Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МАСШТАБНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МАСШТАБНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД / ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Тимофеев Геннадий Павлович, Тимофеева Ольга Геннадьевна

Совершенствование функционирования системы государственного регулирования ВЭД обусловлено постоянной трансформацией процессов, происходящих в мировой экономике. Причем развитие таких взаимосвязанных процессов как глобализация и цифровизация предъявляет требования перманентного оперативного реагирования на вызовы и угрозы международной действительности. Усиление конкурентной борьбы как между странами мира и их объединениями, так и со стороны транснациональных компаний только актуализирует проблематику повышения эффективности функционирования национальных систем регулирования ВЭД. В первой части статьи рассмотрены теоретико-методические основы госрегулирования ВЭД в России, ключевые методы и соответствие их мировой практике. Во второй части статьи проанализированы институциональные основы госрегулирования ВЭД в Российской Федерации. Детально исследована нормативно-правовая база как в сфере госрегулирования ВЭД, так и в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Проведена систематизация субъектно-функциональной структуры системы регулирования внешнеторговой деятельности в России. В ходе исследования системы госрегулирования ВЭД России проанализированы основные результаты ее функционирования. В частности, изучены итоги внешнеторговой деятельности, а также динамика инвестиций в экономику России и из нее. Выявлено, что основная часть инвестиций в страну поступает из оффшорных юрисдикций, что некоторыми экспертами связывается с временным возвратом ранее вывезенных средств. Однако, постоянная работа по совершенствованию деятельности институтов госрегулирования ВЭД позволила значительно снизить количество барьеров во внешней торговле, что отразилось на положительной динамике позиции России в рейтинге Doing Business. По результатам исследования можно сделать вывод, что дальнейшее совершенствование деятельности системы госрегулирования ВЭД России связано с расширением цифровизации их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Тимофеев Геннадий Павлович, Тимофеева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE MAIN RESULTS OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF LARGE-SCALE DIGITALIZATION OF ECONOMIC PROCESSES

The improvement of the functioning of the system of state regulation of foreign economic activity is due to the constant transformation of the processes taking place in the world economy. Moreover, the development of such interrelated processes as globalization and digitalization makes demands on a permanent prompt response to the challenges and threats of international reality. Strengthening the competition both between the countries of the world and their associations, and on the part of transnational companies only actualizes the problem of increasing the efficiency of the functioning of national systems of foreign economic activity regulation. The first part of the article examines the theoretical and methodological foundations of state regulation of foreign economic activity in Russia, key methods and their compliance with world practice. The second part of the article analyzes the institutional foundations of state regulation of foreign economic activity in the Russian Federation. The regulatory and legal framework both in the field of state regulation of foreign economic activity and in the field of attracting foreign investment into the Russian economy has been studied in detail. The systematization of the subject-functional structure of the foreign trade regulation system in Russia has been carried out. During the study of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia, the main results of its functioning were analyzed. In particular, the results of foreign trade activity, as well as the dynamics of investments in and out of the Russian economy are studied. It was revealed that the bulk of investments in the country comes from offshore jurisdictions, which some experts associate with the temporary return of previously exported funds. However, the constant work to improve the activities of the institutions of state regulation of foreign economic activity has made it possible to significantly reduce the number of barriers to foreign trade, which is reflected in the positive dynamics of Russia's position in the Doing Business rating. According to the results of the study, it can be concluded that further improvement of the activities of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia is associated with the expansion of digitalization of their activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МАСШТАБНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esj.todav/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/41ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коварда В.В., Тимофеев Г.П., Тимофеева О.Г. Исследование основных результатов функционирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях масштабной цифровизации экономических процессов // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/41ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kovarda V.V., Timofeev G.P., Timofeeva O.G. (2021). Study of the main results of the functioning of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia in the context of large-scale digitalization of economic processes. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj.today/PDF/41ECVN121.pdf (in Russian)

Выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований

УДК 338

ГРНТИ 06.56.31; 06.52.13

Коварда Владимир Васильевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: kovarda@yandex.ru

Тимофеев Геннадий Павлович

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат технических наук, доцент E-mail: w261286@yandex.ru

Тимофеева Ольга Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук E-mail: liolija@bk.ru

Исследование основных результатов функционирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях масштабной цифровизации экономических процессов

Аннотация. Совершенствование функционирования системы государственного регулирования ВЭД обусловлено постоянной трансформацией процессов, происходящих в мировой экономике. Причем развитие таких взаимосвязанных процессов как глобализация и цифровизация предъявляет требования перманентного оперативного реагирования на вызовы и угрозы международной действительности. Усиление конкурентной борьбы как между странами мира и их объединениями, так и со стороны транснациональных компаний только

актуализирует проблематику повышения эффективности функционирования национальных систем регулирования ВЭД.

В первой части статьи рассмотрены теоретико-методические основы госрегулирования ВЭД в России, ключевые методы и соответствие их мировой практике.

Во второй части статьи проанализированы институциональные основы госрегулирования ВЭД в Российской Федерации. Детально исследована нормативно-правовая база как в сфере госрегулирования ВЭД, так и в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Проведена систематизация субъектно-функциональной структуры системы регулирования внешнеторговой деятельности в России.

В ходе исследования системы госрегулирования ВЭД России проанализированы основные результаты ее функционирования. В частности, изучены итоги внешнеторговой деятельности, а также динамика инвестиций в экономику России и из нее. Выявлено, что основная часть инвестиций в страну поступает из оффшорных юрисдикций, что некоторыми экспертами связывается с временным возвратом ранее вывезенных средств. Однако, постоянная работа по совершенствованию деятельности институтов госрегулирования ВЭД позволила значительно снизить количество барьеров во внешней торговле, что отразилось на положительной динамике позиции России в рейтинге Doing Business.

По результатам исследования можно сделать вывод, что дальнейшее совершенствование деятельности системы госрегулирования ВЭД России связано с расширением цифровизации их деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; цифровизация; государственное регулирование ВЭД; институты государственного регулирования ВЭД; методы государственного регулирования ВЭД; информационные технологии; иностранные инвестиции; электронное взаимодействие

Введение

В условиях усложнения процесса глобализации, стремления хозяйствующих субъектов к перманентной рационализации расходов и расширению рынков сбыта приводит к развитию и усложнению мировой экономики, по степени интеграции в которую можно формировать суждение об экономическом развитии страны. В связи с этим, во всех странах сформированы системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), направление деятельности которых определяется общими экономическими (а, порой, и политическими) задачами. В Российской Федерации также построена своеобразная система государственного регулирования ВЭД, в основе которой положена законодательная база и комплекс институтов различной степени участия. В последнее время были учреждены или модернизированы относительно новые для России институциональные образования и подготовлен соответствующий законодательный фундамент. Прежде всего, это касается такой организации, как Российский экспортный центр (АО РЭЦ), основная цель которого -стимулирование несырьевого экспорта, разнообразная помощь экспортерам. При этом, интеграция страны в мировую экономику привело к участию отечественных хозяйствующих субъектов в международной кооперации, а для существования социально-экономической системы государства необходим импорт (очень многие виды производства утрачены с момента распада СССР, поэтому ввоз из-за границы - единственная возможность удовлетворения внутреннего спроса). В связи с этим разработаны различного рода документы по развитию отдельных направлений ВЭД, в т. ч. в сфере стимулирования участия российских компаний в международных цепочках создания стоимости, поощрения несырьевого неэнергетического экспорта, а также совершенствования таможенного администрирования. Все предпринимаемые

меры направлены на развитие социально-экономической системы России и обеспечение экономической безопасности страны в условиях дальнейшего развития международных экономических отношений в императиве цифровизации.

Следует отметить, результаты исследований отдельных аспектов ВЭД, проведенных различными авторами научных исследований, показывают уязвимость российской экономики к внешним рискам и угрозам, исходящим от динамики мировой экономики (отмечено в Стратегии обеспечения экономической безопасности 1 , в частности, международный спекулятивный капитал), и сырьевую специфику внешнеторговой деятельности при низкой инвестиционной привлекательности страны для иностранного капитала [1; 2]. Такое положение свидетельствует о недостаточной эффективности функционирования системы госрегулирования ВЭД России, причины которой заключаются как в российской специфике, так и международных тенденциях и субъективных ориентациях отдельных стран.

Теоретико-методические основы госрегулирования ВЭД в России

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является частью системы госрегулирования экономики страны и должно быть интегрировано в макроэкономическую политику государства. В самом общем виде понятие госрегулирования ВЭД можно определить как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на совершенствование ВЭД в интересах национальной экономики.

В соответствии с федеральным законом от 18.07.1999 №183-Ф3 «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность представляет собой внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) 2 . В свою очередь, внешнеторговая деятельность (ВТД) - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью3.

В итоге, с учетом норм законодательства и результатов научных исследований, внешнеэкономическая деятельность может быть условно разделена на две основные формы -внешнеторговую и иные формы внешнеэкономического сотрудничества, которые, в свою очередь, также можно классифицировать на инвестиционную, валютно-кредитную, научно-техническую и т. д.

Сладкова А.А. указывает, что механизм госрегулирования внешней торговли состоит из двух составляющих: институциональной и функциональной. В свою очередь, институциональная представляет собой систему госструктур, которые уполномочены на принятие решений и выработку мер по регулированию внешнеторговой деятельности [3]. Выделение внешней торговли в качестве отдельной формы внешнеэкономической деятельности обусловлено тем, что международные торговые отношения занимают

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.

2 Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23850/.

3 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.

доминирующее положение в структуре ВЭД практически каждой страны, однако и недооценка иных форм имеет крайне негативные последствия, например, в отношении привлечения иностранных инвестиций.

Имеются и другие варианты классификации форм осуществления внешнеэкономической деятельности, признаками которых, например, могут выступать направления ВЭД и формы ВЭД. Однако, в целом, подобного рода деление не противоречит информации, представленной выше, а лишь расширяет, детализирует, либо, напротив, агрегирует ее. В законодательстве России также отражены все перечисленные формы (либо в прямом выражении, либо косвенно).

В итоге, можно выделить основные формы, которые встречаются практически у всех исследователей: внешнеторговая, инвестиционная, кооперация, денежно-кредитная и финансовая (ряд авторов рассматривают финансовую и денежно-кредитную формы вместе, другие - по отдельности).

Среди основных институтов в сфере реализации политики госрегулирования ВЭД в России следует выделить Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФТС России, Россельхознадзор России (в разработке мер принимают значительно большее число органов).

Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Таможенно -тарифное регулирование внешнеэкономическо й деятельности

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Экономические методы

государственного стимулирования экспортного производства

Экономические методы

государственного

стимулирования

привлечения

иностранных

инвестиций

Таможенный тариф, принципы установления таможенного тарифа (например, тарифная эскалация)

Лицензирование Квотирование Ценовые преференции Антидемпинговые процедура Технические процедуры и т. д.

— Прямое госфинансирование

— Косвенное финансирование экспортеров

— Кредитование экспортеров

— Страхование экспортеров

— Консультативные услуги и иные виды помощи

Рисунок 1. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (составлено авторами)

В мире разработано множество методов, посредством которых осуществляется государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, что отразилось и в российском законодательстве [4; 5]. При этом, следует отметить, что в экспертном и научном сообществах нет единого мнения относительно классификации, поэтому приведем наиболее распространенную, представленную на рисунке 1. Следует отметить, что в настоящее время каждая страна осуществляет различные комбинации методов госрегулирования ВЭД, образуя, тем самым, своеобразную систему, которая подвержена перманентному трансформированию и модернизации в зависимости от широкого круга факторов.

В Российской Федерации активно используются все отмеченные методы, однако они разнесены по конкретным нормативным правовым актам, которые формируют определенную систему.

Так, в статье 12 федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ указаны методы, получившие наибольшее распространение в мире (рисунок 2)3.

Государственное регулирование осуществляется посредством:

таможенно-тарифного регулирования

нетарифного регулирования

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом №164 от 08.12.2003

Рисунок 2. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (составлено авторами по Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N164-ФЗ)

В вышеотмеченном федеральном законе указано, что государственное регулирование ВТД осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Госрегулирование ВЭД имеет значительно более широкий спектр законодательных актов, соответствующий международной практике, - в рамках ВТД, инвестиционной деятельности, международного производственного и научного сотрудничества.

Таким образом, в международной академической мысли и экспертном сообществе, а также в практической деятельности, сформирована система теоретико-методических подходов к регулированию внешнеэкономической деятельности, выработаны основные меры и инструментарий, систематизирован и проанализирован опыт.

Институциональные основы госрегулирования ВЭД в Российской Федерации

Институциональная система государственного регулирования ВЭД состоит из ряда элементов, основными из которых являются государственные институты и система нормативных правовых актов. Каждый элемент представляет собой систему, таким образом являясь подсистемой более комплексной системы госрегулирования ВЭД. В итоге,

формируется достаточно сложная конструкция с большим количеством разнообразных элементов и связей между ними, которые, особенно с учетом процесса цифровизации, расширяются и трансформируются.

Законодательство в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России имеет четкую структуру, характеризуется определенным динамизмом в зависимости от реалий настоящего времени и может быть условно разделено на следующие группы:

• международные договоры и соглашения;

• международное законодательство в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС (Союз));

• национальное законодательство Российской Федерации:

1. Указы Президента Российской Федерации;

2. Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации;

3. ведомственные нормативные правовые акты (рисунок 3).

На рисунке 3 представлена только часть нормативных правовых актов, регулирующих сферу внешнеэкономической деятельности. Так, например, деятельность таможенных органов имеет много аспектов, что подтверждается содержанием статьи 351 «Таможенные органы, их задачи и функции» таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), в которой отражены функции таможенных органов в рамках возложенных на них задач и в пределах их компетенции, которые регулируются еще большим количеством нормативных актов4.

Соответственно, помимо нормативных правовых документов, которыми руководствуется Федеральная таможенная служба России (ФТС России) как орган, осуществляющий регулирование в сфере таможенного дела, имеются определенные законодательные акты, которыми руководствуются иные министерства и ведомства в рамках регулирования ВЭД (например, Минпромторг России, Россельхознадзор и т. д.).

В итоге, в области внешнеэкономической деятельности при осуществлении валютных операций руководствуются также следующими нормативными правовыми документами:

• Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 №173-Ф3.

• Инструкция Банка России от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

• Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств» (Глава 32 «Валютный контроль таможенными органами»).

4 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

Законодательство в сфере госрегулирования ВЭД

Наднациональные (международные) нормативные правовые акты в рамках ЕАЭС

- Договор о Евразийском экономическом союзе и Таможенный кодекс ЕАЭС

- ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС

- Акты Высшего Евразийского экономического совета

- Акты Евразийского межправительственного совета

- Акты Евразийской экономической комиссии

- Иные документы

Национальные нормативные правовые акты России в области внешней торговли и таможенного дела

- Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

- Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе "

- другие

Указы Президента РФ в области внешней торговли и таможенного

дела

- Указ Президента РФ от 16.12.2015 N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины"

- Указ Президента РФ от 11.05.2006 N 473 (ред. от 24.09.2007) "Вопросы Федеральной таможенной службы"

- другие

Постановления и Распоряжения Правительства РФ в области внешней торговли и таможенного дела

- Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе" (вместе с "Положением о Федеральной таможенной службе ")

- Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"

- другие

Ведомственные нормативные правовые акты в области внешней торговли и таможенного дела

- Приказы и Письма ФТС России

- Инструкции ЦБ РФ

- другие

'S

о

«

о

са

У S

S

о

а * §

« а

О

О <

И к к к

о о

о

РМ

О

cö и

« <и

Л

н <и

§ S3

& S

»а о а 'О о

»а о ж 'О

vS

о

50 О

О

К Ö

D 50

3 ~

■О

О

§

On

о

S3

Л

ж

о &

го

о

И

о а и

« (Т)

3 ^ К -

§• 1

о а

со S

»а !

К

¿у

Ч üj

% s и ?

s I

о

U

? 05

'S

о

«

s

о

cu

Рисунок 3. Основные нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации (составлено авторами)

В свою очередь, в рамках регулирования деятельности территорий с особым правовым статусом и соответствующих резидентов, руководствуются следующими законами:

• Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ;

• Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 №473-Ф3.

Аналогичные системы нормативного правового регулирования и институционального обеспечения существуют в сфере экспортного контроля; внешнеторгового оборота товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности; привлечения иностранных инвестиций в экономику России и т. д.

Так, в Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, направленных на государственное регулирование инвестиционных отношений, в т. ч. в векторе активизации инвестиционной деятельности на территории России (рисунок 4).

Нормативные правовые акты в сфере привлечения инвестиций в экономику России

Общее законодательство в сфере инвестиционной деятельности

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-Ф3

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ

Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 №335-ФЗ

Федеральный закон «О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-Ф3

Законодательство в сфере создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 №473-ФЗ

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» (вместе с «Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»)

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 №46-Ф3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международные договоры России о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций

Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования»

Рисунок 4. Нормативные правовые акты в сфере привлечения инвестиций в экономику России [2]

Страница 8 из 24

41ECVN121

Все правовые акты можно условно разделить на две основные группы (следует заметить, что деление весьма условно, но отражает функциональные особенности) [2]:

• Общее законодательство в сфере инвестиционной деятельности.

• Законодательство в сфере создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-Ф3 определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Некоторые аспекты, имеющие отношение к инвестиционной деятельности, в т. ч. иностранным инвестициям, отражены в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-Ф3.

Важным инструментом привлечения инвестиций из общемировой практики является создание территорий, для резидентов которых функционирует особый экономико-правовой режим. Общее управление подобными территориями осуществляет Минэкономразвития России, однако резиденты таких зон имеют право помещать товары под таможенную процедуру свободная таможенная зона, правильность осуществления которой регулируют соответствующие таможенные органы, а свидетельство о достижении достаточной степени переработки в рамках производственного процесса выдается торгово-промышленной палатой России (ТПП России).

Так, на основании федеральных законов об особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития (полные названия представлены выше) в границах России создаются территории с особым правовым статусом. Резиденты таких территорий обладают правом пользоваться определенным налоговыми и таможенными льготами при соблюдении определенных условий. На сайте Управляющей компании АО «ОЭЗ» отмечены основные преимущества для резидентов, среди которых имеется возможность ввоза иностранных товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей при соблюдении определенных условий (экономия составляет около 30 % таможенной стоимости ввозимой продукции); а также льготы по уплате некоторых налогов и преференции административного характера.

В дополнение к вышесказанному, в сфере регулирования инвестиционной деятельности в России действуют еще ряд нормативных правовых актов, среди которых федеральные законы «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 №335-Ф3, «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 №156-ФЗ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 №46-ФЗ; в также Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 №1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

Следует также отметить особую важность информационного обеспечения инвестиционных проектов либо зон с особым правовым статусом, а также создание подразделений консультативной и иной помощи иностранным инвесторам. В этом направлении создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1141:

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (Совет), образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. №1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации», является постоянно действующим органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным с инвестиционной привлекательностью экономики Российской Федерации, а также возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории России).

В дополнении к вышеотмеченным документам действуют международные договоры РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Тегеран, 23.12.2016); Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между СССР и Королевством Нидерландов (Москва, 05.10.1989)).

Таким образом, в России сформирована нормативная база по развитию инвестиционной деятельности и привлечению иностранного капитала, которая включает как Федеральные законы, Указы Президента РФ и Распоряжения (либо Постановления) Правительства России, так и международные соглашения (в том числе и двухсторонние). Двухсторонние соглашения и договоренности, в основном, направлены на обеспечение гарантий сохранности инвестиций в другой стране. Еще одним важным моментом является гарантия от негативного изменения законодательства, т. е. сохранение прежних (благоприятных) условий.

При этом, необходимо отметить, что созданная система нормативной правовой документации и соответствующих институтов в сфере государственного регулирования ВЭД постоянно совершенствуется.

В целом же, все институты, составляющие систему органов государственного регулирования ВЭД в России, условно можно разделить на две основные группы: органы государственной власти и иные государственные и негосударственные организации, коммерческие и общественные (рисунок 5). Некоторые авторы институты рассматривают как субъектно-функциональную структуру системы регулирования внешнеторговой деятельности, выделяя Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), федеральные органы и «институты развития», т. е. в масштабах ЕАЭС [6].

В свою очередь, органы государственной власти, принимающие участие в госрегулировании ВЭД, можно разделить по ветвям (исполнительную и законодательную); исполнительная, в свою очередь, разделяется по уровням на федеральную и региональную (уровень субъекта РФ).

К государственным коммерческим структурам можно отнести АО РЭЦ (российский экспортный центр), который осуществляет поддержку несырьевого неэнергетического экспорта, но на возмездной основе (от консультирования до страхования). На официальном сайте (https://www.exportcenter.ru/company/) указано, что АО «РЭЦ» - государственный институт поддержки несырьевого экспорта, консолидирующий группу компаний, предоставляющих российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. В Группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭСКАР») АО РОСЭКСИМБАНК и АНО «Школа экспорта». Подобного рода структуры существуют в большинстве стран, однако они могут иметь значительные различия. Так, Leonidou L. и др. в своей работе указывают, что помощь со стороны государства при осуществлении экспорта может быть разделена на финансовую, информационную, образовательную (включая тренинги), юридическую, маркетинговую и пр. [7]. В свою очередь, Freixanet I. отмечает, что в последние десятилетия значительно

увеличилось количество программ содействия экспорту, реализуемых как государственными, так и частными структурами, а также их удельный вес в госбюджетах [8]. Таким образом, российская действительность в сфере системы поддержки экспорта не является чем-то новым, а отражает объективные тенденции мировой экономики.

Институты регулирования внешнеэкономической деятельности

Федеральные органы законодательной власти

Федеральные органы исполнительной власти

f >

Региональные органы исполнительной власти

/— \

Иные государственные и

негосударственные организации,

коммерческие и общественные

4 X

Российский экспортный центр (РЭЦ) и

его региональные подразделения Торгово0-промышленная палата и ее

региональные подразделения Участники «Хартии добросовестных участников ВЭД»

и т с а л в

й о н ь

л е

ети

н л о п с и

ы

ына

г р

о

ы н ь

л

а р

е д

е Ф

-К У

а

У

Минпромторг России

Минэкономразвития России

Федеральная таможенная служба России

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

России

Россельхознадзор России

Рисунок 5. Институты регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации (составлено авторами)

К иным организациям можно отнести и некоммерческие структуры, участников договоров, консультационных советов и т. п. Ярким примером является Хартия добросовестных участников ВЭД и Общественный совет при ФТС России.

Основная цель Хартии добросовестных участников ВЭД (https://www.dobro-ved.ru/) -установление её участниками ответственных форм осуществления своей хозяйственной деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами. Хартия является одним из элементов формирования отношений с государственными органами на партнерских началах.

Таким образом, можно считать, что в России сформирована определенная система государственного регулирования ВЭД, основное направление функционирования которой направлено на развитие национальной экономики и формирование доверительного климата. Причем, она уже имеет своеобразную историю, которая прошла период от полной государственной монополии на ВЭД, до либерализации и перехода к государственному регулированию в векторе реализации национальной экономической политики.

Анализ основных результатов функционирования системы государственного регулирования ВЭД

Одним из основных показателей эффективности функционирования системы государственного регулирования ВЭД являются результаты внешней торговли, которая входит в сферу особого интереса всех стран и, косвенным образом, характеризует развитие страны. Внешняя торговля Российской Федерации является исключительно важным направлением развития национальной экономики, т. к. является источником доходов государства (т. е. формирования бюджета), рынком сбыта для многих компаний, источником поступления необходимых товаров для населения. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2019 году составил 667 млрд долларов США и по сравнению с 2018 годом снизился на 3 %, в том числе экспорт - 423 млрд долларов США (снижение на 6 %), импорт - 244 млрд долларов США (рост на 2,2%) (рисунок 6).

800 700 600 500 400 300 200 100 0

526

468

688

585

!

667

344 358 286

450

423

228 238 244

Товарооборот Экспорт Импорт

■ 2015 1=12016 Ш2017 И2018 В2019

Рисунок 6. Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015-2019 годах, млрд долл. США (составлено авторами)

В целом, за анализируемый период динамика товарооборота характеризуется нестабильностью, однако тенденция к росту вполне очевидна (за 2015-2019 гг. - на 26,8 %). Аналогичная тенденция характерна и для экспорта товаров, доля которого в структуре товарооборота незначительно меняется (2015 г. - 65,4 %, 2019 г. - 63,4 %).

Результаты внешней торговли за 2020 год на данный отсутствуют, однако на сайте ФТС России имеются итоги за период январь-ноябрь 2020 г., за который оборот составил 605903,1 млн. долл. США, экспорт и импорт - 384694,6 и 221208,5 соответственно5. Полученные результаты достаточно близкие со значениями предыдущих периодов, что позволяет сделать вывод о некотором преодолении негативных последствий пандемии.

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на долю которого в общем объеме товарооборота приходилось 42 %, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - 32 %, на государства - участники СНГ - 12 %, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - 9 %.

Основными торговыми партнерами Российской Федерации в 2019 году были: Китай (16,6 %), Германия (8 %), Нидерланды (7,3 %), Белоруссия (5 %).

Из рисунка 6 видно, что внешнеторговый оборот имеет тенденцию к росту (однако, в 2019 г. снизился в сравнении со значением 2018 г.), аналогичные закономерности прослеживаются и в отношении экспорта, а сальдо остается положительным уже длительный период. Таким образом, одна из целей государственного регулирования ВЭД с той или иной степенью эффективности достигается, однако важным представляется исследование структуры внешней торговли.

Основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составлял в 2019 г. 62 % (в 2018 году - 64 %). По сравнению с 2018 годом стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на 8,5 %, а физический - возрос на 3 %.

В 2019 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2018 годом увеличился по стоимости на 0,3 % и составил 153,9 млрд долларов США, по физическому объему - на 5 %.

Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2019 году составила по стоимости 36 % (в 2018 году - 34 %), по физическому объему - 24 % (в 2018 году - 25 %).

Импорт России составил в 2019 году 244 млрд долларов США и увеличился по сравнению с 2018 годом на 6 млрд. долларов США или на 2,2 %.

В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование - 46 % (в 2018 году - 47 %). Стоимостной объем ввоза данной продукции по сравнению с 2018 годом снизился на 0,2 %, в том числе механического и электрического оборудования - на 1 %. Возросли физические объемы импорта грузовых автомобилей на 14 %, легковых автомобилей - на 3 %.

В рамках регулирования внешней торговли основным приоритетами России являются представленные на рисунке 7.

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета России, администрируемых таможенными органами, составила 5729,1 млрд рублей, что на 334,1 млрд рублей или на 5,5 % меньше по сравнению с 2018 годом.

5 Итоги внешней торговли с основными странами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.m/folder/511?page=1#document-263986.

Страница 13 из 24

41ECVN121

Основные приоритетные направления государственного регулирования внешней торговли России

Развитие несырьевого неэнергетического экспорта РФ (т. е. изменение структуры экспорта)

Выполнение (перевыполнение) фискальной функции - взимание платежей, обязанность по которым возникает при осуществлении ВЭД

Увеличение внешнеторгового оборота и размера сальдо

Рисунок 7. Основные приоритетные направления государственного регулирования внешней торговли России (составлено авторами)

ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение передовых информационных технологий в целях оптимизации процесса уплаты таможенных платежей.

По сведениям, представленным на официальном сайте ФТС России, за апрель 2020 года сумма доходов федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами, составляет 311,6 млрд рублей., а за четыре месяца 2020 года сумма доходов федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами России, составила 1499,5 млрд рублей. Следовательно, несмотря на нестабильные условия в международной торговле, развитие ВЭД России осуществляется с определенным успехом, чему способствует тенденция к перманентному совершенствованию таможенного администрирования.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21-24, 26 и 27 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ, при соблюдении указанных в них требований. Активным и важным участником реализации системы мер нетарифного характера являются таможенные органы России. ФТС России проведен комплекс мероприятий, направленных на автоматизацию контроля за перемещением лицензируемых товаров, что позволило исключить необходимость постановки на контроль лицензий на экспорт (импорт) товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, а также ведения учета количества перемещаемых лицензируемых товаров с использованием информационно-программных средств таможенных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, основными инструментами нетарифного регулирования в России является лицензирование и квотирование. При этом следует помнить, что контроль за исполнением запретов и ограничений осуществляют таможенные органы РФ, однако решение о, например, лицензировании или квотировании, выдаче соответствующих документов осуществляет другой орган исполнительной власти - Минпромторг России.

Таким образом, осуществление нетарифного регулирования в Российской Федерации осуществляется системой органов государственной власти, среди которых можно выделить Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральную таможенную службу России, которые взаимодействуют в рамках введения и контроля за исполнением мер нетарифного регулирования. В данном случае оба указанных органа расширяют систему информационного обмена, а также проводят совместные мероприятия.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. межведомственное электронное взаимодействие, включающее в том числе автоматическую сверку информации, осуществляется с 20 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов. В 2019 году доля сведений из разрешительных документов, полученных таможенными органами в ходе совершения таможенных операций через СМЭВ из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, составила 96,4 % (плановое значение - 96 %).

При этом преобладающее количество разрешительных документов, заявленных при импорте, приходится на документы (сертификаты/декларации) о соответствии (89 %), при экспорте - на заключения, выдаваемые в области экспортного контроля (40 %) (ФСТЭК России - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России), и лицензии Минпромторга России (13 %).

В настоящее время продолжается работа по расширению информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти в рамках СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия). Так, проведены мероприятия, направленные на автоматизацию сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза в Российскую Федерацию участниками ВЭД проб и образцов продукции. Актуализированы Рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции.

Обеспечено взаимодействие с информационным сервисом Росстандарта в части получения сведений об одобрениях типов транспортных средств.

Таким образом, Россия активно применяет меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, направляет усилия на усовершенствование работы и развитие условий для участников ВЭД, однако следует отметить, на качественной структуре экспорта и импорта это не отражается.

Косвенным образом проанализировать эффективность функционирования системы государственного регулирования по привлечению иностранных инвестиций в Россию можно посредством исследования их динамики. С этой целью проанализируем объем поступающих в экономику России и из нее прямых инвестиций за период 2014-2018 гг. (выбор периода обусловлен данными Росстата - информация за 2019 г. в настоящее время отсутствует). Как видно из рисунка 8, объем инвестиций в экономику России с 2016 до 2018 г. снижается, причем приобретает характер тенденции (рост в 2015 г. носит конъюнктурный характер и связан с ситуацией в экономике России после кризисных явлений 2014 г.). Динамика инвестиций из России имеет несколько иной характер - в 2017 г. объем значительно увеличился в сравнении с 2016 г., а уже в 2018 г. снижается. Следует отметить, что наибольшее снижение объема инвестиций из экономики России в другие страны произошел в 2015 г. (на 61,3 %) связано в двухкратной девальвацией российского рубля, ростом ключевой ставки и т. д. (т. е. изменением макроэкономической ситуацией в стране и международной обстановки вокруг нее (например, санкции)).

При простом сравнении данных 2016 и 2018 гг. можно отметить, что объем инвестиций в экономику России снизился на 73 % (до 8785 млн долл. США), в то время, как отток из России увеличился на 40,6 % (до 31377 млн долл. США). Данный факт имеет сложную интерпретацию, имеющую не только экономический характер, но и политический, и психологический.

60000

50000

40000

30000

20000

10000

ч 57082 \

\

\

32539 .......... ✓

\ 22085 22031 \ _

36757

28557

31377

Г

22314

" * 6853

8785

2014

2015

2016

2017

2018

Прямые иностранные инвестиции в экономику России

Прямые инвестиции из России

Рисунок 8. Динамика инвестиций в экономику России и из нее (млн долл. США) (составлено авторами)

Для более детального анализа исследуем динамику иностранных инвестиций в разрезе стран. Так, на рисунке 9 приведено изменение объема инвестиций в экономику России за период 2016-2018 гг. Сразу же обращает на себя внимание значительный объем инвестиций из Сингапура в 2016 г., однако это было разовое событие, связанное с тем, что в 2016 г. российское государство провело крупную сделку по продаже акций Роснефти. Сингапурская компания QHG Shares Pte. Ltd., которую создали специально для этой сделки, приобрела пакет акций в 19,5 % на сумму 10,2 миллиарда евро (692 миллиарда рублей).

Второе место по инвестициям в экономику России в 2016 г. заняли Багамы с величиной 5802 млн долл. США. В 2017 г. они уже занимали первое место с объемом инвестиций 6211 млн долл. США (рост на 7 % за год).

В 2018 г. наибольший объем инвестиций поступил в экономику России из Нидерландов (7846 млн долл. США), причем доля составила 89,3 % всего объема за этот год.

Больше всего из России инвестиции направлялись на Кипр (9827, 21241 и 10681 млн долл. США в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно), т. е. удельный вес в 2018 г. составил 34 % (в 2017 г. более половины - 57,8 %). Одновременно, в 2018 г. инвестиции из России поступали в Нидерланды (3025 млн долл. США), Соединенное Королевства (Великобритания) (2626 млн долл. США), Ирландию (2032 млн долл. США) и другие страны.

Исходя из проанализированной информации можно заключить, что более половины всех прямых инвестиций из России в 2018 (и предыдущие годы) направлялось в экономику стран, территория или часть которых являются оффшорной юрисдикцией. Таким образом, развитие данной логики (на основании анализа статданных) приводит к заключению, что в экономику России направляются средства, ранее выведенные из страны по различным причинам (в основном, экономического и политического характера). В результате, в РФ поступают

0

инвестиции от иностранных контрагентов, которые впоследствии могут быть выведены обратно.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

7846

165

-2000

A

2522

1690

2076 184^1 478 ■ J

15122

5802 6211

2703

-1427

J?

-4000

2551 832

1587 1997 1134 i009

* -827/ / </174 / Jt

/ ß

J?

if

S

2016 2017 2018

Рисунок 9. Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации) (млн долл. США) (составлено авторами)

Данный факт означает, что доверие к российской экономике находится на недостаточно высоком уровне (об этом свидетельствуют данные опросов, опубликованные Росстатом, где 58 % респондентов в качестве ограничивающего инвестиции фактора назвали «инвестиционные риски», а 62 % - «неопределенность экономической ситуации в стране»). В результате, значительная часть инвестиций в России - средства российских предпринимателей, считающих более лучшим вариантом хранение средств в оффшорных юрисдикциях (при необходимости, введение в российскую экономику в статусе «иностранных»).

В связи с вышесказанным, создание и развитие благоприятного предпринимательского климата является одной из основных задач органов власти Российской Федерации.

В целях повышения товарооборота России с иностранными партнёрами, создания благоприятных условий для выхода российских компаний на международные рынки, реализации совместных проектов, снятия торговых барьеров и привлечения инвестиций со странами дальнего зарубежья (без учета стран СНГ, АСЕАН и Японии) созданы и

функционируют 89 межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Одновременно разрабатываются двухсторонние стратегические документы в сфере сотрудничества со странами дальнего зарубежья.

25000 20000 15000 10000 5000 0

-5000 -10000

21241

6136

2281

3025 / 2032 2000 И | , 1401

541 755192 И39634 18и57 88^56612051258 3931078 17и95885 ^3^94

✓ ,У-1633# * у J

-8188

/

#

2016 2017 2018

Рисунок 10. Прямые инвестиции из России в экономику стран-крупнейших получателей прямых инвестиций (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации) (млн долл. США) (составлено авторами)

В целях улучшения условий ВЭД осуществлялась планомерная работа по устранению торговых ограничений (рисунок 11).

Направления деятельности по устранению торговых ограничений

В 2019 году продолжилась совместная работа Минэкономразвития России с профильными министерствами и ведомствами по устранению торговых ограничений для российского экспорта

Осуществлялась деятельность по выявлению барьеров, оказывающих негативное влияние на доступ российского экспорта на внешние рынки

Осуществлялась систематизация работы по выявлению и устранению барьеров на внешних рынках и повышению ее эффективности

Рисунок 11. Направления деятельности по устранению торговых ограничений (составлено авторами)

Также, в последние годы были устранены или либерализованы 33 ограничительные меры (в том числе угрозы введения мер), которые оказывали негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки (по экспертным оценкам, ущерб от действия этих мер составил около 723 млн долл. США в год).

Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России обеспечивает участие во всех защитных расследованиях третьих стран, затрагивающих интересы российских экспортеров. Так, при непосредственном содействии Минэкономразвития России, в том числе по линии Всемирной торговой организации (ВТО), в Турции завершилось специальное защитное расследование в отношении стальной продукции без введения меры.

Кроме того, по линии ВТО удалось добиться отмены меры Китая в отношении косметики; меры Хорватии в отношении нефтепродуктов и биотоплива; количественные ограничения Монголии на ввоз пшеничной муки и цельного молока на 2020 год.

В целях координации межведомственной работы и выработки мер по устранению торговых барьеров на зарубежных рынках образована рабочая группа по защитным мерам во внешней торговле (в составе подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции). На площадке рабочей группы обсуждаются предложения ведомств и бизнеса по реагированию на выявленные торговые барьеры.

В целях повышения эффективности участия России в ВТО еще в 2019 г. разработаны и одобрены Правительством РФ Стратегия участия России в ВТО и «Дорожная карта» ее реализации, которая устанавливает приоритеты по направлениям работы в рамках ВТО как на отдельных переговорных направлениях, так и в отношении потенциальных элементов реформы организации.

В целях формирования комфортных для российских экономических операторов международных правил в сфере торговли и инвестиций продолжено активное участие в многосторонних и плюрилатеральных переговорах на площадке ВТО.

Продолжается работа по поиску согласованных решений и выработке новых документов в целях преодоления более сложных интеграционных задач, в том числе по вопросам формирования общих и единых рынков, согласования и реализации отраслевых политик в ключевых сферах экономики, устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле, расширения взаимодействия с внешними партнерами.

Следует отметить, что прогресс России в международных рейтингах является одним из показателей эффективности мер по улучшению делового климата с точки зрения международных инвесторов и глобальных компаний6.

В последние годы отмечается продвижение в главных рейтингах Всемирного банка и Всемирного экономического форума. При этом методология их расчета, учитывающая разнообразный набор компонентов, позволяет прямо или косвенно оценить развитие сферы ВЭД, в частности, посредством индикатора «Международная торговля» (рисунок 12).

6 Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году (Министерство экономического развития Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/66eec1250c653fc9abd0419604f44bbd/VED.pdf.

140 120 100 80 60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

170

28

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

2012

2013 2014 2015

' Международная торговля

2020

■Общая позиция в рейтинге

Рисунок 12. Позиции России в рейтинге Doing Business и по индикатору «Международная торговля» (составлено авторами)

Как следует из рисунка 12, рейтинг России имеет тенденцию к повышению (чем меньше значение, тем лучше), т. е. условия для ведения бизнеса в стране все более благоприятные. Одновременно растет позиция РФ по индикатору «Международная торговля» рейтинга Doing Business, который определяется исходя из временных и финансовых затрат на организацию экспорта и импорта товаров. Замедление динамики по вышеуказанному индикатору в 2018-2020 гг. (значение в 2020 г. было равным значению 2019 г., а именно 99) не может быть свидетельством значительного снижения эффективности деятельности России по совершенствованию регулирования ВЭД в направлении создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. К тому же, коррективы внесла пандемия новой коронавирусной инфекции, а также политическая нестабильности в передовых экономических странах мира.

В настоящее время в России реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее снижение стоимостных и временных затрат на прохождение границы при осуществлении внешнеэкономической деятельности по следующим направлениям: либерализация валютного и экспортного контроля, автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров, сокращение времени совершения операций при экспорте товаров. Создаваемая на базе АО «РЭЦ» информационная система «Одно окно» будет являться максимально эффективным инструментом экспорта, позволяющая экспортеру осуществить подготовку необходимых документов и таможенное декларирование товаров в минимально возможные сроки и с минимальными финансовыми затратами. Подобное развитие осуществляется за счет внедрения и расширения применения цифровых технологий.

В результате, наблюдается положительная динамика в развитии благоприятных условий для осуществления ВЭД с участием России, однако еще остаются сдерживающие факторы, о чем свидетельствует динамика прямых иностранных инвестиций в экономику России и из нее. В данном случае важно исследовать не только динамику российской регулирующей системы, но и осуществлять сравнительный анализ с передовыми зарубежными практиками.

Направления анализа эффективности функционирования системы госрегулирования ВЭД

Анализ институциональных основ

Анализ функционирования

государственных институтов системы госрегулирования ВЭД (дублирование полномочий, международные сравнения

оперативности деятельности и доступности услуг,

взаимодействие и т. д.)

Анализ системы нормативно-правового регулирования ВЭД (соответствие законодательства основным тенденциям мировой экономики и международной практике, полнота и

однозначность трактовок и т. д.)

Анализ результатов (степени достижения целей)

В области участия в международных проектах

В области привлечения инвестиций в экономику России

В области внешней торговли

Рисунок 13. Алгоритм эффективности функционирования системы госрегулирования ВЭД

На рисунке 13 представлен алгоритм анализа системы госрегулирования ВЭД, отдельные элементы которого реализуются в России, причем уже достаточно длительный период. Так, процедуру оценки регулирующего воздействия проходят нормативные правовые акты, итоги внешней торговли анализирует значительное количество ведомств (Минэкономразвития России, Минфин России, ФТС России, Банк России, РЭЦ и т. д.). При этом, например, определение «внешнеэкономическая деятельность» обнаруживается в федеральном законе «Об экспортном контроле», который имеет определенную специфику и частью экспертов воспринимается не в качестве одного из основных в рамках ВЭД. К тому же, соответствие общемировым тенденциям иногда показывает неэффективность (недостаточную эффективность) некоторых инструментов в России, причины которой могут носить институциональный характер.

Особую важность в императиве перспективного повышения уровня конкурентоспособности экономики России на международной арене является форсированное развитие процесса цифровизации, фундаментом которой выступил соответствующий Указ Президента РФ №204, положивший основу прочим нормативным правовым актам7. В итоге, в частности, получили развитие системы прослеживаемости как в рамках выполнения функций государства (пилотные проекты реализовывались с 2015 г.) [9; 10], так и в коммерческой сфере (в частности, в логистике [11; 12]). Именно с цифровизацией контрольно-надзорных функций

7 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.

органов госвласти в аспекте снижения как финансовых, так и временных затрат участников ВЭД возможно дальнейшее повышение эффективности функционирование системы госрегулирования ВЭД. Помимо этого, цифровизация деятельности органов власти позволит значительно повысить оперативность взаимодействия (должно сопровождаться нормативным правовым регулированием) (указано на рисунке 13), а также развитием систем «единого окна» и «одно окно». К тому же, цифровое развитие в рамках систем управления рисками предоставит возможность использования элементов искусственного интеллекта, в результате чего, предположительно, значительно снизится административная нагрузка на участников ВЭД при одновременном повышении эффективности функционирования регулирующей системы.

С целью дальнейшего совершенствования функционирования системы государственного регулирования ВЭД необходимо стимулировать развитие практики применения результатов цифровизации как в отечественной системе госуправления, так и в процессе расширения интеграции в рамках ЕАЭС. Прежде всего, это связано с расширением режимов цифровой прослеживаемости, межведомственного и межстранового электронного взаимодействия, электронного документооборота, чему должно оказать содействие принятие мер по повышению персональной ответственности лиц, принимающих решения от имени государства, а также мероприятия по обеспечению кибербезопасности.

«Выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований».

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-1. С. 77-85.

2. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, Ьйр8;//е8] .1оёау/РБЕ/07ЕСУШ19.рёГ (доступ свободный).

3. Сладкова А.А. Некоторые особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2020. № 2 (62). С. 136-141.

https://core.ac.uk/download/pdf7328803019.pdf.

4. Грищенко Р.С. Направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // материалы I Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект» (Новосибирск, 22-23 октября 2019 г.). -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. - С. 38-42.

5. Аль Хумсси Ахмад, Чаплюк В.З. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Сирии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/07EYN615.pdf.

6. Страхова Е.Н. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности России: методологические подходы к динамическому анализу развития // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 155— 168.

7. Leonidou L., Samiee S., Geldres-Weiss, V. Using national export promotion programs to assist smaller firms' international entrepreneurial initiatives // Handbook of Research on International Entrepreneurship Strategy: Improving SME Performance Globally. 2016/12/31. https://www.researchgate.net/publication/301502903_Using_national_ex port_promotion_programs_to_assist_smaller_firms'_international_entrepreneurial_init iatives.

8. Freixanet J. Export promotion programs: Their impact on companies' internationalization performance and competitiveness // International Business Review 21 (2012) 1065-1086.

9. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf.

10. Коварда В.В. Перспективы развития системы цифровой прослеживаемости товаров в императиве повышения уровня национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17, № 1. - С. 95-125.

11. Пустохина И., Пустохин Д. Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. - 2019. - 11. https://www.researchgate.net/publication/341579289_CIFROVIZACIA_LOGISTIKI _V_ROSSII_REALNOST_PROBLEMY_I_BLIZAJSIE_PERSPEKTIVY.

12. Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г. Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики // Управленец. 2019. Т. 10. №1. С. 40-51.

Kovarda Vladimir Vasilievich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: kovarda@yandex.ru

Timofeev Gennady Pavlovich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: w261286@yandex.ru

Timofeeva Olga Gennadievna

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: liolija@bk.ru

Study of the main results of the functioning of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia in the context of large-scale digitalization of economic processes

Abstract. The improvement of the functioning of the system of state regulation of foreign economic activity is due to the constant transformation of the processes taking place in the world economy. Moreover, the development of such interrelated processes as globalization and digitalization makes demands on a permanent prompt response to the challenges and threats of international reality. Strengthening the competition both between the countries of the world and their associations, and on the part of transnational companies only actualizes the problem of increasing the efficiency of the functioning of national systems of foreign economic activity regulation.

The first part of the article examines the theoretical and methodological foundations of state regulation of foreign economic activity in Russia, key methods and their compliance with world practice.

The second part of the article analyzes the institutional foundations of state regulation of foreign economic activity in the Russian Federation. The regulatory and legal framework both in the field of state regulation of foreign economic activity and in the field of attracting foreign investment into the Russian economy has been studied in detail. The systematization of the subject-functional structure of the foreign trade regulation system in Russia has been carried out.

During the study of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia, the main results of its functioning were analyzed. In particular, the results of foreign trade activity, as well as the dynamics of investments in and out of the Russian economy are studied. It was revealed that the bulk of investments in the country comes from offshore jurisdictions, which some experts associate with the temporary return of previously exported funds. However, the constant work to improve the activities of the institutions of state regulation of foreign economic activity has made it possible to significantly reduce the number of barriers to foreign trade, which is reflected in the positive dynamics of Russia's position in the Doing Business rating.

According to the results of the study, it can be concluded that further improvement of the activities of the system of state regulation of foreign economic activity in Russia is associated with the expansion of digitalization of their activities.

Keywords: foreign economic activity; digitalization; state regulation of foreign economic activity; institutions of state regulation of foreign economic activity; methods of state regulation of foreign economic activity; information technology; foreign investment; electronic interaction

41ECVN121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.