5. Поиск персонала но технологии Executive Search - это работа нескольких профессионалов своего дела, коллективный труд которых выливается в стопроцентный качественный результат.
Executive search является относительно новый методом поиска и подбора персонала. Поскольку история развития Executive search в России сравнительно коротка, эта технология пока не получила такого большого распространения, как на Западе. Иностранные консультанты Executive Search, как правило, имеют соответствующее образование, большой опыт работы в крупных корпорациях, который позволяет им правильно понять проблемы своих клиентов и найти соответствующее решение. В России опытных консультантов Executive search пока очень мало, однако с развитием рынка все больше работников стремится повысить квалификацию. Развитие Executive search во многом зависит от современных амбициозных работников, получающих соответствующее образование и проходящих стажировки в России и за рубежом с целью перенять ценный опыт зарубежных коллег.
В перспективе спрос на услуги Executive search агентств в России будет быстро расти. Это подтверждается следующими данными: если в 2005 г. в среднем всего 10 компаний специализировались на Executive search, то на данный момент их число возросло в среднем в пять раз. Все большее количество кадровых агентств начинают предлагать клиентам услуги подбора персонала по технологии Executive search. Испытывать потребность в них будут, прежде всего, российские компании, уже завоевавшие прочные позиции на рынке и стремящиеся к их укреплению, а также выходу на международный уровень за счет привлечения грамотных менеджеров. При этом Executive search будет являться ключевым инструментом, позволяющим в значительной степени повысить эффективность бизнеса.
Библиографические ссылки
1. Иванов А.Е. Как закрыть вакансию. Органайзер рекрутера. М.: Вершина. 2006. 224 с.
2. Управление персоналом организации: Учебник. [Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб.]. М.: ИИФРА-М, 2007. 638 с.
УДК 334.758.4
Е. А. Ключарёва, Т. В. Суркова. С. А. Попов
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеев;!. Новомосковск, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ВРАЖДЕБНЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РОССИИ
Sooner or later any managing subject faces necessity of reorganisation of business in reply to changes of an environment of functioning. Absorption possess variety of advantages in
comparison witli internai meihods of corporate development. In dite connection research of the basic meiliods ol' the hostile absorption applied in Russia became a. work basis, and also lacks of their use are revealed.
Рано или поздно любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью реорганизации бизнеса в ответ на изменения внешней среды функционирования. Поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. В связи с этим основой работы стало исследование основных методов враждебных поглощений, применяемых в России, а также выявлены недостатки в их использовании.
В той неблагоприятной экономической обстановке, которая сложилась на сегодняшний день в России, перед отечественными компаниями как никогда остро стоит проблема преодоления кризисной ситуации путем применения конкретных и эффективных мер. Успешное функционирование фирмы в современном бизнесе, в первую очередь, обусловлено ее способностью правильно оценивать стремительно меняющееся внешнее окружение, а также своевременно и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям. В связи с этим рано или поздно любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью реорганизации бизнеса в ответ на изменения внешней среды функционирования. Такая реорганизация может принимать форму внешней экспансии за счет приобретения других хозяйствующих субъектов путем слияния или поглощения.
Поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором к проведению поглощений, является сииергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от поглощения.
Враждебные поглощения, по своей сути, являются практическим воплощением такого явления, как конкуренция за управление активами и представляют собой одну из наиболее важных составляющих внешней биз-нес-среды. оказывающую значительное влияние на стратегические аспекты развития фирмы.
Особенностью российских рынка корпоративного контроля является преимущественное использование метода враждебных поглощений, а не слияний, что характеризуется приобретением новых активов, рынков сбыта и каналов дистрибуции и т.д. Враждебным поглощением одного предприятия другим, можно назвать приобретение последним контрольного пакета акций первого, без согласия его акционеров . При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не имело места ранее), а поглощаемое - ее дочерним предприятием.
Наиболее распространенными в современной России методами враждебных погло щен ий стали :
1) приобретение контрольного пакета акций компании-цели;
2) использование долговых обязательств компании-цели;
3) гринмэйл;
4) оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (про-изводственно-техиологический комплекс, права недропользования и т.п.);
5) «господство над бизнесом».
Приобретение контрольного пакета акций компании-цели.
Часто акционеры компании не соглашаются продать акции, даже если компания-покупатель предлагает высокую цену, или продавцы-акционеры требуют за акции такую цену, которую «поглотитель» не готов заплатить. Тогда компания-покупатель прибегает к ступенчатому поглощению т.е. получение контроля над жертвой через:
- получение контроля над основными поставщиками;
- оспаривание сделок по приобретению акций, оспаривание итогов приватизации,
- борьба за доверенности на голосование, на.собраниях акционеров;
- метод административного давление на жертву, с целыо принуждения к продаже акций: проверки налоговых, таможенных органов и органов валютного контроля, органов ФКЦБ и связанный с этим РК против жертвы и как наиболее жесткий вариант возбуждение уголовных дел против руководителей компании-жертвы, организаций партнеров, членов совета директоров.
Использование долговых обязательств компании-цели. Чаще всего применяется следующая схема банкротства компании-цели. Покупатель начинает планомерно скупать долги компании-цели. Ни для кого не секрет, что найти просроченный долг даже у крепко стоящего на ногах предприятия довольно легко. Что уж говорить об основной массе хозяйствующих субъектов. Сосредоточив значительный объем задолженности, покупатель инициирует процедуру банкротства компании-цели, предварительно договорившись с органами региональной и (или) федеральной власти (в зависимости от значимости предприятия). Операция рассчитывается таким образом, чтобы поглощаемая компания заведомо было не в состоянии погасить имеющуюся задолженность. В результате подобных действий на предприятии вводят внешнее управление, после чего руководителя компании-цели отстраняют от должности, прекращают полномочия органов управления. Все управленческие функции переходят к внешнему управляющему. Именно с этого момента начинается долгий процесс по выводу активов организации. В данном случае важная роль отводится стадии конкурсного производства, когда в целях удовлетворения требований кредиторов реализуется имущество должника.
Однако можно и не доводить дело до последней стадии банкротства. В процессе внешнего управления покупатель может обратиться к акционерам общества с предложением о продаже принадлежащих им акций. Тем самым акционеры оказываются перед выбором: либо отказаться, и остаться ни с чем, либо продать акции и получить хоть и небольшие, но деньги. Аккумулировав более 50%. а лучше более 75% голосующих акций компании-цели, покупатель начинает активно восстанавливать платежеспособность предприятия с целью прекращения производства по делу о банкротстве.
«Гринмэйл» - это деятельность, направленная на получение контроля над компанией посредством спекуляций или злоупотреблений своими правами акционера (участника) по отношению к ней. Технология данного метода заключается в следующем:
1) «гриимейлер» становится акционером (участником) предприятия, при-
обретая небольшой пакет акций (долей), позволяющий использовать законодательство об АО или ООО для юридических действий, целью которых является саботаж финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например: пакет акций более 10% даёт возможность «гринмейдеру» требовать созыва внеочередных общих собраний акционеров буквально каждый день); 2) второй этап, как правило, самый продолжительный и состоит из многочисленных судебных разбирательств, с количеством и сложностью которых юристы компании-цели обычно справиться не в состоянии, и проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятия всеми возможными государственными проверяющими органами. . -
Таким образом, «гринмэйлер» снижает привлекательность компании-цели, тем самым, уменьшая ее стоимость и дает возможность покупателю приобретать активы компании но низкой цене.'
Оспаривание прав собственности на стратегически важные активы. Особенности нападений на чужие активы заключаются в наличии целой комбинации правовых, направленных, к примеру, на получение приглянувшегося производственно-технологического комплекса. Причем отдельно от права собственности самостоятельным фактором выступает производственная деятельность предприятия: при помощи процессуальных уловок можно приостановить использование недвижимости, а, следовательно, и парализовать всю работу компании-цели. В таком случае акционеры этой компании вынуждены будут согласиться на предложение покупателя.
«Господство над бизнесом». Под данным наименованием подразумеваем достаточно редкие пока ситуации, результатом которых может оказаться переманивание трудового коллектива обладающего специальными знаниями в области осуществляемого бизнеса; перехват клиентской базы; стагнацию бизнеса по другим основаниям, например, лишение специального права заниматься определенным видом деятельности (лицензии, аккредитации и др.).
Поглощения один из важнейших механизмов экономики, о помощью которого происходит развитие компаний, приращение активов - это одна из форм деловой эволюции.
В Российской Федерации государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов по реструктуризации компаний путем поглощения, осуществляется в форме установления законодательных норм, определяющих порядок и условия совершения сделок на рынке ценных бумаг и ответственности за их нарушение, к котрым относится: ФЗ об акционерных обществах; ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также нормативные акты МАП и Правительства РФ; ФЗ о несостоятельности (банкротстве); Арбитражно-процессуальный кодекс; Нормативные акты ФКЦБ РФ.
Несмотря на существование довольно обширной законодательной базы, можно сказать, что механизм осуществления сделок по слияниям и поглощениям (в том числе и жеспсим) в России еще не до конца сформирован и отработан. Для российской практики поглощений в отличие от западной
характерны: закрытость информации о проведении сделки и применяемых методах; привлечение сторонней компании - специалиста по поглощениям (рейдера), в то время как в ЕС поглощением занимается сама компания-покупатель: несправедливость многих сделок из-за отсутствия базы сравнения для рыночной оценки компании. Кроме того отсутствует механизм эффективной оценки поглощаемых компаний, что приводит к занижению их цены в процессе жесткого поглощения.
То есть, в настоящее время необходим поиск путей совершенствования механизма их проведения, ужесточения контроля со стороны государства в целях повышения легитимности данных сделок.
Библиографические ссылки
1. Шура П. Слияния и поглощения. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. М.: Коммерсант, 2004. 192с.
2. Стэнли Фостер Рид, Александра Рид Лажу Искусство слияний и поглощений. М.: Алыгана, 2004. 958 с.
УДК 330.322.5
Ю. И. Зайцева, М. Н. Переверзева, О. В. Константинова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. Новомосковск, Россия
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Balanced Scorecard as one of the most fashionable in the theory of management of enterprise strategy recommend to introduction set of the companies which are engaged in administrative consulting. The given system provides a feedback between internal business processes and the external indicators, necessary for increase of strategic efficiency and achievement of results of activity of the enterprise.
Сбалансированную систему показателей как одну из самых модных в теории управления стратегией предприятия рекомендуют к внедрению множество компаний, занимающихся управленческим консалтингом. Данная система обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения результатов деятельности предприятия.
Для того чтобы эффективно управлять своей стратегией, компаниям нужна система управления, позволяющая осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив. До недавнего времени такой системы не существовало вообще, пока Balanced Scorecard (Система Сбаланси-