозяйства относятся: стратегическое 66

планирование и прогнозирование развития отрасли; научные разработки и исследования, направленные на разработку теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию управления гостиничным хозяйством; кадровая политика, включающая определение потребностей гостиничного сектора в кадрах, совершенствование системы подготовки и переподготовки квалификации для лиц, занятых в гостиничном бизнесе, предоставление консультаций, проведение семинаров, форумов, создание научно-образовательных центров, внедрение механизма непрерывного контроля за качеством подготовки специалистов, содействие в формировании профессиональных объединений в области; централизованный сбор статистической информации, содействие строительству и реконструкции т.д [7; 8].

Анализ практического применения каждой из составляющих административного регулирования свидетельствует о неполном использовании их для развития гостиничного хозяйства. В частности, отсутствует система стратегического планирования и прогнозирования развития отрасли, что обусловлено, прежде всего, отсутствием государственного органа, на который было бы возложена соответствующая работу.

Рассматривая вопрос подготовки специалистов для гостиничного хозяйства, необходимо отметить, что для туризма сейчас готовят специалистов 110 высших учебных заведений. Но отели на сегодня испытывают большую нехватку таких специалистов среднего звена, как дежурный администратор, дежурный по этажу.

Четвертой важной группой регуляторов развития гостиничного хозяйства являются социально-экономические методы, включающие такие инструменты, как формирование благоприятного имиджа Украины как туристического государства (в т.ч. на зарубежных рынках), участие в международных выставках и ярмарках, стажировки, организация в Украине мероприятий с участием иностранных и отечественных отелей дальнейшего развития гостиничного бизнеса, создание бренда для отечественных гостиниц, создание общедоступных баз данных и справочных серверов гостиничных предприятий регионов, реклама и организационная поддержка этого портала в сети Интернет и т.п.

С развитием новых технологий все большее значение приобретает информация, размещенная в мировой сети Интернет, в электронных СМИ, на сайтах отечественных организаций и учреждений. Электронные страницы Министерства иностранных дел Украины (МИД) является одной из возможностей для формирования позитивного имиджа Украины за рубежом, донесения разносторонней информации, в том числе и о туристических маршрутах нашей страны и, соответственно, туристическую инфраструктуру [4, с. 98; 5].

Результаты исследования современного состояния гостиничной сферы в Украине свидетельствуют, именно от повышения ее развития, инвестирования, в значительной степени зависит реальное состояние туристической инфраструктуры в государстве [12, 13, 14]. Для эффективного функционирования гостиничной сферы сегодня необходима гибкая система государственного стимулирования этой отрасли отражена в разработанной нормативно-законодательной базе время, необходимо увеличить количество средств размещения различных категорий с четкой дифференциацией в специализации предлагаемых услуг гостеприимства, усовершенствовать управление гостиничными предприятиями в условиях динамичного социально- экономического пространства и расширение туристической деятельности, улучшить качество гостиничных услуг, эффективность маркетинга и взаимодействия на туристическом рынке современных отелей, на государственном уровне максимально поддерживать формирования национального сервиса.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует отметить, что Карельский научный журнал. 2015. № 4(13)

С.Н. Подзигун

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ...

дальнейшее проведение инвестиционной деятельности в гостиничной сфере должно осуществляться на основе:

- ее разносторонней поддержки со стороны государства (упрощение бюрократических механизмов);

- расширение прав субъектов хозяйственной деятельности по формирования и использования собственных амортизационных средств;

- участия в европейских и международных мероприятиях с целью раскрытия инвестиционных возможностей туриндустрии и интеграции Украины в мировое сообщество;

- содействие реализации инвестиционных проектов в гостиничном хозяйстстве, которые способны обеспечить высокую прибыль и значительный социальный эффект при небольших вложений;

- стимулирование прилива капитальных вложений в реконструкцию и строительство современных туристических комплексов, санаториев, гостиниц, соответствующих международным требованиям и стандартам;

- поощрения вложения средств с помощью налоговых каникул, налоговых инвестиционных отчислений, а также инвестиционных кредитов;

- создание законодательной базы в области обеспечения гарантий на иностранные инвестиции в туристический бизнес;

- презентации через средства массовой информации других стран и пропаганда положительного имиджа страны.

Выявлено, что реализация вышеупомянутых мероприятий стимулировать поток инвестиций в гостиничную сферу Украины, усилит взаимосвязь туризма с другими приоритетными сферами социального, экономического и культурного развития отдельных регионов и всей страны. А это, в свою очередь, будет способствовать росту авторитета Украины на мировом рынке и укреплению экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Статистические данные экономики страны [Электронный ресурс] - Режим доступа: М1р://икгеШ. gov.ua/.

2. Бовш Л.А. Критерии и показатели оценки эффективности инвестиционной политики предприятий / Л.А. Бовш // Вестник ДонНУЭТ. Серия экономическая. 2009. - Вып. 44. - С.675 -681.

3. Всемирный банк: экономика Украины упадет на 5% [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forbes. ua/ua/news/1372842-svitovij-bank-ekonomika-ukrayini-vpade-na-5.

4. Виноградова О.В., ИсмаиловаЛ.А. Экономическая

сущность и специфика развития международного туризма в Украине / О.В. Виноградова, Л.А. Исмаилова // Вестник Донецкого института туристического бизнеса.

- 2012. - №10. - С. 98-104.

5. Основные макропоказатели экономического i социального развития Украины на 2015 год по прогнозам Минэкономразвития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://govuadocs.com.ua/docs/124/index-19195-3. html.

6. Пандяк И.Г. Гостиничный бизнес: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник / И. Г. Пандяк.

- Второй изд., Перераб. и доп. - М.: Центр учебной литературы, 2012. - 472 с.

7. Журавлева С.М. Стратегия инновационной деятельности на предприятиях гостиничного хозяйства [Электронный ресурс] / С. М. Журавлева. // Экономика. Управление. Инновации. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/eui_2012_2_15.pdf.

8. Лаврова Ю.В. Определение конкурентного потенциала гостиницы / Ю. В. Лаврова // Проблемы и перспективы развития предпринимательства. - 2012. - № 2.

- С. 40-44 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// nbuv.gov.ua/j-pdf/piprp_2012_2_10.pdf.

9. Дадикян В.Ю. Разработка маркетинговой стратегии продвижения гостиничных услуг / В. Ю. Дадикян // Управление развитием. - 2013. - № 21. - С. 146-148. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nbuv.gov. ua/j-pdf/Uproz_2013_21_60.pdf.

10. Гостиничный рынок Украины: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://realt.aviso.ua/uk/news?id=b0a31638-a89c-47d2-b80a-109234314216. Любицева А.В. Туризмоведение: введение в специальность: учебник / А.В Любицева - М.: Издательско-полиграфический центр «Киевский университет», 2008. - 335 с.

11. Готельно-ресторанний бiзнес на сучасному еташ розвитку ринково! економiки [Електронний ресурс].-Режим доступу: http://tourlib.net

12. Марченко О.А. Социально-экономические основы регионального развития сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 150-153.

13. Мингалева Ж.А. Инновационное развитие территорий на основе использования потенциала туризма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 27-31.

14. Богославская А.В. Инвестиционное обеспечение функционирования заповедных территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 7-9.

FEATURES OF HOTEL ENTERPRISES INVESTMENT IN UKRAINE IN MODERN CONDITIONS

© 2015

S.N. Podzygun, candidate of economical science of "Tourism and business of hotel-restaurant chair"

Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Abstract. The article defines the modern problems of development of the hotel industry. The current status, perspectives and ways of solving problems for investment attractiveness of the development of the hotel industry in Ukraine are being examined. Propositions concerning capital investment in the travel industry of the country are given. Legal, financial, administrative and socio-economic methods of state influence on the development of the hotel industry in Ukraine are grounded.

Keywords: hotel business, tourism, tourist products, tourist infrastructure, public methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.