УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10108
ХВАДЖА Айхам Насер
Чеченский государственный университет (Грозный, Чеченская Респ., РФ); кандидат экономических наук доцент; e-mail: tourism@laposte.net
Обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности гостиничной индустрии
Статья посвящена региональному управлению гостиничной индустрии в аспектах ее модернизации и развития по принципу устойчивости в условиях перехода к зелёной экономике и обеспечения конкурентоспособности, в ней рассмотрены положительные и отрицательные черты развития гостиничной индустрии. Проанализировано ее развитие в Сирии и выявлены основные проблемы и перспективы в условиях восстановления экономики региона. В соответствии с текущей экономической ситуацией предложена система обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности гостиничной индустрии. Она охватывает все аспекты устойчивого развития и зеленой экономики, включает в себя ведущих игроков данного сектора, которые формируют взаимосвязанные элементы устойчивости и повышают конкурентоспособность гостиничной индустрии, туризма и региона в целом.
Ключевые слова:
гостиничная индустрия, туризм, устойчивое развитие, зелёная экономика, конкурентоспособность, регион
Введение. Туризм является важным инструментом развития и восстановления стран мира, его особенность заключается в том, что составляет 10% мирового ВВП, 30% мирового экспорта услуг, 7% общего экспорта товаров и услуг, на долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций и будет расти на 4,3% в год в течение следующих десяти лет. В туризме занят каждый десятый работник в мире и к 2028 году будет составлять 11,6% от общего числа занятых1. Кроме того, туризм
1 UNWTO, Tourism Highlights 2018, 2017, 2016 Editions. International Tourism Trends. URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419876; https://www.slovenia.info/uploads/dokumenti/raziskave /unwto-highlights_2017.pdf (Accessed on 12.01.2019); http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/annual_report _2016_web_0.pdf (Accessed on 19.01.2019); The World Travel & Tourism Council (WTTC). The global economic impact of travel and tourism 2018. URL:
считается главным источником поступления иностранной валюты, расширяет налоговую базу дестинации, способствует привлечению иностранных инвестиций, сохранению окружающей среды, укреплению и гармонизации межнациональных отношений, и повышению уровня жизни местного населения у принимающих государств, при условии применения устойчивого развития.
Теория. Сектор гостиничных услуг представляет собой значительный элемент индустрии туризма и гостеприимства, на его долю приходится до 65% занятых в туристской отрасли, 68% поступлений от туризма, около 6% мирового ВНП, около 5% всех налоговых поступлений и именно ему отводится 30% от
https://www.wttc.org/7media/fNes/reports/economic-impact-research/regions-2018/world2018.pdf (Accessed on 14.01.2019).
общей стоимости индустрии гостеприимства [1, 2].
Гостиничная индустрия имеет целый ряд особенностей:
✓ обеспечивает стремительный рост экономической ценности слаборазвитых регионов;
✓ расширяет предложение в развитых дестинациях;
✓ способствует сохранению городских и сельских центров;
✓ увеличивает уровень занятости (чем выше уровень гостиницы, тем больше прямые и косвенныетрудозатраты);
✓ останавливает депопуляцию;
✓ оказывает положительное влияние на экономическое развитие других субъектов индустрии гостеприимства;
✓ формирует связи между другими субъектами туристической отрасли в пределах конкретной дестинации (ресторанами, агентствами проката автомобилей, сувенирными магазинами, предприятиями развлечений и т. д.) [3];
✓субъект социального развития и поддержки регионального социума (благотворительные взносы и спонсорство, проведение семинаров, встреч и конференций);
✓ способствует ростуналоговых доходов региональных и местных бюджетов;
✓ характеризуется высоким уровнем рентабельности и средним сроком окупаемости проектов [4];
✓ средство повышения имиджа региона в международном пространстве;
✓ элемент туристской привлекательности и массового привлечения туристов;
✓ развита гостиничная индустрия способствует повышению туристической конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона. Однако, есть и отрицательные моменты.
Гостиничная индустрия чувствительна к изменяющимся условиям внешней среды и требует самого большого потребления ресурсов.
Например, на все средства размещения приходится 2% из 5% от общего количества выбросов углекислого газа, выделяемого туристической отраслью2. Не научно обоснованное место строительства высококлассных гостиниц может привести к искажению специфических черт природных и историко-культурных районов. Неконтролируемое и бессистемное развитие гостиничного сектора также может негативно повлиять на образ жизни местных сообществ и увеличить уровень преступности в районе.
Ответственно, управление модернизацией и развитием по принципу устойчивого развития является целесообразным для гостиничной индустрии и туристической отрасли в целом.
Безопасность региона, его социально-экономическая и политическая стабильность являются ключевыми факторами, влияющими на успех международного гостинично-туристического бизнеса.
Организация Объединенных Наций заявила, что конфликт в Сирии привел к разрушениям, которые обошлись стране в $400 миллиардов3. Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ESCWA) объявила, что объем разрушений физического капитала и его распределение по секторам были оценены в более чем $388 миллиардов. Данная оценка не включает «человеческие потери в результате смерти или потери человеческих компетенций и квалифицированного труда из-за перемещения, которые считаются наиболее важными факторами сирийской экономики»3.
Данные и методы. Одной из важнейших пострадавших отраслей Сирийской экономики является туристическая отрасль. Следует отметить, что с 2000 по 2010 г. (до военного
2 World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://www2.unwto.org/en/content/about-us-6 (Accessed on 14.01.2019).
3 The New Arab. URL: https://www.alaraby.co.uk/english/ news/2018/8/8/cost-of-syria-war-destruction-almost-400-billion-un (Accessed on 04.01.2019).
конфликта) туризм в Сирии развивался достаточно высокими темпами, однако с низким уровнем качества: в 2010 году число приезжающих туристов составило 8,5 миллионов, доход от туризма достиг $ 6,5 миллиардов. При этом по сравнению с 2000 годом количество туродней в 2010 г. выросло на 155%, однако средний срок пребывания туристов сократился на 5 туродней (с 15 до 10)4.
По международному рейтингу конкурентоспособности туризма из 133 стран мира Сирия заняла 85 место в 2009 г., а в 2011г. -105-е5, причинами послужили недостаточ-ное развитие туристической инфраструктуры, в частности гостиничного сектора, ассортимента и качества услуг. Низкий уровень норм регулирования и государственной политики, слабо развитая инфраструктура информационно-коммуникационных технологий, слабая экологическая устойчивость и усиление политической нестабильности, привели к снижению конкурентоспособности страны на международном туррынке.
Экономические потери туристической отрасли во время конфликта оцениваются в $14 миллиардов, в том числе $4 миллиарда (28,5%) приходится на гостиничный и ресторанный бизнес6.
Наибольшее количество гостиниц Сирии располагаются в таких городах как Дамаск, под Дамаском, Хомс, Латакия, Алеппо. Гостиничный бизнес представлен различными категориями, на рис. 1 показано распределение гостиниц по категориям. Наименьший удельный вес занимают пятизвездочные и четырех-
4 Syrian Ministry of Tourism. URL: www.syriatourism.org (Accessed on 23.10.2018).
5 World Economic Forum. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009-2011. URL: http://www.ontit.it/ opencms/export/sites/default/ont/it/documenti/files/O NT_2009-03-04_02101.pdf (Accessed on 12.10.2018); URL: https://www.globalwellnesssummit.com/wp-content/ uploads/Industry-Research/Global/2011-WEF-Travel-Tourism-Competitiveness-Report.pdf (Accessed on 09.10.2018).
6 Official site of the Our Syria. URL: http://www.souriatnapress.net/^l^l-<^U^I-<^-Ujj"-
JjUJUiiy (Accessed on 17.01.2019).
звездочные гостиницы, соответственно 5% и 9%, а наибольшее двух и однозвездочные гостиницы7.
Во время конфликта более 300 гостиниц перестали работать, что составляет 40% от общего число гостиничных предприятий6.
Динамика изменения количества и общая структура гостиниц представлены на рис. 2, заметны изменения в структуре по категориям.
ВОбщежитие н 1* в 2* ВЗ* в4* В5* Рис. 1 - Распределение гостиниц Сирии по категориям (2010 г.)7
Количество гостиничных мест заметно возрастает во всех категориях гостиниц от 2-х до 5 звезд, незначительно изменяется количество мест в общежитиях и однозвездочных гостиницах (рис. 3).
Большинство гостиничных мест располагаются в 2-звездочных (38% от общего количества мест во всех отелях) и 5-звездочных (21%) отелях (рис. 4).
Как показано на рис. 5, основными постояльцами в гостиницах Сирии среди арабов являются жители Иордании (развивающий сектор), их количество увеличивалось с 2000 г. до 2010 г. в 5 раз и составило 461406 ночлегов. Поток постояльцев Ирака в связи с войной с 2002 г. до 2007 г. увеличился на 400%. Количество ночлегов жителей Ливана в 2010 г. в сравнении с 2000 г. увеличивалось в 2,6 раз с бумом в 2004 г., 2006 г. в связи с войной в Ливане.
7 Central Bureau of Statistics. Damascus, Syria. URL: http://www.cbssyr.sy/ (Accessed on 22.06.2018).
350
о
« 50
1* 2* 3*
4*
5 *
Общежитие
1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 Рис. 2 - Динамика количества гостиниц в САР (2010 г.)
14500
12500
И-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010
Общежитие 1* 2* 3* 4* 5 *
Рис. 3 - Динамика изменения количества гостиничных мест в САР
■ Общежитие 1* 2* 3* 4* 5 * Рис. 4 - Распределение мест в гостиницах САР по категориям (2010 г.) 7
Основные ночлеги среди иностранцев, как показано на рис. 6, являются иранцы, их количество увеличивалось в 2010 г. в сравнении с 2000 г. на 311% и составило748986 ночлегов в связи с отменой визового режима. Количество ночлегов туристов из западной Европы колеблется в связи с политической обстановкой в регионе. Однако данный поток увеличился с 2000 г. до 2010 г. на 83% и составил 216905 ночлегов.
В 2007-2010 годы отмечается рост ночлегов жителей Турции, их число увеличилось в сравнении с 2000 г. в 90 раза в связи с отменой визового режима и составило 249553.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
500 000 450 000 400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0
■ Аравийский полуостров Иордания
Ирак Ливан
■ Остальные арабы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Рис. 5 - Динамика количества ночлегов (арабов) в гостиницах Сирии
800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
■Западная Европа •Турция Иран
Австралия
■ Восточная Европа США
■ Азия
■ Остальные иностранцы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Рис. 6 - Динамика количества ночлегов (иностранцев) в гостиницах Сирии
2010
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
I У родственников и друзей
Аренда жилья
В гостиницах
Рис. 7 - Распределение ночлегов туристов по средствам размещения
Хваджа А.Н. й
Обеспечение устойчивого развития ил\/иин 1М
И конкурентоспособности гостиничной индустрии Х1Х\/ПЫ лп НЫ
ЖУРНАЛ
В Сирии, как и в других странах, можно размещать туристов как в гостиницах, так и вне них. Распределение ночлегов туристов по средствам размещения представлено на рис. 7.
Как видно, большинство арабских туристов 74% из общего их количества предпочитают размещаться вне гостиниц. Это связано с тем, что они приезжают в Сирию с визитами к родственникам и друзьям, соответственно, останавливаются у них или берут в найм коттеджи и квартиры, то есть представляют собой самостоятельные путешествия.
500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
В то же время большинство иностранцев 61% и более останавливаются в гостиницах. Услугами иных средств размещения пользуется менее 40% иностранных туристов.
Большинство сирийских туристов предпочитают размещаться вне гостиниц на длительный период.
Туристы, которые предпочитают останавливаться в гостиницах, имеют возможность выбора гостиниц различных категорий. Размещение туристов по происхождению в гостиницах разных категорий за 2010 г. представлено на рис. 8.
ш о
I-
и х
а ^
О ш I-
и си
т ^
о
а:
I арабы иностранцы сирийцы
Рис. 8 - Размещение туристов по происхождению в гостиницах разных категорий (2010 г.)
По данным 2010 г. видно, что в основном иностранные туристы пользуются услугами гостиничного бизнеса. Наиболее предпочтительными являются гостиницы 2 звезды с заметным сокращением спроса на услуги гостиниц более высокого уровня обслуживания.
Среди туристов арабов по происхождению в 2010 г. услугами гостиниц воспользовались только 26% их общего количества. Наибольшими предпочтениями пользуются гостиницы 1-2, а также 4-5 звезд. Это связано с тем, что стандарты обслуживания и оборудования в 1 и 2-звездочных отелях не сильно отличаются от сервиса 3-звездочных гостиниц, а разница в оплате номеров 2 и 3-звездочных гостиниц существенная. Большинство гостиничных мест располагаются в 2-звездочных
(38% от общего количества мест во всех отелях) и 5-звездочных (21%) отелях.
Нужно отметить, что до кризиса одновременно с увлечением потока туристов и количества номерного фонда в Сирии не привели к повышению загрузки гостиниц и продолжительности пребывания гостей в них. Стабильно за последние три года коэффициент загрузки 5* гостиниц составляет 55%, а средние число проведенных туродней в отелях региона 4 дня. В 4* гостиницах годовой коэффициент загрузки составляет 64% в 2010 г. 72%, в то время как среднее число проведенных туродней - также 4 дня, в 3* гостиницах региона - 71 %, а средние число проведенных туродней - 5дней, в 2010 г. составило 2,6 дней.
Как показано на рис. 9, большинство ту-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ристов в Сирии предпочитают размещаться вне гостиниц (аренда жилья, у родственников). Это связано, с одной стороны, с высокими тарифами на гостиничные услуги, отсут-60
л К
о «
«
ё ч о а
(Г
о
ч
о «
¡Г
50 40 30 20 10
ствием свободных гостиничных мест в сезоне, непривлекательными гостиницами, а с другой, с тем, что туристы традиционно едут в Сирию к своим родственникам и друзьям.
> (вне гостиниц) Аренда жилья
И (вне гостиниц) Аренда жилья с эмигрантами Т Д в гостиницах
Т Д в гостиницах с эмигрантами у родственников и друзей
у родственников и друзей с эмигрантами
и-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 9 - Распределение общего количества туродней по средствам размещениям
Число проведенных туродней вне гостиниц (аренда жилья) постоянно возрастает. Их доля от общего количества туродней без эмигрантов в 2009 г. составила 47% и выросла на 382% по сравнению с 2000 г., а в 2010 г. составило 27% и снизилось на 47% по сравнению с
2009 г. при увеличении количества гостиничных мест7.
Доля проведенных туродней вне гостиниц (родственников и друзей) от общего количества туродней без эмигрантов составила в
2010 г. 42% и снизилась на 2% по отношению к 2000 г. а в 2009 г. составила 28% и снизилась на 16% по отношению к 2000 г.
Сирийцы эмигранты предпочитают размещаться вне гостиниц (у родственников), их количество туродней увеличилось в 2010 г. по сравнению с 2000 г. на 174% и составило 39788709 туродней при доле 46% от общего количества туродней. Сирийцы эмигранты также предпочитают размещаться вне гостиниц (аренда жилья), количество туродней, проведенных в арендованном жилье, увеличилось в 2010 г. по сравнению с 2000 г. на 288% и составило 2706074 туродней при доле 3% от общего количества туродней.
Сирийцы эмигранты в 2010 г. провели 539900 туродней в гостиницах Сирии. Это чис-
ло увеличилось сравнительно с 2000 г. на 134% при доле 4% от общего количества гостиничных туродней и 0,6% от общего количества туродней.
Нужно отметить, что срок пребывания туристов зависит от мотива туриста, целей путешествия, уровней обслуживания и привлекательности региона, в том числе от количества и качества проводимых мероприятий и услуг.
Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы развития гостиничной индустрии в Сирии:
- недостаточное количество мест в 5*, 4*- звездочных гостиницах, с высоким уровнем наполняемости номерного фонда, что снижает культуру и качество обслуживания клиентов;
- недостаточное количество специализированных средств размещения - санаторных, курортных, лечебных и гостиниц 3*;
-нелегальный гостиничный бизнес, сдача квартир в аренду, приводит к размещению 84% от общего количества туродней туристов вне гостиниц;
- неконкурентоспособная цена гостиничного продукта инизкий индекс количества гостиничных номеровна душу населения5;
0
- отсутствие республиканской целевой программы развития гостиничной индустрии;
- слабая система кадрового обеспечения туристической и гостиничной индустрии, которая, в том числе, обуславливает присутствие на руководящих должностях специалистов без соответствующего образования; что отражается на уроне управления развитием туротрасли в регионе;
- предприниматели и инвесторы сталкиваются с множеством экономических, политических, организационных трудностей бюрократического, коррупционного характера, которые делают проблематичным ведение цивилизованного бизнеса в регионе.
- для Сирии характерно низкое качество деловой среды и -слабое развитие деловых ассоциаций (торговых палат, отраслевых объ-
единений), которые зачастую не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса.
Модель. Вышесказанное подтверждает необходимось существенного роста инвестиций в инфраструктуру туризма и гостиприм-ства, которые будут возможны при обеспечении благоприятной стабильной окружающей среды (политической, правовой, социальной, экономической, экологической, безопасной) для местного населения, иностранных инвесторов и туристов.
Принимая во внимание огромный туристский потенциал страны и незначительный вклад в экономику следует разработать систему обеспечения устойчивого развития туризма и гостеприимства в целом и гостиничной индустрии в частности (рис. 10).
Рис. 10 - Система обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности гостиничной индустрии
Ключевыми игроками, обеспечивающими формирование и функционирование системы, являются: предприятия гостиничной индустрии, национальные туроператоры, государственные органы управления туризмом, НКО и союзы, научные и образовательные организации.
Объединение усилий и координация действий игроков (бизнес, власть, общественные объединения и некоммерческие организации, наука) в единое целое способствует глубокому пониманию проблем отрасли и принятию более эффективных мер по их решению. Это предполагает формирование элементов системы обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности гостиничной индустрии на основе разработки приоритетных направлений развития туризма в регионе и с учетом перехода к зелёной экономике.
К структурным элементам системы следует отнести:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы и повышение безопасности. Законы являются основой развития и должны соответствовать требованиям зеленой экономики, поэтому необходимо разработать новые условия, стандарты и нормы, которые будут обеспечивать устойчивость по всем направлениям: правовое регулирование вопросов энергосбережения и возобновляемых (альтернативных) источников энергии, районной планировки (критерии реконструкции и выбора места и материалов для строительства новых гостиниц и других туристических объектов, с учетом соблюдением традиций местной архитектуры). Также к ним относятся законы об основах туристической деятельности, создании благоприятного климата для национальных и иностранных инвестиций, о поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, содействии инновационной деятельности и научных исследований, о правах работников и защите прав потребителей, об обеспечении безопасности региона.
2) Государственные органы управления вместе с соответствующими организациями
должены разработать стратегический план по модернизации инфраструктуры туризма и гостеприимства, в том числе активировать и снабжать туристические ресурсы необходимыми услугами (жилищно-коммунальные, транспортные, информационные, финансовые и т.д.) в соответствии с рекомендуемыми международными стандартами, что, в свою очередь, обеспечивает рост спроса на рынке предприятий гостиничной индустрии и способствует повышению качества в сфере обслуживания и жизни местного населения.
3) Персонал является важнейшим фактором успешного гостиничного бизнеса и одной из важнейших причин колебания качества гостиничных услуг, связанных с неквалифицированным трудом и текучестью кадров. Координация взаимодействия игроков позволит оперативно реагировать на требования туррынка к квалификации специалистов различных категорий и продуктивно формировать государственные целевые и коммерческие программы кадрового обеспечения, в том числе образовательные программы в ССУЗах и ВУЗах, а также обязательные и добровольные курсы и акридитация работника). Это не только повысит уровень культуры обслуживания и эффективность деятельности гостиниц, но и будет учитывать потребности сотрудников и усиливать их мотивацию.
4) Введение новой системы аккредитации гостиничных предприятий предполагает применение единой (в данном случае, «звездной») системы международной классификации гостиниц, которые должны быть аккредитованы региональными и местными органами и ассоциациями.
Сертификация поможет гостиницам самостоятельно оценить свои экологические и социальные воздействия, продемонстрировать соответствие законодательным и нормативным требованиям, определить пути улучшения внутренних процессов управления, перейти к использованию экономичных устойчивых технологий. Наличие сертификатов и
других документов, свидетельствующих о соответствии гостиницы национальным и международным стандартам, является конкурентным преимуществом.
5) Формирование имиджа, бренда и репутации региона должно быть одним из приоритетных направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики. Данный вектор развития отношений игроков направлен не только на создание позитивного имиджа, репутации и завоевание большей доли международного рынка, но и на укрепление позиции страны на международной арене.
Целесообразно, чтобы страна имела имидж, отражающий ее многогранность. Это может быть сделано с помощью национальных брендов, основанных на таких аспектах, как туризм, экспорт, культура, спорт, инвестиции, правительство и т.д. [5].
Международная практика доказывает, что в большинстве случаев, туризм является наиболее распространенным измерением, который правительства выбирают для разработки национального бренда. Это способствует устойчивому распространению информации и повышению осведомленности о ресурсах региона.
6) Кооперация деятельности игроков с целью продвижения региона как «обновленной туристской дестинации» на межрегиональном и международном уровне, позволяет сосредоточить все ресурсы и использовать современные маркетинговые инструменты и достичь синергетического эффекта.
7) Инновационные форматы гостиничного бизнеса направлены на повышение общей социально-экономической и экологической устойчивости участников туррынка, снижение рисков, связанных с изменчивостью окружающей среды. Это, в свою очередь, приведет к диверсификации бизнеса в регионе [6].
8) Сотрудничество игроков создает благоприятный инвестиционный и инновационный климат для внедрения новых технологий и техники, затрагивающих все элементы и
этапы обслуживания в гостиничном и турбиз-несе. Среди них наиболее важными являются:
-информационные и коммуникационные технологии (социальные медиа, глобальные системы бронирования, программы лояльности, цифровое обслуживание, смарт-гости-ницы);
-внедрение зеленых технологий и программ перехода к зеленой деятельности (по отходам, системам энергоснабжения, материалам для обслуживания и строительства гостиниц, экологическому управлению).
Конкурентные преимущества от перехода можно выделить за счет:
✓ более рационального использования ресурсов и экономии денежных средств;
✓ уменьшения негативного воздействия на окружающую среду;
✓ максимизации социальных и экономических выгод для местного сообщества;
✓ удовлетворения корпоративных клиентов, которые все чаще запрашивают информацию о социальных и экологических инициативах своих поставщиков;
✓ увеличения продаж за счет привлечения экологически сознательных туристов и повышения лояльности к зеленым гостиницам;
✓ объединения зеленых гостиниц в специализированные ассоциации, которые позволят выявить реальные проблемы участников в области озеленения экономии и учесть их интересы в разработке конкретных путей достижения целей.
9) Создание единой информационной базы социально-экономических и экологических показателей гостиничных предприятий позволит органам власти проводить мониторинг гостиничной индустрии, а самим предприятиям, которые образуют эту индустрию -отслеживать и учитывать основные тенденций и перспектив развития гостиничного бизнеса. Данная база поможет объективно оценивать реальное состояние гостиничной деятельности в регионе, что, в свою очередь, обеспечит более высокую эффективность управления и оптимальные результаты.
Т. 1S, No. 1 (BS)
2019
Заключение. Таким образом, особенность предлагаемой системы заключается в том, что она охватывает все аспекты устойчивого развития и зеленой экономики, включает в себя разноуровневые органы управления, интегрируемые правовые формы организаций и наука, позволяющие формировать взаимосвязанные элементы устойчивого развития и повышать конкурентоспособность гостиничной индустрии, туризма и региона в целом.
Система предполагает, что успех в развитии экономики должен определяться положительным результатом для всех заинтересованных сторон в качественном, а не только в количественном эквиваленте в зависимости
от того, как общий результат распределяется среди заинтересованных сторон.
Нужно отметить то, что пути к устойчивому развитию и переход к зеленой экономике начинаются с озеленения турпро-дукта. Это однозначно затратное дело, а также долгосрочный вклад в перспективу обеспечения высокого уровня качества жизни населения.
Итак, благодаря своему природному и социо-культурному потенциалу, при восстановлении разрушенной инфраструктуры Сирия имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке и стать мировой парадигмой зеленой экономики при поддержке международного сообщества.
Список источников:
1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание. М.: Дакор, 2008. 288 с.
2. Лесник А.П., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. М.: Инфра, 2003. 488 с.
3. Портолан А. Коммерческие средства размещения в туристской дестинации на примере Дубровника // Туризм и гостиничный менеджмент. 2010. Т.16. №2. С. 243-265.
4. Забержинский Б.Э., Карева Н.В. Гостиничная индустрия: ее роль в развитии экономики, основные проблемы и пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. 2016. №6(1). С. 99-110.
5. Динни К. Национальный брендинг: понятие, проблемы, практика. Берлингтон: Баттерворт-Хайнеманн, Эльзевир, 2008.
6. Худякова Т.А. Инновационные форматы гостиничного бизнеса: реалии и перспективы устойчивого развития // Известия ТулГУ. 2013. Вып. 5-1. С. 101-108.
Ayham N. KHWAJA
Chechen State University (Grozny, Chechen Rep., Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: tourism@laposte.net
ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS OF THE HOTEL INDUSTRY
Keywords:
hotel industry, tourism, sustainable development, green economy, competitiveness, region
The article is devoted to the regional management of the hotel industry in terms of its modernization and development according to the principle of sus-tainability in the conditions of transition to a green economy and ensuring its competitiveness. The author considers the positive and negative features of the hotel industry development. The article analyzes its development in Syria and identifies the main problems and its prospects in the context of economic re-
covery in the region. Taking into account the current economic situation, the author proposes a system for ensuring the sustainable development and competitiveness of the hotel industry d. It covers all aspects of sustainable development and green economy, includes leading players in the sector which form interrelated elements of sustainability and enhance the competitiveness of the hotel industry, tourism and the region as a whole.
References
1. Baylik, S. I. (2008). Gostinichnoe hozyajstvo. Organizaciya, upravlenie, obsluzhivanie [Hotel industry. Organization, management, service]. Moscow: Dakor. (In Russ.).
2. Lesnik, A. P., & Chernyshev, A. V. (2003). Praktika marketinga v gostinichnom i restorannom biznese [The practice of marketing in the hotel and restaurant business]. Moscow: Infra. (In Russ.).
3. Portolan, A. (2010). Kommercheskie sredstva razmeshcheniya v turistskoj destinacii na primere Dubrovnika [Private accommodation in tourist destination offer. The case of Dubrovnik]. Tourism and Hospitality Management [Turizm i gostinichnyj menedzhment], 16(2), 243-265. (In Russ.).
4. Zaberzhinsky, B. E., & Kareva, N. V. (2016). Gostinichnaya industriya: ee rol' v razvitii ekonomiki, osnovnye problemy i puti ih resheniya [The hotel industry: its role in economic development, basic problems and ways of their solution]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law], 6(1), 99-110. (In Russ.).
5. Dinnie, K. (2008). Nation branding: Concept, issues, practice. Burlington: ButterworthHeinemann, Elsevier.
6. Khudyakova, T. A. (2013). Innovacionnye formaty gostinichnogo biznesa: realii i perspektivy ustojchivogo razvitiya [Innovative formats of hotel business: realities and perspective of stability development]. Izvestiya TulGU[Bulletin TulSU], 5-1, 101-108. (In Russ.).
Хваджа А.Н. Обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности гостиничной индустрии // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 100-111. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10108.
Khwaja, A. N. (2019). Ensuring sustainable development and competitiveness of the hotel industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 100-111. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10108. (In Russ).