10. Talhigova H.S. Metodicheskie rekomendacii k provedeniju obshhego fizicheskogo praktikuma [Methodical recommendations for a general physical workshop] / H.S. Talhigova //Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Integracionnye processy v nauke v sovremennyh uslovijah» [Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: "Integration processes in science in modern conditions"]. - Ufa: AJeTERNA. - 2016. - P. 143-145. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.004 Трофимова О.С.1, Тюнин А.А.2
1ORCID:0000-0002-3069-9591, кандидат педагогических наук, доцент, 2магистрант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИТНЕСОМ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В настоящей работе представлены результаты исследования мотивационной сферы женщин первого периода зрелого возраста, занимающихся оздоровительным фитнесом, рассмотрено их отношение к занятиям в сравнительном аспекте. Основным методом исследования явилось анкетирование: использовалась модифицированная анкета М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой». В исследовании приняли участие 57 женщин первого периода зрелого возраста (из них 30 - относящиеся к возрастному периоду от 21-25 лет и 27 человек - от 26-35 лет), посещающих занятия фитнесом в условиях фитнес-клуба «FORMAFITNESS» г. Краснодара, занимающихся более полугода. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать
об имеющемся сходстве и различии в проявлении мотивов и выделить для каждой возрастной группы наиболее актуальные, действенные, побуждающие к занятиям фитнесом и те, которые не оказывают заметного побуждающего влияния на двигательную активность.
Ключевые слова: женщины первого периода зрелого возраста; исследование; фитнес; мотивация.
Trofimova O.S.1, Tyunin A.A.2
10RCID:0000-0002-3069-9591, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2Student, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism MOTIVATION FOR FITNESS OF WOMEN OF THE FIRST PERIOD OF MATURE AGE
Abstract
In the present work the results of the research of motivational sphere of women of the first period of mature age, engaged in health fitness, are presented, their attitude to exercise in a comparative aspect is examined. The main method of research was the questionnaire: a modified M.M. Bezrukih questionnaire "Assessment of motivation for physical training" was used.
The study involved 57 women of the first period of mature age (30 of them are 21-25 years old and 27 are 26-35 years old), attending fitness classes in the fitness club 'FORMAFITNESS' in Krasnodar during more than six months.
The results of the conducted research allow us to state about the similarity and difference in the manifestation of motives and to allocate for each age group the most relevant, effective inducements for fitness and those that do not exert a noticeable stimulating influence on motor activity.
Keywords: women of the first period of mature age; study; fitness; motivation.
На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики в РФ является формирования и сохранение здоровья населения [4], [9]. Значительный интерес государства к данному вопросу связан с данными о снижении уровня здоровья населения и не соблюдение основных положений здорового образа жизни. Как считают многие авторы [2], [4], [7], причинами из-за которых люди не придают важность ведению здорового образа жизни является недостаточная мотивация. Этот факт требует принятия ряда мер, предусматривающих выявление и создание условий для реализации мотивов оздоровительной деятельности, привлечение населения к регулярным занятиям физическими упражнениями [7], [10]. Мотивация, которая представляет осознанную причину активности, направленную на достижение поставленной цели и имеет первоочередное значение для организации физкультурно-оздровительной деятельности [6]. Мотивация (от лат. movere) - это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, активность, организованность, устойчивость. Это способность человека длительно удовлетворять свои потребности [5].
Систематические занятия фитнесом становятся все более необходимым составляющим образа и стиля жизни каждого человека. Особо следует отметить значение системы научно обоснованных представлений о феномене физической активности человека, а также о его содержании и структуре, о закономерностях и особенностях формирования и реализации физической активности на разных этапах жизни. Одним из таких этапов является первый период зрелого возраста, который включает важный и значительный период в жизни человека. Согласно возрастной периодизации у женщин первый период зрелого возраста соответствует периоду жизни от 21 года до 35 лет, мы рассматриваем его с позиции от 21-25 лет и от 26-35 лет. Такая возрастная периодизация отражает уровень и динамику биологических процессов в организме человека. При этом, характер возрастных изменений морфофункциональных свойств человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности, которая при рациональной организации, в соответствие с возрастными особенностями, способна замедлить регресс организма, позволяя управлять процессом инволюционных изменений [1]. При организации занятий физическими упражнениями важным является учет мотивационной составляющей занимающихся, наряду с интересным содержанием проводимых занятий и деятельностью инструктора с его положительными личностными качествами.
Многие авторы утверждают, что положительное влияние на стабильность занятий фитнесом оказывают такие личностные факторы, как участие в фитнес программах, самомотивация, самооценка физического состояния [5], [8]. К ситуационным факторам, стимулирующим занятия, относится близкая расположенность фитнес-клуба от дома. Не менее значимыми являются такие организационные факторы как групповая форма занятий, личностные качества инструктора и выбор фитнес направления [3].
Целью исследования было определить отношение к фитнесу женщин первого периода зрелого возраста и какие мотивы имеют решающее значение для обеспечения систематичности занятий фитнесом.
Мы провели анкетирование среди посетительниц фитнес-клуба «FORMAFITNESS» г. Краснодара, имеющих стаж занятий более 6 месяцев. Большинство женщин, посещавших групповые формы занятий фитнесом и занимавшиеся в тренажерном зале отметили положительное месторасположение фитнес-клуба. Была применена модифицированная анкета М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой» предполагающая выставление количественной оценки (от одного - не согласие с утверждением, до пяти - полное согласие) утверждениям, характеризующим следующие мотивы: совершенствование фигуры, общение с друзьями, двигательная активность, соперничество, приобретение ЗУН, физкультурно-спортивные интересы, удовольствие от занятий, подражание, желание к победе, положительные эмоции.
Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.
В исследовании приняли участие 57 женщин первого периода зрелого возраста, из них 30 - относящиеся к возрастному периоду от 21-25 лет (1 группа) и 27 человек - от 26-35 лет (2 группа). 43% женщин, относящихся к 1 группе занимались фитнесом, 21% посещали бассейн, 36% тренажерный зал. Женщины 2 группы - 43% занимались в плавательном бассейне, 37% — фитнесом, 20% предпочли силовые тренировки. Сравнивая количественные показатели проявления изучаемых мотивов, обращает на себя внимание отсутствие достоверных различий в проявлении ряда мотивов у женщин первой и второй групп, являющихся значимыми как для первых, так и для вторых. Женщины второй группы, так же, как и первой, осознают значимость выполнения физических упражнений для повышения уровня собственного здоровья (4,48±0,9 и 4,81±0,5 соответственно). Совершенствование фигуры, возможность красиво двигаться является ведущим мотивом физкультурно-оздоровительных занятий у лиц женского пола. У первой группы показатель составил 4,65±0,7, а второй 4,31±0,8, женщины обеих групп получали удовольствие от занятий двигательной активностью. С утверждением «Занятия мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие» также согласилось большинство женщин (соответственно 4,31±0,8 и 4,62±0,9). Данные мотивы являются ведущими и побуждают к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста.
В отношении опыта можно отметить, что женщины лишь отчасти желают его накопить (соответственно 3,73±1,1 и 3,35±1,3) и не все из них считают, что занятия фитнесом позволяют получить жизненно необходимые знания и умения (3,93±0,9 у представительниц первой группы и 3,38±1,5 у второй).
Вместе с тем, было выявлено, что более молодые женщины предпочитают использовать средства фитнеса на досуге для рекреации, что позволяет им оставаться бодрыми и жизнерадостными (4,58±0,8), у женщин 2-го возраста этот показатель составил 4,01±1,0 (р>0,05).
Также для них значимым является возможность общения с друзьями во время занятий фитнесом 4,40±0,87 -первая группа и 3,73±1,3 - вторая группа, при р>0,05.
Таблица 1 - Оценка мотивов к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста (М ± т)
№ Мотивы 1 группа 2 группа Р
1 Значимость выполнения упражнений 4, 81±0,5 4, 48±0,9 >0,05
2 Совершенствование фигуры 4,65±0,7 4, 31±0,8 >0,05
3 Удовольствие от занятий 4, 31±0,8 4, 61±0,9 >0,05
4 Опыт 3, 73±1,1 3, 35±1,3 >0,05
5 Знания и умения 3, 93±0,9 3, 38±1,5 >0,05
6 Рекреация 4, 58±0,8 4, 01±1,0 >0,05
7 Общение с друзьями 4, 40±0,8 3, 73±1,3 >0,05
8 Желание к победе 4, 31±0,9 3, 27±1,4 <0,05
9 Подражание 3, 63±1,1 2, 12±1,2 <0,05
10 Интерес к фитнесу 3,23±1,3 4, 08±0,9 >0,05
11 Наличие игр 4,01±1,0 3,23±1,4 >0,05
12 Использование игр в досуге 4,13±0,8 3,54±1,1 >0,05
13 Соперничество 3,85±1,0 3,19±1,4 <0,05
Женщины первой группы в большей степени, чем их более зрелые оппоненты, участвуя в организуемых соревнованиях стремятся стать победителями (4,31±0,9 и 3,27±1,4 соответственно), при этом, несмотря на то, что желание стать победителем в состязаниях не является ведущим в проявлении мотивов, стимулирующих к занятиям физической культурой, у женщин 1-го зрелого возраста его проявление достоверно (р<0,05) выше, чем у женщин второй группы.
Аналогичная ситуация наблюдается в проявлении мотивов подражания. Если для более возрастных женщин желание заниматься физическими упражнениями только из-за того, что это модно и престижно является незначимым мотивом и его количественное проявление составило 2,12±1,2, для молодых женщин показатель составил 3,63±1,1, что достоверно больше. Молодые женщины в большей степени интересуются фитнесом (4,08±0,9), по сравнению с женщинами второй группы (3,23±1,3) при р>0,05.
На занятиях их привлекает наличие игр и развлечений (4,01±1,0) и (3,23±1,4) соответственно, а также систематическое использование этих средств в выходные дни и на досуге (4,13±0,8) и (3,54±1,1) при р>0,05. Для части молодых женщин важным является наличие элементов соперничества на занятиях (3,85±1,0), что достоверно больше, чем отношение к этому мотиву женщин второй группы (3,19±1,4).
Подводя итоги, можно предположить что, проведенное исследование разрешило выделить значимые и малозначимые мотивы к занятиям фитнесом женщин, учитывая, что при большинстве мотивов р>0,05, что позволит нам в дальнейшем проводить исследование, более эффективно организовывать занятия фитнесом, наполняя их соответствующим содержанием. Считаем, что необходимым должно стать применение средств фитнеса, имеющих высокий оздоровительный эффект и позволяющих добиться высоких результатов в коррекции фигуры.
Рекомендуется на занятиях фитнесом с женщинами более молодого возраста применять игровые средства, а также организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия с элементами состязательности. Для возрастного контингента второй группы использование соревновательной деятельности на занятиях нежелательно.
При оценке эффективности занятий фитнесом женщин первого периода зрелого возраста следует учитывать данные физического состояния организма, компонентного состава тела, а также уровня физкультурно-оздоровительной компетентности. Следовательно, проведенная работа позволяет более эффективно планировать и организовывать занятия в фитнес-клубе с женщинами первого периода зрелого возраста.
Список литературы / References
1. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич.-М.: Советский спорт, 2009. -220 с.
2. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В.В. Беляничева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2009. - 6 с.
3. Гиптенко А.В. Влияние фитнеса на уровень физического состояния женщин первого зрелого возраста / А.В. Гиптенко // Физическое воспитание студентов - 2009 -№1. - С. 13-15.
4. Кудяшев М.Н. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого периода зрелого
возраста в процессе занятий в фитнес-клубе: автореф. дис.....канд. пед. наук: 13.00.04/ М.Н. Кудяшев. - Набережные
челны, 2011. - 24с.
5. Сайкина Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса / Е.Г. Сайкина, Г.В. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 6-10.
6. Самоделкина Н.Д. Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами
комплексных оздоровительных технологий: дис.....канд. пед. наук: 13.00.04/ Н.Д. Самоделкина. - Челябинск, 2009. -
178с.
7. Тимофеева А.А. Влияние фитнеса на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой / Тимофеева А.А., Ивкина В.В. // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. -2017. С. 121-126.
8. Трофимова О.С. Влияние занятий фитнес-йогой на физическое состояние женщин 30-35 - летнего возраста / Трофимова О.С., Ончукова Е.И. // Научно-методический журнал - Физическая культура, спорт - наука и практика. г. Краснодар.- 2017. - №3. - С. 55-58.
9. Трофимова О.С. Применение средств Пилатеса на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста / Трофимова О.С. // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ (23-30 мая 2017г., г. Краснодар): - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - С. 198-200.
10. Phillips Ch. B., Edwards J. D., Andel R., Kilpatrick M. Daily Physical Activity and Cognitive Function Variability in Older Adults. Journal of Aging and Physical Activity, 2016, v. 24, no. 2.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Balsevich V. K. Ocherki po vozrastnoj kineziologii cheloveka [Essays on age kinesiology the person]. V. K. Balsevich. - Moscow, Soviet sport, 2009. 220 p. [in Russian]
2. Belyanicheva V.V. Formirovanie motivacii zanyatij fizicheskoj kulturoj u studentov [Formation of motivation of occupations physical culture at students] / V.V. Belyanicheva // Fizicheskaya kultura i sport: integraciya nauki i praktiki. vyp. 2. [Physical culture and sport: integration of science and practice. Issue 2. ] - Saratov: LLC Izdatelsky Nauka center, 2009. - 6 p. [in Russian]
3. Giptenko A.V. Vliyanie fitnesa na uroven fizicheskogo sostoyaniya zhenshhin pervogo zrelogo vozrasta [Influence of fitness on the level of a physical condition of women of the first mature age] /A.V. Giptenko// Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical training of students] - 2009-№1. - P. 13-15. [in Russian]
4. Kudyashev M.N. Formirovanie fizkulturno-ozdorovitelnoj motivacii u zhenshhin pervogo perioda zrelogo vozrasta v processe zanyatij v fitnes-klube [Formation of sports and improving motivation at women of the first period of mature age in the course of the occupations in fitness club]: abstract dis. ... of PhD in Pedagogy: 13.00.04/M.N. Kudyashev. - Naberezhnye Chelny, 2011. - 24 p. [in Russian]
5. Saykina E.G. Semanticheskie aspekty otdelnyx ponyatij v oblasti fitnesa [Semantic aspects of separate concepts of area of fitness] / E.G. Saykina, G.V. Ponomarev// Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture]. -2011. - №. 8. - P. 6-10. [in Russian]
6. Samodelkina N.D. Formirovanie celostnogo otnosheniya zhenshhin k svoemu zdorovyu sredstvami kompleksnyx ozdorovitelnyx texnologij [Formation of the complete attitude of women towards the health means of complex improving technologies]: dis.....of PhD in Pedagogy: 13.00.04 / N.D. Samodelkina. - Chelyabinsk, 2009. - 178 p. [in Russian]
7. Timofeeva A.A. Vliyanie fitnesa na formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kulturoj [Influence of fitness on formation of motivation of students to occupations physical culture] / A.A. Timofeeva, V.V. Ivkina // V sbornike:
fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov materialy studencheskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej I.T. Nasretdinova [In the collection: Physical training and student's sport eyes of students Materials of a student's interuniversity scientific and practical conference. Under I.T. Nasretdinov's edition]. -2017. P. 121-126. [in Russian]
8. Trofimova O.S. Vliyanie zanyatij fitnes-jogoj na fizicheskoe sostoyanie zhenshhin 30-35 - letnego vozrasta [Influence of occupations fitness yoga on a physical condition of women 30-35 - summer age] / O.S. Trofimova, E.I. Onchukova // Nauchno-metodicheskij zhurnal - fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. g. Krasnodar [The scientific and methodical magazine - Physical culture, sport - science and practice. Krasnodar]. - 2017.-№ 3. - P. 55-58. [in Russian]
9. Trofimova O.S. Primenenie sredstv pilatesa na zanyatiyax s zhenshhinami vtorogo perioda zrelogo vozrasta [Application of means of Pilates on occupations with women of the second period of mature age] / O.S. Trofimova // Materialy nauchnoj i nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava kgufkst (23-30 maya 2017g., g. krasnodar): - krasnodar: kgufkst [Materials of a scientific and scientific and practical conference of the faculty of KGUFKST (on May 23-30, 2017, Krasnodar): - Krasnodar: KGUFKST], 2017. - P. 198-200. [in Russian]
10. Phillips Ch. B., Edwards J. D., Andel R., Kilpatrick M. Daily Physical Activity and Cognitive Function Variability in Older Adults. Journal of Aging and Physical Activity, 2016, v. 24, no. 2.
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.016 Шерегова В.А.1, Потапова М.А.2
1ORCID: 0000-0001-5498-9190, профессор, 2ORCID: 0000-0002-2788-7401, преподаватель, Тюменский государственный институт культуры ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕР - РОДИТЕЛИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ
Аннотация
Танцевальный спорт является дисциплиной, где роль родительской поддержки на этапе становления юных спортсменов неоценима. Наряду с психологической поддержкой важна их помощь в подготовке к тренировочному процессу, а также к соревнованиям. Проведённое автором исследование показывает, что процесс коммуникации тренеров с родителями зачастую сопряжён с конфликтными ситуациями. Это, в свою очередь, негативно отражается на подготовке спортсменов. Делается вывод о необходимости более широкого освещения данного аспекта в системе повышения квалификации тренерского состава.
Ключевые слова: танцевальный спорт, тренировочный процесс, тренерский состав, родители, межличностная коммуникация.
Sheregova V.A.1, Potapova M.A.2
1ORCID: 0000-0001-5498-9190, professor, 2ORCID: 0000-0002-2788-7401, teacher, Tyumen State Institute of Culture PROBLEM OF COMMUNICATIVE INTERACTION BETWEEN THE COACH AND PARENTS OF YOUNG
SPORTSMEN IN DANCING SPORTS
Abstract
Dancing sport is a discipline, where the role of parental support at the stage of young athletes' formation is invaluable. Along with psychological support, their help in preparing for the training process, as well as for the competitions is important. The research conducted by the author shows that the process of communication between the coach and parents is often associated with conflict. This, it can negatively affect the training of athletes. It is concluded that there is a need for broader coverage of this aspect in the system of training of the coaching staff.
Keywords: dancing sport, training process, coaching staff, parents, interpersonal communication.
Результативность спортивной деятельности напрямую зависит от качества коммуникационного процесса всех её участников, как в учебно-тренировочном, так и соревновательном процессах. Наряду с межличностным общением спортсменов, необходимого для группового взаимодействия и распределения функций, с целью организации их совместных действий существуют и другие коммуникативные каналы, зачастую не менее важные [7].
В спортивных танцах достижение высоких результатов очень часто достигается при условии начала занятий в раннем возрасте [5]. Ранняя специализация детей в этом виде спорта (5-6 лет) с одной стороны и необходимость закладывания базы для развития всех компонентов спортивного мастерства, с другой стороны, обуславливают тщательный подбор средств и методов спортивной тренировки детей этого возраста [3]. В существующих условиях сопровождение юного спортсмена в надлежащем психофизиологическом состоянии за пределами тренировочного зала, подготовка к занятиям, сборам и соревнованиям полностью ложится на плечи родителей.
К неполному числу аспектов, требующих родительского внимания относятся: психологическое состояние и настроение ребёнка, ведение турнирной книжки, затраты времени и материальных средств, подбор костюма и поддержанием внешнего вида, контроль за распорядком дня, посещение соревнований. Необходимость совмещения тренировок с учёбой, накладывает дополнительные заботы, связанные с поддержанием успеваемости ребёнка. В этих условиях постоянный контакт родителей с тренерским составом, а также с родителями танцевальной пары неизбежен.
Часто встречаются случаи, когда родители не могут сдержать свои претензии и обиды, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям [10]. Опыт показывает, что многие яркие спортсмены и очень талантливые дети перестают заниматься по причине эмоционального выгорания. Желая видеть только победы с участием своих детей, родители не всегда могут смириться с первыми серьёзными поражениями и прекращают занятия [9].