Научная статья на тему 'Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях'

Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
456
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / ГИПОДИНАМИЯ / LACK OF EXERCISE / УЧЕБНАЯ ПЕРЕГРУЗКА / TRAINING OVERLOAD / ИНТЕРНЕТ / ЗДОРОВЬЕ / THE INTERNET AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Вахитов Максим Григорьевич

Рассмотрено влияние на здоровье учащихся малоподвижного образа жизни, учебной перегрузки, компьютеров и сотовых телефонов, Интернета и компьютерных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the health of the students in modern conditions

The article presents the analysis of the factors that affect the health of the students. The influence of a sedentary lifestyle, overload training, computers, and cell phones, the Internet and computer games, lack of physical activity.

Текст научной работы на тему «Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

PHYSICAL CULTURE AND HEALTH

УДК 37.015.3 ББК 88.6

ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В. Д. Иванов, М. Г. Вахитов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрено влияние на здоровье учащихся малоподвижного образа жизни, учебной перегрузки, компьютеров и сотовых телефонов, Интернета и компьютерных игр.

Ключевые слова: здоровье школьников, гиподинамия, учебная перегрузка, Интернет, здоровье.

Здоровью подрастающего поколения на территории Российской Федерации традиционно уделяется большое внимание. Эта тема являлась актуальной раньше, является таковой и сейчас, особенно из-за развития «сидячего» образа жизни среди школьников. Проанализируем работы на данную тему с сайта https://elibrary.ru, посвящённых этой проблеме.

Под «здоровьем» школьника авторы понимают не только физическое, но и психическое состояние ребёнка. В целом за последние годы общий уровень здоровья детей школьного возраста значительно упал. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, за последние десять лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков — в 2,1 раза. Лишь около 30 % российских школьников относятся к числу здоровых; 50 % имеют патологию и 20 % инвалидность [2. С. 59].

Очень серьёзным фактором развития заболеваний стало повсеместное использование школьниками гаджетов, компьютеров и иных электронных приспособлений. Домашнее задание практически постоянно выполняется с помощью компьютера, что приводит к увеличению суммарного времени, которое проводит ребёнок за монитором. При обследовании младших школьников с низким

уровнем двигательной активности у большинства из них было установлено нарушение осанки. Уплощение стоп, частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями связаны со снижением общей иммунологической реактивности организма. У 43 % младших школьников была обнаружена близорукость; у 38 % — ожирение; у 24 % — повышенное артериальное давление. У всех обследованных детей был снижен уровень физической работоспособности и двигательных качеств [6. С. 168].

Также к болезням, вызываемым малоподвижным образом жизни, относят астенопию (быстрая утомляемость глаз), боли в спине и шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендениты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардию, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружения, повышенную возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушение сна и немало других [1. С. 145]. При этом школьники «привязываются» к компьютеру, зачастую банально не желая отходить от монитора с целью выйти на прогулку и даже во время приёмов пищи.

Такой малоподвижный образ жизни крайне негативно и очень быстро сказывается на опорно-двигательном аппарате (ОДА) человека. Отмечена закономерность: «доза — эффект», то есть зави-

симость признаков заболеваний от продолжительности работы за компьютером. Все признаки нарушений ОДА выражены уже при небольшом времени работы на ПК (до 3 часов), что, вероятно, объясняется неопытностью и значительным напряжением мышц и суставов при освоении работы. При работе от 3 до 6 часов показатели нарушений ОДА снижаются, по-видимому, в связи с адаптацией. При дальнейшем увеличении продолжительности работы на ПК увеличивается и частота жалоб на боли в различных отделах позвоночника, более всего — в локтевом суставе [1. С. 148].

Негативно влияет компьютер и на психическое состояние школьников. По мнению учёных, компьютерные игры в больших дозах приводят к накоплению в организме хронического стресса [4. С. 62]. Также хочется отметить, что влияние агрессивных компьютерных игр на психику ребёнка до сих пор является спорным вопросом даже в научной среде. Некоторые считают, что подобные игры позволяют ребёнку освободиться от негативных эмоций, которые обычно сдерживаются, и отдохнуть от повседневного стресса. По мнению иных, подобные игры могут, наоборот, развить в маленьком человеке приятие жестокости и насилия, терпимость к нему, а также возможность применять его как способ разрешения своих проблем [4. С. 63].

Не меньшей проблемой сейчас является и повсеместное распространение мобильных телефонов. Постепенно они превращаются в небольшое карманное подобие компьютера. Опять же, влияние телефона на здоровье до сих пор является предметом споров: одни специалисты выдвигают мнение, что телефон не опаснее любого другого бытового прибора, а другие считают его причиной широчайшего спектра заболеваний [8. С. 251].

В этих условиях крайне важно сформировать у детей ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Изначально оно формируется в семье, а после получает своё развитие в школе. Это возлагает ответственность по воспитанию правильного отношения к здоровью у детей в первую очередь на родителей и учителей. Для этого им необходимо установить тесное сотрудничество, вести совместную пропаганду здорового образа жизни, помогать друг другу в организации занятий и спортивных массовых мероприятий, формировать у детей культуру здорового питания и т. д. [7. С. 46].

Очень эффективным способом развития психологического и физического здоровья детей яв-

ляется повышение их спортивной культуры. Для этого могут послужить: своевременное и достаточное обеспечение школ спортивным инвентарём, укрепление их материально-технической базы, повышение внимания к развитию массового спорта и физической культуры, внедрение новых, перспективных и привлекательных видов спорта [3. С. 356]. Также немалое воздействие могут оказать совместные родительски-детские спортивные массовые мероприятия, такие как «Весёлые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья», различные соревнования между классами.

Как показала практика, существует взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем ребёнка, и она не всегда очевидна. Исследования показали, что чем здоровее ребёнок физически, тем больше он имеет различных психологических переживаний и страхов. При этом дети, имеющие отдельные некритические отклонения, являются самыми здоровыми в психологическом плане, с наименьшим количеством страхов и проблемных переживаний. Скорее всего, это связано с завышенными ожиданиями и требованиями родителей полностью здоровых детей, связанными с отсутствием у ребёнка врождённых болезней [5. С. 256-257].

В настоящее время разрабатываются различные программы арт- и иной необычной коррекции детских психологических проблем. При занятии творчеством у детей можно пронаблюдать снижение агрессивности, положительную динамику в вопросах самопознания, снижение уровня тревожности в вопросах самовыражения [5. С. 259-260].

Разумеется, большую часть времени школьники проводят собственно в школе, поэтому основную роль в поддержании здоровья подрастающего поколения должны играть учителя и школьный персонал. В отношении физического здоровья детей максимально полезно соблюдение гигиенических норм: регулярное проветривание кабинетов на переменах, поддержание санитарного уровня в столовых, регулярная влажная уборка кабине -тов и коридоров.

Психика школьников очень сильно зависит от их успехов в учёбе и отношений с преподавательским составом. Важными условиями в сохранении психологического здоровья как педагогов, так и учеников являются: гигиена, использование различных видов преподавания (наглядного, аудиовизуального, самостоятельных работ), благоприятный психологический климат на уроке

В. Д. Иванов, М. Г. Вахитов

(например, важным условием проведения урока является постоянный контакт между учителем и учеником, юмор, взаимное уважение школьников и преподавателей и т. д.), темп проведения и время окончания урока [9. С. 348].

Наконец, огромное влияние на здоровье школьников оказывает нагрузка, возлагаемая на них в школе. Уже давно как среди учёных, так и среди родителей и учителей ведутся дебаты по поводу того, сколько дней должна составлять рабочая неделя для ученика — пять или шесть? Выделяют даже такую группу заболеваний — школьно-обусловленные, связанные с чрезмерной нагрузкой на учеников. Существует мнение, что реальная нагрузка на учеников превышает рекомендуемую в 3-10 раз, что в каждом предмете существует большая масса избыточной информации, нуждающаяся в сокращении. К сожалению, в настоящее время в России практически нет методик, позволяющих эффективно сократить объём подаваемого материала без потерь качества или с минимальными потерями [10. С. 319].

Список литературы

1. Артюнина, Г. П. Влияние компьютера на здоровье школьника / Г. П. Артюнина, О. А. Ливинская // Псков. регионолог. журн. — 2011. — № 12. — С. 144-150.

2. Золотых, И. В. Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения / И. В. Золотых, Н. А. Золотых // Нач. шк. — 2012. — № 8. — С. 59-62.

3. Кузьмина, А. Н. Психофизическое здоровье школьника как приоритетное направление охраны здоровья подрастающего поколения // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы I

Поступила в редакцию 16 декабря 2017 г.

Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Чурапча, 29 марта 2017 г. / под ред. С. С. Гуляевой, А. Ф. Сыро-ватской. — Чурапча, 2017. — С. 355-357.

4. Мерзликина, Е. В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье школьника // Изучение человека: проблемы, поиски, решения : материалы Междунар. науч. конф., Белгород, 31 марта 2017 г. — Белгород, 2017. — С. 60-64.

5. Мисюкевич, А. С. Современный младший школьник: здоровье, проблемные переживания и арт-коррекция / А. С. Мисюкевич // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. Т. 1, вып. 1 : сб. науч. ст. по итогам 1-й Всерос. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 26 февр. 2015 г. — СПб., 2015. — С. 253-262.

6. Осолодкова, Е. В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника / Е. В. Осолодкова // Символ науки. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 168-169.

7. Пустобаева, Е. С. Формирование ценностного отношения младшего школьника к здоровью и здоровому образу жизни / Е. С. Пустобаева // Инновации в современной науке : материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф., Кишинёв, 8 июня 2016 г. — Кишинёв, 2016. — С. 45-48.

8. Скоробогатова, Е. А. Влияние мобильного устройства на здоровье школьника / Е. А. Скоробога-това // Здоровье — основа человеч. потенциала: проблемы и пути их решения. — 2016. — Т. 11, № 1. — С. 251-252.

9. Тихонова, Ю. В. Психолого-педагогические и гигиенические условия в деятельности педагога, укрепляющие здоровье младшего школьника / Ю. В. Тихонова // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2012. — № 1. — С. 347-352.

10. Щербо, А. П. Здоровье и нагрузка школьника: гигиенический императив / А. П. Щербо // Здоровье — основа человеч. потенциала: проблемы и пути их решения. — 2014. — Т. 9, № 1. — С. 317-320.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях / В. Д. Иванов, М. Г. Вахитов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 70-73.

Сведения об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Вахитов Максим Григорьевич — студент Института права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. maksimumvah@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 1, pp. 70-73.

Factors affecting the health of the students in modern conditions

V.D. Ivanov1, M.G. Vachitov2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 vdy-55@m ail.ru, 2m aksim um vah @m ail. ru

The article presents the analysis of the factors that affect the health of the students. The influence of a sedentary lifestyle, overload training, computers, and cell phones, the Internet and computer games, lack of physical activity.

Keywords: schoolchildren's health, lack of exercise, training overload, the Internet and health.

References

1. Artyunina G.P., Livinskaya O.A. Vliyaniye komp'-yutera na zdorov'ye shkol'nika [The Effect of computer on health of schoolchildren]. Pskovskiy regionologiches-kiy zhurnal [Pskov regionological magazine], 2011, no. 12, pp. 144-150. (In Russ.).

2. Zolotykh I .V., Zolotykh N.A. Zdorov'ye shkol'nika — odin iz faktorov effektivnosti obucheniya [The health of the student is one of the factors of learning efficiency]. Nachal'naya shkola [Elementary school], 2012, no. 8, pp. 59-62. (In Russ.).

3. Kuz'mina A.N. Psikhofizicheskoye zdorov'ye shkol'nika kak prioritetnoye napravleniye okhrany zdorov'ya podrastayushchego pokoleniya [Psychophysical health of the student as a priority the protection of the health of the younger generation]. Fizicheskaya kul'tura, sport, nauka i obrazovanie: materialy I Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Churapcha, 29 marta 2017 g. [Physical culture, sport, science and education: materials of I all-Russian scientific conference with international participation, Churapcha, 29 March 2017]. Churapcha, 2017. Pp. 355-357. (In Russ.).

4. Merzlikina E.V. Vliyaniye komp'yuternykh igr na fizicheskoye i psikhicheskoye zdorov'ye shkol'nika [The influence of computer games on physical and mental health of the student]. Izucheniye cheloveka: problemy, poiski, resheniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Belgorod, 31 marta 2017 g. [The Study of man: problems, searches, decisions: materials of the international scientific conference, Belgorod, 31 March 2017]. Belgorod, 2017. Pp. 60-64. (In Russ.).

5. Misyukevich A.S. Sovremennyy mladshiy shkol'nik: zdorov'ye, problemnyye perezhivaniya i art-korrektsiya [Modern primary school pupil: health, problematic experiences and art-correction]. Gertsenovskiye chteniya. Khudozhestvennoye obrazovaniye rebyonka. Tom 1, № 1 [Herzen's readings. Art education of the

child. Volume 1, no. 1]. St.-Petersburg, 2015. Pp. 253262. (In Russ.).

6. Osolodkova E.V. Vliyaniye snizheniya dvigatel'noy aktivnosti na sostoyaniye zdorov'ya mladshego shkol'nika [The impact of reduced physical activity on the health status of junior]. Simvol nauki [Science Symbol], 2017, vol. 1, no. 2, pp. 168-169. (In Russ.).

7. Pustobayeva E.S. Formirovaniye tsennostnogo otnosheniya mladshego shkol'nika k zdorov'yu i zdoro-vomu obrazu zhizni [The Formation of valuable relations of younger pupils to health and a healthy lifestyle]. Innovatsii v sovremennoy nauke: materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii (Kishinev, 8 iyunya 2016) [Innovations in modern science: materials International (correspondence) scientific and practical conference (Chisinau, June 8, 2016)]. Kishinev, 2016. Pp. 45-48. (In Russ.).

8. Skorobogatova E.A. Vliyanie mobil'nogo ustroy-stva na zdorov'ye shkol'nika [The Influence of mobile devices on the health of the student]. Zdorov'ye — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health is the basis of human potential: problems and ways of their solution], 2016, vol. 11, no. 1, pp. 251252. (In Russ.).

9. Tikhonova Yu.V. Psikhologo-pedagogicheskiye i gigiyenicheskiye usloviya v deyatel'nosti pedagoga, ukreplyayushchiye zdorov'ye mladshego shkol'nika [Psychological and pedagogical, and hygienic conditions in the work of the teacher, enhance health of the younger school student]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika [Training and education: methodologya and practice], 2012, no. 1, pp. 347-352. (In Russ.).

10. Shcherbo A.P. Zdorov'ye i nagruzka shkol'nika: gigiyenicheskiy imperativ [Health and workload of student: hygienic imperative]. Zdorov'ye — osnova chelo-vecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health is the basis of human potential: problems and ways of their solution], 2014, vol. 9, no. 1, pp. 317-320. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.