Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительная деятельность / продуктивные виды деятельности / дошкольный возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локшина В. И.

Представлены результаты, раскрывающие особенности рисования у детей 4-5 лет. В ходе исследования фиксировались интересные моменты и особенности. По результатам проводились беседы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Локшина В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

7. Thomas, A., Chess, S., & Korn, S. J. The Reality of Difficult Temperament. Merrill-Palmer Quarterly.1982. 28 (1), pp. 1-20. http://www.jstor.org/stable/23086280

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Локшина В. И., Ярославль (Россия), студент, магистратура Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, факультет психологии, vika.lokshina.98@mail.ru

DOI:

Представлены результаты, раскрывающие особенности рисования у детей 4-5 лет. В ходе исследования фиксировались интересные моменты и особенности. По результатам проводились беседы с детьми.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, продуктивные виды деятельности, дошкольный возраст.

STUDY OF THE FEATURES OF DRAWING IN CHILDREN 4-5 YEARS OLD

Lokshina V. I., Yaroslavl (Russia), Student (Master's degree) P. G. Demidov Yaroslavl State University, Faculty of Psychology, vika.lokshina.98@mail.ru

Annotation. The results are presented, revealing the features of drawing in children 4-5 years old. During the research, interesting points and features were recorded. According to the results, interviews were conducted with children.

Keywords: visual activity, productive activities, preschool age.

На сегодняшний день в психолого-педагогической практике продуктивным видам деятельности уделяется большое внимание (Доронова Т.Н., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Лыкова И.А., Павлова О.В., Погодина С.В. и др.). Это связано с неоспоримым признанием их роли в психическом развитии дошкольников (недаром они еще называются «специфически дошкольными видами деятельности») [1-3]. В дошкольном возрасте они являются не только формой времяпровождения и работы с ребенком, но и средством развития. С другой стороны, многие педагоги говорят о том, что в жизни современных дошкольников продуктивным видам деятельности отводится все меньше места, что не может не беспокоить. Это связано с разными факторами, с одной стороны, перегруженность детей другими занятиями, зачастую не отвечающим их возрастным потребностям (изучение языков, различные развивающие занятия и др.), с другой стороны, доступность современным детям всевозможных гаджетов, которые, привлекая внимание ребенка красочностью, доступностью, легкостью получения эффекта, лишают возможности заниматься другими видами деятельности [4].

Среди исследований продуктивных видов деятельности наибольшее внимание уделено изобразительной деятельности. Ее значение для развития ребенка сложно переоценить - от развития моторики и восприятия до развития символической функции, воображения, способности выражать свое эмоционально-смысловое отношение к действительности, развитие интереса к изобразительному искусству и др. Детское рисование привлекает внимание педагогов и психологов очень давно. Первым психологическим исследованием детского рисунка принято считать книгу итальянского искусствоведа К. Риччи «Дети -

художники». С тех пор детскую изобразительную деятельность изучали с разных сторон. Предметом анализа становились возрастные особенности детского рисунка (Л.С. Выготский, Ф. Гудинаф, В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, А.А. Смирнов), сам процесс рисования (Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов), отражение в рисунке эмоциональных и личностных особенностей ребенка (К. Маховер, Дж. Дилео, Г.Т. Хоментаускас, А.Л. Венгер), проявление одаренности (Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев

и др.) [5].

В настоящее время существует большой выбор материалов и средств для рисования, но наравне с традиционными (карандашами, фломастерами, красками и бумагой) ребенку доступны электронные средства, планшеты, сенсорные телефоны, компьютеры, которые также предполагают возможности создания рисунка. При этом потенциал современных гаджетов делает их очень привлекательными для детей. Проблема изучения процесса становления и развития изобразительной деятельности, особенностей рисования у детей 4-5 лет стоит весьма остро, и это определяет высокую степень актуальности данной проблематики.

Мы провели исследование, в котором приняли участие дети дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет. Цель исследования - изучить особенности рисования у детей 4-5 лет. Эта общая цель конкретизируется в более частных задачах:

1) Проанализировать литературные источники и изучить теоретические основы исследований особенностей рисования у детей дошкольного возраста.

2) Определить методики изучения особенностей рисования у детей 4-5 лет.

3) Исследовать особенности рисования у выбранной группы с помощью выбранных методик.

Объект исследования: дети дошкольного возраста 4-5 лет.

Предмет исследования: особенности рисования у детей 4-5 лет.

Методы исследования:

1. Изучение продуктов детской деятельности.

2. Тест «Свободный рисунок». Наблюдение за процессом изобразительной деятельности детей и анализ их рисунков и речевого сопровождения процесса рисования.

3. Беседа с детьми по рисунку.

На первом этапе исследования мы провели наблюдение во время рисования детей на свободную тему. При этом нами фиксировались эмоционально-выразительные реакции детей во время рисования, устойчивость внимания у детей. Также мы отмечали речевые высказывания детей. Следует подчеркнуть, что дети проявили интерес к рисованию на свободную тему. Однако некоторым детям было сложно самим придумать, что нарисовать. Это можно объяснить тем, что дети привыкли, что им задают задание.

Кроме того, в ходе изображения дети 4-5 лет предъявляли к сходству с предметом лишь самые элементарные требования. Дети, принимавшие участие в нашем исследовании, выразительно передавали в рисунке действие или состояние изображаемого предмета и «забывали» нарисовать некоторые важные детали, не относящиеся к характеристике этого действия. В ходе наблюдения было зафиксировано, что одна из характерных особенностей рисования у детей 4-5 лет заключается в том, что они рассказывают о тех деталях изображаемого, которые интересуют его в данный момент.

В ходе исследования нами было замечено, что одна из серьезных трудностей, с которой встречаются дети 4-5 лет, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном многопредметном рисунке. По результатам наблюдения можно заключить, что, изображая целые «картины», дети, принимавшие участие в нашем исследовании, не видели никакого нарушения правильности изображения даже в тех случаях, когда фигура человека размером в целый дом, цветы размером с дерева, мама такая же, как и самолет, заяц такого же размера, как и дом и др.

В ходе наблюдения мы следили за ходом работы детей над созданием рисунка на свободную тему. По итогам можно отметить несколько интересных моментов. Дети 4-5 лет начинают свое изображение с обозначения линии контура предмета. Чаще всего они начинают рисовать в центре листа. Затем к начатому изображению последовательно присоединяют отдельные детали, например, окна, двери, полоски и др. После этого расширяют рисунок во все стороны от центра. В рисунке ребенок как бы перечисляет известные ему детали. После того, как контур нанесен на бумагу, ребенок больше не возвращается к нему и не исправляет его. Если первый контурный рисунок ребенку не удался, он заявляет, что рисунок не вышел, и начинает рисовать в другом месте листа или требует новый лист бумаги.

По результатам исследования можно выделить следующие особенности рисования у детей 4-5 лет: по рисунку: анализируя рисунки необходимо отметить развитое воображение детей. В рисунке они показывают в первую очередь детали изображаемого, которые их интересуют в настоящий момент, рисуют то, что для них важно и актуально. Детям была предоставлена возможность выбора средств рисования. Дети предпочли использовать простые и цветные карандаши.

По процессу (наблюдение) - в нашем исследовании были зафиксированы рассуждения вслух. Так, М.А. рисуя дом в деревне у бабушки, куда она ездит отдыхать каждое лето, и где ей очень нравится, сопровождала процесс рисования речью. Направляя карандаш на отдельные части крыши дома, начинала называть их: «Тут уголок, теперь вниз, потом линия...». В.К., рисуя рыбу-ежа, старалась прорисовать плавники, глаза. При этом активно сопровождала процесс рисования словесными инструкциями, что помогло, в конечном счете, сосредоточиться на самом процессе. Т.Б., рисуя полицейскую машину, рассуждал вслух. В этих рассуждениях наблюдалось словесно формулируемое членение процесса изображения на отдельные задачи. Он говорил: «Капот будет синим. Синий добавим для яркости. Это руль. Будет черным, он мне нравится. Это тормоза под рулем. Мотор надо черным. Только надо надписать надпись: «Полицейская машина». Она будет фиолетовой. Нужно сзади сделать багажник. Багажник у нас будет черным здесь. Здесь синий добавим синий. Сирена красным.».

Вместе с тем, было отмечено, что когда дети рисовали молча, то рисунок получался беднее, менее детализирован и носил трафаретный характер. Некоторые стороны действительности очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. В ходе наблюдения мы зафиксировали, что некоторые дети, принимавшие участие в исследовании, прибегали к помощи звукоподражания, жестам. Так, М.Б., рисуя машину, говорил «Виу-виу», М.М., рисуя любимого кота Тишку, мяукал, а Л.Я., рисуя ворону, каркала. Эти факты можно

объяснить стремлением ребенка возможно полнее передать сходство своего изображения с изображаемым объектом.

По окончанию рисования с детьми была проведена беседа по рисункам. Трудным для некоторых детей, принимавших участие в исследовании, явилось изображение движущихся предметов.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития детей и является предметом особого внимания педагогов, психологов и художников. Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теорий. Все они сходятся в том, что ребенок очень любит рисовать, а сам процесс изобразительной деятельности имеет специфику в дошкольном детстве. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей, можно проследить их развитие. Сначала они рисуют образы, пытаются передать, что они видят, но соотношение предметов у них не получается. Дети чаще рисуют шаблонно: одинаковое солнце, цветок, как им показал воспитатель. Также некоторым детям сложно самим придумать что нарисовать, так как дети привыкли, что им задают задание, и они рисуют. Дети 4-5 лет часто используют простой карандаш или карандаш черного цвета для контура (так как часто дети разукрашивают различные раскраски). Зеленый цвет используется детьми чаще всего, потому что они видят его часто, он их окружает (зеленая трава, листья и т. д.). Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании переходит от диффузных / неопределенных / графических образов, выступающих на знании сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Развитие изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка, прежде всего развития мышления и восприятия, умения не только смотреть, но видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобретательным канонам. Рисунок ребенка индивидуален и по-своему неповторим. Ребенок в рисунке стремится передать то, что он увидел, показать, что умеет, чем занимается или о чем мечтает. Перспективами нашего исследования может быть диагностика творческих способностей детей 4-5 лет с использованием анализа рисунков и разработка программы арт-терапии для детей 4-5 лет.

Литература

1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 5-90.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.

5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОЦЕНКИ

КОЛИЧЕСТВА

Маракшина Ю. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики, Психологический институт Российской академии образования, retalika@yandex.ru

DOI:

Исследования чувства числа с позиции клинической психофизиологии, с одной стороны, позволяют внести ясность о его мозговых механизмах, используя нарушение как исследовательскую модель. С другой стороны, такие исследования имеют высокую практическую значимость, позволяя разрабатывать новые диагностические инструменты. Далее представлены некоторые направления применения клинической психофизиологии в исследованиях нарушений чувства числа.

Ключевые слова: чувство числа, клиническая психофизиология, дискалькулия CLINICAL PSYCHOPHYSIOLOGY IN NUMBER SENSE STUDIES

Marakshina J. A., Moscow (Russia), PhD, Research associate of the Laboratory of Developmental Behavioural Genetics, Psychological Institute of Russian Academy of Education, retalika@yandex.ru

On the one hand, clinical psychophysiological studies of the number sense make it possible to clarify its cerebral mechanisms, using its violation as a research model. On the other hand, such studies are highly practically important, allowing the development of new diagnostic tools. Some areas of application of clinical psychophysiology in the study of the number sense violations are suggested below.

Keywords: number sense, clinical psychophysiology, dyscalculia.

Чувство числа как базовая способность воспринимать и оценивать количества (величины) включает несимволическое (или приблизительное) чувство числа — способность различать количества без счета - и символическое чувство числа, связанное с оперированием математическими символами (например, арабскими цифрами). Несимволическое чувство числа связывают с системой приблизительной оценки количества (Approximate Number System, ANS). Оно имеет эволюционные предпосылки и возникает у животных, присутствует уже у младенцев и сохраняется у взрослых. Несимволическое чувство числа позволяет примерно оценивать количество представленных объектов. Классический тест для оценки несимволического чувства числа — «Сине-желтые точки». Участникам на короткое время предъявляют массивы желтых и синих фигур, которые различаются по размеру и количеству. Участникам нужно решить, фигур какого цвета больше, нажимая соответствующие клавиши на клавиатуре. Символическое чувство числа является результатом работы системы точной оценки количества (Exact Number System, ENS). Символическое чувство числа позволяет оценивать величину объектов посредством соответствующих им чисел. Часто для оценки символического чувства числа используется тест «Числовая линия»: предъявляется линия, левый конец которой отмечается цифрой «0», а правый конец — «1000». Задача требует, чтобы участники разместили число, отображаемое вдоль линии. Числа, предлагаемые к оценке, предъявляются в разные моменты времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.