Научная статья на тему 'Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа'

Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / коммуникативные мотивы / мотивы престижа / продуктивная мотивация. / educational motivation / communicative motives / prestige motives / productive motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупик Юлия Валерьяновна

Актуальность исследования учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у учащихся колледжа приемов самостоятельного приобретения знаний. Подчеркивается важность проблемно-ориентированного подхода к пониманию мотивации, как фактора успешного профессионального самоопределения. В статье рассматриваются виды мотивов и мотиваций, в т.ч. экстринсивную (внешнюю) мотивацию, инстринсивную (внутреннюю) мотивацию, положительную и отрицательную мотивации. Характеризуются мотивация по источнику и направленности, по характеру подкрепления. Особый акцент делается на учебной мотивации. В статье делается вывод о необходимом сопровождении учащихся 1 и 2 курса с целью оптимизации как профессиональных мотивов, так и личностных, обозначены способы повышающие интерес и позитивное отношения учащегося к учебной деятельности, предлагается прямой путь поддержания познавательной мотивации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the characteristics of educational motivation of medical college students

The relevance of the study of educational motivation is due to the updating of the content of training, setting the tasks of forming independent acquisition of knowledge among college students. The importance of a problem-oriented approach to understanding motivation as a factor in successful professional self-determination is emphasized. The article considers the types of motives and motivations, including extrinsic (external) motivation, intrinsic (internal) motivation, positive and negative motivations. They are characterized by motivation by source and orientation, by the nature of reinforcement. Particular emphasis is placed on educational motivation. The article concludes about the necessary accompaniment of 1st and 2nd year students in order to optimize both professional and personal motives, identifies ways to increase the student's interest and positive attitude to educational activities, proposes a direct way to maintain cognitive motivation of educational activities.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа»

УДК 377.5

https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_271 EDN: DJZYCF Научная статья

Ю.В. Тупик >Ш

Гродненский государственный медицинский колледж г. Гродно, Республика Беларусь И jli.tupik@gmail.com

Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского

колледжа

Аннотация. Актуальность исследования учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у учащихся колледжа приемов самостоятельного приобретения знаний. Подчеркивается важность проблемно-ориентированного подхода к пониманию мотивации, как фактора успешного профессионального самоопределения. В статье рассматриваются виды мотивов и мотиваций, в т.ч. экстринсивную (внешнюю) мотивацию, инстринсивную (внутреннюю) мотивацию, положительную и отрицательную мотивации. Характеризуются мотивация по источнику и направленности, по характеру подкрепления. Особый акцент делается на учебной мотивации. В статье делается вывод о необходимом сопровождении учащихся 1 и 2 курса с целью оптимизации как профессиональных мотивов, так и личностных, обозначены способы повышающие интерес и позитивное отношения учащегося к учебной деятельности, предлагается прямой путь поддержания познавательной мотивации учебной деятельности. Ключевые слова: учебная мотивация, коммуникативные мотивы, мотивы престижа, продуктивная мотивация.

Для цитирования: Тупик Ю.В. Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 4. С. 269-275. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_278 ЕРЫ: ХТгХОН

Original article

Yu.V. Tupik )ED

Grodno State Medical College Grodno, Republic of Belarus El jli.tupik@gmail.com

Study of the characteristics of educational motivation of medical college

students

Abstract. The relevance of the study of educational motivation is due to the updating of the content of training, setting the tasks of forming independent acquisition of knowledge among college students. The importance of a problem-oriented approach to understanding motivation as a factor in successful professional self-determination is emphasized. The article considers the types of motives and motivations, including extrinsic (external) motivation, intrinsic (internal) motivation, positive and negative motivations. They are characterized by motivation by source and orientation, by the nature of reinforcement. Particular emphasis is placed on educational motivation. The article concludes about the necessary accompaniment of 1st and 2nd year students in order to optimize both professional and personal motives, identifies ways to increase the student's interest and positive attitude to educational activities, proposes a direct way to maintain cognitive motivation Keywords: educational motivation, communicative motives, prestige motives, productive motivation

© Тупик Ю.В., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

For citation: Tupik YuV. Study of the characteristics of educational motivation of medical college students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(4):269-275. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_271 EDN: XTZXOH_

Введение

Мотивация обучающихся к обучению и самообразованию является одной из актуальных проблем реализации эффективного образовательного процесса. Характеризуя современное состояние традиционного профессионального образования, мы наблюдаем ряд негативных тенденций: снижение познавательной активности, замедление физического и психического развития учащихся, высокий уровень психоэмоционального напряжения. Это происходит, потому что ценности развития, образования и самообразования конкурируют с ценностями развлечений и получения удовольствия, и нередко учащийся побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу.

От силы внутренней мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями. Необходимо изучать мотивационную структуру учебной деятельности учащихся, способы установления преобладающего мотива, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса [1].

Методы и материалы

Исследование мотивационной сферы учащихся Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж» Республики Беларусь проводилось с использованием пакета методик для диагностики учебной мотивации студентов (модифицированный тест Н.Ц. Бадмаевой, опросник А.А. Реана и В.А. Якунина).

Обзор литературы

Мотивация - пробуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (В.Г. Леонтьев). Мотив - это некий обобщенный образ: образ материального предмета или образ идеальный, воображаемый, но всегда имеющий ценность для конкретного человека.

В психологии выделяют несколько видов мотивов и мотиваций, но основной конкретной классификации не существует. Так, В.А. Гордашников, А.Я. Осин приводят различные системы классификаций, основанные на личностных, профессиональных потребностях, источниках движущей силы, влияющей на мотивацию индивидов. Выделяют экстринсивную (внешнюю) мотивацию,

инстринсивную (внутреннюю) мотивацию, положительную и отрицательную мотивации, материальную мотивацию - мотивацию, включающая в себя различные виды материального поощрения в виде премий, ценных подарков и т.д., нематериальную мотивацию - мотивацию, основанную на признании коллективом, нематериальные поощрения в виде почетных грамот и званий, мотив самоутверждения - стремление индивида укрепить себя в сообществе, социуме, мотив власти

- стремление индивида влиять на окружающих его людей, процессуально-содержательный мотив

- стремление индивида выполнять определенную деятельность, которая ему нравится [2] (Рисунок 1).

Ы □

Рис. 1. Классификация по типам мотивации Fig. 1. Classification by Motivation Type

Мотивация по источнику и направленности. Мотивация бывает внешняя и внутренняя, различаются они тем, где лежат мотивы: внутри человеческой личности или за ее пределами, в окружающей среде. Внешние мотивы - это воздействие извне, с помощью определенных правил поведения в коллективе, через приказы и распоряжения. Внутренние мотивы - это воздействие изнутри, когда сам человек формирует мотивы (например, познание, страх, желание достичь определенной цели или результатов, и т.п.). Последний вид стимулирования гораздо эффективнее, чем первый, поскольку работа выполняется качественнее и на нее тратится меньше усилий [3; 4].

Мотивация по характеру подкрепления. Мотивация бывает позитивной (положительной) и негативной (отрицательной). Здесь идет речь о том, какое подкрепление ожидает человека от деятельности. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности - речь идет о позитивной мотивации. Если речь идет о наказании за невыполнение задания, то о негативной. Опыт показывает,

что на негативная мотивация - явление опасное, поскольку она чаще всего дает кратковременный эффект, что затрудняет работу с мотивационной сферой вообще. Впрочем, позитивная мотивация - это не панацея. Важно отдавать себе отчет, что в определенный момент обратная связь от внешнего мира и от других людей должна дополниться самомотивацией, то есть способностью самостоятельно формировать ожидания от деятельности и давать себе обратную связь о ее эффективности. Если измерить их у человека и изобразить графически, то мы получим следующую картину: по вертикали - внешняя или внутренняя мотивация, а по горизонтали - отрицательная или положительная мотивация. В таблице 1 приведена

матрица, объединяющая два вида мотивации.

Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Учебная

выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обуславливают развитие друг друга и самой учебной деятельности. Общеобразовательные и профессиональные мотивы не альтернативны по своему содержанию и статусу в мотивационной сфере учения. Имея общую познавательную природу, данные виды мотивов выступают как относительно независимые сущности, характер взаимодействия которых обусловлен содержательными и динамическими характеристиками

общеобразовательных и профессиональных мотивов осуществляемой учебной деятельности.

В то же время, для перехода учащегося к профессиональной деятельности

важно обеспечить трансформацию

общеобразовательных мотивов учения в профессиональные. При достаточном развитии профессиональной мотивации данный процесс обеспечивается методом контекстного обучения в ходе преподавания специальных дисциплин, когда акцент в деятельности учащегося смещается с учебной информации на ситуацию практического

Таблица 1 Основные виды мотивации

Table 1

Main types of motivation

Внешняя отрицательная / External negative Внешняя положительная / External positive Внутренняя отрицательная / Internal negative Внутренняя положительная / Internal positive

Проявление / Manifestation

«Ты должен, если не сделаешь, то будет плохо» «Ты должен, и когда сделаешь, получишь поощрение» «Я хочу, а если не сделаю, то будет плохо» «Я хочу и когда сделаю, будет хорошо»

Исключат из колледжа Поставят в пример окружающим Чувство стыда Любопытство

Вызовут на совет профилактики Материальное поощрение Страх предстоящего наказания Гордость за себя и свое дело

деятельность является полимотивированной, так какактивность обучаемогоимеет разныеисточники.

Развитие учащегося в учреждении профессионального образования как личности и субъекта деятельности должно обеспечить движение деятельности учащихся от учебной к профессиональной. Данный процесс связан с трансформацией потребностей, мотивов, целей, действий, и поступков, средств и результатов [5]. Познавательные общенаучные и познавательные профессиональные мотивы, являясь

новообразованиями деятельности учащихся,

действия, а учебная информация, становясь ориентировочной основой обретает статус знания, отражающего в сознании учащегося содержание профессиональной деятельности [5]. Однако если профессиональные мотивы менее развиты чем общеобразовательные, то будет иметь место отрицательная динамика мотивационной сферы.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2021 году в Учреждении образования «Гродненский государственный медицинский колледж» проводилось исследование

мотивационной сферы учащихся. Сначала осуществлялось анкетирование учащихся первого и второго курсов медицинского колледжа. Методика для диагностики учебной мотивации студентов разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы обучения, выделенные В.Г. Леонтьевым. Методика позволяет оценить выраженность таких мотивов, как:

- коммуникативные;

- профессиональные;

- учебно-познавательные;

- широкие социальные мотивы;

- мотивы творческой самореализации;

- мотивы избегания неудачи;

- мотивы престижа.

Методика состоит из 34-х утверждений относительно мотивов учения, которые испытуемый должен оценить по 5-балльной системе по их значимости для него. Проанализировав ответы респондентов (47 человек) учащихся первого курса мы получили следующие данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты выраженности мотивов учащихся 1 курса

Table 2

Results of 1st Year Student Motivations

Шкала / Scale Макс. количество баллов / Max. number of points Средний балл / Average score Количество респондентов, набравших, % Среднее значение мотивации / Average value of motivation

Высокий балл / Low score Средний балл / Average score Низкий балл / Low score

Коммуникативные мотивы / Communicative motives 20 8-15 53 45 2 15,5

Мотивы избегания неудач/ Avoidance motives 25 10-19 13 81 6 14,6

Мотивы престижа / Motives of prestige 25 10-19 30 61 9 16,7

Профессиональные мотивы / Professional motives 30 15-23 62 34 4 23,9

Мотивы творческой самореализации/ Motives of creative 10 4-7 55 43 2 7,5

Учебно-познавательные мотивы / Educational motives2 35 17-27 49 47 4 26,6

Социальные мотивы / Social motivations 25 10-19 40 58 2 18,1

Проанализировав ответы респондентов (24 человека) учащихся второго курса специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело» мы получили следующие данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты выраженности мотивов учащихся 2 курса

Table 3

Results of 2st Year Student Motivations

Шкала / Scale Макс. количество баллов / Max. number of points Средний балл / Average score Количество респондентов, набравших, % Среднее значение мотивации / Average value of motivation

Высокий балл / Low score Средний балл / Average score Низкий балл / Low score

Коммуникативные мотивы / Communicative motives 20 8-15 62 38 0 16,3

Мотивы избегания неудач / Avoidance motives 25 10-19 25 54 21 14,4

Мотивы престижа / Motives of prestige 25 10-19 38 58 4 17,8

Профессиональные мотивы / Professional motives 30 15-23 79 17 4 25,4

Мотивы творческой самореализации/ Motives of creative 10 4-7 63 33 4 7,7

Учебно-познавательные мотивы / Educational motives 35 17-27 50 50 0 27,3

Социальные мотивы / Social motivations 25 10-19 42 58 0 19

Рассмотрим значимые изменения:

— коммуникативные мотивы: повышение среднего значения мотивации с 15,5% до 16,3%;

— мотивы избегания неудач: снижение среднего значения мотивации с 14,6% до 14,4%;

— мотивы престижа: повышение с 16,7% до 17,8 %;

— профессиональные мотивы: повышение с 23,9% до 25,4%;

— мотивы творческой самореализации: повышение с 7,5% до 7,7%;

— учебно-познавательные мотивы: повышение с 26,6% до 27,3%;

— социальные мотивы: повышение с 18,1% до 19%.

Стоит обратить внимание, что незначительные изменения присутствуют по всем параметрам. Важно, что снизился процент мотивов избегания неудач, это говорит о том, что в колледже в ходе обучения, учащиеся чувствуют уважительное отношение к себе со стороны одногруппников и педагогов. Позитивная атмосфера (или безопасная эмоциональная среда) позволяет учащимся ощущать себя принятыми, вовлеченными в образовательный процесс, раскрываться и проявлять свои способности и таланты.

Почти не выросли данные по параметру «социальные мотивы», так как процент учащихся имеющих

высокий балл - практически не увеличился (было 40% - стало 42%). Это говорит о том, что у учащихся изначально сильно развито стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если сравнивать изменение количества учащихся, набравших высокие баллы, то наибольшее изменение произошло по параметру «профессиональные мотивы», которые означают повышение в процессе обучения непосредственного интереса к самим приобретаемым профессиональным знаниям, умениям и навыкам, основанных на иных побуждениях к получению данной профессии, вынуждающих учащихся приобретать соответствующие знания, умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы уже на этапе профессиональной подготовки в колледже была сформирована личность медицинского работника, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в формировании медицинского мышления, в способности работать в экстренных ситуациях. Все это является необходимым для успешной деятельности учащегося как будущего высококвалифицированного специалиста.

Факт увеличения процента учащихся имеющих высокий балл (с 62% до 79%) говорит о том, что, выбор учащихся в выборе профессии был четким, осознанным и выпускники после окончания училища не разочаруются в правильности сделанного выбора и будут полны желания приложить полученные знания на пользу пациентам. Еще одно положительное изменение, это рост по параметру «мотивы престижа» (было 30% имеющих высокий балл, а стало 38%). Это свидетельствует о том, что учащиеся понимают, что профессия медика является самой благородной из всех, ведь ее предназначение - дарить людям жизнь и здоровье. Это очень непростая задача, особенно сейчас, когда груз повседневных забот не всегда позволяет людям подумать о своем самочувствии, а в самой медицине существует еще много нерешенных проблем. Но, несмотря ни на что, в будни и в праздники, в холод и в жару, рискуя здоровьем, а порой и жизнью, медики продолжают делать не всегда благодарную, но очень нужную для людей работу. Труд медицинской

сестры нелегок, но всегда почетен. Ведь он несет обществу самое ценное - здоровье человека, его активную жизнь.

Заключение

Можно выделить основные пути, способствующие повышению интереса и позитивного отношения учащегося к учебной деятельности:

— прямой, основанный на целенаправленном построении образовательного процесса в соответствии с законами развития внутренней учебной мотивации учащихся;

— косвенный, основанный на построении психологически грамотных отношений с учащимися и удовлетворении базовых потребностей учащихся в компетентности, т.е. стихийного обучения через наблюдение за соответствующими моделями, уже обладающими оптимальными типами мотивации - родителями, преподавателями, сверстниками.

Полагаем, что основной путь поддержания познавательной мотивации учебной

деятельности - прямой. Это деятельность педагогов, непосредственно направленная на формирование у учащихся интереса к обучению и осмысленного позитивного отношения к нему, стремления выполнять текущую учебную работу хорошо, постоянно улучшая свои результаты. Он предполагает специальную работу над содержанием учебных материалов и способами его изложения, а также использованием методов и форм обучения (активные методы обучения, интерактивные площадки) поддерживающих познавательную мотивацию учащихся. Эффективным методом повышения мотивации является внедрение рейтинговых систем, которые обеспечивают психологически грамотную поддержку учащихся. Такое повышение продуктивной мотивации возможно за счет: четкого прописывания критериев отметок (их унифицированности, «прозрачности» и демократичности), их дифференцированного характера (например, с использованием 100-бальной системы), возможностей обсуждения полученных отметок и реальных возможностей их улучшения, адекватной системы поощрений.

Список литературы

1. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

2. Ягодкин Н.А., Годун Г.В., Згода А.Н., Чередов И.Г. Энциклопедия детской мотивации / под ред. А.Н. Згоды. СПб.: Любавич, 2019. 312 с.

3. Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 311-324. https://doi.Org/10.32744/pse.2021.2.21 EDN: LXQHHE

4. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.

5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1991. 51 с.

References

1. Kovalev VI. Motivy povedeniya i deyatel'nosti = Motives of behavior and activity. Moscow: Nauka Publ.; 1988. 192 p. (In Russ.).

2. Yagodkin NA, Godun GV, Zgoda AN, Cheredov IG. Entsiklopediya detskoi motivatsii = Encyclopedia of children's motivation. Zgody AN. (ed.) Saint Petersburg: Lyubavich Publ.; 2019. 312 p. (In Russ.).

3. Solovieva OV, Romaeva NB, Salnikova OD. Personal motivational resource as a condition for the development of self-education competence in university students. Perspectives of Science and Education. 2021;(2):311-324. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.21 EDN: LXQHHE

4. Leontyev VG. Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya = Motivation and psychological mechanisms of its formation. Novosibirsk: Novosibirskii poligrafkombinat Publ.; 2002. 264 p. (In Russ.).

5. Chirkov VI. Motivatsiya uchebnoi deyatel'nosti = Motivation for learning activities. Yaroslavl: Yaroslavl Demidov State University Publ.; 1991. 51 p. (In Russ.).

Информация об авторе:

Тупик Юлия Валерьяновна, преподаватель, Гродненский государственный медицинский колледж (230017 г. Гродно, бульвар Ленинского Комсомола д. 53, Республика Беларусь), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8015-9334, еmail: jli.tupik@gmail.com

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 06.07.2022 Одобрена после рецензирования: 15.09.2022 Принята к публикации: 18.09.2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Information about the author:

Yuliya V. Tupik, Lecturer, Grodno State Medical College (53 Leninsky Komsomol Blvd, Grodno 230017, Respublika Belarus), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8015-9334, еmail: jli.tupik@gmail.com

Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interest.

Received: 06.07.2022

Approved after reviewing: 15.09.2022

Accepted for publication: 18.09.2022

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.