Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ ФИТНЕС-КЛУБОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ ФИТНЕС-КЛУБОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-КЛУБ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пешкова Наталья Виллиевна, Базилевич Марина Владимировна, Сальшин Денис Петрович

В статье представлены результаты исследования, посвященные анализу деятельности фитнес-клуба и целевой направленности его посещения у клиентов. На основании полученных данных был разработан комплекс организационно-стимулирующих мероприятий, необходимых для мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности занимающихся в фитнес-клубе.Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: 1) анкетирование клиентов фитнес-клуба (всего 107 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет). Для сбора информации был использован специально разработанный опросный лист, включающий открытые и закрытые варианты вопросов. Анкетирование проводилось дистанционно с использованием Google-формы; 2) анализ статистики деятельности фитнес-клуба - проанализирована динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х (г. Сургут) за период с 2018 г. по 2021 г. Проведен качественный и количественный анализ по временным периодам, полу и возрасту занимающихся.Было выявлено, что услуги фитнес-клуба наиболее востребованы клиентами в весеннее время года, наибольшая загруженность по месяцам наблюдается в апреле, пиковая по времени суток приходится на вечернее время с 18:00 до 20:00. Наименее загруженными часами для тренировок является временной период с 14:00 до 17:00.Таким образом, при разработке комплекса организационно-стимулирующих мероприятий по мотивации клиентов фитнес-клубов должны в обязательном порядке учитываться десинхронность посещения тренировок в различные временные периоды года и часы суток, предпочтения занимающихся по гендерному признаку. Также важное значение имеет учет ведущих тенденций в фитнес-индустрии в целом, и изменения запросов клиентов в различных аспектах организации здорового и активного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пешкова Наталья Виллиевна, Базилевич Марина Владимировна, Сальшин Денис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF FITNESS AND HEALTH ACTIVITIES MOTIVATION IN FITNESS CLUB CLIENTS

The article presents the results of the research devoted to the analysis of a fitness club activity and the aim of its attendance by clients. Based on the data received, a complex of organizational and promotional events were arranged to inspire fitness club clients for physical and health activities.Both theoretical and practical methods were used to achieve the set aims and objectives. 1. A questionnaire survey of fitness club clients. A total of 107 respondents aged from 16 to 65 years old were inter-viewed. A specifically developed questionnaire with open and closed-end questions was used to collect information. The survey was conducted remotely using a Google-form. 2. The dynamics of one of Surgut fitness club clients’ activity was analyzed for the period of 2018-2021. Time of attendance, gender and age of clients were analyzed from the quantitative and qualitative points of view.It was found out that fitness club services are of the highest demand among its clients in spring. The highest monthly workload is observed in April and the highest daily workload is from 18:00 to 20:00. The least busy time is from 14:00 to 17:00. Therefore, when planning and arranging a complex of organizational and promotional events to inspire fitness club clients for physical and health activities, time and gender preferences of clients should be taken into account. Leading trends in the fitness industry in general as well as changes in clients’ demand for different aspects of a healthy and active way of life are also of a value.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ ФИТНЕС-КЛУБОВ»

Научная статья УДК 796:613

ёо1: 10.34822/2312-377Х-2022-2-71-78

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ ФИТНЕС-КЛУБОВ*

Наталья Виллиевна Пешкова1^, Марина Владимировна Базилевич2, Денис Петрович Сальшин3

1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 2Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия 1ре8Ько\а nv@surgU.rU3, http://orchid.org/0000-0002-0672-2130 2т. V. Ъazilevich@utmn. ги 3denis. sal99@yandex. ги

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященные анализу деятельности фитнес-клуба и целевой направленности его посещения у клиентов. На основании полученных данных был разработан комплекс организационно-стимулирующих мероприятий, необходимых для мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности занимающихся в фитнес-клубе.

Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: 1) анкетирование клиентов фитнес-клуба (всего 107 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет). Для сбора информации был использован специально разработанный опросный лист, включающий открытые и закрытые варианты вопросов. Анкетирование проводилось дистанционно с использованием Google-формы; 2) анализ статистики деятельности фитнес-клуба - проанализирована динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х (г. Сургут) за период с 2018 г. по 2021 г. Проведен качественный и количественный анализ по временным периодам, полу и возрасту занимающихся.

Было выявлено, что услуги фитнес-клуба наиболее востребованы клиентами в весеннее время года, наибольшая загруженность по месяцам наблюдается в апреле, пиковая по времени суток приходится на вечернее время с 18:00 до 20:00. Наименее загруженными часами для тренировок является временной период с 14:00 до 17:00.

Таким образом, при разработке комплекса организационно-стимулирующих мероприятий по мотивации клиентов фитнес-клубов должны в обязательном порядке учитываться десинхронность посещения тренировок в различные временные периоды года и часы суток, предпочтения занимающихся по гендерному признаку. Также важное значение имеет учет ведущих тенденций в фитнес-индустрии в целом, и изменения запросов клиентов в различных аспектах организации здорового и активного образа жизни.

Ключевые слова: фитнес-клуб, мотивация, физкультурно-оздоровительная деятельность, ор-ганизационно-стимулирующие мероприятия

Шифр специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка.

Для цитирования: Пешкова Н. В., Базилевич М. В., Сальшин Д. П. Исследование особенностей мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности клиентов фитнес-клубов // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2. С. 71-78. ВО! 10.34822/2312-377Х-2022-2-71-78.

* Опубликовано в авторской редакции.

Original article

SPECIFIC FEATURES OF FITNESS AND HEALTH ACTIVITIES MOTIVATION IN FITNESS CLUB CLIENTS

Natalia V. PeshkovaMarina V. Bazilevich2, Denis P. Salshin3

1Surgut State University, Surgut, Russia 2Tyumen State University, Tyumen, Russia

3Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia 1peshkova nv@surgu.ruhttp://orchid.org/0000-0002-0672-2130 2m.v.bazilevich@utmn.ru 3denis.sal99@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of the research devoted to the analysis of a fitness club activity and the aim of its attendance by clients. Based on the data received, a complex of organizational and promotional events were arranged to inspire fitness club clients for physical and health activities.

Both theoretical and practical methods were used to achieve the set aims and objectives. 1. A questionnaire survey of fitness club clients. A total of 107 respondents aged from 16 to 65 years old were interviewed. A specifically developed questionnaire with open and closed-end questions was used to collect information. The survey was conducted remotely using a Google-form. 2. The dynamics of one of Surgut fitness club clients' activity was analyzed for the period of 2018-2021. Time of attendance, gender and age of clients were analyzed from the quantitative and qualitative points of view.

It was found out that fitness club services are of the highest demand among its clients in spring. The highest monthly workload is observed in April and the highest daily workload is from 18:00 to 20:00. The least busy time is from 14:00 to 17:00. Therefore, when planning and arranging a complex of organizational and promotional events to inspire fitness club clients for physical and health activities, time and gender preferences of clients should be taken into account. Leading trends in the fitness industry in general as well as changes in clients' demand for different aspects of a healthy and active way of life are also of a value.

Keywords: fitness club, motivation, fitness and health activities, organizational and promotional events Code: 5.8.4. Physical Education and Professional Physical Training.

For citation: Peshkova N. V., Bazilevich M. V., Salshin D. P. Specific Features of Fitness and Health Activities Motivation in Fitness Club Clients // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2022. No. 2. P. 71-78. DOI 10.34822/2312-377X-2022-2-71-78.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существенный вклад в обеспечение разносторонней физической активности населения вносят фитнес-клубы, которые на сегодняшний день оснащены современными тренажерами и спортивным оборудованием, открывают новые направления в фитнесе, проводят фестивали и фит-нес-конвенции, организуют соревнования по мужскому и женскому культуризму, бодибилдингу и др. [1, 2].

Считается, что фитнес в нашей стране получил развитие в середине 90-х годов прошлого столетия. В 1993 г. начал работу первый фитнес-клуб под известным брендом «World Class», в котором применялось

не только оборудование для силовых тренировок, но и были организованы занятия по различным видам физической активности, таким как плавание, теннис, аэробика, бокс, танцы и др. В качестве основной идеи развития фитнес-индустрии стало привлечение большего числа населения к активному и здоровому образу жизни [3-6]. Далее фитнес стал активно развиваться, появились различные спортивные площадки, места на стадионах для занятий физическими упражнениями.

На сегодняшний день фитнес доступен для различных возрастных категорий населения, на физкультурно-оздоровительных занятиях учитываются как индивидуальные особенности, так и целевая направленность

тренировок занимающихся [7]. В тоже время следует отметить, что в большинстве случаев фитнес-клуб - это частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых зависит от мотивационных программ, которые они предлагают своим клиентам. В связи с этим актуальна проблема соотнесения организации работы фитнес-клуба с интересами и потребностями целевой аудитории [8-11].

Цель исследования - экспериментально обосновать комплекс организационно-стиму-лирующих мероприятий, необходимых для мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности клиентов фитнес-клубов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе проведенного исследования были использованы следующие методы:

- анкетирование клиентов фитнес-клуба. Всего было опрошено 107 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет (67 девушек, 40 мужчин). Более 70% респондентов указали основной вид деятельности - работа, 20% - учеба в университете. Опрошенные имели стаж занятий в фитнесе-клубах от 1 месяца до 8 лет (большинство занимались 2-3 раза в неделю). Для сбора информации был использован специально разработанный опросный лист, включающий открытые и закрытые варианты во-

просов. Анкетирование проводилось дистанционно с использованием Google-формы. Полученные результаты позволили выявить ключевые тенденции в мотивах оздоровительных тренировок у клиентов фитнес-клуба Х;

- анализ статистики деятельности фитнес-клуба. Рассматривалась динамика посещения клиентами фитнес-клуба Х за период 20182021 гг. (г. Сургут). Проведен качественный и количественный анализ по временным периодам, полу и возрасту занимающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе проведенного анализа посещаемости клиентов фитнес-клуба Х было выявлено, что в 2019 году наблюдался её значительный прирост. За год занимающиеся посетили фитнес-клуб более 155000 раз, что на 7000 больше по сравнению с 2018 г. (рис. 1).

В 2020 г. фитнес-клуб приостановил свою работу на 5 месяцев в связи с пандемией COVГО-19, однако следует отметить, что после его открытия клиенты вновь активно включились в физкультурно-спортивную деятельность. В сентябре и декабре 2020 г. наблюдалось существенное увеличение количества посещений, которое превысило численность двух предыдущих лет, с января по март 2021 г. также зафиксировано их увеличение по сравнению с предыдущими годами.

17000 16000 15000 14000 13000 12000 11000 10000 9000

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Рис. 1. Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х в период 2018-2021 гг.

Примечание: составлено авторами.

Таким образом было установлено, что ежегодно с января посещаемость фитнес-клуба возрастает и достигает максимума к маю, что обуславливается активной подготовкой клиентов к летнему сезону. С начала июня загруженность клуба падает на 5 000-7 000 посещений, в связи с периодом отпусков и возможностью заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью на открытом воздухе.

На рис. 2, 3 представлена динамика посещения клиентами фитнес-клуба с учетом пола занимающихся. Результаты статистики за 2019 г. свидетельствуют о том, что мужчины

более активны по сравнению с женщинами. В то же время в 2020 г. после снятия ограничений, связанных с пандемией, численность женщин в залах стала больше. В 2021 г. до начала апреля посещаемость фитнес-клуба была высокой, затем резко снизилась, возможно, это было обусловлено ранней теплой весной, и занимающиеся предпочли активный отдых на природе и пешие прогулки.

Обобщая данные, представленные на рис. 2, 3 следует отметить, что как мужчины, так и женщины, активно занимаются в фитнес-клубе с февраля по май, и далее приступают к тренировкам начиная с сентября.

9500

7500

5500

3500

1500

7300

6224 6222

5106 4706

¡9

^ У У / * ✓ ✓ ^ ^ У .У У

2019

2020

2021

Рис. 2. Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х в 2019-2021 гг. (женщины)

Примечание: составлено авторами.

Рис. 3. Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х в 2019-2021 гг. (мужчины)

Примечание: составлено авторами.

Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х по времени суток представлена на рис. 4.

Следует отметить, что пиковая загруженность фитнес-клуба приходится на временной промежуток с 19:00 до 21:00, единовременно в клубе занимаются около 200 чело-

век, часть клиентов свыше 100 человек посещают тренировки с утра в период с 8:00 до 11:00. Наименьшая загруженность фит-нес-клуба приходится на временной промежуток с 15:00 до 17:00, когда численность занимающихся падает до 30 человек.

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

6:00 7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00 19:00 20:00 21:00 22:00 23:00

Рис. 4. Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х по времени суток

Примечание: составлено авторами.

На рис. 5 обозначена динамика посещений клиентами фитнес-клуба по дням недели (апрель - наиболее загруженный месяц,

август - отмечается наименьшее количество посещений).

Рис. 5. Динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х по дням недели

Примечание: составлено авторами.

По результатам статистических данных, представленных на рис. 5 можно констатировать, что наблюдается явно выраженная активность клиентов с понедельника по среду, с четверга по воскресенье в клубе происходит существенное снижение посещаемости. Как в апреле, так и августе тенденция численности занимающихся сохраняется. Считаем,

что такой график посещений фитнес-клуба у многих занимающихся связан с реализацией сплит-программ, которые предусматривают тренировки по системе «понедельник, среда, пятница» с восстановлением от 48 до 72 часов.

Результаты опроса клиентов фитнес-клуба Х представлены на рис. 6-8.

Снятие стресса Общение с друзьями Коррекция телосложения "Борьба" с лишним весом

Улучшение силовых показателей

Поддержание здоровья и функциональности организма

0,0

5,0

10,0

15,0

1 1 13,5

3, 5

152

11,7

24,8

20,0

25,0

31,3

30,0

35,0

Рис. 6. Процентное соотношение вариантов ответов на вопрос: «Какая основная цель Ваших занятий в фитнес-клубе?»

Примечание: составлено авторами.

Следует отметить, что среди обозначенных вариантов ответов в первую тройку вошли: поддержание здоровья и функциональности организма, коррекция телосложения и «борьба» с лишним весом, что являет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся отражением в большей степени рекреационной направленности занятий.

Данные, представленные на рис. 7, свидетельствуют о том, что большинство клиентов фитнес-клуба удовлетворены его деятельностью.

Рис. 7. Процентное соотношение вариантов ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас комплекс предоставляемых фитнес-клубом услуг?»

Примечание: составлено авторами.

В качестве пожеланий по улучшению качества оказываемых услуг респонденты указали: добавить в сетку групповых занятий направления по кор-танцам; повысить количество танцевальных программ; йогу и занятие по стретчингу проводить во временной период с 13:00 до 18:00 часов; увеличить количество групповых бесплатных тренировок; ввести систему скидок на абонементы

для родителей и детей; добавить тренировки на открытом воздухе; разрешить доступ в тренажерный зал детям с 14 лет.

Среди наиболее интересных проектов, которые уже реализуются фитнес-клубом клиенты указали «проекты по коррекции фигуры», что в полной мере соответствует выявленной и представленной ранее целевой направленности занятий (рис. 8).

Рис. 8. Процентное соотношение вариантов ответов на вопрос: «Какие проекты, реализуемые фитнес-клубом наиболее востребованы Вами?»

Примечание: составлено авторами.

Детские направления Проекты по коррекции фигуры Соревнования

■ 2,5

12,7

-

0,0

10,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

На основании проведенного опроса и анализа статистической информации для фитнес-клуба Х был разработан комплекс организа-ционно-стимулирующих мероприятий по мо-

тивации физкультурно-оздоровительной деятельности клиентов фитнес-клуба для обеспечения его большей загруженности в менее востребованные периоды работы (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс организационно-стимулирующих мероприятий по мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности клиентов фитнес-клуба Х

Оплачиваемые услуги 1. Снизить стоимость персональных тренировок в дневное время. 2. Сформировать различные клубные карты на временной промежуток с 13:00-17:00 для школьников, студентов, беременных женщин и иных категорий населения по сниженной стоимости

Организация фитнес-проектов и программ 1. Организовать фитнес-проекты по снижению веса во временной промежуток с 13:00-17:00, предусматривающие получение ценного приза. 2. Организовать в летнее время года фитнес-лагерь дневного пребывания для детей. 3. Проводить соревнования по различным видам спорта. 4. Организовать в дневное время фитнес-проекты, мастер-классы по приготовлению правильного питания. 5. Проводить мастер-классы по повышению уровня компетенций клиентов в вопросах организации физкультурно-оздоровительных занятий различной целевой направленности

Организация тренировочного процесса 1. Добавить в сетку групповых занятий тренировочные программы в дневное время. 2. Организовать «уникальные» тренировки, проведение которых будет осуществляться только в дневное время

Рекламные услуги Разработать ряд рекламных программ под выгодное акционное предложение карты на время посещения с 14:00 до 17:00 часов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования было выявлено, что услуги фитнес-клуба наиболее востребованы клиентами в весеннее время года, наибольшая загруженность по месяцам наблюдается в апреле, пиковая по времени суток приходится на вечернее время с 18:00 до 20:00. Наименее загруженными часами для тренировок является временной период с 14:00 до 17:00.

На основании данных, полученных в процессе исследовательской работы было сдела-

но заключение, что при разработке комплекса организационно-стимулирующих мероприятий по мотивации клиентов фитнес-клубов должны в обязательном порядке учитываться десинхронность посещения тренировок в различные временные периоды года и часы суток, предпочтения занимающихся по гендер-ному признаку. Также важное значение имеет учет ведущих тенденций в фитнес-индустрии в целом и изменения запросов клиентов в различных аспектах организации здорового и активного образа жизни.

Список источников

1. Ериков В. М., Пунякин А. К., Левин П. В. Характеристика фитнес-индустрии в России и основных направлений современного фитнеса // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 3. С. 208-214.

2. Тарасенко А. А., Осик В. И., Лызарь О. Г., Воеводина С. С., Гусева И. И. Современные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере фитнеса // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2014. № 3. С. 71-76.

3. Голубева С. Е. Немного о фитнесе: история возникновения и развития // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 4-2. С. 49-51.

4. Корогодина Е. А. История развития фитнес-индустрии в России // Региональный вестник. 2019. № 23(38). С. 52-54.

5. Лисицкая Т. С. История фитнеса. Как все начиналось. URL: http://fitimage.ru/extra/iitnesshistory.html (дата обращения: 25.02.2022).

6. Сайкина Е. Г. Исторические этапы развития фитнеса и его идеология // Фитнес: теория и практика. 2013. № 1. URL: fitness.esrae.ru/2-4 (дата обращения: 18.02.2022).

7. Уколова И. В. Социологические аспекты фитнес движения в России // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 3. С. 251-261.

8. Енченко И. В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. № 2. С. 33-38.

9. Комарова А. В., Соломинская Н. Н. Исследование эффективности современных фитнес-систем // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15-1. С. 115-119.

10. Краснов Е. В., Воробьев А. И. Структура и динамика доходов фитнес-клуба от продажи клубных карт // Теория и практика физической культуры. 2015. № 3. С. 38-40.

11. Половиткин А. Ю. Инвестиционная привлекательность фитнес-клуба как предприятия соци-альнокультурной сферы // Дайджест-финансы. 2005. № 12 (132). С. 34-42.

Информация об авторах

Н. В. Пешкова - доктор педагогических наук,

доцент.

М. В. Базилевич - кандидат педагогических наук. Д. П. Сальшин - магистрант.

References

1. Erikov V. M., Puniakin A. K., Levin P. V. Characteristics of the fitness industry in Russia and the main directions of modern fitness // Current directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. 2013. No 3. P. 208-214. (In Russian).

2. Tarasenko A. A., Osik V. I., Lyzar O. G., Voevodina S. S., Guseva I. I. Modern problems of sports and recreational activities in the field of fitness // Physical education, sport - science and practice. 2014. No 3. P. 71-76. (In Russian).

3. Golubeva S. E. Nemnogo o fitnese: istoriia voz-niknoveniia i razvitiia // Novaia nauka: Ot idei k re-zultatu. 2016. No. 4-2. P. 49-51. (In Russian).

4. Korogodina E. A. Istoriia razvitiia fitnes-industrii v Rossii // Regionalnyi vestnik. 2019. No. 23(38). P. 52-54. (In Russian).

5. Lisitskaia T. S. Istoriia fitnesa. Kak vse nachinalos. URL: http://fitimage.ru/extra/fitnesshistory.html (accessed: 25.02.2022). (In Russian).

6. Saikina E. G. Istoricheskie etapy razvitiia fitnesa i ego ideologiia // Fitnes: teoriia i praktika. 2013. No. 1. URL: ftness.esrae.ru/2-4 (accessed: 18.02.2022). (In Russian).

7. Ukolova I. V. Sotsiologicheskie aspekty fitnes dvizheniia v Rossii // Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev. 2009. No. 3. P. 251-261. (In Russian).

8. Enchenko I. V. Analysis of the attractiveness of physical education and sport sphere among the population // Physical education, sport - science and practice. 2013. No 2. P. 33-38. (In Russian).

9. Komarova A. V., Solominskaya N. N. Study of the effectiveness of modern fitness systems // Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No 15-1. P. 115-119. (In Russian).

10. Krasnov E. V., Vorobyev A. I. Structure and flow of fitness club member card sales revenue // Teoriia i praktika fizicheskoi kultury. 2015. No 3. P. 38-40. (In Russian).

11. Polovitkin A. Yu. Polovitkin A. Iu. Investitsionnaia privlekatelnost fitnes-kluba kak predpriiatiia sotsi-alnokulturnoi sfery // Digest Finance. 2005. No. 12 (132). P. 34-42. (In Russian).

About the authors

Natalia V. Peshkova - Doctor of Sciences (Pedagogy),

Associate Professor.

Marina V. Bazilevich - Candidate of Sciences

(Pedagogy).

Denis P. Salshin - Graduate Student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.