Научная статья на тему 'Исследование особенностей физического здоровья девочек 13-15 лет'

Исследование особенностей физического здоровья девочек 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
676
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОНИТОРИНГ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Светлана Михайловна

В данной статье представлены результаты мониторинга физического здоровья девочек 13-15 лет, учащихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга. Определение физического здоровья подростков осуществлялось на основании соответствия возрастным требованиям антропометрических данных, функциональной готовности и физической подготовленности детей. Преобразование нормативных требований в единую систему измерения позволило создать комплексное представление о здоровье подростков и определить отстающие компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the peculiarities of physical health of the girls aged 13-15 years old

This article presents the results of monitoring of the physical health of girls aged 13-15 years old studying in secondary schools in St. Petersburg. Definition of the physical adolescent health was based on the corresponding of the respective age requirement to the anthropometric data, functional readiness and physical fitness of children. Converting regulatory requirements in a single system of measurement allowed creating the integrated view of the health of adolescents and identifying lagging components.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей физического здоровья девочек 13-15 лет»

REFERENCES

1. Butov A.Yu. (2005), Formation of traditions of Russian education and education (the XVII-XIX century): dissertation, Moscow.

2. Starodubtsev, M.P. (2012), “Theory and practice of the Russian education and education in the XVIII century”, News of Herzen University, No. 150, pp. 249-261.

3. Starodubtsev, M.P. (2014), “Main directions of social and pedagogical views of Catherine II”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 172-177.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 796.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК 1315 ЛЕТ

Светлана Михайловна Сухарева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлены результаты мониторинга физического здоровья девочек 1315 лет, учащихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга. Определение физического здоровья подростков осуществлялось на основании соответствия возрастным требованиям антропометрических данных, функциональной готовности и физической подготовленности детей. Преобразование нормативных требований в единую систему измерения позволило создать комплексное представление о здоровье подростков и определить отстающие компоненты.

Ключевые слова: физическое здоровье, мониторинг, дети среднего школьного возраста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p164-168

INVESTIGATION OF THE PECULIARITIES OF PHYSICAL HEALTH OF THE GIRLS AGED 13-15 YEARS OLD

Svetlana Mihajlovna Sukhareva, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article presents the results of monitoring of the physical health of girls aged 13-15 years old studying in secondary schools in St. Petersburg. Definition of the physical adolescent health was based on the corresponding of the respective age requirement to the anthropometric data, functional readiness and physical fitness of children. Converting regulatory requirements in a single system of measurement allowed creating the integrated view of the health of adolescents and identifying lagging components.

Keywords: physical health, monitoring, children of secondary school age, investigation.

Для изучения физического здоровья подростков была разработана батарея тестов и система оценивания физической подготовленности, антропометрических данных и функциональной готовности на основании сопоставления с нормативными требованиями возрастных групп. В исследовании приняли участие 200 девочек 13-15 лет, биологический возраст которых соответствовал подростковому периоду. Определение биологического возраста осуществлялось на основании данных медицинских карт школьниц о степени выраженности вторичных половых признаков по шкале Дж. Таннера.

Физическая подготовленность оценивалась при помощи тестов, характеризующих различные стороны подготовки: 6-минутный бег (м), челночный бег 3х10м (с), прыжок в длину с места (см), бег на 30м (с), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30с (кол-во раз), наклон вперед (см). Далее результаты сопоставлялись с 5-балльной шка-

лой, где 1 балл соответствовал значению «низкий», 2 балла - «ниже среднего», 3 балла -«средний», 4 балла - «выше среднего», 5 баллов - «высокий». В качестве критерия оценивания уровня развития физических способностей были взяты возрастные требования, предложенные Ляхом В. И. в Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов [3] и разработанной Вавиловым Ю. Н. методике «Проверь себя» [1].

Для оценивания физического развития подростков был использован метод индексов и физиологических проб. Этот метод наиболее эффективен для оценки антропометрических и функциональных данных, так как позволяет определить состояние физиологических систем на основании измерения нескольких показателей. Оценивание физического развития производилось на основании соответствия возрастным нормам антропометрических особенностей (индекс Пинье, индекс Кетле) и степени развития функциональных систем организма ребенка (индекс Скибинского, индекс Робинсона, проба Руфье). Так как методы оценивания различных параметров физического развития не одинаковы, была разработана единая пятибалльная шкала по аналогии с оцениванием физической подготовленности подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Средний школьный возраст девочек, а точнее вторая его половина, затрагивает периоды интенсивного развития многих физических способностей. Возраст 13-15 лет охватывает сенситивные периоды развития силовых и координационных способностей, выносливости и гибкости. Установлено, что наибольший эффект от педагогического воздействия при грамотном использовании средств и методов, можно достичь именно в период бурного естественного развития. Физические способности девочек подросткового возраста должны планомерно развиваться. Однако на практике физические способности развиваются не однозначно.

Как видно из табл.1, результат теста «6-минутный бег (м)», оценивающий уровень развития выносливости, по мере взросления не то, чтобы изменяется, а наблюдается тенденция к уменьшению длины дистанции, пройденной за данный промежуток времени. Средние значения теста «наклон вперед из положения сидя (см)» снижаются к 14-15 летнему возрасту с 9,2 см до 6,1-6,7 см, что позволяет сделать выводы о недостаточном развитии гибкости у девушек в данный период.

Таблица 1

Результаты тестирования физической подготовленности девочек (М±m)

Тест 13 лет 14 лет 15 лет

6-минутный бег (м) результат 1029±171,9 1002±198,7 999,1±171,1

баллы 3,1±1,1 2,7±1,3 2,3±1,2

Наклон вперед из положения сидя (см) результат 9,2±8,4 6,1±7,6 6,7±8,5

баллы 2,7±1,5 1,9±1,2 2±1,3

Челночный бег 3х10 м (с) результат 8,5±0,5 8,7±0,6 8,9±0,6

баллы 4,7±0,8 4,2±1,1 3,5±1

Бег 30 м с высокого старта (с) результат 5,6±0,5 5,7±0,4 5,7±0,4

баллы 3,2±1 3±1 2,8±1,1

Прыжок в длину с места (см) результат 162,4±18,9 162,7±22 159,4±20,6

баллы 2,8±0,9 2,7±1 2,2±1

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) результат 21,4±3,4 22,9±3,3 23,3±3

баллы 3,4±1,3 3,5±1,4 2,6±1,5

Тенденция к снижению с результатов тестирования наблюдается так же при оценивании уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей, не смотря на сенситивные периоды их развития. Снижение особенно хорошо прослеживается в сравнении с требованиями программы физического воспитания к подготовленности детей. Значение «выше среднего» развития координационных способностей в 13-14 летнем возрасте стремительно падает к среднему уровню. А средний уровень развития скоростно-силовых способностей к 15 годам снижается до отметки 2,2 балла, что соответ-

ствует значению «ниже среднего» разработанной шкалы.

Сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет, однако средние результаты бега на 30 м (с) остаются без достоверных изменений (Р<0,05) и соответствуют среднему уровню развития.

Результаты тестирования силовых способностей девочек подросткового возраста изменяются не значительно, но в сторону увеличения количества подъемов туловища. Есть достоверные различия между данными 7 и 8 классов (Р>0,05). В 9 классе достоверных изменений уровня развития силы не происходит (Р<0,05), но мы видим постепенное изменение результата тестирования в сторону его увеличения.

Физическая подготовленность девочек среднего школьного возраста неуклонно снижается. Результаты тестирования, оценивающие гибкость (наклон вперед из и.п. сидя) и скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места), ниже среднего уровня во всех возрастных категориях. На грани среднего уровня находятся результаты бега на 30 м с высокого старта и 6-минутного бега. Лишь уровень развития координационных способностей превышает средний уровень развития. Это связано, прежде всего, с недостаточной физической активностью детей и подростков. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ребенок в возрасте 5-17 лет должен заниматься физической активностью средней и высокой степени интенсивности не менее 60 минут в день. Урок физической культуры как обязательная форма физического воспитания школьников не в силах обеспечить необходимый уровень физической активности, не смотря на огромный шаг в реорганизации системы образования и введения третьего урока. Реализация рекомендаций ВОЗ могла бы быть осуществлена за счет дополнительных занятий. Однако результаты опроса, проведенного в процессе исследования физического здоровья школьниц, выявили, что с возрастом количество девочек занимающихся физической культурой и спортом неуклонно снижается, так в возрасте 13 лет дополнительно физической культурой и спортом 43,2% опрошенных, в возрасте 14 лет - 33,3%; в возрасте 15 лет только 21,4%.

Средний школьный возраст характеризуется существенными перестройками организма, связанными с половым созреванием. глобальные изменения в организме подростка требуют тщательного контроля для его гармоничного развития.

Индекс Пинье - показатель крепости и пропорциональности телосложения. Средние значения индекса Пинье (табл.2) во всех возрастных группах не превышают отметки в 2,6 баллов, что говорит о слабом телосложении, хотя и наблюдается положительная динамика.

Таблица 2

Результаты тестирования физического развития девочек (М±m)________________

Тест 13 лет 14 лет 15 лет

Индекс Робинсона 2,4±1,8 3±1,8 3,1±1,6

Индекс Кетле 3±1,4 3,2±1,4 3,9±1,2

Индекс Пинье 2,3±1,2 2,1± 1,1 2,6±1,3

Индекс Скибинского 2,2±0,8 2,4±0,7 2,4±0,7

Проба Руфье 1,6±0,7 1,7±0,6 1,9±0,7

Весоростовой индекс девочек 13-14 лет находится в пределах нормы, а девочек 15 лет выше среднего значения. Следует отметить, что наиболее оптимальное значение индекса Кетле, в отличие от других тестов, соответствует 3 баллам. Превышение этого значения позволяет нам судить об избыточном весе ребенка, а более низкие значения о его дефиците. Количество девочек с избыточной массой тела и склонностью к ожирению с возрастом увеличивается. Так в 13-летнем возрасте значение индекса Кетле соответствующего 5 баллам наблюдается у 22% девочек, участвующих в исследовании, в 14-летнем возрасте - 23,5%, а в 15 лет это значение возрастает до 40,3%.

Результаты измерения уровня развития функциональных систем также демонстрируют тот факт, что современные подростки не достаточно подготовлены. Используя про-

бу Руфье в нашем исследовании, мы хотели определить реакцию организма на нагрузку и тем самым выявить функциональную работоспособность подростков. Результаты пробы Руфье девочек не превышающие 2-х баллов свидетельствуют низком уровне работоспособности, что определяет жизнедеятельность ребенка и механизмы адаптации его организма к нагрузке.

Индекс Скибинского используется для оценки возможностей кардиореспиратор-ной системы, определения состояния системы обеспечения кислородом. У девочек результаты находятся в интервалах шкалы от 2,1 до 2,4 баллов, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии кардиореспираторной системы.

Для оценки уровня обменно-энергетических процессов в миокарде мы использовали индекс Робинсона, что позволило определить экономичность функционирования сердца. При анализе результатов измерения мы использовали возрастные критерии оценки, которые соответствовали физиологическим особенностям организма детей в период активного роста. У девочек значения индекса Робинсона находятся в пределах нормы, т.е. результаты находятся в области средних значений. Лишь результаты 7 класса соответствуют нормативным требованиям ниже среднего уровня.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследования выявило, что физическое здоровье девочек с возрастом снижается. Это связанно, прежде всего, с недостаточной физической активностью. Количество подростков, дополнительно занимающихся физической культурой и спортом, с возрастом уменьшается, а урок физической культуры лишь наполовину удовлетворяет потребность растущего организма в движении. Недостаточная физическая активность ведёт к снижению физической подготовленности и изменению функциональных показателей организма, отрицательные сдвиги которых могут вызывать возникновение различного рода заболеваний [6], поэтому необходимо принимать меры по формированию потребности в физической активности на всех этапах взросления девочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов, Ю.Н. Проверь себя: (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Какорина // Теория и практика физ. культуры. - 1997. -№ 9. - С. 58-59.

2. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет - 2003 : национальные и региональные особенности / А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, А.В. Малинин, В. Н. Утенко ; С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - С. 42-43.

3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2007. - 127 с.

4. Симоненко, С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М. Симоненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10. - С. 86-89.

5. Солодков, А.С. Здоровье детей в Санкт-Петербурге / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12. - С. 165-169.

6. Солодков, А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3. - С. 163-171.

7. Теоретико-методологические основания к сохранению физического и «телесного» здоровья и первичной профилактики заболеваний в образовательном пространстве школьников / Е.А. Масловский, А.Н. Яковлев, В.И. Стадник, А.А. Кравченин, И.А. Ножка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5. - С. 83-89.

REFERENCES

1. Vavilov, Yu.N., Yarish, E.A. and Kakorina, E.P. (1997), “Inspect yourself (tj individual system of person’s self-improvement)”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 58-59.

2. Komkov, A.G. (2002), Socio-pedagogical bases of formation physical activity of pupil, pub-

lishing house St. Petersburg scientific research Institute of physical culture, St. Petersburg.

3. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A. A. (2007), Comprehensive program of physical education of the students of I-XI classes, Education, Moscow.

4. Simonenko, S. M. (2009), “The Physical Education and the Pupils’ Health”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, pp. 86-89.

5. Solodkov, A. S. (2011), “Health of children in St. Petersburg”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 165-169.

6. Solodkov, A. S. (2013), “Physical and functional development and state of health of schoolchildren and students in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 163-171.

7. Maslowski, E. A., Yakovlev, A. N., Stadnik, V. I., Kravchenin, A. A. and Nozhka, I. N. (2013), “Theoretically-methodological Bases to Conservation of Physical and “Bodily” health and Primary Prevention of the Diseases in Educational Space of school children”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, pp. 83-89.

Контактная информация: syhareva_sm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2014.

УДК 796.325

ТРЕНИРОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В

ВОЛЕЙБОЛЕ

Александр Евгеньевич Труш, преподаватель,

Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье говорится об особенностях тренировки волейболисток высокой квалификации, а также, о факторах, обуславливающих спортивные результаты в волейболе. Упоминаются такие факторы как: арсенал техники; арсенал тактики; применяемость технико-тактических арсеналов; эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности; мастерство; активность и творчество волейболистки высокой квалификации; уровень развития физических и психических качеств спортсмена; возраст и спортивный стаж волейболиста и др. Рассказывается об организации тренировочного процесса волейболисток высокой квалификации, а именно, что это сложный и многогранный процесс, который требует от тренера большого педагогического мастерства и проявления творческих усилий. Также, в статье приводятся результаты исследований спортсменов высокой квалификации, в том числе волейболисток - игроков команды молодежной лиги чемпионата России Тюмень-ТюмГУ-2.

Ключевые слова: тренировка, оснащенность, уровень, показатели, нагрузка, арсенал, уровень максимального потребления кислорода, предсоревновательный период, подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p168-171

COACHING OF THE FEMALE HIGH QUALIFICATION VOLLEYBALL PLAYERS AND FACTORS DETERMINING SPORTS RESULTS IN VOLLEYBALL

Aleksandr Evgenevich Trush, the teacher,

Tyumen State University

Annotation

The article is devoted to the particular qualities of coaching of the female high qualification volleyball players and also factors determining the sports result in volleyball. There were mentioned in the article such factors as equipment arsenal; applicability of equipment- tactical arsenal; efficiency of equipment- tactical actions in conditions of the competition activities; mastery; activity and creativity of high qualification volleyball player; the level of sportswoman’s physical and mental development; age and sports experience of the volleyball player and the others. It is said about the training process organization of high qualification volleyball players, exactly as a difficult and many-sided process, which demands

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.