Научная статья на тему 'Исследование особенностей образа семьи у студентов колледжа: дифференциация по специальности и полу'

Исследование особенностей образа семьи у студентов колледжа: дифференциация по специальности и полу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / IMAGE OF FAMILY / PSYCHOLOGY OF THE FAMILY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вьюнова Н.И., Плотникова В.Ю.

Данная статья посвящена исследованию особенностей образа семьи у студентов 17-18 лет средних профессиональных образовательных учреждений. В статье приводится комплекс диагностических методик, их теоретическое обоснование, статистические и эмпирические результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF THE IMAGE OF THE FAMILY COLLEGE STUDENTS: DIFFERENTIATION SPECIALTY AND SEX

This article is devoted to the study of peculiarities of the image of the family in students aged 17-18 secondary education institutions. The article provides a complex of automotive technician.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей образа семьи у студентов колледжа: дифференциация по специальности и полу»

УДК 159.9.072.42

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПОЛУ

Н.И. Вьюнова, В.Ю. Плотникова

Данная статья посвящена исследованию особенностей образа семьи у студентов 17-18 лет средних профессиональных образовательных учреждений. В статье приводится комплекс диагностических методик, их теоретическое обоснование, статистические и эмпирические результаты

Ключевые слова: образ семьи, психология семьи, воспитательный процесс

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. От социальных катаклизмов, в первую очередь, страдают слабо защищенные слои населения, в частности, юноши и девушки. Все это не может не оказать влияния на формирование у них образа семьи.

Семья подвергается анализу в самых разных аспектах - в экономическом, социально-политическом, социологическом аспектах. В последние десятилетия возрос интерес к особенностям образа семьи, но в то же время нет достаточно системных работ по психолого-педагогическому исследованию целенаправленного развития образа семьи у юношей и девушек среднеспециальных и высших учебных заведений.

Образ семьи или образ «Мы» рассматривается нами как целостное, интегрированное образование, как осознание сущностных характеристик семьи (или семейное самосознание). Понятие «образ семьи» описательное, в исследованиях чаще всего отражают лишь его когнитивный аспект [7].

Актуальность нашего исследования состоит в том, что необходимо минимизировать стихийный аспект формирования образа семьи и усилить управляемый. Теоретическое накопление и систематизация знаний по проблемам семьи естественно помогает формировать государственную семейную политику. Знание особенностей формирования образа семьи, подкрепленное практикой, может помочь в прогнозировании, коррекции социального развития, что составляет практическую актуальность нашего исследования.

Традиционные направления воспитательного процесса зачастую не включают в себя формирование образа семьи и семейной психологии. Знания в области семьи и семейной психологии в большей степени доступны студентам психолого-педагогических специальностей. В связи с этим возникает проблема когнитивного и эмоционального плана подготовки юношей и девушек созданию семьи, так как чаще браки формируются на основе стереотипов.

Вьюнова Наталья Ивановна - ВГУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: vjunova@mail.ru

Плотникова Виктория Юрьевна - ВГУ, аспирант, e-mail: viktori19-89@yandex.ru

Необходимо отметить, что воспитание современного студента нельзя сводить лишь к процессу формирования у него тех или иных социально значимых качеств. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студентов и близкого им сообщества [8].

Развитие и формирование личности в юношеском возрасте происходит не только в рамках обучающей деятельности, но и воспитывающей. Воспитание направленно на совершенствование эмоционально-волевой сферы личности, формирование отношений воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям. Продуктивность воспитания в юношеском возрасте находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия системности в этом процессе. Как обучение, так и воспитание подчиняются определенным закономерностям и принципам. Особое место в вузе занимают взаимоотношения субъектов образовательного процесса. Взаимоотношения между студентами и преподавателями должны выстраиваться в рамках субъект-субъектных отношений. Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности - важнейшая цель и задача любой образовательной системы. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. В ходе обучения у юношей развиваются и формируются не только профессиональные компетенции, но и совершенствуются мировоззрение, личностные качества, цели и ценности. В то же время в воспитательной работе вуза недостаточно внимания уделяется формированию представлений о семье. Если и проводятся мероприятия в рамках семейной политики, то они носят фрагментарный характер. Ценностное отношение к семье в большей степени формируется во взаимодействии с группой сверстников.

С целью изучения особенностей образа семьи в юношеском возрасте нами было проведено эмпирическое исследование. Были изучены следующие характеристики образа семьи: различные компоненты семьи (отношение к разводу, отношение к детям и др., предпочтение в выборе типа семьи), отношение к родителям, представление об идеальной семье.

В исследовании приняли участие 82 студента НОУ СПО Воронежский колледж «Номос» в возрасте 17-18 лет по 4 специальностям: 050146 - Преподавание в начальных классах, 072501 - Дизайн,

030912 - Право и организация социального обеспечения, 080114 - Экономика и бухгалтерский учет.

Для изучения особенностей образа семьи использовалась совокупность диагностических методик: тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьева [7] (оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни); методика «Измерение установок в семейной паре» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гоз-мана, Е. М. Дубровской [2] (изучение установок супругов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни, определения степени социально-психологической совместимости партнеров в браке); тест Т. Шрайбера [4] (отношение респондентов к семейному взаимодействию) и проективная методика - сочинение «Моя будущая семья» (выявление идеального образа семьи). Также были использованы статистические методы исследования: критерий Стьюдента (1-критерий) и г-критерий Пирсона, для контент-анализа - критерий ф* - угловое преобразование Фишера и и-критерий Манна-Уитни [5].

Рассмотрим наиболее интересные результаты эмпирического исследования (тест смысложизнен-ные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьева) (рис. 1).

|□ Юноши □ Девушки |

■ 1 г 1 ,

5 . 1 ■ ■ г г! . 1 1 .

Низкий | Средний | Высокий преподавание в начальных Низкий | Средний Высокий дизайн Низкий | Средний Высокий право Низкий | Средний | Высокий

Рис. 1. Дифференцированные группы юношей и девушек по шкале «осмысленность жизни»

Низкие баллы представлены в меньшей степени у девушек-педагогов (2,4%), у юношей (0,8%) и девушек-дизайнеров (4,9%), у юношей (0,8%) и девушек-юристов (2,4%), у юношей и девушек-экономистов низких значений не было выявлено. Большинство девушек-дизайнеров (24,4%) и девушек-юристов (13,4%) набрали средние значения. В других дифференцированных группах (по специальности) разброс средних значение от 0,8% до 7,3%. Высокие баллы были отмечены у девушек-педагогов (4,9%), юношей (2,4%) и девушек-дизайнеров (9,6%), юношей (2,4%) и девушек-юристов (7,3%), у юношей и девушек-экономистов (0,8%). Обработка результатов с помощью 1-критерия Стьюдента показала, что по шкале «Осмысленность жизни» существуют статистически значимые различия между студентами-педагогами и студентами-экономистами, но уровень признака (1=-0,36) в первой выборке не превышает его во второй. Одновременно существуют статистически значимые различия между студентами-дизайнерами и студентами-юристами, но уровень признака (1=-0,73) в первой выборке не превышает его во второй. Это

может свидетельствовать об общности взглядов на семью и образ семьи в восприятии студентов-дизайнеров и юристов. Согласно г-критерию Пирсона существует слабая и незначимая корреляция в результатах студентов-педагогов и студентов-экономистов (г=0,03), а также студентов-дизайнеров и студентов-юристов (г=0,11). Возможно, взгляды студентов-респондентов имеют некоторые общие черты, но значение этих черт не столь велико. По шкале «отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи» (методика «Измерение установок в семейной паре» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубровской полученные результаты представлены на рис. 2.

!□ Юноши □ Девушки

- - I I

I

преподавание в

Рис. 2. Дифференцированные группы юношей и девушек по шкале «отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи»

Небольшой процент студентов продемонстрировали склонность к традиционной роли женщины в семье (девушки-педагоги - 7,3%, юноши-дизайнеры

- 3,6% и девушки-дизайнеры - 28%, юноши-юристы

- 9,8% и девушки-юристы - 18,3%, юноши-экономисты - 2,4% и девушки-экономисты - 3,7%). Наименьший процент девушек-педагогов (3,7%) отметили склонность к нетрадиционному представлению о роли женщины в семье, в то же время юноши и девушки дизайнеры, юристы, экономисты не показали склонности к эгалитарному устройству семьи. Согласно, 1-критерию Стьюдента, математическое ожидание в выборке студентов-педагогов не превышает ожидания в выборке студентов-экономистов и составляет (1=1,61). Взгляды на различные аспекты семьи у студентов педагогов и экономистов в большей степени совпадают. Также по шкале «Отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи» математическое ожидание в выборке студентов-дизайнеров не превышает ожидания в выборке студентов-юристов и составляет (1=1,17). Скорее, это свидетельствует о совпадении взглядов на различные аспекты семьи у юношей и девушек дизайнеров и юристов. По г-критерию Пирсона значимая корреляция в результатах между педагогами и экономистами (г=0,82), а также слабая, но значимая корреляция между дизайнерами и юристами (г=0,22). Отсюда, взгляды на различные аспекты семьи в группах респондентов в большей степени взаимозависимы и совпадают между собой.

По шкале «Отношение к жизни в родительской семье» (тест Т. Шрайбера «Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье») получены следующие результаты (рис. 3).

Низкий коэффициент по отношению к жизни в родительской семье представлен в меньшей степени

(юноши-дизайнеры - 0,8% и 14,6% - девушки-дизайнеры, юноши-юристы - 4,9% и девушки-юристы - 8,5%, у девушек-педагогов юношей и девушек-экономистов низких значений не оказалось.

|шЮноши □ Девушки |

1 1 1

1 1 1 1

т п г!

Низкий | Средний | Высокий преподавание в начальных: Низкий | Сред ий | Высокий Низкий | Средний | Высокий право Низкий | Средний | Высокий

Рис. 3. Дифференцированные группы юношей и девушек по шкале отношение к жизни в родительской семье

Подавляющее большинство респондентов показали средние значения коэффициента отношения к жизни в родительской семье. Высокие значения по отношению к жизни в родительской семье были отмечены лишь у девушек-дизайнеров - 0,8%, юношей-юристов - 2,4%. Обработка результатов с помощью 1-критерия Стьюдента по шкале «Отношение к жизни в родительской семье» показала, что математическое ожидание в выборке студентов-педагогов превышает ожидания в выборке студентов-экономистов (1=2,44) и одновременно не превышает ожидания в выборке студентов-юристов (1=-0,21). Согласно г-критерию Пирсона, существует слабая, высокая тенденция достоверности в результатах между педагогами и экономистами (г=0,26) и слабая незначимая корреляция между дизайнерами и юристами (г=-0,21). Полученные статистические данные свидетельствуют о том, что у студентов-педагогов достоверно более положительное отношение к родителям, чем у экономистов, в то же время дизайнеры и юристы в одинаковой степени относятся к жизни в родительской семье.

Интересные результаты получены в результате обработки материалов сочинения «Моя будущая семья» (рис. 4, 5, 6, 7), которые представлены на рисунках в зависимости от принадлежности к получаемой профессии.

[□ Юноши "0" □ Юноши "1" □ Юноши "2" □ Юноши "3" □ Девушки "0" □ Девушки "1" □ Девушки "2" ■ Девушки "3" |

I I. I

Представление о будущей

Степень сформирование представлений

Рис. 4. Дифференцированные группы девушек-педагогов по отношению к образу семьи

По шкале «Число членов семьи» большинство респондентов либо затруднились ответить (0,8%), либо отметили 1-2 детей как желаемых (13,4%), ни один респондент не хотел бы иметь детей или отметил более 2-х детей. Угловое преобразование Фишера показало, что у числа респондентов педагогов желаемое количество детей в семье не превышает

ожидаемого так же как и у студентов-экономистов (ф*=0,59; р=0,10). По шкале «Представление о будущей семье» 3,7% респондентов ничего не отметили, 8,5% считают, что в семье должно быть взаимопонимание, любовь и счастье, 0,8% отметили такие категории как поддержка, уважение и 0,8% - более материальные категории. Одновременно у студентов-педагогов и экономистов представления о будущей семье совпадают (ф*=0,21; р=0,10). По шкале «Образ семьи» 3,7% респондентов затруднились с ответом, 7,3% респондентов отметили эмоциональный компонент как самый важный в семье, 0,8% -компонент финансового благополучия и 2,4% респондентов выбрали иные ответы (н-р, воспитание детей). Также у респондентов-педагогов образ семьи не превышает ожидаемого у студентов-экономистов (ф*=1,1; р=0,10). По шкале «Степень сформирован-ности представлений» 0,8% респондентов показали несформированность представлений о будущей семье, 8,5% респондентов показали слабую сформи-рованность представлений о будущей семье, 2,4% -среднюю сформированность и 2,4% - четкую сфор-мированность. Использование и-критерия Манна-Уитни. и-критерий Манна-Уитни (и=22,5) показало, что группа студентов-педагогов не превосходит группу студентов-экономистов по уровню сформи-рованности представлений.

|рЮноши "0" □ Юноши "1" □ Юноши "2" □ Юноши "3" □ Девушки "0" □ Девушки "1" □ Девушки "2" ИДевушки "3"~|

В ^ ^ I- ^ 5 к

Число членов семьи Представление о будущей Сбраз семьи Степень сформированное™

семье представлений

Рис. 5. Дифференцированные группы юношей и девушек-дизайнеров по отношению к образу семьи

По шкале «Число членов семьи» юноши-дизайнеры (3,7%) и девушки-дизайнеры (14,6%) затруднились ответить, 1-2 детей хотели бы иметь 0,8% юношей-дизайнеров и 20,7% девушек-дизайнеров, отметили желаемое количество более 2-х детей 0,8% юношей-дизайнеров и девушек, не хотели бы в принципе иметь детей 2,4% девушек. Статистическая обработка материала позволила выявить, что у числа респондентов дизайнеров желаемое количество детей в семье превышает ожидаемое у студентов-юристов (ф*=2,12; р=0,01). По шкале «Представление о будущей семье» 3,7% юношей-дизайнеров и 13,4% ничего не отметили, а 0,8% юношей и 14,6% девушек выбрали категории взаимопонимание, счастье, любовь, 0,8% и 6,1% - юношей и девушек - поддержка, досуг, а 4,9% девушек выбрали вариант как власть. В данном случае можно отметить, что у дизайнеров и юристов представления о будущей семье совпадают (ф*=0,06; р=0,10). По шкале «Образ семьи» 3,7% юношей-дизайнеров и 17,1% девушек затруднились с ответом, 0,8% юношей и 13,4% выбрали эмоциональную составляющую как важную в семье, в свою очередь 0,8% юношей и 6,1% девушек выбрали категорию финансового благополучия и 2,4% девушек отметили ста-

тусные компоненты семьи. Отсюда, у студентов-дизайнеров образ семьи не превышает ожидаемого у студентов-юристов (ф*=0,68; р=0,10). По шкале «Степень сформированности представлений» 2,4% юношей и 7,3% девушек показали несформирован-ность представлений о будущей семье, 3,7% юношей и 19,5% девушек слабую сформированность и 12,2% девушек показали среднюю сформирован-ность соответственно. Таким образом, степень сформированности представлений о семье студентов-дизайнеров не превышает степени представлений у студентов-юристов (ф*= 1,19; р=0,10).

и девушек-юристов по отношению к образу семьи

По шкале «Число членов семьи» юноши (3,7%) и девушки-юристы (0,8%) затруднились ответить, 12 детей хотели бы иметь 4,9% юношей и 14,6% девушек-юристов, отметили желаемое количество более 2-х детей 2,4% юношей-юристов и 4,9% девушек-юристов, не хотели бы в принципе иметь детей 2,4% девушек. По шкале «Представление о будущей семье» 8,5% юношей-юристов и 4,9% ничего не ответили, а 0,8% юношей и 17,1% девушек выбрали категории взаимопонимание, счастье, любовь и 0,8% юношей и девушек выбрали власть. По шкале «Образ семьи» 8,5% юношей-юристов и 3,7% девушек затруднились с ответом, 0,8% юношей и 18,3% выбрали эмоциональную составляющую как важную в семье, в свою очередь, 0,8% юношей отметили статусные компоненты семьи.

[□Юноши "0" □ Юноши "1" □ Юноши "2" □ Юноши "3" □ Девушки "0" □ Девушки "1" □ Девушки "2" ■ Девушки "3" |

4 -|

3,5--■-■-■-■-

3--- - - -

2,5--- - -=- -

2--- - - - -

1,5--- - -11- -

1--- - - - -

Число членов семьи Представление о будущей Образ семьи Степень сформированности

семье представлений

Рис. 7. Дифференцированные группы юношей и девушек-экономистов по отношению к образу семьи

По шкале «Степень сформированности представлений» 2,4% юношей и 0,8% девушек показали несформированность представлений о будущей семье, 8,5% юношей и 9,8% девушек слабую сформи-рованность, а 4,9% и 7,3% девушек показали среднюю и четкую сформированность соответственно.

По шкале «Число членов семьи» юноши-экономисты либо затруднились ответить (0,8%), либо отметили 1-2 детей как желаемых (0,8%). Девушки-экономисты (3,7%) хотели бы иметь только 1-2 детей. По шкале «Представление о будущей семье» 0,8% юношей-экономистов ничего не отметили или выбрали категории взаимопонимание, счастье, любовь, 3,7% девушек-экономистов считают, что в

семье должно быть взаимопонимание, любовь и счастье. По шкале «Образ семьи» 0,8% юношей-экономистов затруднились с ответом или выбрали эмоциональную составляющую, в свою очередь 3,7% девушек-экономистов отметили эмоциональный компонент как самый важный в семье. По шкале «Степень сформированности представлений» 2,4% юношей и 3,7% девушек показали слабую сформированность представлений о будущей семье. Мы провели анализ выборки по признаку влияния типа поселения на образ семьи при помощи ф*-критерия Фишера и он показал, что только у юношей и девушек дизайнеров (ф*=2,336; р=0) существует зависимость между образом семьи и типом поселения.

Также мы проанализировали респондентов по признаку влияния типа семьи на образ семьи: есть определенная корреляция между результатами юношей и девушек-юристов (ф*=1,653; р=0,04), выросших и живущих в полных семьях. Результаты таковы, что только в группе студентов-юристов наблюдается зависимость между особенностями родительской семьи и образа будущей семьи респондентов.

Таким образом, согласно результатам, полученным в эмпирическом исследовании, можно утверждать, что у студентов отсутствуют четко сформированные цели в жизни. И в то же время они воспринимают жизнь и все ее аспекты как интересную и эмоционально насыщенную. Как правило, не задумываются о результативности своей жизни и о том, как их действия отражаются на жизни. Общий анализ групп респондентов показал, что рефлексия большинства из них носит несистемный и ситуативный характер.

В целом все респонденты нейтрально относятся к людям. Юноши-дизайнеры больше склонны к получению удовольствия от отношений, а девушки-дизайнеры, педагоги и экономисты нейтрально относятся к альтернативе между чувством долга и удовольствием. У всех респондентов присутствует нейтральное отношение к детям.

Студенты всех групп более склонны к взаимозависимости в семье и подавляющее большинство из них нейтрально относятся к разводам. Все респонденты позитивно относятся к любви романтического типа и предпочли бы патриархальный уклад в семье.

Важным, на наш взгляд, результатом является позитивное отношение к жизни в родительской семье у всех групп респондентов.

Существенным результатом является желание большинства будущих педагогов иметь 1-2 детей, партнерские отношения с мужем, строящиеся на взаимопонимании и благоприятной эмоциональной атмосфере в семье. Подобные представления о семье, но в меньшем количестве, выявлены у студентов-экономистов. Респонденты-дизайнеры давали в большей степени крайние варианты ответов. Большинство из них представляют свою семью без детей, либо с двумя детьми, направлены на партнерские отношения. Заметим, что и юноши, и девушки

в большей степени нацелены на построение карьеры, нежели на создание семьи. Все студенты-дизайнеры особое внимание обращают на рекреационную функцию семьи. Студенты-юристы хотели бы иметь более двух детей в семье, направлены на традиционное распределение ролей в семье и так же, как педагоги, обращают большое внимание на эмоциональную атмосферу семьи. Заметим, что подавляющее большинство всех респондентов обращают внимание на важность взаимопонимания между супругами. Незначительная часть респондентов указали на важность связи с ближайшими родственниками. Возможно, причиной тому является большое распространение нуклеарных семей.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов показал, что студенты-педагоги в большей степени демонстрируют сформированный образ семьи, за ними следуют студенты юристы, затем студенты-экономисты и завершают студенты-дизайнеры. Объединяющим у студентов-педагогов и экономистов является значимость для них эмоциональной составляющей в семье. В образе семьи будущих дизайнеров в большей степени, чем у других групп респондентов, представлено желание получения от будущей семьи помощи в карьере. Для студентов-юристов важны статусные атрибуты семьи (машина, квартира и т.д.). Такое распределение результатов может быть связано с тем, что в программе обучения педагогов присутствуют занятия психолого-педагогического цикла, в том числе по психологии семьи и семейного консультирования. Но, тем не менее, у всех групп респондентов рефлексивные навыки слабо сформированы. Качественный и количественный анализ показали, что у подавляющего большинства респондентов образ семьи либо не сформирован, либо слабо сформирован, что подтверждает актуальность нашего исследования.

Полученные данные позволяют разрабатывать интегративно-дифференцированные программы развития образа семьи у студентов разного пола и различных специальностей. В частности, речь может идти о формировании у студентов ценностного отношения к семье с помощью психологических тренингов [8], учитывая при этом инновационный по-

Воронежский государственный университет

тенциал современного преподавателя, специалиста и студента [1, 3, 6]. Такой подход будет способствовать созданию конструктивного образа семьи у студентов.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект 14-16-36004а(р)

Литература

1. Абдалина, Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / А. В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - Т. 9. -№3.2. - 2013. - С.131-134.

2. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М. : МГУ, 1987.

- 120 с.

3. Вьюнова, Н.И. Педагогическая идея в профессиональной деятельности преподавателя : психологический взгляд [Текст] / Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 145-148.

4. Голев С. В. Психология семьи. Методики и тесты / С.В. Голев, О.С. Голева. - Херсон, 2010. - 103 с.

5. Зыкова Н.Ю. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / Н.Ю. Зыкова, О.С. Лапкова, Ю.Г. Хлоповских. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2008. - 81 с.

6. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного воспитания личности [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Т. 9. - № 3.2. - С. 75-79.

7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненные ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.

8. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений / Т.М. Трапезникова. - Л. : ЛГУ, 1988.

- 80 с.

9. Уварова Н.Н. Современное студенчество и его ценностное отношение к семье / Н.Н. Уварова // Прикладная психология и психоанализ : электронное периодическое научное издание. - 2012. - №3. -(http://www.ppip.idnk.ru/index.php7op1i on=com_content&view=aгticle&id=292&Itemid=20).

STUDY OF PECULIARITIES OF THE IMAGE OF THE FAMILY COLLEGE STUDENTS:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIFFERENTIATION SPECIALTY AND SEX

N.I. Vjunova, V.J.u. Plotnikova

This article is devoted to the study of peculiarities of the image of the family in students aged 17-18 secondary education institutions. The article provides a complex of automotive technician

Key words: the image of family, psychology of the family, the educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.