Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО КРИЗИСА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО КРИЗИСА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юношеский кризис / смысложизненные ориентации / смысложизненный кризис / юношеский кризис смысложизненных ориентаций

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубина Наталья Васильевна

Смысл жизни и смысложизненный кризис не выраженыв юношеской психологии. Установлено, что в юношеском возрасте проявляется смысложизненный кризис и его особенности: отсутствуют различия показателейпо возрасту и полу у студентов,выявлена связь с вероисповеданием студентов, показатели смысложизненного кризиса более выражены у агностиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО КРИЗИСА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

самореализации (Социальный инженер-2020). Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2020. С. 246251.

4. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Серия. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т.14. Вып. 1. С. 80-86.

5. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4. Вып. 3 (15), с. 213-218.

6. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.

7. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 68. - P. 653-663.

8. Diener E. Subjective well-being//Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. -P.542-575.

УДК 159.9. 018 (035.3)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО КРИЗИСА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Голубина Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа

Аннотация

Смысл жизни и смысложизненный кризис не выраженыв юношеской психологии. Установлено, что в юношеском возрасте проявляется смысложизненный кризис и его особенности: отсутствуют различия показателейпо возрасту и полу у студентов,выявлена связь с вероисповеданием студентов, показатели смысложизненного кризиса более выражены у агностиков.

Ключевые слова: юношеский кризис, смысложизненные ориентации, смысложизненный кризис, юношеский кризис смысложизненных ориентаций.

RESEARCH OF THE FEATURES IN THE YOUTH CRISIS OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS' PERSONALITY

Golubina Natalia Vasil'evna, Senior Lecturer Department of General Psychology Faculty of Psychology Bashkir State University, Russia, Ufa

Abstract

The meaning of life and the life-meaning crisis are not expressed in youthful psychology. It has been established that a life-meaning crisis and its features manifest themselves in adolescence: there are no differences in indicators by age and gender among students, a connection with the religion of students is revealed, indicators of a life-meaning crisis are more pronounced in agnostics.

Keywords.Youth crisis, life-meaning orientations, meaningful life crisis, crisis of life-meaning orientations of youth.

Введение. Многие аспекты юношеского возраста изучены в возрастной, дифференциальной, кросскультурной психологии (И. С. Кон, М. Мид, Б. Малиновский

многие другие). Вместе с тем, понятие смысла жизни и смысложизненный кризис менее всего соотносилось с юношеским возрастом.

Еще А. Адлер отмечал, что смысл жизни складывается уже в раннем возрасте, но он проявляется скорее в поведенческих формах в детстве, не имеет четких и понятных формулировок. К. Г. Юнг выражал мнение о возрастных и психологических особенностях смысла жизни, который может не стать потребностью и необходимостью человека. К Ясперс утверждал о частичном осознании смысла жизни в различные промежутки времени. В.Франкл заявлял о человеке, ищущем смысл жизни [4]. К. Хорни отождествляла размышления о смысле жизни с невротизирующей ситуацией, не свойственной для здоровой личности.

В представлениях отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, К. Обуховский, Б.Г. Ананьев, В.Э. Чудновский) большое значение смыслу жизни уделяется не как идеализированной стороне личности, а как самоопределяющему, саморазвивающему, регуляторному механизму поведения личности, обусловленному субъективным отражением своего «Я».

На современном этапе теоретический анализ позволяет говорить о множественности подходов к пониманию понятия смысла жизни в психологии: философском, экзистенциальном, гуманистическом, прагматическом, деятельностном, диалектическом, феноменологическом, когнитивно-поведенческом, клиническом и т.д. [5; 3]

Соответственно, понятие смысл жизни актуализировано современными исследованиями в аспектах: контекста, значения, подтекста, уточнения [6], ценности, самоопределенияи и т.д. Вслед за А. Н. Леонтьевым мы связываем смысл жизни не только с ориентациями личности, но и с переживанием ею возрастных смысложизненных кризисов на примере исследования К. В. Карпинского [2].

Методы. Мы исследовали особенности юношеского смысложизненного кризиса с участием студентов 2-4 курсов ФГБОУ ВО «Башкирского государственного университета» г. Уфы. Были применены методы и методики:

- опросник смысложизненного кризиса («ОСК» К. В. Карпинского) - тест для изучения негативных аспектов субъективных переживаний и поведения человека, имеющего проблемы с определением и практическим воплощением смысла жизни, в полной версии состоит из 103 утверждений, которые составляют суммарный показатель «Шкалу смысложизненного кризиса»;

-анкета, включающая вопрос «я исповедую» религию;

- математическо-статистический анализ, Н-критерийКраскела-Уоллиса, d-критерий Колмагорова-Смирнова, и-критерий Манна-Уитни, г-критерий Спирмена.

Результаты. Показатели опросника смысложизненного кризиса («ОСК» К. В. Карпинского) получили отражение в суммарной шкале смысложизненного кризисасо средним значением по выборке хср=230±36,88, при этом стандартное отклонение от среднего предполагает проявление изменчивости. Данная шкала показала проявления смысложизненного кризиса в минимальном хтт=127, и максимальном значении хтах=348 в юношеском возрасте. Среднее значение данной возрастной категории указывает на тенденции проявления, а также на личностное понимание и осознание смысложизненного кризиса студентами.

Показатели опросника смысложизненного кризиса получили по d-критерию Колмагорова-Смирнова распределение данных отличных от нормального, далее, не выявлено различий по полу с помощью анализа по и-критерию Манна-Уитни (пюн= 115 и пдев=165).

Нами был проведен сравнительный анализ групп выборки студентов по возрасту. Так, с применением Н-критерия Краскела-Уоллиса было обнаружено отсутствие различий показателей по шкале смысложизненного кризиса в таких возрастных группах: 19-20 лет (п=213), 21-22 года (п=38), 23 - 30 лет (п=22; hэмп.=1.96, р=0.38, принимается гипотеза Н0: статистически значимых различий между результатами групп нет). Вероятно,

диагностируемые возрастные группы в условиях студенческой жизни имеют более сходные проявления юношеского смысложизненного кризиса (СК).

Вместе с тем, обнаружены различия в проявлении показателей по шкале смысложизненного кризиса в шести группах, которые были разделены математически на основании стандартного отклонения (о=±36,88). Таким образом, получены различные группы: 1) с высоким уровнемСК (n=6), 2) уровень выше среднего (n=25), 3) средний (n=124), 4) уровень ниже среднего (n=65), 5) низкий (n=37), 6) уровень низких значений СК (n=16). Достоверность различий оказалась статистически значимой ^эмп.=244.92, p=-7.08e+34, при р<0,01). Становится понятно, что проявление смысложизненного кризиса неоднородно в юношеской выборке: от высокого напряженного состояния до низкого (xmin=127); однако от минимального значения по выборке предполагается более низкий диапазон значений, которые относятся к менее негативным субъективным переживаниям, каковых в этой выборке нет.

На основании анкеты были выявлены три группы студентов юношеского возраста, относящих себя к той или иной конфессии: мусульмане (n=112; по шкале смысложизненного кризиса: у юношейхср=224,84, у девушекхср=224,64), православные (n=69; по шкале смысложизненного кризиса: у юношей хср=225,96, у девушекхср=230,24), агностики (n=96; по шкале смысложизненного кризиса: у юношейхср=233,19, у девушекхср=241,09). H-критерий Краскела-Уоллиса указал на различия показателей по шкале смысложизненного кризиса в этих группах ^эмп.=9.60, p=0.008, принимается Н1: различия между результатами групп статистически значимы при р<0,01). Статистически значимые различия подтверждают превосходство смысложизненного кризиса у студентов-агностиков, что вероятно может быть связано с самоопределением и требует дополнительного исследования.

Обнаружена слабая положительная корреляционная связь «шкалы смысложизненного кризиса» с показателями анкеты «я исповедую» религию (r05=0,14), как самоутверждение о принадлежности к какой-либо конфессии. Можно предположить, что религиозные ценности на фоне светской общественной жизни вызывают смысложизненный кризис в юношеском возрасте [1].А неоднозначность или, может быть, неопределенность воспринимаемого информационного пространства приводит к негативным переживаниям формирующегося в юношестве мировоззрения, что также требует дополнительных исследований.

Выводы. Нами было установлено, что в юношеском возрасте также может проявляться смысложизненный кризис на разных уровнях. Статистически подтвердилось предположение об отсутствии различий в показателях смысложизненного кризиса по возрасту и полу у студентов. Выявлена слабая положительная корреляционная связь «шкалы смысложизненного кризиса» с вероисповеданием студентов, получены данные о различиях показателей смысложизненного кризиса у представителей конфессий, и более выражены они у агностиков.

Заключение. Согласуя наши выводы с вышеуказанным мнением К. Г. Юнга, А.Адлера, мы в нашем исследовании констатируем о наличии особенностей смыложизненного кризиса в юношеском возрасте. Они проявляются в отсутствии дифференциации юношеского возраста на ранний и поздний этап, проявление смыложизненного кризиса в равной степени у юношей и девушек, более высокие показатели смыложизненного кризиса как негативного переживания у студентов-агностиков.

Литература

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. М., 1993. - 132 с.

2. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 108 с.

3. Кондратьев Ф. В. Религиозная духовность в понимании психиатра // Социальная психиатрия. - №1. - 2018. - С. 52-60.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Перевод с англ. и немецкого -М.: Прогресс, 1990.178 с.

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640920919&tld=ru&lang=ru&name=viktor_frankl_.pdf20.

5. Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - Т.16. - Вып.4. - 2015. -С.207-222.https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-teologiya-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-v-obrazovanii(Дата обращения: 01.03.2022)

6. Щербаков С. В. Фреймы и последовательности аргументации в межличностных конфликтах //Гуманитарный научный вестник. - 2020. - №. 8. - С. 74-79.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИНЯТИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ В МОЛОДОСТИ

Иванкова Дарья Леонидовна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, майор внутренней службы, г. Тула.

Аннотация

В статье представлено исследование изменений в содержании жизненной компетентности в период молодости. Выявлено, что после 26 лет эти изменения затрагивают когнитивный и поведенческий компоненты в части обобщения и универсализации, мотивационный - ориентации на нормированный результат, аффективный - повышения отрицательных самооценок.

Ключевые слова: жизненная компетентность, осмысленность жизни, экзистенциально-личностное развитие, возрастная задача, молодость.

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF LIFE COMPETENCE IN ACCEPTING AND SOLVING THE PROBLEMS OF EXISTENTIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT IN

YOUTH

Ivankova Daria Leonidovna - Ivankova Darya Leonidovna - senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University», Head of the Psychological Laboratory of the FSI^-Z of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Tula Region, Major of Internal Service, Tula.

Abstract

The article presents a study of changes in the content of life competence in the period of youth. It was revealed that after 26 years these changes affect the cognitive and behavioral components in terms of generalization and universalization, motivational - orientation towards a normalized result, affective - an increase in negative self-esteem.

Key words: life competence, meaningfulness of life, existential and personal development, age task, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.