Научная статья на тему 'Исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста'

Исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4560
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ / СЕНЗИТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хацукова З. Х., Ногерова М. Т.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое расстояние, с которым не сравнится ни один последующий возраст. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития памяти. Поэтому очень важно знать особенности развития памяти для более эффективной работы с детьми. В нашей статье представлена исследовательская работа по определению уровней развития слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Хацукова З.Х.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое расстояние, с которым не сравнится ни один последующий возраст. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития памяти. Поэтому очень важно знать особенности развития памяти для более эффективной работы с детьми. В нашей статье представлена исследовательская работа по определению уровней развития слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников.

Ключевые слова память, слуховая память, зрительная память, уровень развития памяти, сензитивность.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти.

Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Объект исследования: слуховая и зрительная память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровень развития слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников.

Цель исследования: выявить особенности развития слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме;

2. выявить уровень развития слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников;

3. сравнить уровни развития слуховой и зрительной памяти.

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Дошкольное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Методы и методики исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, методика «Десять слов», методика «Запомни рисунки», количественный и качественный анализ, сравнительный метод, методы математической обработки данных.

Анализ исследований П.П. Блонского, П.И. Зинченко, Н.А. Корниенко, С.А. Лебедевой, Е.С. Махлах, А.А. Смирнова и других привел в выводу о том, что образная память занимает особое в психике дошкольника место и играет важную роль на более поздних этапах онтогенеза, вступая в сложные взаимосвязи со словесно-логической памятью. Г.А. Урунтаева определяет образную память как память, чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие анализаторы. Различия между типами памяти относительны, так как они связаны друг с другом и взаимодействуют между собой. Фиксирование и воспроизведение увиденного у ребенка всегда содержит компоненты словесного воспроизведения. В тоже время запоминание и воспроизведение словесного материала не лишено зрительного компонента. В жизни обычно мы имеем дело с воспроизведением сложной системы восприятия, обладающих винительным числом зрительных, звуковых, тактильных и других элементов [1].

Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно [3].

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в пятилетнем возрасте. Зрительная память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: играл и запомнил игрушку, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Характеристика зрительной памяти у детей дошкольников значительно зависит от индивидуальных особенностей, которые выражаются в прочности, точности, скорости запоминания и готовности к воспроизведению.

У детей старшего дошкольного возраста зрительное восприятие является ведущим при ознакомлении с окружающим миром, а так же при обучении.

Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность дальнейшего обучения дошкольников в школе. В процессе обучения ребенку необходимо запоминать много определений, правил, выполнять различные задания, для чего хорошо развитая зрительная память просто необходима. Важно уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно

она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Процесс обучения и воспитания детей будет эффективным в том случае, если педагоги будут иметь хорошие знания об особенностях детей, и будут учитывать данные знания в своей работе.

Нами была проведена опытно -экспериментальная работа в МКОУ «СОШ» №24 ДСО № 64 г. Нальчик и МКОУ СОШ № 8 ДО № 1 с. Хасанья. В ней участвовали 56 детей старшей и подготовительной группы. Уровень их психического и физического развития соответствуют требованиям. Исследование уровня слуховой памяти проводилось с помощью методики «Десять слов». Суть данной методики заключается в том, что ребенку зачитываются десять слов и воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой памяти, если же меньше 5-6 слов, то низкий уровень, больше - высокий уровень. Методика состоит из двух этапов: подготовительного и исследовательского. Результаты диагностики слуховой памяти по данной методике на подготовительном этапе приведены на рис. 1, на исследовательском этапе - на рис. 2.

группа Подг.гр Сир

Рис. 1. Процентное соотношение уровней развития слуховой памяти у детей старшей и подготовительной групп на подготовительном этапе

Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития слуховой памяти у детей старшей и подготовительной групп на исследовательском этапе. Исходя из результатов обоих этапов данного исследования, можно сделать вывод о том, что уровень развития слуховой памяти более высок у детей подготовительной группы.

Далее, было проведено исследование по методике «Запомни рисунки» для определения уровня развития зрительной памяти у тех же детей. Детям была представлена картинка, на которой было изображено девять разных фигур. Дети должны были постараться запомнить эти фигуры в течении 30 се-

кунд и узнать их на второй картинке, где были нарисованы еще девять других фигур, помимо того что дети уже видели. Эксперимент продолжался до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин. Результаты диагностики по определению уровня развития кратковременной зрительной памяти представлены на рис. 3 [2].

Подг.гр. Сир. группа

Рис. 3. Процентное соотношение уровней развития кратковременной зрительной памяти у детей старшей и подготовительной групп

Результаты диагностики уровней развития слуховой памяти городского садика в подготовительной группе показали, что 14 % детей обладают высоким уровнем развития зрительной памяти, 49 % - средним, 27 % - низким. Старшая группа показала следующие результаты: 50 % детей обладают высоким уровнем развития кратковременной зрительной памяти, 43 % -средним, 7 % - низким.

Результаты диагностики уровней развития слуховой памяти в подготовительной группе сельского садика показали, что 7 % детей обладают высоким уровнем развития зрительной памяти, 57 % - средним, 36 % - низким. Старшая группа показала следующие результаты: 24 % детей обладают высоким уровнем развития зрительной памяти, 50 % - средним, 26 % - низким.

Исходя из полученных результатов проведенных нами исследований, мы сделали следующие выводы: 1) уровень развития слуховой памяти более высок у детей подготовительной группы; 2) уровень развития зрительной памяти более высок у детей старшей группы.

Эти выводы позволяют сделать заключение о том, что особенностью развития памяти на данном возрастном этапе является то, что у дошкольников старшей группы более высокого уровня достигает в развитии зрительная память, а в подготовительной - слуховая.

Список литературы:

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. для студ. мред. пед учеб. заведений. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с. - C. 90-92.

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.