Научная статья на тему 'Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе'

Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанова Наталья Владимировна

В статье проведен краткий обзор научной литературы об особенностях развития идентичности личности в юношеском возрасте и формировании смысложизненных ориентаций в образовательном процессе. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе»

УДК 159.923.2

Асанова Наталья Владимировна

Ассистент кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, sozvezdie-3s@yandex.ru, Новосибирск

РОЛЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: В статье проведен краткий обзор научной литературы об особенностях развития идентичности личности в юношеском возрасте и формировании смысложизненных ориентаций в образовательном процессе. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования.

Ключевые слова: идентичность, смысложизненные ориентации, юношеский возраст, образовательный процесс

Asanova Natalya Vladimirovna

Assistant of the Department of Psychology and Pedagogy at the Novosibirsk State Technical University, sozvezdie-3s@yandex.ru, Novosibirsk

EMERGENCE OF PERSONAL IDENTITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT STUDENT SCHOOL

Abstract. The article provides a brief review of the scientific literature on the features of the development of personal identity in adolescence and examines the formation of purpose orientation in education.

Keywords: identity, meaning of the life, youthful age, self-determination, educational process.

Наивысшим приоритетом для общества XXI века является развитие разносторонней, гармоничной личности. Основа такого развития закладывается системой среднего и высшего образования. В настоящий момент российская высшая школа подвергается модернизации, студенты и выпускники университетов находятся в трудном личностном поиске, поиске ценностно-смысловых ориентаций. Вузы страны переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования 3-го поколения, в котором особое внимание уделяется развитию у будущих специалистов активной жизненной позиции, творческого отношения к решению профессиональных задач, социальной зрелости в определении своих личных целей. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

Следует также подчеркнуть, что в педагогике проблема формирования смысложизненных ориентаций студентов долгое время не рассматривалась как приоритетной. Хотя, начиная со второй половины XIX в. передовая педагогическая мысль была сосредоточена именно на ней. В частности,

Н. И. Пирогов напоминал о том, что воспитание помогает при решении «роковых вопросов» самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку» [Цит. по: 9, с. 30]. Таким образом, развитие способности к осознанному формированию у студентов ценностно-смысловых ориентаций является важной задачей образования. Образовательный процесс должен рассматриваться как смысловая реальность, питающий личностно-смысловые структуры сознания. Явленные в ходе обучения и воспитания смыслы - это «ячейки» сознания, в совокупности образующую матрицу жизненных ориентаций учащихся [5, с. 408]. В своей ра-

боте Ульянова И. В. пишет, что смысложизненные ориентации личности трактуются как постигаемые человеком значения собственной жизни в культурно-историчнском пространстве и времени, жизни в целом, в том числе и в конкретно образовательном процессе. Смысложизненные ориентации являются основой развития гармоничной личности и влияют на процесс самосовершенствования человека [9].

Как считает Данилова Е. Н., стабилизация идентичности личности выражается в процессе приведения в устойчивое состояние совокупности личностных характеристик, проявляющихся в значимых смысложизненных ориентациях, убеждениях и согласованных самоопределениях, обеспечивающих чувство постоянства, осмысленности жизни, оптимизма в отношении будущего. В процессе стабилизации личностной идентичности у человека развивается осознание своей уникальности, границ своей личности, своего Я, а также своих возможностей и жизненных перспектив [2, с. 28].

Согласно с моделью А. Ватермана, чувство достижения идентичности постепенно разрушается в меру того, как цель, ценности и убеждения теряют свою жизнеспособность и уже не отвечают требованиям изменившейся жизни. Если при этом начинается процесс преодоления кризиса, то идентичность переструктурируется соответственно новым требованиям социума. Если в структуре идентичности начинают доминировать механизмы психологической защиты, и индивид не желает замечать произошедших изменений, то возникает кризис идентичности [11].

Э. Эриксон выделяет стадии психосексуального развития. Каждая стадия характеризуется определенным психосексуальным статусом и модусом действий как общей моделью взаимоотношений с окружающим миром. Каждая стадия развития характеризуется присущим лишь ей кризисом, который является неким противоречием между возможностями личности, ее потребностями и требованиями общества. Кризис всегда происходит в пределах значимых отношений [10]. Идеи Э. Эриксона были обобщены Дж. Марсией. Он выдвинул предположение, что структура идентичности проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т. е. актуали-

зируется в ситуации социального выбора. В разработанной модели Дж. Марсиа выделяет четыре статуса идентичности [2]: Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений, обеспечивающие ему чувство смысла. Мораторий - этот термин используется Мар-сиа по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса и активно пытающемуся его разрешить, исследуя возможны альтернативы. Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось означает человека принял на себя обязательства, без достаточного исследования альтернативных возможностей, просто следуя выбору, который предложили родители или другие авторитетные лица. Диффузия идентичности характерна для людей, не имеющих сформированных ценностей, убеждений. Они или никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы.

В диссертационном исследовании Поповой М. В. смысложизненные ориентации рассматриваются как ядерный элемент идентичности в юношеском возрасте. Также были получены результаты, свидетельствующие о том, что в юношеском возрасте проявляются такие проблемные области, как неготовность к самостоятельному принятию решений и дефицит навыков осмысленного управления своей жизнью. Профессиональный выбор осуществляется без самостоятельного осмысления и исследования разнообразных альтернатив [7]. По мнению Леонтьева Д. А. трансляция смыслов происходит в процессе обучения, которые влияют в целом на мировосприятие. Проведенные им исследования дают основания говорить об обучении как об инструменте построения полноценных смысловых систем [5].

В работе Макаревской Ю. Э. показано влияние неуспеха на содержание личностной идентичности в период обучения в вузе. Автор также отмечает, что именно в юношеском возрасте в процессе обучения в вузе развитие идентичности характеризуется рядом особенностей. К таковым относятся: специфика самоидентификации личности (осознание целостности и уникальности личностного Я); развитие абстрактного

мышления, и, как следствие, углубление сознательно-рефлексивных процессов; дифференциация смысложизненных ориентаций личности. Именно продолжительный успех у юношей, получающих высшее образование, становится центральным фактором, существенно влияющим на достижения, как в учебной деятельности, так и за ее пределами. Успех в учебной деятельности обуславливает специфику смысложизненных ориентаций, которые во многом направлены в будущее, а также уверенность в себе [6].

В юности должна происходить интеграция всей сложной системы идентичности личности, сопровождающаяся усилением смыслопоисковой активности, однако этот процесс у многих студентов протекает слишком вяло, многие студенты из-за неразвитости рефлексивных механизмов сознания вообще избегают внутренних усилий, направленных на поиск своего призвания и места в жизни, предпочитая «идти по течению» в рамках предлагаемых обстоятельств. Юношеский возраст - это размышления о будущем и его планировани. Открытие «Я», своего внутреннего мира, развитие рефлексии и самосознания являются главными психологическим механизмами этого периода. Как отмечает И. С. Кон, в этом возрасте происходит открытие собственного «Я», осознание своей идентичности и ее свойств, своих интересов и способностей, которые формируются в определенный жизненный план [3]. Но у молодых людей, входящих во взрослую жизнь, еще не в полной мере произошло формирование системы ценностно-смысловых ориентаций, что во многом осложняет процесс интеграции в условиях самостоятельной жизни. Одно из ответственных решений, которое принимает молодой человек, связано с выбором учебного заведения и соответственно будущей профессии. Время начала и завершения обучения является для личности периодами перехода из одной смысложизненной ситуации в другую со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, адаптацией к новым социальным условиям и пр. Но, как правило, в этот период у человека еще мало жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе и вузе явно недостаточно осуществляет личностную подготовку молодых людей к выбору своего жизненного пути и самоопределению. Ряд исследований показывает, что существует

диссонанс между смысложизненными ориентациями студентов и направленностью их профессиональной подготовки [1, с. 254]. Такое разногласие может привести к эмоциональному напряжению, внутреннему дискомфорту, а также отражаться и на успеваемости студентов.

Следовательно, в образовании должно уделяться особое внимание таким видам воспитания как: онтологическое воспитание - целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанником в образовательном процессе для конкретизации вопросов бытия: «Каким быть?», «Что делать?», «В чем смысл моей жизни?»; для формирования им положительных идеалов, освоения высших духовных ценностей; для постановки гуманно ориентированных жизненных целей с учетом объективных и субъективных возможностей, реальных конфликтов и противоречий; готовности к проявлению любви, заботы, ответственности; самообучения, самовоспитания и саморазвития с целью постижения диалектики жизни, самопознания, жизнетворчества. Онтологическое воспитание важно систематически осуществлять на уровне всех иститутов социализации: в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и т. д. Ведущие методы: групповые беседы о смысле жизни, о мечтах и планах, об ответственности, справедливости и несправедливости; творческие письменные работы; лекции. Психологическое воспитание - воспитание, ориентированное на передачу учащимся психологических знаний при активной систематической обработке навыков их реализации и формировании умений творческого применения; это выработка у студентов представлений о закономерностях развития личности и ее отношений с обществом, о способах разрешения конфликтов, о психологической норме социально ориентированного поведения и формирование готовности к самооцениванию, самоактуализации, самореализации при адекватном отношении к себе и к жизни, формирование позитивных убеждений. Профилактическое воспитание - систематическое целенаправленное взаимодействие с учащимися с целью: предупреждения потребления психоактивных веществ, совершения противоправных действий, участия в экстре-

мистких организациях; формирования гуманно ориентированных убеждений, навыков самозащиты, готовности противостоять навязыванию антигуманных поведенческих моделей; расширения круга положительных интересов; формирования устойчивого стремления к здоровому образу жизни, воспитанию будущих детей, развития социального оптимизма [9]. По мнению Рудневой Е. Н. воспитание - управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. Успех воспитательного процесса в вузе зависит от того, как воспринимает сам студент воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в самовоспитании. Другими словами, успех воспитательного процесса обусловлен степенью социальной зрелости студента [8, с. 90].

Основной целью нашего исследования являлось изучить особенности смысложизненных ориентаций и личностной идентичности студентов в процессе обучения в вузе. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты второго курса факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета. Общее количество испытуемых 100 человек. Методы исследования - психологическое тестирование и методы статистической обработки данных (пакет программ Statistica 6.0). Нами были использованы методики: «Смыложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «Идентичность» Дж. Марсиа, тест «УСК» Дж. Роттера.

1) Корреляционный анализ показывает, что чем больше второкурсники воспринимают свою прошлую и настоящую жизнь как продуктивную, осмысленную, интересную и эмоционально насыщенную, тем выше у них уровень достигнутой идентичности (ДИ) (корреляции параметра «процесс жизни» с «ДИ»: г = 0,27; p < 0,01; параметра «результат жизни» с «ДИ»: г = 0,27; p < 0,03). Но не было получено значимых связей между параметром «Цели жизни» и «ДИ», это говорит о том, что студенты ориентируются в большей степени на ближнюю перспективу.

2) Принятие ответственности и самостоятельность в выборе жизненных решений, характерна для интерналов, положительно

коррелирует с их способностью к целепо-лаганию (Корреляции параметра «интер-нальность» с показателями «цели в жизни» (Я = 0,30, р < 0,01), «процесс жизни» (Я = 0,35, р < 0,004)).

3) По методике «Идентичность» были получены следующие результаты: у 27% опрошенных студентов отмечается достигнутая идентичность. Это говорит о сформирован-ности определенной системы ценностей и убеждений. Они знают, к чему стремится и что для этого стоит делать. Свои цели, ценности и убеждения рассматривают как личностно значимые, обеспечивающие им чувство смысла жизни. Предрешенная идентичность наблюдается у 25% второкурсников, которые приняли на себя обязательства без достаточного исследования альтернативных возможностей, просто делая то, что предлагают родители. Как правило, их система ценностей и убеждений идентифицируется с родителями или другими авторитетными лицами, что отражает ожидания последних. В состоянии поиска и исследовании различных альтернатив и возможностей, характерное для моратория находится 16% молодых людей. Люди, без сформированных ценностей и убеждений (32%) имеют диффузную идентичность. Они не способны конструктивно решить возникшие проблемы. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культурным ценностям при неспособности выработать собственные ценности.

Проведенное нами исследование, показало, что студенты склонны активно ставить цели своей будущей жизни. Они воспринимают пройденный отрезок жизни продуктивно. Достаточно интересна и эмоционально насыщенна настоящая жизнь студентов. Они считают, что могут сознательно контролировать события собственной жизни, принимать решения и воплощать их. Но по методике «Идентичность» полученные результаты позволяют говорить о том, что у большинства второкурсников отмечается диффузная идентичность, т. е. отсутствие выработанной системы ценностей, убеждений. Почти одинаковый процент студентов с предрешенной и достигнутой идентичностью. Это свиетельствует о дефиците осмысленности и рефлексивной деятельности. Задача образования состоит в том, чтобы не

просто передавать опыт и знания от старшего поколения к младшему, но и помочь молодым людям раскрыть свои способности к личностному, профессиональному самоопределению.

Библиографический список

1. Волынская Л. Б. Социальные ориентиры жизненных смыслов в юношеском периоде жизни// Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы V[П-X симпозиума. - 2004. - Ч. 1, 2. -С.253-259

2. Данилова Е. Н. Нестабильная социальная

идентичность как норма современных обществ// Социологические исследования. - 2004. -

№ 10. - С. 27-30

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

4. Короленко И. П., Дмитриева Н. В., Загоруй-ко Е. Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. - Новосибирск: Из-дат. НГПУ, 2007. - 472 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

6. Макаревская Ю. Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: На материале студенческого возраста: автореф. дис... канд. психол. наук . - Краснодар, 2006. - 26 с.

7. Попова М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: дис. . канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2005. -220 с.

8. Руднева Е. Н. Система воспитательного воздействия в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности студентов// Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогииче-ские науки. - 2009. - №2(12). - С. 84-91.

9. Ульянова И. . В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе// Педагогическое образование и наука. - 2008. - №10. - С. 29-34

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / нер. с англ. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - З52 с.

11. Waterman A. S. Identity development from adolescent to adulthood: an extension of theory and review of research // Development psychology. V. 18, №3, 1982. - P. 341-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.