DOI: 10.12731/2218-7405-2018-2-37-54 УДК 316.6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СОВРЕМЕННЫМ ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ЗООМЕТАФОР
Жеребненко O.A., Кузнецова Л.Б., Москаленко C.B., Балыков В.В.
Цель работы. Статья посвящена анализу отношения младших школьников к современным цифровым технологиям (интернет, компьютер, мобильный телефон).
Метод или методология проведения работы. Основным методом исследования является ассоциативный эксперимент. Отношение младших школьников к интернету, компьютеру и мобильному телефону исследуется посредством анализа зоометафор (ассоци-сщгш с представителями животного мира).
Результаты работы. Было выявлено, что интернет у младших школьников в большей мере ассоциируется с .животным диким, хищным, сильным (тигр, медведь, лев), что отражает чувства уважения, восхищения, признание авторитета. Компьютер в наибольшего мере ассоциируется с домашними животными (кошка, собака), как с чем-то хорошо знакомым, понятным, дружественным, приносящим радость. В ассоциациях к понятию «мобильный телефон» лидирует попугаи. Это отражает такие характеристики отношения младших школьников к мобильному телефону, как возможность вербального общения, а также возможность выделиться, привлечь к себе внимание. Исследование показало, что отношение младших школьников к современным цифровым технологиях содержит характеристики их отношения к самим себе (согласуется с образом «Яреальное» и «Яидеальное»).
Область применения результатов. Материалы статьи представляют практическую ценность для профессионального деятельно-
сти педагогов, психологов, направленного на обеспечение психологического благополучия младших школьников, профилактику! формирования у ннх компьютерной, мобнлъной н интернет-зависимости.
Выводы. Основные выводы исследования показывают, что животные, ассоциирующиеся с интернетом, компьютером и мобильным телефоном, в большей мере согласуются с представлением детей об идеальных животных и животных, больше всего похожа на них, и практически не представлены на уровне «теневых», не принимаемых детьми собственных качеств.
Ключевые слова: современные цифровые технологии; компьютер; интернет; мобильный телефон; младший школьный возраст; зоометафора; образ Я.
THE RESEARCH OF THE ATTITUDE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES BY MEANS OF ZOOMETAPHORS
Zherebnenko O.A., Kuznetsova L.B., Moskalenko S. V, Balykov V.V.
The purpose of the research. The study is devoted to the analysis of schoolchildren's attitude to modern digital technologies (Internet, computers, and mobile phones).
Methods or methodology of the research. The main method of the research is an association experiment. Schoolchildren's attitude to Internet, computers, mobile phones is analyzed with the help ofzoometaphors (associations with animals).
Results of the research. It was identified that schoolchildren mostly associate Internet with a wild, rapacious and strong animal (a tiger, a bear, a lion). This reflects the feelings of respect, admiration, authority recognition. A computer more frequently stands for domestic animals (a cat, a dog) as something familiar, good, clear, friendly, joyful. The most currently occurred association to "a mobile phone " is a parrot. It reflects such characteristics of schoolchildren s attitude to a mobile phone as a possibility of verbal com-
munication, as well as a chance to stand out, to draw attention to oneself. The study showed that schoolchildren's attitude towards digital technologies represent characteristics of their own attitude to themselves (the correlation between the images "lam real" and "lam ideal").
Scope of application. The data of the research are of great practical importance for professional activities of lecturers, psychologists in providing schoolchildren's mental well-being and preventing them from computer-, mobile- and Internet-addiction disorders.
Final results. The main results of the study showed that the animals associating with Internet, computers and mobile phones are in most cases correspond with the children's ideas about ideal animals and the animals that look like them, and are not represented at the level of "shady ", personal traits of character unaccepted by the children.
Keywords: modern digital technologies; computer; internet; mobile phone: primaty school age; zoometaphore; self-image.
Введение
Проблема чрезмерного погружения современного человека в виртуальный пространство, а так же зависимости от современных технических средств коммуникации приобретает все большую актуальность в наши дни. В последнее время значительно возросло количество исследований посвященных данной проблематике. В науке изучаются и активно обсуждаются причинны и последствия чрезмерного увлечения современными гажетами, компьютерными играми, социальными сетями, ведутся дискуссии о положительных и отрицательных аспектах данного явления.
Особую актуальность приобретает проблема увлеченности компьютерными играми, интернетом, зависимости от мобильных устройств в детско-подростковой среде [1; 2; 3; 5; 6; 10; 12]. Это обусловлено широким распространением и ранним приобщением детей и подростков к современным техническим средствам коммуникации. С одной стороны, это является закономерным следствием такого прогрессивного фактора, как стремительное развитие современных информационных технологий. Современные дети живут в
совершенно других условиях, по сравнению с теми, в которых выросли их родители. Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде: почти всю информацию получают из сети интернет. Информационная цифровая среда и мир технических устройств являются для них, одним из значимых источников социокультурного развития, выступают инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов [12]. Так, если высшие психические функции детей прошлых поколений 9до эпохи новых цифровых технологий) развивались в процессе непосредственного социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, то сегодня Интернет в значительной степени выступает посредником в этом взаимодействии [7].
С другой стороны чрезмерное погружение в цифровую информационную среду может приводить к негативным последствиям, среди которых в качестве наиболее значимых современные автора рассматривают: проявление феномена «зависимости», неблагоприятно влияющего на их физическое и психическое здоровье [6], погружение в виртуальное пространство (в процессе общения, игровой деятельности, познания и др.), больше чем в реальную жизнь [8, с. 213], оскуднение воображения детей [10, с. 49], поскольку все образы ребёнок получает в готовом виде (яркие, красочные, детальные), депривация восприятия запахов, прикосновений, поскольку поток информации едёт приемущественно в виде визуальных образов [13], неправильная расстановка приоритетов и ценностей в процессе социализации [15], возможность получение негативной информации, вовлечения в группы ассоциальной направленности [1].
Несмотря на значимость и актуальность проблемы чрезмерного вовлечения современных детей в информационную и компьютерную среду, уже начиная с достаточно раннего возраста, большинство современных исследований по этой проблеме выполнено на выборках подростков и взрослых [10]. Более ранние возраста в контексте заявленной проблемы значительно менее изучены. В частности активными пользователями современных гаджетов, а так же сети интернет являются младшие школьники. В то же время, по данным
ряда исследование формирование зависимости от компьютера, интернета и мобильных устройств в детском и подростковом возрасте происходит гораздо быстрее, чем у взрослых [2; 4; 9]. В связи с вышесказанным, проблема исследования восприятия младшими школьниками современной цифровой среды приобретает особую актуальность как в теоретическом, так прикладном аспектах.
Материалы и методы
Целью проведенного нами эмпирического исследования было изучение отношения детей младшего школьного возраста к современным цифровым технологиям.
Исходя из специфики психологических особенностей данной возрастной группы, а так же необходимости выявления отношения младших школьников к современной цифровой среде не только на осознаваемом, но и на неосознанном уровне, при разработке программы исследования предпочтение мы отдали проективным методам. Отношение младших школьников к современным техническим средствам коммуникации мы исследовали на метафорическом уровне. Метафора является сложным феноменом, заключающим в себе образный и когнитивный инструментальный потенциал для выражения знаний о мире при помощи языковых моделей. Сущность метафоры заключена в механизме ассоциативного отождествления, дающего возможность соотнести по средством номинативного акта явления разных предметных областей. По выражению С. Л. Рубинштейна «образование ассоциации - это, по существу, процесс, в котором одно явление приобретает значение сигнала другого явления» [6, с. 136].
Одной из самых известных моделей метафорической номинации является зооморфная метафора, когнитивным источником которой служит образ животного, перенесенный на человека. Как отмечают И.В. Чекулай, О.В. Прохорова зоометафора «является одной из наиболее фундаментальных моделей передачи человеком многообразия его мыслей, чувств и эмоций» [8, с. 163].
Так, в классической зооморфной метафоре, когнитивным источником служит образ животного, перенесенный на человека, мы же
в своей работе попытались посмотреть и применить зоометафоры с другой стороны, а именно, перенести этот образ не на человека, а на неодушевленные предметы, в данном случае на современные компьютерные технологии.
В проведенном нами исследовании мы изучали отношение младших школьников к современным техническим средствам коммуникации (компьютер, мобильный телефон и интернет) на метафорическом уровне: посредством анализа того, с какими представителями животного мира данные явления у них ассоциируются. Мы предположили, что информативным показателем оценки отношения младших школьников к современным цифровым технологиям, является их сопоставление с компонентами образа Я ребенка на метафорическом уровне. Для этого нами были определены ещё три категории оценивания посредством зоометафор: идеальное животное (для определения характеристик образа «Я-идеальное» ребенка), животное - антиидеал (для определения «теневых», неосознаваемых и/ или непринимаемых младшим школьником частей своей личности), животное, которое больше всего похоже на меня (для определения характеристик образа «Я-реальное» ребенка).
Основным методом нашего исследования был ассоциативный эксперимент. В процессе исследования испытуемым предлагалось определить с какими животными у них ассоциируются интернет, компьютер и мобильный телефон, а так же определить своё идеальное животное, животное - антиидеал и животное, которое больше всего похоже на них.
Исследование было проведено на базе МОУ «Октябрьская СОШ Белгородского района Белгородской области имени Героя России Ю.А. Чумака». В нём приняли участие учащихся 2-3 классов. Общее число испытуемых составило 60 человек.
Результаты и обсуждение
Перейдем к анализу полученных результатов. На первом этапе, мы проанализировали ассоциации учащихся с представителями животного мира, которые возникают у них при слове «интернет». Полученные результаты представлены на рисунке 1.
■ Тигр
■ Медведь
■ Лев
■ Сова
■ Попугай
■ Воробей
■ Аист
■ Ласточка
■ Голубь
■ Собака
■ Человек
■ кот
Рис. 1. Соотношение зоометафор младших школьников к понятию «интернет»
Можно заметить, что в выборке наиболее частотными являются ассоциации с такими животными, как: тигр (20%), медведь (19%), лев (16%). Интерпретируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что интернет у младших школьников ассоциируется с животным диким, хищным, сильным, можно сказать «царём зверей» в своём месте обитания. В эмоциональном плане такие ассоциации могут свидетельствовать о таких чувствах, как уважение, интерес (чувство неизведанного), восхищение, страх, о таком отношение как: признание авторитета и готовность подчиняться власти. В меньшей мере представлены ассоциации с птицами: сова, попугай, воробей (по 9%), аист, ласточка (4%). На наш взгляд это может выражать такие характеристики в отношении младших школьников к интернету, как источник мудрости (сова), возможность легко и быстро перемещаться и добывать информацию.
Затем, мы проанализировали ассоциации с представителями животного мира, которые возникают у учащихся при слове «компьютер». Полученные результаты представлены на рисунке 2.
1%
i%
4%
4%
4%
9%
9%
9%
16%
4% 9%
■ Медведь
■ Лев
■ Воробей
■ Собака
■ кот
■ пантера
34%
Рис. 2. Соотношение зоометафор младших школьников к понятию «компьютер»
Анализируя полученные данные, следует обратить внимание, что в выборке наиболее частотными оказались животные: кот (35%), собака (34%). Данные животные «лидируют» среди других ассоциаций с большим отрывом, в связи с чем, отношение младших школьников к такому явлению как «компьютер» можно характеризовать как более однозначное, по сравнению с отношением к рассмотренному ранее понятию «интернет». Кроме того, можно сделать вывод, что компьютер ассоциируется у младших школьников с домашними животными, «домашними любимцами». На наш взгляд это является отражением симпатии, отношения к компьютеру как к чему-то приносящему радость. Кроме того, в отличие от диких животных, эти животные более типичные, знакомые, привычные, понятные, доступные для взаимодействия, поскольку они есть дома у многих детей или их знакомых, кроме того, дети могут встретить бездомных собак и кошек на улице. Таким образом, компьютер ассоциируется у младших школьников, в первую очередь, с чем-то хорошо знакомым, привычным, понятным, а так же приносящим радость.
Далее, мы проанализировали ассоциации с животными, которые возникают у учащихся при слове «мобильный телефон». Полученные результаты представлены на рисунке 3.
■ Тигр
■ Попугай
■ Воробей
■ Голубь
■ Собака
■ кот
■ мышь
■ кит черепаха
■ динозавр
■ скворец
Рис. 3. Соотношение зоометафор младших школьников к понятию «мобильный телефон»
Было установлено, что в выборке наиболее частотными оказались животные: попугай (20%), собака (19%), кот (14%). Следует обратить внимание, что разброс ассоциаций на слово-стимул «мобильный телефон» достаточно большой. Таким образом, данное явление воспринимается младшими школьниками не настолько однозначно, насколько «компьютер». В целом же ассоциативный ряд схож с ассоциациями к понятию «компьютер». Так же наиболее типичные домашние животные. Достаточно большой процент младших школьников ассоциативно связывают мобильный телефон с собакой и котом. В тоже время, в отличии от компьютера, в ассоциациях к понятию «мобильный телефон» лидирует такое животное, как попугай. Попугай - эта, пожалуй, самая распространенная домашняя птица, обладающая уникальной способностью повторять человеческую речь, имеющая яркое, красочное, привлекающее внимание
оперение. На наш взгляд, это отражает такие характеристики отношения младших школьников к мобильному телефону, как возможность вербального общения, а так же возможность выделиться, привлечь к себе внимание. Так же, с меньшей частотой, но представлены ассоциации с такими птицами, как воробей и скворец. Ассоциация с птицами, с одной стороны может отражать такую функцию телефона как возможность разговаривать («чирикать»), а с другой связь -летящие птицы символизируют радиоволны передающие сигнал.
На втором этапе нашего исследования мы сопоставили зоометафо-ры, используемые младшими школьниками для характеристики современных цифровых технологий (интернет, компьютер, мобильный телефон) и зоометафоры детей по отношению к самому себе. Нами были определены следующие категории оценивания посредством зо-ометафор: идеальное животное (отражающие образ «Я-идеальное» ребенка), животное - антиидеал (отражающие «теневые», неосознаваемые и/или непринимаемые ребёнком в себе качества), животное, которое больше всего похоже на меня (отражающие образ «Я - реальное» ребенка). Мы исходили из предположения о том, что анализ отношения детей к современным техническим средствам коммуникации через призму таких оценочных категорий, как «идеал», «антиидеал» позволит углубить представление об их отношении к исследуемым объектам. Полученные результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Зоометафоры младших школьников по отношению к самим себе
Анализируя полученные данные можно выделить следующие основные тенденции:
1) В образе «Я-идеальное» с большим отрывом от других (57%) лидирует такое животное, как кот (кошка). С одной стороны это домашнее животное, знакомое и близкое детям, а с другой архетипически кошка отражает такие качества, как независимость, уверенность, ориентация на свои потребности, свобода в выборе действий. По всей видимости, эти качества являются значимыми для детей, модель поведения кошки является своего рода эталоном наиболее желательного поведения. Сопоставляя полученные данные с результатами исследования отношения младших школьников к современным техническим средствам коммуникации можно заметить, что образ кота (наряду с образом собаки) - наиболее распространённая зоометафора к понятию «компьютер». Таким образом, компьютер в сознании младшего школьника содержит элементы представления об идеале, о том, к чему хочется стремиться, у чего хочется учиться. Таким образом, на уровне зоометафор представление о компьютере ближе всего представлению об идеале (Я-идеальное).
2) Зоометафорический образ отрицательных качеств, противоположных идеалу более неоднороден и, в целом, менее однозначен. В нём присутствуют такие животные, как: жаба (20%), слон (20%), паук (16%), курица (15%), обезьяна (9%) и др. Сопоставляя полученные данные о «теневых», не принимаемых или неосознаваемых ребенком в себе качеств личности с данными об отношении младших школьников к современным техническим средствам коммуникации можно заметить, что данные животные практически отсутствуют в зоометафорах к понятию интернет, компьютер и мобильный телефон. Таким образом, технические средства коммуникации в сознании младших школьников наполнены позитивными характеристиками и практически не содержат никаких отрицательных, не принимаемых качеств.
3) Образ «Я-реальное» тоже достаточно неоднороден. В нем присутствуют такие зоометафоры, как: обезьяна (35%), тигр (19%), кот (14%), попугай (9%), змея (9%) и др. Можно заметить, что в нем, среди прочих, представлены метафорические образы животных, встречающихся при описании современных технических средств коммуникации. В частности, например, «тигр» (20%) - одна из наиболее часто встречаемых ассоциаций к понятию «интернет», «кот» (35%) - к понятию «компьютер» (на что мы уже указывали выше), «попугай» (20%) - к понятию «мобильный телефон». Можно сделать вывод, что в образе «Я реальное» младшего школьника в определенной мере представлены элементы всех трёх рассматриваемых нами современных технических средств коммуникации.
Таким образом, сопоставление животных, которых младшие школьники выбирали для характеристики заданных объектов (интернет, компьютер, мобильный телефон) с теми животными, которых они выбирали по критериям: «идеальное животное», «животное -антиидеал» и «животное наиболее похожее на меня» выявило: а) образ «Я-идеальное» в наибольшей мере соотносится с образом «компьютера», поскольку в каждом из них наиболее представлена такая зоометафора, как «кот», отражающая такие характеристики, как независимость, уверенность, ориентация на свои потребности, свобода в выборе действий; б) современные цифровые технологии в сознании младших школьников наполнены позитивными характеристиками и практически не содержат никаких отрицательных, не принимаемых в себе качеств, в) образе «Я-реальное» младшего школьника в определенной мере представлены элементы всех трёх рассматриваемых нами современных технических средств коммуникации.
Заключение
В целом, проведенный нами анализ отношения младших школьников к современным цифровым технологиям посредством зооме-тафор, позволил выделить следующее:
1. Интернет у младших школьников в большей мере ассоциируется с животным диким, хищным, сильным, можно сказать «царём зверей» в своём месте обитания (тигр, медведь, лев). В эмоциональном плане такие ассоциации отражают чувства уважения, восхищения, интереса к неизведанному, признание авторитета.
2. Компьютер в наибольшей мере ассоциируется у младших школьников с домашними животными (кошка, собака), в как с чем-то хорошо знакомым, привычным, понятным, дружественным, а так же приносящим радость («домашний любимец»),
3. Мобильный телефон на уровне зоометафор, так же как «компьютер», в наибольшей мере представлен домашними животными (попугай, кот, собака). В тоже время в отличии от компьютера, в ассоциациях к понятию «мобильный телефон» лидирует такое животное, как попугай. На наш взгляд, помимо выделенных ранее особенностей, это так же отражает такие характеристики отношения младших школьников к мобильному телефону, как возможность вербального общения, атак же возможность выделиться, привлечь к себе внимание.
4. Современные цифровые технологии в большей мере соответствуют таким образам в самосознании младшего школьника, как: «Я-идеальное» и «Я-реальное» и практически не представлены на уровне «теневых», не принимаемых детьми в себе качеств. Наиболее ярко данная связь прослеживается между образом «Я-идеальное» и компьютером, в зоометафо-рах к которым наиболее представлена ассоциация «кот».
В заключение, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что проблема чрезмерного погружения человека в цифровую информационную среду, становится все более актуальной в наши дни, при этом особую значимость приобретает её возрастной аспект, который недостаточно исследован, в особенности, применительно к ранним возрастам. Одним из перспективных направлений исследования данной проблемы является подход к её изучению на метафорическом уровне сознания ребёнка, и, в частности, посредством зоометафор.
Список литературы
1. Аметова Э.Ш., Умерова И.А., Шумицкая Т.Н., Субботина Н.С. Риски и угрозы современного интернет-пространства (анализ результатов анкетирования детей и родителей) //Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 18-23.
2. Богданова О. А. Интернет-зависимость у детей и подростков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 54-59.
3. Гарипов Л.Ф., Утемов В.В. Мотивация к познавательным компьютерным играм у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 242.
4. Жданова Н.Е. Одиночество как детерминанта интернет-зависимости в подростковом возрасте // Академический журнал Западной Сибири. 2014. т. 10. № 3 (52). С. 117-119.
5. Жеребненко О.А., Кузнецова Л.Б. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 393-399.
6. Малий Д., Куликова Т. Влияние компьютерных игр на школьную успеваемость. Опыт экспериментального исследования. Саарбрюк-кен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 80 с.
7. Николаева Е.С. К вопросу о психологических особенностях поколения Z // Проблемное поле современной семьи. Материалы I Международной научно-практической конференции МГГУ им. М.А.Шолохова, 18-19 июня, 2015. С. 151-155.
8. Новикова А.А. Роль компьютерной игры в психологическом развитии подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. Т. 2. № 7. С. 212-214.
9. Нургалина РГ. Роль рефлексии в образовательном процессе с использованием единой информационно-образовательной среды / РГ. Нургалина, Е.А. Ильина // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. С. 377-380.
Ю.Пахомова В.Г. Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте Пахомова В.Г.
Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа я младших школьников // Психологическая наука и образование, 2017. Т. 22 . № 5. С. 49-56.
П.Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды (Основы онтологии, логики и психологии). М.: Наука. 1997.
12. Сорокоумова Е.А. Николаева Е.С. Поколение Z в процессе самопознания // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 196-202.
13. Сорокоумова Е.А. Социальная ситуация развития цифрового поколения // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. 2016. С. 98-101.
14.Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Зоометафора как фрагмент картины мира в восточнославянских языках // Проблемы лингвистики и лингводидактики. Международный сборник научных статей. Белгород, 2016. С. 164-177.
15.Шутова Н.В., Баранова Ю.М. Использование арттерапевтических возможностей музыки в коррекции негативных эмоциональных проявлений подростков, имеющих интернет-зависимость // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1526.
References
1. Ametova Е. Sh., Umerova I.А., Shumitskaya T.N., Subbotina N. S. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. 2017. № 1 (7), pp. 18-23.
2. Bogdanova O.A. VestnikMoskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: In-formatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2014. № 1 (27), pp. 54-59.
3. Garipov L.F., Utemov V.V. Sovremennyeproblemy naiiki i obrazovaniya. 2013. № 3. P. 242.
4. Zhdanova N.E. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri. 2014. V. 10. №3 (52), pp. 117-119.
5. Zherebnenko О.A., Kuznetsova L.B. Kazanskiypedagogicheskiy zhur-nal. 2015. № 4-2 (111), pp. 393-399.
6. Maliy D., Kulikova T. Vliycinie komp 'yuternykh igr na shkol 'niiyu us-pevaemost'. Opyt eksperimental 'nogo issledovcmiya [The influence of computer games on school success. Experience of experimental research], Saarbryukken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 80s.
7. Nikolaeva E. S. Problemnoepole sovremennoy sem '/. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoykonferentsiiMGGU im. M.A.Sholok-hova, 18-19 iyunya [Problem field of the modem family. Materials of the I International Scientific and Practical Conference of Moscow State University of M.A. Sholokhova], June 18-19, 2015, pp. 151-155.
8. Novikova A.A. Aktiial'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nctuk. 2009. V. 2. № 7, pp. 212-214.
9. Nurgalina R.G., Il'ina E.A. Informatsiya i obrazovcmie: grcmitsy kom-munikatsiy [Actual problems of humanities and natural sciences]. 2012, pp.377-380.
10. Pakhomova V.G. Psikhologicheskaya nauka i obrazovcmie, 2017. V. 22. № 5, pp. 49-56.
11. Rubinshteyn S.L. Izbrannyefilosofsko-psikhologicheskie trudy (Os-novy ontologii, logiki ipsikhologii) [Selected philosophical and psychological works (Osnovny ontology, logic and psychology)]. M.: Nauka, 1997.
12. Sorokoumova E.A. Nikolaeva E.S. Sotsial 'nyykomp 'yiiting: osnovy, tekh-nologii razvitiya, sotsial 'no-gumanitarnye effekty: Materialy Cheh'ertoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Social computing: fundamentals, development technologies, social and humanitarian effects: Proceedings of the Fourth International Scientific and Practical Conference] / Ed. E.V. Brodovskaya. M., 2015, pp. 196-202.
13.Sorokoumova E.A. Sotsiokul'turnaya determinatsiya subektov obra-zovatel 'nogo protsessa: sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii XI Levitovskie chteniya vMGOU [Socio-cultural determination of the subjects of the educational process: a collection of materials of the international conference XI Levitic readings at MGOU]. 2016, pp. 98-101.
14.Chekulay I.V., Prokhorova O.N. Problemy lingx'istiki i ling\'o-didakti-ki. Mezhdunarodnyy sbornik nauclmykh statey [Problems of Linguistics and Linguistic Didactics. International collection of scientific articles]. Belgorod, 2016, pp. 164-177.
15. Shutova N.V., Baranova Yu.M. Sovremennyeproblemy nctuki i obrazo-vcmiya. 2014. № 6. P. 1526.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Жеребненко Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Российская Федерация оха197б(а)уа.ги
Кузнецова Людмила Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Российская Федерация ludkuznetsova(a)mail. ги
Москаленко Светлана Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Российская Федерация moskalenko_sv(a)bsii. edu. ru
Балыков Вячеслав Витальевич, студент 3 курса факультета иностранных языков
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Российская Федерация 1112382ЩЬт. edu. ги
DATA ABOUT THE AUTHORS Zherebnenko Oksana Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Psychology
Belgorod state national research University
85, Pobedv Str., Belgorod, 308015, Russian Federation
oxal976(a)ya.rii
Kuznetsova Lyudmila Borisovna, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Psychology
Belgorod state national research University
85, Pobedy Str, Belgorod, 308015, Russian Federation
ludkuznetsova(a)mail. ru
Moskalenko Svetlana Valeryevna, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Psychology
Belgorod state national research University
85, Pobedy Str., Belgorod, 308015, Russian Federation
moskalenko_sv(a)bsu. edu. ru
Balykov Vyacheslav Vitalievich 3-year Student of the Faculty of Foreign Languages
Belgorod state national research University
85, Pobedy Str., Belgorod, 308015, Russian Federation
1112382(a)bsu. edu. ru